Аварийное завершение заявки росреестр

В соответствии с действующим законодательством право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестре. Это нужно государству — оно получает возможность вести учёт зарегистрированных земель, контролировать их оборот и рациональное использование. В регистрации заинтересован и собственник участка — это действие юридически закрепляет его права на землю и позволяет ему заключать сделки с ней. Процедура, о которой идёт речь, регламентирована Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации).

Регистрация участка проводится на основании сведений межевого плана. Услуги по межеванию оказывает кадастровый инженер (чтобы узнать какие организации выполняют межевание и другие кадастровые услуги рекомендуем обратиться к каталогу исполнителей, а выяснить какова стоимость услуг в вашем регионе рекомендуем при помощи онлайн калькулятора кадастровых работ на нашем сайте).

Нередки случаи, когда Росреестр не регистрирует право собственности на земельный участок. События могут развиваться по трём сценариям: специалисты возвращают заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения, Росреестр приостанавливает рассмотрение заявления, наконец, Федеральная служба отказывает в удовлетворении заявления и регистрации земельного участка. Что может послужить причиной таких решений и как действовать в перечисленных ситуациях? Развёрнутые ответы — далее.

Возврат заявления без рассмотрения

Решение о возврате выносит специалист, отвечающий за приём документов. До государственного регистратора и глубокой юридической экспертизы ситуации в данном случае дело не доходит. Заявление возвращают без рассмотрения, если:

  • не оплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (для физических лиц её размер равен 2000 руб.);
  • в поданных документах есть зачёркнутые слова, приписки, подчистки, иные исправления;
  • документы исполнены с помощью карандаша и не могут быть однозначно истолкованы;
  • в заявлении на регистрацию земельного участка нет личной подписи заявителя;
  • в ЕГРН есть запись о том, что участок невозможно зарегистрировать без личного присутствия заявителя.

Если документы, которые вы подали, вам вернули без рассмотрения, устраните имеющиеся недочёты и подайте заявление в Росреестр повторно.

Приостановка регистрации

Соответствующее решение выносит государственный регистратор после изучения представленных документов и правового статуса земельного участка. Если специалист находит причины, препятствующие регистрации (речь о них пойдёт далее), он может приостановить процесс на определённый срок — как правило, составляющий 1 месяц, но не превышающий 3 месяцев. В день приостановки государственный регистратор оформляет письменное уведомление о принятом решении и направляет или вручает его заявителю.

Если регистрацию земли по вашему участку приостановили, устраните в установленный срок причины, указанные в полученном от Росреестра уведомлении, и подайте заявление и документы повторно.

Отказ в регистрации

В статье 26 Закона о регистрации перечислены причины, по которым Росреестр может отказать заявителю. Их количество исчисляется десятками, но на практике, как показывает опыт специалистов Федеральной службы, чаще всего имеют место лишь некоторые из них.

Одна из наиболее распространённых причин отказа в регистрации земельного участка — несоответствие поданных документов требованиям законодательства, касающимся формы или содержания. Речь может идти об отсутствии нотариальной заверки, которая необходима при заключении сделок с недвижимостью, подаче документов, составленных в другом государстве и не легализованных в нашей стране (не имеющих апостиля), отсутствии в документах сведений о том, что на участке нет зданий и сооружений, других подобных недочётах.

Ещё одна причина, по которой Росреестр часто отказывает в регистрации прав собственности на землю, — неполнота поданного пакета документов. В нём могут отсутствовать сведения о семейном положении, согласие супруга на заключение сделок с недвижимостью, разрешение, выданное органами опеки, другие документы, обязанность по представлению которых лежит на заявителе.

Государственный регистратор может отказать в регистрации участка при отсутствии сведений о фактически имеющихся обременениях. Право собственности должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе строго в том состоянии, в котором оно находится на момент его оформления, то есть со всеми обременениями, зафиксированными в ЕГРП. При несоблюдении этого требования неизбежен отказ.

В практике Росреестра есть случаи вынесения отрицательных решений, в которых заявление о регистрации подаёт ненадлежащее лицо. Один из примеров — обращение в регистрирующий орган по доверенности, которая на день подачи заявления аннулирована доверителем. По этому же основанию государственный регистратор может отказать, если в документах неправильно указаны фамилия, имя и/или отчество заявителя — Росреестр не сможет идентифицировать лицо и достоверно установить принадлежность правоустанавливающего документа.

При обнаружении одной из перечисленных или других причин, изложенных в статье 26 Закона о регистрации, Росреестр выносит решение об отказе в регистрации. Письменное уведомление об отрицательном решении направляется или вручается заявителю в течение пяти дней после истечения срока, отведённого на рассмотрение заявления. Уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Как действовать при вынесении отказа?

У вас есть право обжаловать отрицательное решение Росреестра. Действующее законодательство не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования подобных споров — это значит, что вы можете сразу обращаться в суд. Дела об обжаловании решений Росреестра в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ рассматриваются по нормам Гражданско-процессуального кодекса РФ. Исковое заявление нужно подавать в районный суд по месту нахождения земельного участка. Понадобится уплатить государственную пошлину в размере 300 руб. При несоблюдении перечисленных требований суд вернёт исковое заявление без рассмотрения.

В настоящее время заявление в суд можно подать не только в традиционной бумажной форме, но и по цифровому каналу связи — составив документ на официальном сайте суда и заверив его электронной цифровой подписью.

Изложите в исковом заявлении обстоятельства дела. Укажите причину, по которой Росреестр отказал в регистрации земельного участка. Приведите доводы в свою пользу, обоснуйте ошибочность позиции государственного регистратора. Подкрепите доводы доказательствами, приложив к исковому заявлению документы, имеющие отношение к существу спора. Рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, специализирующихся на вопросах, касающихся земли, — они облегчат вам работу и повысят шансы на успех.

В исковое заявление следует включить два требования:

  • основное касается признания отказа в регистрации земли незаконным;
  • дополнительное касается возложения на Росреестр обязанности выполнить государственную регистрацию права собственности на участок.

При соблюдении правил подсудности и требований к содержанию и форме документов суд рассмотрит исковое заявление и вынесет решение. Оно будет положительным, если судья установит вашу правоту и справедливость ваших доводов. В этом случае на Росреестр возложат обязанность зарегистрировать участок земли, причём без подачи вами нового заявления — исключительно на основании судебного решения и документов, которые вы передали регистратору ранее. Росреестр в трёхдневный срок уведомит вас о получении решения суда и проинформирует о сроке государственной регистрации земельного участка.

Перспективы обжалования

Изучение судебной практики позволяет сделать вывод: заявителям, устранившим недочёты в документах и правовом статусе земли, во многих случаях удаётся успешно обжаловать отказы Росреестра в выполнении регистрационных действий. Самым сложным случаем, пожалуй, является отсутствие земельного участка в государственном кадастре недвижимости. Перспективы обжалования отказа нулевые — Росреестр не может зарегистрировать то, чего юридически не существует, и ни один суд не встанет на противоположную точку зрения. Рекомендуем заказать межевание, поставить участок на кадастровый учёт и лишь после этого обжаловать отрицательное решение государственного регистратора.

Источник фотографии

Реальные истории из практики агентов по недвижимости

Многофункциональные центры, или МФЦ – это учреждения, работающие по принципу единого окна. Сюда обращаются по вопросам получения и замены паспорта и полиса ОМС, здесь подают документы для постановки на налоговый учет и для регистрации сделок с недвижимостью.

К сожалению, пресловутый человеческий фактор – та «ложка дегтя», которая не позволяет в полной мере оценить все преимущества формата МФЦ. О некоторых ошибках МФЦ в документах, связанных с недвижимостью, рассказали нам риэлторы Петербурга.

Ошибочка вышла!

Невнимательность недопустима для профессионала, работающего с документами, от правильности заполнения которых зачастую зависят человеческие судьбы. В агентстве «Адвекс-Недвижимость» вспоминают случай, когда в выписке из ЕГРН сотрудник МФЦ допустил ошибку: он неправильно указал код подразделения, выдавшего паспорт продавцу квартиры. И когда тот явился в банк за причитающимися ему деньгами, его не допустили к ячейке. На исправление ошибки и восстановление справедливости ушло немало времени, а в каком стрессе все эти дни пребывали участники сделки!

Также в «Адвекс-Недвижимость» один из специалистов при получении в МФЦ зарегистрированных документов на нового собственника квартиры обнаружил несколько серьезных ошибок в паспортных данных покупателя. В итоге банк не принял документы для перечисления денег продавцу, продавец не смог передать квартиру по акту приема-передачи. (К слову, на исправление технической ошибки отводится 5 рабочих дней.)

Впрочем, бывают случаи, когда невнимательность сотрудников МФЦ сходит им с рук. Однажды регистратор ошибся в написании отчества получателя выписки из ЕГРН. К счастью, выдававший выписку сотрудник этого не заметил.

Порой вина за обнаруженные в документах ошибки лежит не на сотрудниках МФЦ. В том же «Адвексе» специалисты столкнулись с тем, что в полученной выписке из ЕГРН на квартиру одновременно фигурировали действующие собственники и предыдущий владелец. А ведь с момента покупки квартиры у него прошло уже более 7 лет! Для разрешения вопроса потребовалось исправление технической ошибки в Росреестре, из-за которой наряду с актуальной информацией отображалась архивная.

Положение меняется

Тем не менее, утверждают эксперты, ошибки сотрудников МФЦ при оформлении документов выявляются все реже. Заместитель генерального директора АН «АРИН» Владимир Спарак отмечает, что их квалификация ощутимо растет, и сегодня жаловаться приходится лишь на очереди, тогда как еще год назад проблемы действительно имели место.

«Был период, когда сотрудники МФЦ активно участвовали в формировании пакета документов для регистрации, стараясь его минимизировать и не брать «лишние” бумаги. Тогда были прецеденты с приостановкой регистрационных действий и затребованием регистраторами отвергнутых сотрудниками МФЦ бумаг», – вспоминает г-н Спарак.

Отделения МФЦ действительно решают ряд важных задач, упрощая процедуру оказания государственных и муниципальных услуг и минимизируя сроки. Повышение квалификации сотрудников МФЦ в ходе работы, а также привлечение к их обучению специалистов Росреестра позволяют снизить количество неприятных инцидентов с ошибками в заполнении документов. Да, система пока несовершенна, но со временем обещает перестать быть таковой!

Оставьте комментарий