Байпас для циркуляционного насоса

Я уже писал, несколько лет назад, что за функции выполняет байпас. Но решил более шире раскрыть эту тему. Каково его предназначение, где используется байпас и принцип работы.

Что означает байпас?

Байпас – это обводная ветка, обычно идущая параллельно основной линии. В гидравлике, байпас применяется как обводная линия, на случай ремонта оборудования, запорной арматуры, в местах, с повышенным классом надёжности.

Например, насосная станция, обеспечивающая подачу воды для охлаждения реактора или доменных печей. Там нельзя на время ремонта насоса отключить подачу воды. На таких станциях, обычно используются минимум три насосных агрегата. Когда один становится на ремонт, его перекрывают и отключают, предварительно включив параллельно в сеть резервный насос. В данном случае, байпасная линия обеспечивает непрерывность производства.

Как устроен байпас, схема его работы

Принцип работы байпаса, установленного на однотрубной системе отопления, можно увидеть на расположенной ниже интерактивной схеме. На первой схеме, мы видим работу системы отопления в режиме, с отключенным насосом.

Можно видеть, как жидкость, нагреваемая в котле, создаёт естественную циркуляцию, приподнимая шаровый обратный клапан, и движется в верх, минуя байпас.

На второй флеш-анимации выше, насос включен в работу. Приводя в движение теплоноситель, насос в несколько раз ускоряет проток жидкости по трубам системы отопления. Одновременно, потоком жидкости шаровый клапан перекрывает прямой участок трубы, тем самым препятствует закольцовыванию работы насоса.

Интересно то, что в погоне за посетителями сайта, многие перепечатывают друг у друга статьи, немного их изменив. Но многие, не понимают о чём они пишут, и получается очень большая глупость, в итоге. Не хочу никого обвинять, но ребята, хотябы постарайтесь вникать в суть дела, а то можно такого наворотить. Хочу использовать эту ситуацию, чтобы обратить ваше внимание на ошибки, допускаемые при монтаже байпасной обводки. Многие фотографии, используемые в этой статье, взяты в свободном доступе сети интернет. Анимация выше, моего собственного изготовления, копирование только с активной индексируемой ссылкой на мой сайт!

Итак, обратите внимание на фотографию снизу.

Если вы заметили, я нашел три момента, разной «степени» рекомендаций. Первая, красная стрелка вертикально, грубое нарушение! Занимаясь монтажом отопления, нужно знать, что устанавливать насос с мокрым ротором, разрешается только горизонтально расположив корпус электро-двигателя. На фото он расположен вертикально, и это место образует верхнюю точку, где обязательно будет скапливаться воздух. Через некоторое время насос перегреется и сгорит, если регулярно не производить сброс воздуха из него.

Второй момент, это ещё одна красная стрелка, справа, показывает на некорректное расположение вентиля. Подумайте, что будет, при выходе из строя насоса, как его поменять в отопительный сезон? Только сливать воду из системы. Правильным, было бы установить вентиль и фильтр в то место, куда показывает стрелка.

Синяя стрелка показывает на потёки, если их не ликвидировать, прогниёт труба.

Что новенького?

Просматривая интернет поиск, готовя эту статью, нашел для себя интересные новинки, в применении байпаса. Появились инжекционные схемы работы байпасной обводки. На фото снизу виден принцип его работы.

Кто знаком с двигателями внутреннего сгорания, тот должен ориентироваться, тот же принцип работы используется в бензиновых карбюраторах. Единственно, я бы доработал схему, и всё-таки не удалял обратный клапан. Как я попробовал дорисовать, он будет препятствовать зацикливанию работы циркуляционного насоса.

Иначе, часть потока теплоносителя будет идти в обратном направлении, по наименьшему сопротивлению (физика).

Ещё понравились различные решения байпасной линии, позволяющие использовать её в недоступных ранее местах.

Бывает так, что котёл расположен очень близко к стене, и нет места для монтажа классической версии исполнения байпаса. А тут, монтируй спокойно! Здорово, спрос – рождает предложение, закон рынка.

Применяется байпасная линия очень широко. Например, для врезки прибора учёта.

На одно стояковых системах отопления, обязательно стоят перемычки (маленький байпас), перед радиаторами отопления. При однотрубной системе отопления, в частном доме, радиаторы выполняют роль байпаса. Ещё можно привести множество специфических примеров, но тогда, каждый из них нужно тщательно объяснить, для чего используется. Но эта статья не для этих целей. Я думаю, вам понятен смысл применения байпасной линии.

Всего вам доброго. С вами был — Владимир Войнаровский и «Сайт о сантехнике».

Многие из тех, у кого дома устанавливалась система индивидуального водяного отопления, наверняка могли слышать от мастеров, которые делали работу, о необходимости установки циркуляционного насоса через систему байпаса. Естественно, что с мастерами никто не спорит, — нужно, значит нужно. Однако вопрос остался. Что же это такое, и для чего нужен байпас в системе отопления. Может, можно и без него обойтись?

Давайте далее попробуем разобраться в этих вопросах, чтобы термин «байпас» перестал быть загадкой, и, в случае чего, можно было бы на равных пообщаться с мастерами отопительных систем.

Что такое байпас

Этот термин заимствован их английского языка и означает обвод, обходной путь. С точки зрения гидродинамики, а если точнее, движения жидкости по трубам, это дополнительный путь для тока в обход основной магистрали. Кстати, такие устройства можно встретить не только в отопительной системе, но и везде, где есть сложная трубная система транспортировки чего-либо, и не только жидкости. В качестве примеров можно привести газовые магистрали, нефтепроводы, а также водоснабжение.

Для чего нужны обходные пути на трубных магистралях

Давайте рассмотрим, как работает такой трубный обвод на примере системы водяного отопления. Часто байпас здесь можно увидеть перед отопительной батареей. Это вертикальный участок трубы, что сообщает горячую магистраль с отводящей. Зачем это нужно?

Представьте, что в разгар отопительного сезона что-то случилось с батареей, потекла, например. То есть, необходимо ее снимать и ремонтировать, или заменять другой. Но как это сделать, если отопление работает и выключать его очень нежелательно, так как за окном мороз? Вот здесь и пригодится обходной путь, через который можно перенаправить движение теплоносителя, пока будут идти ремонтные мероприятия. Для этого просто нужно перекрыть краны, ведущие к радиатору и открыть то запорное устройство, что находится на обводной трубе (если оно есть). Таким образом, жидкость из подающей магистрали будет сбрасываться в обратку, что никак не повлияет на работу отопительного контура в целом. А батарею можно снимать и ремонтировать при работающем отоплении.

Байпас перед батареей нужен не только для аварийных ситуаций. Благодаря его наличию можно регулировать объем проходящей через радиатор жидкости, и, как следствие, его температуру. Для этого используется запорный кран на подающей трубе. Если его немного прикрыть, движение теплоносителя через батарею станет менее интенсивным, и она начнет остывать. Та часть циркулирующей жидкости, что отсеклась частично закрытым краном, через обводную трубу будет сбрасываться в обратную магистраль.

Как видно из приведенного примера, обвод предусматривает не только наличие дополнительного пути, но и запорных элементов, с помощью которых можно перенаправлять ток жидкости.

Байпас с циркуляционным насосом

При врезке в отопительный контур циркуляционного насоса в большинстве случаев также делается обводной участок трубопровода. Причем подкачивающее устройство устанавливается именно на обводе. Вся система байпаса в этом случае состоит из таких структурных элементов:

  • циркуляционный насос;
  • фильтрующее устройство;
  • запорные шаровые краны или автоматический клапан.

Обходной трубопровод с насосом врезается в участок обратной магистрали недалеко от входа в котел. На участке обратки между входом и выходом обвода устанавливается запорный кран.

Работает система так. Когда включен циркуляционный насос, краны на обводном трубопроводе открыты, и движение жидкости происходит именно по этому пути. Шаровый кран, находящийся на основной магистрали в этот период полностью закрыт. При необходимости ремонта насоса или замены фильтра, вначале открывается кран на обратке, запорная же арматура, установленная на байпасе, напротив, закрывается. В этом варианте отопление продолжает работать, но циркуляция происходит естественным путем.

То же самое нужно сделать, если в сети по каким-либо причинам пропадет электричество и циркуляционный насос перестанет работать. С помощью имеющейся запорной арматуры движение теплоносителя перенаправляется через основную обратную магистраль. Если байпас оборудован автоматическим обратным клапаном, стоит только открыть кран на обратке.

Установка трубного обвода с циркуляционным насосом

Монтаж обходной трубы обычно производится при устройстве отопительной системы. Однако бывают случаи, когда приходится делать врезку в действующий отопительный контур. Понятно, что такую работу лучше проводить в теплый сезон, когда водяное отоплений не функционирует. Перед установкой обвода с насосом необходимо слить теплоноситель из системы.

Характер работ и их сложность сильно зависит от того, из какого материала применен трубопровод для обустройства отопительного контура. С металлопластиковой трубой работать гораздо проще. Для полипропилена и металла понадобятся соответствующие сварочные устройства, поэтому работой с таким материалом занимаются сугубо специалисты.

Даже если трубопровод металлопластиковый, врезку байпаса лучше доверить специалистам. Если все же есть желание сделать работу самостоятельно, можно ориентироваться на следующую схему:

  1. Сначала собирается участок обвода, что располагается параллельно обратной магистрали. Последовательность такова: угловое соединение – труба – кран – труба – фильтр – насос – труба – угловое соединение.
  1. От обратки отрезается участок, примерно равный общей длине горизонтального участка обвода. На левый и правый конец обратной магистрали устанавливаются тройные соединения. Между ними монтируется участок трубопровода с врезанной запорной арматурой.
  1. Собранный участок обходного трубопровода соединяется с магистралью равными по длине фрагментами трубы. Здесь следует быть внимательным и не перепутать стороны. Необходимо, чтобы стрелка на корпусе подкачивающего устройства совпадала с током теплоносителя.

Теперь вы знаете, что такое байпас и зачем это устройство включается в отопительный контур. Поэтому вопросов по поводу предназначения обходного пути для теплоносителя и целесообразности его установки больше возникать не должно.

Оставьте комментарий