Баллоны под метан

  • Пропан-бутан технический

Параметры и размеры кислородных баллонов для пропана, бутана и их смесей можно посмотреть по ГОСТ 15860-84. В настоящее время применяются четыре типа данных изделий, объемами 5, 12, 27 и 50 литров.

При нормальных атмосферных условиях и температуре 15°С плотность пропана в жидком состоянии составляет 510 кг/м3, а бутана 580 кг/м3. Пропана в газовом состоянии при атмосферном давлении и температуре 15°С равна 1,9 кг/м3, а бутана — 2,55 кг/м3. При нормальных атмосферных условиях и температуре 15°С из 1 кг жидкого бутана образуется 0,392 м3 газа, а из 1 кг пропана 0,526 м3.

Посчитаем вес пропанобутановой смеси в самом распространенном баллоне в строительстве: объемом 50 с максимальным давлением газа 1,6МПа. Доля пропана по ГОСТ 15860-84 должна быть не менее 60% (примечание 1 к табл.2):

50л = 50дм3 = 0,05м3; 0,05м3 • (510 • 0,6 + 580 •0,4) = 26,9кг

Но из-за ограничения давления газа 1,6МПа на стенки в баллон этого типа не заправляют более 21кг.

Посчитаем объем пропанобутановой смеси в газообразном состоянии:

21кг • (0,526 • 0,6 + 0,392 •0,4) = 9,93м3

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 50л = 21кг = 9,93м3

В полностью заправленном пропановом 50-ти литровом баллоне
примерно 21 килограмм жидкого пропана (если считать в килограммах)
примерно 40 литров пропан-бутановой смеси (если считать в литрах).

  • Кислород газообразный технический

Параметры и размеры кислородных баллонов можно посмотреть по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего для газов на Рр ≤ 19,7МПа». Наиболее популярными являются баллоны объемами 5, 10 и 40 литров.

По ГОСТ 5583-78 «Кислород газообразный технический и медицинский» (приложение 2), объем газообразного кислорода в баллоне (V) в кубических метрах при нормальных условиях вычисляют по формуле:

V = K1•Vб,

Vб — вместимость баллона, дм3;
K1 — коэффициент для определения объема кислорода в баллоне при нормальных условиях, вычисляемый по формуле

Р — давление газа в баллоне, измеренное манометром, кгс/см2;
0,968 — коэффициент для пересчета технических атмосфер (кгс/см2) в физические;
t — температура газа в баллоне, °С;
Z — коэффициент сжигаемости кислорода при температуре t.
Значения коэффициента К1 приведены в таблице 4, ГОСТ 5583-78.

Посчитаем объем кислорода в самом распространенном баллоне в строительстве: объемом 40л с рабочим давлением 14,7МПа (150кгс/см2). Коэффициент К1 определяем по таблице 4, ГОСТ 5583-78 при температуре 15°С:

V = 0,159 • 40 = 6,36м3

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 40л = 6,36м3

  • Ацетилен

Параметры и размеры баллонов для ацетилена можно посмотреть по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего для газов на Рр ≤ 19,7МПа». Наиболее популярными являются баллоны объемами 5, 10 и 40 литров. Корпус ацетиленового баллона отличается от корпуса кислородного баллона меньшим размером.

При давлении 1,0 МПа и температуре 20 °С в 40л баллоне вмещается 5 – 5,8 кг ацетилена по массе ( 4,6 – 5,3 м3 газа при температуре 20 °С и 760 мм.рт.ст.).

Приближенное количество ацетилена в баллоне (определяется взвешиванием) можно определить по формуле:

Va = 0,07 • Е • (Р – 0,1)

0,07– коэф., который учитывает количество ацетона в баллоне и растворимость ацетилена.
Е – водяной объем баллона в куб.дм;
Р – давление в баллоне, МПа (давлении 1,9 МПа (19,0 кгс/см2) при 20 °С по ГОСТ 5457-75 «Ацетилен растворенный и газообразный технический»);
0,1 – атмосферное давление в МПа;

Вес 1 м3 ацетилена при температуре 0°С и 760 мм.рт.ст. составляет – 1,17 кг.

Вес 1 куб.м ацетилена при температуре 20°С и 760 мм.рт.ст. составляет 1,09 кг.

Посчитаем объем ацетилена в баллоне объемом 40л с рабочим давлением 1,9МПа (19кгс/см2) при температуре 20°С:

Va = 0,07 • 40 • (1,9 – 0,1) = 5,04м3

Вес ацетилена в баллоне объемом 40л с рабочим давлением 1,9МПа (19кгс/см2) при температуре 20°С:

5,04 • 1,09 = 5,5кг

Вывод (для рассматриваемого случая): 1 баллон = 40л = 5,5кг = 5,04м3

  • Двуокись углерода (углекислота)

Углекислота (по ГОСТ 8050-85 «Двуокись углерода газообразная и жидкая») применяется как защитный газ для электросварочных работ. Состав смеси: СО2; Ar + CO2 ; Ar + CO2 + O2. Еще производители могут маркировать ее как смесь MIX1 – MIX5.

Параметры и размеры баллонов для ацетилена можно посмотреть по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего для газов на Рр ≤ 19,7МПа». Наиболее популярными являются баллоны объемами 5, 10 и 40 литров.

Объемный вес углекислоты в газообразном состоянии равен 1.98 кг/м³, при нормальных условиях.

Посчитаем вес углекислоты в самом распространенном баллоне в строительстве: объемом 40л с рабочим давлением 14,7 МПа (150 кгс/см2).

Технические газы в баллонах объемом 50 литров

Технические газы (подробнее смотрите тут http://www.nvph.ru/texnicheskie-gazyi) представляют собой особые вещества, полученные из атмосферы, при химической реакции, а также из углеводородного сырья. Технические газы используются в промышленных и бытовых целях, а также при выполнении сварочных и иных строительных работ.

Виды технических газов

Существует немало видов технических газов, полученных любым из указанных способов. Среди основных можно выделить такие как:

  • Кислород.
  • Азот.
  • Аргон.
  • Углекислота.
  • Гелий.
  • Пропан.
  • Ацетилен.

Газы кислород, азот, углекислота и аргон получаются при делении воздуха на две составляющие — кислород и азот, для этого применяют специальные устройства и аппараты – воздухоразделители.

Гелий получают,добывая гелийсодержащие природные газы, пропан http://www.nvph.ru/Propan-gaz вырабатывается при добыче углеродного сырья. Химическим методом, присоединении путем химической реакции воды и карбида кальцияпроизводят ацетилен.

Помимо основных видов технических газов можно также выделить медицинские газы, которые активно применяют в работе многих приборов, а также в некоторых терапевтических и реанимационных процедурах. Примером такого вещества является медицинский кислород.

Кроме того, в современной промышленности очень часто применяют газовые смеси, которые состоят из нескольких компонентов-газов. Использование такой смеси помогают существенно улучшить результат работ. Особым спросом пользуются сварочные газовые смеси, к которым относятся такие как защитная газовая смесьосновным компонентами которой является аргон и углекислота, а также проверочные газовые смеси, используемые в метрологии, созданные на основе чистого технического газа.

Сколько кубов технического газа в бытовом баллоне

Газовые баллоны http://www.nvph.ru/gazovie_ballony предназначены для хранения и перевозки газов самых разных видов. Обычный баллон, который используется чаще всего, имеет объем 50 литров, но, так как каждый газ обладает разной молекулярной массой, то количество газа в него вмещается различное.

Одного баллона с пропаном, для отопления дома, хватает максимум на неделю, в зависимости от размеров помещений. Например, для отопления дома площадью 110 кв. м в сильные морозы, понадобится один баллон в сутки. Если использовать баллон с газом только для приготовления пищи в быту – его хватит на месяц и более.

Используя баллоны при сварке необходимо рассчитывать, что одного баллона объемом 10 литров хватит на 300 минут работы. В остальном следует полагаться на мощность оборудования и продолжительность работ.

Почему метан — главная альтернатива бензину, как перевести автомобиль на газомоторное топливо и насколько это может быть выгодно Читать в полной версии

В эпоху высоких цен на традиционное топливо природный газ (метан) становится наиболее реальной альтернативой привычному бензину и дизелю. Дело в том, что его октановое число составляет 105 единиц, он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя и практически не снижает КПД мотора.

Кроме того, метан экологичен и безопасен. Так, выбросы углекислого газа у автомобиля на метане почти в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в девять раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха.

Что касается безопасности использования метана, то достаточно знать лишь пару важных цифр. Например, нижний предел температуры самовоспламенения метана составляет 650 градусов по Цельсию, в то время как у дизеля она достигает 320, а у бензина — 250 градусов. Природный газ почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации газобаллонного оборудования он сразу улетучивается. Да и вообще, по классификации горючих веществ МЧС по степени чувствительности метан входит в самый безопасный четвертый класс.

Но самое большое преимущество природного газа — это его стоимость. Цена метана — одна из самых низких по сравнению с другими видами топлива для двигателей внутреннего сгорания. Стоимость 1 куб. м газа в среднем по России составляет 16 рублей. Причем кубометр метана эквивалентен по расходу одному литру бензина.

В пользу метана говорит и тот факт, что самый крупный отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ начал выпускать двухтопливные модели, помимо бензина работающие именно на метане. Первой двухтопливной моделью компании стала Lada Vesta CNG, которая уже разошлась тиражом свыше 3000 экземпляров. А в начале апреля дебютировала Lada Largus CNG, которая также может работать как на бензине, так и на природном газе.

Для хранения природного газа на борту автомобиля установлен баллон объемом 90 л, который вмещает в себя 22 кубических метра метана. Благодаря этому запас хода универсала при полной заправке бензином и природным газом составляет более 1000 км. Причем Largus CNG доступен во всех исполнениях: это и пятиместный универсал, и версия Cross, и цельнометаллический фургон, который наверняка окажется очень востребован в коммерческих парках малого и среднего бизнеса.

Кроме того, сервис «Яндекс.Такси» уже использует около 3000 машин, работающих на метане. Такси-агрегатор совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» реализует масштабный проект по переводу на природный газ автомобилей такси в различных регионах нашей страны. Заправка этих машин газом давно не проблема. В России действуют уже 406 газозаправочных объектов, 309 из которых входят в Группу «Газпром».

Как перевести машину на газ

Наиболее простой способ — это покупка автомобиля уже в заводском газовом исполнении. Но если у вас уже есть машина и она работает на привычном бензине, то ее можно оснастить ГБО. Причем перевод автомобиля на природный газ — не столь сложная и дорогостоящая процедура. Переоснащение уже имеющейся техники газобаллонным оборудованием можно провести по ряду программ «Газпром газомоторное топливо».

Так, участники программы для юридических лиц «Первый раз — первый газ» получают газовое оборудование в аренду на три года, с обязательной выборкой природного газа.

Вторая программа — «ЭкоГаз — экономия для Вас! +». Для ее участников компания «Газпром газомоторное топливо» частично компенсирует стоимость газобаллонного оборудования при установке в партнерском пункте по переоборудованию и предоставляет топливную карту с лимитированным объемом: до 4000 куб. м природного газа в подарок для юридических лиц и скидку до 35 000 экобонусов (1 экобонус = 1 руб.) для физических лиц. Экобонусами можно оплачивать до 50% стоимости топлива.

Третья программа, в которой могут участвовать и физические и юридические лица, — EcoCity. Клиент устанавливает оборудование в одном из партнерских пунктов, а компания размещает рекламу с топливным брендом на борту переоборудованного автомобиля. За это клиент ежеквартально получает денежное вознаграждение.

Насколько это выгодно

Пожалуй, это главный вопрос, который волнует как простых автомобилистов, которые думают перевести личный транспорт на газомоторное топливо, так и руководителей автопарков компаний, где несут службу десятки или даже сотни машин. Универсальной формулы расчета выгоды не существует, но примерную сумму, которую можно сэкономить при переводе транспорта на метан, все же можно прикинуть.

Например, у упомянутой выше Lada Largus расход бензина в смешанном цикле составляет 8 л на 100 км, столько же кубометров на «сотню» уходит и метана. Соответственно, при заправке бензином, с учетом средней стоимости 92-го в 41,4 руб. за литр, каждые 100 км пути обойдутся примерно в 328,8 рубля. А при езде на природном газе, с учетом средней стоимости метана в 16 руб. за кубометр, каждые 100 км пути обойдутся примерно в 128 рублей.

Если вы простой автовладелец и ваш среднегодовой пробег не превышает 15 000 — 20 000 км, то при использовании метана экономия за год составит примерно 28 620 — 38 160 рублей. А если машина будет эксплуатироваться в коммерческом автопарке и ее среднегодовой пробег будет достигать 100 000 км, то экономия при использовании метана составит примерно 190 800 рублей.

Для многих автовладельцев, использующих газовые установки, не секрет, что такое использовать газ намного безопаснее, чем использовать бензин. Но многие считают наоборот. И для того, чтобы разобраться в данном вопросе, нужно четко понимать, как именно устроена эти система, и какое именно давление может выдержать автомобильный газовый баллон.

В первую очередь, нужно уточнить, что в транспортном газовом оборудовании, существует многократное дублирование всех устройств, созданных для безопасности данной системы. Любой газовый баллон изготавливают из стали самого высокого качества, которая имеет толщину не более четырем миллиметров. Давление, которое может выдержать такая установка, соответствует шестнадцати атмосфер. Но если говорить про обычное использование оборудования, то при эксплуатации давление не превышает десяти атмосфер.

Также все баллоны тщательно проверяются еще на производственном заводе и проходят массу тестов, после чего они отправляются на производство. Одной из самых действенных проверок, считается рентген. Через него пропускают всю установку, при этом мастер с легкостью может увидеть качество швов и отсеивает те, где имеются какие-то недочеты. Поэтому на выходе получается качественный баллон, который может выдержать самое высокое давление.

Оставьте комментарий