Бесхозяйные сети

Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) — Административное Суть спора: 2.111 — Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры № 2-7758/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Исаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовой М. А. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:

Одинцова М.А. обратилась в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что истица является собственником блок-секции № в доме №№ по , потребителем электроэнергии для бытовых нужд, своевременно и в полном объеме оплачивает потребленную электроэнергию гарантирующему поставщику ООО «Энергокомфорт» Карелия» (лицевой счет №). При производстве земляных работ ДД.ММ.ГГГГ аварийной бригадой ОАО «ПКС-Водоканал» был поврежден электрический кабель, через который осуществляется энергоснабжение жилых домов №№,№, № по . В результате чего было полностью прекращено энергоснабжение жилых домов. О повреждении кабеля и прекращении энергоснабжения жилых домов ДД.ММ.ГГГГ был проинформирован диспетчер ОАО «ПКС», который сообщил, что поврежденные кабели не входят в зону ответственности ОАО «ПКС», кто является их собственником неизвестно. При этом собственники жилых домов №№,№ и № также не являются собственниками объектов электросетевого хозяйства, поскольку отсутствуют установленные Законом основания возникновения у них права собственности. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с сообщением об обнаружении бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и с просьбой подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В удовлетворении заявления истице отказано. Истица просит признать незаконным бездействие администрации Петрозаводского городского округа, выразившееся в неосуществлении действий по постановке на учёт бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, к которым подключены энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, проживающих в жилых домах №№,№ и № по и обязать администрацию Петрозаводского городского округа подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учёт бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом. Представитель истицы – Алексеев Ф.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Администрация Петрозаводского городского суда о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, представила письменный отзыв, не согласившись с заявленными требованиями.

Представитель ОАО «ПКС» Филиал «Электрические сети» — Засим Я.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником блок-секции № в доме № № по ул. . Указанный жилой дом № № является многоквартирным, состоит из 4-х секций. Также истица является собственником земельного участка с кадастровым номером №, сформированного под указанной секцией. Общий участок под многоквартирным домом не сформирован.
Истица своевременно и в полном объеме оплачивает потребленную электроэнергию гарантирующему поставщику ООО «Энергокомфорт «Карелия» (лицевой счет №).
ДД.ММ.ГГГГ при производстве земляных работ аварийной бригадой ОАО «ПКС-Водоканал» был поврежден электрический кабель, в результате чего было полностью прекращено энергоснабжение жилых домов №№,№ по . При сообщении о повреждении кабеля диспетчеру ОАО ПКС филиала «Эелктрические сети» истцу стало известно, что поврежденные кабели не входят в зону ответственности ОАО «ПКС», кто является их собственником неизвестно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с требованием о подаче органом местного самоуправления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учёт бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие установки потребителей электроэнергии, проживающих в домах №№,№,№ по . Заявление истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Судом также установлено, что спорные электрические сети строились для работников завода «Авангард» и предназначались для снабжения жилых домов по , при этом на баланс ОАО «Судостроительный завод «Авангард» не принимались, завод ликвидирован в связи с признанием банкротом. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию поступало обращение от представителя владельцев жилых домов по ул. , д. № о приеме в муниципальную собственность инженерных сетей электроснабжения, водопровода, канализации и теплотрассы. Однако передача сетей электроснабжения, водопровода и канализации в муниципальную собственность завершена не была по причине непредставления собственниками необходимой документации.
Судом также установлено, что спорные электрические сети преимущественно расположены за пределами земельных участков собственников многоквартирных домов по , №, №, имеют протяженность до трансформаторной подстанции — ТП-146.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (п. 4 ст. 28) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт. Таким образом, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Из пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса следует, что по общему правилу организация, осуществляющая поставки коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Согласно ст. 1 Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее — опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии. При этом хозяйственное значение указанных участков электросети сохраняется, поскольку энергоустановки конечного потребителя присоединены к данным сетям, в связи с чем они опосредуют его присоединение к сети сетевой организации.
Однако присутствие в системе электросетей бесхозяйных участков является серьезным препятствием в обеспечении надежного электроснабжения потребителей. Главная проблема в связи с этим состоит в определении субъекта, который будет отвечать за потери в бесхозяйных сетях, а также обеспечивать их техническое обслуживание. Законодательное регулирование этого вопроса является непоследовательным и не устанавливает какого-либо определенного порядка обеспечения технического обслуживания данных участков сети.
Согласно п. 4 ст. 28 ФЗ «Об электроэнергетике» при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.
Из материалов дела усматривается, что спорные электричсекие сети, в состав муниципальной собственности не включены. Соответствующие меры по их включению в состав муниципальной собственности администрацией Петрозаводского городского округа не приняты. Допустимых доказательств того, что спорная электрическая сеть принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком не представлено, судом не установлено.
Кроме того, уклонение ответчика от учёта бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на него законом обязанностей по электроснабжению населения, влечёт ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 131, статьей 133.1, пунктами 1 и 3 статьи 225 ГК РФ, пунктами 4, 8 части 1 статьи 16, статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и о возложении на администрацию обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных сетей электроснабжения, к которым подключены энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, проживающих в многоквартирном доме № № по ул. .
Так как истица является сособственником многоквартирного дома № №, полномочий действовать в интересах собственников иных жилых домов не имеет, собственники домов № и № в суд с заявленными требованиями не обращались, то оснований для удовлетворения требований в отношении иных многоквартирынх домов у суда не имеется.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Одинцовой М.А. подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Одинцовой М. А. удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие администрации Петрозаводского городского округа, выразившееся в неосуществлении действий по постановке на учёт бесхозяйных сетей электроснабжения.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учёт бесхозяйных сетей электроснабжения, к которым подключены энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, проживающих в многоквартирном доме № № по .
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Одинцовой М. А. расходы на оплату государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья Н.Б. Малова
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2016 года

Суд:

Петрозаводский городской суд (Республика Карелия)

Истцы:

Одинцова М.А.

Ответчики:

администрация Петрозаводского городского округа

Судьи дела:

Малова Н.Б. (судья)

В Туле жители одного из домов на центральном проспекте города жалуются на разлив канализации за домом — всё содержимое труб течет в расположенные рядом пруды. С этой проблемой они сталкиваются не первый год. Туляки уверены, что проблема с канализацией связана с бесхозностью соответствующих сетей. Тем временем в Ульяновске из-за бесхозяйных коммуникаций опасные жидкие отходы затапливают земельные участки. Почему канализационные сети порой оказываются попросту бесхозными и что делать в такой ситуации самим жителям — в материале «Известий».

Вонь у дома

В Туле жители одного из домов на проспекте Ленина жалуются на ужасный запах во дворе. По их словам, всё дело в разливе канализации за домом: засоренный колодец не справляется с потоком сточных вод, и все нечистоты текут в расположенные рядом пруды.

Такая ситуация повторяется в этом районе регулярно, причем с жалобами в различные инстанции обращались жильцы нескольких домов. Они подчеркивают, что в прошлый раз из-за этого в прудах погибли рыбы. Как уверены жители, проблема с канализацией связана с тем, что сети являются бесхозными.

Фото: myslo.ruРазлив канализации на проспекте Ленина за домом № 149

Как сообщили «Известиям» в государственной жилищной инспекции Тульской области, проблема с канализацией в этом районе уже устранялась в июне на одном из участков канализационной сети. Тогда там были проведены работы по откачке и прочистке загрязненного участка. Что касается вопроса о состоянии бесхозяйных канализационных сетей, то это, «как и иное имущество с признаками бесхозяйного, относится к компетенции органов местного самоуправления», указали в государственной службе.

Откреститься от наследия

По закону № 131-ФЗ за водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования должен отвечать муниципалитет, сообщила в разговоре с «Известиями» заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоотведения и водоснабжения Наталья Побединская.

— Согласно законодательству, муниципалитет должен по акту передать такие бесхозные канализационные сети гарантирующей организации для обслуживания, которую он, опять же, сам назначает, — отметила она.

Есть несколько причин, почему такие сети становятся бесхозными. Если говорить про старые коммуникации, то, во-первых, это наследие советских времен, когда у нас были ликвидированы многие предприятия и ведомства, к которым относились канализационные сети. После этого они оставались лежать в земле и их никто не хотел принимать в собственность. По идее, решение этой проблемы — обязанность муниципалитета. Если ее охарактеризовать с правовой точки зрения, то когда в муниципалитете принимались схемы водоснабжения и водоотведения, то там должны были быть отмечены все участки бесхозяйных сетей. И муниципалитет должен был решить, что с этими участками делать, и, естественно, запланировать средства из бюджета, чтобы принять в собственность данные объекты и потом уже передать организациям на обслуживание.

Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Но, к сожалению, это мало где было сделано, добавила Наталья Побединская.

— Хотя в свое время разрабатывались целые программы и Госстроем, и тогда Минрегионом для того, чтобы помочь муниципалитетам как-то справиться с этим бесхозом, даже федеральные деньги выделялись, но уже довольно давно. Что касается новых сетей, сейчас они могут образоваться, если застройщик построил, например, микрорайон и не передал коммуникации в муниципалитет, и сам не оформил право собственности на проложенные сети, — заключила она.

Корень зла в бесхозяйственности

Бесхозные сети и правда по закону должны быть оформлены в местную муниципальную собственность, однако основная проблема их содержания скорее связана с бесхозяйственностью, отметил в разговоре с «Известиями» председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин. Он также подчеркнул, что в России эти случаи уже далеко не первые, как и не нова проблема с коммуникационными сетями в целом.

— Многие старые, бывшие производственные бесхозные сети находятся в плачевном состоянии, отчего местные органы власти не спешат выполнять установленную законом обязанность и оформлять их в свою собственность. Часть таких сетей до сих пор используется, и любая авария может привести к иску к балансодержателю, — отметил он. — К сожалению, муниципальные органы всё чаще не выполняют своих прямых обязанностей в социальной сфере, в частности, это касается жилищно-коммунального хозяйства, и это приводит к ненадежности функционирования этого самого ЖКХ в период сезонных дождей, снегопадов и т.д. Однако не менее важная проблема в этом — недостаток финансирования, так как зачастую во многих регионах просто не хватает денег на выполнение всех ремонтных работ, которые требуются этим сетям.

Очистка воды на очистных сооружениях Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Впрочем, напоминает в беседе с «Известиями» ведущий специалист по жилищному праву фонда «Жилищная солидарность» Виктор Федорук, не стоит забывать, что жители любого многоквартирного дома платят организации, которая обеспечивает услугу приема сточных вод, и именно у них в первую очередь необходимо требовать решения проблем, связанных с канализационными сетями.

— Существует правило: ответственность многоквартирного дома или управляющей компании пролегает до первого колодца после дома. И есть поставщик услуги водоотведения, который регулярно выставляет платежи за прием сточных вод, — заявил он.

Куда обратиться

Бесхозяйных сетей, в принципе, не должно быть в городе, однако этот факт возможно установить после обращения жильцов, отметила в разговоре с «Известиями» юрист, эксперт в области ТСЖ и ЖКХ Ольга Ивановна Перминова.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Первое обращение в случае возникновения неприятных запахов дома или в районе — это в санэпидемстанцию. Специалисты должны прийти и установить обстоятельства нарушения эпидемиологического состояния. Также необходимо адресовать вопрос к городским властям о том, кто отвечает за состояние этих сетей. Они могут быть совместной собственностью, могут быть городскими, могут принадлежать водоканалу, необходимо это выяснить. Не может быть в городе бесхозяйных сетей, тем более канализационных. В случае появления запаха канализации эпидемслужбы устанавливают этот факт и отправляют претензию в город и, скорее всего, там они сами и выяснят, кому эти сети принадлежат, — заключила она.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В России масса неучтенных и просто бесхозных электросетей. Работают они на пределе возможностей, а ремонтировать и обслуживать эти подстанции некому. Бесхозные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии. По оценкам специалистов, чтобы решить проблему, потребуются комплексные действия как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На вопросы по консолидации электросетевых активов в зоне присутствия ОАО «МРСК Урала» нам ответил начальник департамента по связям с общественностью МРСК Урала Дмитрий Тюхтин.
– »Лоскутность» сети – проблема всего распредсетевого комплекса страны, какие меры принимаются по созданию единого сетевого пространства в МРСК Урала?
– В компании разработана долгосрочная целевая программа по созданию единого сетевого пространства. Она рассчитана до 2015 года. Следует четко понимать, что консолидация сетевого комплекса – это не просто желание МРСК Урала увеличить свою долю присутствия на коммунальном рынке. Это задача, которая в настоящий момент остро стоит перед всеми распределительными сетевыми компаниями, которые решают стратегически важный вопрос по повышению надежности работы сетевого комплекса страны.
А существующая «лоскутность» в сетях низкого класса напряжения является основным негативным фактором, влияющим на нее.
Всего на территории российских регионов действует более 2 тысяч территориальных сетевых организаций (ТСО). Такого количества мелких ТСО нет нигде в практике развитых стран. Логично предположить, что консолидация электросетевых активов на уровне финансово устойчивых и социально ответственных собственников позволяет повысить надежность и управляемость распределительных сетей, минимизировать эксплуатационные затраты, более четко формировать планы развития электросетевой инфраструктуры.
В настоящий момент в зоне ответственности МРСК Урала насчитывается 297 территориальных сетевых организаций (ТСО), имеющих в собственности распределительные сети низкого класса напряжения, из которых только 30 являются крупными.
– Как влияет существующее разнообразие собственников, а также наличие бесхозных энергообъектов на надежное и качественное электроснабжение потребителей?
– Каждый объект электросетевого хозяйства должен обрести эффективного собственника. Это логично. Никому не выгодно дробление сети. Потребителю, в первую очередь, удобно, когда все претензии он может предъявить одной организации, а не искать, кому принадлежит тот небольшой «лоскут» сети, из‑за которого периодически гаснет свет. Власти тоже необходим единый центр ответственности – компания, с которой можно спросить за надежное и качественное энерго­снабжение территории. Компания, которая может максимально быстро перебросить мобильные бригады, вездеходы, «световые башни», дизель-генераторы и мобильные подстанции в обесточенный стихией район. Компания, которая обладает необходимым техническим, финансовым ресурсом и, не дожидаясь выделения денег, начнет масштабные работы по восстановлению электроснабжения.
– Что можно сказать о добросовестности ТСО?
– Здесь нужно оценивать уровень организации эксплуатации сетевого комплекса, находящегося в их собственности, сколько средств инвестируется в надежность, есть ли квалифицированный персонал. Кстати, персонал это отдельная тема разговора. Есть яркие примеры, когда МРСК Урала берет в аренду сети, которые ранее эксплуатировались ТСО, вместе с персоналом, чтобы люди не лишались своих рабочих мест. Прежде чем начинать работу, специалисты компании проводят проверку знаний ключевых правил охраны труда и эксплуатации сетей у данных людей. Их уровень оставляет желать лучшего.
Монополизация сетевого комплекса в руках надежных собственников – необходимый процесс. Но именно в руках надежных, социально ответственных собственников.
МРСК Урала в течение 2011 года значительно увеличила долю присутствия на коммунальном электроэнергетическом рынке. За 2011 год заключено пять новых договоров аренды электросетевого имущества с муниципальными образованиями и различными ведомствами. Всего же на территории ОАО «МРСК Урала» заключено тридцать договоров аренды с объемом обслуживания более 34 тысяч условных единиц. Приобретено в собственность в течение 2011 года по двадцати двум договорам около 3,3 тысячи условных единиц электросетевого хозяйства. Опять же, если оперировать физическими величинами – это более 850 километров линий электропередачи и трансформаторных подстанций с установленной мощностью более 124 тысячи кВА.
Также наряду с сетевым комплексом, принадлежащим МРСК Урала, и сетями иных собственников в Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае насчитывается от 2 до 5 тысяч условных единиц бесхозного электросетевого хозяйства. В физическом выражении это около 1000 километров электрических сетей.
– Возможно ли эти «бесхозные километры» принять на баланс компании?
– В условиях действующего законодательства возможности ОАО «МРСК Урала» по приемке бесхозных объектов ограничены. Бесхозные сети сложно принять на баланс компании, так как приобретение прав на бесхозное имущество без участия муниципальных органов власти невозможно. Для решения этой задачи бесхозные объекты сначала должен принять на баланс муниципалитет, а затем уже продать или передать их в аренду.
В отношении данного имущества действует строгий порядок приобретения, установленный Гражданским кодексом РФ: бесхозное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Данным органом, осуществляющим принятие на учет бесхозных недвижимых объектов, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. По истечении года со дня подачи заявления муниципалитет вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество, если его хозяин не объявится. После того как данное право будет зарегистрировано, орган местного самоуправления сможет реализовать имущество путем проведения аукциона либо конкурса на право заключения договора аренды.
В 2011 году на консолидацию электросетевых активов было направлено 230 миллионов рублей. Основная проблема приобретения электросетевого имущества заключается в том, что в настоящее время у муниципальных образований не оформлены надлежащим образом права собственности, а в бюджетах средства на проведение государственной регистрации прав не учтены. По мере готовности муниципалитетов к продаже либо передаче в аренду объектов электросетевого хозяйства необходимые средства ОАО «МРСК Урала» будут направляться на их приобретение.
Реализация стратегии по созданию единого электросетевого пространства в зоне ответственности МРСК Урала осуществляется в основном путем заключения договоров аренды, приобретения в собственность электросетевых комплексов, а также принятием в эксплуатацию бесхозных электросетевых объектов, расположенных на территории муниципальных образований.

13 апреля 2018, AmurMedia. Споры вокруг энергоснабжения коттеджного поселка «Солнечный город» не утихают который год. Но для разрешения проблемы всего-то и нужно официально признать бесхозными электрические сети, брошенные застройщиком. О том, что делается для этого администрацией Хабаровского района, ИА AmurMedia разъяснил заместитель главы администрации района – председатель комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района Олег Басов.

На сегодняшний день на территории Хабаровского муниципального района застройщиками осуществляется строительство многоквартирных жилых домов, коттеджных поселков и коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность жилого фонда. Нормы действующего законодательства требуют, чтобы обеспечение многоквартирных домов электроснабжением осуществлялось посредством централизованной системы электроснабжения. Для выполнения данного условия застройщику, после того, как он определится с объемами строительства, необходимо в соответствии со строительными нормами и правилами произвести расчет количества (мощности) электроэнергии, требуемой для надежного электроснабжения планируемой к строительству жилой застройки и отразить данный расчет в проекте на строительство.

После отражения данного расчета в проектной документации застройщик должен обратиться в электросетевую организацию для получения технических условий на присоединение к электрическим сетям, причем в заявлении на выдачу технических условий застройщик должен отразить реальное количество (мощность) электроэнергии, требуемой для электроснабжения планируемых к возведению домов.

Важно знать ещё и то, что возводимые на территории района многоквартирные дома, как правило, обеспечиваются теплоснабжением посредством электрокотлов или конвекторов, а для приготовления пищи – электроплитами, в связи с чем строительными нормами предусмотрено, что электроснабжение такого многоквартирного жилищного фонда должно обеспечиваться двумя независимыми источниками электроснабжения (максимальное отсутствие электроэнергии на объекте в данном случае составит всего два часа).

Однако, на деле застройщики часто хитрят и с целью существенного уменьшения расходов на строительство занижают как в проектах на строительство, так и в заявлениях на выдачу технических условий количество (мощность) электроэнергии, требуемой для надежного обеспечения построенного дома электрической энергией, предусматривают в проектах электроснабжение дома от одного источника электропитания, что подразумевает возможность отключения электроэнергии в доме на срок до 24 часов.

На все эти шаги застройщики идут тем легче, что законодательство не обязывает их обслуживать электрические сети после сдачи дома в эксплуатацию, в результате чего такие сети становятся брошенными, бесхозяйными и постановка таких сетей на бесхозяйный учет ложится немалым бременем на местные бюджеты в части изготовления необходимой технической документации.

Если вернуться к вопросу об электроснабжении квартала Солнечный город необходимо отметить, что внутриквартальные сети электроснабжения квартала непосредственно присоединены к электрическим сетям АО «ДРСК», т.е. технические условия на присоединение к электрическим сетям застройщику выдавало АО «ДРСК». Данное же юридическое лицо выдавало застройщику и справку о выполнении таких технических условий, и акт об осуществлении технологического присоединения к сетям электроснабжения.

При этом следует отметить, что электроснабжение домов квартала предусматривалось застройщиком от одного, а не от двух источников, что подтверждено и техническими условиями на присоединение к электросетям, выданными застройщику сетевой организацией АО «ДРСК», хотя и теплоснабжение домов полностью зависит от надежности электроснабжения (дома квартала отапливаются конвекторами), и возможность жителям приготовить себе пищу также зависит только от электроснабжения (дома квартала оборудованы электроплитами).

После ввода домов в эксплуатацию застройщик квартала в 2016 году фактически отказался от собственности на электрические сети квартала и данное имущество оказалось брошенным.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

В данном случае, после того, как застройщик отказался от собственности на электрические сети квартала, в силу названной нормы закона ответственность за надежное электроснабжение многоквартирных домов возложено на АО «ДРСК», что подтверждено также и вступившим в 2017 году в законную силу решением Хабаровского районного суда.

Возможно, сложившуюся к настоящему времени ситуацию с электроснабжением квартала можно было бы и избежать, если бы специалисты АО «ДРСК» своевременно проявили бдительность и перед тем, как выдать застройщику документ об исполнении технических условий на присоединение к электрическим сетям, запросили у органов местного самоуправления информацию о планах застройщика по дальнейшему освоению (застройки) территории с целью ответа на вопрос: достаточное ли количество электроэнергии для жилого комплекса запросил застройщик? Вместе с тем, несмотря на указанное судебное решение, обязывающее АО «ДРСК» обеспечить надежное и качественное электроснабжение жилищного фонда квартала Солнечный город, в текущем году за счет средств бюджета района в отношении электрохозяйства квартала будет изготовлена техническая документация для постановки указанного имущества на бесхозяйный учет.

Однако, как пояснили в Филиале АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», в решении суда, вступившем в законную силу, содержится требование обеспечить энергоснабжение потребителей квартала «Солнечная поляна», подключенных к сетям ДРСК. Но вопрос текущего содержания электросетей не урегулирован. Энергокомпания проводит только аварийно-восстановительные работы, техобслуживание и ремонт оборудования возможны при условии признания сетей бесхозяйными.

Данную процедуру инициируют и проводят органы местного самоуправления, в нашем случае – администрация Хабаровского муниципального района. Это требование не только федерального законодательства. В марте 2017 года районом было принято собственное постановление №619 «Об утверждении Положения о порядке выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Хабаровского муниципального района», в исполнение которого местные власти обязаны проводить системную работу по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества, в том числе и объектов электросетевого хозяйства. Чего наш Филиал добивается на протяжении последнего года, но пока безуспешно.

Что касается уточнения технических условий на присоединение к электрическим сетям. На сегодняшний день сетевая организация не имеет права отказать заявителю или затребовать дополнительные документы для подтверждения объемов мощности и категории надежности, поскольку это противоречит действующему законодательству. Отклонив подобную заявку, филиал незамедлительно попадает в поле зрения УФАС и других надзорных органов.

Если проанализировать все вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация на самом деле не выглядит неразрешимой — необходимо лишь администрации Хабаровского района собраться с силами и признать пресловутые сети бесхозными. Тогда проблема исчезнет сама собой, а жители «Солнечного города» забудут о перебоях в электроснабжении навсегда.

Оставьте комментарий