Для чего нужна архитектура?

В чем разница между этими специальностями: архитектурное проектирование, гражданское строительство и архитектура?

Архитектурное проектирование и архитектура делают акцент на зданиях. Архитекторы, как правило, больше ориентированы на эстетику здания. Инженеры-архитекторы традиционно больше внимания уделяют эффективности, жизнеспособности и, в большинстве случаев, устойчивости здания. Хотя это не сложно и быстро. К счастью для меня, я знаю немало хороших архитекторов и некоторых замечательных. Они понимают искусство, философию (меньше Декарта, больше дизайна), устойчивость, разработку стоимости, управление, структурные пространственные требования, геометрию MEP, график, бюджет, ожидания клиента, ожидания консультанта и множество других жизненно важных компонентов для выполнения большинства проектов. Они также иногда делают то, ради чего ходили в школу. Здания представляют собой сложные системы. Архитекторы высшего уровня понимают системы и ориентируются в политике, политике и людях, необходимых для успеха. Но, пожалуйста, пожалуйста, не позволяйте этому выйти наружу. Я гражданский. Пожалуйста, не позволяйте ни одному архитектору понять, что я ценю то, что они делают.

Сейчас я никогда не встречал инженера-архитектора, в частности. Я думаю, что я буду в какой-то момент. Поскольку строительные материалы продолжают переходить от теории к практике (стандартные строительные материалы по-прежнему занимают контрольный пакет в большинстве проектов), а сами проекты выходят за рамки общепринятой практики, на сцене должны появиться новые лица с новейшим образованием. По мере того, как богатство городов и потребности населения находят друг друга, эти проекты ограничения пределов растут все больше и больше. Это означает, что в игру вступят специализированные образования. Пока я не вижу слишком много этого. Хороший старомодный архитектор знает, как ориентироваться в консультантах, чтобы обеспечить высокий уровень дизайна. Предупреждение — полное предположение и ожидание чрезмерного упрощения: архитекторы, которых я знаю, не собираются создавать места для чего-то необычного (эй, моя дисциплина существует уже сотни лет под тем же именем и тысячи лет на практике) инженерная степень это посягает на их газон. Ты собираешься вырезать себе комнату — звучит весело.

Итак, гражданское строительство? Эта степень охватывает все виды грехов. Я занимаюсь освоением земель и тем, что вы бы назвали универсалом. Это означает, что я действительно хорошо разбираюсь в теоретической грязи, хорошо играю с другими в создании эстетики и видения, и знаю, к кому идти, когда я не понимаю слишком хорошо (ну, я не мог оставить это в покое, даже если шутка). Степень открывает множество направлений в области машиностроения. Существуют такие специализации, как структурные, геотехнические, управление строительством, водоснабжение, транспорт — все это вытекает из общей гражданской степени. Есть несколько двоюродных братьев, подобных окружающей среде, и мы играем, когда семья собирается вместе. И есть много путей, которыми каждая часть может путешествовать вниз. Что касается меня, я сосредотачиваюсь на планировании земли, развитии земли, проектировании влажных коммуникаций, небольшой инфраструктуре (не инженеры инфраструктуры, которые создают водные системы, включающие плотины и напорные трубы, измеряемые в нескольких футах — эти люди крутые) и некоторые другие вещи, которые я теряю терпение при наборе текста — я буду утверждать представление для вывесок и чередование позже сегодня, woot, woot. Не изюминка дня, часа или минуты, но это все часть работы. Мое отношение к строгой архитектуре здания заключается в понимании формы площадки, требований к доступу и функций «подключи и работай», таких как потребность в воде, потребность в канализации и расположение водостоков. Если он в грязи, я склонен сосредоточиться на нем более пристально, чем на диаграммах 20-го этажа (если я не нахожусь в комнате с архитекторами на 8-часовом собрании, тогда я начну вдаваться в планы этажей, как я склонен иметь идеи по пространственному дизайну — заметьте, как я не квалифицировал «идеи» как «хорошие» впереди?).

Одна вещь, которую я хотел бы включить для студента колледжа. Я проработал в колледже в качестве составителя и быстро работал инженером-проектировщиком в гражданской сфере. Контраст между тем, что я изучал на работе, и тем, что я изучал в колледже, был абсолютным. Чем старше я становлюсь, тем менее подготовленным, я полагаю, колледж дает тебе настоящую работу. Попробуйте пройти стажировку для разоблачения. Это создаст ожидания, а также потенциально приведет вас к тому, на чем вы хотите специализироваться. Посадка на постоянную работу и посещение школы на полный рабочий день — это несчастье — я настоятельно рекомендую это. Кладет волосы на зубы — серьезно. Вы так заняты, вы можете забыть почистить — не обращайте на это внимания. Я хочу сказать, что колледж готовит вам около 10% того, что вы увидите на работе в промышленности. Не расстраивайтесь. Как только вы получите десять лет своей карьеры, вы начинаете понимать, что теория, которую вы изучили в колледже, становится все более и более применимой. Возможно, вам придется освежить свою память, но чем дольше вы остаетесь в поле, тем больше понимаете, что ваши профессора знают, о чем они говорят. И, пожалуйста, не говорите им, что я это сказал.

Архитекторы и строители ответственны за то, где и насколько удобно мы живем. Они создают красивые дома, и при этом строят их экономно и долговечно. Профессия архитектора предполагает системный подход к строительству, чувство прекрасного и глубокое знание быта людей.

Что делают архитекторы? Они занимаются проектированием зданий (их фасадов и внутренних помещений), разработкой проектной документации и иногда расчетом надежности конструкций. Основная задача специалистов — сконструировать надежное здание и учесть все пожелания заказчика.

Помимо зданий, они проектируют сады, жилые кварталы, производственные постройки (порты, заводы), транспортные магистрали (метрополитен, дороги, мосты, фуникулеры) и многое другое.

В сфере строительства есть широчайшие возможности найти что-то интересное для себя и перспективное для карьеры.

Места работы

Архитекторы нужны:

  • строительным компаниям;
  • проектным организациям и дизайнерским студиям;
  • государственным органам (комитетам, комиссиям по градостроительству и иным регулирующим организациям).

История профессии

Профессия архитектора появилась одновременно с первыми крупными постройками храмов, дворцов и крепостей. Первый известный истории архитектор был Имхотеп. Он руководил строительством пирамиды Джосера в Египте.

Престиж архитекторы набирают в период высокого Возрождения в 15-16 века. В это время в Италии активно развивается искусство, образование, появляются новые стили зодчества.

В современное время строительство стало сложнее и масштабнее, и должность архитектора стала очень популярна и четко определила рамки обязанностей. Архитектор сейчас не руководит всей постройкой объекта, а лишь отвечает за этап проектирования.

Обязанности архитектора

В должностные обязанности архитектора входит:

  • проектирование объектов строительства;
  • разработка проектной документации:
    • архитектурных дизайн-макетов;
    • чертежей;
    • смет;
    • таблиц и расчетов;
  • общение с заказчиками и авторами проектов;
  • осуществление авторского надзора за ходом строительства;
  • участие в принятии комплексных решений по объектам строительства.

Иногда архитектор занимается следующими вещами:

  • 3D-визуализацией будущих построек;
  • разработкой дизайн-проектов;
  • согласованиями документации в государственных органах.

Требования к архитектору

Основные требования к архитекторам таковы:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы от 2-х лет;
  • знание программ проектирования (минимум, AutoCAD);
  • умение оформлять и читать проектную документацию.

Иногда архитектор должен знать:

  • английский язык на разговорном уровне;
  • современные строительные материалы;
  • особенности проектирования магазинов.

Образец резюме архитектора

Образец резюме.

Как стать архитектором

Специальность архитектора можно получить во многих ВУЗах. Полезные знания и умения также даст дизайнерское или строительное образование.

Чтобы стать архитектором можно начать работать инженером-проектировщиком, дизайнером интерьеров или строителем. Во всех этих случаях карьерная лестница приведет к руководству и проектированию крупных строительных объектов.

Зарплата архитектора

Заработная плата архитектора колеблется от 30 до 110 тысяч рублей в месяц. Регион работы и уровень строящихся объектов, конечно же, существенно влияют на заработок. Средняя зарплата архитектора около 50 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Архитектура и дизайн».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Проектирование зданий и сооружений» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Сергей Колчин, руководитель архитектурного бюро Le Atelier
По материалам выступления на House Business Day

Пять лет мы проектируем дома, которые нравятся другим архитекторам, архитектурным критикам и экспертам. Наши проекты получают различные премии, появляются на страницах отечественных и зарубежных журналов, кочуют по пространству интернета. Нас часто спрашивают – где взять таких заказчиков, с которыми мы работаем? Как мы приходим к таким проектным решениям? И вообще – наши ли это идеи, или хорошо прочерченные фантазии продвинутых заказчиков?

В действительности мы все прекрасно понимаем, что голова заказчика занята другими мыслями, и его представления о своем будущем доме весьма расплывчаты. Он не будет фантазировать о доме с тремя крышами, фасаде из 4,5 тыс. кирпичей, размещенных под определенным углом для создания рельефа, вывернутых окнах, для хорошего вида на реку – многих других вещах, над воплощением которых приходиться много напрягаться всем участникам процесса: от заказчика, до архитектора, конструктора и подрядчика.

Однажды нам позвонил человек и спросил: «А вы нормальные дома проектируете?», очевидно, подразумевая некие каноны устройства обособленного жилого здания, относящиеся к IXX в.

Может показаться странным, но мы проектируем нормальные дома, в которых людям хорошо и удобно жить. Они с комфортом едят, спят, развлекаются, отдыхают у камина, любуются прекрасными видами из окон, и еще – они очень гордятся своим загородным жильем, потому что видят его на сайтах в общем ряду с образцами лучшей мировой архитектуры, узнают, что их дом получил некую престижную архитектурную премию. А однажды одна из таких построек вообще оказалась на страницах какого-то корейского журнала. Прочитать аннотацию к объекту оказалось сложно, но было очень приятно это увидеть.

Однако не стоит думать, что наличие заказчика, способного оценить и принять нестандартные решения, довериться архитектору, освобождает проектную группу от проблем и конфликтов с потенциальным владельцем дома, что у нас есть «карт-бланш» свободного творчества, бюджета и времени.

Мне стало любопытно, а как же создавались величайшие творения архитектуры? Как складывался проектный процесс, и отношения архитектора с заказчиком?

«Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта – одно из величайших произведений частной архитектуры. У заказчицы был участок с водопадом, Райт предложил построить дом непосредственно над ним, со множеством консольных выносов. Хозяйку участка эта идея привела в абсолютный восторг, но в то же время – невероятно напугала, она вообще засомневалась в компетентности архитектора. В итоге была нанята инженерная фирма для того, чтобы проверить предложение Райта, который страшно разозлился, узнав об этом. Общение перешло на личности и повышенные тона, а стройка в последствие велась в очень специфической атмосфере.

Райт как-то сказал: «Архитектор недостаточно творчески одарен, если в его доме не течет крыша». Но Райт оказался вполне талантливым, и крыша в его постройке все-таки дала протечки, потому что это была первая в истории эксплуатируемая кровля.

Несмотря на все усилия инженеров, по мнению заказчицы, жить в «Доме над водопадом» было невозможно. Она пыталась вернуть себе выплаченный архитектору авторский гонорар, и дело дошло бы до суда, если не началась Вторая мировая война…

А еще архитекторы создают очень странные по своему функциональному содержанию объекты. Например, Питер Айзенман. Его имя стоит в ряду величайших теоретиков архитектуры, он считается одним из основоположников архитектурного деконструктивизма, преподавал в разное время в Купер Юнион, Принстонском и Йельском университетах. Увлекшись философскими идеями Жиля Делёза, изложенным в его книге «Складка: Лейбниц и барокко» Айзенман считал: задача архитектора состоит в том, чтобы вскрыть то, что было подавлено, помочь выразиться тому, что считалось нефункциональным, бессмысленным. Творческий метод Айзенмана иллюстрирует его знаменитое высказывание: «Если между супружескими кроватями есть щель, в которую можно провалиться – это меня не заботит. Если в семье есть ребенок – это меня не волнует, если оказывается, что из обеденного стола в столовой выпирает столб – мне на это наплевать, если люди не могут увидеть из своего дома океан через окно – ну и пусть».

Более свежий пример. В 2015 г. в столице Франции закончилось строительство здания Парижской филармонии по проекту Жана Нувеля. Его изначальная стоимость должна была составить 120 млн евро. В итоге стройка обошлась в 368 млн евро. Власти Парижа были недовольны трехкратным превышением сметы, но все же признали, что получился шедевр мировой архитектуры. Тем не менее, руководство города намерено взыскать разницу в 240 млн евро с архитектора, что означает конец его карьеры, и это крайне несправедливо.

При строительстве в Европе подобных объектов в наше время ситуации с перерасходом средств происходят постоянно. Например, в Гамбурге по проекту швейцарского бюро «Херцог и де Мёрон» в 2017 г. построили здание Эльбской филармонии за 789 млн евро и на 10 лет позже, чем рассчитывали. Изначально стоимость реализации проекта составляла 241 млн евро. Поэтому не стоит думать, что только современные российские архитекторы не уважают сметы и сроки.

Собор Святого Петра в Риме строился 130 лет, и затраты на объект перестали считать примерно в середине XVI в., после чего стройка продолжалась еще 80 лет. Над проектом работало несколько поколений величайших итальянских зодчих.

Собор Рождества Девы Марии в Милане начали строить в 1386 г., а закончили в 1965 г. В совокупности – 600 лет стройки. На это никто не рассчитывал, но изначально было поставлено условие: постройте, как надо, и построили.

Перечисленные примеры подводят нас к очень непростому вопросу: если все так сложно, дорого, непредсказуемо и долго, то зачем нужна архитектура? В данном случае речь не идет о том, зачем нужен проект или раздел «Архитектура» в составе проектной документации. Да, этого раздела в проекте может не оказаться, и архитектуры, как таковой не будет. Проект может содержать внешний набор функциональных параметров постройки, то есть, по сути, являться упаковкой. Тогда возникает вопрос, а что же вообще в себе содержит архитектура?

С одной стороны, она является чисто утилитарным явлением, потому что любое здание – это функция, с другой – архитектура это искусство. Здесь важно соблюсти некий баланс, потому что можно уйти в утилитаризм и построить ангар, а если чрезмерно увлечься художественным творчеством – получится искусство, а архитектуры не будет.

Многие говорят: архитектура нас ограничивает, заставляя двигаться в определенном направлении. Но с этим справляется абсолютно любая ограждающая конструкция. Однако только архитектура способна решить эту задачу с вниманием к человеческим эмоциям и чувствам, архитектура начинается тогда, когда простое утилитарное начало заканчивается. В этом случае в том, что мы строим, возникает какое-то сообщение, смысл, который может проявить себя в малом – покрашенных наличниках, синей двери, цвете крыши или, наоборот, – в чем-то огромном и великом. Например, при строительстве Собора Святой Софии в Константинополе архитекторы решили очень интересную инженерную проблему – на квадратное в сечении основание водрузили огромный круглый купол. Невероятно сложное решение.

Древние зодчие поступили так не потому, что по-другому было невозможно, или, наоборот – это было проще всего. Нет, они руководствовались другими соображениями. Им нужно было создать символ своей культуры, в котором отразились все их представления о мироустройстве и величии Бога, на вере в которого строилась вся средневековая цивилизация. Архитектура – это и есть цивилизация.

Мы можем строить так же, как это делают бобры или ласточки, или инвесторы жилых московских «муравейников» и окраин Санкт-Петербурга. В живой природе нет недостатка в тех, кто строит – это делают даже бактерии. Но только человек может создавать культуру. Архитектура способна делать человечеству вызовы, через которые оно и цивилизация способны себя осознавать.

А еще архитектура – это результат взаимодействия огромного количества людей и строительных технологий. Мы имеем архитектуру, которую нам позволяет строительная культура. К счастью, сейчас существует архитектура и архитекторы, способны делать человечеству цивилизационные вызовы.

В 1997 г. архитектор Фрэнк Гери построил здание музея Гуггенхейма в Бильбао (Испания). Фантастическая по сложности постройка с уникальным каркасом была возведена за 4 года. Мы помним, каким в середине 1990-х гг. был уровень развития компьютерных технологий. Поэтому главное в этом проекте то, что он объединил очень многих специалистов, которые смогли это построить.

Другой пример – здание штаб-квартиры Центрального телевидения КНР, построенное по проекту Рема Колхаса в Пекине. Специалистам пришлось решать одну весьма нетривиальную задачу: к башне, наклоненной под углом 930, на высоте 200 м нужно было присоединить 75-метровую консоль. При этом столица Поднебесной отличается повышенной сейсмической опасностью. Многие сомневались в успехе этого предприятия, хотели подать в суд на автора и обвинить его в некомпетентности. Но архитектор оказался прав.

Штаб-квартира корпорации Apple – еще одно уникальное здание, спроектированное Норманом Фостером. В этой работе принимал личное участие Стив Джобс. Для того чтобы реализовать проект, были изготовлены гнутые особо прозрачные стекла с высоким показателем энергоэффективности. На сегодняшний день этот офис – самое большое энергонезависимое здание в мире.

К сожалению, случаи уничтожения известных архитектурных объектов тоже не редкость. Одно из самых крупных цивилизационных противостояний современности – разрушение башен-близнецов Центра международной торговли в Нью-Йорке – символов капитализма. На этом «война» не закончилась. С 2016 по 2017 гг. бойцы «Исламского государства» (запрещенного в России) разрушали в Сирии античный город Пальмиру, оказавшийся в заложниках у террористов. Самое ужасное заключается в том, что мы можем повторить комплекс построек космодрома, но мы никогда не сможем воспроизвести разрушенный архитектурный памятник, потому что получится новодел, не имеющий отношения к цивилизации, его создавшей.

До нас дошло послание одного вавилонского владыки: «Я – Навуходоносор, царь Вавилона, благочестивый князь, поставленный волей Мардука, высший жрец, возлюбленный Набу, рассудительный, который научился избирать мудрое, который постиг божественную сущность Мардука и Набу и почтил их величие… первородный сын Набополасара, царь Вавилона… Я снес эти ворота и обложил их фундамент на уровне грунтовых вод асфальтом и кирпичами. Я приказал построить их из кирпичей с синими изразцами, на которых изобразил чудесных быков и драконов-сирруш. Я покрыл их крыши, положив величественные кедры, я поставил двери из кедра, обитые бронзой, во всех проемах. Я приказал изобразить диких быков и ужасных драконов на воротах. Я украсил их таким роскошным великолепием, чтобы народы смотрели на них и удивлялись»….

Эта фраза была написана на воротах Вавилона, посвященных богине Иштар. В ней содержится одна очень важная для понимания природы архитектуры мысль: архитектура происходит тогда, когда человек может ее создать, руководствуясь принципом: «Делаю, потому что могу». Поэтому архитектура – очень важный атрибут властной мощи. Если кто-то способен создать нечто великое, то у него много власти. Не способен – мало.

В 1937 г. в Москве расширяли Тверскую улицу, наполненную большим количеством памятников архитектуры. В те времена отношение власти к людям было специфическим, но памятники архитектуры решили пощадить и передвинуть. Таким образом, на Тверской были перемещены и сохранены десятки огромных зданий. В частности, на 14 м вглубь от прежней красной линии по рельсам передвинули Дом Моссовета, нынешнее здание мэрии Москвы.

Много ли известно примеров из прошлого, когда у правителей хватало власти для осуществления таких замыслов? А строительство нового города во все времена гарантировало представителям власти соответствующее место в истории. В действительности мы знаем не так много подобных событий. Самое яркое из них – строительство Петром Iновой российской столицы на болотах – города Санкт-Петербурга.

Сейчас мы переживаем мощное цивилизационное преобразование, которое наблюдается в Москве. Однако есть примеры неудач, причем очень симптоматичные и красноречивые. Например, Инновационный центр «Сколково». По замыслу создателей – он должен стать российской «Кремниевой долиной». Для территории в 48 га разрабатывали совершенно фантастические по своей красоте, сложности проекты, с привлечением лучших мировых архитекторов. Но замыслу не суждено было сбыться, и он постепенно умирал. Сейчас на этом месте мы имеем нечто невнятное.

Никогда не будет небоскреба, который должен был появиться в районе Нагатинской поймы – самое большое по площади здание в мире. Над ним работал тот же архитектор, который проектировал штаб-квартиру корпорации Apple.

Возникает вопрос – причем здесь цивилизация, власть и частная архитектура? Не лучше ли рассказать о том, как создавать «продающуюся» архитектуру? Автору статьи трудно представить, что это такое. Архитектура – смысл его работы и нашей цивилизации. Сегодня сохранилось не так много смысла в том, что просуществовало столько тысячелетий, сколько продержалась архитектура. Здесь очень важно то, что архитектура начинается с частного дома.

Это поразительно, но почти за каждым великим архитектурным сооружением или направлением стоит человек, который спроектировал и построил частный дом. Например, если бы Ле Корбюзье в 1914 г. не придумал «Дом-ино» с быстровозводимым стандартным каркасом и свободной планировкой, то, наверное, большинства современных зданий сегодня просто не было. В наше время невероятное количество зданий строится именно так: ставятся колонны и плиты перекрытий, на которые навешивается фасад.

Если бы в 70-х гг. прошлого века Фрэнк Гери не построил себе дом, который ужасно раздражал соседей, требовавших его снести, то такого впечатляющего невероятного направления, как деконструктивизм, сегодня не было. Не существовало бы и музея в Бильбао, посмотреть на здание которого ежегодно в город приезжают миллионы туристов.

Если бы в XVI в. архитектор Андреа Палладио не строил скромные по нашим меркам домики и виллы, то видимо, в большинстве своем архитектуры не было вообще. Потому, что отталкиваясь от этих небольших построек Палладио разработал, наверно, самый известный архитектурный канон, чрезвычайно сильно повлиявший на наш мир.

Если бы на рубеже XVIII–IXX вв. Клод-Николя Леду, проектируя «бумажный» город, не пришел к сложному, в нашем понимании, выводу, что архитектура может быть любой, и не освободил архитектурную форму, то не было всех этих невероятных, восхитительных, вдохновляющих нас зданий, к которым мы стремимся на край света только для того, чтобы просто их увидеть.

Вывод: если инвестор «пускает» в свое строительство архитектуру, то он дает шанс для появления ростка нового цивилизационного вызова.

Оставьте комментарий