Роман, здравствуйте.
В Вашей ситуации возможны два варианта:
1) информация в Росреестре по земельному участку с кадастровым номером 50:16:0602003:250 еще не обновилась (маловероятный вариант, если принимать во внимание тот факт, что новые земельные участки появились и произошло это 3 недели назад);
2) при разделе земельного участка специалисты Росреестра забыли поменять статус участка с кадастровым номером 50:16:0602003:250 с ранее учтенного на снятый с учета (такое иногда происходит), в связи с чем этот земельный участок остался на публичной кадастровой карте.
В данной ситуации рекомендую Вам написать обращение в Росреестр (сделать это можно через МФЦ) о том, что произведен раздел участка с кадастровым номером 50:16:0602003:250, в связи с чем Вы просите снять его с кадастрового учета и убрать с публичной кадастровой карты.
Производить куплю-продажу новообразованных земельных участков в настоящий момент можно, но я не рекомендую этого делать до решения вопроса с не снятым с учета участком.
Земельное законодательство выделяет такое понятие как «граница населенного пункта», определение термина дается в Земельном кодексе РФ – черта, согласно которой происходит разделение одного населенного пункта с другим, либо с другими категориями земель.
Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе Псковского Росреества, установление границ населенных пунктов осуществляется с целью передачи земель в ведение муниципальных образований. Вследствие этого, муниципальные образования получают возможность исполнять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках действующего законодательства.
Внесение сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН играет важную роль для предотвращения споров о правах, возникающих между различными землепользователями, и направлено на решение вопроса об устранении пересечения лесных участков с границами населенных пунктов, территориальных зон, а также служит переводом земель из иных категорий в категорию земель населенных пунктов.
«Кроме того, наличие в реестре сведений о границах населенных пунктов упрощает процедуры ведения бизнеса и повышает инвестиционную привлекательность региона в целом», — комментирует эксперт Кадастровой палаты по Псковской области Елена Гришина.
Внесение сведений о границе населенного пункта осуществляется органом регистрации прав в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов.
Однако, по решению регионального органа государственной власти или органа местного самоуправления, данной процедуре предшествует проведение работ по описанию местоположения границ в соответствии с утвержденным генеральным планом.
Получить сведения о внесенных в ЕГРН границах населенного пункта можно запросив сведения из ЕГРН в виде кадастрового плана территории, либо в виде выписке о границе.
Упрощение порядка включения участка в территорию населённого пункта
Без препятствий, но с неукоснительным соблюдением земельных и градостроительных требований, строительство:
- жилого дома
- производственного здания
- магазина
- аптеки
- склада запчастей для автомобилей
- других сооружений и объектов
ведётся только на земельных участках, расположенных на территории населённого пункта.
Капитальное здание на земле, находящейся за чертой города, посёлка, деревни, построить разрешается не всегда. Собственники «запредельных» (по отношению к населённому пункту) аграрных наделов не могут получить разрешение на строительство. Администрации указывают им на порядок застройки участков только теми объектами, что допускаются градостроительными регламентами. Они вводятся Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), действующих в поселении.
ПЗЗ и градостроительные регламенты – жёсткие, но справедливые регуляторы эксплуатации и застройки участков. Они не устанавливают полное «вето» на строительство, а указывают на то, что его необходимо вести:
- без противоречий с видом разрешённого использования надела
- с соблюдением параметров объектов капитального строительства, указанных в градостроительном регламенте
- без нарушений установленных обременений/ограничений в эксплуатации участка
У проблемы с застройкой участков, расположенных вблизи и вдали от населённого пункта (НП), есть решение. Это включение участков в его границы при выполнении ряда условий. Оно стало популярным среди собственников аграрных участков.
Причина такого явления – упрощение процедуры присоединения участка к территории НП и возможность включение наделов, непосредственно не примыкающих к его границам:
- без дополнительных экспертиз, влекущих денежные траты собственников на их выполнение
- с одновременным изменением категории земель участка и его ВРИ
- без прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов
- бесплатно
Порядок включения ЗУ в границы НП уточнён в федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ (статья 4_1).
Право собственников на включение ЗУ в границы населённого пункта основано на положениях:
- Земельного кодекса РФ:
- статья 84
- Градостроительного кодекса РФ:
- статьи 19, 20, 21, 23
- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ:
- пункт 3 части 1 статьи 7
- часть 1 статьи 8
Граница земель населённого пункта
Земли населённых пунктов – те территории НП, на которых ведётся застройка. Задача таких земель – развитие города или поселения, к которому они относятся.
Граница земель населённого пункта или поселения – линия на его картах, схемах и планах, отграничивающая его территориальные пределы. Она не может пересекать (статья 83 ЗК РФ):
- границы муниципальных образований (а также выходить за их границы)
- линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам
Границы земель НП «рождаются» при планировании территорий поселений, в состав которых входят населённые пункты.
В ходе территориального планирования разрабатываются:
- генеральные планы поселений, городских округов
- схемы территориального планирования муниципальных районов
Они утверждаются органами власти.
Документы территориального планирования:
- определяют назначение территорий с учётом социальных, экономических, экологических и иных факторов:
- в отдельном порядке – на ограниченной территории населённых пунктов в документах планирования указывается расположение зон для объектов промышленной, жилой, общественно-деловой, иной застройки и транспорта
- разрабатываются в целях:
- устойчивого развития территорий
- развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
- учитывают интересы:
- граждан и их объединений
- Российской Федерации
- субъектов РФ
- муниципальных образований
Все органы местного самоуправления имеют полномочия (часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 24 ГрК РФ):
- по утверждению генеральных планов поселений, включающих:
- по переводу земель и/или земельных участков в земли (из состава земель) населённых пунктов
Исключения составляют случаи:
- включение земельных участков в границы НП:
- когда перевод выполняется по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ
- установление или изменение границ НП, расположенных на межселенных территориях
Установление границ населённых пунктов выполняется:
- в генеральных планах поселений (городских округов)
- положение о территориальном планировании
- карту границ поселения
- карту предполагаемого расположения объектов местного значения
- карту функциональных зон населённого пункта
- в схемах территориального планирования муниципальных районов:
- для НП, расположенных на межселенных территориях:
- к межселенным относятся территории с низкой плотностью жителей, не включенные в границы одного из поселений
- для сельских НП:
- с числом жителей – менее 100 человек
- расположеннных:
- на территориях с низкой плотностью жителей
- в труднодоступных местностях
- для НП без статуса поселения и не входящего в состав другого поселения
- для НП, расположенных на межселенных территориях:
Исключение в установлении границ сделано также для городов федерального значения: их устанавливают и изменяют по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Включение ЗУ в черту населённого пункта – это изменение его границ
Включение земельного участка в границы любого населённого пункта влечёт изменение площади и конфигурации его территории, как и исключение ЗУ из земель НП.
Результатом каждого встраивания земельного надела в черту НП или изъятия из неё становятся поправки, которые вносятся:
- в генеральный план поселения, городского округа
- в схему территориального планирования муниципального района
Они подлежат утверждению органами власти.
Черта населённого пункта постоянно преобразуется:
- по мере развития НП
- за счёт включения новых земель, необходимых для расширения, или исключения другой части земель и участков
Поскольку одна из главных целей разработки документов территориального планирования – учёт интересов граждан, их объединений, муниципальных образований, РФ и её субъектов, вывод о том, что все они имеют право на обоснованное изменения границ населённого пункта, – логический и законный. Значит, таким же правовым характером обладает и включение участка в границы НП (как и исключение из границ).
При переводе участков в границы НП меняется категория их земель. Новая категория, которая будет присвоена участку в случае положительного решения, – «земли населённых пунктов», а ВРИ ЗУ – тот, что был выбран собственником и утверждён властями.
Порядок включения участка в границы населённого пункта
1. Регламент для собственника ЗУ
Для собственников участков регламент процедуры присоединения надела к территории НП представляется простым. Им нужно:
- собрать документы
- написать мотивированное заявление:
- о включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении ВРИ ЗУ
- об исключении из границ и об установлении или изменении ВРИ ЗУ
- предать всё:
- или в орган местного самоуправления, на территории которого находится населённый пункт
- или в орган местного самоуправления муниципального района – если земельный участок расположен на межселенной территории
- дождаться извещения о проведении общественных слушаний по внесению изменений в генеральный план поселения в связи с заявлением о включении ЗУ в границы населённого пункта:
- слушания организуются и проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования
- принять участие в слушаниях
- дождаться решения органа государственной власти субъекта РФ
Состав обязательных документов, которые нужно приложить к заявлению, – минимальный:
- кадастровый план земельного участка (выписка из ЕГРН)
- правоустанавливающие документы
- копии документов, удостоверяющих личность
Другие документы собственник участка может предоставить по личной инициативе.
Примечания
1. Обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта
Обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта может быть в виде декларации о намерениях – бизнес-плана, содержащего:
- сведения о назначении и параметрах предполагаемого строительства
- сведения о наличии подъездных путей к ЗУ
- сведения о возможности подключения объектов, которые будут построены на участке, к сетям электро-, водо- и газоснабжения, водоотведения (в случае наличия этих сетей в населённом пункте)
- или о вариантах решения этого вопроса, необходимости в объемах обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями
- документы, подтверждающие наличие предварительных технических условий (ТУ) по инженерному обеспечению
- сведения о необходимости установления санитарно-защитной (охранной) зоны, возможности установления этих зон
При намерении о включении в границы НП земельных участков с/х назначения с одновременным установлением изменением их ВРИ будет уместным предоставление документов, подтверждающих невозможность их использования по целевому назначению ввиду невысокой сельскохозяйственной ценности (заключения соответствующих экспертиз).
2. Подготовка эскизного проекта планировки
При намерении о включении в границы населённого пункта территорий в целях жилищного строительства, базы отдыха или много крупного объекта необходимо подготовить эскизный (архитектурный) проект планировки.
Он должен содержать архитектурные решения, комплексно учитывающие требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка:
- социальные
- экономические
- функциональные
- инженерные
- технические
- противопожарные
- санитарно-гигиенические
- экологические
- архитектурно-художественные
- иные
В эскизном проекте должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие:
- сведения о численность населения жилого образования
- типы жилых домов (строений) и их общую плошадь
- сроки застройки территории
- сроки ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно-бытового обслуживания
- предполагаемое зонирование, включаемой территории
другие показатели, необходимые для реализации проекта.
3. Примерная форма заявления
С примерными формами заявлений, обоснований необходимости включения участков в границы НП, а также с рекомендациями по прилагаемым документам можно ознакомиться на официальных сайтах администраций муниципальных образований:
- пример 1
- пример 2
- пример 3
- пример 4
Заявление можно подготовить в такой форме:
Главе администрации ___________ муниципального района
от ________________________________________________
для юридического лица – полное наименование данные о государственной регистрации
для физического лица – фамилия, имя, отчество, паспортные данные
Адрес заявителя:
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
(почтовый адрес для направления корреспонденции)
Заявление
о включении земельного участка в границы населённого пункта, исключении земельного участка из границ населенного пункта, и/или изменении/установлении вида разрешённого использования земельного участка.
Прошу _________________________________________________________
нужно выбрать:
- включить земельный участок в границы населенного пункта
- исключить земельный участок из границ населенного пункта
_______________________________________________________________ (указать наименование населённого пункта)
с установлением или изменением вида разрешённого использования земельного участка
_______________________________________________________________
(указать необходимое разрешённое использование участка)
находящийся в ________________ собственности
(указать форму собственности)
общей площадью _______ кв. м
кадастровый номер. _____________
расположенный по адресу:
(указать полный адрес: область, муниципальное образование, район, населенный пункт, улица, дом, корпус, строение)
из категории
_______________________________________________________________ (в соответствии с документами земельного кадастра)
Приложения:
1. Копия документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей – физических лиц)
2. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей – индивидуальных предпринимателей)
или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц)
3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок
4. Кадастровая выписка земельного участка
5. Эскизный (архитектурный) проект планировки
Подпись лица, подавшего заявление:
для физических лиц:
_________________ __________________
(Ф.И. О.) (подпись)
для ИП, юридических лиц:
_________________ ___________________ ____________
(должность (Ф.. И.О.). (подпись)
М. П.
Дата
«____» ___________ 20_________ года
Контактное лицо: ____________________
телефон для связи: _____________________
2. Действия органа местного самоуправления
После получения заявления орган местного самоуправления обязан:
- принять решение о проведении публичных слушаний:
- в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления
- опубликовать извещение (оповещение) о проведении слушаний:
- в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов
- на официальном сайте муниципального образования
- провести слушания
- опубликовать заключение о результатах слушаний:
- о возможности и целесообразности включения ЗУ в границы населенного пункта
- о возможности установления или изменения ВРИ ЗУ в случае, если это указано в данном заявлении
Примечание
Публичные слушания не проводятся в случаях включения земельного участка в границы населённого пункта в целях:
- жилищного строительства
- комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства
- рекреационного использования
Это положение изложено в подпункте 2 пункта 5 статьи 4_1 федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004.
Срок, отсчитываемый:
- со дня опубликования извещения о проведении слушаний
- до дня опубликования заключения о результатах слушаний
не может быть более чем 1 месяц.
В течение 45 дней с даты поступления заявления орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:
- поступившее заявление
- документы, прилагаемые к заявлению
- заключение о целесообразности включения ЗУ в границы НП
- заключение о результатах публичных слушаний
3. Действия органа государственной власти субъекта РФ
Срок согласования заявления органом государственной власти субъекта РФ:
- не более 1 месяц с даты поступления документов
- не более 30 дней + 5 дней с даты направления документов в органы, с которыми необходимо провести согласование заявления:
- с органами, уполномоченный на распоряжение лесными участками
- с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – в случае, если предполагается включение земельных участков, предоставленных:
- воинским формированиям
- органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности
В случае, если в установленный срок орган государственной власти субъекта РФ не получил информацию о согласовании заявления, оно считается согласованным с этими органами.
По истечении указанных сроков исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:
- принимает решение:
- или о включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении его ВРИ
- или об отказе во включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении его ВРИ
- направляет копию решения в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположен земельный участок
Перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения в ЕГРН записи изменений категории земель и ВРИ земельного участка.
Анализ уместности включения участка в границы населённого пункта
Несложность процедуры для заявителя не значит, что вопрос о включении участка в границы населённого пункта будет решён только положительно, ведь главное действие остаётся «за кадром. Это анализ целесообразности включения надела в черту НП, проводимый органом местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ.
Если, например, в границы населённого пункта, переводится участок сельскохозяйственного назначения, то делается запрос в организации, с которыми ведётся согласование перевода, на предоставление:
- оценки значимости ЗУ
- справки об отсутствии на территории надела могильников скота
- других материалов
Также при анализе правомерности включения земельного участка в границы НП орган местного самоуправления учитывает следующие факторы:
- отсутствие на участке санитарно-защитной зоны предприятий с классом санитарной опасности
- ценность участка (бонитет) участка с/х назначения
- обеспеченность участка подъездом для транспорта
- реалии в обеспечении участка элементами инфраструктуры населённого пункта
- другие
Отказ во включении участка земли в пределы населённого пункта
Власти вправе отказать во включении участка в пределы населённого пункта. Причины отказа не произвольные. Они определены в ПЗЗ и Уставе муниципального образования, а также в пунктах 19-22 статьи 4_1 федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004.
Самые распространённые из них следующие:
- границы населённого пункта пересекают:
- границы муниципального образования или выходят за них
- границы земельных участков физических и юридических лиц
- земли, планируемые собственниками для включения, имеют ценный сельскохозяйственный статус
- включаемый ЗУ невозможно обеспечить инфраструктурой населённого пункта
- участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов
- ограничения, запреты на изменение целевого назначения или ВРИ ЗУ установлены законом
- заявленный ВРИ участка не соответствует документам территориального планирования:
- РФ
- субъектов РФ
- муниципальных образований
- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ получил:
- мотивированный отказ федерального органа исполнительной власти в согласовании заявления
- заключение органа местного самоуправления:
- о невозможности или нецелесообразности включения ЗУ в границу НП
- об исключении ЗУ из границы НП и об установлении или изменении его ВРИ
- заключение о результатах публичных слушаний, выражающее несогласие участников слушаний с решением:
- о включении ЗУ в границу НП
- об исключении ЗУ из границы НП и об установлении или об изменении ВРИ ЗУ
Отказ в принятии решения:
- о включении ЗУ в границы населенного пункта
- об исключении ЗУ из границ населенного пункта
- об установлении или об изменении ВРИ земельного участка
может быть обжалован в судебном порядке.