Хочу уехать жить в деревню

В конце июня в Благовещенске на Дне «Стрелки» выступила Надежда Артес — основательница проекта «Село оно моё». Уже несколько лет Надежда пытается наладить коммуникацию между городом и деревней, подружить их жителей и развеять возможные стереотипы. Strelka Mag поговорил с Надеждой о том, каково это — переехать жить в деревню.

КАК ОСТАВИТЬ ГОРОД

Фотографии: Виктор Юльев для Strelka Mag

«Я родилась в маленьком селе Придорожное в Казахстане, где жили не больше двухсот человек. Я прожила там до 12 лет, потом переехала в Калининградскую область в город Черняховск и окончила там школу. В Петербурге я оказалась только на первом курсе университета. На протяжении всей моей жизни в деревне мне очень хотелось поскорее оттуда сбежать. До 25 лет сельская жизнь меня не привлекала, я боролась с комплексом «деревенской девчонки» и была уверена, что село — это точно не то место, куда я когда-либо вернусь.

Переехав в Петербург, я получила все те впечатления и навыки, которых мне так не хватало в моём детстве и юношестве. Сначала я работала в производственных и строительных компаниях, занимаясь маркетингом, стратегией и развитием, затем у меня появилось своё рекламное агентство LAMA. Немного позднее я стала аккаунт-директором архитектурного бюро Rhizome.

В Петербурге у меня появилось множество друзей, с которыми мы ходили в модные заведения и на вечеринки. Мегаполис дал мне очень ценную вещь — нетворкинг, с которым в дальнейшем открылись двери для любых коллабораций и новых проектов.

Надя Артес в деревне Пеники.

В один момент я начала понимать, что мне не хватает чего-то в моей жизни. Всё вокруг находилось в постоянном быстром движении, но в этом будто бы не было смысла. Я чувствовала, что бесконечно потребляю, удовлетворяю свои желания, но не создаю ничего стоящего. Тогда я начала вспоминать, когда вообще в моей жизни вокруг меня было что-то настоящее. Я вспомнила детство, деревню, всех коров, кроликов, свиней и петухов, за которыми мы с родителями ухаживали. Именно тогда я и чувствовала, что занимаюсь настоящим делом, нахожусь среди всего живого. В этот момент мне захотелось вновь увидеть сельскую жизнь. Мне стало очень интересно узнать больше о сёлах, и я стала искать людей, которые могли бы мне с этим помочь.

КАК ПОЛЮБИТЬ СЕЛО

Друзья несерьёзно отнеслись к моим новым сельским увлечениям. И однажды в баре один из них в шутку сказал: «У моего знакомого Серёги есть триста быков, хочешь на них посмотреть?» Уже через неделю я ехала по трассе Санкт-Петербург — Вологда вместе со своими городскими друзьями к быкам. Среди сотни брошенных домов в деревне был только один жилой, а по остальной территории, по словам его жителей, ночами бродили волки.

Сергей посадил нас в телегу, прицепил её к трактору и повёз по ближайшим сёлам. Мы проезжали одну за одной заброшенные деревни, и меня мучил вопрос: куда делись все люди и как это случилось? И было странно осознать, что даже в таких опустошённых деревнях кто-то всё же остаётся.

1 / 15

Деревня Пеники

2 / 15

3 / 15

4 / 15

5 / 15

6 / 15

7 / 15

8 / 15

9 / 15

10 / 15

11 / 15

12 / 15

13 / 15

14 / 15

15 / 15

Это было лучшее путешествие в моей жизни, поскольку я смогла увидеть то, о чём обычно стесняются говорить, создавая видимость, что всё хорошо. Эта привычка у нас с давних времён. Мне хочется изменить такую парадигму хотя бы в своём кругу.

Тогда я поняла, что мне не хватает информации о том, что происходит в стране и как на это можно повлиять. В один момент Вадим Дымов позвал меня работать над проектами села Туртино во Владимирской области — тогда я переехала в Суздаль. Вместе с командой Rhizome мы придумали новую программу для местного дома культуры и разработали проекты пожарной части, столовой, медпункта.

Я много работала с местными жителями и узнала ещё больше откровений. Меня поразило, например, то, что строители ищут нужные материалы по объявлениям в районной газете. Они просто звонят по напечатанному номеру телефона и приезжают к продавцу домой забрать всё необходимое. Я увидела, что методы работы сохранились прежние, но среда вокруг кардинально изменилась, а люди в сёлах этого разрыва не замечали. Тогда я поняла, что нужно обучать людей, показывать им, что сейчас всё работает по-другому.

как «ГОРОДСКИМ» ПОМОГАТЬ ДЕРЕВНЕ

Мои светские друзья не скрывали непонимания моего стремления вернуться в деревню. Это стало своего рода провокацией для меня.

Тогда же я случайно узнала о том, что в селе Пеники в Ленинградской области находится стихийная свалка. И подумала, что было бы здорово привлечь модные городские бренды в деревню и организовать вместе с ними уборку. Я поговорила с петербургскими кафе Co-op Garage и TigerLily и предложила им поддержать событие. Я хотела собрать вместе блогеров, городских жителей и местных сельчан за одним благим делом — сбором мусора. К петербургским кафе присоединились Fazer, локальный бизнес «Балтийский берег», проект No Plastic it’s Fantastic, банный блог Nudeblog и местная администрация.

1 / 14

2 / 14

3 / 14

4 / 14

5 / 14

6 / 14

7 / 14

8 / 14

9 / 14

10 / 14

11 / 14

12 / 14

13 / 14

14 / 14

Так я соединила бизнес, готовый помогать людям, и городских блогеров с местными жителями. Эти люди все вместе убирались в деревне, знакомились и общались. Сельская уборка превратилась в настоящую тусовку, на которой люди разного круга отлично проводили время вместе. Это событие стало очень важным для местных жителей, и они до сих пор просят его повторить. Таким образом сформировалась модель того, как подружить бизнес, местные власти, городских и сельских жителей. Теперь эту схему можно масштабировать на любой другой регион.

ПОЧЕМУ СПАСАТЬ ЛЮДЕЙ В СёЛАХ НЕ НУЖНО

При создании таких проектов нужно понимать, что люди в деревне в целом счастливы. Они просто живут так, как жили их отцы и деды. Я для себя приняла такую позицию: мы не спасаем, а решаем острые проблемы. Есть ситуации, на которые мы можем повлиять, а также развернуть жителей деревень и расширить их кругозор. Мы можем показать, что бывает по-другому, заинтересовать их и тем самым заставить самих сельчан понемногу менять свой уклад жизни.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Конечно, когда «городские» приезжают на уборку в модной одежде и белых кроссовках, сельские жители над ними посмеиваются. Но потом, когда все пятьдесят человек стоят в своих испачканных уже серых кроссовках с мешками мусора, местные всё же видят, что эти люди на что-то способны.

Тут важна системность. Сначала ты стучишь в закрытую дверь, но затем люди понимают: ты пришёл не на пять минут, а хочешь планомерно развивать деревню. Поэтому в Пениках я провожу мероприятия уже второй год. В этом году мы запустили здесь сельский лекторий, в рамках которого городские спикеры общаются с местным населением на актуальные темы. Все они приезжают, и никого не пугает старый дом культуры с советским ремонтом. У спикеров другая цель — поговорить с людьми, которых они никогда не встретили бы в городе.

Местных жителей обижает слово «сельский», поскольку зачастую для них это означает «плохой», «необразованный». Я же стараюсь объяснить людям, что произношу это слово в другом контексте: поскольку молодёжь сегодня хочет быть связана с сельской жизнью, стремится понять её и прочувствовать.

Сегодня желающих ходить на лекции уже достаточно. Большинство из них приходят не ради новых знаний, а ради знакомств. Другие говорят: «У меня каждый день одно и то же: хозяйство, огород и скот. Я хочу посмотреть на что-то новое». В сёлах есть запрос на подобные проекты, нужно только правильно и чутко провести работу с местными жителями.

КАК ПОНЯть СЕБЯ В ДЕРЕВНЕ

Этим летом я решила остаться жить в Пениках и занимаюсь не только культурными проектами, но и огородом. За это время картина моего мира сильно изменилась. Беспощадное потребление заменилось вдумчивыми покупками у малых фермеров, а что-то я вообще выращиваю сама. Мои городские друзья теперь часто приезжают, едят фермерскую сметану ложками и говорят, что жизнь в деревне — их мечта.

При этом такой образ жизни зачастую романтизируют, и я точно знаю, что не хочу терять связь с городом. Среда, в которой находишься, сильно на тебя влияет. Я поняла это ещё тогда, когда жила в Суздале. Ежедневно ты видишь не более десяти человек, разруху вокруг, и грань между тем, как есть и как должно быть, размывается. Нужно всегда сохранять свежий взгляд и ни в коем случае не предаваться аскетизму. Нужно постоянно коммуницировать с городом и, более того, подтягивать людей оттуда.

В деревне определённо есть вещи, которые доставляют мне радость. Это домашние продукты, природа и возможность смотреть на что-то ещё, помимо серых коробок зданий. Я намного лучше ощущаю себя здесь. Но, конечно, переехав в деревню, я стала более грустной — об этом мне говорят друзья. И я понимаю, почему. Здесь я увидела и прочувствовала суровые вещи, из-за чего переосмыслила свои взгляды.

Такое ощущение, что некоторые ситуации неисправимы, либо на это потребуется много десятков лет. Процессы в деревнях проистекают намного медленнее, чем в городе. Сейчас я понимаю, что вряд ли увижу результаты моей работы при своей жизни, но хочется верить, что их смогут увидеть следующие поколения. Мотивацию мне дают те самые малые дела, от которых можно видеть только локальный эффект. Такой вот тактический урбанизм в действии.

Продолжаю отвечать на вопросы читателей сайта Русская деревня. Начало читайте .

Сегодня я хочу ответить на вопрос — почему я ещё живу в деревне. Прожив больше трех лет в обычной деревне, могу утвердительно рассказать, зачем я хочу жить в деревне дальше и не собираюсь переезжать в город. Причин, почему ещё живу в деревне не так много, их всего четыре.

Причина первая – здоровье.

Базируется на следующих основах:

  • Экология.

Экология в больших городах желает лучшего. Зато в деревне вокруг один чистый воздух. Отсутствие промышленных выбросов. Если конечно деревня находится на значительном удалении от промышленных городов.

  • Продукты питания.

Назвать продуктами питания те суррогаты и тот мусор, которые наводнили прилавки современных магазинов, нельзя однозначно. Это не продукты, а опасная еда для человеческого организма, убивающая своим химическим составом нас за свои же деньги. Даже подумать страшно. Мы себя убиваем сами. Но продолжаем каждый день ходить в магазины, покупать и с большим удовольствием кушать продовольственную отраву.

Только своя земля и выращенный лично урожай спасет каждого человека от возможных многочисленных болезней. Ты знаешь, что сам посадил и как вырастил, точно знаешь, что скушал.

  • Здоровый образ жизни. Каждый деревенский день в движении. Хочешь этого или нет — ты двигаешься, отгоняешь свои болезни подальше. Это я испытал на себе. Появился крепкий сон. Исчез диабет. Сильно похудел. Могу выполнять такие физические нагрузки, о которых лет 15 назад можно было только мечтать.
  • Отсутствие стрессов. Я по своему облику человек не скандальный, с соседями живу мирно, телевизор не смотрю, не волнуюсь. На мир стал смотреть через толстые стекла розовых очков. Политикой не интересуюсь — не интересно. Появился здоровый пофигизм.

Причина вторая – свобода.

Сам себе хозяин, что хочу — то и делаю. Не надо рано вставать, бежать каждое утро на работу, спотыкаться и опаздывать. Писать объяснительные записки и мужественно напрягать свои извилины, почему в очередной раз опоздал. Выслушивать всякий бред от начальников, иногда не понимающих цель своих поручений, не смыслящих в работе вообще. Проявляющих себя абсолютными глупцами. Мне в жизни с такими специалистами пришлось столкнуться и не один раз.

А здесь в обычной деревне я сам себе начальник, работодатель, сотрудник ЖКХ, кормилец. Когда захотел — тогда и проснулся или лег спать. Надобно работать — идешь и работаешь. Не хочешь и не надо. Сиди на свежем воздухе и худей, смотри на звездное небо. Тоже не плохо. Никто меня никуда не гонит, не заставляет быстро сделать вот этот отчет. Буквально через пять минут все меняется — нет, бросай его, завтра доделаешь, сегодня аврал, дела срочно требуют проверить отчетность по третьему кварталу. Этого здесь нет. И как здорово!

Живя в деревне, я приобрел психологическое освобождение и личностную свободу, которую один раз вкусив, терять не хочется никогда.

Причина третья – решение всех жилищных проблем.

Живу в личном большом деревенском доме. Ипотека отсутствует совсем. Имеется гараж, баня, дворовые пристройки, своя собственная земля в размере 50 соток.

Нет проблем с поиском парковочного места для автомобиля. Забыл, что такое галдеж под окнами, в подъезде. Не помню шум пролетающего самолета.

Причина четвертая – полная уверенность в себе и своих силах.

Очень — очень давно моя бабушка мне говорила: «Каждому поколению в России, приходится проходить через свои испытания. И Вашему, внучок, поколению придется пройти через свое. Хлеб в магазине скоро будет стоить 20 рублей». Вот дает бабка. Хлеб по 20 рублей? Ну и загнула! Он продается в магазине по 16 копеек! Я был маленьким и не понимал, о чем это она. Сейчас по протяжению многих лет все становится совершенно ясным и очевидным. Посмотрите нашу 100 летнюю историю. Что кому выпало испытать? Одному поколению досталась кровавая Октябрьская революция 1917 года, другому, буквально через 24 года — Великая Отечественная война 1941 года. Следующие поколения испытали и продолжают испытывать чудовищный развал Советского союза, прошедший в 1991 году.

За последние 20 лет мы прошли три экономических кризиса (1998г., 2008г., 2014г.), несколько пенсионных реформ. Что нас ждет впереди? Какие предстоят новые испытания?

По мнению многих известных экономистов в ближайшее время Россию и весь мир ожидает еще один тяжелый экономический кризис, который по моему личному мнению точно будет и приведет мое поколение к своему испытанию судьбы. Какому? Я не знаю. Но знаю одно, к нему нужно быть готовым уже сейчас. А наиболее подготовленным и уверенным в свое будущее я себя лично ощущаю только в деревне. Там, где у меня есть свой большой деревенский дом, земля 50 соток. Где с каждым годом прибавляется опыт и умение деревенской жизни, налаживание своего автономного хозяйства. Когда наступит тяжелое время — я не буду кушать личные смартфоны. А предпочту выращенные на своем огороде овощи. Рассчитываю только на себя и свои возможности, знания. А Вы к этому готовы?

Многие могут сказать: у автора статьи паранойя. Я отвечу следующим: «Не зарекайтесь, господа! Толи еще будет. Вы не провидцы, как и я, даже не знаете элементарного, что будет завтра, что происходит с человеком после его смерти. Если не знаете, о чем тогда говорить».

А хлеб сейчас в магазине и в самом деле стоит 20 рублей. Значит, права была моя бабка.

Вместо заключения.

Если сравнивать жизнь в деревне с тем временем, когда приехал жить в деревню и сейчас, по истечении трех лет, деревенская жизнь ухудшилась, улучшений никаких нет. Современная деревня живет плохо, с каждым годом в ней становится хуже. Люди покидают деревни и села, закрываются больницы, дороги не ремонтируют. Продолжать можно до бесконечности. Но, это и есть настоящая жизнь, состояние сегодняшнего дня.

Я никогда не писал, что мне лично в деревне плохо. Тяжело -да, было вначале. Затем втягиваешься, смотришь через некоторый промежуток времени, а ведь так и должно быть, не иначе. Но только не плохо. Если бы было плохо, давно бы уехал. Мне, наоборот, в деревне просто здорово. Я совершил свой побег из потребительской мельницы. Это состояние и желаю испытать всем людям!

Живу свободно, занимаюсь тем, что мне нравится, получаю удовольствие от своего труда, уверен в своем будущем. Вот почему я живу в деревне.

P.S. Местные деревенские иногда интересуются: «Сколько лет мне осталось до пенсии?» Всем говорю, что очень-очень много. Ведь выходить на пенсию собираюсь в возрасте 75 лет и ни в коем случае не раньше, может позже. Все будет зависеть от того, как улыбнется ЖИЗНЬ!

Оставьте комментарий