Новая выставка в тюменском музее «Дом Машарова» под названием «Слетались к лампе мотыльки» удачно дополняет постоянную экспозицию «Семейный альбом», которая рассказывает о жизни владельца чугунолитейного и гвоздарного завода Николая Машарова и его семьи в конце 19 — начале 20 века.
Вечерами, когда за окнами было темно, Николай Дмитриевич, его жена Екатерина Евграфовна и их десять детей проводили время при свете керосиновых ламп или свечей. Вполне возможно именно таких, какие представлены на выставке.
Часть экспонатов взято из фондов музейного комплекса им. Словцова, часть предоставлена тюменским коллекционером Николаем Мелентьевым.
Журналистов с экскурсией по экспозиции провел научный сотрудник музея Ярослав Мальцев, он не только показал коллекцию осветительных приборов конца 19 – первой половины 20 вв., но и рассказал об их эволюции.
Освоение человеком огня произошло в палеолите около трех миллионов лет назад. Затем появился факел — самая простейшая конструкция осветительного прибора.
На Руси аналогом факела была лучина. На выставке представлен светец — приспособление, куда втыкалась лучина — простейшего типа, с помощью заостренного конца он крепился к стене или лавке. Существовали светцы наподобие современных торшеров — на ножке, чаще они освещали боярские палаты.
Постепенно факел претерпевает изменения. На рубеже примерно от 400 года до нашей эры и до возникновения первых христиан происходит появление свечей. Первые были сделаны из сала, они имели массу недостатков — пламя было неярким, горение сопровождалось чадом и неприятным запахом. Такие свечи использовались очень долго: только в 15 веке произошла мини-революция в свечном деле — их стали изготавливать из воска, но они были доступны состоятельным слоям населения.
С этого периода свечное производство вновь замирает в своем развитии. Лишь в 19 веке начнут изготавливать спермацетовые свечи из жира кашалотов, затем в 1830-х годах появятся свечи из парафина и стеарина. Затем эти два вещества стали смешивать, что позволило делать свечи с помощью холодного прессования, т. е. увеличить производительность. Современные свечи — именно такого типа.
Свечи, как и лучина, не использовались сами по себе, для них обязательным дополнением были подсвечники. С древних времен, как и в наши дни, подсвечники делались из стекла, керамики, дерева, меди, бронзы и других материалов. На выставке можно увидеть подсвечник каслинского литья из чугуна на несколько свечей.
Начиная с третьего тысячелетия помимо свечей люди использовали масляные лампады. Простейший из них — сосуд с жиром, в который опускался фитиль. Начиная с седьмого века до нашей эры лампады начинают производиться в массовом порядке. В Древнем Риме и Древней Греции лампадарии были настоящим украшением интерьера — их делали очень изящными с применением драгоценных металлов и камней.
В неизменном виде лампады просуществовали почти три тысячи лет. В 15 веке до человечества дошла мысль, что можно увеличить яркость огня с помощью увеличения тяги: Леонардо да Винчи изобрел жестяную трубу. В 18 веке ее сменила стеклянная.
Древних лампад на выставке нет, но в изобилии представлены их ближайшие родственники — керосиновые лампы. Причем, есть как российского производства, так и зарубежного. По самой распространенной версии, современная «керосинка» была сконструирована в 1853 году аптекарем Игнатием Лукасевичем, который масляную лампу сделал керосиновой. Тогда керосиновые лампы для различных слоев общества изготавливались разные: были и золотые, и хрустальные, и стеклянные, и медные.
Лампы 1920-х годов гораздо скромнее своих старших товарищей. Вероятно, это связано с несколькими факторами: общество было не настроено покупать дорогие вещи, да и постепенно в дома приходит электричество. В Европе и США керосиновые лампы выходят из употребления после 1945 года, в СССР ими пользовались вплоть до 1980-х годов.
В одной из витрин музея разместились керосиновые фонари, которые использовались вне дома: морские, железнодорожные, военные, полицейские, уличные. Дополняют экспозицию ершик для чистки ламп и огромная бутыль, в которой хранили керосин. Уюта музейному залу добавляет круглый стол с тяжелой скатертью, томиком Чехова, издания 1903 года и неизменной на рубеже 19 и 20 веков керосиновой лампой.
Газовая лампа — осветительный прибор, в котором источником света служит сжигание газообразного топлива, например водород, метан, оксид углерода, пропан, бутан, ацетилен, этилен, природный газ или светильный газ.
Первые упоминания о использовании газа в освещении датируются началом нашей эры (~1700 лет назад) в Китае. Сведения об использовании газовых фонарей для уличного и домашнего освещения в Европе начинаются с XV века. Первый патент на систему газового света относится к 1799 году. Начало XIX века — массовое распространение систем газового света в Европе. Основной источник газа в то время — газификация угля.
В 1820-х было начато использование калильного света совместно с газовыми лампами. Однако первые составы для калильного света требовали высокотемпературных водородных горелок, что ограничивало их распространение. Разработка низкотемпературных калильных составов датируется самым концом XIX века (ок. 1885 года). Впоследствии калильные сетки широко использовались в газовых лампах.
С конца XIX века газовый свет активно вытесняется электрическим освещением. В настоящее время газовые лампы, работающие на пропан-бутановой смеси, используются преимущественно туристами — во всех других областях они вытеснены электрическими источниками освещения.
Старинные фонари (газовое освещение) Франции. Париж, 1860-1870-е гг
Газовый фонарь на Площади Отель-де-Виль. 1860Tags: Франция, газ потребление, история, фото
Элегантно состаренные предметы могут стать главными акцентами в современных интерьерах, например, старая керосиновая лампа, дисковый телефон или часы станут отличным элементом декора. В этой статье мы рассмотрим, как сделать декупаж подготовленной к работе керосиновой лампы, которая займет достойное место в современном интерьере.
Прованс, кантри, шебби шик – популярные направления в декоре, утонченные романтические интерьеры, с уклоном в деревенскую простоту или наоборот величественную утонченность, однако каждому из этих стилей свойственна легкость и изящность. Если среди старых вещей нашлась керосиновая лампа не спешите ее выбрасывать. Этот предмет старины еще сможет принести пользу и стать эффектным элементом декора. Подробный мастер класс поможет оформить старую лампу своими руками.
Содержание
Вариант №1
Прежде чем приступать к самому декорированию, стоит уделить особое внимание подготовительным работам, а именно очистке лампы от нагара, керосина, пыли и грязи. Работа эта не из простых, но результат того стоит.
Прочтите это: Декупаж своими руками из салфеток для начинающих: украшаем однообразные бытовые вещи
Материалы для декора:
- акриловая краска;
- специальные салфетки для декупажа или простые декоративные для сервировки стола;
- любое спиртосодержащее средство;
- клей ПВА;
- поролоновый спонж;
- кисти;
- цветные акриловые краски.
Имея все необходимое под рукой, можно смело приступать к работе.
- Первым этапом будет покраска основным тоном всей поверхности лампы. Но для того, чтобы краска хорошо ложилась и держалась в дальнейшем, рекомендуется обезжирить лампу любым спиртосодержащим средством.
Когда эта работа будет сделана, при помощи спонжа наносим акриловую белую краску в несколько слоев.
- От салфетки отделяем верхний декоративный слой, понадобится только он, руками отрываем те части рисунка, который нам понадобится.
- Далее подготавливаем клей. Можно использовать специальный клей для декупажа, но для бюджетного варианта вполне подойдет клей ПВА, разбавленный водой в соотношении 1:1.
- А теперь приступаем к самому интересному, а именно непосредственно к самому декору. Располагаем мотив на лампе и аккуратно, кистью поверх наносим клеевой раствор. Также поступаем и с остальными мотивами. Не спешите в этом деле, следите, чтобы тонкая бумага не порвалась. После покройте всю основу еще раз тонким слоем клея и оставьте до полного высыхания, желательно на сутки.
- В принципе, наша прекрасная лампа готова, но если вы хотите сохранить результат надолго, то вскройте в несколько слоев акриловым прозрачным лаком.
Прочтите это: Сберкнижка для молодоженов своими руками
Как видите, ничего сложного в этой технике нет, достаточно лишь немого фантазии и, самое главное, желания. Подобной техникой можно облагородить любую лампу, различных конструкций.
Предлагаем еще немного фото для вдохновения.
Как подготовить к новой жизни
Итак, старую керосиновую лампу, прежде всего, стоит тщательно вымыть. Очистить от пыли и жирного налета (можно использовать спирт или бензин). А затем дайте волю воображению! Вашу керосиновую лампу можно просто покрасить, например, акриловой или огнеупорной краской типа «металлик». Можно сделать на ней декупаж, мозаику. Если в доме есть кто-то, кто разбирается в электричестве, то керосиновая лампа, фото которой мы предлагаем вашему вниманию, станет обычной электрической. Стилизованный светильник отлично украсит интерьер в стиле двадцатых, тридцатых, пятидесятых… В таком преображенном виде он станет также превосходной декорацией для кафе или бара.
Поэтому не спешите выбрасывать старые керосиновые лампы. Если вам самим не хочется заниматься ими, можно их просто продать. Спрос на винтажные вещи постоянно растет. Загляните на какой-нибудь аукцион в сети или дайте объявление в газету. Современная молодежь, например, никогда не видела керосиновую лампу в действии, следовательно, такой предмет будет привлекать внимание и станет ярким акцентом в интерьере «под старину».
Второй способ
Еще одна интересная техника в декупаже – шебби шик.
Эта техника получило такое название, благодаря своим потертостям, которые имитируют эффект старины. Смотрится она очень нежно и красиво, а создается очень просто.
Итак, нам понадобится:
- акриловая краска двух цветов (темного и светлого);
- наждачная бумага;
- декоративные салфетки;
- клей ПВА
- акриловый лак;
- свеча.
- Как всегда, прежде всего старую лампу необходимо хорошо почистить от различных загрязнений.
- Покрываем в несколько слоев акриловой базовой краской темного цвета, можно использовать черный или любой другой цвет, в нашем случае будет темно-коричневого цвета.
Обратите внимание, что каждый слой должен хорошо просохнуть.
- Натираем свечой те места, где планируете делать эффект потертости.
Прочтите это: Структурная паста своими руками: четыре простых рецепта
- Наносим акриловую краску светлого тона также в несколько слоев.
- Когда все хорошо просохнет, наждачной бумагой пройдемся по тем местам, где наносили свечу.
- На этом этапе приступаем непосредственно к декорированию при помощи салфеток. Выполняем всю работу, как и в предыдущем мастер-классе.
Не забывайте покрывать акриловым лаком. Пробуйте, творите, преображайте свой дом. Успехов.
Вторая жизнь керосиновых ламп
Но вернёмся из воспоминаний детства. Лампы решила отреставрировать, но как это лучше сделать, думала долго. Слава богу, что все части у ламп были целы и ничего паять-клеить не надо было. Нужно было только улучшить внешний вид при полном сохранении работоспособности, чтобы их можно было использовать по прямому назначению. Все известные мне варианты предполагали использование краски. Большинство советов на разных форумах тоже сводились к одному варианту – к покраске из баллончика золотом или бронзой, а затем предлагалось посетить один из магазинов для женского рукоблудия и купить что-то типа «патины», которую используют в декупаже, и с её помощью создать «вид старинного предмета». Собственно говоря, советы хорошие, но мне не хотелось таким способом красить лампу из шпиатра. И я нашла для себя другой способ, о котором вам и расскажу. Он очень прост и малозатратен, а весь секрет состоит в том, что вместо краски я использовала контурную пасту, она же багетная паста для реставрации фирмы ТАИР. В продаже есть пасты и других производителей, в том числе и итальянские, но они немного другие по составу. Обращаю внимание, что использовала не контур, а контурную (багетную) пасту!
Я часто использую в работах багетную пасту ТАИР. Мне она нравится из-за доступности, приемлемой цены и хорошего качества. Эту же пасту я использовала для декорирования буфета. Производитель пишет, что пасту используют не только для реставрации багета, но и в качестве декоративного контура на различных поверхностях, таких, как стекло, металл, пластик, дерево и других – слово «металл» здесь ключевое! А если декоративный контур хорошо держится на металле, то почему этой пастой нельзя покрыть металл вместо краски?! О том, что её можно использовать на металле, я вспомнила, когда увидела металлические ножки своей старой швейной машинки, которые я слегка позолотила этой пастой ещё в конце 90-х! С тех пор прошло почти 20 лет, а позолота осталась в том же состоянии – не потемнела, не облезла, хотя она даже лаком не была покрыта, и когда я вытирала пыль, пользовалась влажными салфетками. Что мне ещё очень нравится, это то, что паста представлена очень широкой палитрой цветов и металлических оттенков, какой у краски в баллончиках нет, кроме того, в работе можно одновременно использовать несколько оттенков пасты и получать потрясающие эффекты. Важно: Есть один важный момент, на который мне хотелось бы обратить ваше внимание и о котором производители не пишут – у багетной пасты есть слабый эффект подлипания, поэтому её нужно обязательно покрывать лаком!!! Подлипание очень слабое, но ладошка его ощущает. И ещё в таких работах для финишного покрытия, чтобы избежать ненужного блеска и сохранить тот самый «вид старинного предмета», я использую только матовый лак!!! Причём стараюсь найти самый матовый из матовых.
Принцип устройства
Стандартная керосиновая лампа выгодно отличается несложным принципом устройства и высокой надёжностью, что очень похоже на распространённые масляные приборы. В специальную ёмкость заливается керосин, жидкость дозировано подаётся в зону горения.
В некоторых случаях горелка может быть доукомплектована средствами отвода продуктов сгорания и подачи воздуха. Слаженная работа изделия обеспечивается специальной защитой пламени. Высококачественный каркас предназначен для подвески и перемещения фонаря.
Традиционная керосиновая лампа состоит из следующих деталей:
- трубки с крышкой;
- донышка;
- топливной ёмкости;
- стойки;
- специальной трубки для фитиля;
- колбы из лампового стекла;
- универсального вкладыша, необходимый для регулировки положения фитиля и отверстия конуса (контроля интенсивности освещения).
Для дома и для походных условий
Керосиновые лампы делятся, кстати, на те, которые можно использовать в помещении, и предназначенные для улицы. От формы и конструкции зависит размер пламени. А горение напрямую связано с условиями среды, поэтому не стоит уличные лампы использовать дома: тут они сильно перегреваются и становятся опасными. Зато для туристов это идеальный вариант. Керосиновой лампе не нужны батарейки и питание, а топливо можно купить буквально за копейки. Уличные варианты вполне могут работать и при сильных морозах. При этом расход керосина минимальный. Берут такую лампу с собой и рыбаки, и охотники. Хотя для обычного городского жителя это скорее экзотика, чем необходимость. Зато сколько ассоциаций и ностальгических воспоминаний может вызывать вид этой лампы! Ведь именно при таких светильниках работали и отдыхали наши предки еще сто лет назад.
Борьба с копотью
Копоть обычно появляется, когда высота пламени слишком высока. Если обычная регулировка не дала результатов, возможно, фитиль немного искривлён. Устранить недостаток довольно просто. Острыми ножницами нужно отрезать полоску фитиля, чтобы его верх был максимально ровным. В противном случае придётся заменить керосин.
Система может коптить после реставрации, если до этого она длительное время не работала. Можно насыпать немного поваренной соли (всего несколько граммов) в ёмкость с горючей жидкостью.
Чтобы обновлённое изделие исправно и безопасно работало, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Нельзя ставить работающую лампу на край стола.
- Не стоит экспериментировать с горючими средствами. Эксперты рекомендуют использовать только керосин и ламповое масло.
- Висячее изделие нельзя располагать ближе, чем 80 см до потолка.
- Нельзя закрывать отверстие в стекле, которое служит для отвода образуемых газов.
- Запрещено переносить изделие с полным резервуаром керосина, так как даже пролитая капля может спровоцировать пожар.
Чистота без химии: изготовление моющего средства для посуды
Правила заправки
Чтобы заполнить резервуар керосином, нужно легко потянуть защитное стекло вверх, придерживая при этом саму лампу. Следует отвинтить горелку, проворачивая её против часовой стрелки. В ёмкость нужно поместить лейку и постепенно залить горючую жидкость. Затем нужно аккуратно ввинтить горелку на положенное место, а фильтр погрузить в резервуар.
После заправки нужно подождать минимум 5 минут, чтобы фильтр успел пропитаться. Нужно отрегулировать высоту пламени при помощи специальной заслонки (ее положение меняет вращающееся колесико). Чтобы потушить лампу, регулятор поворачивают против часовой стрелки.
При правильном обращении и должных условиях хранения отреставрированная лампа прослужит еще много лет.