Как смазать часы механические?

Сборка механизма часов Zenith Defy Lab. Изображение: пресс-служба Zenith

Формулу «сноса им не было” часовщики применяли так давно, что уже не найти имени изобретателя способа снизить трение и износ в узлах часового механизма применением смазки. Вполне возможно, что никакого изобретателя и не было. Скорее всего, когда первые часовщики применили в часовом механизме изобретенное задолго до них колесо, вместе с ним они унаследовали необходимость смазывать трущиеся узлы механизма. Забавно, что термин «трибология”, обозначающий систему знаний о трении, износе и смазке, видимо, случайно по звучанию оказался близок к термину «триб” — одной из основных деталей часового механизма.

Слово «трибология” происходит от греческого корня «трибо” (буквально «тереть”, «натирать”), а русский часовой термин «триб” — от немецкого trieb («триб”, «трибка”, «малая ведущая шестерня”)

Триб — именно та деталь часового механизма, при обработке которой должно уделяться повышенное внимание вопросу снижения трения и износа, для чего в классической технологии стальную заготовку закаливают, зубцы и кончики осей тщательно полируют.


Триб. Изображение: timesavers.com

Общеизвестен анекдот, возможно, основанный на действительности: когда Людовик XVI поинтересовался у часовщика Авраама-Луи Бреге, сможет ли тот сделать идеальные часы, ответ мастера якобы прозвучал так: «Дайте мне идеальное масло, и я сделаю для вас идеальные часы!”

Может быть, такой беседы не было, но проблема качества смазки —до сих пор одна из наиболее серьезных в часовом деле — в анекдоте отражается абсолютно верно.

Кстати, сам Бреге чуть ли не первым приложил руку к тому, чтобы стать изобретателем идеального часового масла — имеется в виду отсутствующее масло. Речь идет о натуральном ходе (французское «échappement naturel”), в котором функциональные поверхности деталей не нуждались в смазке.

Чуть раньше и без непосредственного касательства к часовому делу, которое еще только зарождалось в те времена, Леонардо да Винчи высказал идею снижения трения в механизмах путем применения изобретенных им шариковых подшипников. В «Мадридском кодексе” имеются сделанные им собственноручно наброски с пояснениями — например, та самая страничка с рисунками, что в 1970-е появилась в рекламе шариковых авторучек Parker.

Изображение: codex-madrid.rwth-aachen.de

Часовщики подхватили эту идею много позже других отраслей. Первые образцы появились только в 1948-м — это была разработанная компаниями Eterna и Eta система автоматического завода Eterna-Matic с центральным ротором, установленным на миниатюрном шарикоподшипнике.

Рекламный плакат часов из коллекции Eterna-Matic, 1950-е годы. Изображение: timeandwatches.com

Правда, существовали разработки миниатюрных шарикоподшипников для применения в часовых механизмах, предпринимавшиеся в 1930-е швейцарским инженером Робером Анненом. Затем, в 1970-е, швейцарский часовщик Пьер Матис решил реализовать идею Аннена в экзотическом сегменте ультратонких механических наручных часов и изготовил прототипы, колесная передача которых устанавливалась на шарикоподшипниках, а для коммерческого использования механизмов разработанной им конструкции в 1976-м была учреждена часовая фирма Jean Lassale.

Jean Lassale Calibre 1200. Изображение: pam65.ru

Впрочем, проблему смазки, вернее, ее желательного отсутствия, ни те, ни другие не решали — стальные миниатюрные подшипники нуждались в масле, но подсказка будущим разработчикам идеальных часов была произнесена.

Tissot Astrolon Idea 2001

Первую и на нынешний момент единственную попытку создать на индустриальном уровне не требующие смазки часовые механизмы предприняла компания Tissot. В 1952 году Эдуард-Луи Тиссо, тогдашний генеральный директор предприятия, дал команде разработчиков задачу сконструировать механические часы с упрощенным механизмом, предполагающим значительную степень автоматизации производства, максимальным использованием пластмасс; попутно нужно было решить проблемы со смазкой деталей такого механизма. Работа длилась почти два десятилетия, и в 1971 году были представлены первые серийные почти полностью пластиковые часы Tissot Astrolon Idea 2001.

Tissot Astrolon, 1971. Изображение: watchonista.com На технологию, разработанную в Tissot, возлагали огромные надежды, прорывной характер разработки подчеркивало нескромное упоминание в названии часов цифр «2001” — прямая ссылка на фильм «2001 год: Космическая одиссея” Стэнли Кубрика — пусть его премьера прошла за три года до презентации часов, но шуму фильм наделал предостаточно для того, чтобы ссылаться на него без лишних разъяснений

В принципе, заход к решению проблемы идеальных часов был правильным: индустриальная технология, предполагающая массовый выпуск и оптимизацию затрат и стоимости часов, — лучший способ для внедрения перспективных технологий. Разработчикам Tissot удалось подобрать для изготовления деталей механизма так называемую самосмазывающуюся пару — фторополимер для вращающихся деталей и акрил (оргстекло) для платины и мостов. Смазка не требовалась вообще, также был практически исключен из механизма металл. Это было и плюсом, позволившим коренным образом изменить процедуру сборки, и минусом — в основном в восприятии потенциальных покупателей, которые отказывались воспринимать Tissot Astrolon Idea 2001 как серьезные часы для взрослого человека.

Механизм Tissot Astrolon. Изображение: watchonista.com

Последний фактор сыграл не в пользу проекта. Проблемы многократно усугубились тем несчастливым обстоятельством, что именно в момент запуска «Астролона” в начале 1970-х началось победное шествие кварцевых часов — солидных, точных, не требующих завода, непременно в позолоченном металлическом корпусе.

Проект «Астролон” можно посчитать провалившимся: до 1976 года компания Tissot за год продавала 15 тысяч экземпляров, когда у нее остались грандиозные нераспроданные складские остатки в полмиллиона часов.

Есть еще одно забавное обстоятельство: японская компания Seiko выбрала в 1969 году для своих самых первых кварцевых наручных часов серийного выпуска близкое по звучанию название — Astron

Эта неудача сильно остудила пыл часовщиков, которые вполне могли бы продолжить усилия по внедрению результатов научно-технического прогресса. В конце концов это привело бы к разработке безмасляной технологии на более солидной с точки зрения массового восприятия базе. Тем не менее ситуация в часовой индустрии в 1980-е и 1990-е в корне изменилась: часы из предмета каждодневной необходимости превратились в роскошь, предмет искусства…

Тем не менее безмасляная технология сохранила свою актуальность. Уже в начале нулевых некоторые часовые марки предприняли в этом направлении изыскания, которые были активизированы началом применения в часовом деле кремния, а также других высокотехнологичных материалов и технологий. Это был правильный ход, в том числе с точки зрения маркетинга — новым разработкам как будто автоматически присваивался высокий статус.

Первые шаги в 1994–1999 годы сделала компания Omega, давний (с 1930 года) соратник Tissot по группе SSIH (теперь — по корпорации Swatch Group), намерившаяся адаптировать к индустриальным методам часового производства изобретенный английским часовщиком Джорджем Дэниелсом в середине 1970-х коаксиальный ход. Одним из пропагандировавшихся Дэниелсом преимуществ этого хода была возможность его действия без смазки функциональных поверхностей.

В 2007 году состоялись две премьеры: компания Jaeger-LeCoultre представила часы Master Compressor Extreme Lab, а Ulysse Nardin — концептуальную модель Innovision. Вряд ли они координировали свои действия, но обе разработки были посвящены одной теме — безмасляной технологии часового механизма.

Ulysse Nardin Innovision

Последние были выполнены на основе конструкции модели Freak, обладающей необычным вращающимся механизмом, который основывается на принципе турбийона. Еще с 2001 года эта модель рассматривались маркой как полигон для проведения рискованных экспериментов в часовом деле.


Ulysse Nardin Innovision, 2007. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin

Именно с этих часов началась история применения кремния в часовых механизмах, и именно из него изготовили все камневые опоры, импульсные колеса, переключающий «анкер” и роллер баланса фирменного хода Dual Ulysse часов Innovision, что позволило лишить смазки все их точки контакта. Еще одна безмасляная деталь — заводной барабан, установленный на периферийном шарикоподшипнике. Единственным слабым местом проекта стало то, что часы были изготовлены в единственном экземпляре и не предназначались для продажи.

Jaeger-LeCoultre Master Compressor Extreme Lab

Изделие Jaeger-LeCoultre, в отличие от Innovision, пошло в серийное производство. В нем ставка была сделана на применение функциональной пары часовых камней из некоего карбонитрида (возможно, карбонитрида кремния), зашифрованного под названием «Easium™ carbonitride” и «специальным способом обработанных цапф осей” (цитата из пресс-релиза). В таком сочетании все колеса механизма можно было ставить без применения смазки.

Jaeger-LeCoultre Master Compressor Extreme Lab, 2007. Изображение: пресс-служба Jaeger-LeCoultre

Анкерные палеты из поликристаллического алмаза и кремниевое анкерное колесо также позволили обойтись без смазки. Заводной барабан смазали сухой графитовой пылью, ротор системы автоматического завода поставили на керамический шарикоподшипник, действующий без смазки, заводной вал и детали ремонтуара покрыли никелево-тефлоновым составом. И наконец, самое главное — в часы Master Compressor Extreme Lab был установлен турбийон, основная приманка и способ оправдать средства, вложенные в разработку часов.

Cartier ID Two

Через пять лет, в 2012-м, свой вклад в развитие безмасляной технологии внесла компания Cartier, в то время поглощенная работой по развитию собственных сложных часовых механизмов.

Cartier ID Two. Изображение: пресс-служба Cartier

В концептуальных часах ID Two, не предназначенных, как и Innovision, для продажи, был сделан существенный шаг вперед — в часовом деле впервые был задействован вакуум.

Тут требовалось озарение, поскольку считалось, что механические часы не смогут работать в вакууме в течение длительного времени ввиду быстрого высыхания смазки. В Cartier обратили внимание, что вакуум предлагает существенное преимущество — отсутствие аэродинамического трения в узле баланса, где при наличии воздуха возникает существенная потеря энергии, а безмасляные часы вакуума не боятся.

Решением, позволившим избавиться от масла, стала пара из поликристаллического алмаза и ADLC-покрытия (аморфное алмазоподобное покрытие) на осях колес. Детали анкерного хода были изготовлены из поликристаллического алмаза, колеса — из кремния с покрытием из поликристаллического алмаза. Заводной барабан лишился смазки благодаря тому, что ходовые пружины из стекловолокна покрыли слоем парилена, снижающего трение.

Breitling Superocean Héritage Chronoworks

Тем временем к безмасляной гонке решила присоединиться Breitling, представившая в 2016 году свое видение проблемы и путей ее решения — часы Superocean Héritage Chronoworks.

Breitling Superocean Héritage Chronoworks. Изображение: пресс-служба Breitling

Платина и мосты механизма этих часов изготовлены из высокотехнологичной керамики, основным компонентом которой был выбран гексагональный нитрид бора, который используется в качестве сухой смазки. Поэтому под кончики осей колес в платине и мостах были просто просверлены отверстия, не требовались ни камни, ни смазка.

Колеса произведены из кремния, детали анкерного хода — тоже, что также позволяет не пользоваться смазкой. Часы Superocean Héritage Chronoworks выпущены лимитированной серией в 100 экземпляров.

Ulysse Nardin Innovision II

Совершенно случайно ситуация сложилась так, что основные разработки появляются начиная с 2007 года с периодом в пять лет.

Ulysse Nardin Innovision II. Изображение: пресс-служба Ulysse Nardin

Не стал исключением этот год, в котором появился новый концепт Innovision II компании Ulysse Nardin (снова не предназначенный для продажи), в котором, впрочем, упора на безмасляную технологию не делалось, думается, в новинке сохранены соответствующие наработки, реализованные в первом концепте Innovision.

Panerai Lab-ID Luminor 1950 Carbotech 3 Days

Свой серьезный вклад внесла компания Panerai, представившая в этом году концептуальную модель Lab-ID Luminor 1950 Carbotech 3 Days.

Officine Panerai Lab-ID Luminor 1950 Carbotech 3 Days. Изображение: пресс-служба Officine Panerai

В ней для производства платины и мостов используется композитный материал на основе углеволокна, в который добавлена танталовая керамика, что позволило не пользоваться смазкой. Оси колес обработаны DLC-покрытием, детали анкерного хода изготовлены из кремния. DLC-покрытие также использовалось в обработке заводных барабанов, в которых нет жидкой смазки, и оставшихся в механизме четырех камней.

В Panerai весьма убедительно продемонстрировали преимущество своего варианта безмасляной технологии, оценив межсервисный интервал механизма в 50 лет, более того, именно на такой срок часам, выпущенным лимитированной серией из 50 экземпляров, дается официальная гарантия.

Zenith Defy Lab

Также следует сказать пару слов еще об одной громкой новинке этого года, которая, казалось бы, напрямую не связана с рассматриваемой здесь темой. Это часы Defy Lab фирмы Zenith, в которых использована тагхойеровская разработка с изготовленным из кремния бесспиральным ходом монолитной конструкции.

Zenith Defy Lab. Изображение: пресс-служба Zenith

В ней нет осей и трущихся поверхностей, что избавляет от необходимости применять смазку. Анкерное колесо Defy Lab также изготовлено из кремния, нет нужды в смазке и в точках контакта этого колеса с палетами бесспирального хода.

Таким образом, возглавляемая Ги Симоном команда научно-исследовательского и опытно-конструкторского бюро часового направления группы LVMH оказалась всего лишь в паре шагов от разработки собственного варианта безмасляного часового механизма, причем самая трудная задача — безмасляное спусковое устройство — уже разрешена.

Стоит ли воспринимать современные безмасляные технологии в часовом деле серьезно? И да, и нет.

Нет — потому что производство безмасляных часов за последнее десятилетие исчисляется сотнями экземпляров — это капля в море, а Cartier и Ulysse Nardin пока что не проявляют заметного желания пускать свои разработки в сколько-нибудь серийное производство.

Да — потому что в уже осуществленных разработках реализованы крайне интересные технические идеи, как правило, представленные в эстетически привлекательном, эффектном виде. В конце концов, это просто здорово — придумать и реализовать часы, в которых принципы, заложенные первопроходцами часового дела несколько столетий назад, сочетаются с современными технологическими разработками.

Расписывать весь процесс мы здесь не будем, ибо на эту тему написаны целые учебники. Отметим основное. 1. После того, как вы снимете стекло, стрелки, циферблат и заднюю крышку, нужно извлечь заводной вал с головкой. Как правило, в механизме есть деталь, которая удерживает вал. Эту деталь следует отвернуть. 2. Затем, когда вы положите перед собой (на чистый белый лист) механизм, вынутый из корпуса, потребуется отвернуть все винтики, какие только есть, и извлечь соответствующие детали и узлы. 3. Всевозможные мелкие отверстия и углубления, где бы ни обнаружились, следует осторожно почистить с помощью зубочисток. Можно также воспользоваться кисточками. 4. Детали нужно промыть путем их погружения в емкость с небольшим количеством бензина «Калоша», а затем высушить при помощи груши. Если бензин стал грязным, необходимо поменять его на новую порцию. 5. Собирать в обратном порядке. 6. По мере сборки наносить по микрокапле масле (с помощью импровизированной маслодозировки), главным образом, на опоры осей (камни), а также в другие напряженные места. Внимание: зубья шестеренок не смазывать! 7. Прежде чем поставить на место заднюю крышку, смазать ее прокладку силиконовой смазкой.

Вообще-то эти семь пунктов никоим образом не являются руководством к действию. Они лишь дают самое общее представление о работе, которая вам предстоит и которая займет у вас несколько часов. Конкретнее с этим очень и очень непростым делом можно познакомиться, порыскав по интернету в поисках соответствующего видео. К сожалению, многие из таких видео не выдерживают критики, являясь скорее примером того, как делать не надо. Так что смотрите на комментарии к этим видео. Со своей стороны можем порекомендовать небезупречный, но захватывающий фильм, часовой (по длительности). Советуем в нем тоже обратить внимание на квалифицированные комментарии специалистов.

В принципе, перед установкой перебранного, почищенного и смазанного механизма в корпус полагается протестировать и, если требуется, отрегулировать его ход. Увы, без специальных средств и специальной подготовки справиться – шансов не густо. Так что есть вероятность после всех трудов все же отправиться в мастерскую. Только помните: сертифицированную!

Чистка и полировка часов в домашних условиях

С репассажем мы закончили, теперь перейдем к более доступным операциям. В них, однако, тоже есть свои тонкости. Начнем с ремешков и браслетов. Для чистки их лучше снять с часов. Конечно, если заявленная водонепроницаемость часов – 100 и более метров, то можно все делать и в сборе. Если уж так лень. Тут главное – не забыть полностью завинтить заводную головку.

Очищаем силиконовый ремешок

Отмыть белый силиконовый браслет нетрудно. Готовим моющий раствор: жидкое антибактериальное мыло, несколько капель нашатырного спирта, теплая вода. Смачиваем в растворе ватный диск, протираем ремешок с обеих сторон. Смываем проточной водой, вытираем, оставляем до полного высыхания. Лайфхак: при сильном загрязнении силикон неплохо очищается белым ластиком.

Отмываем резиновый браслет

Он же каучуковый. Берем кусок хозяйственного мыла. Отрезаем половину. Натираем на крупной терке. Заливаем стаканом теплой воды, перемешиваем. Через некоторое время получится нечто вроде кашицы. Ее, с помощью ватного диска, наносим на ремешок. Ждем полчаса. Трем достаточно жесткой губкой. Промываем проточной водой, вытираем, дожидаемся высыхания.

Другой вариант – зубная паста. Все аналогично, за тем исключением, что тереть губкой не нужно, а нужно пройтись мягкой зубной щеткой. Или кисточкой, тоже мягкой. Или хоть пальцем.

В настоящее время существует два метода чистки, один — с применением бензина и щеток, и другой — машинный — с использованием специального приспособления. Перед началом чистки вынимают механизм из корпуса и снимают стрелки и циферблат. Очищают циферблат от пыли щеткой. Если циферблат покрыт эмалью, чистку производят с большой осторожностью. Циферблат держат, как показано на фиг. 114, так чтобы возможные трещины располагались в продольном направлении.
Способ чистки покрытого эмалью циферблата.

Держа циферблат, как показано на фигуре, подставляют его под струю проточной воды (предпочтительно теплой) и чистой мягкой часовой щеткой с небольшим количеством мыла чистят циферблат вдоль по направлению имеющихся трещин. Щеткой чистят до полного снятия мыла; воду вытирают папиросной бумагой. После этого поверхность циферблата уже не следует чистить щеткой, циферблат следует лишь просушить. Посеребренные циферблаты не рекомендуется трогать руками. Циферблаты, покрытые лаком, не должны обрабатываться абразивными инструментами, повреждающими это покрытие. После очистки циферблата его надо убрать в коробку, так как он не потребуется до окончательной сборки механизма. Стрелки кладут в сосуд с бензином, который следует заменять не реже одного раза в неделю. Если в сосуде остался использованный бензин, то не следует заливать в него новый. Перед заливкой нового бензина сосуд необходимо тщательно протереть. Сосуд заливают бензином до уровня около 1,5 см, не более. Затем снимают часовое и минутное колеса и минутник и кладут их в бензин. Снимают балансовый мост и баланс с моста. С баланса снимают спираль и чистят баланс. Если баланс разрезной, его обод чистят кожаным кругом, посыпанным алмазным порошком. Баланс погружают в раствор цианистого калия и оставляют в нем на некоторое время. Раствор получают путем растворения куска цианида в теплой воде и хранят его в стеклянном сосуде с притертой крышкой. Меры предосторожности в отношении этого химиката всем, конечно, известны. Баланс тщательно промывают проточной водой, после чего продувают для удаления влаги.,После этого, обмакнув щетку в мел, хорошо прочищают баланс до тех пор, пока он не заблестит. Баланс кладут в ящик с опилками и гашеной известью и оставляют там, пока не будут очищены и собраны остальные детали. К этому времени баланс окончательно высыхает. На фиг. 115 показана коробка с ситом для опилок.и гашеной извести. Диаметр коробки должен быть 50,8 мм, глубина от 25,4 до 50,8 мм. Затем разбирают мост баланса и все его детали вместе со спиралью кладут в бензин, после чего снимают мост вилки и вилку и также кладут их в бензин. Вилку оставляют в бензине только небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействие бензина, Щетки, используемые при этих операциях, должны быть обязательно мягкими. Чистить щетки рекомендуется об обожженную баранью кость. Вилку кладут на верстак, придерживая пинцетом и не вытирая от бензина, прочищают палеты щеткой с обеих сторон. Ни в коем случае не следует касаться палет голыми пальцами. Палеты чистят с особой тщательностью, протирая каждый камень мягкой деревянной чурочкой (фиг. 116) до полного блеска, особенно
Коробка с ситом для древесной пыли и остатков гашенной извести.
Способ чистки палет вилки.

прискости покоя и плоскости импульса. Остро отточенной чуркой прочищают каждую из сторон паза в рожках. После этого вилку опять кладут на верстак и чистят щеткой, снимая остатки древесины. Затем продувают грушей и кладут под стеклянный колпак на папиросную бумагу. Все очищенные детали рекомендуется хранить под стеклянным колпаком. После этого снимают центральное, промежуточное, секундное и ходовое колеса, чистят их мягкой щеткой и погружают в бензин, особенно тщательно следует чистить зубья колес. Затем вынимают
Способ чистки пружины.

спираль и кладут на кусок чистой папиросной бумаги и тщательно очищают мягкой щеткой. Спираль быстрыми движениями проводят по бумаге, чтобы оставшийся на ней бензин впитался в бумагу. После этого сухую сложенную бумагу кладут поверх спирали и слегка прижимают, чтобы спираль очистилась при прямом соприкосновении с бумагой (фиг. 117). Мост баланса вынимают из бензина и протирают насухо полотняной тряпочкой. Затем, держа его в папиросной бумаге, тщательно чистят щеткой. Никелированные детали лучше всего чистить щеткой в направлении расположения штрихов отделки. Если штрихи располагаются по кругу, то нужно чистить поверхность таких деталей круговыми движениями. Заостренной палочкой прочищают обе стороны в отверстии камня. После этого очищают мост от пыли и остатков древесины. Винты и другие мелкие детали вынимают из бензина и еще мокрыми хорошо чистят. Накладной камень тщательно чистят с обеих сторон бузиной. Винты чистят щеткой; не рекомендуется протирать головки, передвигая винт по бумаге, во избежание засорения шлица. Это относится ко всем винтам. Все винты после чистки следует сразу же ставить на свое место. Этот порядок чистки применяется для всех деталей. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат рукой в папиросной бумаге. Ходовое колесо очищают щеткой; заостренным концом мягкой древесины прочищают все зубья и вновь чистят их
Чистка зубьев триба.

щеткой. Заострив деревянную палочку, чистят зубья триба до блеска (фиг. 118). Таким образом чистят все трибы. Зубья остальных колес чистят щеткой, как ходовое колесо. Цапфы чистят отточенной палочкой. Полирование цапф осуществляется алмазным порошком, заправленным в бузину (фиг. 119). Окончив чистку деталей, находившихся в бензине, продолжают разборку. С платины снимают барабан и все относящиеся к нему детали. Крупные детали чистят щеткой с бензином и кладут их в бензин. Барабан разбирают на составные детали и кладут их в бензин. Не рекомендуется держать в бензине заводную пружину. Для чистки заводной пружины ее держат у крючка латунными плоскогубцами и пропускают ее через чистую льняную тряпочку (фиг. 100). При чистке нужно следить, чтобы не изменялась форма пружины. С платины удаляют все детали, включая накладные камни баланса. Хорошо очищают платину щеткой с бензином и кладут в бензин. Все крупные детали протирают полотняной тряпочкой, а мелкие чистят щеткой, пока они еще влажные. Чистке платины уделяют особое внимание. После просушивания ее чистят щеткой, а недоступные места прочищают заостренной чуркой. После чистки всех деталей приступают К сборке. Перед сборкой все детали продуваются грушей. Сборку начинают с барабана. В барабан закладывают пружину и смазывают ее маслом. Масло распределяют равномерно по краям. Ставят на место вал барабана и надевают пружину на крючок вала. Пружина должна отжать вал барабана в сторону, так что нужно преодолеть ее усилие, чтобы вставить вал в отверстие барабана. Закрывают крышку барабана. Вырез в барабане должен находиться на противоположной стороне отметки, имеющейся на барабане. Надевание крышки не должно производиться с помощью каких-либо инструментов, а просто легким нажатием большими пальцами обеих рук (фиг. 120). Вал барабана держат пинцетом и проверяют его осевой зазор. При отсутствии зазора нужно определить, в какую сторону лучше произвести его увеличение. Если в сторону крышки барабана, то барабан кладут на латунную подставку и слегка ударяют по верхней части вала
Снятие пятен с цапфы бузиной с алмазным порошком. латунным молотком. При этом крышка барабана несколько выгнется и освободит вал (фиг. 121). Смазывают цапфы оси барабана. На платину помещают барабан, затем устанавливают промежуточное, секундное и ходовое колеса. Устанавливают мост барабана. Закрепляют на нем собачку и пружину, предварительно смазав колонку собачки и ее пружину в том месте, где она зацепляет собачку. Слегка смазывают гнездо барабанного колеса и закрепляют колесо винтом. Переворачивают механизм и монтируют остальные детали. Все движу-
Установка крышки барабана.

щиеся детали смазываются. Устанавливают заводной вал и заводят пружину. Во время работы колесной системы механизм слегка продувают грушей. Устанавливают вилку и ее мост, проверяют осевые зазоры. После этого пеиехоттят к смазке самого механизма. Чтобы предупредить попадание в механизм излишнего количества масла, необходимо руководствоваться следующим правилом: для смазки одного механизма достаточно израсходовать одну каплю, которая стечет в контейнер масленки с большой часовой отвертки. На фиг. 122 показаны масленки с различными контейнерами для масла. Маслом из одной масленки смазывают верхнюю и нижнюю цапфы вала ходового колеса, а также верхние и нижние цапфы вилки. Если ходовое колесо и вилка имеют конусообразные цапфы, вращающиеся на накладных камнях, то количество задаваемого масла не имеет особого значения, более строгой дозировки следует
Придание осевого зазора валу барабана.
Масленка: 1 — капля масла; 2 — масло.

придерживаться в случае, если цапфы имеют цилиндрическую форму. Эти цапфы показаны на фиг. 123. При смазке палет нужно задать немного масла на плоскость покоя входной палеты и заостренной палочкой подвинуть вилку вперед и назад так, чтобы масло попало на зубья ходового колеса. Вторую дозу масла дают на этот же камень, чтобы все зубья ходового колеса получили свою долю масла. Масло по зубьям поступает на выходную палету, в этом случае также следует остерегать
а — достаточное количество масла для конусообразной цапфы; 6 — излишнее количество масла для цапф вилки; в — достаточное количество масла для цапф вилки.

излишнего количества масла. Эллипс ни в коем случае нельзя смазывать.

В практике встречаются три случая попадания масла на эллипс:

1) при растекании масла,

2) при случайном попадании масла во время перемещения вилки,

3) при снятии баланса после смазки его осей.

Масло удерживается в цапфах благодаря капиллярным свойствам зазоров, как показано на фиг. 124, где одна поверхность показана изогнутой и масло собирается к вершине изгиба. Приступая к установке баланса, механизм помещают под стеклянный колпак. Начинают чистить баланс щеткой от опилок и пыли, держа его в папиросной бумаге. Затем окунают баланс в бензин и просушивают. Держа баланс в правой руке, нажимают бузиной на нижнюю цапфу, пока в нее не войдет импульсный ролик. Затем таким же образом чистят эллипс. Одновременно чистится и импульсный ролик. Тщательно чистят верхнюю цапфу; перед установкой спирали проверяют состояние цапф оси баланса. Для соответствующей проверки проводят ногтем по концу цапфы и при наличии заусенцев окажется, что цапфа царапает ноготь (фиг. 125). Проверяют также и уравновешенность баланса; хотя баланс был уже раньше уравновешен, но при чистке его равновесие могло быть нарушено. Необходимость проверки баланса после чистки относится только к разрезным балансам. Для закрепления спирали пользуются подставкой (фиг. 126). Баланс часто имеет соответствующие отметки, по которым спираль устанавливают в правильное
Капиллярность; масло удерживается в одной точке.

положение. Обычно колонка спирали должна находиться на противоположной стороне от отметки в виде небольшой точки или легкого штриха на поверхности обода баланса. Баланс устанавливают на мост и осторожно переворачивают. Держа мост так, что баланс находится в висячем положении, помещают его в механизм. Следует убедиться, что эллипс вошел в паз вилки. Мост баланса завинчивают. Часы должны быть пущены до того, как будет завинчен мост. Если часы не пущены, баланс слегка толкают пальцем, чтобы убедиться в свободном движении и заставить его колебаться. После закрепления балансового моста проверяют осевой зазор и биение баланса. Иногда необходимо повернуть спираль, для чего баланс должен быть снова вынут из механизма. Проверив биение баланса, снимают мост вместе с балансом, дают немного масла в нижнее отверстие, переворачивают мост, слегка поднимают баланс и дают масло в верхнее отверстие. Ставят баланс в механизм, переворачивают механизм и грушей продувают платину. Слегка смазывают ось центрального колеса и ставят на место минутный триб. Задают масло в отверстия осей секундного и промежуточного колес и минимальное количество масла колонке минутного колеса. Часовое колесо устанавливают без предварительной смазки, затем надевают циферблат. Мосты не смазывают до установки механизма в корпус. Стрелки лучше ставить тогда, когда механизм уже в корпусе, если это возможно. Часовую стрелку надевают на трубку при помощи чурочки. Минутную стрелку насаживают на минутный триб обратной стороной ручки от щетки. Секундную стрелку насаживают на цапфу секундного колеса концом чурочки. Затем смазывают заводной вал. На фиг. 127 дана схема смазки, на которой условными обозначениями указаны сорт и количество масла для часов размером от 101/2 до 73/4 линии; для более крупных механизмов требуется больше масла; условные обозначения смазки на схеме означают: W — часовое масло, С — масло для крупногабаритных часов, О — без масла, X — легкое касание при смазке, XX — масленка наполняется наполовину, XXX — масленка наполняется целиком; следовательно, обозначение СХХ
Проверка конца оси баланса на отсутствие шероховатости.
Подставка для баланса при замене спирали.

расшифровывается следующим образом: масленка наполняется наполовину маслом для крупногабаритных часов. Для смазки часовым маслом применяются маслодозировки малых размеров — 0,3 мм, а маслодозировки больших размеров — 0,6 мм — для смазки маслом для крупногабаритных часов.
Схема смазки

После смазки механизм устанавливают в корпус, после чего механизм вновь продувают грушей, а затем задают немного масла в верхние цапфы колес. Применяя механизированный способ химической чистки деталей, механизм полностью разбирают. Отвинчивают все винты, включая винты циферблата. Применяемый в этом случае раствор № 1 для чистки, хотя и не вызывает коррозии, все же высыхая, оставляет пятна на металлических деталях. Раствор № 2 также не вызывает коррозии, но он чувствителен к воздействию солнечного света и в этом случае может вызвать коррозию. Чтобы не смешать растворы, баночки следует пронумеровать. На фиг. 128 показана установка для механизированной химической чистки деталей. Она имеет три банки, пронумерованные № 1, 2, 3. № 1 — содержит очистительный раствор; № 2 — для промывки, № 3 — тот же раствор, что и для промывки, только более чистый. Причина наличия двух промывочных растворов состоит в том, что известный процент загрязнения переходит из сосуда № 1 в сосуд № 2, загрязняя находящуюся в нем жидкость. Раствор, находящийся в сосуде № 3, тоже, в известной степени, загрязняется от раствора № 1. Все растворы должны заменяться периодически. При загрязнении раствора № 1 его выбрасывают и заменяют новым. Раствор № 2 фильтруют и используют снова. Для этой цели лучше всего использовать фильтровальную бумагу. Раствор № 3 обычно абсолютно чистый и более выгодно вылить его в сосуд № 2 и применять не фильтруя. Для жидкости № 3 применяют отфильтрованный раствор, добавляя немного свежего раствора. Очень большое значение имеет количество жидкости, помещаемой в каждый сосуд. Малое количество раствора не покроет всех деталей в корзинке. Кроме того, недостаточное количество растворов №2 и №3 может вызвать образование коррозии. Если сосуды слишком полны, при вращении корзины раствор будет разбрызгиваться. Крупные детали часов вроде платины, мостов, барабана и др. помещаются на дно корзины. Очень важно уложить их так, чтобы они не перекрывали друг друга. Мелкие детали укладываются в одно из углублений на подносе корзины вместе с винтами и собачками. Заводную пружину не рекомендуется пропускать через растворы по изложенным выше причинам. Так как некоторые сорта шеллака плохо переносят воздействие растворов, вилку и баланс не следует подвергать машинной чистке.
Установка для механизированной химической чистки деталей часов.

Нельзя также чистить в растворах баланс с винтами, не выдерживающими воздействия растворов. Чистку этих деталей производят исключительно бензином. Обычно время промывки составляет полминуты. Промыв детали в растворе № 1, корзину вынимают из раствора и вращают в воздухе с большой скоростью в течение некоторого времени. Затем корзина погружается в раствор № 2, где операция повторяется, а затем то же происходит и в растворе № 3. В заключение корзина загружается в нагревательную камеру, где она медленно вращается в течение минуты. Нельзя терять времени при переходе корзины из раствора № 1 к раствору № 2, так как если раствор № 1 начнет высыхать на поверхности деталей до их дальнейшей промывки, то не исключена возможность образования на них пятен.

Оставьте комментарий