Лестница монолитная

Лестницы относятся к сложным и ответственным инженерным конструкциям. Самыми надежными, прочными и долговечными изделиями специалисты считают бетонные лестницы, которые отличаются отличными качественными и эксплуатационными характеристиками. К их производству и монтажу предъявляются повышенные требования, разработан целый ряд нормативов и стандартов. Только правильно спроектированная и грамотно выполненная монолитная лестница может стать гарантией безопасного передвижения людей между этажами.

Содержание

Основные преимущества монолитных лестниц

Облицовка бетонной лестницы

Важно отметить, что бетонные лестницы, которые изготавливаются непосредственно на объекте: в загородном доме или даче, в виде наружной конструкции возле здания или в зоне отдыха, обладают следующими достоинствами:

  • возможностью использования в процессе проведения строительных и отделочных работ;
  • высокой прочностью;
  • широким выбором финишной отделки и декорирования.

Подготовительный этап

План лестницы

Перед тем приступать к работам по обустройству лестницы необходимо обязательно выполнять предварительные расчеты. Проем под лестничный марш оставляют еще на стадии строительства дома или загородной дачи. Главное – это заранее определиться с размерами изделия. Нарисовать чертеж будущей конструкции можно самостоятельно, от руки. Кроме этого, при создании проекта имеют значение следующие важнейшие факторы:

  • назначение лестницы и ее месторасположение: внутри здания или для внешнего использования;
  • уровень расчетной нагрузки во время эксплуатации;
  • тип конструкции: маршевая, прямолинейная, дугообразная или комбинированная;
  • сезонность использования объекта, условия обогрева и другие климатические факторы.

Следует помнить, что для удобного подъема необходимо заранее уточнить уровень чистого пола всех этажей, учитывая выравнивающую стяжку финишную отделку. По ширине монолитная лестница обычно выполняется от 700 до 1000 мм. По действующим стандартам высоту ступеней в чистом виде предусматривают от 170 мм до 190 мм. Также нужно обязательно учесть, из каких материалов будет изготавливаться ограждение лестницы, предусмотреть различные декоративные и инженерные элементы: системы встроенной подсветки, опорные столбы лестничных маршей и другие детали.

Технология производства работ

Опалубка монолитной лестницы схема

Чтобы бетонная лестница получилась прочной и качественной, предварительно обустраивают жесткую несущую опалубку, специальный каркас без щелей и зазоров.

Обратите внимание! Чтобы избежать вытекания из опалубки бетонного «молока», для каркасной опалубки используют высококачественную влагостойкую фанеру толщиной не меньше 18-20мм.

Раскроенные по заранее выбранным размерам листы фанеры фиксируют деревянными досками, которые максимально близко подгоняют для создания ровной поверхности.

Перед заливкой цементно-бетонной смеси в опалубке вяжут каркас из прутьев арматуры. Вдоль будущего лестничного марша сначала кладут стальные арматурные прутья и надежно соединяют их поперечными элементами. Качественно выполненный каркас из металла повысит прочность конструкции, предохранит ее от разломов и трещин.

Обратите внимание! Для предотвращения повреждений кромки ступеней их заранее усиливают арматурой поперечного соединения.

В подготовленную опалубку лестницы заливают раствор бетона, который выравнивают, проверяют на отсутствие пустот и полостей.

Лестница в опалубке

Бетонный раствор делают непосредственно на объекте из качественного цемента, тщательно просеянного речного песка, мелкого щебня и теплой воды. Следует помнить, качество раствора зависит от многих факторов, в том числе от очередности смешивания всех ингредиентов. Неравномерность раствора и появление комков можно предупредить, если заливать воду не в чистый цемент, а в готовую сухую смесь. Щебень в раствор добавляют на последней стадии.

Мешать бетонный раствор можно вручную в большой емкости, в корыте или старой ванной, или с помощью бетономешалки, которую можно взять на день-два в аренду или попросить у знакомых.

Обратите внимание! Большое значение имеет качество материалов, наличие на каждую партию сертификатов качества и других документов. Например, желательно приобретать мытый щебень, качественный и очищенный.

После заливки бетонного раствора монолитной лестнице дают полностью высохнуть и выстояться. Выполнять отделочные и декоративные работы, устанавливать ограждающие элементы и монтировать систему освещения можно только по прошествии 2-3 недель после окончания всех общестроительных работ. Специалисты отмечают, что деревянные элементы отделки на бетонную лестницу можно укладывать через месяц, после полного набора прочности всей конструкции.

Видео

Ниже вы можете увидеть процесс изготовления опалубки, заливки и отделки бетонной лестницы:

Фото

Винтовая монолитная лестница

Бетонная лестница с деревянной облицовкой

Лестница-монолит с закругленными ступенями

Лестница в опалубке схема Монтаж опалубки монолитной винтовой лестницы Облицовка плиткой Облицовка лестничных маршей

Система опалубки лестничных маршей FORA flight system – специализированная конструкция, которая служит для исполнения прочных и долговечных монолитных лестниц из бетона напрямую на строительных объектах. Внешний вид опалубки представляет собой временное строение, сооружаемое для придания формы заливаемому материалу.

Опалубку лестничного марша отличают надёжность, высокое качество, простота и удобство установки, а также лёгкий вес — в связи с использованием алюминиевых профилей при изготовлении.

Цена на опалубку FORA flight system во много раз выгоднее в сравнении с конкурентами при аналогичном уровне качества.

Эксплуатация опалубки способствует:

  • отказу от подъёмной техники — соответственно, лестничные марши фабрикуются на самом объекте, что существенно экономит время в связи с избавлением от дополнительных трудозатрат;
  • оптимизации строительных работ без обращения к сторонним поставщикам продукции из железа и бетона;
  • обеспечению монолитности системы;
  • получению абсолютно ровных поверхностей из бетона;
  • сбережению финансов.

1. Щит ступени устанавливается между опорными щитом и панелью. 2. Панель ступени плотно примыкает к щиту ступени под прямым углом. 3. Готовность опалубки к бетонированию.

Принцип сборки системы заливки бетонных лестниц

Процесс сборки

(кликайте по картинке для просмотра слайд-шоу)

Достоинства FORA flight system

Универсальность применения

В России данной опалубке не существует альтернативы. Быстрота установки и разбора, а также высокое качество конструкции делает нашу опалубку лучшей на отечественном строительном рынке. Соответственно, аналоги из ДСП не идут ни в какое сравнение с FORA flight system.

Конструкция строительной опалубки отличается многофункциональностью: Вы можете использовать её различные части не только применительно к лестницам, но и к колоннам, стенам, фундаментам и так далее. Соединение FORA flight system с другими опалубочными системами данной марки позволяет значительно развернуться при проведении разного рода работ.

Высокая скорость монтажа

Нашу опалубку не составляет труда воздвигнуть самостоятельно — без помощи подъёмных кранов.

Каждая деталь для сборки имеет свою маркировку и присутствует в специальной инструкционной карте, вкладываемой в набор наших продуктов, что является существенным подспорьем в процессе возведения опалубки.

Её малый вес также способствует простоте воздвижения и экономии времени для проведения других работ.

Отличные прочностные характеристики

Материалом для изготовления нашей опалубки служит алюминий. Её элементы устойчивы к внешним воздействиям и механическим повреждениям, а также обладают высокой несущей способностью. Такой состав является залогом длительного применения FORA flight system — свыше десяти лет. Заводские производство и сварка деталей опалубки гарантируют совпадение всех размеров. Так что грамотно выполнить такой на первый взгляд сложный объект, как лестница из бетона, с нашей опалубкой будет гораздо проще!

Высокий уровень качества

Высокое качество, присущее опалубке FORA flight system, подтверждено наличием всех необходимых сертификатов и успешным опытом строителей в разных странах. Цены на опалубку зависят от её комплектации, которая выясняется при заказе. К тому же, на цену влияют конструктивные особенности возводимого лестничного марша. В нашей компании Вас порадует оптимальное соотношение «цена/качество».

Приобретение и доставка

Купить опалубку лестничных маршей от Торгового Дома «Авилон» можно в офисах нашей компании. Возможна доставка в любой регион России — как со склада, так и с завода изготовителя.

Если у Вас имеются вопросы о нашей продукции и услугах, задайте их специалистам компании по номеру
8 800 250 00 58

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 162

Что собой представляют монолитные лестницы, разновидности, особенности проектирования и строительства

Возможно, монолитные железобетонные лестницы не так распространены в частной сфере, как деревянные или каркасные, но тоже довольно популярны. Они подкупают своей солидностью и массивностью, а также огромными возможностями в плане отделки, не в последнюю очередь привлекает и большой срок службы. Среди умельцев портала такие конструкции также востребованы, благодаря чему накоплен большой опыт как по проектированию, так и по исполнению самостоятельно или под личным контролем.

Рассмотрим:

  • Монолитные лестницы – конструктив, разновидности.
  • Особенности проектирования монолитной лестницы.
  • Технология строительства монолитной лестницы.
  • Как подготовить опалубку для монолитной лестницы.
  • Армирование монолитной лестницы.
  • Бетонирование монолитной лестницы.

Это интересно: Расчет необходимого количества арматуры на куб бетона — рассматриваем суть

Преимущества монолитных лестниц

Несмотря на популярность деревянных и железных лестничных конструкций, чаще всего в частных коттеджах можно встретить именно монолитные каркасы. Это обусловлено большим количеством достоинств данного типа изделий по сравнению с процессом изготовления и последующим использованием лестниц из дерева или металла.

Специалисты выделяют следующие преимущества монолитных лестниц:

  • долгий срок службы и высокая прочность изделия позволяют экономить на ремонтных работах и специальном обслуживании;
  • за счет своей уникальной структуры и правильно подобранных материалов монолитные каркасы хорошо переносят высокую влажность воздуха, жару и экстремально низкие температуры;
  • это пожаробезопасные изделия, что особенно важно с учетом возросшей роли электричества и бытовых приборов в нашей жизни;
  • монолитный каркас может использоваться в качестве основания для лестниц самых разных форм и размеров, в зависимости от дизайнерской задумки.

Еще одним несомненным преимуществом монолитных лестничных пролетов является то, что такого рода изделия в принципе не могут скрипеть. Также радует наличие подлестничного пространства, которое можно использовать для хранения вещей или для других бытовых нужд.

Главное достоинство таких лестниц – это широкая сфера применения (как на улице, так и в доме). Разнообразие форм и размеров позволяет внедрить их в любой интерьер помещения.

Стоит отметить, что в большинстве случаев такие параметры, как высота, длина и ширина ступеней, определяются заказчиком в индивидуальном порядке. При самостоятельном же изготовлении лестницы оптимальным вариантом считается ширина в 30 см и высота ступенек 17 см. Если в вашем доме есть маленькие дети или пожилые люди, то к проектированию конструкции и определению размеров составных частей необходимо подойти с особой ответственностью.

Конструкция, типы, достоинства и недостатки лестницы из арматуры и бетона

Цельная лестница из бетона, укрепленного арматурной решеткой, представляет собой массивную конструкцию с продолжительным периодом эксплуатации.

Для изготовления используются следующие материалы:

  • марочный бетон. Он изготавливается по стандартной рецептуре из портландцемента марки М400, перемешанного с песком, щебнем и водой;
  • стальные стержни класса А-III с рифленым профилем. Арматура в лестнице демпфирует действующие нагрузки при условии правильной вязки каркаса.

Остановимся на разновидностях монолитных лестниц. Сооружаются следующие типы лестничных конструкций:

Бетонная лестница изготавливается достаточно легко

  • одномаршевые. Они представляют собой отдельную железобетонную секцию без дополнительной площадки;
  • двухмаршевые. Особенности двухмаршевых лестниц состоят в объединении общим силовым каркасом двух маршей с межэтажной площадкой;
  • радиусные. Лестница отличается спиралеобразной конфигурацией межэтажного пролета и оригинальным дизайном.

Монолитные лестницы характеризуются комплексом серьезных преимуществ по сравнению с лестничными конструкциями из стали и древесины.

Главные преимущества железобетонных лестниц:

  • долговечность конструкции. Благодаря повышенному запасу прочности и надежности железобетона, значительно повышается ресурс эксплуатации. При этом практически отпадает необходимость выполнения ремонтных мероприятий, за исключением периодического обновления декоративной облицовки. Железобетонный марш объединяет основу строения с перекрывающими панелями, усиливая коробку здания;
  • облегчение и ускорение работ по строительству здания. Благодаря тому, что формирование железобетонного пролета осуществляется на начальном этапе постройки, упрощается доставка строительных материалов на рабочий участок. Это позволяет облегчить технологию работ и сократить строительный цикл;
  • возможность реализации оригинальных дизайнерских идей и замыслов архитекторов. Принцип изготовления и армирования бетонных лестниц позволяет создавать как обычные лестничные конструкции, так и нестандартные лестницы спирального типа. Технология позволяет реализовать замыслы клиента и обеспечить привлекательный внешний вид.

Преимуществом железобетонных лестниц является долговечность конструкции

Среди дополнительных достоинств необходимо отметить:

  • безопасность использования. Благодаря повышенной прочности марша, в результате усиления снижается вероятность травмирования;
  • стойкость к поглощению влаги. Пониженная гигроскопичность железобетонных конструкций обусловлена особенностями структуры бетонного массива;
  • устойчивость к температурным скачкам. Монолит, укрепленный арматурной решеткой, не растрескивается при колебаниях температуры;
  • пожарную безопасность. Железобетон устойчив к воздействию высоких температур, что гарантирует огнестойкость конструкции;
  • бесшумность. При передвижении по лестнице не возникают посторонние звуки, создающие неудобства при постоянном использовании;
  • увеличенную грузоподъемность. Повышенный запас прочности обеспечивает целостность железобетона при воздействии нагрузок.

Застройщиков привлекает уменьшенный уровень эксплуатационных затрат, отсутствие необходимости в периодическом ремонте, а также возможность дизайнерского оформления с помощью различных отделочных материалов.

Одновременно с комплексом преимуществ имеются определенные минусы:

  • повышенная трудоемкость работ по изготовлению;
  • необходимость применения грузоподъемной техники для монтажа;
  • увеличенная масса конструкции, нагружающая стены и перекрытия;
  • потребность в дополнительной отделке для придания товарного вида.

Несмотря на ряд недостатков, железобетонные лестницы востребованы при строительстве зданий различного назначения.

При строительстве зданий различного назначения железобетонные лестницы очень востребованы

Армирование лестниц из бетона

Армирование – это один из основных этапов строительства лестницы из железобетона. Именно этот тип работ позволяет добиться максимальной прочности конструкции за счет равномерного распределения бетона. Ниже на фото ниже представлен пример армирования лестничного марша.

Армировать бетонную лестницу нужно вне зависимости от выбранной модели. Отличительной чертой этого процесса является то, что каждая ступенька и иные элементы конструкции обладают четко установленными параметрами. Расчеты необходимо делать, основываясь на полученных данных.

Выделяют три стадии армирования:

1. Монтаж опалубки.

2. Монтаж арматурной сетки.

3. Приготовление и заливка бетонной смеси.

Отметим также, что при установки металлического навеса на крыльце, вам может понадобиться дополнительно заложить специальные пластины до заливки бетона. Пластины изготавливаются из металлических листов, а для сцепления их с бетоном применяют арматуру 10-15 см («усы» привариваются к основанию).

Основные правила

Лестничная конструкция в течение длительной эксплуатации подвергается серьезным механическим нагрузкам и негативному влияние факторов окружающей среды. Монолитные сооружения помимо своего веса испытывают нагрузки и это массы людей, которые пользуются лестницей для перехода с одного этажа на другой. Все это приводит к растягиванию нижних слоев материала, а также к ускоренному сжатия верхнего слоя. Подобные деформации становятся причиной разрушения.

Чтобы избежать проблем в будущем, следует армировать лестницу согласно установленным правилам:

  • Работы начинаются после выставления опалубки, для этого используется арматура диаметром 10 мм. Ее разрезают в соответствии с параметрами лестничного марша и связывают в своеобразную сетку.
  • Поверх основной арматурной сетки делается вторая. Расстояние между ними должно быть в пределах 12 см, в этом случае обязательно делается крепеж к несущей стене
  • Защитный слой арматурного каркаса должен быть не менее 25 мм от края бетона, а оптимальный шаг сетки равняется 100 на 100 мм.
  • Конструкция должна быть сформирована таким образом, чтобы сетка не лежала на основании, пространство под ней (около 3 см) можно заполнить специальными пластмассовыми подставками или кирпичами для прочности.
  • Также обязательным условием является наличие выпусков (длина до 4 см) при связке, которые должны идти от пола или плиты перекрытия.

Подготовка материалов и инструментов

Как и в большинстве строительных работ, первый этап – самый сложный. Формирование опалубки требует особых знаний и навыков, а также внимательности со стороны мастера. Однако этот процесс имеет решающее значение, ведь правильно армированные конструкции обладают высокой технической жесткостью и долговечностью.

Для армирования лестницы необходим стандартный набор материалов и приспособлений. В первую очередь вам понадобятся:

  1. фиксаторы из прочной пластмассы.
  2. арматура соответствующего сечения.
  3. обычные кусачки.
  4. вязальная проволока.
  5. четырехмиллиметровая сетка.

Необходимые материалы

После того как вы приобретете все необходимые материалы и инструменты, следует составить подробный чертеж армирования. Также не забудьте, что для работ могут понабиться сварочный аппарат и электрический шуруповерт. На этапе проектирования необходимо определить максимально возможное расстояние между составными частями арматуры, так как металлические прутья должны устанавливаться четко по плану.

Монтаж опалубки

На первом этапе возведения любого строительного объекта производится монтаж опалубки. Многие начинающие строители несерьезно подходят к этому этапу работ, однако именно от него зависит, насколько быстро и легко вам удастся собрать каркас будущего изделия. Установка опалубка при армировании железобетонной лестницы осуществляется с использованием досок, фанерных листов, а также деревянных брусков для опор. В качестве защитного слоя опалубку накрывают полиэтиленом или рубероидом.

Для крепления отдельных элементов можно воспользоваться обычными саморезами или шурупами (это позволит быстро разобрать конструкцию при необходимости).

Соединение прутьев между собой производится двумя способами: вязальной проволокой или посредством точечной сварки. Для большого объема работ лучше всего подойдут второй вариант, однако применение сварочного оборудования требует специальных навыков.

Если вы решили воспользоваться вязальной проволокой, то для вязки вам понадобятся отожженные стальные проволочные изделия диаметром 1 мм.

Подготовка арматурного каркаса

Под арматурным каркасом специалисты понимают особый тип конструкции, состоящей из соединительных стержней (они могут производиться как по базовым чертежам, так и на строительной площадке в опалубке). Существу два основных вида арматурных сеток – плоские и объемные. Также такой каркас может подразделяться на модели, при создании которых использовался принцип сварки и конструкции с применением вязки проволокой.

Пример объемной арматурной сетки с вязкой

Повсеместное использование арматурного каркаса вовсе неудивительно, поскольку в результате данной процедуры значительно увеличивается прочность, надежность, гибкость и устойчивость будущей конструкции.

Говоря о подготовке арматурного каркаса, стоит перечислить основные способы вязки проволочных узлов, среди них выделяют:

  • крестовую;
  • двухрядную;
  • углового типа;
  • формирование метрового узла.

Есть один метод, как упростить вязку – для этого следует установить шуруповерт на крюк, либо провести эти работы с помощью обычных кусачек. Принцип армирования лестниц предполагает скрепление двух прутиков между собой, их совмещают внахлест.

Обратите внимание, что длина такого соединения высчитывается произведением сечения арматуры на 50. После чего все элементы связываются друг с другом в трех местах при помощи стальной проволоки.

Выбор профиля и установка каркаса

При армировании лестницы необходимо использовать каркас из стержней модификации А-400 или А-500, сечения которого находится в пределах от 1 до 4 см. Отличной альтернативой этого элемента станет евроарматура, ее особенностью является наличие поперечных ребер с двух сторон. Это позволяет повысить прочность конструкции, что особенно важно при многократных нагрузках.

Применение профиля с ребрами далеко не лучший вариант в данном случае, так как он имеет незначительную степень сцепления с бетонным раствором (заменой может служить четырехсторонние европрутки).

На видео: изготовление каркаса монолитной лестницы.

Схемы армирования

Самым распространенным вариантом армирования лестницы является расположение каркаса снизу и сверху. Перед этим сетка изготавливается из отдельных элементов путем связывания или сваривания (иногда используются специальные фиксаторы, что позволяет установить определенную дистанцию). Нижняя и верхняя сетки соединяются между собой крючками, их можно приобрести в любом строительном магазине.

Непосредственно установка элементов осуществляется на продольных стержнях в шахматном порядке (для равномерного распределения бетонной смеси).

Применение такого способа позволяет добиться правильной установки каркаса в монолите будущего железобетонного изделия. Большинство опытных строителей сходятся во мнении, что промежуток между верхней и нижней частью конструкции в идеальном варианте должен равняться 3 см. Стоит также отметить правильный порядок работ — армирование лучше начинать снизу, так как большая часть нагрузки направлена сверху.

Выбор схемы армирования

Как мы уже говорили, армирование лестниц проводится при помощи стержневой арматуры, особенно это характерно для простых по форме конструкций. Для повышения прочности некоторые мастера закладывают арматурный каркас в опалубку в виде специальных швеллеров, расположенных по бокам. Также для этого могут использоваться балки или уголки (для дополнительной защиты ступеней от механического воздействия).

Таким образом, начинающий мастер может по своему желанию подобрать схему армирования, которая будет достаточно простой в реализации и в тоже время не нарушит целостность спланированной композиции. Стоит отметить, что оптимальное расстояние между поперечной арматурой составляет 35-40 см.

При армировании же ступеней необходимо заранее определить эти параметры с помощью специальной формулы. Приведем приблизительный расчет: длина – 2 м, минимальная высота плиты лестницы – 10 см, максимальное расстояние между прутками – 19 см, то диаметр арматуры должен равняться 1 см.

Если вы только собираетесь возводить лестницу из бетона в загородном доме, то можете воспользоваться приведенными параметрами (если площадь помещения это позволяет).

Основные узлы армирования

Армирование лестницы можно выполнить своими руками, но нужно обратить особое внимание на обустройство основных узлов (которые будут приведены ниже). Простой пример: монолитную площадку следует армировать как сверху, так и снизу, а верхнюю арматуры нужно расположить так, чтобы она частично продолжалась в лестнице. Верхняя часть каркаса подбирается аналогично нижнему армированию.

При работе с двухмаршевой лестницей особенно важно надежно закрепить площадки, они крепятся к стене с помощью одного из узлов – железобетонного венца размером 20 на 20 см. Своими руками можно выполнить и основное крепление площадки, в интернете представлено большое количество видео материалов о способах надстройки опор из кирпича. Чтобы увеличить жесткость лестничной конструкции, площадки должны быть установлены в арматурном каркасе нижней и верхней арматурой.

Расчет арматуры

Если вы планируете самостоятельное возведение лестницы, то вам непременно понадобится тщательный расчет армирования данного типа конструкции. Для вычисления количества прутков продольной арматуры используется следующий метод: длина лестницы делится на шаг обрешетки, после чего полученное значение умножается на длину продольных прутков. Этот способ применяется и при работе с поперечными связями. А так как арматурный каркас состоит из двух рядом прутьев, то результат вычислений нужно умножить в два раза.

Лестница представляет собой сложную архитектурную конструкцию, основной задачей которой является безопасный переход с одного этажа на другой. Именно поэтому такое изделие должно быть в первую очередь прочным. Все чаще в жилых постройках можно встретить железные или деревянные конструкции, однако вытеснить монолитные им вряд ли удастся, так как последние отличаются высокой надежностью и долгим сроком эксплуатации.

Рекомендации специалистов (1 видео)

Бетонные лестницы в интерьере (фото)

Особенности проектирования монолитных лестниц

В идеале монолитные лестницы должны быть заложены еще на этапе проектирования, так как ввиду массивности им требуется больше места и усиленное основание. Например, если сначала залить теплый пол, а потом решить, что хочется монолит, это вызовет определенные затруднения.

Я бы не опирал лестницу на теплый пол. Под ним находится утеплитель, который может сыграть, и стяжка может лопнуть, повредив трубы. Мы обычно убираем часть стяжки и делаем свайный фундамент в районе первой ступени, дальней ее части от стены.

Лестница, независимо от типа и выбранного материала, прежде всего, должна быть безопасной и функциональной – с удобными ступенями, хотя бы приемлемым углом наклона и достаточной шириной пролета.

Для расчета монолитных лестниц действуют те же правила, что и для остальных:

  • При вычислении длины марша учитывается толщина напольных покрытий.
  • Оптимальная ширина марша – 1000-1200 мм, минимальная – 900 мм.
  • Количество ступеней в марше – максимум 15 шт.
  • Высота удобных ступеней – 150-170 мм, максимум – 200 мм.
  • Ширина проступи – 250-300 мм.
  • Оптимальный угол наклона – 30-37⁰, максимум – 45⁰ (по средней оси).

Существует формула расчета: 2а+b=640, где а – высота ступени, b – ширина ступени, а 640 мм – средняя длина нашего шага. Умельцы портала используют для расчета монолитных лестниц еще одну формулу.

Норма – это когда по формуле: подступенок плюс проступь равно 45 см, или подступенок плюс проступь, плюс подступенок равно 58-62 см.

Проект при самостоятельной разработке можно как начертить на бумаге, так и в специальном конструкторе. Второй вариант предпочтительнее, так как получается виртуальная 3D модель, и основные вычисления на базе вводных выполняет компьютер. Это особенно актуально, если речь о конструкциях с забежными ступенями.

Правильно спроектированная лестница должна иметь одинаковую высоту всех подступенков и одинаковый размер проступи всех ступеней по оси ходовой полосы (обычно посередине марша). Для прямых лестниц такой расчет сделать несложно, а вот забежные ступени – уже проблематичнее. Зачастую это правило (об одинаковости размеров) при изготовлении таких лестниц не соблюдается, и в результате появляется дискомфорт при пользовании ими в дальнейшем. Я врукопашную лестницы не рассчитываю. С этой задачей прекрасно справляется Аркон. Размещаю на плане лестницу нужного типа, задаю параметры, наблюдаю модель в 3D-виде.

Это интересно: Правила армирования монолитной плиты перекрытия: познаем подробно

Армирование лестничного марша – главные правила по усилению

Собираясь выполнять армирование монолитной лестницы, соблюдайте основные требования по выполнению работ:

  • произведите необходимые прочностные расчеты;
  • определите схему армирования марша;
  • изучите требования рабочей документации;
  • используйте арматурные стержни диаметром 8-10 мм;
  • применяйте вязальную проволоку для сборки каркаса;
  • установите под сетку фиксирующие подставки;
  • обеспечьте защитный слой 2-2,5 см после укладки каркаса;
  • выдерживайте размер сетчатой ячейки 10х10 см;
  • предусмотрите выпуски по 30-40 мм для фиксации марша;
  • соблюдайте расстояние между поперечной арматурой 350-400 мм.

Выполнение указанных рекомендаций обеспечит надежность монолитной лестницы.

Как осуществляется бетонной лестницы армирование – технологические этапы

Для армирования марша необходимо выполнить следующие этапы:

Собираясь выполнять армирование монолитной лестницы, необходимо произвести необходимые прочностные расчеты

  1. Произвести расчеты и разработать проект.
  2. Собрать и зафиксировать щитовую опалубку.
  3. Нарезать заготовки и связать силовую решетку.
  4. Уложить в опалубку арматурный каркас.
  5. Залить бетонный раствор.
  6. Демонтировать опалубку после застывания бетона.
  7. Выполнить декоративную отделку лестницы.

Остановимся на особенностях выполнения отдельных этапов.

Подготовительные мероприятия

На подготовительном этапе следует выполнить ряд работ:

  1. Выбрать конструкцию лестницы.
  2. Рассчитать пролет на прочность.
  3. Определить потребность в стройматериалах.
  4. Разработать рабочий чертеж.

Важно правильно рассчитать размер прутков, из которых изготавливается армирующая сетка. При проектировании следует учитывать допустимый угол наклона пролета, рекомендуемые габариты ступенек и оптимальную ширину лестницы.

Работы по сборке и установке опалубки

Для изготовления деревянной опалубки понадобятся доски, фанера, деревянные бруски, а также саморезы.

Перед началом заливки необходимо установить опалубку

Порядок действий по сборке и монтажу:

  1. Нарежьте заготовки согласно чертежу.
  2. Соберите основание и закрепите борта.
  3. Установите опорные стойки.
  4. Проверьте прочность конструкции.
  5. Обеспечьте герметичность стыков.

Проконтролируйте устойчивость опалубки, масса которой после бетонирования возрастет.

Сборка арматурного каркаса

Долговечность марша определяется методом сборки силового каркаса. Определяясь, как будет крепиться арматура для лестницы, желательно использовать способ вязки. Он обеспечивает повышенную надежность арматурной решетки по сравнению со сварным вариантом. Ведь возникающие в металле при сварке внутренние напряжения отрицательно влияют на целостность силовой конструкции под воздействием нагрузок.

Для сборки решетки подготовьте:

  • арматурные прутки;
  • отожженную проволоку;
  • инструмент для вязания;
  • фиксирующие элементы.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • соответствие конструкции каркаса требованиям документации;
  • прочность фиксации стальных прутков;
  • неподвижность арматурной решетки;
  • расстояние от каркаса до бетонной поверхности.

Надежность арматурной решетки обеспечивает вязальный способ

После выполнения работ по армированию осуществляется заливка бетона, который набирает твердость на протяжении четырех недель. Затем опалубка демонтируется и выполняются мероприятия по чистовой отделке.

Особенности укрепления одномаршевой монолитной лестницы

Одномаршевый вариант лестничной конструкции – наиболее простой. Основные усилия воспринимает нижняя плоскость, поэтому усиливать такой марш следует в нижней части.

При продольном армировании одномаршевой лестницы учитываются следующие моменты:

  • размер пролета;
  • расстояние между стержнями;
  • толщина лестничной плиты;
  • сечение арматуры.

Взаимосвязь указанных показателей несложно проследить из справочных таблиц. При величине пролета до 2 м интервал между стержнями составляет 0,19 м. С возрастанием длины лестничной конструкции снижается интервал между стержнями и увеличивается диаметр прутков.

Армирование лестницы-схема

Схема армирования монолитной лестницы двухмаршевого типа

Усиление двухмаршевой лестницы осуществляется согласно предварительно разработанной схеме и предусматривает:

  • армирование верхней и нижней части конструкции;
  • размещение арматурных стержней в лестничной площадке;
  • двойное усиление лестничного марша.

Воздействию растягивающих нагрузок подвержены верхняя и нижняя плоскость, которые следует дополнительно армировать.

Нестандартные лестницы – способы повышения прочности конструкции

Обеспечение повышенной прочности радиусных лестниц осуществляется по стандартной методике:

  1. Выполняются прочностные расчеты с помощью специальных программ.
  2. Разрабатывается рабочий чертеж.
  3. Осуществляется усиление проблемных участков.

Технология армирования нестандартных лестниц аналогична способам усиления одномаршевых и двухмаршевых конструкций.

Армирование лестничного марша позволяет повысить прочность конструкции и обеспечить продолжительный ресурс использования. Следует доверить выполнение расчетов квалифицированным специалистам и выполнять работы согласно технологии.

Если в проекте строительства предусмотрено возведение нескольких этажей, то в любом случае придется решать вопрос межэтажного сообщения. Применение готовых ЖБИ в частной архитектуре не оправдано, потому что они ограничены рамками стандартов. Поэтому многие частные застройщики предпочитают конструкции, выполненные по собственной технологии.

Расчет монолитной лестницы и чертежи конструкции

Оптимально организовать межэтажное сообщение, чтобы оно было комфортным для каждого, помогут грамотные расчеты. Разумеется, параметры можно определить экспериментальным путем, сделав замеры реального объекта, который вам удобен. Однако все же лучшим выбором будет проверенная методика расчетов.

На этапе проектирования нельзя забывать, что армирование лестницы монолитной и чертежи конструкции незаменимы для обеспечения надежности готового изделия. При этом расчетный процесс должен учитывать:

  • Соответствие ширины и высоты ступеней.
  • Оборудование закладных элементов.
  • Безопасный подход к объекту.
  • Удобный спуск и подъем.

Плоскость ступени, расположенную горизонтально, архитекторы называют проступью, а вертикально – подступенком. Ширина проступи должна обеспечивать опору для ступни не менее чем на 80% ее длины. Комфортными считаются ступени с проступью шириной 300 мм, меньшие значения сделают спуск и подъем неудобными. Проектирование лестничных пролетов производится с учетом следующих моментов:

  • Для свободного прохода ширина пролета делается не менее 800 мм, а если предполагается перемещение габаритных предметов – 1200 мм.
  • Высота подступенка зависит от ширины проступи. Например, для ступеней шириной 300 мм высота в 150 мм будет оптимальной. Когда монолитная лестница и чертеж планируется делать со ступеньками на 10 мм шире, то настолько же нужно уменьшить подступенок и наоборот.
  • Традиционно в расчетах учитывается, что сумма ширины проступи и двойной высоты подступенка соответствует человеческому шагу в 400-600 мм. Однако эти цифры индивидуальны и зависят от роста человека. Если в доме есть дети, поступь обычно увеличивают, а ширину каждой ступени уменьшают.
  • Узнать количество ступеней несложно – расстояние между этажами делят на высоту подступенка. Дробный остаток от результата деления будет высотой первой фризовой ступеньки.

  • Перемножив число ступеней на ширину проступи, получим длину горизонтальной проекции марша. Это позволит узнать, поместится ли пролет в заданное пространство.
  • В случае, когда лестничный марш не помещается, его делают короче, увеличивая угол подъема. Оптимальным принято считать угол 25-37 градусов, более крутой подъем вызывает сложности при спуске. Определить угол позволяет схема прямоугольного треугольника, где катетами выступают подступенок и проступь. Разделив высоту на ширину ступеньки, и применив таблицу тангенсов угла, получим угол уклона пролета.

Отдельные рекомендации


Разработка чертежей и армирования монолитной бетонной лестницы подразумевает организацию ограждений и закладных элементов. В среднем вес такой конструкции находится в пределах 2-2,5 тонн, поэтому важно продумать устройство основания. Проверенный практикой вариант – фундамент и железобетонные балки.

Не стоит отходить от оптимальных размеров высоты и ширины ступеней, если не хотите пожертвовать комфортом. Лучше организовать площадку, разделив пролет. Рассчитайте 5-6 забежных ступеней в нижней части пролета или сделайте его спиральным.

Стяжка по грунту рассчитывается так, чтобы вес монолита не оказывал на нее давления превышающего 1 кг/см². Учитывается и вес отделочного материала, если нагрузка превышает допустимые нормы, то имеет смысл выполнить отделку пиломатериалами.

Принципы армирования лестницы из бетона и схема сооружения

Конструктивно лестничный пролет представляет собой самоподдерживающую конструкцию. Дополнительная опора необходима только в случае, когда поворот марша составляет более 180 градусов. В других случаях нужна компенсация нагрузок в виде сооружения колонн или крепления к стенам.

Базовые нагрузки приходятся на арматуру, поэтому ее количество составляет около 2-3% поперечного сечения по всей длине пролета. В основном используют прутья марки СТ-5, которые укладываются вдоль марша с шагом:

  1. При сечении стержня 10 мм – 120 мм.
  2. При диаметре прута 12-14 мм – 160 мм.
  3. При сечении арматуры 16 мм – 180 мм.
  4. При диаметре более 18 мм – 200 мм.

В боковой проекции каркас собирается с шагом 220-300 мм. Армировать площадки нужно с шагом 200 мм во всех направлениях. Фиксация арматуры к закладным узлам ставит целью не только обретение дополнительной опоры, но и предотвращение растрескивания монолита при усадке. Однако любой чертеж монолитной межэтажной лестницы должен учитывать ее жесткое крепление к перекрытию. Для этого закладные прутья выпускают на 70-80 мм.

Металлические стержни образуют сетку, уложенную без просвета и размещенную на специальных фиксаторах, которые устанавливают слой бетона 30-50 мм от края опалубки. Обычно двух рядов сетки достаточно для пролетов до 18 ступеней, при увеличении длины монтируется третий ряд продольных стержней. Их располагают продольно и выше основной сетки на 50 мм.

Сеточный каркас на пересечениях стержней связывается стальной проволокой или хомутами из нейлона. Для тех, кто знает, как армировать ленточный фундамент, процедура не представляет особой сложности. Желательно, чтобы арматура была сплошной по всей длине конструкции. Но это не всегда выполнимо, поэтому существуют допуски при сращивании закладных компонентов:

  • вязка внахлест в 24 номинальных сечения;
  • при нахлесте 12 диаметров допускается сварка с односторонним швом;
  • нахлест в 6 диаметров можно зафиксировать двухсторонним сварочным швом.

Важно! Армировать ступеньки не нужно, однако для предотвращения сколов рекомендуется уложить под слой бетона металлическую сетку 4х50 мм.

Организация опалубки

Для работы понадобится влагостойкая фанера или OSB, из которых собирается желоб с вертикальными стенками. Последние фиксируются между собой планками, по одной на ступеньку. В роли стенок могут выступать стены примыкания. Дальнейшие действия выполняются в следующем порядке:

  • На внутренней стороне стенок отмечают высоту несущей поверхности пролета, которая по чертежу армирования монолитной железобетонной лестницы соответствует толщине арматурного каркаса и защитному слою бетона.
  • Линейкой отметить вертикальные границы ступеней. На радиусном марше для этого используется шнур определенной длины. По закону Пифагора длина наклонного отрезка определяется из квадратного корня суммы квадратов длины и высоты ступеней.

  • Провести вертикальные линии по выполненным отметкам, обозначающим высоту ступенек.
  • По меткам установить вертикальную опалубку ступеней, крепя их к стенкам желоба. Рядом стоящие доски закрепляют клиньями-распорками, по одной на каждые 800 мм ширины пролета.
  • Снизу опалубку нужно подпереть стойками, их количество – одна штука на каждые 1,2 квадратных метра плоскости пандуса. Для их надежной фиксации на дно опалубки с внешней стороны прикручиваются поперечные бруски.

Заливка лестничной конструкции бетоном

Процесс должен выполняться в один этап. Самостоятельно сделать качественный раствор сложно – это ведь не цементно-песчаная стяжка пола. Поэтому следует рассчитать объем опалубки и заказать бетон В30 или выше классом с запасом 10%, чтобы предусмотреть потери при транспортировке.

Наполнение формы начинают с нижних ступеней, постепенно продвигаясь вверх по мере заполнения опалубки раствором. В процессе бетон нужно трамбовать, а после окончания заливки обработать вибрацией. Просадки устраняются сразу методом доливки или на следующий день путем затирки смесью М300 на базе цемента М500.

Конструкция набирает жесткость через две недели. Весь этот период поверхность нужно увлажнять в целях предотвращения появления трещин. После застывания опалубку демонтируют и приступают к отделке объекта.

Оставьте комментарий