Минимальный размер участка

По сути, вопрос сводится к разделу земельного участка площадью 6 соток (600 кв. м) из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – «индивидуальное жилищное строительство».

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Требования к образуемым и измененным земельным участкам содержаться в Земельном кодексе РФ.

Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

На участке 1/2 часть жилого дома (площадь не указана, поэтому примем условно 100 кв. м) и гостевой дом 100 кв. м. Итого недвижимостью занята площадь земельного участка в 400 кв. м (600 кв. м – 200 кв. м = 400 кв. м). Поскольку речь идет о зданиях, то необходимо выяснить градостроительные нормы, т.е. какая площадь земельного участка должна соответствовать находящимся на них зданиям.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно ч. 1.1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Оба дома – жилой и гостевой (если он на фундаменте) – являются объектами капитального строительства и требуют разрешения на строительство. Для определения предельных (минимальные или максимальных) размеров будущих земельных участков следует руководствоваться признаками «пределов» (предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Согласно ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Поскольку в вопросе отсутствует характеристика объектов недвижимости, то автору вопроса следует самостоятельно соотнести размеры домов и пределов, указанных в вышеприведенной статье.

Согласно п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом; указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

То есть, если при разделе земельного участка (300 кв. м) будут соблюдены градостроительные и противопожарные нормы (с учетом отступов от стен домов в 1 м, отступа от соседнего участка 1 м, а до жилого дома соседа не менее 8 м), то раздел возможен, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

Учитывая, что при разделе земельного участка 600 кв. м вновь образуемые участки будут иметь площадь менее 400 кв. м, то такой раздел недопустим.

Определение точной площади территории, например, гектар в метрах – задача не простая, как кажется на первый взгляд. Особенно, если речь идет о сложной конфигурации участка, и конечной цели вычислений. Дело в том, что ряд параметров, скажем, для внесения удобрений, завязан не только на стандартные метрические характеристики, но и на менее распространенные, но, тем не менее, встречающиеся в инструкциях.

Самый простой вопрос – 1 га сколько м2, или иначе говоря сколько в 1 га квадратных метров? Ответ известен еще со школьных уроков, в средних классах встречались подобные задачи, только вот с возрастом многие банально забыли элементарные правила подсчета, и затрудняются быстро перевести квадратные метры в гектары. Именно для таких целей представлена простая таблица, в которой достаточно лишь выбрать исходные значения собственного земельного надела. Базовым показателем для выявления площади служит соотношение га в м2: 1 = 10 000, что вытекает из самого размера гектара при квадратной геометрии, 100 на 100 метров. Простая математика, отталкиваясь от которой легко узнать, сколько 4 га сколько м2, или 50 га это сколько, если речь идет о значительных территориях, например, в фермерских хозяйствах.

Как показывает статистика, большинство успешных хозяйств, в стране, в частности в республике Татарстан, имеют в собственности землю именно в указанных выше пределах, однако существуют и меньшие наделы. Скажем, для птицеводства или животноводства, в котором превалирует мелкий скот, не требующих огромных территорий для выпаса, площади гораздо скромней. Если в документах есть абсолютно четкое обозначение, то в обиходе часто фигурируют сотки, которая при четком квадрате составляет 10 на 10 метров. Это понятно, но ответить сходу, сколько соток в 1 гектаре может не каждый, хотя это очень просто, их там 100.

Можно усложнить задачу, 30 км2 сколько га, подобное также встречается, когда владелец земли специализируется на выращивании зерновых культур, либо имеет стадо коров, поголовье которого исчисляется сотнями, и для летнего выпаса необходимо иметь огромные луга. Поэтому актуален не только перевод с га в м2, но и другие вычисления, по отношению к квадратному километру, сотки или даже акру – последнее отнюдь не экзотика, и до сих пор фигурирует!

А есть задачи подобного плана, но в немного ином изложении, и для их решения, надо знать 1 га периметр, это требуется в случае планирования ограждения, например, популярного ныне электропастуха. Точный периметр гектара в метрах также присутствует в таблице, и Вам остается лишь найти свои значения, мгновенно увидев конечный результат. Не потребуются предварительные операции, перевести кв м в га, или 60 гектаров это сколько в км, что отнимает время, точная длина периметра сразу перед глазами, и можно планировать выделяемые финансы на оснащение забором.

Мы постарались сделать таблицу максимально удобной для каждого человека, и будем рады, если сможем помочь. Для этого требуется всего лишь зайти на наш сайт, потратить несколько минут, после чего даже ребенок сможет ответить на вопрос: «1 га сколько метров»? Надеемся, что информация окажется полезной для каждого, кто имеет отношение к земле!

Что такое предельные размеры земельных участков?

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) – нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

Они применяются

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
  • при разделе участков
  • при выделе наделов из общедолевой собственности

Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

  • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
    • зданий
    • строений
    • сооружений
  • предельным количеством этажей
  • предельной высотой объектов
  • максимальным процентом застройки в границах ЗУ:
  • отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ

Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

  • земельным и градостроительным законодательством
  • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

Размеры минимальных и максимальных площадей участков

Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

  • вводятся градостроительные регламенты
  • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
  • минимальные и максимальные площади ЗУ

Предельные размеры ЗУ – обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
    • для ИЖС
    • для огородничества
    • для садоводства
    • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
    • для животноводства
    • для иных целей
  • при решении вопросов:
    • о возможности раздела участков
    • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
    • при из разделе и объединениии ЗУ
    • при перераспределении ЗУ
  • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
    • садоводство
    • овощеводство
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность
  • при выделе:
    • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
      ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
  • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель

Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

Если площадь участка не соответствует предельным нормам

Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам –основание для отказа в государственной регистрации участка.

При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

  1. на фактическую площадь ЗУ
  2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

При этом фактическая площадь не должна быть:

  • выше предельного максимального размера ЗУ
  • меньше минимального размера

В случаях когда происходит превышение:

  1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
  2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

Просто «прирезать» избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.

Собственник участка попытался оформить прирезку трёх лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:

  • вариации погрешностей для садовых участков – от 9 до 50 м2
  • возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков

Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он произвёл самозахват 3 соток при переносе границ:

  1. или зелёных насаждений
  2. или канав на участке
  3. или ограждения

Даже если предположить, что:

  • в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток, превышение избытка площади над предельным минимумом – 25%
  • предельные размеры не были установлены вообще

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

К участкам:

  • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
  • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

Они необходимы для размещения:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
  • документов территориального планирования
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

  1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области ()
  2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер:
      1. 0.05 га – в границах населённого пункта
      2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га – в границах населённого пункта
      2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.06 га
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га
      2. 0.35 га – для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер – 0.2 га
    • максимальный размер – 1 га

В Копорском сельском поселении:

  • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер:
      1. 0.05 га – в границах населённого пункта
      2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га – в границах населённого пункта
      2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.05 га
    • максимальный размер – 0.25 га

Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселений зависят:

  • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
  • от численности и плотности населения
  • от направлений и перспектив использования земель
  • от востребованности участков того или иного назначения
  • от многих других факторов

Предельные размеры участков для многодетных семей

Многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, ЗУ предоставляются бесплатно.

Предельные размеры ЗУ устанавливаются местными муниципалитетами. Площадь ЗУ будет разной в разных регионах

Санкт-Петербург

Условия предоставления – многодетные семьи должны:

  1. проживать и быть зарегистрированными в Санкт-Петербурге
  2. состоять на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке

Многодетная семья может воспользоваться одним из вариантов:

  1. получить земельный участок на подготовленных территориях
  2. купить ЗУ в любом российском регионе по земельному сертификату

Многодетные семьи получают участки:

  • для ИЖС
  • для садоводства

Администрация предоставляет их:

  1. без проведения торгов
  2. без предварительного согласования мест размещения.

ЗУ для многодетных семей образуются

  • из участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга
  • из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими)
  • из участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга

Предельные размеры участков составляют:

  • минимальный размер – 0.12 га
  • максимальный размер – 0.15 га

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»

Этот документ подтверждает право на дополнительную меру социальной поддержки многодетных семей из бюджетных средств Санкт-Петербурга.

Денежные средства на покупку участка, затраченные семьёй, возмещаются из земельного капитала в размере:

  • стоимости ЗУ, если она равна земельному капиталу
  • земельного капитала, если цена ЗУ выше

Сертификат «Земельный капитал» выдается бессрочно и однократно.
Получить его могут граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в участках:

  • для индивидуального жилищного строительства
  • для ведения садоводства для собственных нужд

Владельцы сертификатов могут рассчитывать на получение:

  • или бесплатно в собственность участка
  • или денежных средств

Размеры ЗУ

  • минимальный – 0.12 га
  • максимальный – 0.15 га

Земельный капитал в Санкт-Петербурге:

  • предоставляется в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки
  • подлежит ежегодной индексации
  • не индексируется после предоставления сертификата

С 01.01.2019 размер земельного капитала установлен в размере 355 660 рублей 21 копейка.

Правом на получение бесплатно в собственность земельных участков для дачного строительства обдадают граждане РФ, имеющие трех и более детей, пасынков и падчериц до 18 лет:

  • находящихся под опекой
  • находящихся под попечительством
  • проживающих совместно с ними

Они должны быть зарегистрированы в реестре нуждающихся в земельных участках У всех членов семьи должна быть постоянная регистрация в Санкт-Петербурге.

Встать на учёт могут также граждане, не имеющие в собственности ЗУ, предоставленных бесплатно.

Заявление на получение сертификата нужно подать:

  • или в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства
  • или в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»
  • или на сайте госуслуг

Через МФЦ можно выполнить:

  • постановку на учет в качестве нуждающихся в земельных участках
  • получение сертификата «Земельный капитал»
  • направление средств земельного капитала в Санкт-Петербурге

Для этого нужно предоставить

  • документы:
    • удостоверяющие личность гражданина РФ
    • подтверждающие наличие в семье детей
  • свидетельство о браке гражданина с матерью (отцом) пасынка, падчерицы гражданина:
    • в отношении пасынков, падчериц
  • свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя:
    • в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством
  • решения суда об усыновлении (при наличии)
  • свидетельства об усыновлении:
    • в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев
  • справка о регистрации по месту жительства (форма 9):
    • гражданина
    • членов семьи
  • решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге:
    • в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность гражданина, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге

Для перевода земельного капитала на счёт гражданина нужно предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность гражданина.
  • сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»
  • сведения о месте жительства гражданина
  • договор купли-продажи земельного участка:
    • в договоре должна быть указана стоимость ЗУ
  • документы, подтверждающие произведенные расходы

В случае направления средств земельного капитала на уплату первоначального взноса, погашения основного долга, уплаты процентов по кредитному договору:

  • кредитный договор (договор займа):
    • заемщиком по которому является владелец сертификата или его супруг
  • документ, удостоверяющий передачу кредитором владельцу сертификата денежной суммы
  • документ, подтверждающий оплату денежной суммы по кредитному договору владельцем сертификата или его супругом

В заявлении необходимо указать способ перечисления денежной выплаты:

  • почтовое отделение
  • реквизиты банковского счёта

Решение о предоставлении сертификата оформляется распоряжением администрации района. Не позднее 20 рабочих дней со дня его принятия сертификат предоставляется завителю.

Решение об отказе в предоставлении сертификата направляется гражданину с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Республика Татарстан

В Татарстане многодетные семьи могут получить ЗУ в собственность:

  • однократно
  • бесплатно
  • для одного вида целевого использования ЗУ

Предельные размеры ЗУ – от 6 до 20 соток

Это участки:

  • для ИЖС:
    • от 600 до 1500 м2
  • для садоводства или огородничества:
    • от 600 до 1500 м2
  • ведения ЛПХ (приусадебный земельный участок):
  • от 1500 до 2000 м2

В Законе Республики Татарстан (№ 90-ЗРТ от 20.04.2016 г.) изложены сведения:

  • об условиях и порядке предоставления участков
  • о необходимых документах
  • о способах подачи заявления
  • о сроках рассмотрения заявления
  • др. вопросы

Участки предоставляются с учётом привязки к месту проживания многодетной семьи:

  • семьям, постоянно проживающим на территории городского округа ЗУ отводятся:
    • или в границах округа
    • или из состава участков в других муниципальных образованиях, относящихся к собственности округа (при согласии семьи)
  • семьям, проживающим на территории муниципального района, земля предоставляется:
    • или в пределах района
    • или из имеющихся в собственности участков, находящихся в других муниципалитетах (при согласии семьи)

Очередность в получении участков определяется по дате и времени подачи заявления. Списки учётных номеров с указанием очередности размещаются на сайте муниципалитета. Они регулярно обновляются по мере включения семей в эти перечни и передачи им земельных участков. С момента подачи заявления до получения земли должно пройти не более 1 года.

Если ранее многодетной семье участок уже был предоставлен в аренду и на нём уже находится жилой дом, принадлежащий этой семье, то участок можно переоформить в собственность, но площадь этого участка не должна превышать 20 соток. Собственность на такую землю для членов семьи будет общедолевой (в равных долях для детей и родителей).

Участок под жилым домом, арендуемый многодетной семьёй, также можно оформить в собственность бесплатно.

Для этого в местную администрацию вместе с заявлением нужно предоставить документы:

  • выписки из ЕГРН:
    • о праве на жилой дом
    • о праве (аренде) участка под домом
  • правоустанавливающие документы на дом и участок:
    • если права не зарегистрированы в ЕГРН

Выписки из ЕГРН заявители могут предоставлять по собственной инициативе. Даже если их не будет в приложении к заявлению, администрация получит их из госреестра самостоятельно (в порядке межведомственного взаимодействия).

Установленный срок оформления земли в собственность не должен превышать 6 месяцев, если только не выявится, что предоставленные заявителем документы е подтверждают его право на получение участка –тогда местные власти однозначно примут отрицательное решение.

Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

  • Земельный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
  • Законы субъектов РФ

Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)

В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

  • градостроительные регламенты
  • временные регламенты застройки земельных участков

не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

  1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома – 300 м2
  2. для ведения садоводства – 200 м2
  3. для ведения огородничества – 200 м2
  4. для размещения индивидуальных гаражей – 18 м2
  5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества – 5 м2

Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

В условиях действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно – через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

В муниципальным образованиям Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

  • Законом ЛО № 83-оз
  1. участки для садоводства
    • минимальный размер – 0.05 га
    • максимальный размер – 0.12 га
  2. участки для ведения огородничества:
    • минимальный размер – 0.01 га
    • максимальный размер – 0.10 га
  3. участки для ведения животноводства:
    • минимальный размер – 0.01 га
    • максимальный размер – 5.0 га
  • Законом ЛО № 145 оз
  1. участки для ведения ЛПХ:
    • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан – 0.99 га
  2. участки для ИЖС в границах сельских поселений ЛО
    • минимальный размер – 0.10 га
    • максимальный размер – 0.25 га
  3. в границах городских округов и городских поселений ЛО
    • минимальный размер – 0,06 га
    • максимальный размер – 0.25 га
  • Законом ЛО № 118 -оз
  1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
    • предельный максимальный размер – 50 га
    • предельный минимальный размер – 1 га

Примечание:

минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ):

  • садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

Полезная информация

  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года –
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) –
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках — 2018 – с ним можно ознакомиться
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ, можно ознакомиться
  • Как изменить территориальную зону участка –
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать

Законодательное требование о соответствии земельных участков минимальным и максимальным размерам направлено прежде всего на обеспечение рационального использования земельных участков и представляется вполне логичным, так как в случае отсутствия подобных ограничений было бы возможно бесконечное деление земельных участков, в результате которого могли бы появляться так называемые микроучастки, непригодные для полноценного использования.

Как правило, появление земельных участков с чрезмерно большой площадью также не способствует их рациональному использованию. Именно это обстоятельство является одной из главных причин применения законодателем ограничений, связанных с предельными размерами земельных участков.
У собственников земельных участков нередко возникает необходимость в их разделе. Изучение судебной практики показало, что основными причинами раздела земельных участков являются:
— раздел имущества между наследниками;
— раздел имущества между бывшими супругами;
— желание одного из сособственников выделить свою долю с последующей продажей;
— желание собственника продать или подарить не весь земельный участок, а лишь его часть.
Деление земельного участка на части, размер которых меньше установленного минимального размера земельного участка, не допускается. Соответственно, земельный участок, раздел которого на части, соответствующие минимальным требованиям, предъявляемым к размеру земельных участков, невозможен, является неделимым.
В настоящее время законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, претерпело значительные изменения.
Так, с 1 марта 2015 г. утратил силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, в котором указывалось, что при разделении земельного участка на несколько участков размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Между тем требование о соответствии предельных размеров образуемых земельных участков градостроительным регламентам по-прежнему содержится в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Помимо этого, утратила силу ст. 33 ЗК РФ, согласно которой минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливались законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По всей видимости, внося указанные изменения в законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, законодатель ставил целью упрощение правового регулирования в данной сфере, а также устранение дублирования положений, содержащихся в ряде правовых норм. Так, например, утративший силу п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смысловому содержанию не сильно отличался от п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Еще одной причиной произошедших преобразований является попытка устранения противоречий, связанных с применением законодательства о минимальном размере земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к иным отношениям, не связанным с предоставлением земельных участков.
На сегодняшний день согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ максимальные и минимальные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты содержатся в правилах землепользования и застройки муниципальных образований и утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки являются основой градостроительного зонирования и определения правового режима земель населенных пунктов, поскольку в них устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и соответствующие ограничения их использования.
В градостроительных регламентах нередко содержатся отсылочные нормы, которые указывают на иные муниципальные правовые акты, устанавливающие предельные размеры земельных участков.
Являясь муниципальными правовыми актами, градостроительные регламенты распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
В этой связи вполне закономерно возникает вопрос, связанный с определением земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
На основании ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
— в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
— в границах территорий общего пользования;
— предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
— предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Минимальные и максимальные размеры земельных участков, на которые в соответствии со ст. 36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых такие регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами. К другим федеральным законам можно отнести ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые вместе с ЗК РФ весьма скудно регулируют отношения, связанные с предельными размерами земельных участков. На данное обстоятельство обращает внимание В.Л. Беляев, говоря о том, что такие законы либо отсутствуют, либо крайне слабо регулируют указанные вопросы, что на практике затрудняет развитие территорий.
Так, согласно ст. 4 ФЗ от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Российская газета. 2003. №135)).
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Российская газета 2002 №137).
Орган регистрации прав принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (Федеральный закон от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»)
Учет и использование изложенных положений в законотворческой деятельности позволит повысить эффективность правового регулирования земельных отношений, а также будет способствовать снижению количества земельных споров.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимостиВ соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации. Как следовало из п. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Оставьте комментарий