Населенный пункт на синем фоне

Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.

Форма и общие положения

Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).

Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории – информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:

  1. Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
  2. Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.

В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй – его конец):

  • знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;

  • знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;

  • знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта – белого.

Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.

Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.

Зачем так много знаков?

У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.

К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.

В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.

Знаки на белом фоне

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.

Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне – это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).

Знаки на синем фоне

Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.

Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.

Международный опыт

Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос – «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза – Польше.

Согласно польским ПДД, на скоростной режим влияет только вторая группа, идентичная нашей плотной застройке. Первая группа (зеленый фон), просто обозначает находящийся в зоне движения город или поселок, то есть выполняет те же функции, что и наш синий знак населенного пункта.

Ответственность за нарушение требований этих знаков и в отечественной, и в зарубежной практике происходит по той же статье, что и классическое превышение скорости.

Вопросы ПДД по знаку Начало населенного пункта

4

Какие знаки информируют Вас, что на данной дороге действуют требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах?

  • Только А
  • А и Б
  • Все

Знаки «А» и «Б» — 5.23.1 и 5.23.2 «Начало населенного пункта» (с белым фоном). («Дорожные знаки»).

Обсудить вопрос 4

Что означают эти дорожные знаки?

  • Стоянка разрешена транспортным средствам оперативных служб
  • Стоянка разрешена только с включенными габаритными огнями
  • Стоянка разрешена в субботние, воскресные и праздничные дни

Табличка 8.5.1 «Субботние, воскресные и праздничные дни» указывает, что знак, с которым она применяется, действует только в вышеперечисленные дни. («Дорожные знаки»).

Обсудить вопрос

— Вот овца! — Сам баран, знака ограничения скорости не видел!Фото: Евгения ГУСЕВА

Камер на дорогах от года к году становится все больше, а знаки ограничения скорости у нас почему-то развешивать повсюду не принято. Есть табличка о въезде в населенный пункт — обязан снизить скорость до 60 км/час. А если не успел сообразить, что въехал в очередную Березовку или Сосновку, и попался под камеру — держи письмо счастья.

Синее или белое

Начнем с того, что дорожные знаки, обозначающие близость населенного пункта, могут быть разными. Если название города или поселка написано на синем фоне, то это говорит лишь о том, что он рядом. Значит, можно ехать со скоростью 90 км/час — как в любом месте за городом, если нет других знаков, ограничивающих скорость.

Если же название населенного пункта написано на белом фоне, значит, вы в него въехали. Следовательно, снижаем скорость до 60 км/час, в населенных пунктах по-прежнему действует такое ограничение.

Еще один момент: перед въездом в город может стоять стела, монумент, просто большая надпись с названием города, но не она является границей населенного пункта, а дорожный знак. Если название города на белом фоне перечеркнуто и других знаков нет, то вы выехали за его пределы, можно снова набирать скорость до 90 км/час. Но не перед знаком, потому что как раз там любят ставить камеры.

Если название населенного пункта написано на белом фоне, значит, вы в него въехали. Срочно снижайте скорость до 60 км/час.Фото: Александр ГЛУЗ

Зеленый — самый быстрый

Зеленым фоном на знаках, указателях и километровых столбах обозначается автомагистраль. На автомагистралях нельзя ходить пешком и ездить на велике, на них нет зебры, пешеходных переходов и перекрестков, поэтому по ним можно ездить быстрее — 110 км/час. Но знака «110» вы, скорее всего, не увидите. Зеленый фон — это и есть разрешение ехать 110.

На ряде дорог в России теперь официально можно разгоняться до 130 км/час — такие участки есть на федеральных трассах М4 «Дон» и М11 Москва — Санкт-Петербург. Вот там в обязательном порядке устанавливаются знаки «130», иных обозначений пока не придумали.

Цвет ограничения — синий

Иногда обозначение скорости (например, 50 — 70) пишут на дорожных знаках квадратной формы синего цвета. Это информационные знаки, они не ограничивают скорость движения, а рекомендуют выбирать вот такую. Например, если на этом участке обычно интенсивное движение или нередко бывают туманы.

Круглый синий знак — другая история. Он ограничивает минимальную скорость движения. Такое тоже бывает, только камер за нарушение подобных требований нет, поскольку и штрафа за это не предусмотрено. Но знаки существуют, и не просто на бумаге, а в реальности. На мостах, например, чтобы не создавать замедления и заторов.

СОВЕТ

Включи навигатор

Молодые водители постоянно включают программы-навигаторы, даже если ехать всего пяток километров по знакомому пути. Зато навигатор предупреждает о камере или о превышении скорости, нужно только задать свои требования в настройках. Например, предупреждать сигналом, когда скорость будет больше разрешенной на этом участке на 10 км/час. С навигатором перед глазами водитель всегда знает, куда ехать. Главное — с какой разрешенной скоростью. В недалеком будущем все машины научатся ориентироваться по картам и распознавать дорожные знаки, предупреждая водителя об ограничениях, но смартфоны умеют это делать уже сейчас.

В течение года дорожные знаки с черными башенками на белом фоне будут установлены по всей территории страны.

Этот знак означает, что водителям транспортных средств нужно сбросить скорость до 50 километров в час.

Новые изменения могут смутить часть шоферов. До сих пор населенные пункты обозначались достаточно просто: название города на белом фоне на въезде – и перечеркнутая красным надпись на выезде. Если же надпись была изображена на синем фоне, водитель мог продолжать двигаться со скоростью в 90 км/ч.

В 2016 году все меняется. «Синий знак будет носить только информационное значение – чтобы водитель знал, где он находится. Белый знак будет указывать конкретное место, начиная с которого нужно снизить скорость», — поясняет представитель Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD) Юрис Тетерис. Он отметил, что вариантов установки может быть довольно много: возможны случаи, когда белый и синий знаки расположатся на одном столбе.

Возможен и другой вариант: сперва появится ни к чему не обязывающий синий знак с названием населенного пункта, а сами «башенки» — только через километр.

При этом, нынешние знаки будут заменены на новые не сразу, а постепенно.

Займет этот процесс не один год. «Знаки будут меняться постепенно, когда они износятся, во время ремонтных работ или по другим объективным причинам», — говорит представитель Latvijas Valsts ceļi Анна Кононова.

Установкой дорожных знаков займутся самоуправление или Latvijas Valsts ceļi – все зависит от того, на чьей земле располагается знак.

«Срок годности» нынешних дорожных знаков составляет 5 лет, но на практике они служат гораздо дольше. Поэтому переход от письменных названий до «башенок» быстры мне будет. В настоящий момент параллельно используются знаки обоих типов, отмечают в CSDD.

Новые дорожные знаки вводятся, поскольку таким способом населенные пункты обозначаются практически во всей Европе. Исследования показывают, что водители воспринимают их лучше названий на белом фоне.

Оставьте комментарий