Нкбн 25

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Галушкин Н.Е. 1 Язвинская Н.Н. 1 Галушкин Д.Н. 1, 2 Попов В.П. 3 1 ФГБОУ ВПО «Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета 2 ГКОУ ВПО «Ростовский филиал Российской таможенной академии» 3 ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Выполнено циклирование аккумуляторов НКБН-25-У3, НКГ-33СА, НКГ-50СА, НКБН-6, НКГК-4СК, НКГК-3С. Заряд выполнялся при напряжениях 1,45; 1,67; 1,87; 2,2 В течение десяти часов, а разряд согласно руководству по технической эксплуатации данных батарей. Для каждого типа аккумуляторов и при каждом значении напряжения заряда было произведено 800 зарядно-разрядных циклов. Экспериментально установлено, что вероятность возникновения теплового разгона в никель-кадмиевых аккумуляторах НКБН-25-У3, НКГ-33СА, НКГ-50СА возрастает с увеличением постоянного напряжения заряда. В экспериментах не пошли на тепловой разгон аккумуляторы малой емкости с металлокерамическими электродами НКБН-6, НКГК-4СК, НКГК-3С. По всей вероятности для начала теплового разгона важна общая масса аккумуляторов и общий ток заряда. В любом случае данные экспериментальные исследования однозначно показывают, что вероятность теплового разгона уменьшается с уменьшением емкости аккумуляторов. 302 KB тепловой разгон аккумулятор никель-кадмиевый 1. Галушкин Д.Н., Румянцев К.Е., Галушкин Н.Е. Исследование нестационарных процессов в щелочных аккумуляторах: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2001. – 112 с. 2. Галушкин Д.Н., Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н. Тепловой разгон в никель-кадмиевых аккумуляторах // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11(1). – С. 116–119. 3. Галушкин Н.Е., Кукоз В.Ф., Язвинская Н.Н., Галушкин Д.Н. Тепловой разгон в химических источниках тока Шахты: монография. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2010. – 210 с. 4. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкина И.А. Возможность теплового разгона в никель-кадмиевых аккумуляторах большой емкости с ламельными электродами // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. – 2012. – № 3. – С. 89–92. 5. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкина И.А. Возможность теплового разгона в цилиндрических и дисковых никель-кадмиевых аккумуляторах // Химическая промышленность сегодня. – 2012. – № 7. – С. 54–56. 6. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкин Д.Н. Тепловой разгон в никель-кадмиевых аккумуляторах с металлокерамическими и прессованными электродами // Электрохимическая энергетика. – 2012. – Т. 12. – № 1. – С. 42–45. 7. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкин Д.Н. Тепловой разгон в никель-кадмиевых аккумуляторах // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. – 2013. – № 2 (171). – С. 75–78. 8. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкин Д.Н. Исследование причин теплового разгона в герметичных никель-кадмиевых аккумуляторах // Электрохимическая энергетика. – 2012. – Т. 12. – № 4. – С. 208–211. 9. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкина И.А. Тепловой разгон в щелочных аккумуляторах // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. – 2013. – № 6 (175). – С. 62–65. 10. Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкин Д.Н., Галушкина И.А. Возможность теплового разгона в никель-кадмиевых аккумуляторах фирмы SAFT // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. – 2014. – № 3 (178). – С. 87–90. 11. Галушкина Н.Н., Галушкин Н.Е., Галушкин Д.Н. Исследование процесса теплового разгона в никель-кадмиевых аккумуляторах // Электрохимическая энергетика. – 2005. –Т. 5. – № 1. – С. 40–42. 12. Galushkin D.N., Yazvinskaya N.N., Galushkin N.E. Investigation of the process of thermal runaway in nickel-cadmium accumulators // Journal of Power Sources. – 2008. – Vol. 177. – № 2. – P. 610–616. 13. Galushkin N.E., Yazvinskaya N.N., Galushkin D.N. Ni-Cd batteries as hydrogen storage units of high-capacity // ECS Electrochemistry Letters. – 2013. – Vol. 2. – № 1. – P. A1–A2. 14. Galushkin N.E., Yazvinskaya N.N., Galushkin D.N., Galushkina I.A. Thermal Runaway in Sealed Alkaline Batteries // International Journal of Electrochemical Science. – 2014. – Vol. 9. – P. 3022–3028. 15. Guo Y., SAFETY | Thermal Runaway, Encyclopedia of Electrochemical Power Sources, 2009. – Р. 241–253.

Тепловой разгон встречается в никель-кадмиевых, свинцово-кислотных, литиевых, металло-гидритных и т.д. аккумуляторах , то есть тепловой разгон – явление, свойственное аккумуляторам практически всех электрохимических систем.

Внешне тепловой разгон в аккумуляторах всех отмеченных систем протекает одинаково. При перезаряде аккумуляторов при постоянном напряжении или при их работе в буферном режиме они могут внезапно сильно разогреться, плавиться, гореть, дымиться или взрываться в зависимости от их электрохимической системы, конструкции, материала корпуса и т.д.

Аккумуляторы, в которых наблюдается тепловой разгон, в настоящее время устанавливаются во многие приборы как бытового, так и специального назначения: мобильные телефоны, компьютеры, самолеты, резервные источники коммуникационных сетей и т.д. Тепловой разгон аккумуляторов в этих приборах и системах неминуемо приведет или к выходу их из строя, или к трудностям в их работе. Таким образом, тепловой разгон является в настоящее время серьезным препятствием в работе очень большого числа современных приборов и систем.

Несмотря на всю важность указанной проблемы, в мировой литературе крайне мало работ (кроме литиевых аккумуляторов) по изучению этого опасного и интересного явления, особенно в щелочных аккумуляторах, в то время как щелочные аккумуляторы являются неотъемлемой частью электрооборудования самолетов, электротранспорта, железнодорожного транспорта и т.д.

Такое невнимание к этому бурному явлению, как нам кажется, можно объяснить только двумя причинами. Во-первых, тепловой разгон – явление очень редкое и, следовательно, не представляет ежедневную угрозу для работы приборов и систем. Поэтому производители аккумуляторов не вкладывают значительных средств в изучение этой проблемы. Во-вторых, многим кажется очевидным механизм теплового разгона , в то время как до сих пор нет прямых экспериментальных подтверждений данного механизма и его искусственного воспроизведения. Также нет детального анализа продуктов, получаемых в результате теплового разгона (кроме литиевых аккумуляторов).

Данная работа продолжает исследования теплового разгона в никель-кадмиевых аккумуляторах, начатые в работах . Цель этой работы – изучить влияние различных факторов, способствующих увеличению вероятности возникновения теплового разгона.

Исследуем влияние напряжения заряда на вероятность возникновения теплового разгона. Для этого использовались аккумуляторы НКБН-25-У3, НКГ-33СА, НКГ-50СА, НКБН-6, НКГК-4СК, НКГК-3С. Циклирование аккумуляторов выполнялось с помощью зарядного устройства, которое позволяло устанавливать одно из ряда фиксированных напряжений заряда: 1,45; 1,67; 1,87; 2,2 В. Зарядное устройство позволяло работать постоянно с токами до 300 А и кратковременно с токами до 1000 А.

Для получения более обширных статистических данных за меньший промежуток времени зарядное устройство подключалось к блоку параллельно соединенных десяти аккумуляторов в жесткой металлической стяжке. Параллельное соединение аккумуляторов осуществлялось с помощью двух мощных металлических шин, к которым отдельно прикручивались положительные и отрицательные клеммы аккумуляторов.

Для того чтобы тепловой разгон, возникший в одном аккумуляторе, не влиял на возможность возникновения теплового разгона в соседних аккумуляторах (за счет их дополнительного разогрева), между аккумуляторами в металлической стяжке вставлялись теплоизолирующие деревянные прокладки толщиной два сантиметра.

В работе было показано, что вероятность теплового разгона выше при заряде аккумуляторов более высоким постоянным напряжением заряда, однако надежных статистических данных там получено не было из-за небольшого объема исследованных зарядно-разрядных циклов. Там же было показано, что вероятность теплового разгона выше для аккумуляторов с длительным сроком эксплуатации. В связи с этим для экспериментальных исследований были отобраны по 40 аккумуляторов каждого типа со сроками эксплуатации более семи лет. Данные 40 аккумуляторов каждого типа случайным образом были разбиты на четыре группы по десять штук.

Таблица 1

Режимы циклирования никель-кадмиевых аккумуляторов

Циклирование аккумуляторов выполнялось при температуре окружающей среды 25 °С. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Каждая группа аккумуляторов заряжалась при постоянном напряжении 1,45; 1,67; 1,87; 2,2 В соответственно. Нижнее значение исследуемого диапазона зарядных напряжений соответствует среднему буферному рабочему напряжению аккумулятора НКБН-25-У3 в составе батареи 20НКБН-25-У3 на объекте. Аккумуляторы каждой группы заряжались и разряжались по восемьдесят раз. Таким образом, для каждого типа аккумуляторов и при каждом значении напряжения заряда было выполнено 10∙80 = 800 зарядно-разрядных циклов.

Таблица 2

Результаты циклирования аккумуляторов при температуре окружающей среды 25 °С

Номер группы аккумуляторов

Напряжение заряда (В)

1,45

1,67

1,87

2,2

Число зарядно-разрядных циклов

Аккумуляторы НКБН-25-У3

Период эксплуатации (лет)

Число тепловых разгонов

Аккумуляторы НКГ-50СА

Период эксплуатации (лет)

8,2

8,2

8,2

8,2

Число тепловых разгонов

Аккумуляторы НКГК-33СА

Период эксплуатации (лет)

Число тепловых разгонов

Аккумуляторы НКБН-6

Период эксплуатации (лет)

8,1

8,1

8,1

8,1

Число тепловых разгонов

Аккумуляторы НКГК-4СК

Период эксплуатации (лет)

7,5

7,5

7,5

7,5

Число тепловых разгонов

Аккумуляторы НКГК-3С

Период эксплуатации (лет)

Число тепловых разгонов

Заряд для каждой группы проводился при постоянном напряжении, соответствующем данной группе в течение десяти часов. Разряд выполнялся согласно руководству по технической эксплуатации данных батарей (табл. 1).

Результаты циклирования аккумуляторов НКБН-25-У3, НКГ-50СА, НКГК-33СА (табл. 2) однозначно показывают, что вероятность теплового разгона увеличивается с ростом напряжения заряда аккумуляторов.

В экспериментах не пошли на тепловой разгон аккумуляторы малой емкости с металлокерамическими электродами НКБН-6, НКГК-4СК, НКГК-3С. По всей вероятности для начала теплового разгона важна общая масса аккумуляторов и общий ток заряда. При большой массе аккумуляторов внутренние электроды будут сильней разогреваться из-за худшего теплоотвода от них. Большой общий ток заряда позволит в случае короткого замыкания через дендрит сосредоточить в этом месте больший локальный ток и, следовательно, сильней локально разогреть этот участок электрода, чем в аккумуляторах малой емкости. Оба этих фактора, несомненно, способствуют началу процесса теплового разгона.

Тем не менее однозначно утверждать на основании проделанных экспериментальных исследований, что в аккумуляторах малой емкости невозможен тепловой разгон, конечно, нельзя. Однако анализ литературных данных по тепловому разгону, а также анализ эксплуатации этих аккумуляторов на различных предприятиях России говорит в пользу данного предположения. В частности, аккумуляторы НКБН-6 имеют те же самые электроды, но меньшего размера, чем в аккумуляторах НКБН-25-У3, тем не менее ни одного случая теплового разгона в данных аккумуляторах мы не обнаружили ни в наших экспериментах, ни на реальных объектах.

Таким образом, данные экспериментальные исследования однозначно показывают, что вероятность теплового разгона уменьшается с уменьшением емкости аккумуляторов.

Рецензенты:

Евстратов В.А., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВПО «ШИ (ф) ЮРГПУ (НПИ)» Минобрнауки России, г. Шахты;

Работа поступила в редакцию 28.10.2014.

Библиографическая ссылка

Галушкин Н.Е., Язвинская Н.Н., Галушкин Д.Н., Галушкин Д.Н., Попов В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ЗАРЯДА НА ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРАХ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-6. – С. 1225-1228;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35704 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Авиационная батарея производства Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) ТУ16-89ИЛВЕ.563512.005ТУ

Область применения: Применяется для запуска авиационных двигателей и питания постоянным током на объекте.

• автономный запуск основных и вспомогательных авиационных двигателей или турбостартеров;
• обеспечение электропитания в наземных условиях отдельных приемников при неработающих основных и вспомогательных авиационных двигателях и отсутствии электропитания от аэродромных источников электроэнергии;
• запуск в полете остановившегося авиадвигателя или турбостартера;
• питание в полете приемников 1-й категории при аварийной работе системы энергоснабжения.

Список воздушных судов:

В настоящее время аккумуляторные батареи УЭХК эксплуатируются в действующих частях МО РФ, российских и зарубежных авиакомпаниях, а также поставляются на авиационные заводы (НПК «Иркут», Улан-Удэнский авиационный завод, РСК «МиГ», «Штурмовики Сухого» и др.) для комплектации изготавливаемой и ремонтируемой авиационной техники.
Освоенное на УЭХК производство аккумуляторных батарей мощностью до 5000 батарей в год имеет полный комплект технологического и испытательного оборудования, мощную аналитическую базу, квалифицированный персонал. Система контроля качества, сформированная на УЭХК в период разработки и производства приборов космического назначения, внедрена в производстве авиационных батарей и соответствует требованиям международных стандартов. Аккумуляторные батареи выпускаются под контролем военного представительства.

Основные технические характеристики батареи 20НКБН-25-У3

Наименование параметра

Значение

Номинальное напряжение, В

Номинальная емкость, А*ч

Ток разряда, А

непрерывный

пусковой

Интервал рабочих температур, °С

— с обеспечением разрядных характеристик

— с сохранением работоспособности

от минус 20 до плюс 50

от минус 60 до плюс 60

Вид исполнения по ГОСТ 15150-69

умеренная климатическая зона

Стойкость к механическим нагрузкам

вибрация

— ускорение, q

— частота, Гц

удары

— ускорение, q

— длительность импульса, мс

— количество ударов, шт.

10 – 2000

2 – 20

Масса с электролитом, кг

Габаритные размеры (макс.), мм

370х174х229

Сохраняемость заряда, сутки

Устойчивость к длительному перезаряду при повышенной температуре по методике п. 10СТ МЭК 952-1 (1988 г.) и MIL-D-26220 (USAF)

соответствует

Минимальная наработка (заряд-разряд), циклов

Гарантийный срок, лет

Назначенный срок службы, лет

Наработка. Сроки службы. Сроки хранения.

Срок хранения батареи, включающий транспортирование и хранение в складских помещениях до ввода в эксплуатацию 2 года 4 месяца во всех климатических зонах, кроме тропической. В условиях тропического климата — срок хранения батареи 1 год.

Наработка батареи 250 циклов (заряд-разряд) в течении срока службы 5 лет, включающего хранение, транспортирование и эксплуатацию, во всех климатических зонах, кроме тропической. В условиях тропичсекого климата наработка батареи 150 циклов в течении срока службы — 3 года, включающего хранение, транспортирование и эксплуатацию.

Назначенный срок службы батареи, эксплуатирующейся по техническому состоянию во всех климатических зонах, кроме тропической, 8 лет.

Указанные сроки службы и сроки хранения батареи действительны при соблюдении потребителем условий и правил хранения, транспортирования и эксплуатации, установленных в эксплуатационной документации.

Примечание — допускается увеличение срока хранения батареи в пределах гарантийного срока службы при выполнении требований эксплуатационной документации.

Производство и технология

Производство аккумуляторов оснащено оборудованием собственной разработки. Ряда известных специализированных отечественных предприятий и зарубежных фирм. Его проектная мощность составляет 20 млн. А*ч в год.
В основу производства заложены электродные технологии , используемые в мировой практике при изготовлении перезаряжаемых источников тока для авиационной техники, а также герметичных аккумуляторов. Изготовленные электроды характеризуются высокой прочностью, низким внутренним сопротивлением, а также отсутствием примесей, отрицательно влияющих на работу аккумуляторов.
Опыт, накопленный при проектировании изделий космического назначения, и научный потенциал работников завода электрохимических преобразователей УЭХК позволили решить ряд проблем, стоящих перед изготовителями никель-кадмиевых аккумуляторов, таких как:

  • — стабилизация давления в них при заряде;
  • — устойчивость к «тепловому разгону», способному вывести аккумуляторы из строя при перезаряде;
  • — проведение форсированного заряда большими токами.

В результате данная продукция комбината обладает высокой надежностью, долговечностью, способностью работать в условиях пиковых нагрузок и в широком диапазоне температур.
Благодаря проведенной расчетно-экспериментальной оптимизации конструкции токоведущих частей аккумулятора, а также применению прогрессивных методов сварки, удалось заметно снизить внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи. В итоге стартерно-пусковые характеристики как в нормальных климатических условиях, так и при отрицательных температурах существенно улучшились.

Оставьте комментарий