Потребительский сельскохозяйственный кооператив

Понятие потребительского кооператива по ГК РФ и закону о ПК

Основные положения о потребительском кооперативе содержатся в ст. 123.2 Гражданского кодекса РФ:

  1. Потребительский кооператив (ПК) — это объединение граждан и/или юрлиц (одни юрлица вправе создавать ПК исключительно в форме общества взаимного страхования), основанное на членстве и созданное для удовлетворения материальных или других потребностей членов кооператива.
  2. ПК является некоммерческой организацией, не стремящейся специально к получению прибыли (при наличии последней она распределяется между членами).
  3. Члены ПК совершают вступительные взносы в уплату пая, дающего им право 1 голоса.
  4. Пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам ПК в пределах пая, в т. ч. солидарно отвечают в пределах недовнесенной части пая, в случае убытков (ст. 123.3 ГК РФ).

Правовые основы деятельности ПК также содержатся в законе о потребительских кооперативах, т. е. законе РФ «О потребительской кооперации…» от 19.06.1992 № 3085-I (далее — закон о потребкооперации).

Стоит признать, что большая часть ПК в России действует в специализированных сферах и на них закон о потребкооперации не распространяется. Часть областей потребкооперации урегулирована специальными законами:

  • разделом V Жилищного кодекса РФ;
  • законом «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ (далее — закон № 190-ФЗ);
  • законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (далее — закон № 193-ФЗ).

Однако есть и пробелы в законодательстве. Так, выведя гаражные кооперативы из-под действия закона о потребкооперации (см. ст. 2 указанного закона), законодатель не создал для них специального нормативного акта.

Порядок создания ПК. Устав потребительского кооператива образца 2020 года

Потребительский кооператив создается в соответствии со ст. 7, 8 закона о потребкооперации.

ПК создается решением учредителей-пайщиков. Число пайщиков должно быть не меньше 5 граждан, достигших 16-летнего возраста, и/или 3 организаций (для специальных видов ПК установлено другое количество участников).

Одновременно с решением о создании ПК учредители на собрании утверждают:

  • список пайщиков;
  • устав ПК;
  • отчет о расходовании вступительных взносов;
  • органы управления и органы контроля ПК.

ПК регистрируется в ЕГРЮЛ (о порядке и правилах регистрации юрлиц — )

Содержание устава ПК регулируется:

  • в общих случаях — п. 2 ст. 123.2 ГК РФ, ст. 9 закона о потребкооперации;
  • для жилищных и жилищно-строительных кооперативов — ст. 113 ЖК РФ;
  • для кредитных кооперативов — ст. 7 закона № 190-ФЗ и др.

Образец устава можно скачать здесь: Устав потребительского кооператива — образец-2020.

Плюсы и минусы потребительского кооператива

Итак, что такое потребительский кооператив по ГК РФ, мы рассмотрели, давайте определим, в чем состоят его плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести то, что:

  • у всех пайщиков одинаковые права — 1 голос;
  • при выходе из ПК пайщик может получить стоимость пая или соответствующее имущество;
  • ПК может заниматься предпринимательской деятельностью в рамках достижения основной цели, получать с этого прибыль, которая в дальнейшем распространяется между пайщиками;
  • удовлетворение материальных потребностей, являющееся целью создания кооператива.

Минусами ПК являются:

  • субсидиарная ответственность пайщиков по долгам ПК;
  • обязательность допвзносов для покрытия убытков;
  • необходимость детальной разработки устава, т. к. большая часть норм о потребкооперативах отсылает к данному документу.

***

Потребительский кооператив, как и всякая некоммерческая организация, создается для решения общественно полезных задач. Порядок его создания детально регламентирован законодательством. Деятельность же в ряде случаев (как ЖК и ЖСК) подробно урегулирована законом, в большинстве же областей деятельность должна быть урегулирована уставом кооператива.

Плюсов у этого вида организации достаточно много, а существенный минус 1 — обязанность членов ПК покрывать убытки своими средствами и нести субсидиарную ответственность по его долгам.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Кооперация малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется через создание специальных юридических лиц – сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – «СПоК»). Деятельность СПоК регулируется Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).

СПоК – это некоммерческая организация, членами которой являются сельскохозяйственные товаропроизводители (СХО, КФХ, владельцы ЛПХ), которые самостоятельно владеют средствами производства (включая землю), используя их, производят сельскохозяйственную продукцию, которая принадлежит им на праве собственности, распоряжаются выручкой от реализации.

Создание СПоК позволяет объединить одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена СПоК по отдельности. При этом не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать СПоК последующих уровней, вплоть до всероссийских
и международных потребительских кооперативов. Членами СПоК последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня.

Смысл регистрации СПоК состоит в том, чтобы объединить в нём одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена кооператива по отдельности, чем для каждого вместе. Цель создания СПоК – повышение благосостояния его членов – независимых сельскохозяйственных товаропроизводителей – за счёт эффекта масштаба. Превратить эффект масштаба в повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно только потому, что «клиенты» кооператива и его «владельцы» — это одни и те же лица: это один из важнейших принципов кооперации.

СПоК делятся на виды в зависимости от тех услуг, которые они оказывают своим членам:

– перерабатывающие;

– снабженческие;

– сбытовые;

– обслуживающие;

– садоводческие, огороднические и животноводческие.

В создании СПоК есть универсальные и специфические черты.

К универсальным чертам относится сам процесс подготовки и осуществления государственной регистрации.

СПоК, кроме сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива (далее – СПКК) может быть учреждён не менее чем 2 юридическими или не менее чем 5 физическими лицами (для СПКК эти ограничения – 5 или 15 соответственно). Создание кооператива оформляется протоколом, который представляется в территориальную ИФНС вместе с нотариальным заявлением по форме Р11001, уставом и платёжным поручением об оплате государственной пошлины.

К специфическим чертам создания СПоК относится достижение членами кооператива взаимной договорённости по следующим вопросам.

Сущность деятельности кооператива. Члены должны чётко осознавать, в чём именно будет состоять эффект масштаба и за счёт чего он возникнет. Данный аспект должен быть отражён в технико-экономическом обосновании деятельности кооператива (ТЭО, иногда используется термин «бизнес-план»).

Источники финансирования деятельности кооператива. Кооператив может финансироваться или членскими взносами, или за счёт наценки (по аналогии с коммерческой организацией), или совмещать оба этих способа. Выбор конкретной формы зависит от специфики кооператива. Если все его затраты легко заранее просчитать – лучше использовать членские взносы, в ином случае лучше использовать торговую наценку, величина которой будет ежегодно корректироваться членами с тем, чтобы наценка максимально соответствовала величине расходов кооператива.

Управление в кооперативе. Необходимо определить, кто будет осуществлять текущее руководство кооперативом и на каких условиях.

Структура и полномочия органов управления и контроля сельскохозяйственного кооператива подробно описаны в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации».

Органы управления и контроля должны быть сформированы на организационном общем собрании. Кооператив дополнительно может нанять исполнительного директора, наделив его отдельными полномочиями исполнительных органов. В кооперативе может быть принят на работу главный бухгалтер – но его может и не быть, соответствующие обязанности может возложить на себя председатель или исполнительный директор.

В целом административно-технический персонал, как и у любой иной организации, формируется, исходя из потребностей. Сотрудники потребительского кооператива не обязаны быть его членами.

Единственным внутренним нормативным документом сельскохозяйственного потребительского кооператива является его устав. Устав должен не копировать нормы Закона, а конкретизировать условия деятельности кооператива, права и обязанности его членов, особенности использования имущества (тогда как закон даёт общие решения данных вопросов).

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы обязаны исполнять требования Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Все кооперативы (кроме СПКК) могут вести упрощённый бухгалтерский учёт, включая составление упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётности. Бухгалтерская (финансовая) отчётность кооператива подлежит утверждению Общим собранием после её проверки ревизионным союзом и представляет в Инспекцию ФНС один раз в год, до 1 апреля.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы исчисляют налоговую базу по тем же правилам и уплачивают налоги по тем же ставкам, что и хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные предприниматели. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%, могут применять режим налогообложения «единый сельскохозяйственный налог».

Таким образом, налогообложение СПоК имеет минимальные отличия от других предприятий той же специализации:

  • может применяться общая система (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
  • может применяться УСН по базе «доходы» или «доходы-расходы» (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
  • в отдельных вышеуказанных случаях может применяться ЕСХН.

Выбор конкретной системы налогообложения для применения в СПоК должен совершаться исходя из специфики деятельности кооператива.

Документ подготовлен на основе материалов РСО «Агроконтроль» (http://www.agrokontrol.ru) и законодательства Российской Федерации.

Шаблоны документов

Устав кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива (ЕСТЬ исполнительный директор)

Устав кредитного сельскохозяйственного потребительского кооператива (НЕТ исполнительного директора)

Устав сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива первого уровня

Устав сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива второго уровня

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • подготовка документации для кооперативов и фермеров;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 — 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан объявляет о начале конкурсного отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов на предоставление грантов на развитие их материально-технической базы.
Максимальная сумма гранта на один кооператив – 70 млн рублей. Средства гранта можно использовать на приобретение, строительство или модернизацию объектов по заготовке, хранению и переработке сельхохпродукции, специализированного транспорта и т.д.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив — сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий и (или) сбытовой кооператив или потребительское общество (кооператив), действующие не менее 12 месяцев со дня их регистрации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов, а также продуктов переработки указанной продукции, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), не менее 70 процентов выручки которых формируется за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции; (далее – кооператив).

Прием заявок и документов осуществляется с 8 апреля по 7 мая 2020 года специалистами Минсельхозпрода РТ по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Федосеевская 36 в запечатанном конверте. Телефон для консультаций (843)221-76-88 (доб. 8841, 8842).

Грант предоставляется:

  • на приобретение, строительство, ремонт, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов (далее-дикорастущие пищевые ресурсы) и продуктов переработки указанных продукции и ресурсов;
  • на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов и продуктов переработки указанных продукции и ресурсов, а также на приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции для оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы. Перечень указанных оборудования и техники утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
  • на приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов и продуктов переработки указанной продукции. Перечень указанной техники утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
  • на приобретение оборудования для рыбоводной инфраструктуры и аквакультуры (рыбоводства). Перечень указанного оборудования утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
  • на уплату не более 20 процентов стоимости проекта, включающего приобретение имущества, предусмотренного абзацами вторым ‒ пятым настоящего пункта и реализуемого с привлечением льготного инвестиционного кредита.

Для участия в конкурсном отборе кооператив представляет в Министерство следующие документы:
а) конкурсную заявку по форме, утверждаемой приказом Министерства;
б) копию устава кооператива;
в) при обращении за грантом на направления расходов, предусмотренные абзацем вторым пункта 1.5 Порядка о предоставлении гранта (то есть при использовании гранта на строительство или реконструкцию):

  • копию проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, с приложением
    • локальных смет,
    • схемы-чертежа (фото места будущих работ, при наличии объекта – его фото изнутри и снаружи),
    • копии допуска саморегулирующей организации на проектирование ;
  • разрешение на строительство (реконструкцию) и (или) на ввод в эксплуатацию (при использовании гранта на строительство или реконструкцию);
  • копии предварительных договоров на выполнение строительно-монтажных работ при привлечении подрядных организаций или хозяйственным способом;

г) при обращении за грантом на направления расходов, предусмотренные абзацем третьим пункта 1.5 Порядка предоставления гранта:

  • копии предварительных договоров на приобретение оборудования и техники;
  • копии договоров на выполнение монтажных работ при привлечении сторонних организаций;

д) при обращении за грантом на направления расходов, предусмотренные абзацем четвертым пункта 1.5 Порядка предоставления гранта:

  • копию предварительного договора на приобретение оборудования и техники, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

е) бизнес-план кооператива (общее имущество и общая деятельность кооператива — отдельно от самостоятельной деятельности членов СПК вне кооператива);
ж) документы, подтверждающие наличие у кооператива собственных средств на счете неделимого фонда кооператива в сумме не менее 40 процентов от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств гранта:

  • выписку со счета кооператива, открытого в кредитной организации;
  • копии кредитных договоров, полученных в кредитных организациях, о предоставлении необходимых денежных средств;

з) проект плана расходов по форме, утверждаемой приказом Министерства;
и) согласие на обработку персональных данных по форме, утверждаемой приказом Министерства;
к) анкету председателя кооператива по форме, утверждаемой приказом Министерства;
л) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, заверенную уполномоченным органом и выданную не ранее 30 дней до дня подачи конкурсной заявки;
м) сведения из налогового органа о применяемой системе налогообложения (для плательщиков единого сельскохозяйственного налога ‒ с учетом получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость по статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации) (при необходимости);
н) по собственной инициативе (необязательно):

  • справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у кооператива неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (форма Код по КНД 1120101),
  • копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до дня подачи конкурсной заявки,
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения кооператива.

В случае если указанные документы не представлены кооперативом по собственной инициативе, Министерство запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Грант предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие обязательства заявителя по форме, утверждаемой приказом Министерства:

  • об освоении средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива;
  • об оплате не менее 40 процентов стоимости имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, приобретенных с использованием средств гранта, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов;
  • о включении в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта;
  • о возврате средств гранта в бюджет в соответствии с законодательством в случае:
    • использования кооперативом полученного гранта на направления расходов, не предусмотренные настоящим Порядком (нецелевое использование),
    • или с нарушением сроков его освоения (просрочка обязательств),
    • в случае ликвидации кооператива
    • или в случае отчуждения имущества, приобретаемого с участием средств гранта (дарение, передача в аренду, обмен или взнос в виде пая, вклад, передача в наследство, продажа, передача в лизинг или отчуждение иным образом) до истечения пятилетнего срока действия договора о предоставлении гранта;
  • о ежегодном представлении в Министерство ревизионного заключения по результатам своей деятельности;
  • о сохранении новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 (пяти) лет с даты освоения гранта;
  • о ежегодном приросте объема сельскохозяйственной продукции, реализованной кооперативом, получившим грант, не менее чем на 10 процентов;
  • об обеспечении доли объемов сбора и переработки, транспортировки, хранения сельскохозяйственной продукции собственного производства кооператива, включая продукцию первичной переработки, произведенную данным кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этого кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данного кооператива в общем объеме не менее 50 процентов;
  • об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности не менее пяти лет с даты освоения гранта;

б) председатель кооператива дает свое согласие на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) повторное получение гранта на развитие материально-технической базы возможно не ранее чем через 12 месяцев с даты полного освоения ранее полученного гранта;
г) кооператив является членом ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов и ежегодно представляет в Министерство ревизионное заключение по результатам своей деятельности.

Конкурсная комиссия определяет победителей конкурсного отбора на основании анализа представленных документов заявителей, руководствуясь следующими критериями:

№ п/п Наименование критерия Показатели Оценка в баллах
1 Наличие у заявителя в собственности и (или) долгосрочной аренде на срок не менее 5 лет производственных помещений предназначенных для производства и переработки сельскохозяйственной продукции на момент подачи заявки для участия в конкурсном отборе нет 0
до 300 квадратных метров 5
свыше 300 квадратных метров 10
2 Создание рабочих мест на каждые 3 млн.рублей 2 5
3 и более 10
3 Срок окупаемости согласно бизнес- плану свыше 5 лет 0
от 3 до 5 лет 5
до 3 лет 10
4 Сумма собственных средств на развитие материально-технической базы от плана расходов 41-45 процентов 5
свыше 45 процентов 10
5 Количество членов кооператива 11-15 членов 5
свыше 15 членов 10
6 Выручка кооператива за отчетный год 500-1000 тыс.рублей 5
Свыше 1 млн.рублей 10
7 Оценка деловых качеств руководителя кооператива, профессионализм, социальная и бюджетная ответственность максимальный балл – 20

Баллы подсчитываются только по подшитым документам. Максимальное количество баллов 80. Для вынесения положительного решения конкурсной комиссией о выдаче гранта необходимо набрать 35 баллов. Победителями конкурсного отбора признаются заявители, набравшие суммарно наибольшее количество баллов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 560 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 7400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Знаниями надо делиться! Отправьте ссылку партнерам, единомышленникам, друзьям (может это важно для них)

Оставьте комментарий