Принципы ландшафтного дизайна

Ландшафтное планирование имеет дело с пространственными структурами и объектами как природного, так и социально-экономического характера с присущими им различны­ми масштабами.

Перечень объектов, относящихся к компетенции ландшафтного планирования.

Во-первых, объектами ландшафтного планирования должны быть все основные компоненты ландшафта. В общем случае это рельеф и почвы, климат и воды, биотические компоненты и все основные элементы землепользования — поля, поселения, транспортные сети, охраняемые территории и т.п.

Во-вторых, объектами ландшафтного планирования должны быть территории разного масштаба, в пределах которых реализуются раз­личные виды природопользования — от отдельного сельскохозяй­ственного поля до речного бассейна, от отдельного биотопа, явля­ющегося местом обитания редкого растения или животного, до сети охраняемых биотопов и природных территорий, от небольшого по­селения до их системы, связанной транспортными коммуникация­ми.

В целом, ландшафтное планирование реализуется как иерархи­ческая система на трех основных взаимосвязанных масштабных уровнях. Оно включает:

• разработку ландшафтной программы развития территории (в масштабе от 1 : 1 000 000 до 1 : 500 000);

• составление рамочного ландшафтного плана (в масштабе от 1:200 000до 1 : 100 000);

• составление крупномасштабного ландшафтного плана (в масштабе 1: 25 000 и крупнее);

• разработку (или приведение в систему и согласование) норма­тивных документов по реализации ландшафтных планов и контроль за их выполнением.

Ландшафтная программа — это обзорный плановый доку­мент (карта и пояснительный текст) регионального уровня, опре­деляющий основные направления природопользования и соответ­ствующие им основные ландшафтные функциональные зоны на территории планирования. Ландшафтную программу рекоменду­ется разрабатывать для территорий субъектов Российской Федерации.

Рамочный ландшафтный план — это совокупность карт и тек­стов, содержащих среднемасштабные характеристики природно-ресурсного потенциала, задач охраны природы и реального исполь­зования территории, а также рекомендации по экологически целе­сообразному природопользованию и целям развития территории планирования. Рамочный план рекомендуется составлять для ад­министративных районов субъектов Федерации.

Ландшафтный план (крупномасштабный) — это совокуп­ность карт и текстов, по своему составу в целом подобных тако­вым рамочного плана, но предназначенных для согласованного решения задач охраны природы и землепользования конкретными субъектами хозяйственной деятельности и органами управления на низшем (муниципальном) административно-территори­альном уровне.

Первый принцип ландшафтного планирования получил название «встречный принцип или принцип противотока». В территориальной организации он харак­теризует взаимное воздействие нижнего и верхнего, или региональ­ного и межрегионального уровней планирования.

Второй важнейший принцип это принцип предупреждения воз­можных опасных нарушений ландшафта в целях обеспечения его ус­тойчивого развития.

Второй принцип органически связан с третьим, ко­торый может быть назван принципом сочетания использования и сохранения. Он выражается не только в планировании целесооб­разного соотношения строго охраняемых и активно используемых тер­риторий, но и в соединении функций использования и сохранения на одних и тех же территориях, например, посредством организации эко­логического туризма в природных резерватах.

Четвертый принцип ландшафтного планирования это принцип использования оценок значимости и чувствительности ландшафтных компонентов при определении целей развития ландшафта. Он перекликается с предыдущим принципом и дополняет его. Смысл этого принципа заключается в сопоставлении оценок значимости всех компонентов ландшафта для выполнения ими природных и социально-экономических функций с оценками чувствительности этих компонентов к предполагаемым или существующим воздеиствиям на них.

Пятый принцип— принцип повсеместности ландшафтного планирования. Он отчасти обусловлен иерархичностью ландшафт­ного планирования и принципом противотока, но также и тем обсто­ятельством, что отдельная территория, обладающая ландшафтным планом, сама не сможет в полной мере осуществить предписания этого плана, поскольку будет подвергаться влиянию процессов, про­исходящих на соседних территориях, не имеющих ландшафтных планов, то есть развивающихся независимо от соседней.

Шестой общий принцип ландшафтного планирования именуется принципом партнерства или соучастия. Он выражается в том, что в процесс планирования вовлекаются не только профессиональные ландшафтные планировщики, но также все затрагиваемые ландшафтным планом и заинтересованные сто­роны.

Лекция 12. Оценка значимости и чувствительности компонентов и свойств ландшафта.

В контексте ландшафтного планирования значимость компонен­тов и свойств ландшафта понимается как их меньшая или большая роль в обеспечении нормального функционирования ландшафта при условии одновременного снабжения людей благами, которые они стремятся получать от данного ландшафта.

В соответствии со сказанным, в ландшафтном планировании значимостью называется уровень состояния какого-либо компонента, при котором наилучшим образом выпол­няются и функция использования данного компонента ландшафта людьми, и функция поддержания нормального состояния всего лан­дшафта.

Уровень соответствия определяется на основе набора критери­ев, учитывающих специфику объекта оценки и функцию его исполь­зования.

Значимость компонента зави­сит от двух основных факторов. Во-первых, от его положения в си­стеме функциональных связей (в диапазоне вариантов от очень важного положения до неважного). Во-вторых — от его спо­собности успешно выполнять свою роль при разных нагрузках или уровнях использования. Эта способность в свою очередь зависит от чувствительности компонента к нагрузкам.

Под категорией «чувствительность» в ландшафтном планиро­вании понимается способность данного природного компонента из­менять свои свойства и динамические характеристики под воздей­ствием хозяйственной деятельности человека.

В общем случае чувствительностью объекта называют:

• способность реагировать на воздействие,

• силу реакции (ответа), в этом контексте говорят о порогах чув­ствительности — низком, высоком и др.,

• пределы толерантности (переносимости), в этом случае имеют в виду диапазон действия фактора, в пределах которого объект сохра­няется (выживает организм, не меняется состояние чего-либо и т.п.).

Таким образом, чувствительность и устойчивость связаны между собой.

Устойчивостью называют пособность объекта противостоять воздействию, сохраняться, том числе:

• сохранять структуру (состав, характер связей и т.п.);

• сохранять функционирование, (например, через замкнутость круговорота, поддержку разнообразия, многофункциональность элемен­тов),

• воспроизводить ресурс (самовозобновление),

• не накапливать эффект воздействия (например, разрушение заг­рязнителя происходит с той же скоростью, что его поступление).

Чувствительность и устойчивость характеризуются еще таки­ми свойствами объекта как буферность, емкость поглощения, адап­тивность, регенеративная способность.

Оценка значимости и чувствительности основных компонентов ландшафта

В категории значение при оценке видов и биотопов отдельно рекомендуется рассматривать:

• места сосредоточения редких видов флоры и фауны,

• биотопы вне зоны распространения редких видов флоры и фауны,

• легкодоступное для фауны окружение сельскохозяйственных угодий и окрестности населенных мест, летних стойбищ и водопо­ев скота.

По значимости биотопы могут подразделяться на три группы:

• высокозначимые, к ним относятся биотопы, где исходные (по­тенциальные) и существующие условия среды почти тождествен­ны (это местонахождения редких, эндемичных, реликтовых видов флоры и фауны; редкие биотопы; биотопы сравнительно широко рас­пространенные, но только в определенных условиях);

• среднезначимые, к ним относятся биотопы, в которых суще­ствующее (или то, которое может быть восстановлено) состояние природной среды приближается к потенциальному;

• малозначимые, где современное состояние среды не соответ­ствует исходному.

Оценку почвы в категории значение рекомендуется проводить, исходя из целевой функции использования почв.

Оценку природных вод в категории значение целесообразно осу­ществлять исходя из целевой функции ландшафтного планирования в отношении природных вод, которая заключается в поддержании оптимального сочетания стокоформирующего и стокорегулирующего потенциалов территории при различных режимах увлажнения лан­дшафтов. Оптимальность такого сочетания определяется необхо­димостью сохранения экологического равновесия биогеоценозов и экосистем водотоков.

Оценку климатических условий и состояния приземной атмос­феры в категории значение рекомендуется осуществлять исходя из целевой функции по отношению к климату и воздуху. Таковой явля­ется использование климатических ресурсов (рекреационных, аг­роклиматических, солнечной и ветровой энергии) при условии со­хранения существующего в настоящее время разнообразия клима­тических условий и поддержания экологически безопасного уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Оценка ландшафтов в категориях значения ориентируется на оп­ределение общей предпочтительности использования того или ино­го ландшафта для целей отдыха — исходя из эстетической привле­кательности, оптимальности природной среды для здоровья людей, природной комфортности, степени транспортной доступности, со­циально-психологических предпочтений и интересов различных групп населения, экологической, культурной, религиозно-культовой и иной ценности ландшафтов как природных объектов потенциального ис­пользования.

Критериями оценки значения ландшафтов могут являться:

• многообразие и своеобразие, которое выражается через коли­чество различных типов ландшафтов или их морфологических час­тей, встречающихся на определенной площади;

• контрастность, определяемая сочетаниями разнородных лан­дшафтов и степенью расчлененности рельефа;

• эстетическая привлекательность, позволяющая выявить лан­дшафты с индивидуальным обликом и наилучшей выразительнос­тью;

• уникальность, учитывающая распространение редких и релик­товых ландшафтов, а также природных памятников, представляю­щих познавательную и научную ценность;

• оздоровительные и промысловые возможности (сбор ягод, гри­бов и т.п.), а также комфортность, которые определяют виды от­дыха и его специализацию.

Чувствительность биотопов, в зависимости от реального со­стояния среды обитания биоценозов, рекомендуется определять исходя из возможных последствий воздействий, к которым могут быть отнесены последствия пожаров, рубок, стадного выпаса, лет­него содержания скота и отгонного животноводства, поступления аэрозолей и пр. Оценка биотопов по степени чувствительности к возникновению пожаров проводится на основе учета видового со­става растительных сообществ, их динамического состояния, нарушенности, структурных показателей. В числе последних для ле­сов — ярусность, сомкнутость крон деревьев, высота, наличие или отсутствие густого подроста и подлеска, характер травостоя, при­сутствие редких видов, формы расселения растений, наличие пре­пятствий и т.д.

К высокочувствительным рекомендуется относить:

  • биотопы, в которых часть видового состава биоценозов из-за больших разрывов между ареалами может быть потеряна безвоз­вратно;

  • биотопы, в которых определенные жизненные формы их оби­тателей могут исчезнуть надолго из-за отсутствия условий повтор­ного расселения или уничтожения пособников расселения;

  • биотопы, качество и запасы поедаемых трав которых привлека­ют стадных животных, из-за чего увеличивается опасность перевы­паса.

К среднечувительным рекомендуется относить биотопы, где:

• состав и сложение биоценозов восстанавливаются за счет миг­рантов или поступления семенного материала (зародышей) извне;

• почвенная среда сохраняется или меняется следом за восста­новительно-возрастной сукцессией биоценозов.

К низкочувствительным рекомендуется относить биотопы которых условия для возникновсния и распространения пожаров неблагоприятны, а последствия других воздействий (выпаса скота, проведения сельскохозяйственных работ и др.) незначительны.

Чувствительность почв определяется обычно но отношению к потенциальной возможности развития водной и ветровой эрозии под воздействием различных антропогенных нагрузок.

Чувствительность территории к изменению гидрологической си­туации рекомендуется определять на основе оценки стокорегулирующего потенциала территории. Отдельно оценивается чувстви­тельность территории на склонах водосборов и чувствительность пойменно-долинных комплексов.

Чувствительность атмосферы к загрязнению рекомендуется оце­нивать с использованием природной способности воздуха к само­очищению от вредных примесей.

Чувствительность ландшафтов при их инженерном и рекреаци­онном использовании рекомендуется оценивать по отношению к потенциальной возможности возникновения и активизации экзогенных рельефообразующих процессов в результате антропогенной дея­тельности.

При оценке чувствительности ландшафтов учитываются осо­бенности реакции их морфолитогенной основы (интенсивность и об­ратимость изменений) на антропогенные воздействия. В соответ­ствии с этим могут выделяться следующие градации устойчивос­ти ландшафтов:

• устойчивые — безопасные или благоприятные поверхности, на которых активность экзогенных процессов незначительна, при­годны для интенсивного использования;

• относительно устойчивые, на которых интенсивность экзоген­ных процессов малозначительна, пригодны для экстенсивного ис­пользования при условии сохранения почвенного и напочвенного покрова:

• относительно неустойчивые — потенциально опасные поверх­ности, экстенсивное использование возможно, но предполагает за­щиту от негативного воздействия экзогенных процессов,

• неустойчивые — опасные поверхности, использование кото­рых может привести к деградации ландшафта и необратимым процессам;

• чрезвычайно неустойчивые—очень опасные поверхности, исполь­зование которых нецелесообразно; здесь стихийно-разрушительный ха­рактер проявления экзогенных рельсфообразующих процессов ставит под угрозу хозяйственную деятельность, в том числе жизнь людей.

Лекция 13. Структура ландшафта и её значение при изучении антропогенных воздействий на компоненты ландшафта

Планируя экологически сбалансированное развитие ландшафта, нужно оценивать значимость и чувствительность не только его комнонентов и принимать во внимание не только привлекательность облика ландшафта, его рекреационную и культурную функции, но также те особенности пространственной структуры, которыми оп­ределяются латеральные связи между морфологическими частя­ми ландшафта.

Именно эти структурные характеристики ландшафта в первую очередь определяют закономерности распространения в ландшаф­те многих точечных и площадных воздействий на его компоненты.

Особенности пространственной ландшафтной структуры учитываются в ландшафтно-гидрологических и особен­но в ландшафтно-геохимических исследованиях, результаты кото­рых позволяют оценивать не только латеральные, но также и многие межкомпонентные (радиальные или вертикальные) связи.

Некоторые из ландшафтно-гидрологических критериев выше уже использовались при оценках значимости и чувствительности ланд­шафта и, главным образом, его компонентов.

Этапы полевых ландшафтно-геохимичсских исследований.

На первом этапе исследований анализируются общегеографические и отраслевые аналитические и картографические мате­риалы и по ним, но главным образом непосредственно в поле вы­бираются контрастные геохимические объекты, наиболее адек­ватные поставленной цели методы исследований, оптимальный режим их выполнения.

Затем осуществляется выделение и типология наименьших тер­риториальных единиц иди элементарных ландшафтно-геохимичес­ких систем (ЭЛГС) М.А. Глазовской. Кроме этого предусматрива­ется оценка факторов, определяющих интенсивность поступления продуктов техногенсза и возможность их выноса и закрепления в ландшафтах. Для этого анализируются соотношение осадков и ис­парения, положение территории в каскадной ландшафтно-геохнмической системе (КЛГС), гранулометрический состав почв и грун­тов, щслочно-кислотные и окислительно-восстановительные усло­вия, содержание гумуса и др.

В конце первого этапа исследований создается представление о геохимической структуре вертикального профиля ЭЛГС, выражен­ной с помощью разнообразных показателей его геохимического со­стояния— уровней содержания химических элементов, коэффици­ентов связи между различными подсистемами ландшафта (коэф­фициент водной миграции, биологического поглощения, радиальной почвенно-геохимической дифференциации и др.). Эти геохимические показатели могут быть использованы как критерии при оценке сход­ства или различия природных систем, при изучении динамики ланд­шафтов и сравнении разновозрастных природных комплексов, нахо­дящихся на разных стадиях развития или деградации, а также при сопоставлении естественных и нарушенных ЭЛГС.

Второй этап представляет собой анализ и типологию катенной геохимической дифференциации КЛГС. Результатом этих ис­следований является создание геохимических моделей, отражаю­щих фоновые параметры латерального распределения химических элементов и соединений в отдельных блоках, компонентах и подси­стемах ландшафта.

Следующий этап исследований — экологическая оценка со­временного геохимического состояния территории, состоящая из трех взаимосвязанных основных стадий.

Первая — выявление и инвентаризация антропогенных (техно­генных) источников загрязнения природной среды (автотранспорт, промышленные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство, старые свалки и т.п.), состава и количества загрязнителей, посту­пающих от этих источников в природную среду (эмиссия).

На второй стадии предусматривается оценка степени и харак­тера реального распределения (имиссия) загрязняющих веществ в основных компонентах ландшафта, в транзитных и депонирующих средах — атмосферном воздухе, атмосферных выпадениях (пыль и дождь), временных и постоянных водотоках, поверхностных во­доемах (малые реки, пруды, озера, грунтовые воды), донных отложениях, почвах, грунтах и растениях.

Третья стадия — эколого-геохимическое картирование, представ­ляющее собой территориальный анализ состояния природной сре­ды, выявление техногенных геохимических аномалий в различных компонентах ландшафта с целью дифференциации территории по уровню экологической опасности.

На заключительном этапе эколого-геохимического исследования ландшафтов предусматривается:

1) выделение территорий с наиболее острыми экологическими проблемами, где необходимо принятие особых мер для их восстановления;

2) разработка моделей использования территории на ближайшее будущее и отдаленную перспективу.

Результаты такого моделирования могут использоваться в ка­честве теоретической основы для разработки мероприятий по оп­тимизации окружающей среды (например, совершенствование си­стемы очистки, предотвращение эрозии на пашне), ее охране и в конечном итоге для управления качеством среды в исследуемых регионах .

Сегодня каждый стремится оформить свой дворик так, чтобы в нем приятно было проводить время, наслаждаться природой, общаться с семьей и друзьями. Кто-то обращается за помощью к профессионалам, а кто-то предпочитает заняться ландшафтным дизайном самостоятельно. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо придерживаться определенных правил.

Столетиями формировались основные принципы ландшафтного дизайна. Их не стоит воспринимать как инструкцию, которой надо строго следовать. Понимание правил, которыми пользуются профессиональные дизайнеры, поможет сделать парк, дворик или сад оригинальным, уютным, комфортным и гармоничным. Следуя полету фантазии, важно не переборщить. Чрезмерное использование различных видов растений и неправильное их сочетание может сделать проект громоздким и непривлекательным.

Основные принципы ландшафтного проектирования

Прежде чем начать высаживать растения в саду, необходимо оценить достоинства и недостатки участка: его местоположение, размер, состав почвы, затененность, доступ воды. Ориентируясь на эти параметры, можно предположить, какие растения будут наиболее подходящими, смогут быстро разрастись и не болеть. Следующий этап — создание проекта, который лучше всего отобразить на бумаге или в 3D на компьютере. Это позволяет оценить оригинальность задумки и выявить недостатки до того, как растения примутся.

Приступая к оформлению сада, следует помнить про основные приемы ландшафтного дизайна:

  • целостность и соразмерность;
  • пропорциональность и повторяемость;
  • линия и плавный переход;
  • простота и цвет.

Понимание этих принципов позволит избежать серьезных ошибок, с которыми нередко сталкиваются новички. Опытный и талантливый дизайнер для достижения определенного эффекта может сознательно нарушать правила. Главное — не забыть о гармонии и красоте.

Целостность и соразмерность в ландшафтном проектировании

Приятно провести время можно только в том саду, где царит гармония. Поэтому ландшафтный дизайн должен быть целостным. Растения и декоративные элементы нельзя распределять в хаотичном порядке. Важно соблюдать последовательность и согласованность размеров, форм, текстур, оттенков. Все растения, которые хотелось бы использовать, можно разделить на группы и скомпоновать их таким образом, чтобы клумбы, альпийские горки, аллеи выглядели действительно привлекательно.

Целостность и соразмерность — важнейшие принципы ландшафтного дизайна. Нарушив их, невозможно достичь гармонии в саду. Что касается соразмерности, то важно, чтобы все элементы были скомпонованы соответственно таким параметрам, как длина, ширина, высота и глубина.

Маленький фонтан или прудик может потеряться в центре большого участка. Желая включить в проект мини-источники, стоит разделить пространство на зоны. Центром одной из них можно сделать, к примеру, водопад. Нелепо будет смотреться и слишком высокое одиночное дерево среди карликовых растений. А вот если деревьев будет несколько, причем одно ниже другого, то здесь уже можно будет интересно обыграть композицию, добавив эффектные кустарники.

Пропорциональность и повторяемость в ландшафтном дизайне

Оформляя сад, важно соблюдать пропорциональность. Она может быть как симметричной, так и ассиметричной. Первый вариант проще: пространство делится пополам на две приблизительно одинаковые части, которые будут являться зеркальным отражением друг друга, правда, немного искаженным. Ведь приемы ландшафтного дизайна допускают небольшие эксперименты. Группировка растений и декоративных элементов на двух половинах должна быть сходной, но несколько деталей вполне могут отличаться.

Гораздо сложнее создать ассиметричный проект ландшафтного дизайна. Здесь придется играть на контрасте, к примеру, обтекаемых форм и четких линий. Растения в сформированных зонах различные, но некоторые из них должны повторяться. Кроме того, повторяться может форма, размер и цветовая гамма. Перед дизайнером встает сложная задача — создать целостную картину из различных элементов.

Независимо от выбранного типа пропорции такие приемы, как повторяемость, помогут сделать сад более выразительным. Важно не перегрузить пространство разнообразными растениями и не сделать его скучным и монотонным, применив слишком много одинаковых элементов.

Линия и плавный переход

Особое значение имеют такие принципы ландшафтного дизайна, как линия и плавный переход. Строгости и чопорности придадут проекту четкие линии. Более естественно смотрятся клумбы и дорожки изогнутой формы. Переход между элементами должен быть плавным, причем важно учитывать не только их размер, но и такие параметры, как цвет, форма, текстура.

Простота и цвет в ландшафтном проектировании

Важнейшую роль в ландшафтном проектировании играет цвет. С его помощью можно расставить акценты, визуально приблизить или отодвинуть объект, усилить глубину пейзажа, привлечь внимание к определенным зонам. Начинающему дизайнеру не стоит использовать слишком разнообразную палитру. Достаточно выбрать три основных цвета и грамотно их скомпоновать. Простота также является основным приемом ландшафтного проектирования. Ведь лучше сделать незамысловато и красиво, чем сложно и громоздко.

Возможно, вас заинтересует:

Посетите раздел «Фото ландшафтного дизайна». В разделе представлены фотографии разных этапов ландшафтных работ, фотографии благоустройства и озеленения частных и городских территорий.

Создайте для вашего сада уникальный и наслаждайтесь им!

Постараемся в доступной форме рассказать Вам о том, как построить ландшафтную композицию, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.

— Единство и соподчиненность. В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

— Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части – 3:5:8. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в симметрично – т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий, гладкий – шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: 3. Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная – плакучая, шаровидная – колоновидная; по фактуре: шероховатая – глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива – это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

  • чем дальше предмет находится от нас, тем он кажется меньше;
  • все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точке;
  • вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;
  • для усиления перспективы рекомендуется высаживать более крупные растения на переднем плане и по мере отдаления от точки обзора выбирать меньшие по размеру и объему растения, а также увеличивать расстояние между ними.

Воздушная перспектива – изменение цвета, яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя.

Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.

Данная статья предоставлена специалистами по ландшафтному дизайну компании «Строй-ландшафт» —

Создать идеально-гармоничный участок достаточно непростая задача, если конечно Вы не являетесь профессиональным дизайнером. Но это вполне возможно, если ознакомиться с основными правилами ландшафтного дизайна. Одним из самых простых и важных является «правило треугольника» или по-другому «правило трёх». Им успешно пользуются все ведущие специалисты по созданию ландшафтных дизайнов.

Суть этого правила заключается в использовании трёх неравных частей в соотношении 8:5:3 (многим известное «правило золотого сечения»). Использование числа три в любом направлении вызывает ощущение гармонии и баланса:

три цвета (белый, чёрный, красный)

три формы (круг, квадрат, треугольник)

три вида определения размера (большой, средний, маленький)

Если использовать все что больше трёх, это может грозить ощущением беспорядка. Применяя один или два, создаёт ощущение пустоты и скуки.

В ландшафтном дизайне «правило треугольника» используется повсюду, его суть заключается в использовании трёх неравных частей.

Если Вы решили создать альпийскую горку, то она должна состоять из трёх основных частей: большого, среднего и маленького размера. Эти части обязаны быть разными по занимаемой площади, иначе взгляд человека не воспримет их гармонично. Распределить их следует в форме неравностороннего треугольника, это позволит расширить обзор со всех сторон.

Оставьте комментарий