Признаки самостроя

Виталий Гензель

Директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

1

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

2

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

3

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

4

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

5

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

6

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

В настоящее время, в России насчитывается огромное число самостроев различного назначения. В том числе тех, которых в принципе узаконить невозможно.

Обычно это касается тех случаев, когда арендатор, не имеющий прав на участок, или совершенно постороннее лицо специально возводят здание под определенные цели, либо застройщик частного дома использует участок не по назначению.

Также распространены случаи, когда дом (либо придомовые пристройки) признаются самостроями, потому что являются опасными для проживания, так как они не соответствуют строительным стандартам и нормативам.

Самовольное строительство разных сооружений во всех регионах нашей страны является давно сложившимся фактом, в том числе вследствие несовершенства законодательства по этому вопросу.

Можно ли узаконить самострой? Да. И хотя легализация построек, на первый взгляд, кажется непростым делом, которое потребует серьезных затрат времени и сил, то не стоит отчаиваться, ведь как известно, любую проблему можно решить в свою пользу…

Что относят к самострою?

Самострой — это недвижимость, построенная на участке, с нарушением его целевого использования, либо построенная при отсутствии необходимых разрешений на ее строительство. Также под этот термин попадают все здания и постройки, которые не отвечают строительным нормам.

В случае если объект недвижимости признан самостроем, на него налагаются ограничения:

  • в регистрации прав собственности;
  • в пользовании недвижимым имуществом;
  • в возможности совершения сделок аренды и купли-продажи.

В соответствии с законодательством, к самовольно построенным объектам причисляют также различные здания и постройки, строительство которых в силу разных причин, не было согласовано с администрацией населенного пункта, в границах которого они находятся.

Признаки самовольной постройки (самостроя)

С точки зрения закона, для того, чтобы дом был признан самостроем, достаточно его соответствия одному из нижеперечисленных признаков:

  1. Дом построен на участке (территории), право собственности на который не оформлено надлежащим образом;
  2. Здание (постройка) построены на участке (территории), с нарушением ее целевого использования (где такое строительство запрещено);
  3. Строительство жилого дома (и иных строений) было осуществлено без согласования с уполномоченными органами власти (например, отсутствует разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию);
  4. Строительство здания было осуществлено с грубым нарушением градостроительных норм, правил ГОСТ и СНиП, пожарной безопасности и других обязательных требований для этого типа построек.

Каждое из вышеперечисленных нарушений является для собственника серьезным основанием для беспокойства. Если здание признано самостроем, в лучшем случае, он не сможет свободно распоряжаться своей недвижимостью (сдавать в аренду, переделывать, продать и т. д.), в худшем — все может закончится прекращением прав собственности и физическим сносом незаконной постройки.

Поэтому, в интересах собственника как можно быстрее решить эту проблему. И сделать так, чтобы дом (и иные постройки) не подпадали под признаки самовольного (нелегального) строительства.

Типы самовольных построек

Согласно закону, самовольно возведенные конструкции делятся на два типа:

1-ый тип

Когда собственник (арендатор) участка совершил самовольное строительство объекта недвижимости, не имея на то разрешающих документов.

Чаще всего это жилые дома на личных участках, а также небольшие объекты, построенные на землях, по каким-то причинам без должного наблюдения со стороны властей, а также небольшие ларьки, киоски, магазины, построенные без соответствующей документации.

2-ой тип

Когда строительство самостроя происходит одновременно с оформлением бумаг на участок. Данная процедура считается незаконной, поскольку, очевидно, велась при отсутствии разрешения на строительство.

Чаще всего, эта проблема возникает при строительстве быстровозводимых зданий. Такие объекты могут быть построены даже быстрее, чем будут оформлены все документы.

Как узаконить самовольную постройку?

Узаконить самострой можно всего 2 способами:

  1. административным методом;
  2. через суд.

Узаконивание дома административным методом

Суть этого метода в том, что все необходимые по закону бумаги на недвижимость оформляются задним числом: это разрешение на строительство, акт приемки госкомиссии и другие.

Иногда собственники используют другой способ: они отправляют запрос в специальную Комиссию по самовольному строительству с просьбой «сохранить» построенный объект. В случае положительного решения, она выдает разрешение на строительство, а также все необходимые документы, для ввода объекта в эксплуатацию.

Вариант запроса в Комиссию имеет смысл использовать, только если речь идет об объектах, предназначенных для проживания одной семьи. Правда, процент одобрения Комиссией отличается для домов разного типа. Так, если необходимо узаконить деревянный дом, находящийся в дачном, либо садоводческом товариществе, вам с высокой вероятностью выдадут положительный ответ. А если кирпичный или бетонный дом — тут, как повезет.

Узаконивание дома через суд

Для того, чтобы суд встал на сторону собственника, ему необходимо доказать, что построенный им на своем участке объект недвижимости не несет угрозы жизни и здоровью людей, и никоим образом не нарушает законные интересы остальных владельцев (соседей), а кроме того не ущемляет права третьих лиц.

При обращении в суд важно грамотно составить исковое заявление. В нем следует обозначить свои права на земельный участок, а также детально описать процесс строительства объекта, признанного самостроем.

Совет: Учитывайте, что суд разделяет ответственность собственников и застройщиков. Если дом, признанный самовольной постройкой, строил не собственник участка, а привлеченный застройщик, обязательно укажите это в исковом заявлении. Таким образом вы усилите свою позицию (что могли не знать о нарушениях) и повысите шансы, что суд встанет на вашу сторону.

Старайтесь собрать как можно больше доказательств. В процессе суда, обозначьте по какой причине дом признан самостроем (например, из-за того, что не было получено разрешение на строительство) и постарайтесь обозначить то, что дом построен с минимумом нарушений норм (в идеале, конечно — без них).

Вам следует доказать то, что дом де-юре подпадает под признаки самостроя, но фактически — им не является, так как при его строительстве нарушения строительных правил и норм не были (либо были незначительными), а сам дом не представляет опасности для людей, и не нарушает права и интересы 3-х лиц.

Если объект недвижимости строился своими силами, опишите суду, какие были сделаны процедуры по его оформлению. Обращались ли в соответствующие инстанции за приобретением разрешения на строительство или за актом ввода объекта в эксплуатацию. Если представитель соответствующей организации отказал в предоставлении разрешения, обязательно опишите этот факт.

Юридический ресурс Протокол предлагает узнать, как узаконить самострой в Украине в 2020 году, при каких условиях возможна легализация самостроя, какие для этого нужны документы, и куда обращаться. А также в каких «тяжелых» случаях поможет только суд.

В соответствии со статьей 376 Гражданского кодекса Украины лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.

Оглавление:

  • объект сведен или строится на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели (право собственности на землю не оформлено);
  • недвижимость построена без надлежащего разрешения или без должным образом утвержденного проекта;
  • объект недвижимости построен с грубыми нарушениями строительных норм и правил.

В Украине типичной есть ситуация, когда дом уже есть, а документов не него еще нет. Более того, иногда, документов на землю тоже.

Такая ситуация могла возникнуть при следующих обстоятельствах:

  • Самострой получен в наследство.
  • Самострой возведен владельцем самостоятельно.
  • Самострой «куплен» у другого владельца.

В зависимости от указанных обстоятельств зависит и способ узаконивания «самостроя». Юридический ресурс «Протокол» изучил все возможные варианты.

Легализация самостроя хоть и имеет ряд этапов, но сводится к регистрации декларации о готовности строения в Государственном архитектурно-строительном контроле Украины. Но «спать спокойно» можно только после регистрации права собственности в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Как известно в Украине именно внесение данных в указанный реестр — это официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество.

Способов узаконения самостроя есть несколько:

В упрощенном порядке. В 2018 году внесены правки в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», согласно которым объекты несанкционированного строительства можно узаконить и привести в соответствие с нормами законодательства Украины.

Сейчас узаконивание самостроя возможно для частных домов, дач и приусадебных зданий площадью не более 300 кв. м, которые были самовольно возведены с 05.08.1992 по 09.04.2015.

В то же время определение срока окончания строительства представляется не совсем реальным, так как точную дату окончания строительных работ порой не смогут назвать даже сами строители самостроя. Таким образом, пробелы в законодательстве позволяют воспользоваться законодательной амнистией почти нарушителям.

Надо отметить, что строительная амнистия в Украине (узаконение самостроев) объявляется не впервые. Существенная особенность этой строительной амнистии — отсутствие конечного срока ее действия, в отличие от предыдущей, нет.

  • самострой соответствует функциональному назначению земельного участка.
  • период строительства самостроя с 05.08.1992 по 09.04.2015.
  • самострой соответствует строительным нормам;
  • площадь самостроя не превышает 300 квадратных метров.

Воспользуйтесь консультацией: Реєстрація права власності на самобуд за рішенням суду

Легализовать можно как частные жилые дома, дачные жилые постройки, так и объекты хозяйственного назначения, если они соответствуют выше указанным параметрам.

Подытоживая, под строительную амнистию подпадают объекты, которые соответствуют целевому назначению земельного участка, строительным нормам и прошли техническое обследование.

В обычном порядке. Заплатить все штрафы в Государственном архитектурно-строительном контроле Украины и ввести дом в эксплуатацию либо на основании строительного паспорта, либо изготовив полный пакет проектной документации.

В судебном порядке. Споры о признании права собственности на самовольно построенное имущество рассматриваются судами общей юрисдикции. Если Вы «добились своего» через суд, решение суда о признании вашего права собственности на самовольно построенное имущество не лишает обязанности ввести объект самостроя в эксплуатацию.

Шаг 1 Заказать техническое обследование объекта недвижимости

Заказать техническое обследование самостроя с изготовлением отчета.

Техническое обследование — процедура проведения осмотра состояния конструктивных элементов, определения класса строения и общие замеры здания результатом которого является составленный технический паспорт на дом. Технический паспорт, в свою очередь, является одним из пакета документов, который предоставляется для регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Право осуществлять техническое обследование имеют организации, в штате которых есть лица, имеющие профильное образование и статус эксперта в вопросах надежности, долговечности, прочности зданий, их безопасного использования, пожарной безопасности и правильного подключения, и эксплуатации коммуникаций. Такие специалисты проходят аттестацию с обязательным получением сертификата о квалификации. Это требование статьи 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности».

Перечень организаций, которые отвечают требованиям, размещенный на сайте Госархстройинспекции.

Шаг 2 Подать заявление в территориальный орган Государственного архитектурно-строительного контроля Украины

К заявлению прилагаются:

  • один экземпляр заполненной декларации;
  • отчет о проведении технического обследования объекта;
  • копия документа (заверенного в установленном порядке), удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект и, в свою очередь, соответствует целевому назначения (т.е.строительству );
  • копия технического паспорта с отметкой о возможности размещения, надежной и безопасной эксплуатации объекта.

Если пакет документов соответствует установленным требованиям, в течение 10 дней после подачи документов Вы получаете решение о вводе объекта в эксплуатацию. Самое сложное позади, но это не повод останавливаться, переходим к шагу 3.

Шаг 3 Присвоить почтовый адрес и зарегистрировать право собственности

На этом этапе следует позаботиться о присвоении почтового адреса объекту недвижимости и регистрации имущественных прав на него.

С 1 июля 2019 года в Украине присвоения адресов объектам строительства и объектам недвижимого осуществляется в соответствии с Временным порядком реализации экспериментального проекта по присвоению адресов объектам строительства и объектам недвижимого имущества, утвержденного постановлением КМУ №367 от 27.03.2019 «Некоторые вопросы дерегуляции хозяйственной деятельности».

Необходимо отметить, что в соответствии с указанным порядком присвоение адреса объекту строительства, объекта недвижимого имущества является административной услугой. Приятная новость состоит в том, что плата за присвоение адреса не взимается.

Решение о присвоении адреса объекту строительства, объекта недвижимого имущества в соответствии с новым порядком принимает уполномоченный орган градостроительства и архитектуры.

Уполномоченным органом по присвоению адреса может быть:

  • исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета — если объект расположен в пределах территории, на которую распространяются полномочия сельского, поселкового, городского совета;
  • районные в г. Киеве государственные администрации — если объект расположен в пределах территории, на которую распространяются полномочия районного в г. Киеве государственной администрации;
  • местная государственная администрация — если объект расположен в пределах территории, на которую не распространяются полномочия сельского, поселкового, городского совета или районных в г. Киеве государственных администраций.

Например, в Киеве присвоения почтовых адресов осуществляется распоряжением соответствующей районной в городе Киеве государственной администрации. Заявление о присвоении почтового адреса подается через разрешительный центр администрации.

Что касается регистрации прав собственности, здесь все без изменений. Для проведения процедуры регистрации прав необходимо обратиться к государственному регистратору через Центр предоставления административных услуг (далее — ЦНАП) или к нотариусу.

Адреса местных ЦНАП доступны в сети.

Пакет документов, который нужно подать, следующий:

  • Заявление о регистрации;
  • Оригинал квитанции об уплате сбора за регистрацию;
  • Оригинал декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированнyю Госархстройинспекцией и внесённую в единый реестр документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ и свидетельствующих о принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
  • Оригинал технического паспорта на дом;
  • Письменное заявление или договор между совладельцами о распределении долей в общей собственности, если владельцев два и больше.

Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5 рабочих дней. Результатом этого шага является выписка из реестра прав.

Указанный срок рассмотрения государственным регистратором документов можно сократить двух дней, одного дня и 2 часов. Правда за скорость придется заплатить больше.

Строительство можно условно разделить на законное и незаконное. Законным является строительство, осуществленное на земельном участке, отведенном для этих целей, при наличии должным образом утвержденного проекта строительства, соответствующего разрешения (в случае необходимости его получения) и при условии соблюдения строительных норм и правил.

Кроме этого объект строительства может быть завершенным и незавершенным. Завершенными считаются объекты строительства, введенные в установленном порядке в эксплуатацию.

Если владелец завершенного строительства не зарегистрировал свое право собственности из-за смерти наследники могут обратиться в суд с иском о признании за ними права собственности в порядке наследования.

Так, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Украины способом защиты гражданского права в частности может быть признания права.

Объекты незавершенного строительства, — это объекты, которые не сданы в эксплуатацию. В соответствии со статьей 331 Гражданского кодекса Украины до завершения строительства (создания имущества) лицо считается собственником материалов, оборудования и т.п., которые были использованы в процессе этого строительства (создания имущества).

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда от 30.05.2008 №7 «О судебной практике по делам о наследовании» если строительство осуществлялось по закону, то в случае смерти застройщика до окончания строительства его права и обязанности как застройщика входят в состав наследства. То есть, к наследникам переходит не право собственности на объект недвижимости, а права и обязанности застройщика-наследодателя.

Тяжелее ситуация, если наследодатель осуществлял самовольное строительство, потому что самострои и ранее были незаконными. Так, статья 105 Гражданского кодекса УССР 1963 года устанавливала последствия такого строительства. Гражданин, который построил дом или его часть (пристройку) без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил, не имел права распоряжаться этим домом или пристройкой.

Ключевыми в решении проблемы наследования самостроев есть следующие обстоятельства:

  • принадлежность земельного участка застройщику и соответствующее ее целевое назначение;
  • отвода участка в установленном порядке для строительства, если он не принадлежит застройщику;
  • устранение нарушений строительных норм и правил (при наличии);
  • уплата штрафа за незаконное строительство;
  • составление технического паспорта и тому подобное.

Как вывод, неоформленное имущество нельзя передавать в наследство.

Признать право собственности в порядке наследования может помочь суд. Но даже решение суда не избавляет от обязанности вести дом в эксплуатацию. Поэтому проблема с оформлением «ложится на плечи» наследнику такой недвижимости.

Эта ситуация самая сложная с юридической точки зрения.

Каждый земельный участок в Украине всегда имеет собственника. Человек только тогда может уверенно считать землю своей, если он оформил право собственности (пользования) в установленном законе порядке. Иначе земля принадлежит либо местной общине (распоряжается местный совет), либо государству Украина, либо другому лицу (физическому или юридическому).

Таким образом, с юридической точки зрения, такое строительство является самозахватом земли. А, следовательно, законный собственник может требовать снести самострой, освободить участок, вернуть его в первичное состояние, возмещения убытков, в том же числе и через суд.

Более того, в соответствии с частью пятой статьи 376 Гражданского кодекса Украины по требованию владельца (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на нем, если это не нарушает права других лиц.

Вместе с тем, лицо, осуществившее самовольное строительство, имеет право на возмещение расходов на строительство, если право собственности на недвижимое имущество признано за собственником (пользователем) земельного участка, на котором оно размещено.

Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Учитывая нормы Земельного кодекса Украины можно выделить несколько вариантов передачи земельного участка:

  • бесплатная приватизация земли в рамках, установленных Земельным кодексом Украины;
  • выкуп участка (части участка);
  • аренда участка;
  • заключение договора суперфиция (вид договора аренды, когда законный собственник разрешает другому лицу строиться на своем участке).

Но, как всегда есть «но». В соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» в случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории, утвержденного в соответствии с требованиями настоящего Закона, передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещается.

Таким образом, если самострой построен на земельном участке находящийся на территории, на которую не разработанные такие планы, для оформления участка надо ждать их утверждения.

Из этого правила закон установил исключения. В частности, такой участок может передаваться, если на нем находится здание, которое пребывает в собственности заявителя.

Но даже невооруженным взглядом видно замкнутый законодательный круг: без оформления земельного участка невозможно оформить самострой, а без оформленного дома, нельзя оформить земельный участок.

Еще одно из подходящих исключений, установленных законом, является приватизация гражданином земельного участка, предоставленного ему в пользование в соответствии с законом. То есть для позитивного решения вопроса надо смотреть «историю» документов на такой участок.

Для признания права собственности на земельный участок через суд необходимо подготовить соответствующее исковое заявление. Помните, что на Юридическом ресурсе «Protocol” Вы можете найти юриста, который поможет составить юридически грамотное исковое заявление о признании права собственности на земельный участок для обращения к Фемиде.

Получив право на землю, можно начинать оформление самостроя.

Стоит учитывать еще нюанс, что самострой может быть построен на участке, на котором вообще запрещено строительство. Например, в прибрежной зоне, на сельскохозяйственной земле (на земле с таким целевым назначением разрешается только выращивать сельхозпродукцию), в границах красных линий (дорогах).

Подытоживая, в некоторых случаях узаконить самострой может помочь только суд. Споры о признании права собственности на самовольно построенное имущество рассматриваются судами общей юрисдикции.

С юридической точки зрения невозможно купить самострой, так как любые сделки по недвижимости заключаются только в том случае, если право собственности на такое имущество зарегистрировано согласно требованиям закона. А значит нотариус не оформит такой сделки. И тем не менее, в Украине еще встречаются случаи покупки недвижимости без документов.

Не обсуждая мотивов совершения такой «покупки”, предупредим о рисках. Именно новый собственник получит все проблемы связанные с оформлением самостроя, именно новый собственник оплатит все штрафы, в случаях на которые не распространяется строительная амнистия. Плюс надо обладать юридическими «ловкостью” и знаниями, чтобы быть уверенным, что это именно тот случай самостроя, который получиться узаконить.

Законодательством Украины предусмотрено несколько видов юридической ответственности за самовольное строительство, а именно:

  • предупреждение. Предписание Госархстройинспекции об устранении нарушений законодательства.
  • штраф.
  • принудительный снос самостроя.

Если это не убеждает «узаконить» самострой, снова обратим внимание, что такую ​​недвижимость юридически невозможно продать, подарить или обменять.

Самострой также влечет за собой невозможность законно подключить дом к инженерным сетям, поскольку основанием для заключения соответствующих договоров на поставку энергоносителей является зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации.

Подытоживая обозначим следующее. Большинство самостроев возможно узаконить, но для этого не мешало бы заручиться юридической поддержкой, как минимум получить консультацию. Особенно полезным юрист будет в подготовке судебного иска, если другого способа узаконить самострой нет. Помните, на юридическом ресурсе Протокол, Вы всегда сможете найти юриста, который окажет юридические услуги качественно, профессионально и недорого.

Мария ДУНАЙ

Источник: Юридический ресурс Протокол

Оставьте комментарий