Каждый, кто строит дом или баню своими руками, задумывается над тем, как вязать арматуру на ленточный фундамент. Фундамент несет на себе большую нагрузку, поэтому к выполнению задачи необходимо подойти серьезно. Неверная закладка арматуры способна стать причиной преждевременного разрушения фундамента и появления трещин.
Содержание
- Сколько арматуры потребуется?
- Как монтируют каркас?
- Что может понадобиться?
- Как укладывают арматуру?
- Преимущества армированного фундамента
- Схемы вязки арматурного каркаса
- Укладка каркаса
- Как вязать арматуру для монолитной плиты?
- Какие материалы требуются?
- Каким должен быть каркас?
- Как избежать ошибок?
- Общие характеристики вязальной проволоки
- Как определить норму расхода вязальной проволоки?
- Выбор диаметра
- Способы определения требуемой массы проволоки
- Правила и схемы вязки
- Для чего необходимо армирование
- Используемые материалы
- Расчет арматуры
- Технология армирования
- Вязка арматуры
- Правила и схемы вязки арматуры
- Ленточный фундамент
- Плитный фундамент
- Ростверк
- Столбы и сваи
Сколько арматуры потребуется?
Для того чтобы узнать количество арматуры, важно знать площадь основания строения и глубину, на которое оно закладывается. На расчеты непосредственно влияют стабильность почвы и ее состав, близость грунтовых вод, конфигурация участка.
Как монтируют каркас?
Каркас для ленточного фундамента монтируют методом вязки. Метод сварки не приветствуется профессионалами. Под воздействием сварки металл подвергается резким температурным перепадам и теряет прочностные характеристики. Вязать каркас достаточно непросто, поэтому лучше делать это с помощниками и использовать специальную мягкую проволоку из стали. Не рекомендуют также применять пластиковые хомуты, так как полученные таким методом соединения будут смещаться вместе с подвижной бетонной смесью внутри опалубки.
Армирование повышает прочностные характеристики ленточного фундамента и позволяет создавать максимально устойчивую конструкцию. При соблюдении всех требований к технологическому процессу ленточный фундамент будет отвечать самым высоким требованиям к долговечности, надежности, способности противостоять высоким механическим нагрузкам и воздействию внешней среды.
Что может понадобиться?
Самостоятельно связать арматуру для ленточного или свайного фундамента можно при помощи самодельного или заводского крючка, используя схемы расположения арматуры внутри конструкции основания из бетона. Торцевые области усиливаются П-образными элементами. Армирование выполняют по специальным схемам, простым перехлестом прутьев армировать углы нельзя. Каркас связывают непосредственно внутри опалубки.
Как укладывают арматуру?
Максимального сцепления с бетоном позволяет добиться ребристая арматура. Ребристые пруты используют для продольных элементов конструкции, на которые приходится наибольшая нагрузка. При монтаже каркаса учитывают, что арматура не должна примыкать к дну траншеи, опалубке и верхней части бетонного основания. Величина отступа – не менее 50 мм. Таким образом, стальные прутья полностью скрываются в бетонной массе, и исключается риск коррозии. Однако углублять арматурный каркас слишком сильно не рекомендуется, так как наибольшая область растяжения ленточного фундамента расположена на его поверхности.
Преимущества армированного фундамента
В качестве основы большинства частных построек используют ленточный фундамент. Он обладает следующими преимуществами:
- относительная конструктивная простота,
- возможность оборудовать подвальное помещение,
- способность выдерживать тяжелые перекрытия,
- отсутствие необходимости использовать спецтехнику.
Ленточный фундамент формируется в зависимости от планировки помещений, он монтируется по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками. Бетонная масса усиливается в данном случае с помощью каркаса из металлических прутьев. Железобетонная конструкция выгодно совмещает в себе прочностные характеристики обоих материалов и позволяет возводить объекты малоэтажного домостроения, дома, бани, гаражи. Включение каркаса из металлических прутьев в бетонное основание и называется армированием.
Нагрузка на фундамент чаще всего бывает неравномерной, по этой причине в конструкции возникают внутренние напряжения. Причин этому множество: изменения грунта, неровность земельного участка, различный вес определенных частей постройки в силу неравномерной интенсивности использования. Бетон демонстрирует низкие показатели сопротивления растяжению. Стальная арматура обладает высокими пластичными свойствами, что компенсирует недостатки бетона.
Армированный бетон – идеальное решение для ленточного фундамента. Один материал противостоит сжатию, другой – растяжению, вместе они эффективно сопротивляются разнонаправленным нагрузкам, исключая риски разрушения оснований зданий и сооружений. Арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции. Кроме того, правильно проведенное армирование с использованием всех рекомендаций к технологическому процессу в отношении того, как вязать арматуру на ленточный фундамент, позволяет сэкономить средства, необходимые на строительство. Уменьшение массивности фундамента благодаря использованию стальной арматуры снижает фактические затраты бетона.
Купить бетон
Схемы вязки арматурного каркаса
Правильная вязка арматурного каркаса представляет соединение стальных прутьев в виде клетки. Ряды соединяются с вертикальными прутьями под прямым углом. Схема вязки выглядит следующим образом:
- Фрагмент вязальной проволоки длиной 25-30 см сгибают посередине и заводят под стержни, располагая по диагонали к их пересечению;
- Петля, образованная местом сгиба, цепляется крючком, противоположный конец проволоки укладывается над крючком;
- Вращательными движениями крючка создается скрутка из нескольких оборотов;
- Крючок убирается, а концы проволоки загибаются внутрь арматурной сетки.
Если армировать углы методом простого перехлестывания стержней, вы нарушите технологию строительства. Углы армируют согнутыми элементами и усиливают их П-образными анкерами. В противном случае конструкция будет недостаточно жесткой, и фундамент будет подвержен преждевременному разрушению.
Укладка каркаса
Арматурный каркас монтируется непосредственно внутри опалубки, затем внутри него укладываются трубы коммуникаций, и выполняется заливка бетонного раствора. Бетон распределяется равномерно, в несколько слоев. После того, как бетон полностью высохнет, проводятся работы по гидроизоляции фундамента.
Как вязать арматуру для монолитной плиты?
Арматурный каркас используется в монолитной плите фундамента для компенсации растяжения, повышая прочность конструкции в 10 раз. Можно использовать готовые железобетонные плиты, однако гораздо дешевле изготовить их непосредственно на месте.
Какие материалы требуются?
Для монолитных плит используют бетон, арматуру, металлические прутья и стальную проволоку для связывания каркаса из арматуры. Очевидный метод сварки применять также не рекомендуется: после воздействия сварочного аппарата металл быстро теряет первоначальные свойства и разрушается под воздействием влажной среды. Связывать арматуру для монолитной плиты намного проще, чем для ленточного фундамента. Из инструментов понадобятся специальный крючок и угловая шлифмашина. Иногда для ускорения работ используют шуруповерт с крючком, который вставляют в зажимной патрон.
Каким должен быть каркас?
Для монолитных плит используют двусторонний каркас, который состоит из верхнего и нижнего слоев. Арматура должна отставать от краев плиты фундамента на 3-5 см. Изгибать и дополнительно усиливать арматуру в углах не обязательно, в отличие от технологии устройства ленточного фундамента. Стальную проволоку затягивают на стыках прутьев арматурного каркаса, тем самым придавая конструкции высокую прочность.
Как избежать ошибок?
Главной ошибкой при частном строительстве считается использование готовой сетки, которая изготавливается промышленным способом. Производители таких конструкций чаще всего используют сварку, которая опасна снижением рабочих параметров металла и возникновением коррозии на месте стыков. Лучше всего не пожалеть времени и сил и связать арматурных каркас для монолитной плиты самостоятельно.
Соблюдая все технологические условия вязки арматуры для фундамента, можно добиться максимально возможного ресурса железобетонной конструкции. Нарушение технологического процесса неминуемо влечет снижение качественных характеристик, появление тенденции к разрушению основания, а затем и всей конструкции. Ремонт монолитных плит невозможен, поэтому лучшим решением будет выполнение всех существующих требований на первоначальном этапе.
Арматурный каркас – обязательный элемент бетонного фундамента, сооружаемого по монолитной технологии. Для его изготовления используются стальные или полимерные композитные арматурные стержни. Наиболее популярным вариантом соединения стальной арматуры в единую конструкцию является сварка. Однако при строительстве на пучинистых грунтах создавать усиливающий каркас с помощью сварочного аппарата не рекомендуется. При сезонных подвижках грунта фундамент с жестко соединенной арматурой подвергается деформациям, которые снижают эксплуатационные характеристики. Более надежным вариантом в таких случаях является связывание арматуры с использованием вязальной проволоки.
Общие характеристики вязальной проволоки
Металлоизделия производятся в соответствии с ГОСТом 3282-74 из пластичной низкоуглеродистой стали. Для придания требуемых эксплуатационных характеристик проволоку подвергают термической обработке – отжигу. Отжиг бывает двух видов:
- Светлый. Производится в защитной атмосфере инертных газов. Продукция после такой термообработки имеет чистую, светлую поверхность.
- Черный. Осуществляется в воздушной среде, из-за чего поверхность приобретает темный цвет. Работать с такой продукцией рекомендуется в перчатках.
Механические характеристики метизов после светлого и темного отжига не различаются.
Использовать для связывания каркасов необожженные метизы не рекомендуется, так как они отличаются хрупкостью и при вязке узлов часто ломаются. Для продления эксплуатационного периода продукцию цинкуют, а дополнительно покрывают полимерным слоем.
Как определить норму расхода вязальной проволоки?
Количество вязальной проволоки, требуемое для выполнения конкретного объема работ, определяется, в зависимости от диаметра арматуры и количества узлов. При связывании двух арматурных прутьев требуется проволочный отрезок длиной примерно 25 см, трех – 50 см.
Упрощенный вариант расчета – умножение количества стыковочных узлов на 0,5 м. Точный расход материала на один узел определяют опытным путем. После расчета метража полученный результат рекомендуется увеличить в 1,5-2 раза. Запас необходим на случай порывов и утери проволочных отрезков.
Определить расход вязальной проволоки для 1 м2 арматурной сетки или 1 м3 без конкретной схемы армирования невозможно. Расход проволочного метиза на 1 тонну арматурных стержней составляет 10-20 кг.
Выбор диаметра
При определении оптимального диаметра следует учитывать следующие рекомендации:
- изделия диаметром 0,3-0,8 мм для вязки арматурных стержней не пригодны;
- 1,0-1,2 мм – продукция, наиболее популярная в частном домостроении;
- 1,8-2,0 – такие метизы используются для создания мощных армирующих конструкций.
В условиях высокой влажности и при воздействии других негативных атмосферных факторов используют оцинкованную продукцию значительного диаметра.
Способы определения требуемой массы проволоки
Для покупки металлопродукции необходимо перевести полученный метраж в килограммы. Для этого можно воспользоваться онлайн-калькулятором или таблицей.
Таблица массы 1 м вязальной проволоки различных диаметров
Минимальная масса проволочной продукции в мотках и катушках, поступающих в продажу, должна соответствовать ГОСТу 3282-74
Арматура в фундаменте выполняет важную роль — не позволяет конструкции разрушаться при изгибе. Для соединения стержней между собой можно воспользоваться одним из двух методов: вязка или сварка. Первый способ наиболее предпочтителен, хоть и требует больших трудозатрат. Чтобы грамотно выполнить вязание арматуры нужно ознакомиться с технологией выполнения работ.
Правила и схемы вязки
Соединение стержней между собой таким методом можно выполнять тремя способами: пистолетом, крючком или плоскогубцами. Первый вариант позволит сделать все без лишних трудовых и временных затрат, но потребует наличия специальной техники и способности обращения с ней.
Крючок для вязки арматуры.
Для вязки арматуры используют вязальную проволоку. Хомуты нужно выбирать в соответствии с ГОСТ «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия». Материал должен пройти обработку обжигом, которая позволит увеличить гибкость и упростить работу по вязке каркаса из арматуры. При этом прочность хомутов для соединения не уменьшается, что позволяет не беспокоиться о надежности. При диаметре арматуры для фундамента не более 16 мм рекомендуется применять проволоку сечением 1,2-1,4 мм. Хомуты меньшего размера не смогут гарантировать прочность соединения, поэтому их складывают в несколько раз. При этом важно помнить, что чем толще проволока, тем сложнее ее будет изогнуть.
При работе со специальным пистолетом проблем не возникает, но при частном домостроении к его помощи прибегают редко. Чаще строители выбирают вязальные крючки. Чтобы выполнить соединение нужно действовать по следующей схеме:
- Подготавливаются исходные материалы. В данном случае необходимо нарезать вязальную проволоку на части длинной 20-25 см каждая и сложить их вдвое.
- Проволоку слегка изгибают и подводят диагонально под пересечение прутков, которые нужно соединить.
- Крючок для вязки арматуры заводят в петлю, образовавшуюся при складывании проволоки пополам. Инструментом также зацепляют и второй конец крепежной детали. Для того чтобы конец не соскочил с крючка, его загибают. При этом продевать проволоку через петлю не нужно.
- Крючок вращают по часовой стрелке, закручивая тем самым проволоку (петлю и концы) до упора. Важно контролировать усилие, чтобы проволока не повредилась и не порвалась. Чтобы соединение было надежным достаточно ограничится тремя-четырьмя оборотами.
- После выполнения соединения нужно аккуратно вытянуть крючок из петли и переходить к следующему участку.
Схема вязки арматуры.
Такая технология применяется при необходимости соединить два стержня расположенных перпендикулярно друг другу. Особенно много таких участков в плитных фундаментах, где армирование производится сетками.
Могут возникнуть сложности при использовании гладкой арматуры класса А240. В данном случае хомуты могут свободно передвигаться, что приводит к снижению надежности соединений и смещению узлов сетки. Нормативные документы не рекомендуют применять для несущих конструкций стержни ниже класса А240, поэтому при соблюдении норм, таких проблем не возникает.
Чтобы упростить работу можно изготовить шаблоны для вязки. Эти элементы работают по принципу верстаков. Для изготовления берут деревянные заготовки шириной 30-50 см и длиной до 3 метров. На них просверливают пазы и отверстия, в которых позже будут зафиксированы стержни. Заранее потребуется разложить отрезки вязальной проволоки.
Подробнее о способах соединения арматуры читайте .
Вязка арматуры для ленточного фундамента
При армировании конструкции важно соблюдать все требования. Ленту следует усиливать каркасами. Схема включает в себя следующие виды армирования:
- Рабочее. Принимается в зависимости от поперечного сечения фундамента и нагрузки на него. Для частных домов назначается только исходя из размеров ленты. Общая площадь сечения стержней вычисляется как 0,1% от поперечной площади армируемой конструкции. При этом важно учитывать минимальное значение, которое для ленты с длиной стороны менее 3 м составляет 10 мм, а для остальных случаев 12 мм.
- Поперечное конструктивное. Минимальный диаметр составляет 6 мм.
- Вертикальное конструктивное. При высоте ленты менее 80 см должно быть не менее 6 мм, в остальных случаях — 8 мм.
При укладке каркаса учитываются правила по защитному слою арматуры, который согласно «Пособию по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения» принимается равным:
- 40 мм для рабочего армирования при наличии бетонной подготовки, 70 мм при ее отсутствии;
- 35 мм для конструктивного армирования при наличии бетонной подготовки, 65 мм при ее отсутствии.
Сборку каркаса ленточного фундамента можно выполнять двумя способами: в котловане или траншее и на поверхности. Проще всего контролировать точность и качество соединений при втором методе. После того, как все элементы армирования будут соединены, каркас опускают в выемку и устанавливают в проектное положение. При работе важно учитывать минимальный нахлест стержней при соединении по длине, который составляет 20 диаметров арматуры, но не менее 250 мм. Важно предусмотреть дополнительное усиление на углах ленты. Существует несколько схем для выполнения таких соединений (внахлест, с использованием дополнительных деталей), при этом шаг поперечного армирования уменьшают вдвое.
Одна из возможных схем армирования угла ленточного фундамента.
Подробнее о том как правильно армировать ленточный фундамент читайте .
Вязка арматуры для плиты
Плитный фундамент согласно упомянутому выше пособию армируют из такого расчета, чтобы общее сечение арматурных стержней в одном направлении составляло 0,3% от площади сечения плиты, диаметр стержней не менее 10 мм (12 мм при длине стороны более 3 м). При этом важно учитывать высоту конструкции. Если она составляет 150 мм и менее, то вяжут одну сетку, в остальных случаях потребуется уложить армирование в два ряда, предусмотрев между ними вертикальные хомуты.
Работу по сборке арматурного каркаса выполняют в следующей последовательности:
- Проверяют соответствие формы для заливки (опалубки) проектным размерам. Она должна быть установлена с соблюдением привязки к осям.
- Укладывают первый ряд армирования в одном направлении. Чтобы обеспечить защитный слой бетона используют специальные пластиковые фиксаторы. При необходимости наращивания арматуры по длине учитывается минимальный нахлест, который составляет 40 диаметров стержней. Перпендикулярно уложенным прутам устанавливают поперечные, которые не отличаются от первых по шагу и диаметру. Выполняют соединение перекрестий методом вязки.
Специальный пластиковый стакан обеспечивает защитный слой.
- Расставляют подставки, которые будут держать второй ряд армирования. Такие элементы имеют множество названий, самые распространенные из которых «стульчик», «столик», «лягушка» и «паук».
Паук из арматуры диаметром 8 мм.
- Верхнюю сетку изготавливают так же, как и нижнюю. По торцам плиты необходимо связать П-образные хомуты. В зависимости от материала изготовления стен нужно армировать места их опирания. Чаще всего если стена дома или цоколя изготавливается из монолитного бетона, то в фундаменте предусматривают выпуски арматуры. В местах повышенной нагрузки от стеновых ограждений также стоит уменьшить шаг стержней рабочего армирования. Чаще всего его уменьшают в два раза. Это значит, что если по всей ширине плиты предусмотрена укладка стержней через каждые 20 см, то под стенами их устанавливают через каждые 10 см.
С торцов плита армируется П-образными хомутами.
Подробнее о том как правильно армировать плитный фундамент читайте .
Вязка арматуры ростверка
Технология здесь схожа с ленточным фундаментом. Отличие лишь в том, что потребуется изменить схему армирования в узлах сопряжения ростверка и отдельно стоящей опоры. Железобетонный ростверк может устанавливаться для различных фундаментов:
- железобетонных столбчатых;
- буронабивных свай;
- винтовых свай.
Во всех случаях закрепление ленты и опоры выполняется с помощью выпуска арматуры. При этом каркас вяжут так, чтобы два прута соединяли сваю с нижним поясом, а два с верхним. Присоединение только к нижнему ряду — неправильное. Армирование на углах и местах примыкания стен выполняется так же, как для ленточной конструкции.
Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.
Подробнее как правильно армировать железобетонный ростверк .
Если изготовление каркаса выполняется не самостоятельно, а приглашается бригада строителей, недобросовестные работники могут предложить заменить вязку сваркой. Соглашаться на это не стоит. Эта попытка снизить трудоемкость процесса и повысить скорость производства работ может привести к снижению прочности стержней в местах соединения и преждевременной коррозии арматуры.
Основная масса ленточного фундамента состоит из бетона – факт, который известен всем, даже людям далеким от строительства. Но для того, чтобы основа здания была надежной и долговечной, более полутора веков назад его стали армировать – делать каркас из стальных прутьев, которые повышают прочность и другие эксплуатационные характеристики фундамента. Железобетонные конструкции представляют собой композитное изделие, способное выдерживать различные нагрузки, которые имеют место даже для построенных объектов.
Для чего необходимо армирование
Фундамент очень часто испытывает неравномерную нагрузку, вызванную либо неоднородностью грунта, на котором он возведен, либо существенным различием по массе отдельных частей возведенного на нем сооружения. В этом случае бетон противостоит сжатию конструкции, а металл – ее растяжению. Кстати, именно в зоне растяжения чаще всего наблюдаются трещины, вот почему так важно проводить армирование ленточного фундамента.
Используемые материалы
Все, что необходимо для полноценного армирования– арматура, представляющая собой стальные пруты различного диаметра. При возведении частных объектов загородной недвижимости обычно используют арматуру диаметром от 6-8 мм до 10-14 мм. Для возведения арматурного каркаса (соединения всех прутьев в единую конструкцию) используют проволоку для вязки арматуры, которую лучше всего осуществлять при помощи специального крючка.
Расчет арматуры
При расчете арматуры нужно учитывать следующее:
- продольные элементы каркаса воспринимают наибольшие нагрузки, поэтому для них нужно использовать ребристую арматуру 10-14 мм, в зависимости от качественных показателей грунта (чем больше различаются его характеристика по периметру возводимого фундамента, тем больший диаметр арматуры). Ребристые пруты позволяют достичь максимального сцепления с бетоном;
- арматура, укладываемая вдоль периметра, должна отступать от дна траншеи, стенок опалубки и верхней части будущего основания не менее чем на 50 мм. Это позволит скрыть стальные прутья в массе бетона, обезопасив их от коррозии. В то же время нужно учитывать, что максимальная зона растяжения фундамента находится на его поверхности, поэтому не стоит слишком сильно углублять арматуру в бетонный массив;
- исходя из предыдущей рекомендации, для фундамента с шириной ленты в 400 мм расстояние между продольными прутками в одной горизонтальной плоскости составит 300 мм, в вертикальной – от 100 до 300 мм в зависимости от глубины фундамента, величины будущей нагрузки на основание, а также состава грунта, на котором он возводится;
- в качестве поперечных и вертикальных элементов каркаса можно использовать гладкие прутки диаметром 6-8 мм, т.к. они воспринимают значительно меньшую нагрузку, чем продольные, и при этом дешевле;
- расстояние, как между поперечными, так и между вертикальными элементами арматуры выдерживается в районе 100-300 мм. Иногда допускается увеличить их до 500 мм.
Подсчитав количество прутков одной длины, и умножив его на величину длины несложно провести достаточно точный расчет арматуры для ленточного фундамента.
Технология армирования
Учитывая то, что в большинстве случаев ширина полосы ленточного фундамента не превышает 400 мм, а глубина – 1200 мм, рекомендуется использовать три пары продольно ориентированных прутьев арматуры диаметром 10-14 мм, которые, в свою очередь соединяются между собой 8 мм арматурой. Правильная технология армирования подразумевает создание стального каркаса, ширина которого как минимум вдвое меньше высоты. Учитывая большую длину и сопоставимо малую ширину полосы фундамента, она подвержена продольным растяжениям в большей степени, нежели поперечным. Поэтому можно вполне обоснованно сделать вывод: в 90% случаев вертикальные и поперечные элементы каркаса – всего лишь конструктивные элементы, основное назначение которых состоит в создании его формы. Именно по этой причине на них можно неплохо сэкономить.
Один из самых проблематичных участков каркаса фундамента – его углы. Дело в том, что оптимальный вариант подразумевает армирование углов гнутыми прутьями арматуры, соединяющие две соседних части каркаса. Впрочем, многие строители предпочитают не усложнять себе жизнь и укладывают арматуру под прямым углом друг к другу – плохих отзывов о работе возведенных таким образом фундаментов пока не наблюдается.
Вязка арматуры
Если площадь будущего фундамента велика, вам придется немало потрудиться над созданием каркаса. Оптимальный вариант связи всех элементов – использование проволоки для вязки арматуры и специального крючка. Последний представляет собой незамысловатый инструмент, который можно приобрести за 100-200 рублей в любом строительном магазине.
Обычно при вязке арматуры используют кусок проволоки длиной 30 см. Перед скручиванием ее складывают вдвое и, вдев петлю в крюк, оборачивают свободные два конца проволоки по диагонали крестовины. После этого концы проволоки заводят в крюк для вязки арматуры, который впоследствии проворачивают до создания полноценного соединения.
Впрочем, можно найти и более удобный вариант вязки, например, воспользовавшись специальными насадками на шуруповерт или электрическими крючками – процесс пойдет гораздо быстрее. Соединять прутья сваркой не рекомендуется, но многие строительные компании пренебрегают этим советом в силу простоты технологии изготовления каркаса для фундамента. Если хотите варить арматуру перед покупкой стальных прутков, обязательно проконсультируйтесь с продавцом – выдерживает ли данная продукция сварку и не теряет ли свои свойства?
Когда каркас готов, можно приступать к следующему этапу!
Чтобы самостоятельно сделать арматурный каркас для ленточного, столбчатого или свайного фундамента, сетку для плавающей плиты, необходимо научиться правильно вязать продольные и поперечные стыки стержней. Для этого достаточно самодельного или заводского крючка и знания схем расположения арматуры внутри бетонных конструкций.
Правила и схемы вязки арматуры
Наиболее полные рекомендации, как вязать вручную арматуру, приведены в пособии по проектированию от 2007 года НИИЖБ имени Гвоздева. Вязальная проволока должна соответствовать ГОСТ 3282 (выпускается с покрытием 0,2 – 6 мм и без него 0,16 – 10 мм), поскольку не всякая имеющаяся в хозяйстве домашнего мастера проволока после отжига становится мягкой, сохраняет прочностные характеристики.
Специалисты не рекомендуют применение пластиковых хомутов, так как при перемещении бетонов внутри опалубки соединения смещаются вместе со смесью. Для плитных фундаментов промышленность выпускает готовые сварные арматурные сетки, однако доставка их на объект обходится дороже, чем отдельных прутков.
Кроме того, торцы приходится усиливать П-образными элементами вручную. Поэтому для небольших объемов арматурных работ в индивидуальном строительстве вполне достаточно бухты вязальной проволоки, крючка и данной инструкции.
Технология, как правильно вязать арматуру, имеет следующую последовательность операций:
- от бухты отрезается кусок проволоки 20-25 см для диаметров стержней 8 – 16 мм;
- изгибается пополам, заводится под нахлест прутков по диагонали;
- жало крючка продевается в петлю;
- проволочный хомут натягивается;
- свободный край укладывается на ложе крючка;
- вращением жала инструмента создается скрутка в 3-4 оборота;
- после извлечения крючка свободные концы отгибаются внутрь каркаса;
Подобная технология подходит для всех фундаментов, отличаются лишь схемы расположения стержней внутри арматурных конструкций.
Важно! При использовании арматуры от 25 мм сварка стыков является обязательным условием. Связанные проволочными скрутками перекрестия в этом случае могут отламываться под тяжестью конструкционного материала.
Ленточный фундамент
Перед тем, как сделать каркас из арматуры для ленточного фундамента, необходимо учесть основные ошибки самостоятельных застройщиков:
- прямые прутки в углах соединены перехлестом;
- каркасы стоят на подбетонке на вертикальных стержнях;
- в сечении бетонной конструкции арматуры меньше 0,1%;
- не обеспечен боковой защитный слой, прутки соприкасаются на отдельных участках с опалубкой.
Нельзя армировать углы ленточного фундамента простым перехлестом прутков. Армирование производится по специальным схемам анкеровки, представленным ниже.
При армировании ленты следует учитывать особенности этого фундамента:
- при бетонировании МЗЛФ связать арматурный каркас можно внутри опалубки, используя стержни, хомуты и анкеры;
- ленты глубокого заложения армируются перед монтажом щитов, так как проникнуть внутрь опалубки не сложно;
- каркасы можно изготовить в пятне застройки, разместить их по месту в опалубку, после чего, усилить Г-образными или П-образными анкерами в углах;
- подбетонка снижает минимальный размер защитного слоя бетона у подошвы конструкции с 5 см до 2-3 см, для создания нижнего защитного слоя используются специальные пластиковые подставки – «стаканы”;
- при наращивании продольных прутков необходимо обеспечить нахлест от 20 диаметров арматуры, но не менее 25 см;
- запрещено укладывать нижний пояс на камни, кирпичи, обрезки арматуры, допускаются исключительно пластиковые или бетонные прокладки;
- соединения арматуры внахлест должны быть разнесены в разбежку, так чтобы в одном сечении не соединялось более половины сечения всей продольной арматуры.
- существует минимальный процент содержания арматуры в поперечном сечении ленточного фундамента, равный 0,1%;
Схемы армирования углов ленточного фундамента.
Важно! Хомуты (поперечные горизонтальные и вертикальные прутки) необходимы в основном для придания каркасам необходимой пространственной геометрии. Поэтому арматура считается конструкционной, не испытывает нагрузок при эксплуатации. Диаметр принимается равным 6 и 8 мм для длины менее 80 см и более 80 см, соответственно.
Более подробная информация в статье: Схемы армирования ленточного фундамента.
Плитный фундамент
Поскольку плавающая плита считается самым дорогостоящим фундаментом, в средней части конструкции может использоваться разряженное армирование. Однако этот метод экономии материалов требует профессионального расчета в специальных программах. Поэтому индивидуальные застройщики чаще всего используют арматурные сетки с одинаковой ячейкой.
Правильно вязать арматуру в сетки не сложно, однако, не обладающие опытом и профильным образованием любители допускают ошибки:
- отсутствие связи в торцах – прутки верхнего и нижнего пояса должны быть связаны П-образными хомутами по всему периметру плиты;
С торцов плита армируется П-образными хомутами.
- одна сетка вместо двух поясов – нижняя сетка работает на растяжение исключительно от веса здания, при малейшем возникновении морозного вспучивания под плитой зоны растяжения возникают возле верхней плоскости, поэтому вторая сетка является обязательным условием нормальной эксплуатации (при толщине плиты равной или меньше 15 см допускается использование одной сетки);
- не соблюдение защитных слоев;
Специальный пластиковый стакан обеспечивает нижний защитный слой.
- слишком большой размер ячеек сетки, ячейки не должны превышать 40 см, оптимальный размер подбирается расчетом, на практике часто не более 20 см.
Чтобы собрать арматурный каркас плиты, верхнюю сетку необходимо зафиксировать на некотором расстоянии над нижним поясом. Для этого применяются столики, лягушки, пауки, прочие элементы с отогнутыми лапками для опирания на нижние ячейки, полками, поддерживающими верхний слой.
Паук из арматуры диаметром 8 мм.
При изгибании арматуры на объекте запрещено нагревать прутки газосваркой. Должны использоваться гибочные станки или обоймы, обеспечивающие нужный радиус изгиба. В местах расположения несущих стен плитный фундамент усиливается дополнительной арматурой, т.е. шаг ячейки уменьшается вдвое.
В плитах с ребрами жесткости под несущими стенами располагаются каркасы по аналогии с ленточными фундаментами, ростверками. Их жестко связывают с сетками плиты, обеспечивают стандартные защитные слои бетона.
Более подробная информация в статье: Как правильно вязать арматуру для монолитной плиты.
Ростверк
Внешняя схожесть ростверка с ленточным фундаментом приводит к ошибкам самостоятельного армирования. Лента испытывает растяжения в подошве от сборных нагрузок коттеджа, в верхней части от вспучивания грунтов. На ростверк силы пучения не действуют никогда, поскольку он отделяется от земли сминаемым слоем пенополистирола или воздушным зазором 10 – 20 см. Однако здесь возникает изгибающий момент в вертикальном направлении в местах жесткого защемления стоек в балки.
Важно! Для ростверка недостаточно сделать стандартный каркас из обвязанных хомутами продольных стержней. Нужно дополнительно усилить верхний ряд возле колонн (сваи и столбы), весь нижний пояс.
Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.
Рекомендации, как правильно вязать арматурные стыки, относятся только к стальным стержням. Не рекомендуется использовать в фундаментах композитную арматуру, которая при появлении растягивающих усилий вначале удлиняется, лишь затем начинает воспринимать нагрузки. Это чревато раскрытием трещин в подошве верхней части бетонных балок фундамента, из которых состоит ростверк.
Рекомендуем прочитать: Армирование ростверка свайного фундамента.
Столбы и сваи
Конструкция каркасов, использующихся в монолитных железобетонных столбах и сваях схожа с армопоясами ленты и ростверка. Форма сечения может быть нескольких типов:
- при использовании трубчатой опалубки можно сделать каркас квадратного или круглого сечения;
- если столбчатый фундамент заливается в щитовую опалубку, хомуты для связки вертикальных стержней имеют квадратную или прямоугольную форму.
- минимальное число продольных прутков в одном столбе или свае равно 4.
Вязка каркаса для сваи.
Нижняя часть бутобетонных столбов не армируется, так как прутки мешают укладывать внутрь опалубки камни крупного размера. Оголовки бутобетонного столба (1 м от устья) заливается товарным бетоном, армируется коротким каркасом.
На вертикальных стержнях отгибаются под прямым углом лапки для жесткой связки стоек с балками решетчатого ростверка. При этом часть из них должна быть привязана к нижнему поясу, оставшиеся – к верхнему.
Сделать каркас лучше всего самостоятельно, используя проволочные скрутки. В готовых изделиях, которые выпускаются для столбчатых фундаментов, буронабивных свай, все стыки сварные. Это обусловлено высокой технологичностью сварки в сравнении с проволочной обвязкой.
Рекомендуем прочитать: Армирование буронабивных свай.
Таким образом, правильно вязать арматурные сетки и каркасы можно самостоятельно в пятне застройки. Для каждого типа фундамента существуют нюансы, изменяются значения защитного слоя бетона. Самым сложным моментом традиционно является анкеровка углов, усиление зон продавливания, растяжения.