Расчет кран балки

Основным элементом крановой конструкции мостового типа является несущая балка. Ее неправильный расчет может привести к серьезным поломкам и полному выходу из строя грузоподъемного механизма.

В данной статье вы узнаете, какая балка нужна для кран-балки. Определение параметров несущей балки зависит от множества факторов, первый из них – тип конструкции кранового оборудования. Кран-балка может быть подвесной или опорной.

Общая оценка металлоконструкции начинается с выбора металла. В конструкции кран-балок используются двутавры по ГОСТ 8239-89, ГОСТ 26020-83 (нормальные, колонные и широкополочные).

В процессе вычислений учитываются следующие факторы:

  • характер нагрузки,
  • вид соединения,
  • климатический режим.

Все расчетные работы можно подразделить на две большие группы ­– конструктивные и силовые. Большое значение имеет длина пролёта и распределение нагрузки по площади двутавра.

Оказываемые на балку нагрузки подразделяются на:

  • постоянные и временные,
  • статические и динамические.

Временные классифицируются на длительные, краткосрочные и особые (сейсмические и ударные волны).

Для проведения расчетов нагрузки подразделяют на:

  • расчетные (оценка прочности),
  • нормативные (оценка прогиба).

Расчет параметров крановых балок изучается в дисциплине «Сопротивление материалов». Для оценки силовых и прочностных характеристик применяются уравнения равновесия для опор. Количество уравнений равняется количеству опор. Поэтапное решение системы уравнений помогает найти все неизвестные параметры и приступить к составлению расчетной схемы.

Предельные значения прогиба устанавливаются исходя из режима работы кранового механизма. В целом определение параметров несущего моста для кран-балки включает:

  • Подбор сечений.
  • Расчет местных напряжений и прогиба.

При проведении вычислений для кранов грузоподъёмностью необходимо учитывать вес ходовой тележки и электротали. Рекомендованные нормы для несущих крановых конструкций прописаны в правилах Гостехнадзора России «Устройство и безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов».

12.10.2018 |In Двутавр |By SEO

Таблица . Размеры, масса и количество метров в тонне балки двутавровой стальной горячекатаной по ГОСТ 19425-74. Балки двутавровые по ГОСТ 8239-89 с уклоном внутренних граней полок 6–12 %. h – высота двутавра, b – ширина полки, S – толщина стенки, t – средняя толщина полки, R – радиус внутреннего закругления, r – радиус закругления полки. Величины радиусов закругления, уклона внутренних граней полок, толщины полок не контролируются на готовом прокате. 3. Таблица. Балка двутавровая по ГОСТ 19425-74 с уклоном внутренних граней полок 12% и 16%. h – высота двутавра, b – ширина полки, S – толщина стенки, t – средняя толщина полки, R – радиус внутреннего закругления, r – радиус закругления полки. Размеры, масса и количество метров в тонне балки двутавровой стальной горячекатаной по ГОСТ 8239-89.

Примечания: 1. Масса 1 м двутавра вычислена по номинальным размерам при плотности материала 7850 кг/м3 и является справочной величиной. 2. Двутавр для кранбалки таблица. Не рекомендуется двутавры от 24 до 60 применять в новых разработках. для балок серии М (для подвесных путей) уклон внутренних граней полок составляет 12%, для балок серии С (для армирования шахтных стволов) уклон внутренних граней полок составляет 16%.

Двутавр для кранбалки таблица

Выбирая лебедку тяговую, часто необходимо узнать значение тягового усилия для выполнения конкретной задачи. При вертикальном поднятии груза это легко — тяга должна быть больше веса груза. При движении груза с трением и уклоном расчет будет сложней. В этом случае надо использовать формулу P=Wsinα+μWcosα.

Где: P – Тяговое усилие (кгс); W- Масса груза (кг); µ — коэффициент трения;α-угол уклона

Коэффициент трения:

Металл по металлу ( кроме пары сталь/сталь) 0,15-0,20
Дерево по металлу 0,20-0,50
Металл по металлу при смазке 0,07-0,1
Бронза по чугуну 0,16
Бронза по стали 0,19
Дуб по стали 0,62
Дерево по льду 0,035
Дуб вдоль волокон — дуб вдоль волокон 0,62
Дуб поперек волокон-дуб поперек волокон 0,54
Дуб-кожа 0,47
Камень-дерево 0,46
Камень-камень 0,5
Железо по льду 0,020
Сталь заточенная по льду (коньки) 0,015
Лед по льду 0,028
Резина по пластику 0,2
Сталь по стали 0,03-0,09
Шина по сухому асфальту 0,50-0,75
Шина по влажному асфальту (до аквапланирования) 0,35-0,45
Шина по сухой грунтовой или гравийной дороге 0,40-0,50
Шина по заснеженной дороге 0,52
Шина по влажной грунтовой или гравийной дороге (до аквапланирования) 0,30-0,40
Шина по гладкому льду 0,15-0,25
Точильный камень по стали 0,94
Подшипник скольжения смазанный 0,02-0,08
Стальное колесо по рельсу 0,01

Пример расчета требуемого тягового усилия лебедки:

Катер с прицепом — вес 1000кг ; Уклон — 300 ; Прицеп на пневмошинах ; Основание — бетон µ = 0,6

тогда тяговое усилие будет равно: Р = 1000*sin 300 + 0.6*1000*cos 300 = 1022 (кгс)

Прочность сечения монорельсовой балки:

— прочность обеспечена.

4.3. Проверка прочности стенки балки.

Проверяем прочность стенки монорельсового двутавра в месте приложения на него нагрузки от колеса крана. Прочность стенки балки по местным напряжениям определяется по формуле:

,

-коэффициент, принимаемый для других подкрановых балок;

;

,

— для прокатных балок;

Следовательно, прочность стенки монорельсового двутавра по местным напряжениям:

— прочность обеспечена.

Наибольшие касательные напряжения на нейтральной оси стенки у опоры:

4.4. Проверка жесткости балки.

Проверяем жесткость балки по формуле .

Тогда — жесткость балки обеспечена.

Согласно б) – проверка общей устойчивости балки не требуется, если отношение расчетной длины балки (соответствует шагу колонн) к ширине сжатого поясане превышает значений, определяемых по формулам табл.1.5.1 для балок симметричного двутаврового сечения.

При приложении нагрузки от колеса крана к нижнему поясу крановой балки наибольшее значение , при котором не требуется расчет на устойчивость прокатных балок (при 16 и 1535)

,

b = 13 см и t = 1,5 см

h = 30-1,5=28,5см – расстояние (высота) между осями поясных листов.

Следовательно (при 16 и 1535) –поскольку  15, тогда принимаем = 15.

–требуется расчет общей устойчивости монорельсовой балки.

Для определения коэффициента необходимо вычислить коэффициент согласно прил. П ДБН В.2.6.-163:2010:

где значения следует принимать в зависимости от характера нагрузки и параметра , который для прокатных двутавров согласно прил. П и табл. П1 ДБН В.2.6.-163:2010 должен вычисляться:

Для элемента без закреплений нагрузка сосредоточенная, пояс нижний (нагруженный) .

при — но не более 1, тогда.

–устойчивость монорельсовой балки обеспечена.

4.5. Расчет прикрепления монорельса к нижнему поясу стропильной фермы.

Крепление монорельсовой балки осуществляем при помощи болтов нормальной точности. Принимаем диаметр болта равным 12 мм, класс прочности 4.6, класс точности С.

Величина усилия в соединении определяется как реакция опоры монорельсовой балки. При пролете монорельсовой балки равном 6 м и нагруженной крановой нагрузкой:

Определяем несущую способность одного болта на срез:

— внешний диаметр стержня болта;

Рис. 19. Прикрепление монорельсовой балки к поясу фермы.

— количество расчетных плоскостей среза болта;

-коэффициент условий работы болтового соединения по табл. 1.12.4.;

-коэффициент условий работы по табл. 1.1.1.

Определяем несущую способность одного болта на смятие:

— внешний диаметр стержня болта;

— наименьшая суммарная толщина элементов в соединении, которые сминаются в одном направлении;

-коэффициент условий работы болтового соединения по табл. 1.12.4.;

— коэффициент условий работы по табл. 1.1.1.

Определяем несущую способность одного болта на растяжение:

— площадь поперечного разреза нетто болта с резьбой по табл. Ж8 прил. Ж;

— коэффициент условий работы по табл. 1.1.1.

Определяем расчетное количество болтов болтового соединения:

Для крепления монорельсовой балки к нижнему поясу фермы конструктивно принимаем болтовое соединение на 2 болтах.

Конструирование болтового соединения осуществляется согласно требованиям ДБН В.2.6-163.

Оставьте комментарий