Разрешенное строительство

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 1 статьи 51_1 в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Градостроительного кодекса частный застройщик подает уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Форма уведомления (извещения) в 2020 г. утверждена в приказе 591/пр от 19 сентября 2018 г. (Минстроя России) «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Сама форма уведомления (извещения) «Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» приведена в приложением №1 приказа 591/пр.

Также при подаче формы желательно приложить копию (ксерокопию) правоустанавливающих документов на земельный участок.

Смотреть и распечатать форму уведомления (извещения) действующую в 2020 г.:

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.2011)).
3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на строительство устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.
О форме разрешения на строительство см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 — 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

оглавление |

Получение разрешительной документации — стандартная практика, благодаря которой владелец земельного участка получает право на возведение объекта. Отсутствие таких бумаг ведет к ряду проблем, в том числе с получением права собственности и подведением коммуникаций к объекту. Иными словами, получение разрешительной документации гарантирует выполнение санитарных и технических норм в пределах действующих стандартов и плана конкретного ЗУ. Но, пройдя ряд бюрократических процедур, застройщику необходимо действовать дальше. Рассмотрим, что делать после получения разрешения на строительство, и какие действия должны быть выполнены застройщиком.

Нюансы получения разрешения на строительство

Выдачей разрешительной документации занимается местный орган управления, а основанием для выдачи является заявление арендатора или хозяина ЗУ (того, где планируется проведение строительства). Решение о предоставлении разрешения принимается сообща после получения заключения экспертов в конкретной отрасли. Если сооружение построено без разрешения, возможны трудности с вводом здания в работу. Часто выносится решение о сносе объекта и стягивании штрафа. Наличие официального разрешения гарантирует право владельца ЗУ возвести здание, а в будущем и ввести его в работу.

Документация

Дабы определиться, что делать после оформления разрешения на строительство, важно получить разрешительные документы на руки. Процесс оформления подразумевает создание проекта (выступает в роли основы пусковых и наладочных работ), где рассмотрены все нюансы строительства здания. В бумаге должны прописываться главные аспекты инфраструктуры сооружения, в том числе коммуникации и нюансы обустройства близлежащего участка.

Создание проекта — задача, которая лежит на специальных компаниях. Как правило, выполнением работы занимаются подрядные организации. Строительной фирме удобно, когда проектная документация делается фирмой, осуществляющей главные работы. Как результат, удается сосредоточить главную ответственность на одной организации, а не «распылять» ее между несколькими компаниями.

В дополнение к проекту идут техусловия, которые выдаются коммунальными организациями. Последние определяют алгоритм действий и нюансы подведения к сооружению коммуникаций. Расчетные сведения отражаются в проекте и четко соблюдаются при решении базовых задач. В результате можно упростить процесс оформления разрешительной документации и передачи здания в работу.

Не менее важный нюанс — наличие правоустанавливающих бумаг на ЗУ. Без них оформление разрешения на строительство невозможно. К необходимой документации относится и арендное соглашение. Период выдачи разрешительной документации по законодательству равен 10 суткам. При этом опыт показывает, что процедура оформления по различным причинам может растянуться.

Тонкости оформления

Застройщику важно знать, что делать дальше после сбора документации для получения разрешения на строительство. Стоит отметить, что период действия бумаги равен трем годам (для ИЖС). Если за этот период строительные работы не стартовали, разрешение теряет силу, и всю процедуру придется проходить снова.

Кроме перечисленных выше бумаг, для оформления разрешительной документации требуется передать документы о юридической чистоте недвижимости. В частности, проверяется ЗУ, где планируется выполнение работ. Если земельный участок находится в залоге или имеются претензии со стороны 3-их лиц, разрешение на строительство не выдается.

Чтобы исключить риск отказа, частные лица и компании обращаются в специальные фирмы, помогающие в получении разрешений. Так удается избежать трудностей при решении бюрократических вопросов, и ускорить процесс оформления документации. Кроме того, выбор варианта со специализированной компанией позволяет уйти от коррупции и получить гарантии успешного завершения работы. Уверенность в своевременном решении бюрократических процедур позволяет спланировать работу и завершить ее в оговоренные сроки.

Период действия

Разрешительная документация в отношении объектов ИЖС выдается на период до 10 лет, а для остальных типов сооружений — на срок действия проекта. Если после выдачи разрешения происходит переход прав владения наделом, срок документа на строительство остается неизменным. Другими словами, если прошлый хозяин прошел необходимые бюрократические процедуры и получил разрешение на 10 лет, то при продаже объекта, к примеру, через 5 лет разрешительная документация будет действовать еще пятилетний термин.

По законодательству допускается продление разрешения, для чего заинтересованное лицо передает заявку не позже, чем за 2 месяца до завершения срока действия ранее оформленной разрешительной документации. Если заявитель не начал работы в период действия разрешения, продлить документ не получится.

Как быть после получения разрешения на строительство, что делать?

При правильном подходе можно быстро пройти бюрократические процедуры. Результатом становится одобрение властей на выполнение восстановительных (реконструкционных) работ. При этом трудности возникают уже на следующем этапе. Не всегда ясно, что дальше делать, после того, как получено разрешение на строительство. Для начала заявителю дается 10 суток, чтобы передать в уполномоченный орган (тот, что выдал разрешение) важные сведения о сооружении:

  • Данные о высотности, этажности и квадратуре планируемого сооружения.
  • Информацию о себя ИТО (инженерного и технического обеспечения).
  • Инженерные изыскания (результаты выдаются в одной копии).
  • Необходимые разделы проекта (1 экземпляр) или СПОЗУ. Обязательно наличие места размещения ИЖС.

Сложнее обстоит ситуация, когда постройка возведена в пределах территории с историческими сооружениями. При таких обстоятельствах строительная компания в срок до 10 суток с момента получения разрешения обязуется передать следующие сведения:

  • Раздел проекта объекта капстроительства.
  • Описание внешнего вида сооружения ИЖС (кроме случаев, когда строительные работы планируется вести по типовому проекту).

Застройщику предоставляется возможность выбора одного из рассмотренных выше вариантов.

Необходимость передачи упомянутых выше бумаг рассмотрена в ГрК РФ (статье 51, пункте 18). Информация поступает в специальную систему, обеспечивающую работу в градостроительной сфере. Бумаги (их копии или данные, которые в них находятся) можно передавать в цифровом виде.

Как только разрешение на строительные работы (восстановление) объекта получено, на ЗУ для строительства ИЖС или ЛПХ можно приступать к выполнению работ. После завершения упомянутых мероприятий начинается процесс ввода сооружения в эксплуатацию.

Тонкости ввода объекта в работу

Когда на руках есть разрешение на строительство и переданы необходимые бумаги, можно планировать, что делать дальше. Следующим этапом является получение разрешения на ввод объекта в работу. Эта бумага подтверждает факт завершения строительных (реконструкционных) работ с учетом норм ГрК РФ. Предоставление разрешения на ввод объекта в работу осуществляется бесплатно.

Чтобы получить упомянутый документ, требуется прийти в орган архитектуры, выдавший разрешение на строительные работы. Там требуется оформить заявление и передать:

  • Бумаги, свидетельствующие о возможности пользоваться ЗУ.
  • ГПЗУ, который передавался для получения разрешения на строительные работы. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, потребуется ПМТ или ППТ.
  • Акт приема сооружения капстроительства (если работы ведутся на базе подрядного соглашения).
  • Разрешение на строительство.
  • Бумаги, подтверждающие соответствие возведенного (восстановленного) ОКС нормам, прописанным в техрегламенте. При этом бумага подписывается застройщиком.
  • Документация, свидетельствующая о соответствии возведенного (восстановленного) ОКС техусловиям. В документе должна быть подпись представителей компаний, которые в будущем будут эксплуатировать сети ИЖС.
  • Схема с отображением пределов ЗУ. Потребуются сведения о расположении сетей ИТО и построенного объекта, а также СПОЗУ.
  • Заключение органа госстройнадзора (если это предусмотрено). Уполномоченная структура проверяет соответствие сооружения техрегламенту, проекту и техническому плану ОКС.

Если указанные выше бумаги находятся в распоряжении органов государственной (муниципальной) власти, они запрашиваются без привлечения застройщика. Но для ускорения процедуры документы лучше предоставить самостоятельно.

Как только здание введено в эксплуатацию, требуется пройти регистрацию в ЕГРН. Она разрешена даже для незавершенного строительного объекта при готовности от 70% и более (до ввода в работу). Минус в том, что прописаться в таком объекте не выйдет, поэтому придется заканчивать работы, а уже после проводить необходимые процедуры.

Градостроительным законодательством линейные объекты выделяются в качестве отдельного вида строительных объектов ввиду их специфики.
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) линейные объекты — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
На основании пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.
Согласно части 1.1 статьи 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 указанной статьи, согласно которой выдачи разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства вспомогательных сооружений, строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, а также в случаях, если в соответствии с ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В Вологодской области перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, утвержден Постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2012 № 348.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального Закона «О государственной регистрации» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана такого сооружения и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено сооружение, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Согласно пункту 43 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана сооружения включаются сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположен объект недвижимости.
В силу пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

< Предыдущая

Оставьте комментарий