Регулировочный клапан отопления

В отопительных системах традиционного типа используют регуляторы потока, к которым относятся следующие элементы:

— проходные краны, снабжённые дросселями;

— балансировочные клапаны;

— задвижки;

— шаровые краны;

— запорные вентили;

— регуляторы расхода, которые автоматически ограничивают расход воды до нужного значения;

— регуляторы давления, которые поддерживают нужный уровень перепада давления в термостатах.

Задвижкой является элемент, который составляется из шпинделя и корпуса. В нижней части задвижки монтируются диски затвора. Поворот маховика в конструкции затвора перемещает шпиндель вниз либо вверх внутри корпуса. В процессе опускания шпинделя затворные диски раздвигаемы клином. При этом полностью прекращается поток теплоносителя.

Задвижки используют для того, чтобы было возможным отключение отдельного участка отопительной системы. В связи с такой необходимостью задвижки монтируются почти на всех участках трубопровода системы отопления. В том числе задвижками снабжаются подводки к водонагревательным котлам.

Балансировочные клапаны и дроссельные шайбы применяют для того, чтобы автоматически поддерживать постоянную разность давления в системах отопления двухтрубного типа. Эти элементы управления потоком теплоносителя также требуются для автоматической стабилизации расходования воды в системах отопления однотрубного типа.

Краны с дросселями и проходные краны монтируются на стояках, магистралях и подводках к приборам отопления. Проходные краны работают так же, как и задвижки. Однако конец шпинделя у них соединяется с золотником. Когда шпиндель опускается, то прокладка золотника плотно прикрывает отверстие, имеющееся в корпусе крана. При этом движение теплоносителя через узел прекращается. Проходные краны с дросселями в настоящее время становятся популярными. Вызвано это тем, что они обладают значительными достоинствами в сравнении с балансировочными клапанами.

Балансировочные клапаны — это дросселирующие устройства, которые используемы при регулировке водной отопительной системы в процессе монтажа. Цель этих устройств — обеспечение правильного распределения потока теплоносителя. У балансировочных клапанов несколько функций. Это, кстати, их главное положительное свойство. Балансировочные клапаны способны регулировать расход теплоносителя, работать в режиме задвижки, а также замерять уровень температуры и перепада давления теплоносителя.

Есть модели балансировочных клапанов, которые оснащаются приспособлением для дренажа системы отопления, который происходит при сливе теплоносителя из неё. При всей массе своих преимуществ, балансировочные клапаны весьма недороги.

Однако, у балансировочных клапанов также имеются недостатки:

— сложности сервисного обслуживания;

— дорогостоящая аппаратура, которая необходима для настраивания клапана.

Балансировочные клапаны изготавливаются со следующими соединениями: фланцевыми, резьбовыми, комбинированными, сварными. Они могут, в отличие от термостата, монтироваться в любом из положений. Однако нижнее расположение входа измерителя, всё-таки, более удобно при эксплуатации. Поток сквозь клапан должен производится в направлении, которое указывается стрелкой на корпусе.

Шаровые краны. Такие краны ныне заменили практически все другие подобные устройства (например, вентили). Они используются как в отопительных системах, так и в системах горячего и холодного водоснабжения. Исходя из простоты внутреннего обустройства, они более надёжны и совершенны, нежели другие виды запорно-регулирующих аппаратов.

Шаровой кран представляет собой устройство, которое составляется из корпуса. Внутри корпуса есть шар, наделённый отверстием в виде цилиндра. Этот шар окружён рядом тефлоновых колец. Шток крана выполняется в виде бабочки либо рычага. Шар вращается вокруг своей оси с помощью штока. Сальник штока, который является самым важным элементом крана, может быть разборной и неразборной конструкции.

Есть мнение, что шаровой кран, который выполнен с разборным сальником, является лучшим. Конечно, такой кран, в случае протечки, можно довольно быстро демонтировать, разобрать и починить. Однако кран, у которого сальник выполнен в виде неразборной конструкции, гораздо надёжнее, а также имеет больший срок службы и меньшую вероятность наработки на отказ. Следовательно, в нём намного реже происходят протечки: он герметичен.

Шаровые краны по пропускной способности разделяют на:

— стандартные — с величиной прохода порядка 70-80%;

— неполнопроходные — с величиной прохода около 40-50%;

— полнопроходные — величина прохода лежит в пределах 90-100%.

Из-за того, что шаровые краны могут быть настроены лишь на положения «открыто» и «закрыто», их не рекомендуют устанавливать на подводах к приборам отопления.

В систему отопления зачастую входят механизмы регулирования и механизмы обеспечивающие безопасность эксплуатации. По другому их называют клапанами систем отопления. При помощи данных элементов регулировки происходит изменение параметров теплоснабжения, они также обеспечивают стабильное функционирование и производят автоматическую настройку. Рассмотрим клапаны и регуляторы системы отопления, так как предназначения и функции у них различаются.

Трехходовой клапан отопления

Обычно автоматикой котла не может быть обеспечена потребность в воде с разной температурой для нескольких контуров системы отопления. На помощь приходит трехходовой термостатический смесительный клапан системы отопления, который поддерживает необходимые тепловые параметры теплоносителя в контурах системы отопления, а также малом контуре системы.
На вид клапан походит на простой тройник, металл — бронза или латунь. Вверху данного тройника устанавливается регулировочная шайба, под которой имеется материал чувствительный к перепаду температур. И при необходимости он давит на рабочий шток, выходящий из корпуса. Основная задача клапана основана на удержании температуры теплоносителя на выходе в заданных пределах, путем добавления холодной или горячей воды. При неподходящих температурных изменениях, внешний привод клапана давит на шток. Далее конус выходит из седла и открывается проход между всеми каналами. В ходе работы, контроль за трехходовым клапаном согласно температуре исполняется наружным приводом.

Обратный клапан отопления

В сложной системе отопления присутствует довольно большое количество вспомогательных элементов, задача которых обеспечить надежность и бесперебойность работы. Одним из этих элементов является обратный клапан системы отопления. Обратный клапан ставят для того, чтобы не было протока в обратную сторону. Его элементы обладают очень большим гидравлическим сопротивлением. В связи с этим обстоятельством существуют ограничения по использованию обратных клапанов в системе отоплении с естественной циркуляцией. В такой системе слишком малое давление. При минимальном давлении необходимо ставить гравитационные клапаны с поворотной заслонкой, некоторые из них могут срабатывать при давлении в 0,001 Бар. Основная деталь обратного клапана — это пружина, применяемая почти во всех моделях. Именно пружина перекрывает затвор при изменении нормальных параметров. Это и являет собой принцип работы обратного клапана.

Необходимо учитывать рабочие параметры в той или иной системе отопления. В связи с чем подбирать клапан системы отопления, который имеет необходимую упругость пружины.
Применяемая в отопительных системах запорная арматура обычно изготавливается из следующих материалов: сталь; латунь; нержавеющая сталь; серый чугун.
Обратные клапана подразделяются на следующие виды: тарельчатые; лепестковые; шаровые; двустворчатые. Различаются эти виды клапанов запирающим устройством.

Регулирующие (запорно-регулирующие) клапаны отопления

Регулирующие и запорно-регулирующие клапаны отопления осуществляют систематическое изменение потока теплоносителя, от максимума до минимума, при открытом и закрытом положении клапана. Отсечные или запорные клапана управляют теплоносителем дискретно при полностью открытом или полностью закрытом положении затвора. В состав регулирующего клапана входят три основные блока: корпус, дроссельный узел и привод клапана. Запирающим и регулирующим элементом клапана является дроссельный узел. При выборе втулки, седла, плунжера следует обращать внимание на условия эксплуатации клапана. Учитывается среда и ее температура, наличие примесей, пропускная способность. Основным и важным значением в работе клапана является правильное направление подачи рабочей среды. Обычно оно промаркировано стрелкой на рабочей поверхности корпуса.

Термостатический клапан

В современных реалиях терморегулирующий вентиль — это предварительная норма современного и надежного оборудования в системе отопления. Температура вентиля автоматически регулируется. Работа смесительного клапана системы отопления для радиаторов заключается в ограничении уровня подачи на отдельный радиатор отопления. Шток вентиля производит движения на открытие и закрытие отверстия. Через это отверстие происходит поступление теплоносителя в радиатор. При нагревании вентиля с термостатической головкой, осуществляется закрытие входного отверстия, вследствие чего уменьшается расход теплоносителя. Вентиль терморегулирующийся постоянно изменяет свое положение. И немаловажным фактором является качество материалов на основе которых изготавливается данное изделие. Изделие может выходить из строя из-за заедания штока, а также значительной коррозии и прорыва уплотняющих материалов. Но и в случае выхода терморегулирующего вентиля из строя можно продлить срок его эксплуатации, заменив термостатический элемент.

Клапана системы отопления с термоголовками отличаются в зависимости от формы и варианта подвода к системе теплоснабжения. Они могут быть угловые при подводе к радиаторам с пола, также бывают прямые, которые соединяют трубы с батареей относительно поверхности стены. Осевые, в основном, при соединении труб из стены к батареи. При боковом подключении батарей необходим специальный комплект. В нем используются термостатические головки и клапана. Заведомо батареи идущие с нижним подключением, оборудованы вкладышами клапанного типа.

Регулятор давления

Работа батарей и насоса нарушается в следствии высокого либо низкого уровня давления. Избежать данного негативного фактора поможет правильный контроль в системе отопления. Давление в системе играет значительную роль, оно обеспечивает гарантию попадания воды в трубы и радиаторы. Потери тепла сократятся, если давление будет стандартным и поддерживаться. Здесь приходят на помощь регуляторы давления воды. Их миссия, прежде всего, охранять систему от слишком большого давления. Принцип работы этого устройства основан на том, что клапан системы отопления, находящийся в регуляторе, работает как выравниватель усилий. От типа давления регуляторы классифицируются на: статистические, динамические. Выбирать регулятор давления необходимо основываясь на пропускную способность. Это способность пропускать нужный объем теплоносителя, при наличии необходимого постоянного перепада давлений.

Перепускной клапан отопления

Для сброса рабочей среды служит перепускной клапан терморегулятора системы отопления, который функционирует в обратку при значительном повышении давления. Как правило давление растет за счет достижения установленной в ручном режиме максимальной температуры, подача теплоносителя в радиатор снижается, в следствии чего давление и повышается. Перепускные клапаны системы отопления, в основе своей, предназначены для того, чтобы обеспечить стабильную разность между обратным и подающим трубопроводом. При уменьшении тепловой нагрузки, термостатические вентили закрываются, что приводит к перепаду давления между трубопроводами. В следствии использования перепускного клапана снижается нагрузка на насос, увеличивается температура в обратке, происходит защита котла от коррозии. Область применения перепускного клапана системы отопления довольно широка, он также используется для предотвращения шумообразования терморегуляторов. Установка перепускных клапанов осуществляется не только у нерегулируемого насоса, но и на перемычки стояков.

Клапаны предохранительные

Источником опасности является любое котельное оборудование. Котлы считаются взрывоопасными, так как имеют водяную рубашку, т.е. сосуд под давлением. Одно из самых надежных и распространенных предохранительных устройств, сводящее опасность до минимума — это предохранительный клапан системы отопления. Установка данного приспособления обусловлена защитой систем отопления от избыточного давления. Зачастую такое давление возникает в результате закипания воды в котле. Предохранительный клапан ставится на подающем трубопроводе, как можно ближе к котлу. Клапан имеет довольно простую конструкцию. Корпус изготовлен из латуни хорошего качества. Основным рабочим элементом клапана является пружина. Пружина в свою очередь действует на мембрану, которая закрывает проход наружу. Мембрана выполнена из полимерных материалов, пружина из стали. Выбирая предохранительный клапан следует учитывать, что полное открытие происходит при повышении давления в отопительной системе над значением на 10%, а полное закрытие при снижении давления ниже срабатывания на 20%. В следствии данных характеристик необходимо выбирать клапан с давлением срабатывания выше 20-30% от фактического.

Балансировочный клапан

Балансировочный клапан системы отопления предназначается для регулирования проходимого теплоносителя. Жидкость потребляется в зависимости от давления. Чем больше давление, тем больше потребляется жидкости. Установка данного прибора происходит на стояках. Отбалансированная система обеспечивает беспрерывную работу. Ручной клапан используется как диафрагма, автоматический поддерживает давление и потребление в стояках. Ручной балансирный клапан может перекрывать систему. Конструкция представляет собой устройство вентильного типа. Ручные клапаны могут устанавливаться в паре с запорными.

Регулятор расхода

Установив приборы учета энергии, закономерно возникает вопрос, как можно регулировать и контролировать подачу теплоносителя, ограничивать или добавлять его расход. Для этого существуют всевозможные автоматические регуляторы, применение которых позволяет экономить, они работают от датчиков температуры наружного воздуха и датчиков обратного трубопровода. Еще одно преимущество регуляторов температуры — это контроль температуры непосредственно в месте установки радиатора, в отличии от других устройств. Данное преимущество дает приоритет в получении равномерного температурного фона для комфортного пребывания в помещении. Регулятор предотвратит перегрев воздуха в помещении, чего не всегда смогут отследить датчики на централизованной автоматике. Представляется возможность регулировать температуру для каждой комнаты в отдельности. Иногда решая вопрос регулировки устанавливают обычные краны. Конечно данное решение уменьшает финансовые затраты, но лишает ряда полезных преимуществ. У крана ограниченная функциональность на открытие и закрытие. Существует опасность остановить или завоздушить стояк. Регулируя отопление при помощи кранов невозможно добиться необходимого температурного режима. Используя автоматические регуляторы можно наладить систему точно и эффективно.

После появления шаровых кранов можно было бы подумать, что, наконец то, вопрос выбора запорной арматуры для дома, решён раз и навсегда. К сожалению, это оказалось не так – наряду с положительными качествами, шаровые краны принесли с собой, так же, и массу проблем. Простота использования шарового крана, по сравнению с вентилем, затмила его очевидные недостатки, на которые никто не обращает внимания. Кстати сказать, в Европе больше распространены вентили и коллекторы с вентилями, а не с шаровыми кранами.

Начну с положительных качеств шаровых кранов, которые не важны для рядового пользователя, но я, как работник коммунального хозяйства, не могу о них не сказать – для меня это очень важно. Прежде всего, шаровые краны здорово облегчили сантехнику обслуживание отопительных систем. Для того, кому приходилось работать с чугунными пробковыми кранами, да и бронзовыми, тоже, шаровые краны явились, просто, «манной небесной». Повернуть шток старого чугунного пробкового крана, в случае необходимости перекрыть стояк отопления, не всегда было возможно; да, что там говорить: в большинстве случаев было невозможно, а шаровые краны позволили кардинально решить эту проблему. Если раньше, иногда, из – за какого – нибудь пустяка, приходилось сливать всю воду из системы отопления (если дефект был на нижних этажах), то шаровые краны позволили отсекать дефектный участок и производить необходимый ремонт, не затрагивая работу всей системы отопления, что, особенно ценно было в зимний период. Шаровые краны позволили убрать вентили со стояковых врезок в верхних (чердачных) розливах отопления, что повысило эффективность систем отопления и, в большинстве случаев, решило проблему не работающих конечных стояков отопления.

В системах водоснабжения шаровые краны, так же, помогли, отчасти, решить проблему не перекрывающихся стояков по причине износа прокладок в вентилях. Такая помощь была весьма кстати потому, что рабочих рук всегда не хватало и прокладки в стояковых вентилях меняли только в случае крайней необходимости, когда доступ к водомеру был, по той или иной причине, затруднён; в большинстве же случаев, вода, при необходимости, отключалась в водомере на весь дом. Если для работника аварийной службы такое состояние дел было лишней помехой в работе, то для работника жилконторы, как это ни странно, отсутствие возможности перекрыть стояк при необходимости, являлось источником дополнительного заработка. Так, как из – за ветхости вентилей на стояках в подвале нет возможности перекрыть конкретный стояк и необходимо, для выполнения работы, перекрыть воду в водомере на весь дом, то работа эта «гораздо сложнее», а, следовательно, больше должна быть и оплата за отключение воды. Плюс к этому, если водомер находился в помещении, например, кафе или парикмахерской, то можно получить деньги ещё и с них, за подтяжку текущих сальников задвижек. Развал коммунального хозяйства и ветхость инженерных сетей зданий оказались выгодны на всех уровнях. Некоторые сантехники очень ревностно следили, чтобы запорная арматура была в их хозяйстве в «надлежащем виде». Несколько раз приходилось быть свидетелем, когда после устранения аварии и установки новой запорной арматуры, местный обслуживающий сантехник отворачивал головку вентиля и выбрасывал прокладку вместе с золотником; чтобы никто не смог починить вентиль.

Вывод: основное преимущество шарового крана перед вентилем – это отсутствие прокладок, требующих замены.
Недостатками являются все остальные эксплуатационные качества шаровых кранов, которые, ни в коей мере, не сможет компенсировать одно единственное достоинство. Особенно это актуально для простого обывателя – замена прокладки в вентиле пустяковое дело, а служит она очень долго и, даже, попавшие в прокладку небольшие механические частички, не являются большой помехой для использования вентиля по назначению.

Главный недостаток шарового крана – это его надёжность или, вернее, не надёжность. Вентиль может не перекрывать воду, при повреждённой прокладке, но он никогда не являлся причиной создания аварийной ситуации. Вентиля никогда не разваливались на части потому, что имеют более надёжную конструкцию – в отличии от шарового крана; корпус вентиля представляет собой монолитную конструкцию. Корпус шарового крана состоит из двух составляющих (очень редко, из трёх) и является разборным. В большинстве случаев, два элемента соединяются между собой при помощи внутренней и наружной резьбы (вроде, двух фитингов), но, крайне редко, встречается и другой принцип соединения; при котором две части шарового крана стягиваются вместе при помощи четырёх резьбовых шпилек или болтов. Я, конечно же, веду речь о конструктивных особенностях и способе сборки шаровых кранов, наиболее часто использующихся (до 1ˮ), исключительно, в мирных целях, в домашнем хозяйстве потому, что принципов сборки корпусов шаровых кранов огромное множество, но они не применяются в домашней разводке труб. Сборный корпус шарового крана и представляет основную опасность при эксплуатации. Наружная резьба корпуса крана имеет очень тонкие стенки (менее 1 мм) и очень хрупкая; к тому же, длина резьбы, в среднем, всего 6, 6 мм (кран ¾ ˮ); на этой длине помещается всего 3 – 4 нитки мелкой резьбы. Такая резьба требует к себе очень бережного отношения; поэтому, при монтаже не допустимы ни какие перекосы соединяемых элементов водопроводной или отопительной систем и требуется идеальная их соосность. Инженерные системы из полимерных труб позволяют, более – менее, удовлетворить этим техническим требованиям, а вот при монтаже трубопроводов из стальных труб, выполнить монтаж с соблюдением требований соосности всех составляющих, невозможно. Даже резьбы на фитингах, особенно стальных, не имеют идеальной центровки и не всегда позиционируются строго оси фитинга. Сварные соединения, тем более, невозможно выполнить соосно. Если толстостенные корпуса чугунных пробковых кранов или вентилей позволяли вести монтаж без всяких «нежностей», то шаровые краны без строгого соблюдения норм монтажа могут явиться причиной протечек. Плохо ещё и то, что на российском рынке присутствует масса подделок шаровых кранов, корпуса которых выполнены из какого – нибудь дешёвого металла; вроде силумина. Есть множество прецедентов, когда корпуса таких кранов, просто, рассыпались на части без всякого внешнего воздействия. К сожалению, отличить подделку от подлинника, в большинстве случаев, невозможно и только при эксплуатации начинают проявляться те или иные дефекты изготовления. Существует совершенно глупый критерий оценки качества шарового крана при покупке – сделать небольшую царапину на корпусе крана, в том случае, когда корпус крана имеет белое покрытие, и если под белым покрытием просматривается жёлтый металл, то, значит, кран качественный; ну, а все шаровые краны, имеющие жёлтый корпус без покрытия, изначально «хорошие». Почему то, в сознании обывателя, жёлтый металл всегда ассоциируется с качественным металлом – латунью или бронзой (в случае технических изделий). Отчасти это верно, но и латунь, и бронза – это сплавы различных металлов и марок латуни и бронзы великое множество. Жёлтый цвет корпуса изделия можно получить, не обязательно, используя дорогостоящие компоненты, чем и пользуются недобросовестные производители. На вере обывателя в то, что всё жёлтое – золото, здорово наживаются некоторые сети ювелирных магазинов, предлагая обменять старые золотые украшения на новые. Обывателю предлагают обменять старые ювелирные украшения, соответствующие ГОСТу, на современные, изготовленные из какого — то жёлтого металла, выдаваемого за золото; и народ несёт, меняет, да ещё и с доплатой. Так, что жёлтый металл, совсем, не показатель качества изделия и при покупке шарового крана приходится, иногда, полагаться на везение потому, что продавец сам не всегда знает все каналы поставок товара.

Очень аккуратным нужно быть не только при монтаже шаровых кранов, но и при ремонтных работах, когда из резьбы крана необходимо вывернуть фитинг. В этом случае, так же, представляет опасность разборный корпус шарового крана и если не придерживать ключом шаровый кран за корпус, то, при разборке, может отвернуться не фитинг, а сам корпус; что происходит очень часто. Два элемента корпуса шарового крана собраны на анаэробный герметик, по – этому такое соединение, ни в коем случае, нельзя считать абсолютно надёжным и при работе необходимо соблюдать предельную осторожность.

Шаровые краны не особенно долговечны, особенно в системах отопления, и через 3 – 4 года эксплуатации начинают слегка пропускать воду после закрывания; у настоящих фирменных кранов срок эксплуатации несколько больше. Срок эксплуатации шарового крана зависит от степени кальцинирования воды (содержания в ней различных солей), которые со временем откладываются на запирающем элементе крана и, при повороте шара, царапают фторопластовое кольцо. По этой причине, шаровый кран должен обязательно эксплуатироваться или в полностью открытом, или в полностью закрытом положении; но, даже, не смотря на соблюдение этих требований, поверхность запирающего крана покрывается налётом, который работает, как наждачная бумага. О налипании солей на запирающий шар говорит сложность его поворота, при длительной эксплуатации крана без движения запирающего элемента; иной раз, приходится приложить значительное усилие для того, чтобы перекрыть воду и без какого – нибудь инструмента бывает не обойтись. Шаровый кран, ни в коем случае, нельзя использовать в качестве регулирующей арматуры; поэтому, вся регулирующая арматура и в системах водоснабжения, и в системах отопления вентильного типа.

Ещё одно слабое место шаровых кранов – сальники поворотного штока. Сальниками служат резиновые кольца, которые, по словам производителя «не бояться ни каких физико — химических воздействий и имеют продолжительный срок службы», но на практике это не так. Сальниковые колечки уже через 2 – 3 года теряют свои герметизирующие свойства, теряют эластичность и начинают пропускать воду. Есть два вида шаровых кранов – с сальниковой гайкой и без неё. При наличии сальниковой гайки, в случае образования течи, её можно просто подтянуть; при отсутствии же сальниковой гайки замена сальникового кольца представляет из себя слишком трудоёмкую операцию и не имеет смысла – проще заменить кран на новый. При наличии сальниковой гайки и при износе резинового кольца и отсутствии нового, для восстановления герметичности можно использовать лён, Тангит, и ленту ФУМ, скрученную в жгут.

Нельзя не обратить внимания ещё на один, довольно, существенный недостаток шаровых кранов – не возможность, вернее возможность только при очень большой ответственности, заполнить пустую водопроводную или отопительную систему, открывая воду понемногу, плавно наращивая давления в системе, без гидравлических ударов. К сожалению, в большинстве случаев, шаровый кран открывают полностью или, в лучшем случае – на половину; но, даже, открытый на половину шаровый кран создаёт гидравлические удары; отсюда и сорванные гибкие подводки.

Итак, подведём итоги:
Недостатки: не надёжный сборный корпус; не долговечность и не возможность ремонта, при потере запирающих качеств; высокая требовательность к соблюдению норм монтажа и к аккуратности монтажника; трудность с поворотом шара, при попытке перекрыть воду, при длительном сроке его эксплуатации без движения; не возможность использования в качестве регулирующей арматуры; необходима большая степень ответственности и профессионализма при заполнении пустой водопроводной и отопительной систем.
Достоинства: не требуют замены прокладок, как вентили; не препятствуют потоку воды.

Список недостатков шарового крана во много раз превышает список его достоинств, а замену запирающей прокладки в вентиле, вряд ли, можно считать большим недостатком. Тему для данной статьи дала очередная авария, к тому же, статья является выражением огромного огорчения по поводу появления не качественной продукции и её фальсификации всё в большем и большем размере. Такое впечатление, что наша страна превратилась в большую помойку, куда свозят весь брак со всего мира. После прочтения данной статьи может показаться, что я ярый противник шаровых кранов, но это совсем не так – я противник не качественной, фальсифицированной продукции и меня огорчает наш убогий уровень жизни, вынуждающий покупателя экономить на всём, в том числе, покупая заведомо не качественные вещи; что бы уложиться в бюджет. В моей домашней водопроводной разводке сохранился ещё настоящий фирменный итальянский кран, который служит уже 17 лет и легко работает, и полностью перекрывает воду, и сальники не текут; но, к сожалению, всё купленное позже, приходится менять время от времени. Шаровые краны уже прочно вошли в нашу жизнь, к ним привыкли и они просты в эксплуатации, но я хочу дать вам один совет: покупайте шаровые краны только фирменные и в специализированных магазинах. Для дачи вы можете покупать краны где угодно и какие угодно, но в городскую квартиру обязательно необходимо покупать только качественную запорную арматуру, ни в коем случае, не экономя на этом.

Конечно, вентили не лишены недостатков, такое, просто невозможно, но эти недостатки, всё таки, не такие серьёзные, как у шаровых кранов. Кроме замены запирающей прокладки, вентиль имеет ещё один недостаток — запирающие элементы (золотник и прокладка) имеют большую площадь, по сравнению с шаровым краном, для отложения солей. Эти соли, при вращении штока, отваливаются и если после вентиля нет фильтра, то могут стать причиной ухудшения подачи воды в смывной бачок и забивают сетки аэраторов смесителей. При наличии фильтров грубой очистки эта проблема сводится к минимуму, да и количество механических частиц не так уж и велико. После закрывания шарового крана на смывной бачок, тоже, перед присоединением гибкой подводки, необходимо всегда открыть кран и пропустить воду, опустив шланг в ведро или направив в унитаз; на запирающих элементах крана, как и вентиля, накапливается не мало грязи.
К недостаткам вентилей можно отнести ещё и потерю давления воды, в следствии поворотов потока воды, но для домашнего хозяйства это не существенно; к тому же существуют типы вентилей у которых запорный механизм расположен не перпендикулярно корпусу вентиля, а наклонно. Такая конструкция вентиля позволяет свести потерю давления к минимуму.

Вентиль можно запросто чинить и все его составляющие элементы имеют, практически не ограниченный срок службы. Конечно же, я имею в виду бронзовые вентили. Кроме замены прокладки, вентиль ещё требует, время от времени, набивки сальника. Набивка сальника – простейшая операция, по – силам каждому. Для набивки сальника используется сальниковая набивка (пенька, пропитанная специальным жиром). При её отсутствии, как и в случае с шаровыми кранами, для набивки сальника можно использовать лён, Тангит, ленту ФУМ, скрученную жгутом. Для набивки сальника, необходимо закрыть вентиль. Снять маховик и отвернуть сальниковую гайку. Под гайкой находится специальная уплотнительная сальниковая шайба, которую необходимо поднять по штоку вверх. Откроется сальниковая камера, в которую необходимо уложить небольшое количество сальниковой набивки и, поставив на место шайбу, прижать её гайкой. Не следует слишком сильно затягивать гайку потому, что при сильной затяжке, трудно будет вращать шток. Одеваем маховик на место и фиксируем винтом или гайкой (в зависимости от конструкции). Второй вариант сальникового узла, представленного на фото, без накидной гайки и набивка его ещё проще. В современных вентилях, в качестве сальникового уплотнения могут использоваться резиновые, силиконовые или полимерные кольца. Работа выполнена; можно открыть подачу воды и помыть руки.

Главным достоинством вентиля является возможность плавного наращивания давления в системе, что очень важно для продления срока её бесперебойной работы.
Спорить о том, что на самом деле лучше: вентиль или шаровый кран – бессмысленно. И то и другое хорошо при правильном использовании. Производители запорной арматуры выпускают и то, и другое, оставляя выбор за потребителем, а потребитель делает свой выбор на основании совета друзей, соседей или подсмотренных примеров разводки труб в гостиницах и других местах общего пользования.
Правильный выбор – это покупка только качественной запорной арматуры.
ПВН

Подключение отопительных приборов с использованием правильно подобранной запорно-регулировочной арматуры улучшает функциональность системы отопления, делает удобнее эксплуатацию. Кран для радиатора отопления должен быть изготовлен из качественных материалов и правильно смонтирован.

Радиаторный кран

Арматура для радиаторов отопления подразделяется на запорную (перекрывает поток теплоносителя) и регулирующую (предназначена для управления интенсивностью потока). Кранами является только запорная арматура, регулирующая – это клапаны и вентили. Но в быту под кранами подразумевают все виды запорно-регулировочной арматуры.

Функциональное назначение

Зачем комплектовать радиатор кранами? Их установка при подключении отопительных приборов дает возможность:

  • полностью отключать радиаторы, если по каким-либо причинам помещение временно не требуется отапливать;
  • перекрывать подачу теплоносителя для промывки или ревизии отдельных радиаторов без слива теплоносителя из всей системы;
  • регулировать в ручном или автоматическом режиме интенсивность теплоотдачи батарей, поддерживая комфортный температурный режим в помещении;
  • удалять воздушные пробки из радиаторов, повышая эффективность системы и снижая риск коррозии металлических элементов.

Виды кранов для батарей

Для установки на батарее предназначаются:

  • запорная арматура для радиаторов (шаровые краны полуоборотные);
  • воздушные спускные клапаны (ручной кран Маевского, автоматические воздухоотводчики);
  • балансировочные вентили для радиаторов;
  • регулировочные вентили, оснащенные термоголовками (клапаны термостатические);
  • краны для слива теплоносителя.

Чтобы определиться, какие краны ставить на радиаторы отопления, необходимо разобраться в принципах действия и предназначении каждого устройства.

Кран Маевского

Это ручной воздушный клапан для радиатора отопления, который позволяет удалять воздушные пробки из батарей. Вместо механического крана Маевского допускается установка автоматического воздухоотводчика, но эти изделия выглядят не так эстетично.

Кран Маевского состоит из полимерного корпуса, в который впаяна шайба с резьбой в сквозном конусообразном отверстии. С внешней стороны в шайбу ввинчивается конус соответствующих размеров, также оснащенный резьбой. Для вкручивания и выкручивания конуса предусмотрено углубление под отвертку или специальный ключ, который входит в комплектацию изделия.

Схематичное изображение крана Маевского

Также на корпусе имеется пластиковая шайба с отверстием, через которое и стравливается воздух. Для этого требуется вставить отвертку или ключ в углубление и повернуть конус на один оборот. Когда из отверстия начинает течь вода, запорный конус ввинчивают до упора обратно.

Важно! Рекомендуется устанавливать клапан с углублением под отвертку, так как ключ может затеряться. Ни в коем случае нельзя вывинчивать запорный конус полностью – давление в системе не даст установить его обратно.

Шаровые краны: виды и параметры

При монтаже каждого радиатора желательно поставить два шаровых крана или шаровой на подачу и регулировочный – на обратку. Шаровые краны – это запорная арматура, позволяющая перекрывать поток теплоносителя и демонтировать радиаторы без слива теплоносителя из всей системы.

Устройство шарового крана

Ключевым элементом устройства является стальной шар с отверстием для прохода теплоносителя. Шар закреплен на штоке, и при повороте рукоятки на 90 градусов он разворачивается и полностью перекрывает поток среды.

Шаровые краны различаются:

  • по материалу изготовления корпуса (латунь, силумин, полипропилен);
  • по конструкции (прямой и угловой);
  • по пропускной способности (у полнопроходных отверстие в шаре практически совпадает с диаметром трубы, у стандартных – составляет 70-80% от этого показателя).

Рассматривая, какие краны лучше ставить на радиаторы, предпочтение стоит отдать полнопроходным, так как они не уменьшают проходимость системы и не снижают теплоотдачу приборов отопления.

Вентили с термоголовками

Термостатический вентиль для радиатора отопления дает возможность управлять температурой в помещении. В зависимости от модели, настройка термоголовки на определенную температуру выполняется вручную или работа клапана гибко регулируется автоматическим устройством. Под воздействием термоголовки смещается шток вентиля, изменяя его проходное сечение.

Вентиль с термоголовкой

Если установленный термоклапан не имеет функции блокировки потока теплоносителя, дополнительно требуется смонтировать запорный кран, чтобы полноценно обслуживать батарею.

Краны промывочные

Промывочный кран на радиатор предназначен для слива теплоносителя в процессе промывки системы. В конструкцию сварного промывочного крана входит металлический корпус, резиновая прокладка и длинный шток. Чтобы открыть такой кран, используется газовый ключ или пассатижи.

Промывочный кран

Данное устройство имеет существенный недостаток – резиновая прокладка легко разрушается при эксплуатации крана, что приводит к аварийной ситуации. Вместо сварного промывочника на радиатор рекомендуется поставить радиаторную пробку либо переходник с пробковым вентилем.

Балансировочный вентиль

Вентиль балансировочный для отопления дает возможность отрегулировать температурный режим работы отопительных контуров. Если радиатор не снабжен термостатическим вентилем, используют механический клапан настроечный, у которого вручную задают диаметр проходного сечения, исходя из показаний давления в трубопроводе на отрезках до и после крана.

Балансировочный вентиль

В системах с корректировкой температуры батарей при помощи термостатических вентилей, автоматический регулировочный кран отвечает за балансировку давления. Балансировочный регулирующий кран монтируют на трубу обратки.

Правильный выбор регулировочных кранов

Регулировочные краны для радиаторов отопления выбираются в зависимости от типа отопительной системы и требований к ее функциональности. Радиаторный регулятор может работать в ручном или автоматическом режиме. Принцип изменения нагрева отопительных приборов зависит от конструкции устройства, которые подразделяются на конусные и клапанные.

Выбирая вентиль на батарею отопления, обратите внимание на материал корпуса (сталь, латунь, комбинация этих металлов), качество использованных уплотнителей – от этого зависит надежность и долговечность изделий.

Типы и модели

Существуют следующие виды вентилей, позволяющие регулировать поток теплоносителя:

  • Конусные механические. Самый простой и дешевый вариант, проходное сечение устройства изменяется при перемещении штока, для чего необходимо вручную регулировать его положение. Рекомендуется эксплуатировать совместно с термометром. Слабым местом является резиновая прокладка, склонная к износу.
  • Полуавтоматические терморегуляторы прямого действия. Положение штока изменяется под воздействием термочувствительного элемента, когда температура теплоносителя достигает заданных параметров. Значение устанавливается вручную.
  • Автоматические терморегуляторы. Шток перемещается сервоприводами, которые приводятся в действие контроллером, получившим сигнал от температурного датчика. В зависимости от выбора потребителя, устройство реагирует на температуру нагрева теплоносителя или воздуха в помещении.

При расчете системы отопления следует учитывать, что установка кранов на батареи отопления снижает пропускную способность системы. Следует подобрать подходящий диаметр труб либо найти краны с максимальной пропускной способностью.

автоматический терморегулятор

Популярные марки

Хороший регулировочный кран – залог долговечности и надежности отопительной системы. Предпочтительнее использовать изделия зарекомендовавших себя брендов, в число которых входит:

  • Itap (Италия);
  • Oventrop (Германия);
  • Danfoss (Дания);
  • Luxor ( Италия);
  • Valtec (Италия и Россия, совместное производство).

Корпуса дешевой запорно-регулировочной арматуры изготавливаются из силумина – для этого сплава характерна повышенная хрупкость, такие изделия не рекомендуются к применению. Качественный корпус выполнен из стали или латуни, бронзы.

Ведущие производители вместо резиновых прокладок используют силиконовые уплотнители. В отличие от резины, которая теряет эластичность из-за высоких температур и рассыпается при механическом воздействии, силиконовые прокладки не теряют своих функциональных свойств на протяжении всего срока эксплуатации.

Монтаж кранов

Схема установки зависит от вида выбранной запорно-регулировочной арматуры.

Процесс установки крана

Наиболее распространены следующие варианты монтажа:

  1. В однотрубной системе центральной теплосети между радиатором и байпасом ставят 2 шаровых крана – на входящую и выходящую трубу. Это дает возможность оставить его заполненным при сливе теплоносителя из системы в период ремонта сети, отключать или демонтировать батарею для окрашивания, очистки, замены.
  2. В автономной двухтрубной системе на подающую трубу ставят термостатический клапан, а на обратную трубу – балансировочный вентиль, который будет отвечать за поддержание нормального рабочего давления.
  3. В автономной однотрубной системе на подающую трубу можно установить шаровой кран, а на обратную – регулировочный вентиль. Если у вентиля есть функция отсекания потока теплоносителя, второй шаровой кран на батарею отопления не требуется.

Монтаж шаровых кранов

Шаровые краны, которые устанавливаются на радиатор отопления, имеет два рабочих положения: «открыто» и «закрыто». Частично перекрывать поток теплоносителя, используя данный вид арматуры, запрещается. В результате неправильной эксплуатации устройство может выйти из строя и начать подтекать.

Устройство может иметь прямой или угловой вариант исполнения – выбор зависит от компоновки системы. Если между отсечной арматурой и радиатором не предусмотрена установка регуляторов, шаровой кран допускается ставить непосредственно на отопительный прибор, используя сгон – специальную дополнительную часть.

Перед установкой убедитесь, что параметры устройства (рабочее давление, максимально допустимая температура среды) соответствуют характеристикам отопительной системы. На корпусе крана обозначается направление потока – монтаж осуществляется в соответствии с меткой.

Вывод

Разобравшись, какие лучше краны для радиаторов отопления использовать, можно подобрать запорно-регулирующую арматуру с оптимальными параметрами для автономной системы в своем доме. На выбор влияют конкретные условия использования, требования к системе, финансовые возможности.

Если регулирование приборов отопления не требуется, достаточно установить запорную арматуру. Балансировка системы с постоянной температурой теплоносителя требует монтажа соответствующих клапанов или простых механических вентилей, чтобы отрегулировать поток на разных участках контура. При желании обеспечить индивидуальный температурный режим для каждого из помещений, не обойтись без термостатических вентилей – полуавтоматических или автоматических. Вложения в соответствующую регулировочную арматуру в дальнейшем окупятся за счет экономии энергоносителя.

Видео по теме:

Оставьте комментарий