Русская баня история

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.
История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

В.П. Рассохин. Бани на Неглинной

Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

А.М. Васнецов. Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

З.И. Летунов. Русские бани

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.
К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.
Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

В настоящее время популярность Русской бани очень велика. Кругом мы встречаем вывески и рекламу «Русские бани на дровах». В интернете появляется много сайтов с советами как построить Русскую баню и как в ней парится. Массово предлагается изобилие печей для такой бани. Большое количество строительных бригад обещают построить нам настоящую Русскую баню. А в умах любителей бани четко засела догма, что в Русской бане температура всегда около +100С или выше, причем чем она выше, тем лучше баня. В парной нужно как можно сильнее хлестаться веником и стойко терпеть невменяемо высокую температуру. Я и сам раньше придерживался такого же мнения, но вовремя переделал свою баню. О том, как это было я рассказал в своей авторской статье «Переделка бани под ключ в баню по уму»

Грустно видеть все это вокруг и осознавать, что большинство любителей бани даже близко не имеют понятия, что же такое настоящая Русская баня. В умах наших сограждан глубоко засело чудовищно извращенное и абсолютно неверное представление о Русской бане! А в многочисленных банных заведениях под вывеской «Настоящая Русская баня» в большинстве случаев скрывается далеко не полезная для здоровья баня, которая, приняв уродливые формы, переродилась из Русской бани в нечто непонятное и, уж точно, не имеющее отношение к настоящей Русской бане. Поэтому я начал тестировать коммерческие бани, в рекламе которых указывается, что это настоящие Русские бани. Результаты тестирования в разделе «Тестирование бань»

Многочисленные сайты в интернете, посвященные якобы Русской бане, по сути своей, являются копией других таких же безграмотных интернет ресурсов про бани. Их авторы, со страниц своих творений, дают нам советы, прикрываясь термином Русская баня, хотя абсолютно не понимают, что это и не имеют никаких знаний в этом вопросе. На страницах подобных сайтов «специалисты» учат строить нас якобы «Настоящую Русскую баню», в которой сами никогда не бывали, а все свои познания о ней черпают копируя такую же бессмысленную информацию со страниц других таких же сомнительных сайтов.

Большое количество строительных бригад повсеместно на скорую руку строят типовые бани «как у соседа» гордо называя их «Русской баней». Но не владея технологией строительства настоящей Русской бани, не владея знаниями что это такое и как это делать, лепят не всегда качественные деревянные коробки по тем же принципам, как строят сараи, гаражи, дачные домики. Выглядят такие бани красиво, но функционально абсолютно бестолковые. Не строители, не новые хозяева этих бань, даже не представляют, что их новая баня к Русской бане никакого отношения не имеет. А печи для бань, которые массово продаются и устанавливаются в такие строения, абсолютно не подходят для создания неповторимых режимов Русской бани. Они просто не способны нагреть камни для получения того самого легкого пара, за который и ценят настоящую Русскую баню.

Но к счастью, настоящие Русские бани еще окончательно не забыты, будучи вытесненными массовыми типовыми извращенными якобы «Русскими банями». Есть и в интернете ряд немногочисленных ресурсов, которые рассказывают о настоящих правильных банях, учат их строить, дают советы по подбору печей. Есть и специалисты по строительству и эксплуатации Русских бань, но их, к сожалению, крайне мало. Некоторые немногочисленные производители печей для бани начали выпускать печи, которые подходят для Русских бань.

Так что же такое настоящая Русская баня? Многим читателям это покажется как минимум странно, но температура в парной такой бани лежит в диапазоне +45- +60С. Влажность 50- 70%. Именно при таких температурах и влажностях происходит глубокий прогрев всего организма. Парная в Русской бани должна быть просторной, с высокими потолками (не менее 2,4- 2,6м). Стены парной оббиваются не тонкой вагонкой, а массивной деревянной доской. Брусовые или бревенчатые стены Русской бани вовсе не нуждаются в дополнительном утеплении или какой- либо обивке. ПолкИ (пОлоки) в такой бане делают из массивной, толстой доски. Так как в Русской бане не сидят, а лежат, то правильные полки делаются максимально широкими и обычно в один ярус. В парной обязательно есть окно, через которое осуществляется вентиляция Полы в Русской бане не должны гнить, поэтому их необходимо делать правильно. Об этом моя статья «Правильные полы в Русской бане».

Основным атрибутом правильной Русской бани является печь. Печь для такой бани должна быть не простая (массовая), а предназначенная именно для Русской бани. Только такие печи способны выдавать невидимый глазу, мягкий и бархатный легкий пар. Чтобы получить такой пар необходимо нагреть камни до температуры выше +350С. Нагреть камни до такой температуры способна печь для бани только с закрытой каменкой. То есть каменная закладка лежит в изолированном от атмосферы парной пространстве. Классикой для Русских бань является массивная кирпичная печь каменка с прямым нагревом камней. Это когда между пламенем и камнями нет никаких перегородок, и оно облизывает камни со всех сторон, нагревая их до малинового свечения.

Есть и металлические печи с закрытой каменкой, которые способны нагреть камни до температур образования легкого пара. Такие печи обычно обкладываются кирпичом или камнем. Это нужно, чтобы изолировать раскаленные стенки печи от атмосферы парной. Если этого не сделать, то в парной неминуемо будет подниматься температура и испортит весь микроклимат Русской бани. Такие печи сложно купить в магазинах. Они не интересны продавцам, так как настоящие Русские бани практически не строятся. Производителям гораздо проще наклеить ярлык на печь для бани со словами «Для Русской бани» и быстро продать ее, хотя для правильной Русской бани она не подходит. Купить правильную печь для Русской бани можно напрямую у производителей или их представителей. Чтобы разобраться какую именно печь для правильной бани следует покупать, рекомендую прочитать мою статью про печи для Русской бани. А как ее топить можно прочитать в статье «Как правильно топить металлическую банную печь».

Чтобы купить банную печь, предназначенную для Русской бани, нужно отличать их от массовых печей, которые продаются повсеместно и рекламируются продавцами и производителями как печи для якобы «Русских бань». Неправильные печи каменки -это металлические печи с открытой каменкой (камни накладываются сверху и не закрыты не чем). Камни в таких печах нагреваются до температуры +200- +250С и такой температуры не достаточно для мгновенного превращения воды в легкий пар. Пар в парных с такими печами сырой и тяжелый. В таких парных чаще некомфортно находится- душно, может болеть голова, быстрая утомляемость, нагрузка и даже ожог слизистых оболочек носоглотки. Такие печи быстро перегревают парную, доводя температуру в ней до +90- +120С. А это уже совсем не полезно для нашего организма. Эти банные печи не способны стабильно удерживать температуру в парной +45- +60С, как в Русской бане. Высокая температура неправильных бань не прогревает наше тело глубоко, «до костей», а осуществляет лишь поверхностный нагрев кожи.

Вот такую грустную картину я нарисовал. Любители бань массово посещают неправильные, порой вредные для здоровья бани. Растут как грибы типовые частные постройки, которые напрасно называют Русскими банями, и в которых ставятся массовые печи для бань, которые, несмотря на заверения продавцов и производителей, не способны создать режим Русской бани. Но многие любители бань начинают понимать, что те банные режимы, в которых им приходится париться не совсем комфортны и полезны. Многие вспоминают ту самую баню в деревне, которую помнят с детства. Ищут те же ощущения в современных банях и не находят их. Именно для таких любителей бани я и написал статью о Русской бане. В ней я попытался рассказать, что же такое настоящая Русская баня, чем она отличается от современных массовых якобы «Русских бань», о ее микроклимате, тех незабываемых и приятных ощущениях, которые она нам дарит. Статья рассчитана на любознательного и неподготовленного читателя, который ищет ответы на вопросы о Русской бане. Так же статья будет полезна и для тех, кто планирует самостоятельно построить Русскую баню.

Впервые русская баня упоминается еще в старых летописях. Там говорится, что княгиня Ольга, задумав наказать древлян, которые убили ее супруга Игоря, приказала затопить баню для их послов. И во время процедуры омовения баню подожгли, убив тем самым древлянских послов.

Путешественники из стран Западной Европы, побывавшие в России, позаимствовали идею русской бани. Подобные сооружения стали возводиться и в Вене, и в Париже, и в Берлине, и в других столицах, однако они очень сильно отличались от наших бань. Дело в том, что ни один народ не мог выдержать такого сильного жара, как выдерживают его русские. По словам иностранцев, бани полезны, так как являются потогонным средством, но вот сильный жар все-таки вреден. Вот изречение европейских врачей по поводу бань: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».

Любовь русского народа к жару и пару не могла остаться незамеченной. Иностранцы писали: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Вот еще одно интересное высказывание: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему».

Кажется, что это всего лишь преувеличение, что париться в печи невозможно. Однако, как это ни удивительно, в печи действительно парились, а в некоторых деревнях парятся и по сей день. Как же это происходит? Печь разогревают, вынимают из нее угли, выметают ее как следует и выстилают соломой. Затем в нее помещают чугун с достаточно горячей водой, залезают в печь и ложатся на солому. При этом голова должна оставаться снаружи и выглядывать из устья. Потом свод печи поливают водой, что приводит к резкому повышению температуры и влажности. Ну, а затем остается только взять веник и париться, сколько душе угодно!

Обычаев, связанных с посещением бани, у русских множество. Например, принято было посещать баню после совместно проведенной с партнером ночи. Туда ходили утром и лишь после того, как попарятся, кланялись образам. Данный обряд соблюдали все, в том числе и царь. Крепко верующие люди считали, что они недостойны посещения церкви даже после бани и потому стояли перед дверьми, что вызывало переговоры и шутки в их адрес.

Вот еще один обычай: в древние времена жених перед свадьбой должен был попариться в бане, а после первой брачной ночи молодые посещали баню вместе. Люди всех сословий строго блюли это правило вплоть до XVIII века.

Интересно, что народ не любил Лжедмитрия за то, что он не уважал обычаи и традиции. В том числе он ни разу не посещал баню со своей «поганою царицею».

Считалось, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль). Именно поэтому в нее ходили не только для физического очищения, но и для морального.

Перед свадьбой мать невесты пекла хлеб, носящий символическое название «банник». Им благословляли к венцу супружескую пару. Банник, жареную курицу, а также два столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе. Она на следующий день распарывала скатерть и кормила молодых, когда они выходили из бани.

Всем известно, что раньше на Руси люди были не просто верующими, они строго соблюдали все церковные правила. В дни строгих постов, допустим, нельзя было вступать в интимную связь с супругом или супругой. Разрешалось это исключительно «в Петрово говенье и Филиппово», так гласили духовные поверья. Однако после этого непременно требовалось попариться в бане с утра, а уже потом можно было молиться перед иконами.

Вообще же, баня была одним из важнейших элементов быта на Руси. Свои бани были не только в богатых домах, но и почти во всех бедных. Небогатые горожане ходили в общие бани, называемые царскими мыльнями. Были такие бани и в столице.

Традиционно баня строилась с каменкой – печью для подачи пара. Она служила и для соблюдения ритуалов чистоты, и как лекарство от множества болезней. Кроме того, в бане человек мог насладиться жизнью, получить удовольствие, отдохнуть душой и телом и даже заняться самосовершенствованием и морально освежиться. Проще говоря, баня была тем самым универсальным местом, куда шли и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии.

Ритуалы посещения бани

Посещение бани и отдых в ней были четко спланированы. Жители разных уголков страны соблюдали специальные ритуалы, при этом было неважно, кто парится в бане – бедняк или царь. Один из обычаев заключался в том, что перед посещением парной подавали несколько ломтиков редьки. Их нужно было съесть, а потом уже идти в баню.

Учитывалось и то, что после бани хотелось утолить жажду. Для этого готовили прохладный квас с мятой или ароматными травами, он стоял в самой бане или в предбаннике.

Чтобы распаривать веники и поддавать жару, варили особые отвары и кипятили мятный квас. Как уже, наверное, ясно, мята играла одну из главных ролей в банном ритуале. В самой бане ей, вместе с другими душистыми травами, покрывали лавки. Наготове держали свежие веники, обычно березовые, и шайки для умывания, наполненные, опять же, квасом с ароматом мяты. Из них обливались сами, этим настоем обливали лавки, прежде чем забраться на верхнюю полку. При богатом воображении можно представить, какой чудесный аромат парил в воздухе. Неудивительно, что люди так любили баню и часто посещали ее, получая при этом истинное наслаждение!

Баня: для здоровья и для души

Наши предки были уверены, что баня – это самый простой, но при этом и самый действенный способ добиться крепкого здоровья на долгие годы. Существовала поговорка «Баня парит, баня правит, баня все поправит». В данном вопросе со славянами были согласны многие другие народы, которые также отмечали положительное воздействие бани на человеческий организм.

Посещение бани издревле считалось идеальным средством достижения чистоты как душевной, так и телесной. Это подчеркивалось и неоднократно упоминалось в различных религиях, в частности, восточных. Ислам, к слову говоря, возводит ежедневное омовение в ряд религиозных норм.

Откуда пошла русская баня?

Мы уже говорили выше, что на Руси бани были еще до того, как Владимир крестил славян, о них упоминается в летописях времен княгини Ольги. Очень давно были в ходу так называемые мыльни, влазни и подобные им заведения. Они существовали тогда, когда еще не появились бани. До сих пор ведутся споры о том, откуда пошла русская баня, да и является ли она именно русской, можно ли ее называть так? Возможно, ее завезли арабы или спартанцы. А может быть, баня все же изобретение славян, кто знает. В пользу последнего предположения говорят различные факты, в том числе и особый ритуал паренья на Руси, и высказывания европейцев о бане (свидетельство того, что до путешествия в Россию иностранцы ничего не слышали о бане и не видели ее).

Также стоит упомянуть, что летописцы 6 века Прокопий и Маврикий не очень лестно отзывались о гигиене славян. Вот что они говорили: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». Если верить этим авторам, то славяне мылись всего лишь три раза в жизни: при рождении, перед свадьбой и после смерти. В это сложно поверить, ведь вряд ли греки стали бы восхищаться стройностью и мужеством не слишком чистоплотных людей, верно? Кроме того, если вспомнить, что до прихода на Русь христианства племена селились обычно по берегам водоемов, а основным занятием была рыбная ловля, то тем более удивляет их нелюбовь к воде и купанию. Вероятнее всего, авторы летописей Прокопий и Маврикий приняли за славян какие-либо племена кочевников, проживающие в засушливых степях.

При Петре Первом в Петербурге жил камерюнкер Берхольц, который в своих записях о России упоминал много интересных вещей о бане. Невозможно не упомянуть о них сейчас, разговаривая об истории паренья. Итак, он говорил, что баня есть почти в каждом доме и поэтому основная часть русских моется не реже, чем раз в неделю, а иногда и чаще. Также он добавлял, что «русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело». Берхольц уточняет, что прислуга, работающая в парной, мастерски настраивала требуемую температуру и ухаживала за моющимися. Женщины и парили посетителей бани березовыми вениками, и мыли их руками, очищая от грязи тело, и окатывали водой. В заключение всего ритуала они вытирали людей полотенцем. «По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным» — подводит итог камерюнкер.

Несмотря на наличие множества традиций и обычаев, связанных с баней, четкого ритуала, одинакового для всех, не существовало. Практически каждая семья вносила что-то свое в особенности посещения парной. Много лет назад была в ходу такая поговорка «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». И это высказывание все объясняет, становится понятным, что баню топили именно так, как хотелось ее хозяевам, желая получить максимальное удовольствие от процедуры мытья. Иностранцы же всегда удивлялись выносливости русских, их способности находиться в бане в жестких, по мнению европейцев, условиях: при высокой влажности и температуре. Русские находились в бане так долго, как позволял организм. Когда же становилось совсем невмоготу, они выбегали на улицу и бросались в холодную воду, а зимой обтирались снегом. Немного остыв, люди снова возвращались в баню, ведь пар, как говорится, костей не ломит.

Старинная русская традиция требовала посещения бани после дороги, а прибывших гостей всегда встречали баней, так учили обычаи гостеприимства.

Русская баня и известные люди

Из литературных и исторических источников можно узнать, что многие из наших выдающихся соотечественников были любителями жаркой бани. К примеру, А.В. Суворов старался устраивать баню для солдат везде, где предоставлялась возможность. А сам он мог выдержать в парной «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».

Баню уважал герой войны 1812 года Д.В. Давыдов. Он посещал Сандуновские бани всегда, когда был в Москве. К слову говоря, название свое Сандуновские бани получили в честь известной актрисы и певицы Сандуновой. Именно так заведение именуют еще со времен Пушкина. Эти бани прославились не только веселящей и бодрящей обстановкой, но и буфетом с обилием разнообразных напитков, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи».

Бани Санкт-Петербурга

Банями славилась не только Москва, но и Петербург. Там к 1874 году было 312 бань. Основная масса их снабжалась водой из Невы и ее притоков. Из всего количества бань было 46 торговых и 266 «нумерных или семейных». Среди семейных бань самой лучшей по оформлению и комфорту была баня Воронина, располагающаяся на Фонарном переулке, в личном доме Воронина. Посещение этой бани было дорогим удовольствием, за номер нужно было отдать от 50 копеек до 10 рублей за один раз.

Однако баня Воронина была еще не самой дорогостоящей. Наиболее роскошная отделка и, следовательно, самые высокие цены были характерны для «Пушкинских источников» — бань на Благовещенской улице у Николаевского моста. Туда ходили лишь избранные посетители.

Но не стоит думать, что в Санкт-Петербурге сходить в баню могли исключительно представители верхушки общества. Просто для бедных были свои заведения, общие бани с достаточно низкими и доступными ценами. Приводим примерную стоимость посещения парной.

Класс Цена
Первый 15-40 копеек
Второй 8-15 копеек
Третий 3-5 копеек

Как в номерах, так и в общих банях работали парильщики и парильщицы, которые по желанию посетителей мыли людей за небольшую плату, около 15-20 копеек.

При бане Воронова, как уже упоминалось ранее, был буфет, в котором в наличии были различные угощения и напитки. В других банях можно было приобрести лишь квас, пиво, сельтерскую воду и недорогую выпивку.

Отметим, что при низкой стоимости посещения общих бань они приносили большую прибыль в казну. Причина в том, что бань было много, а мылись в них почти все жители городов. Да и как иначе, если мыться было больше негде?

Как правило, бани топили один или два раза в неделю. В дни сильной жары некоторые бани топить запрещали, дабы избежать пожара. Кстати, именно из-за бань пожары обычно и возникали на Руси. В исключительных случаях в баню допускали больных и рожениц, и то если разрешали местные власти. Однако знати разрешалось топить баню в любую погоду, богатых не касались подобные запреты.

Ох, люблю я баню…

Говоря о московских банях, нельзя не упомянуть про Ламакинские. В них ходила чуть ли не вся столица.

Большим любителем бани был первый российский император Петр Первый. Он страдал от ее отсутствия во время нахождения в Голландии и потому сам построил для себя русскую баню. Петр Великий был уверен, что баня является лучшим способом для того, чтобы поправить здоровье.

В целом же баню любили абсолютно все. Можно сказать, что пристрастие к посещению парной является типичной чертой русской натуры. В баню ходили и дети, и молодежь, и старики. Если кто-то не любил баню, то его считали чужаком в русской среде, как, например, Лжедмитрия, уже упоминаемого в нашей статье. Вот что писали про посещение бань: «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся».

Изначально было принято мыться в бане всем вместе, мужчинам и женщинам одновременно. Но такая система применялась не везде. В деревнях с древних времен мылись в две смены: вначале мужчины, а затем женщины с детьми. Первый пар всегда считался мужским. В 1743 году вышел указ Сената о том, что в бане запрещалось мыться мужчинам вместе с женщинами, а помимо этого, мужскому полу старше семи лет нельзя было входить в женскую баню, а женскому полу – в мужскую. С тех пор мужчины и женщины стали мыться отдельно.

Славяне испокон веков стремились к тому, чтобы посещение бани было не только приятным, но и полезным занятием. Вырабатывались свои технологии и обычаи, подбирались подходящие ароматические вещества и тот температурный режим, который устраивал владельцев бани. Даже интерьер в каждой бане был свой, особенный, отвечающий вкусам и предпочтениям хозяев. Традиции хранились и береглись, передаваясь из поколения в поколение. Безусловно, о строительстве бань и саун по стандартным проектам обычно речи не шло, возведение парных было делом индивидуальным, а в деревнях и вовсе бани строили самостоятельно.

Русская баня – это те слова, которые звучат, когда упоминается о русских традициях.

О бане, ее устройстве, функциях и полезностях, много говорится в СМИ и интернете, но точного определения, что это такое и для чего это нужно, так до сих пор сформулировать, никто так и не смог.

Наша исконная баня – это национальный феномен, так как одновременно является и постройкой для совершения гигиенических процедур, и исторической традицией, и лечебным средством от большинства болезней.

А все дело в том, что рассматривать русскую баню, нужно с нескольких точек зрения: для чего она была предназначена XVIII-XIX веках и с позиции современного человека. О назначении бани, ее устройстве, и о многом другом мы расскажем в этой публикации.

Несколько слов из истории этого феномена

Баня в жизни русского человека того времени выполняла сразу несколько функций: в ней мылись и грелись, принимая банные процедуры человек оздоравливался. Кроме того, баня в жизни человека играла и социальную роль. В ней общались, посещая ее с друзьями, происходил как бы ритуал совместного очищения не только тела, но души.

Бани того времени, как, впрочем, и дома, топились по черному, т.е не имели дымохода.

Огонь нагревал докрасна куполообразный очаг, сложенный из плоских гладких камней, а дым выходил через отверстие в потолке или стене. Раскаленные камни грели помещение и использовались для подогрева воды. Его просто кидали в ушат или бочку с водой. Даже царица Екатерина II Великая, любила погреть ноги, опустив их в горячую воду и поставив на разогретый камень.

Благодаря тому, что бани топились «по-черному», дым, распространяющийся по помещению, выступал в роли дезинфицирующего средства, и именно это оберегало людей от многочисленных эпидемий. Несмотря на это, в правильно сложенной русской бане было всегда чисто, на стенах не было копоти, и даже во время протопки можно было в ней находиться.

Для поддержания температуры, раскаленные камни поливали водой и настоями лекарственных трав, благодаря которым и создавался так называемый «легкий пар». Его польза заключалась в том, что человек медленно прогревался, а после, вслед за устремляющимся вверх паром, поднимался на верхние полки.

Вдыхание «легкого пара» с целебными травами создавало эффект ингаляции, а массаж с помощью веника, как говорил В. Гиляровский в произведении «Москва и москвичи» …разгонял кровь и выводил хворь.

Знатный люд, также посещал баню, только ее чаще всего топили «по белому». Отличие было лишь в том, что печь-каменка, в таких банях, как правило, была кирпичной и имела дымоход.

Но знатоки утверждают, что, ни кирпич, никакой другой материал, кроме раскаленного огнем камня не способен создать правильный микроклимат и тот самый «легкий пар», за который так славиться русская баня.

Важно! «Легким паром» считается температура воздуха в помещении в пределах 55С°-70С° и влажностью 40-60%. Все, что не вписывается в рамки такого микроклимата, называется «тяжелым паром».

Устройство классической парной

Баня два века назад и современная парная, делались приблизительно одинаково. Единственной разницей между ними являются отделочные материалы и наличие в современной парной дымохода, так как сейчас найдется не так много любителей истопить баньку по «черному».

Строительство бани начинается с тщательного выбора места. Классическая русская баня – это небольшая избушка на краю озера или реки, сложенная из бревен хвойных пород. Она состоит из двух помещений: предбанника и самого парильного отделения, которое по совместительству являлось и моечным отделением.

В предбаннике устанавливается лавка и вешалка для одежды, так как предбанник играет роль раздевалки и комнаты отдыха.

Предбанник отделяется от парной деревянной перегородкой с плотно подогнанной дверью. Около печи, как правило, размещается небольшое окно, которое служит не только источником света, но и вентиляционным отверстием. Третью часть парилки классической русской бани занимает дровяная печь, возле которой размещают кадку с запасом воды. В парилке обязательны полки, на которых и собственно происходит процесс принятия банных процедур.

Современная баня, сильно отличаются от своих предшественниц, но в основном наличием некоторых «излишеств», таких как:

  • Бассейн, который в современной бане играет роль водоема.
  • Техническое помещение, которое частенько делают при строительстве для хранения запаса дров, инвентаря, веников и т.д.
  • Комнаты отдыха, душевые комнаты и другие элементы «барской жизни».

Сауна – современный вариант русской парной?

К сожалению, во второй половине XX века, слова русская баня и финская сауна стали восприниматься многими как слова-синонимы. Все дело в том, что в 60 годы прошлого столетия, в Финляндии был создан коммерческий проект бани, которая была компактной и электрической.

Простота установки и малые габариты электрической печи сделали ее мегапопулярной. К слову, такие сауны можно было устанавливать не только в частных домах, но и в квартирах.

Такие суховоздушные сауны стали устанавливаться владельцами отелей и …. идти на экспорт! Хотя сами финны считают электрические сауны продуктом для небогатых людей. И уж конечно, они ничего общего с русской баней не имеют. А все дело – вот в чем.

Изначально изолировать электрические ТЭНы еще не умели, поэтому поливая их водой можно было получить довольно ощутимый удар током. Но так как, производители электрических печей для саун должны были искать новые рынки сбыта своей продукции, то была придумана легенда о животворящей силе сухого пара, который и паром-то назвать нельзя.

Именно поэтому лить воду на камни в новомодных саунах второй половины прошлого века категорически воспрещалось. А если нет пара, то какая это русская баня?

Баня, в которой температура воздуха достигает 120С°, а влажность не более 10% не ассоциируется с «легким паром», которым так славиться наша родная парная. Если при такой жаре плеснуть воду на камни, то получается жгучий густой туман, который жжет руки, кожу и легкие.

А ведь раньше, финская и русская парилки, были сестрами-близнецами, которые развивались параллельными направлениями и были похожи одна на другую как две капли воды.

Как следует топить классическую русскую парную

Как мы уже писали ранее, есть два варианта протопки парной:

  • По-белому. Дровяная печь имеет дымоход, поэтому копоть и дым в помещение парилки не поступают. Печь греет помещение и воду, для купания.
  • По-черному. В помещении парилки разжигается дровяная печь-каменка. После того как печь разгорелась, дымоход перекрывают, а двери в парилке, наоборот, приоткрывают. В процессе протопки бани, в парной находиться никто не должен. После того, как камни станут красного цвета, дожидаются, когда огонь полностью прогорит, выгребают из печи жар, открывают двери и окна для проветривания. Одновременно с этим моют лавки и полки от осевшей сажи.

Поливая раскаленные камни водой, получается тот самый «легкий пар». Находясь в бане при таком микроклимате, происходит медленный прогрев организма, с потом выходят вредные вещества, кожа начинает «дышать», усиливается кровообращение и обогащение организма кислородом. Процесс парения в русской бане длительный, не менее 4-5 часов.

На сегодняшний день существует масса моющих средств, а раньше, волосы и тело мыли раствором щелока, который варили из древесной золы. В качестве мочалок использовали мочала, изготовленные из коры липы.

Все это создавало оздоровительный эффект и именно тот дух русской бани, который так ценится любителями и профессионалами банного искусства всего мира.

И если вы хотите ощутить эту непередаваемую атмосферу, этот потрясающий эффект после принятия банных процедур, то послушайте советы «бывалых» и постройте на своей даче или загородном участке настоящую русскую баню. К слову, на Руси, особенно в северной ее части, строительство дома всегда начинали с возведения бани.

…Солнце еще не встало, а Мишка уже был на Барсучьем бору. Там, километрах в трех от деревни, стоял пустующий домик серогонов. Мишка сделал еще ходку до деревни, притащил рыбацкие снасти и, вернувшись назад, замел еловым лапником свои следы.
Теперь он чувствовал себя в безопасности, затопил жаркую буржуйку, наварил картошки, с аппетитом поел.
Солнце стояло уже высоко, когда он отправился к реке ставить верши. С высокого берега открывалась неописуемая красота лесной речки, укрытой снегами. Мишка долго стоял, как зачарованный, любуясь искрящимся зимним миром. На противоположной стороне реки на крутом берегу стояла заснеженная, рубленая в два этажа из отборного леса дача бывшего директора леспромхоза, а ныне крутого бизнесмена –лесопромышленника. Окна ее украшала витиеватая резьба, внизу у реки прилепилась просторная баня. Дача была еще не обжита. Когда Мишка уезжал в Питер, мастера из города сооружали камин в горнице, занимались отделкой комнат. Теперь тут никого не было. И Мишка даже подумал, что хорошо бы ему пожить на этой даче до весны. Все равно, пока не сойдет снег, хозяевам сюда не пробраться. Но тут же испугался этой мысли, вспомнив, что за ним должна охотиться милиция.
Он спустился к реке, прорубил топором лед поперек русла, забил прорубь еловым лапником так, чтобы рыба могла пройти только в одном месте, и вырубил широкую полынью под вершу.
Скоро он уже закончил свою работу и пошел в избушку отдохнуть от трудов. Избушка была маленькой, тесной. Но был в ней особый лесной уют. Мишка набросал на нары лапника и завалился во всей одежде на пахучую смолистую подстилку, радуясь обретенному, наконец, покою.
Проснулся Мишка от странных звуков, наполнивших лес. Казалось, в Барсучьем бору высадился десант инопланетян, производящих невероятные, грохочущие, сотрясающие столетние сосны звуки. Мишка свалился с нар, шагнул за двери избушки.

— Путана, путана, путана! — гремело и завывало в бору.— Ночная бабочка, но кто ж тут виноват?
Музыка доносилась со стороны реки. Мишка осторожно пошел к берегу. У директорской дачи стояли машины, из труб поднимались к небу густые дымы, топилась баня, хлопали двери, на всю катушку гремела музыка, то и дело доносился заливистый девичий смех.
У Мишки тревожно забилось сердце. Он спрятался за кустами и, сдерживая подступившее к горлу волнение, стал наблюдать за происходящим…
Он видел, как к бане спустилась веселая компания. Впереди грузно шел директор их леспромхоза, следом, оступаясь с пробитой тропы в снег и взвизгивая, шли три длинноногие девицы, за ними еще какие-то крупные, породистые мужики. Скоро баня запыхала паром.
Изнутри ее доносилось аханье каменки, приглушенный смех и стенания.
Наконец, распахнулись двери предбанника, и на чистый девственный снег вывалилась нагишом вся развеселая компания. Мишкин директор, тряся отвислым животом, словно кабан пробивал своим распаренным розовым телом пушистый снег, увлекая компанию к реке, прямо в полынью, где стояла Мишкина верша.
Три ображенные девицы оказались на льду, как раз напротив Мишкиной ухоронки. Казалось, протяни руку и достанешь каждую.
От этой близости и вида обнаженных девичьих тел у Мишки, жившего поневоле в суровом воздержании, закружилась голова, а лицо запылало нестерпимым жаром стыда и неизведанной запретной страсти.
Словно пьяный, он встал, и, шатаясь, побрел к своему убогому пристанищу. А сзади дразнил и манил волнующе девичий смех и радостное повизгивание…
В избушке смолокуров он снова затопил печь, напился чаю с брусничным листом и лег на нары ничком, горестно вздыхая по своей беспутной никчемной жизни, которая теперь, после утреннего заявления по радио, и вовсе стала лишена всякого смысла.
Мишка рано остался без родителей. Мать утонула на сплаве, отец запился. Сказывают, что у самогонного аппарата не тот змеевик был поставлен. Надо было из нержавейки, а Варфоломей поставил медный. Оттого самогонка получилась ядовитая.
Никто в этой жизни Мишку не любил. После ремесленного гулял он с девицей и даже целовался, а как ушел в армию, так тут же любовь его выскочила замуж за приезжего с Закарпатья шабашника и укатила с ним навсегда.
А после армии была работа в лесу, да пьянка в выходные. Парень он был видный и добрый, а вот девиц рядом не случалось, остались в Выселках одни парни, девки все по городам разъехались. Тут поневоле запьешь! Уж лучше бы ему родиться бабки Саниным козлом! Сидел бы себе на печи да картошку чищеную ел. Ишь, в кабинете ему студено!
Мишке стало так нестерпимо жалко самого себя, что горючая слеза закипела на глазах и упала в еловый лапник.
…Ночью он вышел из избушки, все та же песня гремела на даче и стократным эхом прокатывалась по Барсучьему бору:
«Путана, путана, путана,
Ночная бабочка, но кто ж тут виноват?»
Столетние сосны вздрагивали под ударами децибелл и сыпали с вершин искрящийся под светом луны снег. Луна светила, словно прожектор. В необъятной небесной бездне сияли лучистые звезды, и, ночь была светла, как день.
Мишку, будто магнитом, тянуло опять к даче, музыке и веселью. И он пошел туда под предлогом перепроверить вершу. Ее могли сбить, когда ныряли в прорубь, или вообще вытащить на лед.
Директорская дача сверкала огнями. берега Мишка видел в широких окнах ее сказочное застолье, уставленное всевозможными явствами. Кто-то танцевал, кто-то уже спал в кресле. Вдруг двери дачи распахнлись, выплеснув в морозную чистоту ночи шквал музыки и электрического сияния.
Мишка увидел, как кто-то выскочил в огненном ореоле на крыльцо, бросился вниз в темноту, заскрипели ступени на угоре, и вот в лунном призрачном свете на льду реки он увидел девушку, одну из тех трех, что были тут днем. Она подбежала к черневшей полынье, в которой свивались студеные струи недремлющей речки, и бросилась перед ней на колени.
Мишка еще не видывал в жизни таких красивых девушек. Волосы ее были распущены по плечам, высокая грудь тяжело вздымалась, и по прекрасному лицу текли слезы.
Вновь распахнулись дачные двери, и на крыльцо вышел мужчина:
— Марго! — крикнул он повелительно.— Слышишь? Вернись! Видимо, он звал девушку, стоявшую сейчас на коленях перед полыньей.
— Маля! — повторил он настойчиво,— Малька! Забирайся домой. Я устал ждать.
Девушка не отвечала. Мишка слышал лишь тихие всхлипывания. Мужчина потоптался на крыльце, выругался и ушел обратно. Девушка что-то прошептала и сделала движение к полынье.
Мишке стало невыносимо жалко ее. Он выскочил из кустов и в один миг оказался рядом с девицей.
— Не надо! — сказал он деревянным голосом.— Тут глубоко. Девица подняла голову.
— Ты кто? — спросила она отрешенно. От нее пахло дорогими духами, вином и заграничным табаком.
— Мишка,— сказал он волнуясь.
— Ты местный?
— Живу тут. В лесу,— все так же деревянно отвечал Мишка. Девица вновь опустила голову.
— А я Марго. Или Маля. Путана.
— Это, стриптизерша, что ли?
-Да нет. Путана.
Мишка не знал значения этого слов и решил, что путана — это фамилия девицы.
-Ты, это, не стой коленками на льду-то,— предупредил Мишка.— А то простудишься.
Девица вдруг заплакала, и плечи ее мелко задрожали. Мишка, подавив в себе стеснение, взял ее за локотки и поставил рядом с собою.
— Слышишь, Мишка,— сказала она вдруг и подняла на него полные горя прекрасные глаза.— Уведи меня отсюда. Куда-нибудь.
И Мишка вдруг ощутил, что прежнего Мишки уже нет, что он весь теперь во власти этих горестных глаз. И что он готов делать все, что она скажет.
— У меня замерзли ноги,— сказала она.— Погрей мне коленки. Мишка присел и охватил своими негнущимися руками упругие колени
Мали. Ноги ее были голы и холодны. Мишка склонился над ними, стал согревать их своим дыханием.
— Пойдем,— скоро сказала она.— Уведи меня отсюда скорее…
— Они поднялись по тропе в угор. Неожиданно для себя Мишка легко подхватил ее на руки и понес к своему лесному зимовью. А она охватила его руками за шею, прижалась тесно к Мишкиной груди, облеченной в пропахшую дымом и хвоей фуфайку и затихла.
Когда Мишка добрался до избушки, девушка уже глубоко спала.
Он уложил ее бережно на укрытые лапником нары и сел у окошечка, прислушиваясь к неизведанным чувствам, полчаса назад поселившимся в его душе, но уже укоренившимся так, словно он вечно жил с этими чувствами и так же вечно будет жить дальше.
Маля чуть слышно дышала. Ночь была светла, как день. За окошком сияла прожектором луна.
Анатолий Ехалов

Оставьте комментарий