Щелочной аккумулятор как заряжать

Щелочные аккумуляторы имеют широкое применение в бытовых целях и в промышленных. Аккумуляторы, как правило, подразделяются на никель-кадмиевые (Ni-Cd) и никель-железные (металлогидридные, Ni-MH). Щелочные аккумуляторы первого типа были изобретены ещё в 1988 гг. Вальдмаром Юнгнером, но стали популярны только после 1950 гг., когда материалы для их изготовления получили доступность для широкого производства. Основное преимущество никель-кадмиевых аккумуляторов заключается в том, что они заряжаются относительно быстро и могут храниться при низких температурах почти при полном разряде довольно длительный срок. К недостаткам такого типа можно отнести малую энергетическую плотность, высокую токсичность и «эффект памяти», для устранения которого требуется полный разряд батареи. Номинальное напряжение Ni-Cd аккумуляторов — 1,2 В. Обычный режим заряда такого устройства — током 0,1 С происходит в течение 16 ч. При использовании его очень важным является процесс перезаряда, потому как сам заряд сопровождается повышением внутреннего давления. По мере нагревания выделяется кислород и коэффициент использования тока может упасть. Важно не передерживать аккумулятор в зарядном устройстве, не давая кислороду выделяться сверх меры. При соблюдении этих простых норм щелочная никель-кадмиевая аккумуляторная батарея прослужит весь отведенный ей стандартом срок.

Сравнительные характеристики щелочных аккумуляторов

Металлогидридные (Ni-MH) щелочные батареи являются во многом аналогами никель-кадмиевых, но по электрохимическим процессам они больше похожи на электро-водородные. Их удельная энергия значительно превышает параметры остальных видов щелочных аккумуляторов. Разработка таких устройств началась примерно в 50-70 гг. прошлого столетия и они стали прототипом батарей, используемых в космической промышленности. Для качественного заряда щелочной металлогидридной батареи необходимо соблюдать тепловой режим. Следует избегать перезарядов (менее 1В). Такое действие может привести к увеличению температуры. Не рекомендуется подсоединять к устройству клеммы, провода и т.п. от неисправных батарей. Это может привести к замыканию. Зарядка щелочного Ni-MH аккумулятора, производится током Iз=0,1С в течение 15 часов.

Наша компания известна как производитель зарядно-разрядных устройств для щелочных аккумуляторов, в том числе широко известного разрядно-зарядного устройства «Зевс». Это оборудование является оптимальным как раз для видов батарей, которые перед процессом зарядки должны полностью разрядиться. Такое устройство оснащено контроллером перезаряда, который помогает своевременно в этом случае отключить напряжение. Ассортимент продукции «Зевс» подходит для всех типов АКБ.

По желанию заказчика наша компания может изготовить устройство «Зевс» двухкамерным. То, есть оно сможет одновременно использоваться для заряда двух аккумуляторов. Также можно сделать его по Северо-Американскому стандарту, т.е. с напряжением питания 110 В и частотой тока 60Гц.

Содержание

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

  • Как правильно проводить КТЦ аккумуляторов
  • Как зарядить аккумулятор, не снимая его с автомобиля
  • Принцип работы с нагрузочными вилками при заряде аккумуляторов
  • Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов
  • Что доливать в аккумулятор — воду или электролит?

ПРОДУКЦИЯ
Щелочные АКБ
никель-кадмиевые
никель-железные
Свинцово-кислотные АКБ
стационарные
тяговые
тепловозные
мотоциклетные
для тяжёлой гусеничной техники
автомобильные
портативные
НОВОСТИ КОМПАНИИ
06.03.2020
ООО «МИР АККУМУЛЯТОРОВ» — ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР АККУМУЛЯТОРНОГО ЗАВОДА TAB, СЛОВЕНИЯ
Мы рады сообщить о том, что подписан договор между компанией TAB Tovarna Akumulatorskih Baterij d.d.
08.07.2019
День рождения Мира аккумуляторов!
08 июля 2019 года – День Рождения ООО «Мир аккумуляторов»! Нам исполнилось 9 лет! За этот период времени наша компания стала одним из крупнейших поставщиков аккумуляторных батарей, как в Центральном Федеральном округе, так и по всей России в целом, а также в странах ближнего зарубежья.
22.06.2018
Щелочные никель-железные аккумуляторы серий ТНЖ, ТПНЖ, ТНЖШ и ВНЖ пользуются повышенным спросом
В настоящее время наблюдается все возрастающий интерес к щелочным никель-железным аккумуляторам серий ТНЖ, ТПНЖ, ТНЖШ и ВНЖ, как со стороны Европейских стран, так и со стороны Российских потребителей.
интерактивный баннер
каталога продукции
области применения аккумуляторов баннер
каталога автозапчастей
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Каталог сопроводительной документации
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Добрый день! Какова плотность кислотного электролита должна быть в летний и зимний периоды в районах Крайнего Севера в АКБ 3PzS210,если погрузчик периодически выполняет работу на открытом воздухе? Спасибо.
КОНТАКТЫ
Тел.: +7 (495) 789-39-09
E-mail: info@mag-akb.ru

При эксплуатации щелочных аккумуляторов, равно как и других типов, возникает необходимость решения нескольких задач. Одна из таких задач – это обеспечение правильной зарядки аккумуляторной батареи. От этого во многом будет зависеть состояние и срок эксплуатации АКБ. На срок службы также оказывают влияние условий хранения и разряда, проведения профилактических мероприятий, но в этой статье будет рассматриваться зарядка щелочных аккумуляторов. Мы рассмотрим условия зарядки Ni─Cd и Ni─MH батарей, рекомендуемые их производителями. Кроме того, рассмотрим нестандартные режимы заряда.

Какие есть способы зарядки аккумуляторов в общем случае?

Различные методы зарядки определяются устройством аккумуляторов и природой процессов, в них протекающих. В общем случае можно назвать следующие методики зарядки аккумуляторов:

  • при постоянном токе заряда;
  • при понижении тока заряда;
  • при ступенчатом изменении тока;
  • при постоянном напряжении;
  • комбинированные варианты.

Если посмотреть в графическом виде, то эти методы выглядят следующим образом.



При эксплуатации любого типа аккумуляторов пользователи стараются ускорить процесса зарядки. Это особенно актуально, когда аккумуляторы используются в оборудовании, работающем в производстве. Но при этом всегда нужно ориентироваться на рекомендации производителя аккумуляторных батарей и соблюдать эти требования. Ведь гарантия на аккумуляторы действует только при выполнении требований по использованию устройства. В том числе, это касается и зарядки АКБ.

Требования к зарядному устройству для щелочных аккумуляторов

Прежде чем говорить о конкретных режимах зарядки щелочных аккумулятор, стоит сказать пару слов о зарядных устройствах (ЗУ) для них. В продаже можно встретить в основном универсальные зарядные устройства, которыми можно вести заряд нескольких типов щелочных аккумуляторов. Есть также большая группа ЗУ, которые являются универсальными комбайнами. К примеру, iMAX B6. На таких устройствах вы просто выбираете тип батареи, выставляете ток, напряжение, время и запускаете процесс.

Если вы используете ЗУ для какого-то конкретного типа батарей, то здесь следует отметить такой момент. Зарядные устройства, предназначенные для Ni─MH щелочных аккумуляторов, подойдут для Ni─Cd. Но, не наоборот.

Общие требования к зарядному устройству для щелочных аккумуляторов:

  • Универсальное ЗУ должно иметь возможность выбора тока зарядки для различных типов батарей. В дешёвых устройствах подобная возможность отсутствует. В них ток устанавливается в зависимости от установленного в них типоразмера (АА, ААА);
  • В универсальном зарядном устройстве должны быть разные посадочные места под разный типоразмер батарей. Если этого нет, то должен быть переключатель между разными форм-факторами;
  • Важно наличие в зарядном устройстве как можно большего числа методов контроля окончания зарядки. Особенно это актуально для Ni-MH аккумуляторов. В идеале контроль должен вестись по дельте напряжения, температуре и скорости её изменения, а также по общему времени процесса, необходимому для полной зарядки (рассчитывается из тока зарядки и номинальной ёмкости щелочной батареи);
  • ЗУ должно иметь функцию определения наличия аккумулятора;
  • Хорошо, если зарядное устройство для щелочных аккумуляторов будет иметь возможность определения первичных источников тока форм-фактора АА и ААА. Это убережёт от проблем, если вы спутаете аккумуляторы с обычными батарейками.

Как зарядить щелочной аккумулятор?

Стандартные режимы зарядки, рекомендованные производителями аккумуляторов

Заряд Ni─Cd аккумуляторов в стандартном варианте ведётся током 0,1*С в течение 14─16 часов. В этом случае «С» — это номинальная ёмкость батареи. Заряжать аккумуляторы можно при температурах в интервале 0─50 градусов Цельсия. Рекомендуемый интервал температур 10─40 С, когда заряд протекает особенно эффективно. Чем температура окружающей среды ниже, тем при более высоком напряжении проходит процесс в конце зарядки (ориентировочно около 1,7 вольта). Если температура ОС ниже 0 градусов аккумуляторные батареи должны заряжаться токами примерно 0,02 С.

Существуют серии щелочных аккумуляторов, которые разработаны для быстрой зарядки. Для них могут устанавливаться большие токи заряда. При этом они разогреваются на первоначальном этапе, улучшая условия заряда. Режим ускоренного заряда, называемый гальваностатическим, стал использоваться после некоторых модификаций аккумуляторных батарей.

В результате доработок появились аккумуляторы с плотными рулонными электродами небольшой толщины. Кроме того, были разработаны методы контроля процесса при ведении зарядки на большой скорости. На базе этого были разработаны и выпущены всевозможные электронные зарядные устройства, позволяющие вести процесс ускоренной зарядки под полным контролем.

Так, что сейчас львиная доля щелочных аккумуляторов, продаваемых на рынке, позволяет вести ускоренный зарядку. В большинстве случаев ток составляет 0,3 С. Контроль ведётся, в том числе, по времени (до 4 часов). При ускоренной зарядке контроль окончания процесса и снижение перезаряда выходят на первый план.

Это обусловлено тем, что быстрый заряд приводит к быстрому увеличению давления в батарее при окончании процесса. Это обусловлено тем, что при постоянном поглощении кислорода на отрицательном электроде, скорость его образования на положительном возрастает. Что касается разрядной ёмкости батарей при быстрой зарядке, то она остаётся аналогичной при заряде током 0,1*С. Подробнее о зарядке Ni─Cd аккумуляторов можно прочитать в статье по указанной ссылке.

В принципе, современные щелочные аккумуляторы с рулонным типом электродом могут быть заряжены за один час. Но при этом в зарядном устройстве должны быть предусмотрены различные методы контроля. Ускоренная зарядка разрешена при температуре 5─50 С, а рекомендованные значения 10─40 С.

Следует сказать, что большинство современных щелочных аккумуляторов могут выдержать перезаряд стандартным током без выхода из строя (ток не более 0,1*С). Так, что их можно ставить на зарядку даже если в них есть остаточная ёмкость. Однако такая зарядка в постоянном режиме сокращают их срок эксплуатации.

Так, что если вы не уверены в полной разрядке щелочного аккумулятора, то перед установкой его на заряд, нужно провести разрядку до напряжения 1 вольт (речь идёт об одном элементе). Процесс несколько удлиняется, но такая методика способствует сохранению аккумуляторных батарей. Подробнее о том, как заряжать Ni-MH аккумуляторы, читайте в материале по ссылке.

У некоторых аккумуляторных батарей имеется индикатор, показывающий данные о степени заряда. Эти данные основываются на напряжении либо на балансе разрядной и зарядной ёмкости. Точность вычислений в этих случаях небольшая и индикатор редко показывает реальную степень заряженности. Об индикаторе заряда аккумулятора для автомобиля можно прочитать по ссылке. Он имеет другой принцип действия, нежели у щелочных АКБ.

Точность степени заряда по напряжению щелочных аккумуляторов определить достаточно сложно до того момента, пока они не выберут 80─90 процентов ёмкости. А до этого момент напряжение меняется мало. Кроме того, на уровень напряжения может оказывать воздействие температурные условия, меняющиеся в процессе циклирования батареи.
При контроле степени заряда по балансу ёмкостей следует понимать, что их оценка довольно проста, но значение коэффициента отдачи может меняться в широких пределах. Коэффициент зависит от температуры ОС, нагрузочного тока, от возраста аккумулятора.

Есть и другой подход к зарядке щелочных аккумуляторов. Когда неизвестна остаточная ёмкость, то аккумуляторной батарее отдают энергии ровно столько, сколько потребуется для полной зарядки аккумулятора. При этом не берётся в расчёт степень деградации аккумулятора. Здесь проблема в том, что как точно оценить состояние аккумулятора, и сколько ему нужно сообщить энергии для полной зарядки.

При заряде герметичных щелочных аккумуляторов должны контролироваться следующие параметры:

  • напряжение;
  • температура;
  • внутреннее давление.

На графиках ниже можно видеть изменения всех этих параметров в процессе зарядки герметичной никель─кадмиевой аккумуляторной батареи.

Изменение напряжения при заряде щелочного аккумулятора

Изменение температуры при заряде щелочного аккумулятора

Изменение давления при заряде щелочного аккумулятора

Все эти характеристики изменяются по-разному. Чувствительность у них также разная и на все параметры есть определённые ограничения. У никель─металлогидридных аккумуляторов изменение этих параметров примерно такое же, но у них более выражена чувствительность к нагреву при перезарядке.

Компенсационный заряд щелочного аккумулятора

После того как проведён быстрый заряд, аккумуляторную батарею можно оставить в режиме заряда током 0,03─0,05*С. Это позволяет безопасно дозарядить аккумулятор, а постоянная подзарядка в таком режиме компенсирует саморазряд. Это может понадобиться, если аккумулятор не будет сразу использоваться в режиме разряда. Но производители не рекомендуют надолго ставить батарейки в такой режим, поскольку это сокращает срок их эксплуатации. Особенно это касается никель─металлогидридных аккумуляторов.
Сейчас есть специальные высокотемпературные Ni─Cd аккумуляторы, которые могут функционировать в режиме постоянной дозарядки при температуре выше нормы. Такие батареи могут несколько лет функционировать в буферном режиме вместе с основным элементом питания.

Иногда можно встретить и другие рекомендации по использованию компенсационного заряда. Для этого рекомендуют использовать импульсный ток 0,1─1*С. Ток 0,1*С пропускается 1 час в сутки, а величиной 1*С по времени 5─6 минут в сутки. Этот режим некоторые специалисты называют удачным решением для компенсации саморазряда. Это было подтверждено в лабораторных условиях. Такая методика компенсационного заряда полезна с точки зрения снижения насыщения кислородом, увеличения дендритов в батарее и миграции кадмия. Правда, такой режим обеспечить в реальных условиях эксплуатации довольно сложно. Теперь о том, как зарядить щелочной аккумулятор нестационарными способами.

Нестационарные способы зарядки

Для заряда электрохимических источников тока с электролитом, в том числе и щелочных аккумуляторов, часто используют и нестационарные режимы зарядки. Они отличаются от тех, что рекомендуют производители. И среди них есть достаточно много методов, которые улучшают эксплуатационные характеристики аккумуляторных элементов. К примеру, способы с осаждением мелкозернистого осадка, при которых увеличивается площадь рабочей поверхности электродов.

Среди нестационарных способов можно отметить те, что подразумевают использование импульсного заряда. Пульсирующий ток оказывает влияние на формирование структуры осадка, а также на различные побочные процессы, протекающие в аккумуляторных элементах с водным электролитом.

Это влияние особенно заметно в конце процесса зарядки и при перезарядке щелочных аккумуляторов. Благодаря интервалам при подаче тока уменьшается выделение кислорода. Это достигается благодаря снижению поверхностного потенциала положительного электрода, а также выравнивания его в пространстве пор.

В результате улучшается поглощение кислорода на отрицательном электроде. Эти процессы позволяют значительно нарастить ток заряда и уменьшить время процесса. Этот режим зарядки снижает деградацию в герметичных щелочных аккумуляторах.

Частота импульсов, их амплитуда, скважность устанавливают или постоянными во время зарядки, или они меняются с изменением степени заряда аккумулятора. Импульсный ток оказывает влияние на:

  • электрохимические реакции в поровой области электродов;
  • изменение концентрации электролита;
  • другие параметры процесса.

При подаче импульсного тока рост эффективности заряда обеспечивается посредством снижения амплитуды и увеличения пауз в конце процесса зарядки.
Если в перерывах между зарядным током пускается разрядный, то это уже режим асимметричного тока. В таком режиме могут регулироваться параметры асимметричного тока:

  • амплитуда;
  • продолжительность разрядного и зарядного тока;
  • частота и форма импульсов;
  • время паузы между импульсами.

Конкретные параметры асимметричного тока должны подбираться в зависимости от влияния нестационарного режима на аккумулятор в целом и на пористые электроды в частности. Ряд исследований в этом направлении показал, что при нестационарном режиме заряда при помощи различных параметров импульсного тока можно регулировать следующие процессы:

  • амплитуда импульсов тока — можно регулировать эффективность зарядки активной массы плюсового электрода;
  • частота импульсов – регулирует проникновение заряда вглубь пор электрода;
  • амплитуда и время импульсов разряда – регулировка глубины деполяризации.

В случае нестационарного заряда импульсным током можно выделить 2 этапа процесса. На начальном этапе выделения кислорода нет, а степень окисления меняется по глубине электрода. Импульс разрядного тока даёт равномерное проникновение заряда по толщине электрода. Второй этап включает в себя активное выделение кислорода на поверхности электрода. При этом в глубине все ещё продолжается распределение заряда в активной массе. На этом этапе импульс разрядным током обеспечивает снижение выделения кислорода. Это помогает процессу окисления активной массы более равномерно идти по глубине электрода.

Исследования некоторых специалистов в области фазовых превращений при заряде-разряде показали, что после подачи импульса разряда следует делать паузу. Что касается зарядного импульса, то была показана его значимость и скорость его нарастания. Если эта скорость большая, то процесс выделения кислорода начинается позже. Так, что импульсы прямоугольной формы более эффективные по сравнению с другими.

Правда, в использовании разрядного импульса есть и свои проблемы. И это не раз обсуждалось на всевозможных площадках. Всё началось после того, как этот режим стали использовать для зарядки никель─кадмиевых батарей в быстром режиме. Некоторые крупные производители щелочных аккумуляторов отказались использовать этот режим. Но производители зарядных устройств всё-таки выпускают зарядные устройства с такими функциями.

Есть достаточно распространённые режимы ускоренного заряда для Ni─Cd аккумуляторов (металлокерамика) с применением асимметричного тока:

  • Время заряда 10─20 минут, амплитуда заряда (5─8)*С, отношение длительности амплитуд разрядного импульса к зарядному составляет 5─6, продолжительность импульса заряда составляет 0,2, а разряда 0,01 секунды;
  • Время 25─35 минут, ток зарядного импульса (2,8─3,5)*С, малое газовыделение. Остальные условия, как и в первом варианте.

Если интересно, то можете прочитать про восстановление аккумулятора шуруповерта.
Стоит сказать, что все вышеназванные режима нестационарного заряда нельзя назвать оптимальными для разных типов щелочных аккумуляторов. Эффективность процесса заряда зависит, как от электрохимических реакций, так и от особенностей конструкции. Кроме того, влияние оказывает и структура электродов. Герметичные щелочные аккумуляторы за последние годы претерпели ряд усовершенствований. Широко распространились аккумуляторы с рулонными электродами.

Есть достаточно много моделей, которые заряжаются в быстром режиме током 1*С. Применяется импульсный ток и амплитудная модуляция. Так, что время процесса зарядки постепенно сокращается.

Обычный щелочной аккумулятор.
Не помню как называется химикат,но есть во всех или почти во всех хозяйственных магазинах.
Одного килограмма на всю жизнь хватит!Название на работе завтра посмотрю!Есть такая беда.
Разводится в дисцилированной воде.Применять стеклянную посуду.И пооккуратней,понемногу не насыпать.
Щёлочь НАСЫПАЕТСЯ в ВОДУ МАЛЕНЬКИМИ ПОРЦИЯМИ.Размешивать до полного растворения.Посмотреть плотность.
Заряжать с открученными пробками!
Про пробки.На них есть резиновое кольцо.Под кольцом есть отверстие.Снять резику и промыть
данное сквозное отверстие.Может понадобится его проковырять!Промыл-проковырял-кольцо
на место.Это ныжно чтоб выходили газы во время зксплуатации.Если это отверстие будет забито – может порвать банку!
И понадобности добавлять.Плотность помоему 1:20 могу ощибиться.Измерять ариометром.В автомагазинах есть
ариометры на любой вкус и цвет!
Реакция с выделением тепла(пар) и зааапах,лучще не дома.Беречь глаза!Лучше в резиновых перчатках работать.
На аккумуляторах есть риска.Электролиту доложно быть НЕ выше этой риски.
И если электролит в банках довольно светлый(слегка может быть мутный) и нет осадка на дне – можно использовать
ещё долго.Если слегка черный – промыть аккумуляторы.Сейчас дожди идут – вот и вода дисцилированная!
Набирай в пластмассовое ведро и промывай!
А ваобще-то эти аккумуляторы при ПРАВИЛЬНОЙ эксплуатации неубиваемые почти.
В своё время станцию списывал по сроку службы(10лет)-аккумуляторам хотьбы что!
Следи за цветом электролита и за пробками.И будеш получать удовольствие.

Последнее редактирование: 5 года 9 мес. назад от R4NX.

Администратор запретил публиковать записи.

Re: Зарядка аккумуляторов Р-143 (10НКБН-3,5) 5 года 9 мес. назад #4842

Если у вас есть поблизости Железнодорожное депо,то там наверняка есть щелочной злектролит в аккумуляторном цехе.Если попросить – думаю неоткажут.
В электрокарах такие же аккумуляторы(щелочные) – можно у них попросить.
Надо-то литр – два!

В процессе эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея постоянно подзаряжается током генератора. Но его мощности, а часто и времени в пути недостаточно, чтобы восстановить емкость батареи на 100%. Поэтому специалисты рекомендуют периодически (1 раз в месяц) осуществлять зарядку автомобильного аккумулятора от стационарного устройства. Даже при покупке новой АКБ рекомендуется активизировать ее зарядным устройством, т. к. во время нахождения на складе и в процессе транспортировки емкость аккумулятора с каждым днем становится меньше.

Чтобы правильно зарядить аккумулятор легкового автомобиля, необходимо иметь следующие приборы и приспособления:

  • зарядное устройство,
  • нагрузочная вилка,
  • ареометр (для обслуживаемых источников питания).

Нагрузочная вилка позволяет определить рабочее напряжение аккумулятора, которое измеряется под нагрузкой. При помощи ареометра легко узнать о степени зарядки батареи по плотности электролита в каждой банке. Полностью заряженный АКБ имеет плотность 1,27 г/см 3. а напряжение – 12,7 В. При 50% разряде плотность снижается до 1,21 г/см 3. а величина напряжения падает до 12,3 В.

Зарядные устройства изготавливаются как с автоматической, так и ручной регулировкой. Проще пользоваться автоматами , которые сами выбирают необходимые режимы (величину напряжения и силу тока), а после достижения полной емкости батареи, отключают устройство. Если заряжать аккумулятор приходится прибором с ручным управлением, то автолюбителю нужно знать несколько важных моментов.

Как правильно заряжать обслуживаемый аккумулятор

Индикатор времени зарядки автомобильного аккумулятора.

Для зарядки автомобильного аккумулятора используется два способа:

  • зарядка при постоянной силе тока,
  • зарядка при постоянной величине напряжения.

Первый способ зарядки заключается в подаче на аккумулятор постоянного тока силой в 10-12% от емкости АКБ. Например, для аккумуляторной батареи емкостью 77 А/ч требуется сила тока 7,7-9,2 А. Длительность полной зарядки составит 10-12 часов.

При втором способе на приборе устанавливается постоянное напряжение величиной 14-15 В. Чтобы зарядить АКБ на 100% может понадобиться несколько суток.

Степень заряженности батареи определяется ареометром по плотности, которая должна быть постоянной в течение 3 часов.

Для зарядки кислотного аккумулятора можно пользоваться разными способами. Предварительно необходимо открыть отверстия всех банок, проверить визуально уровень электролита (если требуется, добавить дистиллированную воду), подключить зарядное устройство, соблюдая полярность. Провод с положительным зарядом присоединяется к плюсовой клемме, а провод с отрицательным зарядом – к минусовой клемме батареи. Далее устанавливается необходимая сила тока или напряжение, и процесс длиться до полной зарядки батареи.

Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, следует руководствоваться следующей методикой. Сначала выполняются подготовительные операции, как и в случае с кислотными АКБ. Начинать зарядку следует, установив напряжение от 1,4 до 1,45 В, а завершать процесс нужно при величине напряжения от 1,75 до 1,85 В.

Чтобы зарядить щелочную батарею, используются три режима:

Отличие заключается в длительности операции зарядки. При нормальном режиме аккумулятор заряжается 6 часов. Усиленный режим происходит в два раза дольше. А для ускоренной зарядки требуется 2,4 часа при удвоенной силе тока, а также 2 часа при номинальной силе тока.

На восстановление емкости щелочных аккумуляторных батарей положительно влияет система заряда-разряда. А вот установка очень слабого тока может пагубно сказаться на аккумуляторе. Важно следить, чтобы температура электролита не превысила 45ºС.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля

В необслуживаемых моделях отсутствуют доступные отверстия для добавления электролита или дистиллированной воды. Поэтому при восстановлении емкости батареи нельзя допускать перезарядки, чтобы вода не выкипала . Для обеспечения нормальной зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5 В.

В зависимости от степени разряда необслуживаемой батареи применяется разная тактика восстановления емкости. Главной характеристикой зарядки становится напряжение, а сила тока позволяет только оценить ход процесса.

  1. При глубоком разряде аккумулятора сразу подается пониженное напряжение (12-13 В). При этом нужно следить, чтобы сила тока не поднялась выше 1/20 величины емкости. Если этот показатель превышает допустимую норму, необходимо еще понизить напряжение. Постепенно ток будет расти, а плотность электролита повышаться. Когда сила тока достигнет 1/10 величины емкости батареи, можно переходить к стандартному процессу зарядки напряжением 14,4 В.
  2. При обычном разряде АКБ на клеммы сразу подается напряжение 14,4 В. По мере увеличения емкости сила тока будет уменьшаться до 0,2 А. Перезарядить АКБ таким способом невозможно.

Если кипит аккумулятор при зарядке

Бывает несколько причин кипения аккумуляторной батареи во время зарядки.

  1. Кипение электролита говорит об окончании процесса, начинается электролиз воды и выделяется газ. Необходимо уменьшить силу тока, чтобы устранить газообразование.
  2. Активное выделение газов наблюдается при форсированной зарядке высокой силой тока. При достижении температуры 45ºС процесс необходимо прекратить.
  3. Неисправность аккумулятора (сульфатация пластин, низкий уровень электролита, короткое замыкание в одной из банок). Батарею следует показать специалистам-аккумуляторщикам.

Аккумуляторная батарея является важнейшим элементом современного автомобиля. Чтобы продлить срок ее эксплуатации, автолюбитель должен уделять ей немного внимания. Следить за чистотой АКБ, периодически очищать клеммы от окислов, производить регулярную зарядку стационарным источником питания. Тогда не придется стоять с открытым капотом и просить водителей о помощи.

Предпусковое зарядное устройство для 12В кислотных или щелочных АКБ

  • плавная регулировка тока заряда от 0,8А до 18А
  • заряжает полностью разряженный аккумулятор
    – светодиодный амперметр
  • автоматический или неавтоматический режим работы

Предпусковое зарядное устройство для 12В АКБ

  • плавная регулировка тока заряда от 0,8А до 15А
  • заряжает полностью разряженный аккумулятор
  • стрелочный амперметр

Предпусковое зарядное устройство для заряда автомобильных 12В, АКБ типа VARTA и щелочных АКБ

  • плавная регулировка тока заряда от 0,8А до 18А
  • стрелочный амперметр
  • заряжает полностью разряженный аккумулятор
  • возможно использование в предпусковом режиме
  • использование в качестве источника питания
  • 3-x позиционный переключатель позволяющий заряжать аккумуляторы в различных режимах
  • 1 режим – 14,8В – автоматический заряд 12В АКБ как старого так и нового типа (с добавлением кальция или серебра)
  • 2 режим – 16В – автоматический заряд 12В АКБ типа VARTA (требующих повышенного напряжения для заряда)
  • 3 режим – 19В – неавтоматический заряд 12В АКБ, автоматический заряд щелочных аккумуляторов

Предпусковое зарядное устройство для 24В АКБ

  • ток заряда 25А

Предпусковое зарядное устройство для заряда автомобильных 12В и 24В АКБ

  • плавная регулировка тока заряда в режиме 12В 0,4А – 20А; в режиме 24В; 0,4А – 15А
  • стрелочный амперметр
  • заряжает полностью разряженный аккумулятор
  • возможно использование в предпусковом режиме
  • использование в качестве источника питания
  • 2-x позиционный переключатель позволяющий заряжать аккумуляторы в различных режимах
  • 1 режим – 15В – автоматический заряд 12В АКБ
  • 2 режим – 30В – автоматический заряд 24В АКБ

Универсальное зарядное устройство c двухстрочным светодиодным индикатором

  • отображается текущий ток и напряжение
  • диапазон регулировки тока: 0,5-15А
  • диапазон регулировки напряжения: 7,5-18В
  • напряжение в режиме стабилизации тока: 0-18В
  • Автоматический заряд разных типов АКБ:6В, 12В кислотных автомобильных АКБ, АКБ в буферном режиме, лодочных и тяговых АКБ, кальциевых АКБ типа VARTA, герметичных кислотных АКБ, щелочных АКБ
  • программируемые режимы: импульсный, постоянный
  • несколько профилей для сохранения настроек и алгоритмов заряда АКБ
  • автоматическое включение/выключение по таймеру
  • можно использовать в качестве источника питания

Универсальное зарядное устройство с графическим жидкокристаллическим дисплеем

  • на графическом индикаторе отображается текущий ток и напряжение, статистика заряда
  • диапазон регулировки тока: 0,5-15А
  • диапазон регулировки напряжения: 7,5-18В
  • напряжение в режиме стабилизации тока: 0-18В
  • Автоматический заряд разных типов АКБ:
    6В, 12В кислотных автомобильных АКБ, АКБ в буферном режиме, лодочных и тяговых АКБ, кальциевых АКБ типа VARTA, герметичных кислотных АКБ, щелочных АКБ
  • программируемые режимы: импульсный, постоянный
  • несколько профилей для сохранения настроек и алгоритмов заряда АКБ
  • автоматическое включение/выключение по таймеру
  • можно использовать в качестве источника питания

Пусковое устройство для 12В АКБ

  • ток заряда до 10А
  • ток пуска 80А

В основном существуют два метода заряда: заряд постоянным током и заряд при постоянном напряжении.

Заряд постоянным током осуществляется постепенным увеличением зарядного напряжения путем уменьшения сопротивления реостата, включенного в зарядную цепь. Заряд постоянным током части проводится несколькими ступенями, при этом ступенчато увеличивается подаваемое на заряжаемые аккумуляторы напряжение для получения зарядного тока, приближающегося к постоянному.

В настоящее время появились зарядные устройства с автоматической стабилизацией зарядного тока.

Заряд при постоянном напряжении характеризуется сообщением аккумуляторам наибольшей части зарядной емкости в первые часы заряда. В дальнейшем ввиду падения зарядного тока скорость набора аккумулятором емкости сильно снижается и время его заряда до полной емкости значительно увеличивается.

В войсках при заряде щелочных аккумуляторных батарей используется преимущественно заряд постоянным током. Подаваемое от зарядного устройства напряжение должно постоянно регулироваться реостатом вручную или схемой автоматической регулировки.

У исправного и правильно подключенного на заряд аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть: в начале заряда 1,40 …1,45 В у НК-аккумуляторов и 1,55 …1,60 В НЖ-аккумуляторов; в конце 1,75…1,85В.

Минимальное напряжение серебрянно-цинковых аккумуляторов в конце заряда достигает 2,1 В.

Если зарядные напряжения установлены неверно, не контролируются постоянный ток и напряжение с последующей установкой их необходимого значения с помощью реостата, то аккумуляторные батареи фактически заряжаются постоянным напряжением.

При использовании зарядных устройств типа ЗУ-СЦ или 1Э25 регулировка зарядного тока и поддержание его на установленном уровне осуществляется автоматически.

Режимы заряда.

Существует три вида заряда аккумуляторов и аккумуляторных батарей: нормальный, усиленный и форсированный.

Нормальный заряд. При нормальном заряде аккумуляторам и аккумуляторным батареям сообщают заряд нормальным зарядным током в течении 6 ч. Для ламельных НК-аккумуляторов ток нормального заряда численно равен одной четверти номинальной емкости. У некоторых безламельных аккумуляторных батарей время нормального заряда может быть больше или меньше 6 ч. Например, время нормального заряда аккумуляторной батареи 2НКБ-2 составляет 10 ч, а батареи 10НКБ-60 – 4,5 часа.

Нормальный заряд, который проводится в целях контроля емкости аккумуляторных батарей, называется контрольным.

Усиленный заряд. Усиленным зарядом называется заряд аккумуляторов и аккумуляторных батарей нормальным или увеличенным зарядным током в течении 12 ч. Усиленный заряд применяется для восстановления или поддержания номинальной величины емкости аккумуляторов и аккумуляторных батарей в следующих случаях:

а). при приведении в рабочее состояние;

б). при подготовке к хранению;

в). после смены электролита;

г). после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений (1 В на аккумулятор или элемент аккумуляторной батареи) или разрядов малыми токами, чередующимися с длительными перерывами в работе;

д). при нерегулярной работе.

Усиленный заряд проводится в один или два этапа. В один этап аккумуляторы заряжаются нормальным током в течение 12 ч. При заряде в два этапа после 6 ч заряда нормальным зарядным током делается перерыв в заряде на 1-2 ч, после чего аккумуляторные батареи дозаряжают нормальным зарядным током еще в течение 6 ч. заряда нормальным зарядом током делается перерыв в заряде на 1-2 часа, после чего аккумуляторные батареи дозаряжают нормальным зарядным током в течение 6 часов.

Форсированный заряд. В случае крайней необходимости для ускоренного приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние применяется режим форсированного заряда, который предусматривает сокращение времени пропитки электролитом и отгазовки аккумуляторов и батарей. Заряд аккумуляторов и батарей токами, величина которых превышает ток нормального заряда.

Заряд в форсированном режиме сокращает срок службы аккумуляторов и аккумуляторных батарей и поэтому заводами-изготовителями допускается проведение, как правило, не более 10 зарядов в форсированном режиме в течении гарантийного срока их эксплуатации.

Заряжать в форсированном режиме разрешается только исправные аккумуляторные батареи. После заливки и пропитки электролитом каждый элемент такой батареи (аккумулятор) должен иметь НРЦ больше нуля.

Методика выполнения работ при заряде щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей.

Работы по заряду щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей осуществляется в такой последовательности:

– подготовить аккумуляторные батареи к заряду;

– рассчитать электрическую схему заряда аккумуляторных батарей;

– соединить аккумуляторные батареи последовательно в зарядные группы;

– подготовить зарядные устройства к работе согласно эксплуатационной документации зарядных устройств и подключить группы аккумуляторных батарей к зарядным устройствам;

– зарядить аккумуляторные батареи стабилизированным током, контролируя ток заряда, температуру электролита, уровень электролита, напряжение на элементах аккумуляторных батарей и аккумуляторах;

– отключить аккумуляторные батареи от зарядных устройств после окончания заряда;

– установить аккумуляторные батареи с открытыми заливочными отверстиями для отгазовки (удаления газов из внутреннего объема элементов батарей);

– довести до нормы уровень и плотность электролита в элементах аккумуляторных батарей;

– измерить напряжение на каждом элементе аккумуляторных батарей и заполнить журнал учета технического обслуживания аккумуляторов и аккумуляторных батарей.

» Как правильно зарядить

Покупка, утилизация и прочие операции связанные с любыми типами аккумуляторов для вас. покупка, продажа, прием и утилизация аккумуляторов

Продажа аккумуляторов для различной техники

На постоянной основе производим утилизацию различного вида аккумуляторных батарей свинцово кислотных и щелочных систем.

Работаем по Московской области

8 903 678 49 24

Зарядка щелочных аккумуляторов, правильный заряд щелочного аккумулятора основных марок.

Заряд щелочного аккумулятора можно производить от любых источников постоянного тока, подходящих по параметрам. Но лучше пользоваться автоматическими зарядными устройствами, например, серии УЗПС.

Включать для зарядки аккумуляторы нужно последовательно (важно, чтобы они были одного типа). Количество соединенных последовательно аккумуляторов определяется двумя факторами – напряжением источника зарядного тока и напряжением, которое должно быть у аккумулятора в конце зарядного процесса. Исправный и правильно включенный аккумулятор должен иметь следующее напряжение при зарядном токе, соответствующем норме:

1. В начале заряда – от 1,4 до 1,45 В.
2. В конце заряда – от 1,75 до 1,85 В.

Зарядные режимы могут быть следующими:

1. Нормальный режим – 6 часов номинальным зарядным током.
2. Усиленный режим – 12 часов номинальным зарядным током.
3. Ускоренный режим – 2,4 часа силой тока в два раза больше номинальной и 2 часа – номинальной силой тока.

Усиленный режим применяют в следующих случаях:

1. При вводе в эксплуатацию аккумулятора.
2. Через каждые десять циклов заряд-разряд и раз в месяц в случае нерегулярной работы аккумулятора.
3. После замены электролита в аккумуляторе.
4. После глубокого разряда ниже допустимого конечного напряжения.
5. После заряда слабым током, который проводился с перерывами 16 часов и более.

Регулярные циклы заряд-разряд улучшают работу щелочного аккумулятора .

Никель-кадмиевые, никель-железные аккумуляторы допускают зарядку более слабыми токами, при этом время заряда соответственно увеличивается. Однако не рекомендуется снижать зарядный ток больше, чем на половину.

Помните, что заряд слабым током ухудшает работу щелочного аккумулятора. поэтому применять такой режим заряда можно лишь в крайнем случае. В процессе заряда температура составного электролита не должна превышать 45 градусов, а электролита без добавки лития – 35 градусов. В случае превышения указанной температуры надо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.

Если зарядка аккумулятора производится зимой при температуре ниже минус 10 градусов (но не ниже минус 30 градусов), то тогда длительность заряда должна быть 7 часов при номинальной силе тока. Если необходимо заряжать аккумулятор при температуре ниже минус 30 градусов, его надо утеплить, закрыв любым утепляющим материалом – войлоком, брезентом и т.п. Никель-железные аккумуляторы не рекомендуется заряжать при температурах ниже минус 10 градусов.

При заряде аккумулятора нельзя допускать выплёскивания электролита. Каждые десять циклов заряд-разряд необходимо проверять уровень электролита и доводить его до нормы в случае необходимости. Регулярно проверяйте отсутствие замыканий между стенками находящихся рядом аккумуляторов, которое может произойти в случае раздутия корпусов. Напряжение аккумуляторов будет значительно ниже номинального при замыканиях. Для того чтобы найти замкнутые аккумуляторы, нужно произвести измерение зазоров между ними и замерить напряжения аккумуляторов. Если аккумуляторы соприкасаются, необходимо немедленно отвернуть пробки. Устранив замыкание, измерьте величину зазора ещё раз. Если величина зазора меньше трёх миллиметров, необходимо применить изолирующие прокладки из резины, эбонита, винипласта и т.п. материалов. После того как замыкания аккумуляторов устранены, их необходимо зарядить в усиленном режиме.

Утилизация щелочных аккумуляторов
Прием щелочных аккумуляторов
Покупка щелочных аккумуляторов

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЩЁЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

С вами мы уже ранее обсудили, как можно восстановить кислотные аккумуляторы. а сегодня мы рассмотрим один вариант восстановления на примере щелочных аккумуляторов. Недавно мне попался щелочный аккумулятор производства советского союза, напряжение 9 вольт, ток 200 миллиампер, по типу аналога кроны, только его можно заряжать.

Данный аккумулятор был произведен 30 лет тому назад и когда проверил мультиметром – напряжение было нулевым, хотя другого и не ждал. Открыл колпачок и там обнаружил батарейки типа д-0,55, такие часто применялись в автономной технике гражданского пользования во времена СССР. Для восстановления заряда такого аккумулятора воспользовался старым дедовским методом, о котором мы сегодня поговорим.

Для начала аккумуляторные батарейки были сняты из корпуса и прочищены влажной салфеткой. Легче, когда у щелочного аккумулятора есть колпачок для сливания щелочи, тогда можно слить её, промыть аккумулятор горячей водой, затем слить воду и залить аккумулятор 50% раствором серной кислоты, держать 5 минут (не более), потом слить кислоту, несколько раз промыть аккумулятор горячей водой, налить щелочь и зарядить. Но в моем случае все не так просто, поскольку батарейки герметичные.

Итак, после очищения батарейки не разделил друг от друга, поместил в целофановый пакет и поставил в морозилку. В морозилке аккумуляторы должны пробыть 2 дня. Потом их нужно достать из морозилки и поставить в алюминиевый или жестяной сосуд с водой, далее воду надо поставить на слабый огонь (удобно использовать газовую плиту). Ждем пока вода не будет кипеть. Кипятим аккумуляторы в течении 15 минут (не бойтесь – они не взорвутся). Теперь отключаем газовую плиту, но аккумуляторные батарейки не вынимаем, ждем 30 минут пока вода не остынет и только тогда вынимаем их и промываем холодной водой. После промывания засушиваем воду салфеткой (старайтесь полностью высушить), после чего прогреваем аккумуляторы на печке. Для этой процедуры берем металлическую пластинку, ставим аккумуляторы на пластину и прогреваем ее на температуре 60-70 градусов. Греть аккумуляторы нужно приблизительно 5-10 минут. Далее ждем пока аккумуляторы не остынут, помещаем их обратно туда, откуда достали и заряжаем. Зарядка не простая! 30 минут аккумуляторы заряжаем переменным током (смотрите схему).

Переменной ток должен составлять 1/5 от общей емкости аккумулятора. Затем отключаем переменной источник напряжения и оставляем аккумуляторную батарею в покое на 2 часа. Спустя 2 часа берем обыкновенный стабилизированный источник постоянного напряжения и заряжаем нашу батарейку как положенно. Вот и все – регенерация старого аккумулятора завершена, автор – Артур Касьян (АКА).

Особенности эксплуатации щелочных аккумуляторных батарей

Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, не бывших в эксплуатации или хранившихся в разряженном состоянии без электролита:

  • Перед пуском в эксплуатацию аккумуляторы, как единично работающие, так и комплектуемые в батареи, подвергнуть растренировке с целью получения номинальной емкости;
  • С поверхности аккумуляторов и батарей удалите чистой ветошью пыль и соль, проверьте правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затяните гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снимите ветошью, смоченной в керосине;
  • Аккумуляторы залейте электролитом, дайте постоять не менее 2 ч (для пропитки пластин) и проверьте вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставьте его еще на 10 ч, после чего вновь проверьте напряжение. В случае отсутствия его — аккумулятор замените;
  • После 2-часовой пропитки проверьте уровень электролита над пластинами аккумуляторов, который должен быть не менее 5 и не более 12 мм над краем пластин.

Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выплескивания электролита из аккумулятора во время заряда.

Примечание. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе пользуйтесь резиновой грушей.

После установления уровня электролита аккумуляторам сообщите три тренировочных цикла токами согласно таблице.

Конечное напряжение, В

Напряжение в конце разряда должно быть не менее одного вольта на худшем аккумуляторе. Если отданная емкость будет не ниже номинальной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию.

Примечание. Рекомендуется для улучшения качества аккумуляторов перед пуском в эксплуатацию сменить электролит на свежий.

Иногда аккумуляторы после длительного бездействия имеют временное снижение емкости. В этих случаях после контрольного цикла дайте заряд нормальным режимом, а разряд производите в течение восьми часов при постоянной силе тока, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов.

В конце разряда нормальную силу тока поддерживайте с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы подключите к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядного устройства, а отрицательный – с плюсом. После такого глубокого разряда дайте заряд током нормального режима в течение 16 ч и аккумуляторы направьте в эксплуатацию. Последующие заряды производите в течение 6 ч нормальным током в каждой батарее.

Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводите в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям настоящей инструкции).

При более длительном хранении электролит смените. Введение в эксплуатацию производите как аккумуляторы, не бывшие в эксплуатации.

Заряд производите от любого источника постоянного тока. Автоматический заряд без постоянного контроля параметров обеспечивают автоматические зарядные устройства серии УЗПС.
Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соедините последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:

  • в начале заряда 1,40 В. 1.45 В;
  • в конце заряда 1,75 В — 1,85 В.

При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяйте следующие режимы заряда:

  • Нормальный – 6ч нормальным током;
  • Усиленный – 12 ч нормальным током, он сообщается:
  • при вводе в действие;
  • через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе один раз в месяц;
  • после смены электролита;
  • после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывами в течение 16 и более часов.

Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов.

  • Ускоренный – 2,5 ч силой тока вдвое больше нормальной и 2 ч – нормальной силой тока.

Никель – кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем на половину не рекомендуется.

ВНИМАНИЕ! Заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а поэтому применяйте их в случае крайней необходимости.
Не допускайте повышение температуры электролита при заряде выше 45° С для составных электролитов, и выше 35° С для электролитов без добавки лития едкого. В случае повышения температуры выше указанной прервите заряд и дайте аккумуляторам остыть.
Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производите нормальной силой тока в течение 7 ч. В случае необходимости заряжать аккумуляторы ниже минус 30° С их утеплите, закрыв войлоком, брезентом или другим материалом.

Примечание. Никель – железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.

Во время заряда не допускайте выплёскивания электролита. Перед зарядом через каждые 10 циклов проверьте и доведите уровень электролита до норм.Проверьте отсутствие замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже номинального.Для обнаружения замкнутых аккумуляторов производите замер зазоров между ними и замер их напряжений. У соприкасающихся аккумуляторов немедленно отверните пробки. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, изолируйте их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.После устранения замыкания аккумуляторов сообщите им усиленный заряд.

Зарядные устройства для тяговых аккумуляторов

Даже при эксплуатации в нормальных условиях автомобильная батарея может утрачивать заряд. В таком случае возникает вопрос, как зарядить щелочной аккумулятор в домашних условиях. Для этого существуют специальные устройства, подающие ток на выводы АКБ. При зарядке соблюдают ряд правил, делающих процесс эффективным и безопасным.

Щелочной аккумулятор можно зарядить самостоятельно.

Рассматриваемые источники питания отличаются следующими характеристиками:

  1. Компактные размеры. Это позволяет уменьшить массу изделия.
  2. Средний срок службы. При правильном использовании АКБ выходит из строя через 3 года. Эксплуатация в экстремальных условиях снижает этот показатель до полутора-двух лет.
  3. Чувствительность к низким температурам. Если этот показатель составляет -15°С и ниже, емкость АКБ начинает уменьшаться на 0,4% на каждый градус.
  4. Низкий КПД. Чаще всего этот параметр составляет 50-55%.
  5. Возможность приема разных напряжений при зарядке. Подача 1-1,75 Вольт позволяет восстановить номинальную мощность без перегрева корпуса.

Щелочные элементы питания с напряжением 12В заряжают как стандартными, так и альтернативными методами.

Процесс в таком случае занимает не менее 12 часов. Аккумулятор заряжают в сухом отапливаемом помещении. Клеммы зарядного устройства подключают к токовыводам, после чего регулируют силу тока и напряжение. Допустимые параметры указываются на корпусе АКБ. Некоторые модели батарей поддерживают режимы ускоренной зарядки.

На первом этапе подают ток мощностью до 5 *С (С-номинальная емкость источника питания). Электролит прогревается, из-за чего процесс набора заряда ускоряется.

При быстрой зарядке нужно непрерывно отслеживать состояние аккумулятора. Ток высокой силы может перезарядить изделие и вывести его из строя.

Контроль осуществляют такими способами:

  1. С помощью светодиодов.
    На корпусах некоторых аккумуляторов расположены индикаторы, меняющие цвет в зависимости от уровня заряда. Второй светодиод отражает уровень напряжения. Такой способ контроля не является точным, т. к. индикаторы не всегда правильно реагируют на изменение параметров АКБ.
  2. Измерение напряжения.
    Этот параметр оценивают при наборе 80% заряда. До этого напряжение увеличивается медленно. Результат измерений может меняться в зависимости от температуры воздуха.
  3. Измерение баланса емкости.
    Вычислить показатель несложно. Трудности возникают при оценке коэффициента отдачи, который меняется в зависимости от силы выдаваемого ЗУ тока, состояния батареи и условий окружающей среды.

Назначение и условия эксплуатации аккумуляторных батарей.

Замерить первоначальный уровень заряда получается не всегда. В таком случае время зарядки рассчитывают, беря за точку отсчета нулевой показатель.

Срок службы источника питания не учитывают. Если аккумулятор необслуживаемый, при зарядке измеряют давление электролита, напряжение на клеммах и температуру корпуса. Эти показатели во многом зависят от уровня заряда.

Существует 2 варианта компенсационной зарядки:

  1. Подача тока малой силы.
    На первом этапе выполняется стандартная зарядка. Через 10 часов силу снижают до 0,05 *С. Так батарея медленно заряжается, что препятствует саморазряду. Способ используется при отправке изделия на кратковременное хранение. Не рекомендуется пребывание элемента питания в таком состоянии более недели. Это негативно отражается на емкости АКБ. Правило не относится к никель-кадмиевым элементам.
  2. Резкое снижение силы тока.
    В течение первых 10 минут пускают 1 *С. По истечении этого времени параметр снижают в 10 раз. Зарядку продолжают в течение часа. Это помогает очистить пластины от сульфатного налета, насытить электролит кислородом и предотвратить миграцию кадмия. Не рекомендуется заряжать батарею этим методом в домашних условиях.

В эту категорию входят методы, подразумевающие использование электроэнергии, параметры которой отличаются от заявленных в инструкции к АКБ. Подача переменного тока препятствует сульфатации пластин. В перерывах между импульсами наблюдается интенсивная выработка кислорода, ускоряющая процесс зарядки.

Характеристики электрической энергии остаются постоянными или меняются по мере набора заряда. Недостатком способа является невозможность применения для зарядки некоторых аккумуляторов, например AGM или гелевых.

При длительном хранении некоторые аккумуляторы утрачивают часть емкости, что отрицательно сказывается на рабочих характеристиках. Отправляя новое изделие на хранение, учитывают рекомендации, указанные в руководстве пользователя.

При прекращении применения уже установленной в автомобиль батареи выполняют такие рекомендации:

  1. Перед отправкой на хранение корпус освобождают от электролита, ввинчивают пробки. Внешние поверхности очищают от загрязнений, обезжиривают, лакируют. Устройство предварительно разряжают до 1 В. На кратковременное хранение отправляют АКБ, утратившие половину заряда.
  2. Аккумуляторы разных типов не размещают слишком близко друг от друга. Это может способствовать снижению емкости изделий.
  3. Учитывают рекомендованные сроки хранения. Для никелевых батарей этот показатель составляет 5 лет. Если АКБ хранится не в помещении, значение уменьшается в 10 раз.
  4. Исключают влияние низких температур и солнечных лучей. Корпус осматривают не реже раза в месяц. Появляющиеся загрязнения устраняют.

Как правильно заменить электролит в щелочном АКБ

После каждого сотого цикла разряда-заряда рекомендуется заменять щелочной наполнитель. Перед началом работы нужно разрядить элемент питания до 1 В.

Жидкое содержимое удаляют, переворачивая корпус. Емкости промывают щелочным раствором или очищенной водой.

Электролит для щелочного аккумулятора.

Заправленную новым электролитом батарею устанавливают в автомобиль не сразу. После трехчасовой пропитки нужно проверить уровень и плотность электролита. Лишенный наполнителя аккумулятор нельзя хранить со снятыми пробками.

Даже при эксплуатации в нормальных условиях автомобильная батарея может утрачивать заряд. В таком случае возникает вопрос, как зарядить щелочной аккумулятор в домашних условиях. Для этого существуют специальные устройства, подающие ток на выводы АКБ. При зарядке соблюдают ряд правил, делающих процесс эффективным и безопасным.

После каждого сотого цикла разряда-заряда рекомендуется заменять щелочной наполнитель. Перед началом работы нужно разрядить элемент питания до 1 В.

Жидкое содержимое удаляют, переворачивая корпус. Емкости промывают щелочным раствором или очищенной водой.

Электролит для щелочного аккумулятора.

Заправленную новым электролитом батарею устанавливают в автомобиль не сразу. После трехчасовой пропитки нужно проверить уровень и плотность электролита. Лишенный наполнителя аккумулятор нельзя хранить со снятыми пробками.

Щелочные аккумуляторы – распространенный вид энергетического накопителя. В качестве электролита может быть использован водный раствор едкого натрия либо же едкого калия. Перед принятием решения об использовании таких акб необходимо изучить их особенности, плюсы.

Конструктивные особенности и принципиальные отличия щелочных АКБ

Плюсовой электрод, входящий в состав щелочных автомобильных аккумуляторных батарей, состоит из гидроокиси такого компонента, как никель, других элементов. Введение графита в состав оказывает положительное влияние на степень электрической проводимости. Посредством примесей поддерживается стабильность, нормальная работа.

Для подготовки отрицательного элемента применяется металлический сплав, представленный в виде порошка, никель или кадмий. В каждом случае щелочной аккумулятор имеет особенности.

Электролит включает такие компоненты, как моногидрат лития, способствующий продлению срока использования акб.

В состав аккумуляторной батареи введены и такие компоненты:

  • Слой изоляции, состоящий из качественного сырья.
  • Прокладка из пластика, дополненная предохранительным клапаном.
  • Корпус, подготовленный из высокопрочного металла.
  • Выводы.

Протекающие химические процессы

Принцип работы автомобильного щелочного аккумулятора относительно прост. При полной разрядке щелочной аккумуляторной батареи гидроокись никеля взаимодействует ионами щелочного раствора. В результате, образуется гидрат закиси никеля. На минусовом выводе протекает схожий процесс. При этом формируются определенные элементы.

Во время зарядки протекает обратная химическая реакция, при которой образуется гидроокись никеля, восстанавливается минусовой электрод.

Щелочные аккумуляторы пользуются популярностью. Ведь они отличаются от кислотных агрегатов тем, что полученные вещества никогда не растворяются, не реагируют со схожими компонентами. Иными словами, принцип действия таких источников питания основан на определенных канонах.

Таким образом, принцип действия щелочной акб относительно простой.

Такие источники питания необходимо заряжать полностью. Ведь неполный заряд способствует сокращению периода использования. Перезаряд устройства не допускается, поскольку это приводит к их стремительному нагреву, разрушению электродов.

Особенности замены электролита

Замену электролитического состава проводят с определенной периодичностью (100-150 циклов). Перед заменой щелочную аккумуляторную батарею разряжают при нормальном токе до 1 В.

Использованный электролит удаляется аккуратно. Дабы избавиться от осадка, грязи, АКБ аккуратно встряхивают. Устройство обязательно промывают, используя дистиллированную воду или раствор с определенным количеством щелочи.

Электролит заливается сразу же после очистки. Отстаиваться состав должен в течение 2-3 часов. Только после этого осуществляется контроль плотности залитого электролита.

Пластины и электроды не должны быть сухими. Ведь это может привести к появлению внутренней коррозии.

Преимущества, недостатки щелочных источников питания

Перед использованием щелочных аккумуляторов в домашних условиях необходимо изучить особенности их, плюсы и минусы.

Плюсы

  • При своевременном техническом обслуживании, правильном использовании срок службы устройства увеличивается.
  • Допускается глубокий разряд агрегата.
  • Даже в сильные морозы работоспособность аккумуляторной батареи сохраняется.
  • Величина саморазряда минимальна. Здесь очень важно выбрать зарядное устройство для щелочных аккумуляторов.
  • Удельный вес устройства небольшой.

Понижение емкости при снижении температуры минимальное. По сравнению с кислотными моделями щелочные аккумуляторы практически не теряют емкость.

Отрицательные стороны

  • Наличие эффекта памяти. Со временем это провоцирует стремительное снижение емкости. Поэтому очень важно не допускать регулярную недозарядку.
  • Рабочее напряжение отдельных элементов имеет существенные различия. Поэтому зарядка щелочных аккумуляторов должна выполняться посредством эффективного агрегата.
  • Щелочные модели отличаются малым КПД.
  • Замену электролита, обслуживание должен выполнять специалист.

Отрасли использования щелочных аккумуляторных батарей

Щелочные надежные акб используются во многих сферах. Так, ими пользуются в качестве стартерных и тяговых источников питания. Ими комплектуются:

  • Автоматизированные сигнализации, системы энергетического сбережения.
  • Электрические агрегаты, устройства и технические средства.
  • Пассажирские и другие вагоны.
  • Электрический инструмент.
  • Портативные технические средства.

В каждой сфере применяется определенная модель щелочной аккумуляторной батареи. К примеру, устройство электродами, имеющими рулонный вид, применяется в электроинструменте.

АКБ щелочного типа применяют в грузовых автотранспортных средствах, складской спецтехнике, погрузчиках в качестве стартерных устройств. Для оснащения легковых машин такие агрегаты практически не используются.

Правила эксплуатации щелочной батареи

Перед использованием источников питания, которые хранились разряженными, не эксплуатировались, нужно выполнить ряд действий:

  1. Перед эксплуатацией необходимо повысить емкость до установленного значения. Для этого проводят растренировку.
  2. Периодически корпус щелочного или кислотно-щелочного эффективного аккумулятора нужно очищать от соли, пыли, грязи. Для удаления коррозийных пятен с электродов, выводов применяется ветошь, обработанная керосином.
  3. При последовательном или параллельном соединении двух батарей проверяется плотность соединения гаек.
  4. Периодически должен проверяться уровень электролита. Он не должен превышать 4-12 мм.
  5. При продолжительном простаивании щелочного аккумулятора для автомобиля рекомендуется зарядка в нормальном режиме. Требуемая сила тока поддерживается за счет внешнего источника.

Заряд и разряд щелочных источников питания

Заряд, разряд аккумуляторных батарей выполняется с учетом определенных правил, норм.

Особенности заряда

Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, можно использовать источник постоянного тока. Нередко автомобилисты пользуются автоматическим зарядником.

К зарядке можно единовременно подводить последовательно соединенные источники питания. При определении числа щелочных аккумуляторов учитывается величина напряжения, количество Вольт в начале и в конце.

Решая, как заряжать аккумуляторную батарею, стоит учитывать допустимые режимы:

  • Стандартный – 6–7 часов.
  • Ускоренный – 3 часа.
  • Усиленный – 11–12 часов.

Просмотрите видео про восстановление емкости в шелочном аккумуляторе.

Усиленный режим допустим:

  • При введении источника питания в эксплуатацию.
  • При нерегулярном использовании.
  • После замены старого электролита.
  • После полного разряда источника питания.

Щелочные аккумуляторные батареи хуже заряжаются при чрезмерно слабом токе. При установлении минимального уровня тока увеличивается продолжительность заряда. Специалисты не рекомендуют уменьшать ток на 40-50%.

Полностью или частично заряженный источник питания не должен перегреваться. Критическая температура для электролита – 35 градусов, для электродов, других составных частей – 45 градусов. При достижении критической температурной точки источник питания отсоединяется от сети. Подавать напряжение можно после того, как температура оптимизируется.

Щелочной аккумулятор 12в не должен заряжаться на улице зимой. Если другого варианта нет, то источник питания необходимо дополнительно утеплять. Для этих целей подойдет войлок или же брезент.

При зарядке электролит не должен попадать на внешние элементы, на корпус. При подзарядке последовательно подключенных батарей их нужно располагать на некотором расстоянии. Это дает возможность предотвратить вздутие корпуса устройства. Для разделения источников питания могут быть использованы резиновые или винипластовые листы.

Особенности разряда

При работе со щелочными аккумуляторными батареями важно знать, как зарядить, как разрядить их. Процесс разрядки должен выполняться до определенного значения:

  • Если время разряда составляет 5 часов, напряжение должно быть 1 В.
  • При 3-часовом разряде – около 0,8 В.
  • При 1-часовом – 0,5 В.

Для установки и отслеживания величины напряжения допускается использование агрегата для тестирования.

Контрольные испытания должны проводиться после замены электролита. При этом выполнять необходимо 2–3 прогоночных цикла. Только после этого зарядка осуществляется при зафиксированном в инструкции токе. По окончании зарядки напряжение должно составлять 1–1,1 В.

Контрольный цикл подразумевает проведение замеров напряжения при разряде. Фиксируются несколько показателей.

Какие факторы сокращают период эксплуатации аккумуляторных батарей?

Для того период использования щелочных аккумуляторов был более продолжительным, важно учитывать несколько моментов.

  • Не допускается систематическая недозарядка источника питания.
  • Запрещено снижение напряжения до критического значения.
  • Электролит должен покрывать пластины.
  • При повешении температуры плотность электролита меняется.

Маркировка

Маркировка включает цифры, буквы. Отрасль использования легко определить, обратив внимание на буквы:

  • Тяговая модель – Т.
  • Тепловозная модель – ТП.
  • Вагонная модель – В.

В маркировку включают и другие буквы:

  • НЖ – никелево-железный источник питания.
  • К – наличие блока, включающего несколько электродов.
  • Ш – возможность эксплуатации в рудниках.
  • П – корпус из пластика.
  • М – модернизированная модель.
  • У – подходит для умеренного климата.
  • Т- подходит для тропического климата.

Щелочные АКБ относятся к многофункциональным устройствам. Они поставляются в разнообразных сочетаниях. Пользоваться такими агрегатами можно в определенных сферах, отраслях. Наиболее распространенными моделями считаются акб в 12 В. Их эксплуатируют повсеместно. Ими нередко комплектуют тяговые агрегаты.

Особенности и правила хранения аккумуляторных батарей

Выпускаемые источники энергии популярного типа разделены на устройства длительного, временного использования, хранения. При эксплуатации новых устройств проверяется состояние пробок, плотность их прилегания к корпусу.

Значимым элементом считается вентильная резина. От ее состояния зависит работоспособность щелочного аккумулятора, уровень напряжения, другие характеристики. Включенные в состав гайки, пробки из никеля перед эксплуатацией смазывают, нанося небольшой слой.

Корпус источников питания производители обрабатывают битумно-эбонитовыми смесями. Для поддержания лакокрасочного слоя в нормальном состоянии необходимо периодически покрывать корпус смазкой. Перечень допустимых смазочных материалов перечислен в инструкции.

Перед отправкой эксплуатируемых источников энергии на хранение необходимо выполнить такие действия:

  • Разрядка до 1В. Такие действия осуществляются посредством агрегатов, устройств.
  • Электролит из аккумулятора полностью удаляется. Выполнение этого процесса требует определенной подготовки, использование инструмента.
  • С корпуса удаляется остаток соли, грязь, пыль. Для этих целей используется ветошь или губка.
  • Старый слой лакового покрытия периодически обновляется.

Находящийся в течение 1–10 месяцев в состоянии покоя аккумулятор нужно периодически проверять. Так, все пробки должны быть закрытыми.

Транспортировать аккумуляторную батарею можно, если она подготовлена к продолжительному хранению.

Располагать щелочную батарею нельзя вместе с другими источниками питания. Ведь электролиты отличаются.

Особенности подбора

Выбирая аккумуляторную щелочную батарею, сосредотачивать внимание необходимо на нескольких ключевых параметрах.

Производство

При подборе должна учитываться дата изготовления источника питания. Приобретать аккумуляторную батарею, выпущенную более полугода назад, не стоит. Ведь такие устройства постепенно разряжаются, появляется эффект памяти.

Приобретая агрегаты зимой, важно обращать внимание на температурный режим. Ведь чрезмерные перепады пагубно сказываются на состоянии, работоспособности.

Показатель емкости

Срок активного применения аккумуляторной батареи зависит от правильности определения емкости. Некоторые водители приобретают источники питания с повышенной емкостью. В результате, генератор в автотранспортном средстве не справляется с поставленной задачей. Устанавливать аккумулятор с меньшей емкостью не стоит. Ведь чрезмерное количество заряда способствует стремительному выходу из строя.

Определяя емкость, необходимо руководствоваться характеристиками, которые указаны в инструкции. Ведь в данном документе прописано, как правильно высчитывать емкость.

Аккумулятор с большей емкостью требуется, если автотранспорт оборудуется дополнительным электрическим оборудованием, агрегатами. Перед применением, установкой нужно учесть особенности генератора.

Полярность

Выпускаемые щелочные аккумуляторы отличаются типом полярности. Поэтому при подборе источника питания обязательно сосредотачиваться на расположении электродов, их полярность. Неправильный подбор может стать причиной утраты работоспособности автотранспорта.

Габариты

Неправильно определенные размеры – основная причина проблемной установки. Поэтому такие характеристики должны быть учтены.

Сосредотачиваться необходимо и на длине проводов, используемых при подключении аккумуляторных батарей для автотранспортных средств. Определить размер можно с помощью рулетки, других инструментов. Это позволит быстро и легко произвести установку.

Стоимость

Цена щелочных аккумуляторных батарей зависит от:

  • Элементов, включенных в состав.
  • Компании-изготовителя.
  • Мощности.
  • Емкости.
  • Других характеристик.

Правильная утилизация щелочной батареи

Щелочные акб утилизируются обязательно. Старый источник питания можно передать в соответствующие организации, ремонтные мастерские. Такую возможность предоставляют не все учреждения.

Утилизацию выполняют на специально подготовленных линиях, установленных на производственных предприятиях, заводах. Правильно выполненная утилизация позволяет получить:

  • Гранулы из пластика.
  • Электролитический состав, состоящий из щелочи, дистиллированной воды.
  • Сталь.
  • Другие материалы.

Утилизация состоит из таких процессов:

  1. Разрушение каркаса и слив электролитического состава. Для извлечения электролита источники питания помещают в специально подготовленные емкости, разрезаются. Для разделения корпуса применяют пилы, дробильные аппараты.
  2. Дробление плотных материалов. Для этих целей используются агрегаты, промышленные устройства.
  3. Извлечение посторонних веществ, из которых состоит источник питания. Для удаления используют фильтры.
  4. Разделение на пластик, металлические компоненты. Пластик перерабатывается, получаются гранулы для последующей эксплуатации.
  5. Очистка сырья. Осуществляется посредством химикатов, нейтрализаторов. Состав выбирают изготовители.

Щелочные аккумуляторные батареи – агрегаты, отличающиеся стойкостью, надежностью, прочностью. Ими выгодно комплектовать автотранспортные средства, тяговую технику. Достаточно правильно подобрать модель, определившись с характеристиками.

Видео про щелочные аккумуляторы

Оставьте комментарий