Снос жилого дома

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 24 января 2019 г. N 34/пр

ФОРМА

Уведомление
о завершении сноса объекта капитального строительства

«__»___________20_ г.

_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (наименование органа местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, — наименование органа местного самоуправления муниципального района)

1. Сведения о застройщике, техническом заказчике

1.1.

Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:

1.1.1.

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

1.1.2.

Место жительства

1.1.3.

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

1.2.

Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком или техническим заказчиком является юридическое лицо:

1.2.1.

Наименование

1.2.2.

Место нахождения

1.2.3.

Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

1.2.4.

Идентификационный номер

налогоплательщика,

за исключением случая, если

заявителем является

иностранное юридическое лицо

2. Сведения о земельном участке

2.1.

Кадастровый номер земельного участка (при наличии)

2.2.

Адрес или описание местоположения земельного участка

2.3.

Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)

2.4.

Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц)

Настоящим уведомляю о сносе объекта капитального строительства _______________________________________________, указанного в уведомлении (кадастровый номер объекта капитального строительства (при наличии) о планируемом сносе объекта капитального строительства от «__»___________20__г. (дата направления) Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи: _______________ _________________________________________________________________________ Настоящим уведомлением я ________________________________________________ _________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) даю согласие на обработку персональных данных (в случае если застройщиком является физическое лицо).

6
декабря
2018

Снос объектов капитального строительства: новые правила регулирования

Файл добавлен 10.12.2018
Презентация .pdf (181 Кб)

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) с 4 августа 2018 года был дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства (далее – ОКС).

В настоящей статье проанализируем ранее действовавший порядок регулирования сноса ОКС, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ).

Регулирование сноса ОКС до введения новой главы ГрК РФ

Правовое регулирование сноса ОКС до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере.

При этом основным являлся вопрос необходимости получения разрешительной документации на снос.

Из буквального толкования положений градостроительного законодательства следует, что работы по сносу зданий, сооружений прямо не отнесены к работам по строительству или реконструкции, для осуществления которых по смыслу ст. 51 ГрК РФ необходимо получать разрешение на строительство.

Аналогичная позиция нашла отражение в судебной практике. Так, например, Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию ОКС без данного разрешения.

В своем постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, что проведенные обществом работы по демонтажу (сносу) нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство. При этом доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено.

Таким образом, разрешение на строительство для производства работ по сносу ОКС требуется только в том случае, если снос объектов производится в составе работ по строительству ОКС, то есть их созданию, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).

Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу (демонтажу) объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству, реконструкции.

При этом подготовительные работы по сносу отражались в самостоятельном разделе проектной документации на строительство – проекте организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (с 1 июля 2019 года с учетом изменений требований к содержанию проектной документации работы по сносу включаются в единый раздел «Проект организации строительства» (ПОС)).

Вместе с тем, на уровне регионального законодательства действовал ряд актов, устанавливавших обязанность получать некие иные разрешения государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления на снос ОКС.

Такие правила были установлены, например, ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве». При этом за самовольный снос зданий, сооружений в г. Москве предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Позиция о разрешительной природе действий по сносу нашла также свое отражение в письме Минэкономразвития России от 16.04.2015 № Д23и-1663. Как отражено Минэкономразвития в данном письме, законодательство субъектов РФ предусматривает, что основанием для сноса ОКС является распоряжение органа местного самоуправления, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе определяется законодательством субъекта РФ, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе, проект организации работ, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу.

Отметим, что региональные акты, посвященные сносу ОКС, носят единичный характер.

Таким образом, до настоящего момента федеральным законодательством правила сноса ОКС не были установлены, региональное законодательство также не предусматривало единообразного и детального регулирования.

Существовавший правовой вакуум, однако, был заполнен после введения в действие главы 6.4 ГрК РФ.

Новые правила сноса ОКС: общие положения

Согласно п. 1 ст. 55.30 ГрК РФ основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо, в случаях, установленных законом, решение суда или органа местного самоуправления.

В целях сноса ОКС (если снос осуществляется не в целях строительства нового объекта) застройщик или технический заказчик обеспечивают подготовку проекта организации работ по сносу в качестве самостоятельного документа на основании результатов и материалов обследования объекта. Работы по подготовке данного документа должно осуществлять лицо, включенное в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Требования к проекту организации работ будут установлены Постановлением Правительства РФ. Отметим, что в случае осуществления сноса за счет бюджетных средств также подлежит разработке смета.

Разработка проекта организации работ не требуется для сноса следующих объектов: гаража; жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, расположенных на садовом земельном участке; объектов индивидуального жилищного строительства; некапитальных и вспомогательных построек.

В ГрК РФ вводится понятие лица, осуществляющего снос объекта, по аналогии с понятием лица, осуществляющего строительство. Таким лицом может быть застройщик или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда на осуществление сноса.

Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Таким образом, градостроительное законодательство теперь закрепляет конкретное лицо, обеспечивающее соблюдение всех обязательных строительных норм и правил, а также устанавливает возможность привлечения его к ответственности за нарушение данных норм.

Другим крайне важным нововведением, направленным на обеспечение безопасности выполнения работ по сносу, является требование о выполнении работ по договорам подряда на осуществление сноса только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (исключение составляют случаи выполнения работ по договору подряда, если размер обязательств по такому договору не превышает одного миллиона рублей).

Также для выполнения работ по сносу могут не являться членами СРО лица, освобожденные от обязательного членства в СРО при выполнении работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, в частности: ГУПы, МУПы, казенные предприятия, коммерческие организации с долей участия государства более 50% в случае заключения договоров подряда с публичными образованиями и созданными ими юридическими лицами.

Снос ОКС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выдаваемыми организациями, эксплуатирующими соответствующие инженерные сети. Отключение объекта подтверждается актом, подписанным сетевой организацией.

Для разрешения спорных вопросов взаимодействия с государственными органами при осуществлении сноса ОКС законодательно устанавливается процедура извещения о начале работ и об их окончании, а также предоставления уполномоченному органу проекта организации работ по сносу.

Так, в целях сноса ОКС застройщик или технический заказчик не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района (в отношении межселенной территории) по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе ОКС.

К уведомлению о планируемом сносе объекта прилагаются результаты и материалы обследования ОКС, а также проект организации работ по сносу. В случае непредставления данных документов, уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно.

Уведомление и прилагаемые к нему документы подлежат размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Орган местного самоуправления также уведомляет о размещении данных документов орган регионального государственного строительного надзора.

После завершения работ по сносу застройщик или технический заказчик направляет уведомление о завершении сноса, также подлежащее размещению в публичных источниках.

Формы названных уведомлений должны быть утверждены Минстроем России. На настоящий момент на официальном сайте опубликования проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства».

Отметим также правило, установленное на переходный период: в случае, если работы по сносу ОКС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта, начаты до 4 августа 2018 года, разработка проекта организации работ по сносу и направление уведомления о начале работ по сносу объекта не требуются.

Особенности сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ

С 4 августа 2018 года существенной переработке подверглась статья 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), определяющая признаки самовольной постройки и последствия осуществления самовольного строительства. Содержание данных изменений, кардинально меняющих подход законодателя к самовольному строительству и фактически вводящих фигуру добросовестного застройщика самовольной постройки, заслуживают анализа в рамках отдельной статьи.

В настоящей статье остановимся на ранее законодательно не установленных процедурных аспектах сноса самовольных построек с учетом последних изменений ГрК РФ.

Снос самовольных построек осуществляется на основании решения суда или, в случаях, определенных п. 4 ст. 222 ГК РФ, по решению органа местного самоуправления (далее также – ОМС).

Статьей 55.32 ГрК РФ установлена процедура принятия решения о сносе самовольной постройки.

Так, ОМС в течение двадцати рабочих дней со дня получения от надзорных органов сведений о выявлении самовольной постройки обязан принять решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в случаях, когда такое право предоставлено ему ГК РФ, либо обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

В случае, если по результатам анализа полученных от надзорного органа документов признаки самовольной постройки не выявлены, ОМС направляет уведомление об этом в надзорный орган.

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или решением органа местного самоуправления.

Отметим, что не выполненные обязанности по сносу или реконструкции самовольной постройки переходят к новому правообладателю земельного участка переходе прав на земельный участок.

Указанные лица обязаны осуществить снос постройки либо ее реконструкцию в соответствии с утвержденной ОМС проектной документацией, предусматривающей приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

В случае невыполнения данных обязанностей в определенные решением о сносе сроки, ОМС уведомляет об этом орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении участков, находящихся в публичной собственности, либо обращается в суд с иском об изъятии земельного участка, находящегося в частной собственности.

Наконец, ГрК РФ устанавливает перечень случаев, когда снос постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется самим ОМС за счет средств бюджета с возмещением расходов за счет средств правообладателей постройки.

ОМС осуществляет снос постройки самостоятельно, если правообладатели постройки или земельного участка не выявлены, либо в случае, если правообладатели не предприняли действий по сносу или реконструкции постройки в течение 6 месяцев со дня истечения установленного срока, а права на земельный участок к третьим лицам не переходили.

Кроме того, снос осуществляется ОМС в случае, если правообладатели не снесли или не реконструировали объект, расположенный на неделимом земельном участке, на котором также расположены иные здания и сооружения, самовольными постройками не являющиеся.

Изменения, не менее кардинальные, чем изменения в области самовольного строительства, с 4 августа 2018 года коснулись правового регулирования зон с особыми условиями использования территории. С учетом данных изменений, ГрК РФ предусматривает коррелирующие специальные правила сноса ОКС, расположенных в границах ЗОУИТ.

ОКС, попавшие в границы ЗОУИТ, по общему правилу подлежат сносу в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения таких объектов.

Снос ОКС или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется по решению собственника либо на основании соглашения о возмещении убытков. Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником ОКС с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которых установлена ЗОУИТ.

В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос объекта или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется исключительно на основании решения суда. При этом в случае, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности использования объекта, правообладатели объектов, в связи с размещением которых созданы ЗОУИТ, публичные образования обязаны выкупить такой объект капитального строительства.

Подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что принятые изменения законодательства, действительно, заполняют ранее существовавший пробел в сфере сноса ОКС, устанавливая как общие принципы и правила регулирования, так и специальные нормы в отношении сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ.

В то же время, представляется не совсем однозначным подход законодателя об установлении уведомительного, а не разрешительного порядка сноса объектов, учитывая, что специальные виды ответственности лица, осуществляющего снос, за нарушение правил и требований безопасности, не определены.

Представляется, что введение именно уведомительной системы сноса ОКС связано с общей законодательной тенденцией, направленной на сокращение числа разрешительных процедур в строительстве. Вместе с тем, позволят ли новые процедуры обеспечить безопасность осуществления сноса ОКС – покажет практика.

Постановление Верховного Суда РФ от 10.10.2016 по делу № А70-13521/2015.

Ведущая рубрики: Елена КАЦ, начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю, к.ю.н.

Снять с учета

Мы строим, сносим, перестраиваем… и нередко забываем внести необходимые изменения в наши документы. А когда к нам приходит налоговое уведомление, возмущаемся или искренне недоумеваем: как получилось, что дома уже давно нет, а налоги за него приходится платить, и всегда готовы все списать на бюрократические проволочки, возникшие между органами власти. Тем не менее, сегодня мы расскажем о существующем порядке снятия объекта недвижимого имущества с учета вне зависимости от даты его гибели.В случае гибели или уничтожения объекта недвижимости необходимо снятие такого объекта с государственного кадастрового учета, даже если это произошло десять или двадцать лет назад.

Сегодня процедура государственного кадастрового учета реализуется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) порядке.Основанием для снятия с государственного кадастрового учета и (или) прекращения государственной регистрации прав является акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером в результате проведения кадастровых работ.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимого имущества, с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования объекта в связи с гибелью или уничтожением. В этой связи, акт обследования – необходимый документ для снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, ведь в компетенцию ни одного органа не входит проверка объекта недвижимого имущества на местности.

Кадастровые работы с целью изготовления акта обследования выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Документами, используемыми при подготовке акта обследования и подтверждающими прекращение существования объекта недвижимости, могут являться любые документы, подтверждающие фактическое отсутствие объекта недвижимого имущества. Например, решение собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства о сносе объекта недвижимости (в случае добровольного сноса объекта), акты АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о прекращении существования объекта, справки о пожаре и т.п. (в случае гибели объекта по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта). Таким образом, в случае прекращения существования объекта недвижимости запись о праве на недвижимое имущество погашается, и объект недвижимости снимается с государственного кадастрового учета на основании акта обследования и заявления о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права на объект недвижимого имущества.

Кто может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета?Во-первых, собственник объекта недвижимого имущества, прекратившего существование, если право собственности на такой объект было зарегистрировано в ЕГРН. Во-вторых, собственник земельного участка, на котором данный объект был расположен, если право собственности на объект недвижимого имущества не было зарегистрировано в ЕГРН. Кроме того, учетно-регистрационные действия также осуществляются по заявлению представителя таких лиц, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.

В случае прекращения существования объекта недвижимости (многоквартирного дома) записи о праве на недвижимое имущество (квартиры) погашаются, и объект недвижимости снимается с государственного кадастрового учета на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета здания (многоквартирного дома), представленного одним из собственников помещения (квартиры), расположенной в многоквартирном доме. С заявлением должен быть представлен акт обследования, подтверждающий прекращение существования здания (многоквартирного дома). Документы на государственную регистрацию прав принимают многофункциональные центры.На территории Красноярского края ведет свою деятельность КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по Красноярскому краю (далее – КГБУ «МФЦ») и его структурные подразделения. Перечень подразделений КГБУ «МФЦ» опубликован на сайте в сети Интернет: http://www.24mfc.ru

Государственная пошлина за снятие объекта с государственного кадастрового учета и регистрацию прекращения права не предусмотрена. Следовательно, никаких расходов по этому поводу заинтересованное лицо не несет.

Также считаем необходимым на сегодняшний день обратить ваше внимание на изменение положений Градостроительного кодекса РФ о сносе объектов капитального строительства. Так, снос объекта капитального строительства подразумевает ликвидацию объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Снос объекта капитального строительства осуществляется:

— на основании решения его собственника или застройщика,

— на основании решения суда,

— на основании решения органа местного самоуправления.

В целях сноса объекта капитального строительства заинтересованное лицо обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка данного проекта не требуется в случае сноса следующих объектов:

— гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

— жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, расположенных на садовом земельном участке,

— строений и сооружений вспомогательного использования,

— объектов индивидуального жилищного строительства,

— объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта, реконструкции объекта.

Одновременно в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта направляется уведомление о планируемом сносе. Данный орган в течение 7 рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку документов, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.После завершения сноса объекта капитального строительства заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.В настоящее время законодателем не установлены ответственность и последствия неисполнения заинтересованным лицом данных требований. Вместе с тем, полагаем необходимым информировать о необходимости соблюдения порядка сноса объектов капитального строительства, установленного Градостроительным кодексом РФ, в целях избежания возможных негативных последствий.

Кроме того, запись о праве на недвижимое имущество может быть погашена и объект недвижимости снят с государственного кадастрового учета на основании решения суда, вступившего в законную силу, которым установлен факт гибели (уничтожения) объекта недвижимости.

Нюанс: при наличии в ЕГРН записи об ипотеке объекта недвижимости, прекратившего существование, регистрационная запись об ипотеке на объект недвижимости, прекративший существование в связи с его уничтожением (гибелью), погашается самостоятельно органом регистрации прав без представления отдельного заявления при внесении в ЕГРН соответствующих записей о снятии с государственного кадастрового учета данного объекта недвижимого имущества и о прекращении права собственности на него.

В заключении хотелось бы несколько слов сказать о порядке исключения из ЕГРН сведений об объектах, не являющихся объектами недвижимого имущества, и обратить ваше внимание на последнюю практику Верховного Суда РФ по снятию с государственного кадастрового учета и исключению из ЕГРН сведений о том, что объект не является объектом недвижимого имущества .

Верховный Суд РФ подчеркнул, во-первых, право органа регистрации оценивать наличие у объекта признаков недвижимого имущества.Кроме того, Верховным Судом РФ закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа регистрации в постановке на государственный кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство РФ не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.Таким образом, у объекта должно быть подтверждено наличие признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.

Во-вторых, снятие с государственного кадастрового учета и прекращение прав в отношении объекта недвижимости ввиду того, что объект не является объектом недвижимого имущества, Федеральным законом № 218-ФЗ не предусмотрено.Вместе с тем, подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.В связи с чем, если в отношении объекта был осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности как на недвижимое имущество, которым он не является, правообладатель такого объекта вправе обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права на объект с приложением акта обследования.

Последнее не является установленной догмой и Росреестром в связи с определением Верховного Суда РФ от 20.12.2018 г. по делу № 310-ЭС18-13357 еще будет выработан порядок снятия с учета таких объектов.

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2018 г. по делу № 310-ЭС18-13357.

Впервые вводится ТКП, который в систематизированном виде устанавливает требования к разработке проектной документации и организации строительного производства при сносе существующих зданий и сооружений различного назначения.

Определен перечень зданий (сооружений), подлежащих сносу

ТКП 45-1.03-312-2018 определяет, что подлежат сносу здания и сооружения:
— по которым в установленном законодательством порядке принято решение о сносе;
— продолжение строительства которых признано экономически нецелесообразным;
— сохранение которых противоречит общественной пользе или которые представляют угрозу общественному порядку (в случае признания их в установленном законом порядке аварийными или грозящими обвалом), жизни и здоровью населения;
— возведенные на самовольно занятом застройщиком земельном участке, без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, имеющие существенные отступления от проектной документации на строительство, а также не соответствующие утвержденной градостроительной документации и имеющие дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц и которые не могут быть устранены в процессе ремонта либо реконструкции или не соответствуют требованиям безопасности <*>.

Определен состав проектной документации на снос зданий (сооружений), порядок ее разработки и согласования

Снос зданий и сооружений, относящихся к 1 — 4-му классам сложности, должен выполняться в соответствии с проектной документацией, состоящей из следующих разделов:
— общая пояснительная записка;
— генеральный план;
— охрана окружающей среды;
— обмерные работы с ведомостью основных объемов работ;
— организация строительства;
— сметная документация <*>.

Проектная документация на снос разрабатывается без детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых решений, определения объемов основных работ, стоимости сноса, и оформляется в соответствии с требованиями ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утв. приказом Минстройархитектуры от 27.03.2014 N 85 <*>.

На снос объектов 5-го класса сложности проектную документацию разрабатывать необязательно.

При этом определено, что проектная документация на снос подлежит:

1) согласованию с КУП «Минский городской центр инжиниринговых услуг» (при наличии в проекте сноса зданий и сооружений в разделе «Генеральный план» решении по инженерным сетям и коммуникациям, подлежащим демонтажу, сохранению, перекладке и т.д.) и комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома <*>;

2) государственной экспертизе в установленном законодательством порядке <*>.

ТКП 45-1.03-312-2018 устанавливает следующие новые формы документов, используемые при сносе зданий (сооружений):
— форма акта определения технического состояния объекта сноса, в которую заносятся результаты оценки технического состояния объектов сноса, проводимой в соответствии с требованиями ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утв. приказом Минстройархитектуры от 30.12.2016 N 321 <*>;
— форма задания на проектирование на снос зданий и сооружений. К заданию на проектирование прилагается примерный перечень исходных данных, предоставляемых заказчиком проектировщику <*>;
— форма акта приемки объекта, завершенного сносом <*>.

Установлены требования к приемке работ по сносу зданий и сооружений

Завершенные сносом объекты, в том числе очереди сноса, пусковые комплексы, независимо от источников финансирования подлежат приемке приемочными комиссиями по правилам, установленным постановлением Совмина от 06.06.2011 N 716.

Приемку объекта оформляют актом приемки объекта, завершенного сносом, по форме в соответствии с приложением В к ТКП 45-1.03-312-2018.

ТКП 45-1.03-312-2018 также в целом регулирует порядок производства работ по сносу зданий и сооружений, включая определения комплекса подготовительных мероприятий, которые необходимо выполнить до начала производства работ по сносу зданий и сооружений, порядок демонтажа технологического и специального оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, инженерных систем (инженерного оборудования,
санитарно-технических сетей, систем электроснабжения, связи, радио и телевидения) до начала сноса зданий
и сооружений; и пр.

ТКП 45-1.03-312-2018 не распространяется на снос:
— линейных и специальных сооружений;
— линий электропередачи и связи;
— трубопроводов;
— газгольдеров;
— градирен и других объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
— зданий и сооружений, расположенных в полосе отчуждения (отвода) железных, автомобильных и других транспортных путей.

Дополнительно отметим, что абз. 31 подп. 4.4 п. 4 Декретом от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства» установлено, что снос неиспользуемых зданий осуществляется по решению местных исполнительных
и распорядительных органов. Ранее в НПА условие о получении разрешения местных исполнительных
и распорядительных органов на снос установлено не было.

Таким образом, в последнее время в белорусском законодательстве прослеживаются тенденции, направленные на урегулирование сноса зданий и сооружений как одного из видов строительной деятельности, подтверждением чему служит принятие ТКП 45-1.03-312-2018.

Оставьте комментарий