Типографская краска вредна

Периодически у меня спрашивают: а как же газета, не вредна ли она?Раньше да, бумага, на которой было что-либо напечатано, была небезопасна (в плане гигиены или заворачивания в неё продуктов), т.к. в типографской краске присутствовал свинец.Лет двадцать назад в типографиях действительно использовали свинец в количествах, опасных для здоровья полиграфистов. То были времена горячего набора, когда тексты для газет и журналов набирали на линотипах – строкоотливных машинах.

Свинец вместе с сурьмой и оловом входил в состав гарта – типографского сплава, из которого линотип отливал строки. Из этого же сплава изготавливались литеры для ручного набора и пробельный материал.Сейчас в производстве газет и журналов иная технология – компьютерная, а линотипы стали музейной редкостью. Вместе с ними ушли в прошлое и пары свинца, которыми вынуждены были дышать типографские рабочие.Вот можно прочитать, как раньше (каких-то двадцать лет назад!) проходила печать.Теперь что касается типографской краски. Краска состоит из пигмента и связующего материала. Пигментом является мелкодисперсный порошок определенного цвета. В качестве наиболее распространенного черного пигмента используют сажу. Иногда для создания оттенков к саже в связующем веществе добавляют краситель (неорганический или органический). В состав связующих материалов входят по одному или в смеси: растительное масло, касторовое масло, воск, эфиры целлюлозы и др. В краски вводят сиккативы – соли свинца (II), марганца (II), кобальта (II), способствующие ускорению высыхания.В современных газетах содержание свинца, если и присутствует, то оно настолько ничтожно, что не стоит всерьёз говорить об опасности здоровью, тем более что требования нынешних международных стандартов к безопасности используемых красок постоянно ужесточаются.Так что сейчас трубочки из газет совершенно безопасны.Есть, конечно, и газеты разного качества. Например, в Питере можно набрать бесплатную рекламную газету. Их раздают у метро, кидают в ящик. У такой рекламной газеты качество бумаги плохое, и она вся пестрит от краски. Я вообще стараюсь такую газету не брать (когда есть выбор).Газета «Метро» (её раздают по утрам в метро) по качеству лучше, но там тоже много краски. Я стараюсь брать «Петербургский дневник». Там и бумага хорошая, и краски меньше.Я ещё их крашу водной морилкой (которая сама по себе — антисептик),

Первые печатники делали краску из сажи, смешивая её с льняным маслом – олифой. Важную роль играли всевозможные добавки. Об этом стало известно сравнительно недавно – в 1980-х гг. – в результате исследований, проведённых междисциплинарной исследовательской группой Калифорнийского университета в Дэвисе (США). В 1982–1986 гг. комплексно изучались старопечатные издания, вышедшие в Майнце и Бамберге. Среди них была и 42-строчная Библия.

Конструкция ручного типографского стана, разработанная Иоганном Гуттенбергом, была весьма рациональна и практична. Поэтому она без принципиальных изменений служила человечеству достаточно долго – почти 400 лет. Надо сказать, что издания Иоганна Гуттенберга и прежде всего 42-строчная Библия поражают сегодня иссиня-черными, немного поблёскивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера.

Ручной типографский станок. Гравюра из книги Vittorio Zonca «Novo teatro di machine». 1607 г.

Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гуттенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания.

Нанесение краски на наборную форму с подготовленным текстом

В каком виде и каким образом эти компоненты добавлялись в краску и делалось ли это сознательно, пока остаётся тайной. Но, по мнению исследователей Калифорнийского университета, именно свинец стал причиной непривычного блеска текстовых полос изданий Гуттенберга.

Оставьте комментарий