Вывоз мусора 2019

Как «мусорная реформа» убила правильные практики в Тюмени. И кто от этого выиграл?

В начале сентября специальный представитель президента России по экологии Сергей Иванов официально заявил, что первых результатов «мусорной реформы» можно ожидать после строительства в стране двух сотен заводов по сортировке и переработке мусора: «Мое мнение, я раньше об этом говорил и сейчас не стесняюсь: бытовой мусор — это самая запущенная сфера из всех экологических направлений. Мы же этим вообще не занимались никогда».

Общая площадь свалок в России, по оценке «Гринпис», уже достигла более 4 миллионов гектаров — сопоставимо с территорией Швейцарии. По данным Росприроднадзора, объем бытового мусора в нашей стране составляет 70 миллионов тонн, из которых на переработку идет всего 5 миллионов, то есть 7 %.

Зачем необходимо было запускать «мусорную реформу» при отсутствии готовности хотя бы сортировать отходы, остается лишь догадываться. Председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов, выступая в мае этого года на межрегиональном совещании в Екатеринбурге, так и заявил: «Только в 20 субъектах предусмотрено раздельное накопление отходов. Понятно, что в этом случае мы не выполним поручение президента о переработке 60% отходов. При таком подходе мусор будет просто гнить. К сожалению, для граждан реформа состоит только в новых цифрах в платежках».

Однако в некоторых регионах «мусорная реформа» не просто опустошила карманы людей, но и «убила» правильный сбор мусора. Один из таких регионов — Тюменская область.

Большие деньги и исчезнувшие контейнеры

Последние два года жители Тюмени и пригорода методично сортировали мусор. Контейнеры для сбора пластика были установлены во многих дворах города и дачных сообществах и, что примечательно, регулярно наполнялись. В отличие от жителей ряда европейских стран, которые поддерживают гражданскую ответственность деньгами, снижая тарифы на вывоз мусора при условии его раздельного сбора и даже устанавливая автоматы для вторсырья в обмен на евроценты, тюменцы проявили безвозмездную сознательность в этом отношении. Были условия — люди делали.

Все изменилось с этого года. В областном центре сменился оператор, ответственный за вывоз отходов, а местные власти решили запустить пилотный областной проект — мусоросортировочный завод. Об изменениях люди уведомлены не были и узнали о них, лишь получив квитанции за ЖКУ, —

суммы за вывоз ТБО составляли до 1000 рублей на одну квартиру.

— Пришла расчетка на оплату ЖКУ. Мы ахнули. Я должен оплатить за мусор больше тысячи рублей! Да проще и дешевле копить этот мусор на балконе, затем сложить с мусором соседей и вывести все на полигон ТБО самостоятельно. У меня двое детей, жена в декрете, платежи по кредитам, обычная зарплата, и, вместо того чтобы купить детям игрушки, я должен оплачивать «золотой» мусор. Не есть, но оплачивать, — говорит тюменец Андрей Иванов.

Новый тариф на вывоз ТБО для жителей города составил 3,89–5,04 рубля за квадратный метр. До этого деньги брали «за каждого проживающего», но власти решили, что при такой схеме оплата взималась «недостаточно эффективно».

Самой незащищенной категорией граждан при этом оказались жители частных домов, в том числе дачники и садоводы. Ситуация осложнилась тем, что люди должны были оплачивать и вывоз мусора из городской квартиры, и с дачи, отходы с которой преимущественно идут в компостную кучу. Сложилась ситуация, при которой и обеспеченная семья, проживающая в коттедже, и бабушка, приезжающая в покосившийся, но притом просторный дачный домик, должны оплачивать равные счета за мусор.

Интересно, что власти объясняли необходимость реформы и повышения тарифов как раз заботой о необеспеченных слоях населения.

Одновременно с повышением расценок во всем городе исчезли оранжевые и зеленые сетки возле мусорных баков, предназначенные для сбора бутылок и иных бытовых отходов из пластика. Оставшиеся не вывезенными сетчатые контейнеры были перевернуты. Людям, не понимающим, что происходит, приходилось отсортированный мусор проталкивать в отверстие снизу, на уровне асфальта.

«Мусорная реформа» в Тюмени объединила людей. В городе, который трудно назвать протестным, начались митинги. После череды пикетов, несанкционированных акций, репортажей СМИ, встреч общественников с чиновниками губернатор Александр Моор принял решение о внесении изменений: плату за мусор стали снова взимать с каждого прописанного человека, а не с квадратного метра.

Сегодня платеж для жителей многоквартирных домов в Тюменской области составляет 136,1 рублей с человека, для частных домов — 116 рублей.

По сравнению с предыдущими годами, тариф повысился почти в 3 раза.

Возросшую дороговизну мусора общественники связывают с инвестиционным проектом — первым в Тюменской области мусоросортировочным заводом, открывшимся в прошлом году на Велижанском тракте. Срок окупаемости объекта — 9 лет, инвестиции — почти 2 миллиарда рублей.

Активист Владимир Николаев побывал на мусоросортировочном заводе зимой в составе инициативной группы.

— Мы договорились с руководством ООО «ТЭО» (собственник завода — прим. ред.), но, когда пришли, на месте вообще никого не оказалось. Все оборудование стоит, ни одного работника нет, — рассказывает он. — И это при официальных заявлениях, что заводчане работают в 2 смены. Склад мусора под крышей забит под завязку, он оттуда вываливается.

Сегодня ситуация на заводе, по словам экоактивистов, никак не изменилась. «При таких обстоятельствах куда проще самостоятельно выкинуть 2–3 пластиковые бутылки за гораздо меньшие деньги», — отмечают они.

Бенефициары

В явном выигрыше от «мусорной реформы» в Тюмени пока остается только оператор нового мусороперерабатывающего завода ООО «ТЭО». Компания не только зарабатывает на коммунальных платежах горожан, но еще и продает мусор. Только на нескольких летних торгах «ТЭО» продало пластик на 20 млн рублей. 30 сентября компания продала алюминиевые банки на сумму 825 000 рублей. 2 октября открылся аукцион по продаже картона на сумму в 5 800 000 рублей.

Чтобы мусоросортировочный завод начал эффективно перерабатывать вторичный мусор, объясняют экологи, необходимо, чтобы он сортировался людьми с нуля, т. е. еще дома. Но это и делалось до «мусорной реформы»!

Раздельный сбор пластика при тарифе в 3 раза ниже ныне существующего, 2 мусорных ведра в доме, сформировавшаяся привычка к сортировке — все это оказалось после реформы ненужным.

Все контейнеры для сбора пластика были ликвидированы.

Кто же стоит за ООО «ТЭО»? Собеседники «Новой» в правительстве Тюменской области называют бенефициарами компании бизнесменов Алексея Боброва и Артема Бикова. Гендиректором «ТЭО» является Константин Фрумкин, он же является главой компании «СУЭНКО», зарегистрированной в Москве на улице Чаплыгина, 11. По этому же адресу зарегистрирован банк «Агропромкредит», где Бобров и Биков являются членами совета директоров, а также принадлежащая им «Корпорация СТС».

Сами Бобров и Биков, впрочем, участия в «мусорной реформе» в Тюменской области и не скрывают: их мусоросортировочные заводы работают в Тобольске и Ишиме.

Что остается городу

Благодаря экоактивистам из НКО «МироТворец» тюменцы по-прежнему могут собирать пластик и отвозить его в пункт приема. Правда, находится этот пункт на 11-м км Ялуторовского тракта, и, чтобы туда добраться, необходим личный автомобиль, свободное время и деньги. По-прежнему в Тюмени существуют отдельные точки, куда можно сдать батарейки, лампы, градусники и прочие опасные отходы. И тары там наполняются очень быстро.

Но все это сделано стараниями активистов и для активистов. На государственном уровне системный подход отсутствует.

В марте этого года группа из 139 жителей Тюмени подала на правительство области и губернатора Моора в суд, требуя отменить постановление о территориальной схеме обращения с отходами.

Истцы называли действовавший на тот момент тариф — 139 рублей с человека в месяц — завышенным как минимум в три раза, а в принятой региональной схеме, по их мнению, нет информации о стоимости строительства заводов по сортировке мусора, создание которых оказывает большое влияние на размер тарифа.

Иск рассматривался в областном суде. Прокуратура и суд встали на сторону правительства области и признали действительной территориальную схему обращения с отходами. Решение суда было вынесено 17 июня, спустя 11 дней стало известно о том, что правительство области снизило тариф на 3 рубля.

Этот материал вышел во вкладке «Новая газета — Урал» и отпечатан в Екатеринбурге

31 декабря 2018 года

С 1 января 2019 года полностью вступает в действие Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В связи с чем возможен рост расходов на ЖКХ, общий рост цен и «мусорный коллапс» в ряде регионов России в январе 2019 года.

Новый порядок обращения с отходами с 1 января 2019 года

1 января 2019 года полностью вступает в действие Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления». Закон устанавливает новый порядок обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), в соответствии с которым каждый субъект РФ обязан разработать региональную программу, утвердить территориальную схему и выбрать регионального оператора по обращению с отходами. Кроме того, закон вводит запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Всего в списке 182 вида отходов, подлежащих обязательному извлечению. Окончательное вступление в силу закона неоднократно откладывалось и 1 января 2019 года — это крайний срок, назначенный законодателями.

«Мусорная» реформа затронет всех граждан страны. Затрагиваются интересы собственников частных домовладений и квартир, владельцев бизнеса, бюджетных учреждений, а также мусоровывозящих компаний и предприятий по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов. Реформа отрасли призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации отходов, ликвидировать несанкционированные свалки, и ввести переработку мусора.

С переходом на новую систему обращения с отходами услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Другими словами, сбор и вывоз мусора исключается из графы услуг и работ по содержанию общего имущества — для него в квитанциях появится отдельная строка. В Московской области пойдут еще дальше — там появится новая квитанция, а собирать деньги за вывоз мусора должна будет та же структура, которая собирает деньги за электричество (ЕРКЦ).

Предпосылки нового роста цен

В сентябре глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов («Единая Россия») сообщил, что по данным произведённого мониторинга с 2019 года тарифы на вывоз мусора для граждан вырастут в десятки раз, «По данным нашего мониторинга, платеж для семьи из трех человек, проживающей в обычной 60-метровой квартире, в ряде регионов с нового года может увеличиться в 50 с лишним раз», а «своеобразный рекорд поставлен Красноярским краем», где «прогнозный платеж в Туруханской технологической зоне на такую семью увеличится с 230 до 13 тысяч рублей, то есть возрастет на 5,5 тысячи процентов, или в 56 раз». Результаты мониторинга Бурматов обещал передать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Повышение цен на вывоз мусора затронет не только население, но и частный бизнес, а так же бюджетные организации, в том числе школы, детские сады, больницы, театры и т. д. Частный бизнес, как обычно, ответит на рост тарифов ростом цен на товары и услуги. Что будет делать бюджетные организации в условиях, когда бюджеты на 2019 уже сформированы и резкий рост тарифа на вывоз мусора в них не предусмотрен — неизвестно.

Одновременно с новым порядном обращения с отходами правительство собирается резко увеличить ставку экологического сбора. Увеличение сбора касается товаров и упаковки 54 категорий. Ставки в среднем увеличиваются на 11,4 % с учетом инфляции, а по отдельным категориям — в разы, например, по ПЭТ в 3 раза — до 10 400 руб./т, фильтрам внутреннего сгорания — в 8,3 раза, свинцовым аккумуляторам — в 13 раз.

Ограничение роста цен на коммунальные услуги не затронет цены на вывоз мусора

12 ноября 2018 года Правительство РФ приняло постановление № 1347, которое «направлено на то, чтобы индексация платы за коммунальные услуги в 2019 году, несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года, не превышала обычный уровень», который в среднем составлял 4 %. Однако ФАС считает, что «учитывая, что оплата услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами войдет в состав платы за коммунальные услуги с 01.01.2019, при расчёте и применении индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги впервые вводимая коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежит ограничению максимально допустимым ростом совокупного платежа».

Предпосылки мусорного коллапса на Новый год

Сегодня в десяти регионах до сих пор не выбраны региональные операторы. Где региональные операторы выбраны, они пока заняты новыми тарифами, формированием логистики и заключением договоров с клиентами, не желающими платить больше. Мощностей по сортировке и переработке мусора явно недостаточно, чтобы обеспечить выполнение требования 89-го закона. Собственного транспорта для перевозки мусора, как минимум у части региональных операторов или совсем нет, или явно недостаточно. Существующие мелкие предприятия, которые вывозили мусор и в какой-то мере его сортировали и перерабатывали, власти вынуждают разрывать договора с клиентами. Предприятия, эксплуатирующие мусорные полигоны, как правило также занимаются вывозкой мусора, и их так же лишают части заработка.

Таким образом, велика вероятность, что первого января старые перевозчики мусора прекратят деятельность, новые региональные операторы не успеют заключить договора и наладить работу, а мусорные полигоны откажутся принимать неотсортированный мусор под страхом административного и уголовного преследования.

Из-за повышения тарифов увеличится количество незаконных свалок. А повышение ставки экологического сбора вынудит компании сокращать собственные инвестиции в развитие системы сбора и переработки отходов, а также к росту рынка нелегальных актов об утилизации.

В Челябинске мусорный коллапс случился в сентябре, одновременно с закрытием старой свалки и началом работы нового регионального оператора.

В Москве региональные операторы не выбраны.

Мусорное лобби добивается свободы в обращении с отходами в трёх городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. 7 ноября 2018 года в Госдуму внесён законопроект. Согласно законопроекту данные регионы до 1 января 2022 года не последуют за общефедеральной реформой в мусорной отрасли. Авторы законопроекта фактически признают провал «мусорной реформы» в двух столичных мегаполисах.

Регионы России

В Нижнем Новгороде тариф на вывоз мусора для семьи из четырёх человек может вырасти со 180 до 600 рублей. В Кстове и других городах области с 2019 года может вырасти сразу в 30-40 раз. Если сейчас за вывоз мусора жители платят как за содержание жилья, то с 1 января 2019 года в квитанциях появится отдельная строка.

В Ростовской области на территории Весёловского района региональный оператор начал действовать с 1 октября. По мнению главы района «социального напряжения на сегодняшний момент ну как бы нет», тариф вырос с 47 рублей до 79,90 рублей с человека, хотя в базе данных по предъявлению оплат выявлено очень много несоответствий: там оказались и умершие, и те, которые выписаны.

В Челябинске региональный оператор просит установить тариф в размере 502 рублей за кубометр отходов. В новой схеме плата будет взиматься не с квадратного метра жилья, как сейчас, а с человека. Поэтому с учётом норматива образования ТКО ежемесячный тариф, если его утвердят, будет составлять 87 рублей на человека. Это означает, что выиграют от новой схемы те, кто один живёт в большой квартире, а больнее всего нововведение ударит по малообеспеченным семьям, ютящимся в небольших квартирах. Если сегодня семья из 3 человек, обитающая в среднестатистической двушке, платит за вывоз мусора около 93 рублей в месяц, то по новым тарифам её платеж возрастёт до 261 рубля, или почти в 3 раза.

В Краснодарском крае из 11 зон региональный оператор выбран только в одной (по данным «Инвестинфра» на ноябрь) или четырёх зонах(по данным РБК на 21 сентября). Торги по выбору пятого оператора ФАС отменил из-за допущенных нарушений.

Московская область

В Московской области вывозом мусора занималось 300 организаций, договоры заключали частники и договора без посредников. В соответствии с новой схемой область поделили на семь кластеров. В каждом кластере за обращение с мусором отвечает отдельный региональный оператор. В конкурсе по выбору региональных операторов выбраны семь компаний, три из которых являются дочерними компании «РТ-инвест», которая в свою очередь на 25% принадлежит «Ростеху».

Москва и Санкт-Петербург

В материалах конкурса по выбору региональных операторов достаточно много удивительного. Например, в перечне объектов мусорообразования в Сергиево-Посадском кластере указан многоквартирный жилой дом с адресом в Егорьевском муниципальном районе, а географические координаты указывают на торговый комплекс на Дмитровском шоссе. В конкурсе на Воскресенского регионального оператора поданы две заявки от аффилированных компаний «Эколайн» и «ООО СМП Долгопрудный», в день вскрытия конвертов «Эколайн» отзывает заявку, и конкурсная комиссия пишет «конкурсный отбор регионального оператора… признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в конкурсном отборе подана только одна заявка», но «принято решение о заключении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «СПМ Долгопрудный»».

В критериях конкурсного отбора указано, что у выигравших конкурс компаний выполнен «критерий открытости (наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты)», однако никаких следов наличия сайтов до марта 2018 для части компаний найти невозможно. У дочек «РТ-инвеста» сайты на сегодняшний день вообще являются точными копиями.

Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в Московской области

Наименование категории объектов Расчетная единица, в отношении которой
устанавливается норматив
Годовой норматив
накопления отходов,
м3
Объекты общественного назначения
1.1 Административные здания, учреждения, конторы 1 сотрудник 0,87
Предприятия торговли
2.1 Супермаркеты 1 кв. метр торговой площади 0,54
2.2 Продовольственные магазины 1 кв. метр торговой площади 0,62
2.3 Рынки 1 кв. метр торговой площади 0,51
Предприятия транспортной инфраструктуры
3.1 Автосервисы 1 машино-место 1,20
3.2 Авто и ж/д станции 1 пассажир 1,51
Дошкольные и учебные заведения
4.1 Дошкольные образовательные учреждения 1 ребенок 0,39
4.2 Общеобразовательные учреждения 1 учащийся 0,19
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения
5.1 Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, спортивные арены, стадионы 1 место 0,14
5.2 Выставочные залы, музеи 1 кв. метр 0,06
5.3 Пансионаты, дома отдыха, туристические базы 1 место 2,71
5.4 Парки 1 кв. метр 0,01
Предприятия общественного питания
6.1 Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые 1 место 2,07
Предприятия службы быта
7.1 Гостиницы 1 место 1,09
7.2 Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты 1 место 1,60
Предприятия в сфере похоронных услуг
8.1 Кладбища 1 место 0,09
Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества 1 участник (член) 0,76
Домовладения
10.1 Многоквартирные дома (МКД) 1 кв. метр площади 0,087
10.2 Индивидуальные жилые дома (ИЖС) 1 кв. метр площади 0,087
10.3 Крупногабаритные отходы (КГО) МКД 1 кв. метр площади 0,027
10.4 КГО ИЖС 1 кв. метр площади 0,027

Примечание: в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов (средняя плотность твердых коммунальных отходов) устанавливается коэффициент перевода 5,765 м3 на 1 тонну.

С 1 января 2019 года в России изменились правила вывоза и утилизации мусора. Высокие тарифы, подушевая оплата вместо норматива на жилплощадь, появление неведомых региональных операторов, обещания построить мусороперерабатывающие предприятия и ввести раздельный сбор мусора. И все это новая мусорная реформа.

Федеральный закон №89-ФЗ, по замыслу авторов, должен коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Однако первые месяцы реализации мусорной реформы показали, что количество вопросов у населения по поводу введения и оплаты новой коммунальной услуги не иссякает.

Многие сочли введение новых правил по обращению с ТКО не иначе как покушением на кошелек гражданина. По стране прокатилась волна возмущений. Вместе с новыми платежками люди получили «космические» тарифы, горы неубранного мусора во дворах и тотальную неразбериху между управляющими организациями и регоператорами.

Кто же теперь и за что отвечает? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан? Для кого предусмотрены льготы? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? И кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей? Центр защиты прав граждан подготовил ответы на самые часто задаваемые и болезненные вопросы.

КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ МУСОРНУЮ РЕФОРМУ?

Идея была благой. Предполагалось, что назначенный на каждой территории региональный оператор по работе с ТКО сделает настоящую «мусорную революцию». Повсюду поставят контейнеры для раздельного сбора мусора, построят мусоросортировочные станции, закроют старые свалки, появятся перерабатывающие заводы. Тут и борьба за экологию, и заслон против несанкционированных свалок, и упорядоченная оплата услуги.

Изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Президент РФ подписал еще в декабре 2015 года. Предполагалось, что с января 2017 года Россия перейдет на новую систему обращения с коммунальными отходами. Будут построены мусороперерабатывающие предприятия, во дворах появятся цветные контейнеры с раздельным сбором отходов: стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов.

Шло время. Регионы до последнего откладывали процедуру назначения региональных операторов, новые полигоны или заводы никто строить не спешил. В итоге реформе определили «дедлайн» – 1 января 2019 года. Наспех определили операторов, приняли на всякий случай высокие тарифы, утвердили с запасом нормативы накопления мусора для каждого россиянина, а в конце января разослали всем новые платежки.

ВАЖНО ЗНАТЬ! С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество). И на нее теперь распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам. Соответственно, на нее будет распространяться и пресловутая индексация, которая применима к тарифам. В 2019 году это произойдет дважды: в январе и в июле.

Часть регионов выхлопотала себе все же плату по квадратным метрам, а не с количества прописанных. Но платить за новую коммунальную услугу обязали всех, включая тех, кто проживает в частном секторе и имеет сад-огород.

ПОЧЕМУ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РАЗНАЯ ПЛАТА ЗА ВЫВОЗ МУСОРА?

В основе платежа за вывоз ТКО лежат утвержденные региональными властями тарифы и нормативы накопления ТКО на одного человека.

Из чего складывается тариф? Его «цена» зависит от ряда факторов, которые в разных регионах отличаются. Это площадь региона, плотности населения, протяженность и качество дорог, наличие вблизи населенных пунктов полигонов, мусоросортировочных станций, заводов и др.

Нормативы накопления ТКО в большинстве регионов дифференцируются даже внутри самого региона. Они, как правило, разные для жителей города, села или садового товарищества. Нормативы могут быть разными даже для жителя многоэтажки и дома барачного типа, находящихся на одной улице.

Сейчас большинство жалоб граждан связаны как с высокими тарифами, так и с завышенными нормативами накопления ТКО, которые в конечном счете влияют на выставляемую в квитанции стоимость.

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЛАТЫ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА?

К сожалению, нет. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязательство по оплате услуги возникло с момента ее предоставления. Причем неважно, заключали вы лично договор с региональным оператором или нет.

Если вы примете самостоятельное решение отказаться от отплаты этой коммунальной услуги, тут же станете должником. За просрочку платежей вам будут начисляться пени, а затем последуют все установленные законодательством неприятные санкции.

ОТДЕЛЬНАЯ ПЛАТА ЗА МУСОР ПРЕДПОЛАГАЛА СНИЖЕНИЕ РАСХОДОВ ПО СТРОКЕ «СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛЬЯ». ЕСЛИ БЕРУТ СТОЛЬКО ЖЕ, КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Поскольку вывоз мусора теперь выносится в отдельную строку в квитанции, плата за эту услугу должна быть исключена из строки «Содержание и ремонт жилого помещения». Управляющая компания обязана была сделать это сразу же с момента вступления в регионе новых правил утилизации ТКО.

ВАЖНО ЗНАТЬ! В соответствии с п. 8.1. ст. 23 ФЗ 458 от 29.12.2014 (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилья начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и ЖКХ, никаких общедомовых собраний собственников на этот счет проводить не нужно. Размер платы по строке «Содержание и текущий ремонт жилья» должен быть уменьшен ровно на ту составляющую платежа, которая тратилась УК на самостоятельный вывоз мусора.

Более того, УК (ТСЖ/ЖСК) обязана была предупредить собственников об изменении платы за услугу. Причем не позднее чем за 10 дней до того, как изменения вступили в силу. Также по требованию жильцов управляющая организация обязана была предоставить документы, обосновывающие новый размер платы за услугу.

Если вы стали получать квитанцию об оплате за ТКО, а строка за содержание жилья не изменилась, первым делом необходимо подать претензию об исключении платежа и перерасчете за неверные начисления в вашу управляющую организацию. А если УК никак не отреагировала на вашу жалобу и не сделала перерасчет, смело жалуйтесь в Госжилинспекцию. Мало того, что все пересчитают, еще и штраф вам заплатят за неверные начисления. Размер штрафа составит 50% от неверно начисленной суммы.

Согласно изменениям, внесенным в Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные Постановлением Правительства №416, срок ответа на жалобу в УК составляет три дня.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА, ЕСЛИ У ДОМА НЕТ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором они расположены. С 1 января 2019 года выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники выбрали такой способ управления домом, как непосредственный (без создания ТСН или найма управляющей компании), тогда заключать договор с региональным оператором будет уже представитель дома. По аналогии с другими ресурсниками, напрямую обеспечивающими дом водой, светом, газом и т. д.

КТО БУДЕТ СЛЕДИТЬ ЗА ЧИСТОТОЙ НА КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКЕ?

В новой системе обращения с ТКО обязанность поддерживать порядок на контейнерных площадках возложена на управляющие организации (УК, ТСН, ЖСК).

Если региональный оператор забрал мусор из баков, но на контейнерной площадке грязно, убрать мусор обязана УК. Но если контейнеры переполнены, мусор рассыпан вокруг по той причине, что вовремя не вывезен, привести контейнерную площадку в порядок обязан региональный оператор.

КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТЫ НА ВЫВОЗ МУСОРА И ГДЕ ИХ ОФОРМИТЬ?

Как и на любую коммунальную услугу, на вывоз ТКО для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. На эту услугу распространяется ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищных и коммунальных услуг – ЕДК.

Согласно федеральному законодательству, право на ЕДК имеют следующие категории граждан:

– инвалиды I, II и III группы;

– инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

– ветераны труда;

– инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;

– участники боевых действий;

– лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» и члены их семей;

– семьи с детьми-инвалидами;

– лица, пострадавшие от политических репрессий;

– многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

При этом региональные власти имеют право расширить этот круг лиц, а также увеличить объем предоставляемых льгот.

Если вы уже являетесь получателем ЕДК или субсидий на оплату ЖКУ, определенных региональным законодательством, дополнительно обращаться никуда не требуется – льгота будет учитываться автоматически.

Если вы только что оформили статус льготника, для оформления ЕДК или субсидии на оплату ЖКУ вам необходимо обратиться в МФЦ либо в территориальное управление соцзащиты. Там вам подскажут, какие необходимо собрать документы для оформления льготы.

В БОЛЬШИХ РЕГИОНАХ РАБОТАЕТ НЕСКОЛЬКО РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ. ПЛАТА ЗА УСЛУГУ У ВСЕХ СВОЯ. ЭТО ЗАКОННО?

Размер платы для жителей за услуги регионального оператора по вывозу ТКО зависит от того, на какой территории производятся отходы. У каждой территории региона может быть свой региональный оператор, для которого установлен предельный экономически обоснованный единый тариф на обращение с ТКО.

На тариф могут повлиять дальность расположения мест утилизации и маршрута транспортировки ТКО. Также на стоимости услуги скажется определенный для этой территории норматив накопления мусора гражданами: в мегаполисе он может быть одним, а для отдаленных сел и деревень – другим.

МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ТАРИФ? ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ПО ТАКОЙ ВЫСОКОЙ СТАВКЕ?

Тариф ТКО формируется исходя из расходов регионального оператора на услуги по сбору, транспортировке ТКО, расходам на заключение и обслуживание договоров с собственниками и управляющими компаниями, утилизацию. Сюда же входят администрирование деятельности, зарплаты сотрудников, автомобили, расходы на бензин и прочее.

По замыслу авторов реформы, в этот же тариф заложены будущие предприятия по переработке отходов, сохранение окружающей среды и т. п. Когда будут расчищать несанкционированные свалки и как теперь утилизируют отходы, пока непонятно, но тарифы уже их предусматривают.

К примеру, в Московской области работает семь региональных операторов. И у каждого определена своя стоимость услуги по вывозу ТКО. Стоимость тарифа колеблется от 616,39 до 949,56 рубля за кубометр мусора.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Тариф ТКО регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Есть еще Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16.

Можно ли оспорить несправедливый тариф? Можно. По аналогии и в том же порядке, как и любой другой коммунальный тариф – через обращения в прокуратуру, ФАС и суд.

КАК ОПРЕДЕЛЯЛСЯ НОРМАТИВ НАКОПЛЕНИЯ? ГДЕ ПРОВЕРИТЬ, ЧТО ОН СПРАВЕДЛИВЫЙ?

Нормативы накопления ТКО устанавливают органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления поселений или городских округов.

Предполагалось, что в течение определенного времени местные власти будут осуществлять мониторинг накопления отходов на конкретных контейнерных площадках или полигоне. Это было необходимо для того, чтобы понять, сколько «производит» мусора горожанин, житель деревни или дачник, который бывает на своем огороде только с мая по октябрь.

На основании данных об объемах накапливаемых отходов должна была определяться периодичность вывоза мусора с конкретной мусорной площадки.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Процедура сбора таких данных с учетом сезонных изменений регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр.

Как на практике производились замеры, на основании которых были установлены нормативы, сказать сложно. Однако проверить, насколько корректно был определен норматив для конкретной территории, можно.

Для этого необходимо получить в местном органе самоуправления данные о результатах замеров и экономическом обосновании норматива. Если выявлены факты нарушений в ходе процедуры замеров, то оспорить этот норматив можно будет только при обращении в прокуратуру, ФАС и суд.

К примеру, в Орловской области тариф на вывоз ТКО для всех территорий одинаковый, но норматив накопления – разный. Каждый житель многоэтажки платит 78,24 рубля в месяц, житель частного сектора в городе – 97,79 рубля, а житель сельской местности – 88 рублей. Много это или мало, можно понять только в сравнении с тем, что было.

Жители многоэтажек до старта реформы платили за вывоз мусора 24 рубля в месяц, жители частного сектора в городе – 74 рубля. Жители большинства сел и деревень самостоятельно занимались утилизацией отходов и вообще не платили за вывоз мусора.

ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР НА ВЫВОЗ МУСОРА СНТ?

Да. Обязанность заключить договор с региональным оператором возложена абсолютно на все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы. Среди них садоводческие и огороднические товарищества. СНТ оплачивают услугу по утвержденному местными органами самоуправления нормативу. Обратите внимание, что норматив накопления ТКО должен был определяться с учетом сезонных объемов накопления.

ГДЕ ОБЕЩАННЫЙ РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА? ВСЕ СВАЛИВАЮТ В ОДИН КОНТЕЙНЕР. КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

В связи с тем, что мусорная реформа в разных регионах страны протекает по-разному, обязательство сортировать мусор у граждан с 2019 года не возникло. Большинство контейнерных площадок в регионах действительно все еще не оборудованы соответствующими баками. И по обыкновению за мусором приезжает один мусоровоз.

На претензии законопослушных граждан звучит объяснение: дескать, сортировка мусора производится. Бумагу, картон и стекло оператор отделяет от общей массы отходов на сортировочной станции. Так это или нет? Несмотря на то что в нашу платежку «вбили» все затраты по утилизации ТКО, проверить этот факт сложно. А что говорит закон?

ВАЖНО ЗНАТЬ! Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Таким образом, готов региональный оператор или нет, но площадки накопления должны соответствовать требованиям законодательства.

Если ваша контейнерная площадка оборудована баками по раздельному сбору мусора, а мусоровоз вываливает их все в общий бункер, вы вправе зафиксировать это нарушение (фото, видео) и направить жалобу в адрес регионального оператора, а также в муниципалитет, ГЖИ и прокуратуру.

НЕ ХВАТАЕТ МУСОРНЫХ БАКОВ. ВСЕ ВРЕМЯ ПЕРЕПОЛНЕНЫ. КТО ОБЯЗАН УСТАНОВИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ?

Обязанность убирать места погрузки ТКО возложена на регионального оператора. При переполненном контейнере жалоба подается региональному оператору. А вот определяет схему размещения мест накопления ТКО и ведет их реестр орган местного самоуправления.

В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок. Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создает на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории. Если территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома, управляющая домом организация должна обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

В случае несогласия жителей со схемой размещения или дефицитом контейнерных площадок необходимо жаловаться в муниципалитет.

ЖЭК ОТКАЗЫВАЕТСЯ СНИЖАТЬ СТАВКУ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ. ГОВОРИТ, ВСЕ РАВНО НАМ СОДЕРЖАТЬ ПЛОЩАДКУ И ВЫВОЗИТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫЙ МУСОР. ЭТО ЗАКОННО?

Действия УК незаконны! В соответствии с Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и Постановлением Правительства от 25 августа 2008 года №641, крупногабаритные отходы – это твердые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в мусорные баки. К ним относятся мебель, строительный мусор, крупная бытовая техника и т. п.

Поскольку они являются частью ТКО, за вывоз крупногабаритных отходов также отвечает региональный оператор. В подобных случаях жалуйтесь в ГЖИ.

МУСОР ВЫВОЗИТСЯ НЕРЕГУЛЯРНО. КТО ВИНОВАТ? КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ?

Тут двойное нарушение. И обоюдная ответственность за неисполнение своих прямых обязательств как управляющей компании, так и регионального оператора. УК обязана обеспечивать надлежащее состояние общедомового имущества и придомовой территории. А региональный оператор – исполнять свои обязанности по вывозу и утилизации отходов.

Если столкнулись с таким нарушением, обращайтесь с жалобой на бездействие УК в Госжилинспекцию.

На нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при содержании контейнерных площадок жалоба подается в территориальный орган Роспотребнадзора. Срок ответа – до 30 дней.

Если не вывозят мусор, подаем претензию в исполнительные органы власти региона. Как правило, это местный департамент или Министерство ЖКХ. Также граждане вправе обратиться в ГЖИ. Срок ответа – до 30 дней.

В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора необходимо подать жалобу в региональный комитет/службу по тарифам субъекта.

Во всех случаях, при несогласии с полученными ответами по обращениям, можно подать жалобу в органы прокуратуры субъекта. Срок ответа – до 30 дней.

В НАШЕЙ ДЕРЕВНЕ НИКОГДА И НИКТО МУСОР НЕ СОБИРАЛ. ТЕПЕРЬ ПОСТАВИЛИ ОДИН КОНТЕЙНЕР ЗА 2 КИЛОМЕТРА ОТ МОЕГО ДОМА. КАК МНЕ ТУДА МУСОР НОСИТЬ?

Схему размещения мест накопления ТКО определяют органы местного самоуправления. Реестр мест накопления ТКО ведут также органы местного самоуправления. Для определения количества контейнеров должны были учитываться численность населения, нормы накопления отходов и срок их хранения.

В случае возникновения конфликтных ситуаций по размещению мусорных баков на улицах сельских поселений вопрос рассматривается представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов. А пожаловаться на неудобства, связанные с расстановкой контейнеров, можно в местную администрацию.

Оставьте комментарий