Заброшенные карьеры Подмосковья

На территории бывшего Андрее-Юльевского прииска в Челябинской области сохранился необычный, живописный карьер. Здесь был Андреевский полиметаллический рудник.

Как пишет С.В. Колисниченко, именно на этом месте в 1844 году при поиске известняка для обжига на известь случайно нашли первое месторождение золота, что предопределило открытие богатой минералами «Русской Бразилии». Здесь возникли золотые прииски купца П.Е. Бакакина из города Троицка.

В 1914 году в районе Андреевского прииска были найдены свинцово-цинковые руды. А в 1915 году в Андреевском руднике вскрыли гнездо галенита и церуссита, давшее после переработки 17 тонн свинцовой руды с высоким содержанием серебра (более 120 г на тонну). В рудных зонах было и золото, содержание которого местами превышало 30 г на пуд, что очень много. Именно тогда и возник Андреевский карьер. Рудные зоны месторождения оказались соединёнными камерами пещерообразной формы, заполненными свинцовой рудой с содержанием золота и серебра.

В Андреевке работал свинцовый завод, на котором выплавили около 1 тысячи тонн свинца. Известно, что в 1915-17 годах было добыто 2160 тонн руды, из них 1500 тонн отправили на переработку в город Троицк.

Здесь встречалась и цинковая руда в виде каламина (галмея) натёчной формы. В значительных количествах он скопился в отвалах около развалин старинной плавильной печи, так как не нашёл применения.

Прекратившуюся на время Гражданской войны добычу возобновили в 1920 году, однако руда вскоре закончилась. В 1921 году свинцовый завод закрылся. Штейгер А.И. Соколов утверждал, что на дне затопленного Андреевского карьера осталась неотработанная кварцевая жила с высоким содержанием золота.

На Андреевском месторождении впервые на Урале открыты минералы: иорданит, гидроцинкит, массикот, смитсонит железистый, сфалерит железистый.

Сейчас здесь образовалось два небольших, очень живописных озерка. Карьер представляет собой выемку со скалистыми бортами высотой 6-7 м. В бортах загадочной темнотой зияют выработанные камеры, уходящие под воду.

В 1969 году Андреевский каменный карьер получил статус геологического памятника природы Челябинской области. Высказывались предложения о переводе Андреевского карьера в разряд историко-геологических памятников природы федерального значения. Неподалёку расположена Жуковская копь розовых топазов.

Видео

Небольшое видео из нашего путешествия по Челябинской области, во время которого мы посетили в том числе Андреевский карьер.

Как добраться до Андреевского карьера?

Это место расположено в Пластовском районе Челябинской области. Из Челябинска на машине нужно ехать по трассе на Троицк, в Южноуральске повернуть на Магнитогорск и ехать до села Борисовка. Отсюда влево от трассы отходит грунтовая дорога в сторону небольших посёлков Андреевский и Жуковский. Как раз между ними и расположен карьер. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

Расстояние от Челябинска – 150 км, от Екатеринбурга – 350 км, от Уфы – 440 км. На общественном транспорте можно доехать только до Борисовки (на проходящих автобусах из Челябинска или Пласта), далее только пешком. Расстояние от трассы Южноуральск – Магнитогорск до Андреевского карьера – 7,5 км.

GPS-координаты Андреевского карьера: N 54° 13.502´; E 60° 43.766´ (или 54.225033°, 60.729433°).

Заодно стоит посмотреть и другие достопримечательности «Русской Бразилии»: каменное кольцо Чудской копи, Жуковскую копь, Борисовские сопки. Заодно можно посмотреть достопримечательности города Пласта, заехать на Демаринский водопад и в Верхнюю Санарку.

Павел Распопов

Решил сегодня в дальние регионы России не лезть, а глянуть что есть почти рядом, в Подмосковье. Надо сказать, интересные камни есть и не так уж мало. В общем, при большом желании, можно поискать самостоятельно!

Декоративные кремни

На мой взгляд достаточно интересные камешки, как декоративные — очень даже. Вот как для ювелирки, сказать сложно. Да, там ещё аметистовая щётка затесалась! А вот ещё кремни…

Московская обл. Пески… Что такое Пески – не в курсе подозреваю что какой-то населённый пункт, но камни оттуда.

А вот ещё, но с другого месторождения: Московская обл. Гжель.

А вот тут уже внутри и жеоды с мелкими кристаллами кварца.

Жеоды с относительно крупными аметистами.

Попадаются кальциты, порой довольно экзотической формы…

А вот это уже Тверская обл.

Ратовкит или подмосковный флюорит.

Он же, но в виде мелкокристаллических щёток в пустотах известняка.

А это фото с увеличением.

Он же в смеси с известняком, землистый флюорит

Ещё из экзотики… Это явно из моренных отложений, камень притащил ледник откуда-то со Скандинавии.

Авантюрин (галька из ледниковых отложений). Район г. Клин, Московская обл., России

Подмосковные агаты

Щуровский карьер

А это халцедоновая жеода с псевдосталактитами.

А вот это из Статой Ситни:

Агат с псевдосталактитом, довольно забавный…

Ну а вот так их там ищут… Утащил со странички тамошних добытчиков. Как я понимаю – приехал на место, лопату в руки и вперёд! А там уж как повезёт!

Найдено за день… При этом их ещё надо как-то опознать.

Потом к ближайшему ручью или любой болотине, где есть вода, чтобы отмыть камни и хоть как-то понять, что же именно накопал?

А вот теперь немножко понятнее.

А дальше только пилить и надеяться, что будет интересный рисунок и не слишком много трещин.

Все, что достается человеку с трудом, потом, а часто и кровью, он называет добычей. Вначале это было питание – добычей были убитые на охоте животные, а тех, кто уходил на любой промысел называли добытчиками. Захваченное в результате военной победы над врагом также называли добычей. Со временем человек научился извлекать из земли упрятанные туда природой богатства и этот нелегкий труд стали именовать добычей.

Все, что хранят недра нашей планеты: нефть и газ, алмазы и рубины, мрамор и гранит, песок и глина, туф и габбро-диабаз, руды металлов, относят к полезным ископаемым. Человек научился находить, добывать и использовать их в своих целях. Подход к добыче ископаемых тесно связан с природой их образования и залегания – чтобы добыть нефть и газ, бурят скважины, уголь добывают в шахтах, песок, глину и камень – в карьерах.

В сегодняшней статье речь пойдет о местах рождения горных пород – месторождениях, и местах их добычи – карьерах.

От месторождения до карьера

На протяжении многих миллионов лет на огромной глубине происходило формирование горных пород, которые поднимаясь к поверхности остывали и образовывали природные скопления на территории разных континентов, в глубинах морей и океанов. Так на свет появились месторождения нерудных полезных ископаемых. В дальнейшем, в результате действия геологических процессов и природных атмосферных явлений, в некоторых местах выходы пород и минералов стали доступны для добычи и без копки глубоких шахт и применения сложнейшего оборудования.

Такие поверхностные выходы еще много веков назад использовали для добычи камня и называли каменоломнями. На месторождениях большой площади их насчитывалось более одной. В наши дни открытый способ добычи именуют карьерным, а каменоломни – карьерами.

Путь, который проходит любое месторождение от обнаружения до начала промышленной разработки достаточно долог – с момента открытия до того, как начнет работу первый гранитный карьер, могут пройти многие годы. Хотя с экономической точки зрения простота карьерного способа добычи делает его самым выгодным для применения, это вовсе не означает что вести разработку можно бессистемно. Существует вполне определенная последовательность действий, которая должна быть выполнена. Обычно она включает:

  • Разведку месторождения;
  • Подготовительные работы на местности (при необходимости удаление кустарника, подлеска, осушение болот);
  • работы по снятию покрывающего породу слоя (снятие и вывоз грунта, при скальном характере вскрыши используют буровзрывной способ);
  • начальное создание уступов;
  • работа карьера по добыче камня;
  • исчерпание и ликвидация карьера;
  • восстановление экологии на месте выработки.

Даже приблизительная оценка каждого этапа разработки включая расходы на текущую эксплуатацию дает представление о том, почему купить гранит, мрамор, габбро или другие твердые породы совсем не так дешево, как может показаться на первый взгляд.

Все типы карьеров

Существует несколько классификаций, которые используются для проведения различий между карьерами. Наиболее известная и повсеместно применяемая вносит разделение по видам добываемого в них сырья:

  • строительный песок добывают в песчаных карьерах;
  • известняковый щебень и муку – в известковых;
  • на мраморной крошке, буте, песке – специализируются мраморные карьеры;
  • гранитный щебень, отсев, бутовый камень, колотая брусчатка из гранита – ассортимент гранитного карьера;
  • карьер габбро – поставляет высококачественный щебень и бут.
  • блочные – здесь добывают товарные блоки камня, из которых впоследствии изготавливается облицовочная продукция (плита полированная из габбро-диабаза, мрамора, плитка для пола и стен, плиты мощения и др.);

Карьеры и способы добычи

В соответствии с приведенной классификацией различаются и способы добычи. Карьеры песков, глины, песчано-гравийные карьеры разрабатывают при помощи экскаваторов осуществляя погрузку на самосвалы и вывоз сырья непосредственно на стройплощадку заказчика.

Наиболее распространенный способ добычи – взрывной. Его используют в подавляющем большинстве карьеров по добыче твердых горных пород с повышенной трещиноватостью (не пригодных для производства облицовочных и других декоративных изделий). Этот тип карьеров может иметь значительную глубину и занимать обширную площадь. Основная продукция – различные марки щебня, бутовый камень, брекчия, отсев и крошка.

Добыча камня в карьерах блочного типа требует сложного технического оснащения и применения современных технологий, что связано с высокими требованиями к качеству извлекаемых из массива блоков. Вместо разрушительного взрыва здесь применяют специальные способы добычи – шпуровой с использованием гидроклиновых установок, щадящий взрыв, алмазная канатная резка. Для вырезания готовых блоков строительного камня из пород средней твердости применяют дисковые алмазные пилы и фрезы. Использование такого оборудования позволяет свести к минимуму возможные повреждения добытых блоков, а значит получить на выходе продукцию высокого качества.

Побывав летом 2011 года в Сычевских карьерах (Рузский район Московской области), хотя и очень непродолжительно, получил массу впечатлений. Холмы, озера, золотой песок пляжей. Все просто замечательно! Единственный для меня недостаток Сычевских карьеров – все же, не так уж близко они от моей дачи – около 200 км туда и обратно. Решил с помощью интернета найти схожие «горно – пустынно – озерные» пейзажи поближе. Выяснилось, что карьеров в ближнем и дальнем Подмосковье немало. Наиболее интересные, на мой взгляд, это известняковый Дюковский карьер и Романцевские горы. Однако, Дюковский карьер во Владимирской области, а Романцевские горы в Тульской. Да, не близко…

Самыми близкими оказались песчано-гравийные карьеры в Тучково, Морево и Лызлово. Туда и отправился.

Ездил 20 сентября 2011 года. Как всегда, отправился в путь на «Риге-7» с «КД».

Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Тучково – Марс — Морево – Лызлово – Колюбакино — Звенигород – Жаворонки.

Общий пробег – 127 км. «Детская» поездка всего на полдня.

Полтора часа пути и вот я в Тучково. Здесь карьеры долго искать не нужно. Свернув с Можайского шоссе направо, на указатель «Тучково», через несколько километров с правой стороны дороги будет стела с надписью «БИКОР» (это местный завод железобетонных изделий). От стелы, повернув опять направо, проехав по проселочной дороге около 50 метров, можно увидеть вот такой пейзаж.

Это западный карьер. Что-то в духе картин И.И. Шишкина, очень любившего рисовать сосны.

Если свернуть с шоссе направо чуть раньше, не доезжая 10 – 20 м до памятника героям Великой Отечественной войны, то по тропинке, через сосновую рощу, можно выехать на высокий обрывистый берег затопленного восточного карьера.

Места здесь обжитые. Не говоря уж о близости поселка городского типа Тучково, рядом с карьером деревня.

А это местный рыбзавод. Если я не ошибаюсь, на снимке садки, в которых выращивают рыбную молодь.

Но и добыча песка с гравием в Тучковских карьерах идет полным ходом.

Все вышеприведенные фотографии восточного карьера были сделаны с его западного берега. Как оказалось, с восточного берега виды гораздо живописнее. Правда, на восточном берегу я оказался спустя два года, в августе 2013, во время непродолжительной поездки вместе с «Jukl» в окрестности Тучково. Чтобы не плодить «микротемы» решил разместить фотографии, сделанные летом 2013 года на восточном берегу, здесь.

Красиво, не правда ли?

«Jukl» на «мини-Эльбрусе». :о)

Да это ж просто горный орел в гнезде! :о)

То же, но без «орла».

Мой «железный конь» на берегу карьера.

Впрочем, в окрестностях Тучковских карьеров, можно встретить не только железных, но и вполне мясных коней. :о)

Снимок сделан неподалеку от Тучковского рыбозавода.

Две фотографии западного карьера.

Между восточным и западным карьерами — небольшая роща.

Здесь мы остановились отдохнуть. «Картина маслом — завтрак мототуриста». На фото «Jukl» и его мотовелосипед «Индюк».

Резюмируя впечатления от Тучковских карьеров можно сказать: близко, удобно добраться, красиво, но… весьма многолюдно и местами изрядно замусорено. Оборотная сторона транспортной доступности. Однако, если кто будет проезжать эти места и решит немного отдохнуть на берегу озера – Тучковские карьеры вполне можно рекомендовать.

Однако, вернемся к поездке 21011 года. После осмотра Тучковских карьеров отправился дальше, к Морево.

Никогда не думал, что побываю на Марсе. :о)

Откуда такое необычное название подмосковной деревни? В 20-е годы прошлого века наиболее передовая молодежь Страны Советов стремилась в небо. И не только покорять на аэропланах и дирижаблях «пятый океан», но и лететь в космос, к другим планетам. Подобным стремлениям способствовали и широко популяризируемые труды К. Циолковского, и художественные романы, вроде «Аэлиты» А. Толстого. Вот и предложила в 1927 году комсомолка Токарева назвать только что образованную в Рузском уезде коммуну Марсом. Все согласились — а что, красная коммуна, «красная планета».
Позже в деревне образовался колхоз имени Лазаря Кагановича. Потом его преобразовали в совхоз. Были здесь и школа, и детский сад, и дом культуры, и библиотека… Сейчас все это кануло в лету, деревня умирает.

От Марса к Морево тянется вполне приличное шоссе. Чуть западнее, параллельно шоссе, проходит заброшенная железнодорожная ветка.

В Морево меня ждал неприятный сюрприз – хорошо видимая на спутниковых картах, кратчайшая дорога к затопленным карьерам оказалась перекрыта. Шлагбаум, проходная, промышленные постройки компании «Бизнес Строй», занимающейся добычей песка, гравия, щебня. Видимо, к затопленным карьерам можно подобраться либо левее проходной, через деревню Морево, либо правее – через садовое товарищество с милым названием «Изотоп». Но тут, от поисков дороги к карьерам меня отвлекла заброшенная железнодорожная станция.

Знакомые, имевшие дачу в этих местах, уверяли меня, что еще лет пять назад по железнодорожной ветке «Тучково – Лызлово» ходили товарные поезда. Хотя, по пути, запечатленном на последнем снимке, движение, скорее всего, было прекращено лет 10 – 15 назад.

Благодаря наличию четырех мачт с остатками прожекторов, можно предположить, что станция была сортировочной или на ней производились масштабные погрузочно-разгрузочные работы. На простых разъездах такие осветительные мачты не ставят.

Позднее, вернувшись из поездки, пытался найти информацию об этой железнодорожной ветке и, в частности, о станции Морево, в интернете. Интересовало, когда и с какой целью ветка была построена, когда и почему была заброшена. Однако информации в сети оказалось на удивление мало. (Теперь, правда, кое-что выложили — прим. 2012 года).

А, по данным на сентябрь 2013 года на Моревской ветке возобновляют движение!

Но, вернемся к моей поездке. После осмотра заброшенной станции возникла дилемма: искать дорогу к затопленным Моревским карьерам или попытаться отправиться дальше по намеченному маршруту, в Лызлово. Пишу «попытаться», потому что на имеющихся у меня картах Московской области между Морево и Лызлово обозначена только пешеходная тропа. Определиться с выбором помог водитель повстречавшейся легковушки, сообщивший, что дорога на Лызлово все же есть. Плохенькая, грунтовая, но на мопеде проехать можно.

Следуя полученным советам, сразу после железнодорожного переезда около Морево свернул направо, на проселок. Дальше с выбором пути ошибиться было трудно. Даже там, где проселок раздваивался, просто выбирал наиболее накатанный. Любопытно, что местами дорога проходила через территории садоводческих товариществ. Вот «радость» для дачников транзитный транспорт под окнами наблюдать! Впрочем, движение здесь интенсивным не назовешь. На всем пути до Лызлово мне повстречались только две машины и велосипед. Миновал садовые участки, и справа снова показалась все та же заброшенная железнодорожная ветка. А слева – довольно обширный водоем, хотя на моих картах тут должны быть всего лишь крохотная речка Гнилуша.

Вот так Гнилуша! Шире Москва-реки в районе Тучково.

С какой целью Гнилушу запрудили — для меня осталось совершенно неясным. Создать большой пруд для отдыха населения? – Так народа вокруг не очень много – небольшая деревня Лызлово и пара садоводческих товариществ… А, может быть, рыбу разводить собирались? Кстати, как-то странно запрудили Гнилушу, не очистив предварительно дно будущего водоема. Если присмотреться, на снимках видны полусгнившие стволы деревьев, местами торчащие из воды.

Еще большее удивление вызвал вот такой вот вертикальный створ железобетонного коллектора (дюкер), куда с шумом низвергались воды запруженной Гнилуши.

Причем, стекать-то вода стекала, а куда устремлялась дальше, где выходное отверстие коллектора, было свершено непонятно. Потом уже, с помощью спутниковых карт, удалось определить, что, видимо, коллектор проходит под проселком и железнодорожной веткой, после чего Гнилуша снова течет под открытым небом.

В Москве рекой, запрятанной под землю, никого не удивишь. Хрестоматийный пример – Неглинка. Есть и более маленькие реки, полностью или частично текущие под землей Таракановка, Пресня, Нищенка, Голедянка… Реки в большом городе обычно прячут под землю, чтобы получить дополнительное место для транспортных магистралей. Но, подобное сооружение в сельской глуши? Непонятно! Как правило, чтобы пропустить воды небольшой реки или ручья под железнодорожной линией используют одну – две трубы под насыпью. А тут многометровый коллектор! Знакомые инженеры, посмотрев мои снимки, предположили, что коллектор строили «на перспективу». Возможно, здесь когда-то планировали построить железнодорожную станцию, или, вместо грунтовки проложить большое асфальтированное шоссе. Но, все это, конечно, только догадки.

Ни живописном берегу запруженной Гнилуши остановился на обед.

День поездки – 20 сентября – выдался по-летнему теплым. Даже стрекоза ко мне на расстеленный брезент прилетела.

Перекусив, продолжил свой путь. Скоро грунтовка закончилась, влившись в асфальтированную дорогу, ведущую от Неверово к Лызлово. К Лызлово я и направился, чтобы взглянуть на самый большой камень, найденный когда-либо в Подмосковье. Это огромный валун ледникового периода, имеющий наибольшую высоту 2,5 м и расчетный вес около 55 т.

Вот он, этот камушек.

Лежит себе в Лызлово около церкви, и даже лестница приделана, чтобы удобнее на камень залезать было…

Кстати, геологи такие камни называют «бараний лоб», за внешнее сходство с головой этого благородного животного.

По имеющейся в интернете информации, камень в Лызлово привезли не так давно из ближайшего карьера. Описание процедуры перевозки и, тем более фотографий, нигде не нашел. Наверное, использовали прицеп для перевозки танков (грузоподъемность до 60 т) или нечто подобное. Зачем привезли – понятно. Сейчас в очень многих городах и селах, обделенных туристическим достопримечательностями, пытаются их создать. Если уж не останавливались здесь проездом какие-либо знаменитости и не гремели сражения былых эпох, то создается музей мыши, русского валенка, утюга… Или, на худой конец, объявляется село родиной какого-нибудь сказочного персонажа — бабы-яги, снегурочки, кикиморы и так далее. На этом фоне вполне материалистичный 55-тонный валун смотрится вполне достойно. И, в самом деле, заехал бы я в Лызлово, если бы не этот булыжник?

Несколько удивляло только другое. На ряде интернет-сайтов усердно пропагандируется поверье, что камень волшебный, исполняет желания, для чего на камень надо взобраться. Насколько я понимаю, поклонения камням, а также другим объектам живой и неживой природы характерно для язычества, а тут камень лежит рядом с православной церковью.

Однако когда я приехал в Лызлово, оказалось, что все устроено довольно логично.

Метрах в десяти от камня часовня.

Приедет турист к камню, а тут из часовни выйдет священнослужитель, объяснит, что святость не в камне, а в церкви и предложит купить церковную литературу и богоугодные DVD-фильмы из расположенного здесь же киоска.

Таким образом, камень выполняет, выражаясь современным языком, функцию «консумации», что с переводе с латыни означает «потреблять» (стимулировать к потреблению). Возможно, если Лызлово с его камнем приобретет большую туристическую популярность, в селе появятся кафе «У камня», мини-гостиница «Волшебный камень» и прочие объекты. Короче, смотри план О. Бендера по преобразованию Васюков в Нью-Москву. Удастся ли его осуществить в Лызлово — время покажет. Но, а пока туристы в Лызлово заезжают все же не столь часто. Поскольку день был будний, то и у камня и в часовне никого не было, и никто не мешал мне спокойно лицезреть самый большой камень, найденный в Подмосковье.

На расстоянии нескольких километров от Лызлово, по дороге к Неверово, в изобилии карьеры на любой вкус: действующие, разработанные сухие и затопленные.

Действующие карьеры. Если не ошибаюсь, на фото справа шагающий карьерный экскаватор драглайн Эш 10/70.

Озера, реки, холмы, утесы, овраги – весьма живописная природа в этих местах!

Очень бегло осмотрев карьеры вдоль дороги Лызлово – Неверово, через Звенигород отправился в обратный путь на дачу, в Жаворонки. В 17 часов был уже на месте, возобновил начатую утром копку картошки на огороде.

Вот такая небольшая, на 6 часов, в растянувшийся «обеденный перерыв» поездка получилась. Если кто также заинтересовался карьерами в Лызлово, заброшенной железнодорожной веткой и запруженной Гнилушей, могу подсказать, что поездку в эти края можно легко совместить с посещением бывших каменоломен в Васильевском, добравшись туда либо через Тучково, Поречье и Сонино, либо через Колюбакино – Поречье. На мопедах, видимо, можно проехать и свернув с шоссе Марс – Морево направо, к Игнатьво, где пересечь Москва-реку по пешеходному мосту.

Надеюсь еще не раз побывать в этих местах. В этом году уже вряд ли уже получиться, а на следующий сезон планирую: наведаться все-таки в Моревские карьеры, осмотреть более детально заброшенную железнодорожную станцию, побродить вволю по Лызловским карьерам, полюбоваться холмами и озерами, посмотреть, как «шагает» экскаватор драглайн. Хотел бы, кроме того, разузнать у местных жителей историю создания и кончины железнодорожной ветки Тучково – Лызлово. Интересует также, когда и с какой целью запрудили Гнилушу. И, зачем такой солидный коллектор на ней создали?

Удачных всем мотопоездок!

Оставьте комментарий