Зарядное устройство для аккумулятора отзывы

  • Классификация по принципу работы

  • Особенности трансформаторного ЗУ

  • Особенности импульсного ЗУ

  • Советы по выбору и итоги

Сергей Хилик

Эксперт категории «Строительное оборудование»

Почему у одного водителя зарядное устройство работает, как часики, у другого — кое-как заряжает акб, а у третьего, вообще, проблема: нужно выбросить ЗУ и срочно купить новое? Это не «фарт» и не банальная «везуха», а просто внимательность и разумность при выборе. Как говорят в народе: «Видели глаза, что покупали, теперь заряжайте…».

А между тем, не хочу вас пугать, но знайте – неправильно подобранная зарядка снижает ресурс использования вашей автомобильной батареи на 25-30 процентов. То есть, вместо ожидаемых 4-5 лет, аккумулятор прослужит 3 года. И все дело в плохой его зарядке.

Так вот, чтобы не попасть впросак при покупке и выбрать зарядное с наилучшим эффектом и отдачей, надо знать его основные рабочие характеристики и выполняемые функции.

Во многом эти показатели зависят от того, по какому принципу работает зарядное, какая технология задействована. А на сегодняшний день таких технологий всего две: импульсная и трансформаторная.

Исходя из данной предпосылки, все огромное разнообразие зарядок для автомобильного аккумулятора делятся на два больших класса:

  1. Импульсные зарядные;
  2. Трансформаторные зарядные.

Классификация зарядных устройств по принципу работы

Трансформаторные:

Мы начнем знакомство именно с них, ибо трансформатор – понятие известное и понятное. Оно хорошо знакомо даже новичкам в автомобильном деле, поскольку физику в школе учили все, а сущность трансформаторной технологии не меняется уже десятилетиями. А зачем менять, если она проверена, испытана и очень надежна? А еще — довольно недорогая и вполне эффективная.

Принцип действия основа на работе трансформатора. Как помним со школы, он представляет собой магнитный стержень, на который плотно намотана обмотка. Характеристики и качество работы трансформатора зависит от количества обмоток и материала проводников. Суть состоит в том, что этот прибор работает на основе явления электромагнитной индукции. Его основная задача – преобразовывать переменный ток в постоянный.

То есть, переменный ток из стандартной сети становится постоянным, и в этом своем состоянии и заряжает автомобильный аккумулятор. К трансформатору подключен выпрямитель, он изменяет показатели напряжения. Если в розетке 220 Вольт, то трансформаторное зарядное устройство выдает на выходе не более 14-15 Вольт, что приемлемо для каждой АКБ.

Приступая к зарядке с трансформаторным ЗУ, необходимо установить показатель зарядного тока в размере 10% от емкости батареи (к примеру, емкость 50 Ампер-часов, ток зарядки 5 Ампер и т.д.). При этом напряжение будет меняться, его динамика зависит от того, насколько разряжен аккумулятор.

Итак, основные характеристики трансформаторных ЗУ:

  • Постоянный ток;
  • Динамичное напряжение.

Импульсные:
Импульс – технология современная, а поэтому более продвинутая и эргономичная. Основной ее принцип – воздействие на аккумуляторную батарею автомобиля высокочастотным током. Таким образом, подзарядка происходит путем подачи малых импульсов. Для выполнения процесса зарядки не нужен ни магнитный стержень, ни медная или алюминиевая обмотка, поэтому импульсные зарядные устройства маленькие и легкие.

По поводу показателей тока и напряжения, то конструкция этих приборов такова, что «железной и нерушимой» константы, как у трансформаторов, не существует.

Они могут:

  1. Заряжать АКБ постоянным током и динамичное напряжение;
  2. Выдавать постоянное напряжение и переменный ток;
  3. Или же производить комбинированную (смешанную) зарядку.

Последний принцип работы считается наиболее удачным и эффективным для батарей разного типа, как на легковых автомобилях, так и на мотоциклах или грузовых. В начале этого процесса подается постоянный вольтаж, показатель которого регулируется автоматически. Затем включается постоянный ток, величина которого контролируется автоматикой. Но такой способ возможен только на тех ЗУ, где есть автоматическая система контроля работы.

По поводу первого пункта, то именно так работает и трансформаторная зарядка. Второй способ (постоянный вольтаж) хорош тем, что сеть как бы контактирует непосредственно с батареей, поэтому можно заряжать ее частично, когда требуется лишь небольшая подзарядка. Здесь очень важен контроль происходящих этапов, а батарею желательно изъять из машины, заботясь о ее защите и своей безопасности.

Трансформаторное ЗУ: плюсы и минусы

Намагниченный стержень вместе с многочисленными витками проводов — это громоздкое сооружение. В современных трансформаторных зарядных именно обмотка занимает 90% веса и размера всего устройства. Да, получается тяжело, зато дешево и проверено многими поколениями автомобилистов.

Итак, плюсы:

  • Низкая цена;
  • Редкие поломки;
  • Простой и дешевый ремонт;
  • Надежная и понятная конструкция.

Минусы:

  • Тяжелые и большие. Настолько неудобны в транспортировке и хранении, что на автопрактике применяются все реже и реже;
  • Требуют присутствия пользователя во время зарядки и постоянного контроля процессов, что не всегда удобно;
  • Нужно четко соблюдать условие – сила тока не больше 10% от емкости АБ, иначе электролит кипит и выпускает клубы пара;
  • Каждые полчаса (или хотя бы через каждые 40-50 минут) нужно замерять силу тока;
  • Следует перед подключением определить уровень заряда самого аккумулятора.

Как видим, трансформаторные зарядные устройства – штука надежная и недорогая, но с ней нужно повозиться.

Импульсные зарядные: преимущества и недостатки

Использование импульсных зарядок дает пользователю существенные плюсы.

Их довольно много:

  • Небольшие габариты, компактность, а также легкий вес, что обусловлено отсутствием тяжелых трансформаторных витков. Эти характеристики важны при перевозке и хранении. Актуальны они и при использовании зарядки, так как с легким прибором легче управляться, чем с тяжелым;
  • Автоматизация процессов. Самая удобная импульсная зарядка – с автоматическим контролем, где все процессы управляются встроенными программами. Небольшой микропроцессор внутри определяет емкость АКБ, степень зарядки, режим и вольтаж. Это очень удобно – нет потребности в привязке к месту, где заряжается автомобиль. Не нужно все время что-то замерять, думать, прикидывать, поглядывать и рассматривать. Таких импульсных зарядок ныне выпускают большинство из представленных моделей. Но не все импульсные ЗУ – «умные», есть и попроще. Вы можете встретить в продаже импульсное ЗУ с ручными регулировками, которое требует к себе побольше внимания. Есть и модели с полуавтоматическим контролем, у которых нужно выставить параметры, а затем можно оставлять без присмотра. Поэтому при покупке обращайте внимание на тип работы – автомат, ручной или полуавтомат, и выбирайте, в соответствии с вашими пожеланиями и денежными возможностями;
  • Совершенная защитная система. В импульсных устройствах великое множество разных стабилизаторов, регуляторов, тепловых и электронных релюшек. Результат – ваша АКБ никоим образом не страдает от зарядки, ее ресурс не укорачивается;
  • Полный контроль – исключение перегрева и закипания;
  • Своевременные подсказки на дисплее, сводящие риск неполадок к минимуму. Индикация происходит, если что-то где-то не так подсоединили, или силу тока не ту выбрали. «Умное» ЗУ не только предупреждает, но еще и предлагает варианты – как решить возникшую проблему;
  • Наличие всевозможных режимов. В том числе специальный режим быстрого заряда — «BOOST». Он позволит восстановить емкость батареи за 5-10 минут. Хотя такой способ рекомендуют избирать редко, ибо он жестковат для батареи, приводит к ее преждевременному износу. Зато в случае крайней необходимости – нужно срочно ехать, а аккумулятор «сел» – скоростная зарядка как нельзя более кстати.

Минусы:

  • Все недостатки умещаются в одной посылке – «бьет по карману».

И, увы, не только при покупке. Дело в том, что всевозможные датчики, индикаторы и регуляторы – это хорошо для работы, но плохо при потребности в ремонте. Если возникает поломка, то восстановление прибора оказывается чревато большими денежными татами. Настолько большими, что ремонтник в мастерской рекомендует: лучше вам купить новое устройство, чем ремонтировать старое.

А по поводу цен при покупке импульсных зарядных приборов, то я считаю, что да, они высоковаты, но вполне доступные. Позволить себе «умное» многофункциональное ЗУ может любой автомобилист Украины, не говоря уже о профессионалах, работающих на СТО или в мастерской.

Выводы и советы по выбору

Итак, делая для себя выбор «импульсное или трансформаторное», вы уже четко понимаете, что в разных типах приборов действуют две совершенно различных технологии.

Эти типы зарядных устройств в корне отличаются друг от друга:

  • Конструкцией;
  • Происходящими процессами;
  • Характеристиками тока и напряжения;
  • Защитными системами;
  • Функционалом.

Что дают нам эти знания? Ответ простой — возможность правильно выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

К примеру, если вы владелец так называемой «необслуживаемой» акб, то постоянным током вы вряд ли ее зарядите. Для нее лучше использовать прибор, имеющий константное напряжение, то есть – импульсный. А вот трансформаторное устройство не подойдет, поскольку своим постоянным током оно оказывает вредное действие на электроды аккумулятора.

Если же к вашей АКБ одинаково эффективно подойдет и импульсная зарядка, и трансформаторная, тогда выбирайте, что вам предпочтительнее по таким параметрам:

  • Цена. Довольно весомый аргумент. Импульсные стоят дороже, и ремонт их недешевый;
  • Размер. Трансформаторные большие, импульсные – маленькие и легкие. Прибор можно повесить на крючок, на стену в гараже, и места он совсем не занимает;
  • Контролировать процесс самому или отдать все в руки «умной» зарядке. Отдыхать и не обращать внимания на процесс зарядки вы сможете только с импульсным устройством. Трансформаторное нужно контролировать, чтобы не было перезаряда, и не закипел электролит;
  • Стильно, круто и современно – это все об импульсной зарядке. Трансформаторная же считается пережитком прошлого, хотя это вполне надежная и проверенная годами работы технология.

В принципе, какую технологию вы б не выбрали – импульс или трансформатор, не менее важны и технические параметры прибора. Основной из них – максимальная величина тока зарядки. Тут при выборе есть множество нюансов, но, как и в трансформаторном зарядном устройстве, так и в импульсном ЗУ, ориентируйтесь приблизительно на показатель 1:10. То есть, для АКБ емкостью 75 Ампер-часов нужно зарядное устройство, выдающее ток 7,5 Ампер. Это минимум, что вам нужно.

А вообще-то советую брать зарядное с запасом по току, ведь работа на пределе возможностей в любом случае укорачивает жизнь любой технике, и зарядному устройству, в том числе. И к тому же, а вдруг вы купите новый автомобиль, а у него батарея будет более емкая? Вот зарядка с запасом пригодится.

В общем, чтобы достичь безопасного и максимально продуктивного заряда, обязательно выясните при покупке, по какой технологии работает понравившаяся зарядка. А затем определяйте пиковую величину зарядного тока, с какими батареями работает прибор, какая емкость аккумулятора допустима по максимуму, какой вольтаж зарядки, какие режимы и функции доступны.

Тип

Простое – самое дешевое ЗУ. Главный недостаток – отсутствие функции автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора. Это значит, что пользователь должен постоянно контролировать время заряда, что неудобно и увеличивает риск порчи элементов питания из-за перезаряда.

Простое ЗУ или «убийцу батарей» приобретать не стоит: экономия обернется затратами на приобретения новых аккумуляторов.

Автоматическое – отключается по достижении аккумулятором полного заряда. Такое ЗУ обойдется дороже, но зато предотвратит преждевременный выход из строя аккумулятора. В некоторых автоматических ЗУ предусмотрена функция разряда.

Автоматическое ЗУ – хороший вариант для пользователей, которым требуется качественная зарядка батарей и не нужен широкий функционал (измерение напряжения, емкости).

К автоматическим устройствам относятся из ЗУ с таймером, которые отключаются через определенное количество времени. Однако такие модели имеют тот же недостаток, что и простые – они не защищают батарею от перезаряда, поскольку их отключение никак не связано с достижением батареи максимального заряда.

Интеллектуальное – имеет ряд дополнительных функций, позволяющих оценить состояние аккумулятора и продлить срок его эксплуатации. Функционал: выбор режима для каждой батареи по отдельности, предварительная разрядка, тестирование, измерение (тест) емкости, тренировка, регулировка силы тока заряда, капельная зарядка. Минус – самая высокая цена.

Интеллектуальное ЗУ рекомендуется пользователям, имеющим несколько комплектов аккумуляторов, необходимых для работы (фотографы), освещения и других нужд.

  • Интеллектуальное комбинированное ЗУ
  • Автоматическое ЗУ
  • Автоматическое ЗУ

Типоразмер

Аккумуляторы на 1.5В:

  • АА (пальчиковые) – длиной 50 мм и диаметром 14 мм, встречаются чаще всего;
  • ААА (минипальчиковые, мизинчиковые) – длиной 44.5 мм и диаметром 10.5 мм, используются в небольших приборах;
  • АААА – длиной 43 мм и диаметром 8 мм, используются редко;
  • C (R14) – длиной 50 мм и диаметром 26 мм, имеют форму бочонка, отличаются большей емкостью по сравнению с АА той же длины;
  • D (R20) – длиной 61 мм и диаметром 34 мм, применяются в устройствах, потребляющих большое количество энергии.

Аккумуляторы на 3.7В – обозначаются как 18650, 18490, 18350, где первые две цифры указывают на диаметр, а остальные – длину. 18490 – диаметр 18 мм, длина 49.0 мм. Форма – цилиндрическая.

Важно: некоторые батареи на 3.7В совпадают по размерам с аккумуляторами на 1.5В (14500 – АА, 10440 – ААА), но их нельзя использовать в качестве альтернативы друг другу из-за разного напряжения.

Аккумуляторы на 9В – R22 (Крона). Габариты – 48.5х26.5х17.5 мм. Форма – прямоугольная с двумя контактами на боковом торце.

Комбинированное ЗУ – предназначено для зарядки аккумуляторов разного типа, например, АА+ААА+Крона.

Электрохимическая система

Li-Ion (Li+) – широко распространенный тип аккумуляторов. Преимущества: большая удельная емкость, высокий разрядный ток, низкий саморазряд, отсутствие «эффекта памяти». Недостатки: высокая цена, чувствительность к холоду, возможность возгорания при перегрузках.

  • LiFePO4 – усовершенствованная версия Li-Ion. Достоинства: долговечность, безопасность, надежность, устойчивость к низким температурам, стабильность напряжения разряда. Недостаток – сравнительно малая емкость.
  • Li-Mn (IMR) – модернизированный вариант Li-Ion. Достоинства: безопасность, низкий саморазряд, работа с высокими токами во время зарядки и разрядки. Недостатки: меньшая емкость и чувствительность к холоду. Для Li-Mn рекомендуется использовать специализированное ЗУ.

Li-Pol – инновационная модель аккумулятора. Обладает всеми преимуществами Li-Ion, но выполняется в любой форме, что позволяет изготавливать компактные приборы.

Важно: аккумуляторы Li-Pol зачастую несовместимы между собой. Это усложняет подбор ЗУ, так как для каждой батареи оригинальной формы и размера требуется специализированное устройство.

Ni-Cd – устаревший вид аккумуляторов, который используется все реже. Достоинства: дешевизна, высокий разрядный ток, устойчивость к низким температурам, безопасность при перегрузках. Недостатки: сравнительно малая удельная емкость, подверженность «эффекту памяти» (сокращение емкости при заряде недоразряженной батареи), токсичность.

Важно: специализированные ЗУ для Ni-Cd в продаже почти не встречаются.

Ni-Mh – лишен недостатков предыдущего вида аккумуляторов. Минусы: более высокая цена и саморазряд, меньшее число циклов заряда-разряда, чувствительность к низким температурам, сложность хранения. Аккумуляторы Ni-Mh встречаются чаще всего.

Важно: ЗУ для Ni-Mh используется и для заряда батарей Ni-Cd, но не наоборот.

Ni-Zn – отличается от Ni-Mh большей емкостью и способностью обеспечивать номинальное напряжение почти до полной разрядки. Недостаток – короткий срок эксплуатации. Встречается редко.

Универсальное зарядное устройство – рассчитано на зарядку аккумуляторов Ni-Cd, Ni-Mh, Li-Ion. Отличный вариант для большинства случаев, так как поддерживает типоразмеры АА, ААА, 18650, 18490 и другие. Встречаются ЗУ, которые помимо АА и ААА подходят для батарей C, D, Крона.

Характеристики

Количество заряжаемых аккумуляторов – число слотов под батареи. Этот параметр показывает, сколько батарей способно одновременно зарядить ЗУ и варьируется в пределах 2-16 слотов. Чаще всего встречаются модели на 4 аккумулятора.

Более вместительные и дорогие ЗУ стоит приобретать пользователям, имеющим много батарей, которые необходимо зарядить за короткое время, не прибегая к быстрой зарядке большим током.

Независимые каналы заряда – дают возможность полностью зарядить все установленные в ЗУ аккумуляторы. В моделях, где независимых каналов нет, полностью заряжается в лучшем случае только одна батарея, а другие остаются недозаряженными, что приводит к сокращению их срока службы. Выбирайте ЗУ с независимыми каналами заряда – они встречаются во всех ценовых сегментах.

Сила тока – напрямую влияет на время полной зарядки аккумулятора:

  • зарядка слабым током 0.1С (10% от номинальной емкости)– самый безопасный вариант для аккумулятора, при котором не сокращается срок его службы, однако процесс зарядки очень медленный (14-16 часов и более);
  • зарядка средним током 0.3С (30% от номинальной емкости) – оптимальный вариант для большинства случаев (3-6 часов), почти не влияющий на срок эксплуатации;
  • зарядка сильным током 1С (100% от номинальной емкости) – очень быстро заряжает аккумулятор (в течение часа), но на порядки уменьшает срок его эксплуатации.

Ток разрядки и зарядки – чем больше разница между минимальным и максимальным значением этого параметра, тем точнее настройка значения силы тока, необходимого для конкретной батареи.

Чем выше максимальная величина тока разрядки и зарядки, тем быстрее произойдут соответствующие операции. В то же время мощные ЗУ нужны далеко не всегда, а при работе с некоторыми типами аккумуляторов превышение параметров, установленных производителем, приведет к перегреву и даже возгоранию.

Время полной зарядки – при одной и той же силе тока зависит от емкости аккумулятора. Поэтому данный параметр указывается отдельно исходя из емкости батареи. Например, АА (2300 мА/ч – 8 часов, 2050 мА/ч – 7 часов, 1800 мА/ч – 6 часов), ААА (750 мА/ч – 5.5 часов).

Входное подключение ЗУ – представлено тремя вариантами:

  • от сети (220В) – самый распространенный способ подключения;
  • от прикуривателя (12В) – позволяет использовать ЗУ в автомобиле;
  • с помощью USB-порта – хороший выбор для путешественников. Такие ЗУ способны заряжать аккумуляторы вдали от электрической сети при наличии внешнего аккумулятора (Power Bank). Кроме того, через USB предусматривается зарядка планшетов, смартфонов и другой техники.

Функции

Выбор режима для каждой батареи по отдельности – позволяет программировать работу ЗУ с конкретной батареей (разрядка, зарядка, тестирование, тренировка, измерение емкости).

Защита от перегрева и неправильного подключения полярности – ЗУ отключается, предотвращая поломку и даже взрыв аккумулятора. Некоторые модели автоматически меняют полярность на контактах.

Предварительная разрядка – полностью разряжает батарею перед ее зарядкой. Подобная опция существенно продлевает срок службы аккумуляторов, подверженных «эффекту памяти».

Тренировка – производит серию циклов разряда-заряда, что позволяет частично восстановить емкость батареи.

Тестирование – проверяет исправность аккумулятора перед зарядкой. Также существует функция обнаружения обычных не перезаряжаемых батареек. Данная функция позволяет избежать повреждения ЗУ или возгорания нерабочего элемента питания.

Регулировка силы тока заряда – дает возможность изменять время зарядки в зависимости от ситуации. Такая опция серьезно увеличивает цену ЗУ и встречается в высококлассных интеллектуальных приборах. Зачастую этих настроек четыре – 200, 400, 800, 1000 мА/ч. Чем больше настроек, тем точнее регулировка тока зарядки.

Измерение емкости – показывает фактическую емкость батареи. С помощью такой функции можно собрать наиболее емкие аккумуляторы в один комплект и какое-то время пользоваться ими, не приобретая новые элементы питания. Для более быстрого определения емкости батареи используется тест емкости, правда его результаты менее точны.

Капельная зарядка – зарядка малым током (десятки миллиампер) для восполнения саморазряда. Такая опция пригодится для аккумуляторов Ni-Cd и Ni-Mh, склонных к высокому саморазряду. Капельная зарядка дает возможность всегда иметь под рукой полностью заряженные и готовые к работе батареи. Используется при продолжительном хранении заряженных элементов питания.

Подвижной минусовой контакт – дает возможность установить в ЗУ для зарядки аккумуляторы разных типоразмеров.

Использование в автомобиле – посредством специального адаптера, который подключается к прикуривателю. Хороший вариант для пользователей, часто находящихся в дороге.

Оснащение

Аккумуляторы – проще приобрести ЗУ с аккумуляторами, чем покупать их отдельно.

Индикация работы – представлена двумя способами:

  • светодиоды (LED) – дешевые, но недостаточно информативные;
  • дисплей – обойдется дороже, зато отображает обширную информацию о работе ЗУ: ток зарядки, напряжение, текущую емкость и время зарядки. Это повышает комфорт при использовании ЗУ. Экраном обычно оснащаются интеллектуальные устройства.

Важно: выбирайте ЗУ с индикатором зарядки для каждого слота.

Адаптеры аккумуляторов – дают возможность устанавливать в ЗУ аккумуляторы типоразмеров, на которые устройство изначально не рассчитано. Прибор для батарей АА или ААА снабжается переходниками на аккумуляторы С и D. Тем самым достигается баланс между универсальностью и компактностью ЗУ.

Встроенная вилка – непосредственно подсоединена к ЗУ и выполнена в виде выступа с двумя штырями. Подобные модели более компактны из-за отсутствия кабеля. Недостаток – занимает лишнее место возле розетки.

Сумка – облегчает хранение и транспортировку ЗУ.

Советы по выбору

  • Приобретайте ЗУ в специализированных магазинах. Не экономьте на качестве – плохое ЗУ прослужит недолго и может испортить батареи.
  • Оцените вес прибора. Качественное ЗУ обычно тяжелее менее добротного аналога за счет использования дорогих материалов, прежде всего, меди.
  • У ЗУ должна быть инструкция.

Производитель

Отличным сочетанием цены и качества будут обладать зарядные устройства марок Ansmann, Duracell, Energizer, Panasonic, Varta, Technoline. Они долго и надежно служат даже при интенсивной эксплуатации, а также соответствуют заявленным характеристикам. Например, вовремя отключаются при полной зарядке и др.

Неплохими устройствами будут Camelion, Philips, PowerPlant. Могут стоить чуть дешевле первой группы продукции. Среди недостатков можно отметить огрехи в сборке и креплениях (например, иногда аккумуляторы сидят неплотно), меньшая скорость зарядки, чем заявлена производителем. Самыми дешевыми являются ноунейм зарядные или недорогих брендов, типа UFO. Лучше немного увеличить бюджет и купить более надежную продукцию.

К группе изделий очень популярных брендов можно отнести зарядные Apple и Sony. Они всегда будут стоить дороже, чем аналоги у других марок. Переплачивать за известное имя или нет, решать только вам.

Оставьте комментарий