Земля под аренду

Содержание

Аренда участка с последующим выкупом

Есть несколько способов получить участок в собственное пользование, самый доступный – аренда. Существенный минус такого метода – это частичное, а не полное владение. Действующее законодательство предусматривает еще один способ приобретения земли в собственность – аренда участка с последующим выкупом. В этом случае можно купить надел по выгодной цене. Нет необходимости искать участок на сомнительных досках объявлений. Это безопасная сделка, которая не сильно ударит по бюджету.

Плюсы аренды участка с последующим выкупом

Аренда земельного участка с последующим выкупом имеет много плюсов.

Основным преимуществом подобного способа приобретения земли является вложение своих финансов, в отличие от обычной аренды. Существует возможность выбрать лучший по площади, расположению или другим параметрам участок, при стандартной покупке это доступно не всегда – есть ограничения по бюджету.

К минусам относится бюрократизм. Его суть в желании государства получить больше выгоды, для чего привлекаются сторонние специалисты, тарифы на услуги которых постоянно растут. Если земельный комитет принял решение не выделять вам территорию, он сделает это законными методами. Государству выгоднее сдавать вам площадь в наем, чем продавать. Поток денег в государственную казну тогда больше.

Еще один недостаток – нужно собрать все документы на понравившуюся площадь самостоятельно, за свой счет. Может произойти ситуация, когда данных относительно права собственности нет в электронном виде, они сохранились только в архивах. В 90-х годах проводилась земельная реформа, и гражданам дали много земельных наделов. Но в то время единой федеральной базы не существовало. Местная власть, даже не подозревая, что земля кому-то принадлежит, дает вам ее в наем. Действительный владелец площади берет из архива документы относительно права собственности и в судебном порядке забирает территорию.

Как взять землю в аренду с последующим выкупом у государства?

Взять землю в аренду для личного пользования с последующим выкупом участка у государства не всегда удается просто, особенно людям, не знающим нормативную базу.

Условно существует два пути:

  • если наемная площадь уже принадлежит государству;
  • в случае, когда она нигде не зарегистрирована.

В первом случае процесс оформления проще. Документы на интересуемую площадь уже готовы, кадастровый номер за участком закреплен. Желательно избегать сделок на арендуемую площадь, если есть другие претенденты. Аукционные цены всегда будут завышенные.

Если земельный надел не зарегистрирован, нанять его необходимо согласно статье 39.14 Земельного кодекса РФ. Перед покупкой юристы рекомендуют узнать полную информацию относительно данной территории. Спросите соседей, нет ли у территории собственников, нет ли каких-либо важных и опасных объектов под землей и т. п.

Обращение в земельный комитет

Гражданин, у которого возникло желание арендовать площадь, должен обратиться в земельный комитет органа исполнительной власти и сделать описание территории. Там выдадут промежуточное постановление, в котором будет информация о необходимости предоставления кадастрового паспорта. Можно обращаться в орган местного самоуправления.

Оценка стоимости

Кадастровые выписки получают в федеральном управлении картографии и постановки земель на учет. Его сотрудники сделают оценку стоимости территории. Для получения оценки необходим кадастровый план. Его составляет данная служба.

В итоге будущий арендатор получает техническую документацию после согласования всех границ с соседними. Стоимость документации 5000–10000 тысяч рублей в зависимости от местонахождения интересующей площади. Перед этим нужно пройти процедуру межевания. Данный процесс происходит следующим образом:

  • на выбранный участок приезжает геодезист;
  • вымеряет территорию;
  • фирма выдает межевой план.

Компаний, предоставляющих подобные услуги, существует достаточно много.

Получение постановления

В муниципальном управлении нужно получить постановление относительно передачи арендуемой площади в ваше владение, распоряжение и пользование участком. Оно выносится на основании технической документации. В нем указывается стоимость перехода в частную собственность.

Подача заявления в муниципалитет

В местный орган самоуправления подается заявление установленной формы:

  • указываете, к кому будете обращаться (инициалы должностного лица, адрес, контактные данные);
  • по центру пишете название документа: «Заявление относительно выкупа земельного участка, находящегося в государственной собственности»;
  • дальше пишете сам текст заявления: «Просьба предоставить в собственность на возмездной основе земельный надел», указываете кадастровый номер, адрес объекта, цели использования, категория земли;
  • соглашаетесь на условия использования персональных данных;
  • подтверждаете достоверность указанной информации;
  • указываете адрес, куда необходимо отправить результат рассмотрения заявки;
  • подаете перечень документов, прилагающих к заявлению;
  • ставите дату и подпись.

Заключение договора

Следующий этап – составление и подпись договора найма земельного участка с правом покупки в местном муниципальном органе.

Получение свидетельства относительно права собственности

Если выплачиваете всю сумму за земельный надел по соглашению найма с правом выкупа, тогда можете составить договор купли-продажи и получить свидетельство собственности.

Требуемые документы

Когда впервые обращаетесь в муниципальный орган, нужно представить документы:

  • паспорт гражданина РФ (для юр. лиц – регистрационное свидетельство);
  • кадастровый паспорт;
  • правильно заполненное заявление.

Если на арендуемую площадь еще не оформлены документы, необходимо обратиться в орган ЕГРН со следующими документами:

  • постановление муниципального органа о выделении территории в аренду;
  • документы межевания;
  • технический план участка;
  • заявление относительно постановки на учет в кадастровой службе;
  • документы, подтверждающие личность;
  • чек об оплате государственной пошлины (стоимость – 200 руб).

Через пять дней документы будут готовы.

Структура договора аренды участка с последующим выкупом

Подобные соглашения являются типичными. Менять в них нельзя ничего. Гражданину, берущему в аренду территорию, остается только согласиться и подписать договор. Сторонами соглашения могут являться физические и юридические лица. По закону они могут быть участниками сделки. Статьей 550 ГК Российской Федерации предусмотрено заключение соглашения исключительно в письменной форме. Составляя документ, права и полномочия всех его участников должны быть точно в нем предусмотрены.

В соглашении обязательно указываются данные относительно состояния арендуемой площади и возможности строить на ней. Арендодатель обязуется предоставить всю информацию об объекте.

Обязательно должна указываться информация об ответственности всех сторон и штрафные санкции при несоблюдении условий соглашения.

Также указываются все сроки объявления претензий, их порядок подачи и рассмотрения. В случае невозможности решить спор вне судебного разбирательства дело направляется в суд. Тогда судья и будет решать долю обеих сторон.

В договоре необходимо указать все прилагающие документы. Если на территории находятся какие-то застройки и оборудования, нужно предоставить их список.

ВАЖНО! Обратите внимание на наличие в договоре слов «с последующим выкупом» или отсутствие слов «без выкупа». Так сможете себя обезопасить.

Образец договора аренды участка с последующим выкупом

Образец типичного договора аренды земли с последующим выкупом должен содержать такие данные:

  • город и дата составления документа (в шапке);
  • ФИО сторон, их паспортные данные;
  • общие положения:
    • кто кому передает в аренду территорию и какую (указываем кадастровый номер);
    • гарантии арендодателя относительно обремененностей арендуемой площади;
    • общие положения по поводу перехода земли в собственность арендатора;
    • сроки соглашения;
    • права и обязанности сторон;
    • арендная плата и расчеты;
    • условия досрочного расторжения сделки;
    • прочие условия.

Полный текст подобного соглашения относительно покупки арендуемой земли можно посмотреть здесь.

Договор аренды участка с последующим выкупом между физическими лицами

Особенностью соглашения найма с последующим выкупом между физическими лицами является личные договоренности между сторонами с минимальным вмешательством государства.

В договоре изменяются условия, сроки, права и обязанности сторон. С арендодателем реально договориться по поводу цены на землю. Плюсом является наличие всех необходимых кадастровых документов.

Договор аренды земельного участка с последующим выкупом у администрации

С местной администрацией договариваться очень сложно. В договоре аренды земельного участка с последующим выкупом между вами и администрацией права арендатора ущемляются. Если попросите образец соглашения для ознакомления, вам предложат подписывать или отказываться от участка. Также минусом является проведение аукциона, и в результате потратите время, но не получите 100 % гарантии, что станете владельцем.

ВАЖНО! Обратите внимание на пункты, где указаны обязанности сторон. В них может находиться информация относительно необходимости, например, убирать арендуемую площадь и прилегающие территории. Если подписали договор с подобными условиями, вас обязуют их выполнять. Такие условия являются одним из минусов данного соглашения.

Что можно сделать с участком при аренде с выкупом?

До получения свидетельства относительно права собственности участок используется исключительно в целях, указанных в договоре (например, занятие сельским хозяйством или застройка).

Данную землю (согласно условиям соглашения после полной выплаты денег) можно купить и стать полноправным владельцем. После получения права собственности на арендуемый участок гражданин может распоряжаться землей в качестве полноправного хозяина: продать, оставить по завещанию, подарить и т. п.

Возможные риски

При аренде могут возникнуть ряд проблем:

  • оформленные бумаги заполнены неправильно;
  • органом, который рассматривает документы, обнаружена либо ошибка, либо несоответствующие данные;
  • юридическое лицо-арендатор прекратило деятельность, либо возбуждена процедура банкротства;
  • имеются ограничения на передачу земли в частное владение;
  • территория не подлежит продаже из-за нецелевого назначения;
  • участок мог регистрироваться ранее, но данные относительно него не внесены в электронный реестр, а сохранены только в архивах.

Дополнительно необходимо отметить возможность нахождения на участке для выкупа объекта государственной важности. Случалось, когда приобретенной земле обнаруживался кабель международного электрического соединения или центральная газовая труба. Тогда пользоваться участком невозможно, но юридически человек является владельцем.

В покупке надела существуют и положительные стороны и отрицательные. Нужно решать самостоятельно, целесообразно ли приобретение участка таким способом, но без помощи профессиональных юристов здесь не обойтись.

Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, многие эксперты уже назвали крупнейшей реформой в сфере земельных отношений за последние 14 лет (с момента принятия Земельного кодекса РФ в 2001 году). Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) дает новое определение земельному участку (п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ), исключает нормы о постоянном (бессрочном) пользовании и пожизненном наследуемом владении, вводит в Земельный кодекс РФ шесть новых глав (главы V.1-V.6). В этом материале мы расскажем о новом порядке покупки земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. И хотя применяться он будет лишь с 1 марта 2015 года, рекомендуем ознакомиться с ним уже сейчас, чтобы решить, по нормам действующего или будущего законодательства выгоднее покупать земельный участок именно вам.

Необходимость реформирования законодательства

Сейчас для покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заинтересованному лицу необходимо осуществить его образование (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в действующей редакции). Различные нормативно-правовые акты требуют предоставления разных документов для образования земельных участков. В частности, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, для образования земельного участка необходимо иметь проект межевания территории; по Земельному кодексу РФ требуется схема образования земельных участков на кадастровом плане территории; согласно Лесному кодексу РФ, необходима лесоустроительная документация; а из норм Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что еще нужен проект организации и застройки территории. Кроме того, содержание указанных документов либо не установлено, либо установлено недостаточно четко. По словам Андрея Ивакина, заместителя директора по взаимодействию с органами власти и международным отношения ГК «Ренова», а также одного из разработчиков Закона № 171-ФЗ, раньше в Росимуществе по году лежали заявки от граждан об образовании земельных участков. «Думаю, что это было вызвано не только большим количеством заявок, но и наличием содержательной коллизии между образованием земельных участков и уже имеющейся проектной документацией. Например, орган местного самоуправления утвердил проект межевания, в соответствии с которым предусмотрен раздел большого участка, находящегося в федеральной собственности. Возникает вопрос, на каком основании федеральное ведомство будет принимать или не принимать решение об образовании земельного участка, если архитектор уже позаботился и спроектировал будущие участки? Чтобы исключить эту неопределенность, мы пошли на серьезный шаг и отменили решение о необходимости образования земельного участка», – поясняет Андрей Ивакин.

Некоторые юристы подвергли критике данную новеллу. По их мнению, после исключения из земельного законодательства такой процедуры, как образование участка, публичный собственник лишается возможности разделить свою недвижимую вещь. Представляется, что это не совсем правильно с точки зрения гражданского законодательства. Однако данное нововведение будет являться хорошим стимулом для утверждения проектов межевания органами местного самоуправления, потому что с того момента, когда они утвердили такие проекты, Росимущество, Управление делами Президента РФ и иные федеральные ведомства не смогут поделить участок иначе, чем это указано в проекте межевания территории.

МНЕНИЕ

Андрей Ивакин, заместитель директора по взаимодействию с органами власти и международным отношениям ГК «Ренова»:

«Самым важным изменением, внесенным в Земельный кодекс РФ, я считаю обязанность по безвозмездной передаче всех федеральных участков в муниципальную собственность. Сейчас у нас в стране очень большой объем федеральных земель, распоряжается которыми Росимущество. Естественно, что большая часть таких земель находится в пользовании граждан, а доход идет в федеральный бюджет. В соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, при наличии заявки Росимущество обязано принять решение о безвозмездной передаче участка в муниципальную собственность. Исключение сделано для участков, на которых находится федеральная недвижимость, а также для тех, которые зарезервированы для федеральных нужд, предоставлены федеральным учреждениям. Таким образом, в следующем году огромное количество федеральной земли может перейти органам местного самоуправления. Это изменит земельный баланс в стране».

Что касается порядка предоставления земельного участка для строительства, то в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ в действующей редакции заинтересованный гражданин должен обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Затем орган местного самоуправления (в том числе по обращению исполнительного органа государственной власти) обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего предоставления участка для строительства.

Стоит отметить, что порядок выбора земельного участка долгое время подвергался обоснованной критике. Дело в том, что многие нюансы процедуры подготовки акта о выборе земельного участка законодательно не урегулированы. Так, в земельном законодательстве не указаны ни сроки рассмотрения органом местного самоуправления предоставленных документов, ни основания для отказа. «Акт выбора земельного участка – это такой страшный документ, который возник в законодательстве еще далеко до Градостроительного кодекса РФ, – рассказывает Андрей Ивакин. – По своему содержанию этот документ практически полностью дублирует всю градостроительную документацию. Какой смысл в акте выбора, если у нас есть правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты, проекты планировки, межевания? Единственное, для чего сегодня нужен акт выбора – это для удостоверения отсутствия на участке охранных и защитных зон». В большинстве западных стран информация об охранных и защитных зонах размещена в Интернете на кадастровой карте территории и может быть предоставлена заявителю в один клик. Однако в России такой услуги нет, в связи с чем граждане вынуждены получать эту информацию самостоятельно. «В некоторых регионах заявителям нужно поставить на акт выбора до 20 подписей и печатей, при этом нет никаких гарантий, что дойдя до 20-ой, им не откажут. И тогда вся предыдущая работа будет проделана впустую. Кроме того, порой сами организации не знают, где у них зарыт кабель, а где охранная зона линий электропередач. И если с наземными коммуникациями дело обстоит проще (потому что их хотя бы видно), то с подземными картина еще печальнее, – жалуется Андрей Ивакин. – Поэтому из новой редакции Земельного кодекса РФ мы исключили акт выбора. По нашим расчетам, это должно сэкономить гражданам от года до трех лет».

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Посмотреть внесенные изменения и сравнить разные редакции Земельного кодекса РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Сравнение редакций».

Помимо этого, на практике часто возникали споры по поводу необходимости поиска и извещения всех заинтересованных в приобретении участка лиц. Дело в том, что в Земельном кодексе РФ такой обязанности не закреплено, однако практика арбитражных судов настойчиво убеждает всех в обратном (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2013 г. № Ф09-12643/13 по делу № А76-2250/2013; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2013 г. № Ф04-2231/13 по делу № А45-23001/2012; постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2014 г. № Ф01-3070/14 по делу № А79-3930/2013).

После 1 марта 2015 года предоставление акта выбора земельного участка не потребуется, а вместо предварительного согласования места размещения объекта заинтересованному лицу нужно будет подготовить документацию по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны публиковать на своих официальных сайтах информацию о наличии свободных участков. Кроме того, новая редакция Земельного кодекса РФ делает четкое разграничение, какие участки предоставляются на торгах, а какие – без проведения торгов. Но обо всем по-порядку…

Подготовка к проведению аукциона

За некоторым исключением (например, в случае, если земельный участок был предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; если на земельном участке расположены здания или сооружения; если продажа участка производится в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься уполномоченным органом по заявлениям граждан или по собственной инициативе. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны после получения от граждан заявлений выставлять на торги свободные участки.

В случае, если решение о продаже участка принимается по инициативе уполномоченного органа, данный орган самостоятельно готовит все необходимые для проведения аукциона документы. Примечательно, что Земельный кодекс РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77 расставил приоритеты между проектом межевания и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С 1 марта 2015 года проект межевания будет являться основным документом, и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории может использоваться только в том случае, если проект межевания не утвержден. Представляется, что данная мера позволит избежать ситуаций, когда разработана схема расположения земельного участка, утвержден проект межевания, а поставить образованный участок на кадастровый учет и зарегистрировать его еще не успели.

Таким образом, вначале уполномоченный орган составляет и утверждает схему расположения земельного участка (если такой участок предстоит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории). Теперь такая схема готовится в электронном виде, чтобы можно было сопоставить цифровой документ с межевым планом земельного участка. В случае несоответствия образованного земельного участка утвержденной схеме более чем на 10% уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). К 1 марту 2015 году Росреестр должен разработать и запустить на официальном портале специальный сервис по подготовке схемы образования земельных участков. С его помощью заявители смогут самостоятельно начертить будущий участок на кадастровом плане территории.

Затем уполномоченные органы готовят документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, на основании которых проводится кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена). Далее получаются технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений). После всех вышеназванных процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Если проведение аукциона осуществляется по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, то образование участка и подготовка аукциона проходят в том же порядке, только все указанные действия выполняет сам заявитель. Данный порядок усложняется тем, что расходы по формированию земельного участка и подготовке всех необходимых документов ложатся на заявителя, при этом в случае его проигрыша на торгах потраченные денежные средства не возвращаются.

Необходимо учитывать, что подготовка схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования участка из земель или земельных участков, расположенных в границах городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов. При обращении гражданина с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка должна быть указана цель его использования. В течение двух месяцев со дня поступления указанного заявления уполномоченный орган проводит проверку и направляет заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка (и прилагает данную схему) или об отказе в ее утверждении. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания для отказа. После утверждения схемы расположения земельного участка проводятся кадастровые работы и осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка. Затем заинтересованное лицо проводит регистрацию права государственной или муниципальной собственности на земельный участок самостоятельно (если его образование осуществляется на основании схемы расположения земельного участка) либо через уполномоченный орган (если земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной схемой размещения земельного участка). Если наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является обязательным для проведения аукциона, заявитель получает данные условия. Далее гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона, в котором указывает цель использования такого участка и его кадастровый номер. Заявление может быть поданы лично, по почте либо через Интернет. После получения от гражданина всех вышеназванных документов уполномоченный орган проводит проверку и в срок не более чем два месяца принимает решение о проведении аукциона либо об отказе в его проведении.

Участок не может быть предметом аукциона, если:

  • его границы подлежат уточнению;
  • на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • в отношении земельного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
  • земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
  • земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения на условиях сервитута или объекта, размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и их продажа является предметом другого аукциона либо они не продаются на этом аукционе одновременно с земельным участком;
  • земельный участок изъят из оборота;
  • земельный участок ограничен в обороте;
  • земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
  • земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой России, государственной программой субъекта федерации или адресной инвестиционной программой;
  • в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
  • земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
  • земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

В случае выявления хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона.

Проведение аукциона

Чаще всего аукцион является открытым по составу участников. Его организатором может быть уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Начальной ценой предмета аукциона может быть рыночная стоимость участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если государственная кадастровая оценка проводилась не позднее пяти лет назад. Цена участка будет определена по результатам аукциона. Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо участником признано только одно лицо, цена участка будет равна начальной цене предмета аукциона, то есть рыночной или кадастровой стоимости земельного участка (ч. 1 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка не заключен, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной, но не более чем на 30% (ч. 17 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона») устанавливает его организатор. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Кроме этого, на официальном сайте размещается проект договора купли-продажи земельного участка.

Для участия в аукционе заявителем представляются следующие документы:

  • заявка на участие с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие внесение задатка (договор о внесении задатка).

Предоставление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (ч. 2 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Организатор аукциона не вправе требовать представления иных документов.

Один заявитель может подать только одну заявку на участие в аукционе. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня его проведения. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор. Один экземпляр протокола передается победителю, а второй остается у организатора. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

Подведение итогов аукциона

Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор обязан возвратить задатки проигравшим лицам.

Если на участие в аукционе по продаже земельного участка подана только одна заявка либо только один заявитель признан участником аукциона, аукцион считается несостоявшимся и продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу (ч. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 75).

Уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона направляет победителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи. При этом внесенный задаток засчитывается в оплату приобретаемого земельного участка. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

МНЕНИЕ

Екатерина Орлова, директор Real Estate Orlova Consulting & Development:

«Я советую гражданам поторопиться с приобретением земельного участка до 1 марта 2015 года, если ваш случай подпадает хотя бы под один из нижеперечисленных:

  • у участка отсутствуют технические условия, и совершение покупки без проведения торгов невозможно;
  • предстоит покупка через аукцион (за исключением участков в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также крестьянского и фермерского хозяйства);
  • предстоит покупка участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, – при наличии множества претендентов на участок».

В пояснительной записке к законопроекту, впоследствии ставшему Законом № 171-ФЗ, указано, что его принятие позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия законодательства, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, исключить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков.

В кризис тема экономии на покупке недвижимости стала как никогда актуальна. Россияне годами копят на заветные сотки, но мало кто знает, что есть способы получить участок за символическую плату и при этом законно. «Газета.Ru» разбиралась, реально ли стать землевладельцем за копейки.

Победить на торгах

Во-первых, нужно найти бесхозный участок — и это самое сложное. Важно, чтобы земля отсутствовала на кадастровой карте.

«Граждане вправе самостоятельно и за свой счет найти подходящие свободные участки и ставить их на государственный кадастровый учет», — отмечает Василий Шарапов, юрист девелоперской компании «Сити-XXI век».

Готовые кадастровые документы нужно подать в местный департамент недвижимости, где сформированный участок проверят на юридическую чистоту и возможность застройки.

Если проверка позади — это уже полдела. Получившийся участок регистрируют, но стать его владельцем сразу нельзя. Землю выставляют на аукцион.

Если в течение месяца после начала продажи никто не заинтересовался участком, то можно получить его в аренду на срок до шести лет, построить дом, а затем уже — оформить в собственность.

Если конкуренты все же появились, назначаются торги, на которых можно выиграть вожделенные сотки. За копейки купить уже не получится, но шанс приобрести землю ниже рыночной цены есть.

Реальная эта схема или нет, полностью зависит от региона России. В Москве и Московской области найти пустой участок практически невозможно, но в других субъектах шансы намного выше.

У такого способа получения земли существует и несколько подводных камней.

Если муниципальные власти откажут в формировании участка, издержки не возмещаются, а изначально невысокая цена может на торгах взлететь выше рыночной.

Нужно также четко знать целевое назначение земли и доступность коммуникаций. Может всплыть масса незапланированных расходов, и подключение электричества и газа обойдется дороже участка с коммуникациями по рыночной цене.

«Мой знакомый нашел и сформировал участок в Московской области, возле леса, затем выиграл торги, — рассказывает читатель «Газеты.Ru» Владимир. — Но в итоге газ подключить не удалось — так уже несколько лет и стоит только летний дом, зимой греть электричеством слишком дорого».

Взять в аренду

Этот способ похож на предыдущий, но участок формировать не надо.

С 1 марта 2015 года в Земельном кодексе появились статьи (39.5 и 39.10), которые позволяют использовать государственные или муниципальные участки бесплатно.

Землю дают для ведения хозяйства или строительство дома. Через пять лет, если сотки использовались по назначению, их можно получить в собственность.

Стать владельцем участка также можно, если шесть лет работать по определенным специальностям. Список таких профессий каждый субъект определяет сам. Например, в Крыму это врачи, учителя, фермеры, актеры и многие другие. Чтобы получить землю по месту работы, гражданин обязан трудиться по этой специальности в течение всего срока до оформления участка в собственность, отмечает партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко.

«Осенью прошлого года житель поселка Горный Щит (Свердловская область), владеющий участком в семь соток, обратил внимание, что по соседству находится бесхозный участок. Оказалось, что это участок под ИЖС и находится в собственности муниципалитета. Руководству муниципального образования отправили письмо с просьбой взять землю в аренду для строительства жилья. Состоялись торги, после чего на участке построили дом и оформили его в собственность. С учетом всех затрат на торги и аренду итоговая стоимость участка составила около 180 тыс. руб., в то время как его рыночная цена — больше миллиона», — рассказывает замдиректора «Екатеринбургской Земельной Компании» Владимир Загородников.

Получить льготу

Получить бесплатную землю могут льготники, отмечают юристы. Семьи, где больше трех несовершеннолетних детей, могут претендовать на участок СНТ или ИЖС, в среднем до 15 соток, хотя в разных регионах эта цифра отличается. Землю могут давать и другим категориям граждан, например инвалидам, военным или детям-сиротам, — это каждый регион России решает сам.

Однако получение участка — процесс непростой, может понадобиться огромное количество бумажек, а также времени — на то, чтобы отсидеть в очередях.

Кстати, в Госдуму год назад был внесен законопроект «О родовых поместьях», согласно которому гражданам может предоставляться не меньше гектара земли безвозмездно и с правом пожизненного наследования. Однако до сих пор он так и не был принят.

Под арендой земли понимают передачу одним лицом (арендодателем) права на пользование земельным участком другому лицу (арендатору) при соблюдении следующих условий:

  • срочность передачи прав то есть ее ограниченность определенным сроком времени;
  • возмездность арендатор передает арендодателю арендную плату по взаимному соглашению;
  • возвратность по окончании срока аренды все права на участок возвращаются арендодателю.

Использование арендатором земель, передаваемых в аренду, возможно лишь в соответствии с их категорией и целевым назначением, например:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • строительство и реконструкция зданий и сооружений;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • сельскохозяйственные цели;
  • организация мест массового отдыха и другие виды назначения.

Table of Contents

Как взять землю в аренду.

Если Вы, как будущий арендатор, задумались, как взять участок земли в аренду, – эта статья поможет разобраться, какие этапы для этого необходимо пройти.

Первое, что надо сделать сформулировать цели аренды земли, что позволит конкретизировать требования к расположению, площади и иным особенностям участка. Также следует изучить правовую базу.

Правовое регулирование аренды земли осуществляют Земельный и Гражданский кодексы РФ, в частности:

  • статьи 606-620 ГК РФ, содержащие общие положения об аренде;
  • статья 22 ЗК РФ Аренда земельных участков;
  • статьи 39.6 – 39.8 и 39.11-39.14 ЗК РФ о предоставлении в аренду государственных или муниципальных земель;
  • статья 46 ЗК РФ «Основания прекращения аренды земельного участка» и другие нормативно-правовые акты.

Отношения между арендатором и арендодателем могут регулироваться и другими нормативными актами, такими как Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ. Нормы об аренде участков могут содержаться и в положениях местного законодательства: так, например, при аренде земли в Москве надо учитывать нормы Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 О землепользовании в городе Москве.

После того, как потенциальный арендатор ознакомился с законодательной базой, он предпринимает следующие шаги:

  • запрашивает у уполномоченных органов, например, в Росреестре или МФЦ, сведения о подходящих под его требования свободных земельных участках;
  • проверяет правовой статус земель найденного участка по данным Росреестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), а также проверяет данные об объекте недвижимости через выписку из ЕГРН (до 2017 года информация об участке была указана в кадастровом паспорте);
  • уточняет с помощью публичной кадастровой карты кадастровый номер и размер участка, а также данные его владельца;
  • проверяет, нет ли каких-либо ограничений на использование или аренду земельного участка, определенных законом, договором или вынесенным судебным решением (такими ограничениями могут быть ипотека, сервитут, арест участка);
  • по согласованию с владельцем земли заключает договор аренды земельного участка на нужный срок (в случае аренды земли у государства, как правило, проводится аукцион).

Договор аренды земельного участка.

Договор аренды земельного участка представляет собой разновидность договора аренды. В его тексте обязательно должны быть указаны:

  • стороны (субъекты) договора: арендодатель и арендатор;
  • предмет договора: земельный участок с указанием его категории и целевого назначения;
  • обязательства сторон;
  • величина арендной платы (если земельный участок находится в публичной собственности, то размер платы определяется на торгах и (или) в соответствии с нормативным актом органа государственной власти или местного самоуправления);
  • срок, на который заключается договор;
  • меры ответственности сторон;
  • иные условия договора, которые стороны считают существенными.

Для составления договора удобно использовать бланк договора аренды земельного участка.

Виды аренды земельных участков.

Выделяют несколько видов аренды земли. Так, в зависимости от срока действия договора аренда может быть:

  • краткосрочной ее срок не превышает 3-5 лет;
  • долгосрочной срок аренды от 5 лет и дольше (может доходить до 49 лет).

В случае, если срок аренды в договоре не определен, он рассчитывается из максимально допустимого и установленного законом срока для данной категории земель или данного вида аренды.

В зависимости от принадлежности земель, можно арендовать участок, находящийся:

  • в частной собственности, если он принадлежит физическому или юридическому лицу;
  • в публичной собственности, если это государственные или муниципальные земли.

По цели использования участка различают аренду:

  • земель сельхозназначения;
  • земель населенных пунктов и территорий, отведенных для целей индивидуального жилищного строительства;
  • земель лесного фонда;
  • промышленных территорий и другие виды аренды.

Выделяют также первичную и вторичную аренду (субаренду). Суть субаренды состоит в передаче арендатором полученного участка целиком или по частям третьему лицу или лицам в последующую аренду. Она возможна, если в договоре нет прямого запрета на сдачу арендатором этого же участка уже в качестве субарендодателя. Как правило, в субаренду отдаются земли при долгосрочной первичной аренде. Если аренда краткосрочная, то для субаренды требуется прямое разрешение арендодателя.

Ограничение аренды для земельных участков.

Право аренды земельных участков ограничивается по разным основаниям.

  • Субъект договора. Не каждый участник хозяйственного оборота может выступать в роли арендодателя или арендатора данного участка.
  • Предмет аренды. Некоторые земли могут быть полностью изъяты из оборота или иметь ограниченную оборотоспособность. Например, к ним относятся особо охраняемые территории и объекты, земли обороны, безопасности.
  • Срок аренды. Например, договор аренды земельного участка, предназначенного для сенокошения и выпаса скота, заключается на срок до трех лет.
  • Использование земельного участка. По закону оно должно осуществляться в соответствии с целевым назначением участка и способами, которые не наносят вред окружающей среде. Например, если земли передаются по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, то возведение на них жилых домов будет грубым нарушением договора и приведет к его расторжению.

Наиболее общие ограничения для использования арендованных земельных участков связаны с охраной окружающей среды, соблюдением границ санитарно-защитных зон.

Начало и завершение строительства на арендованном участке должно быть согласовано с соответствующими государственными и муниципальными органами.

Некоторые ограничения связаны с местоположением земельного участка и представляют собой запрет на те или иные действия, затрагивающие интересы третьих лиц. Речь идет, к примеру, о сервитуте, при котором арендатор обязан использовать часть арендуемой территории в интересах третьих лиц, гарантируя их свободный проход или проезд, прокладку или обслуживание инженерных сетей и т. д.

Кроме того, государственные и муниципальные органы могут резервировать территории для нужд расширения поселений или размещения важных стратегических объектов. В этом случае владельцам и арендаторам может быть предложено освободить занимаемые земельные участки.

Заключение договора аренды.

Договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, обычно составляется в простой письменной форме. Документ подписывается обеими сторонами сделки.

При аренде участка, который находится в публичной собственности, договор чаще всего заключается по итогам аукциона. Инициатором аукциона может быть государство, муниципальное образование или лицо, желающее стать арендатором.

Сдача участка в аренду без аукциона может привести к признанию договора аренды недействительным.

Аукцион не нужно проводить в случаях, которые оговариваются в законе, например, когда участок арендует:

  • собственник объекта незавершенного строительства с целью достроить его;
  • собственник здания на данном земельном участке;
  • лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории;
  • лицо, которому выдается участок взамен изъятого для государственных или муниципальных нужд участка.

Акт приема-передачи земельного участка.

Немалую роль играет приложение к договору аренды земли акт приема-передачи земельного участка. В нем рекомендуется не только описать расположение участка с его границами, но и детально охарактеризовать его состояние на момент передачи арендатору. Нередко в приложении стороны определяют условия устранения обнаруженных недостатков, например, удаления строительного мусора с территории.

Также в этот акт включают подробное описание передаваемого с участком имущества и документов. При возврате арендованных земель владельцу стороны вписывают в него перечень неотделимых улучшений, сделанных арендатором, а также прочие сведения о текущем состоянии участка.

Какие документы необходимы для регистрации договора аренды?

В случае, когда договор аренды заключается на срок более одного года, его необходимо зарегистрировать в государственных органах. Если арендуется лишь часть земельного участка, ранее не учтенная в ЕГРН, то можно поставить ее на кадастровый учет сразу при регистрации договора.

Для регистрации договора аренды земельного участка в Росреестре необходимо:

1. Оформить заявление.

2. Подготовить основные документы:

  • договор аренды земли в двух экземплярах (если документы отправляются почтой, то договор должен быть удостоверен нотариально);
  • документы, подтверждающие личность и полномочия лиц, подписавших договор – общегражданский паспорт, нотариально удостоверенная доверенность представителя организации или документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности;
  • прочие необходимые документы ( например, если участок находится в ипотеке, то нужно предоставить письменное согласие залогодержателя).

3. Уплатить госпошлину.
4. Подать заявление и документы на госрегистрацию лично, через почтовое отделение или в электронном виде.

Ряд документов Росреестр получает по межведомственным каналам:

  • документ об уплате госпошлины;
  • учредительные документы юридических лиц – участников договора;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документы о проведении торгов и их результатах.

Стороны договора по своей инициативе также могут их предоставить в Росреестр.

В каких случаях договор считается незаключенным?

Договор аренды земельного участка может быть признан незаключенным, если выяснится, что его стороны не достигли соглашения в надлежащей форме по всем существенным условиям договора.

  • Предмет договора не указаны данные, позволяющие точно определить участок земли, подлежащий передаче в аренду. Однако если арендатор принял участок без замечаний и пользовался им, то его заявление о незаключенности договора может быть признано недобросовестным.
  • Размер арендной платы.
  • Выкупная цена, если предполагалось, что арендатор участка имеет право его выкупить.

Если Вы решили заключить договор аренды, Вам следует учесть множество нюансов, начиная от поиска участка и проверки соответствия информации, содержащейся в документах, реальным характеристикам, до составления договора и заключения сделки с арендодателем. Для того, чтобы сделка была законна, а в результате ее заключения Вы могли использовать участок в своих целях, рекомендуется обращаться к профессиональным юристам.

Компания Максард специализируется на оказании юридических и оценочных услуг в сфере недвижимости. Наши специалисты имеют большой опыт работы и оказывают помощь в решении правовых казусов, в том числе представляя клиента в суде. Если у Вас есть вопросы по договору аренды земельного участка или возникла спорная ситуация, связанная с правоотношениями между арендатором и арендодателем свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на бесплатную консультацию на нашем сайте. Мы с радостью ответим на все интересующие вас вопросы.

Оставьте комментарий