Зоны сельскохозяйственного использования

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 2010 года N 14-5796-ГЕ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо Минэкономразвития России от 08.04.2010 N Д23-1219 об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (далее — письмо), полагает возможным отметить следующее.

I. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК):

1) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

2) земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами; требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
На основании статьи 27 ЗК оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон); образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется ЗК и Законом (за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями). Согласно статье 79 ЗК сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом.
В соответствии со статьей 1 Закона оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Согласно статье 13 Закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Закона.
Согласно статье 6 Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Кроме того, указанная статья предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (например, использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки) определяются в соответствии с ЗК.
Кроме того, Законом установлено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» или «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства», «для дачного строительства» приведет к тому, что соответствующий земельный участок «выводится» из-под действия Закона (статья 27 ЗК, статья 1 Закона — действие Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями) и, следовательно, на оборот такого земельного участка не распространяются ограничения, установленные Законом.
В соответствии со статьей 81 ЗК порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам (их объединениям) помимо ЗК регламентируется:
Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в случае ведения крестьянского (фермерского) хозяйства);
Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в случае ведения личного подсобного хозяйства);
Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в случае ведения садоводства, огородничества и дачного строительства);
Законом (в случае предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота).
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются и приобретаются для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. При этом оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков на которых расположены здания, строения сооружения) регулируется Законом.
В соответствии с Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предоставляются гражданам из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий. Ведение садоводства, огородничества и дачного строительства предусматривает возможность использования земельных участков для выращивания сельскохозяйственных культур и картофеля; для отдыха; для возведения жилого строения (капитального или некапитального, как с правом, так и без права регистрации проживания в нем) и хозяйственных строений и сооружений (в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
На основании Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Учитывая изложенное, представляется, что изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения возможно только в рамках соответствующего федерального закона. То есть изменение вида разрешенного земельного участка сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями) должно осуществляться в пределах видов разрешенного использования, установленных Законом. В настоящее время для сельскохозяйственных угодий законодательством (Законом) не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства».
Таким образом, полагаем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на «для дачного строительства» возможно в отношении земельных участков, предоставленных и используемых гражданами в соответствии с Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом указанные граждане должны являться членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
О возможности применения к рассматриваемым отношениям положений статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ГрК) полагаем возможным отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о введении в действие ГрК до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК) порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии со статьей 4 ГрК законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Согласно статье 1 ГрК градостроительный регламент — это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании статьи 31 ГрК подготовка проекта правил землепользования и застройки (которые включают в себя в том числе градостроительные регламенты) может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов; применительно к межселенным территориям (территории, находящейся вне границ поселений) подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
Земли сельскохозяйственного назначения (в отличие от земель сельскохозяйственного использования) представляют собой земли, находящиеся за границами населенного пункта (статья 77 ЗК).
Таким образом, представляется, что в отношении сельскохозяйственных угодий, предназначенных для сельскохозяйственного производства (не для размещения зданий, строений, сооружений), речь может идти о территориальном планировании, а не об утверждении правил землепользования и застройки (градостроительном зонировании).
В соответствии с ГрК разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, часть 2 и часть 6 статьи 30 ГрК). При этом в соответствии с частями 6, 7 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, судебная практика свидетельствует о том, что суды, рассматривая дела об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, придерживаются позиции о неправомерности изменения в рассматриваемых случаях вида разрешенного использования земельных участков:
определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2009 N ВАС-14403/09 по делу А13-12443/2008 отказ в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) (изменение назначения земельного участка) признан обоснованным в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий;
определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2009 N ВАС-7096/09 по делу N А13-3769/2008 отказ главы администрации органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка признан правомерным, так как спорный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, подлежит особой охране, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий;
определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2009 N ВАС-15182/09 по делу N А41-22733/08 отказ органа кадастрового учета во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка признан обоснованным, так как спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и был предоставлен заявителю «для сельскохозяйственного производства»;
постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2009 по делу N А13-1816/2009 постановление главы сельского поселения об отмене ранее принятого постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков «для сельскохозяйственных целей» на вид «для ведения дачного хозяйства с правом возведения жилого дома» признано действительным, поскольку изменение вида разрешенного использования участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в состав которых входят данные участки, противоречит закону;
определением Кировского областного суда от 17.12.2009 отказ во внесении изменений в ЕГРП признан правомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства».
Кроме того, при рассмотрении по поручению Минэкономразвития России от 10.02.2010 N 511-ПГ обращения Скопина В.В. (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 08.02.2010 N П9-3882) Управлением Росреестра по Кировской области была представлена информация, согласно которой в отношении распоряжений глав сельских администраций об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения выносятся протесты прокурора, в которых указывается на незаконность данных распоряжений, и такие распоряжения отменяются районными администрациями.

II. Как следует из второй части письма, в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) этих сведений в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации).
При этом, по мнению Миэкономразвития России, если указанные сведения не были внесены в ходе информационного взаимодействия, урегулированного Порядком взаимного предоставления в электронном виде сведений об объектах недвижимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, и сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной регистрационной службы, утвержденного приказом Роснедвижимости и Росрегистрации от 09.12.2008 N П/0535/234 (далее — Порядок), такие сведения могут быть внесены в ЕГРП на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка в порядке, установленном статьей 21 Закона о регистрации (исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав).
Полагаем возможным не согласиться с выводом Минэкономразвития России в связи со следующим.
Информационный обмен между территориальными органами в сфере кадастрового учета и территориальными органами в сфере государственной регистрации прав осуществляется на региональном уровне (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктами 5, 5.1, 5.2, 5.3 Порядка территориальные органы в сфере кадастрового учета передают в территориальные органы в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков следующие сведения:
— кадастровый номер, дата внесения данного кадастрового номера в ГКН;
— предыдущий(ие) кадастровый(ые) номер(а);
— наименование земельного участка;
— адрес или при отсутствии такого адреса описание местоположения;
— категория земель;
— разрешенное использование;
— площадь;
— сведения о части земельного участка, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок (при наличии данных в ГКН).
По зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства:
— кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН;
— ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный) или условный номер;
— кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект учета;
— наименование объекта учета;
— вид объекта учета (здание, сооружение, объект незавершенного строительства);
— назначение объекта учета;
— адрес или при отсутствии такого адреса описание местоположения;
— литера объекта учета;
— этажность, в том числе подземная;
— сведения о части объекта учета, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект учета;
— сведения о прекращении существования объекта учета, если объект учета прекратил существование.
По помещениям:
— кадастровый номер помещения и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН;
— ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный) или условный номер;
— кадастровый номер здания, сооружения, в котором находится помещение (при его наличии);
— кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната (при наличии);
— вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
— назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение);
— адрес или при отсутствии такого адреса описание местоположения;
— номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности);
— номер помещения на поэтажном плане, если нет никаких других номеров, кроме номеров на поэтажном плане здания или сооружения;
— общая площадь помещения;
— сведения о части помещения, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на все помещение;
— сведения о прекращении существования помещения, если помещение прекратило существование.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона о регистрации до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества; если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, подраздел I ЕГРП содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
В этой связи в случае, если по каким-либо причинам (в том числе технического характера) указанные сведения не были внесены в ЕГРП посредством информационного взаимодействия, на наш взгляд, такие сведения могут быть внесены в ЕГРП на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества (его представителя) и прилагаемого кадастрового паспорта (выписки) такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения об объекте недвижимого имущества.
Учитывая, что в соответствии с Законом о регистрации проверка юридической силы правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при этом органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, представляется, что внесение в ЕГРП изменений на основании сведений ГКН, основанных на документах, не соответствующих требованиям действующего законодательства, не отвечает задачам и принципам государственной регистрации прав. Положения статьи 18 Закона о регистрации, предусматривающие, что, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре, полагаем, могут быть применены не во всех случаях, связанных с изменением характеристик объекта недвижимости.
Представляется, что, если изменение характеристик объекта связано с соблюдением определенных процедур, предусмотренных законодательством (например, реконструкция объекта недвижимости, перевод жилого помещения в нежилое, изменение категории или вида разрешенного использования земельного участка), внесение изменений в ЕГРП должно осуществляться на основании соответствующих документов после проведения правовой экспертизы. При этом перечень сведений, подлежащих внесению в ЕГРП только на основании сведений ГКН, должен быть установлен соответствующим нормативным правовым актом. Полагаем, что порядок внесения изменений в ЕГРП в соответствии со статьей 18 Закона о регистрации следует предусмотреть в разрабатываемых правилах ведения ЕГРП.
Положения статьи 21 Закона о регистрации, устанавливающей порядок исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав, не могут быть применены, так как техническая ошибка, допущенная при государственной регистрации прав, предполагает ошибочное внесение в ЕГРП сведений, отличных от сведений правоустанавливающих документов, иных документов, представленных на государственную регистрацию. В иных случаях, в частности, когда речь идет о последующих (после проведения государственной регистрации) изменениях характеристик объекта недвижимого имущества, в ЕГРП следует вносить соответствующие изменения в установленном Законом о регистрации порядке.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также с целью установления единообразной практики применения норм действующего законодательства просим дополнительно рассмотреть и согласовать вышеизложенную позицию Росреестра по обозначенному вопросу.

Заместитель руководителя
Г.Ю.Елизарова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

действует Редакция от 10.06.1999 Подробная информация

Наименование документ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ. МДС 30-1.99» (утв. Протоколом Госстроя РФ от 10.06.99 N 01-НС-15/7)
Вид документа методические рекомендации, протокол, требования
Принявший орган госстрой рф
Номер документа МДС 30-1.99
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 10.06.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • ГУП ЦПП, 1999
Навигатор Примечания

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ. МДС 30-1.99» (утв. Протоколом Госстроя РФ от 10.06.99 N 01-НС-15/7)

Зоны сельскохозяйственного использования

С-1. Зона сельскохозяйственного использования

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий и поселений, а также разработанной на их основе землеустроительной документацией (территориальным планированием использования земель).

Разрешенные «по праву застройки» виды использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, залежи), лесополосы, внутрихозяйственные дороги, коммуникации, леса, многолетние насаждения, болота, замкнутые водоемы, здания, строения, сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства, в том числе сельскохозяйственные предприятия, опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей.

Неосновные и сопутствующие виды использования: инженерные коммуникации и транспортные сооружения, устройства; земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота), а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства.

Условно разрешенные виды использования (требующие специального согласования): карьеры, перерабатывающие предприятия, склады, рынки, магазины, стоянки транспортных средств (терминалы), превышающие разрешенные размеры; почтовые отделения, телефон, телеграф; временные сооружения мелкорозничной торговли и другие сооружения.

С-2. Зона сельскохозяйственного использования (резерв для застройки)

Разрешенные «по праву застройки», неосновные и сопутствующие, а также условно разрешенные виды использования (требующие специального разрешения) устанавливаются согласно градостроительным регламентам соответствующих территориальных зон, установленных утвержденной градостроительной документацией и правилами застройки.

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
от 29 мая 2017 г. № 14-06641-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марьяш И.Е. от 21.03.2017 № МИЕ-4/126 относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК):

применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);

изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);

решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5).

В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.

При этом относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «Сенокос» на «Садоводство» также полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее — Классификатор), внесены изменения, в связи с чем с 03.11.2015 Классификатор предусматривает в том числе такие виды разрешенного использования, как:

код 1.5 — «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;

код 13.2 — «Ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Учитывая, что согласно Классификатору вид разрешенного использования «Садоводство» (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» (код 1.0), полагаем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с «Сенокос» на «Садоводство», как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка, возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности, установленный кодом 1.5, и это прямо следует из документов, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Что такое категории земель и виды разрешенного использования

Содержание

Изменение вида разрешенного использования (ВРИ)

В 2015 году МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе.

Как узнать вид разрешенного использования по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать вид разрешенного использования быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 350 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

На какой вид разрешенного использования можно изменить существующий

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

Как изменить вид разрешенного использования под ИЖС на коммерческий

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  1. Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  2. Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  3. Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

Как изменить вид разрешенного использования под ЛПХ и СНТ на ИЖС

Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из ЛПХ или СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже.

В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества или садоводства на ИЖС, придется довольствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дом и регистрировать его по дачной амнистии.

Обратите внимание, что изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после перевода из аренды в собственность.

Как изменить вид разрешенного использования с ИЖС на многоквартирный

Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.

Документы нужны следующие:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
  3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
  4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
  5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
  6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  7. сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

Можно ли оформить индивидуальный жилой дом земельном участке для комплексного жилищного строительства (КЖС)

КЖС — это комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Оформить жилой дом на арендуемом ЗУ с РВИ КЖС возможно лишь с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в форме комплексного освоения при условии реализации всех обязательств первоначального застройщика, в том числе по подготовке документации по планировке территории и выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка (массива), ранее предоставленного застройщику для комплексного освоения, имеют такой же вид разрешенного использования – комплексное освоение в целях жилищного строительства. Это значит, что индивидуальная жилищная застройка таких участков гражданами недопустима.

В случае, если ваш земельный участок находится в пределах массива где утвержден проект планировки территории, а также по правилам землепользования и застройки вашего городского округа находится в территориальной зоне жилищного строительства предусматривающей РВИ ИЖС, тогда вариант с изменением РВИ с КЖС на ИЖС возможен с согласия собственника участка т.е. администрации путем подачи соответствующего заявления в МФЦ.

Как изменить вид разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения

К примеру, вы хотите купить земельный участок сельскохозяйственного назначения с ВРИ — для сельскохозяйственного производства, а потом изменить ВРИ на ведение садоводства или дачное строительство, организовать СНТ и распилить участок на более мелкие участки для членов товарищества. Реально ли изменить ВРИ у такого земельного участка?

Согласно положений п.1 ст. 78 ЗК РФ — земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), далее по тексту данной статьи — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, ГРАЖДАНАМИ, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

В п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, изменить ВРИ земельного участка с целевым назначением СХ реально, однако, не зная всех аспектов вашей ситуации точного порядка действий вам дать к сожалению не смогу. Скажу лишь, что после приобретения такого земельного участка для реализации вашей задумки будет необходимо подготовить генеральный план вашего СНТ, после чего уже производить межевание и организацию проездов.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в аренде

Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.

Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.

С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

Обратите внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.

Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

Изменение целевого назначения (ЦН)

Сразу предупрежу, что нельзя изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

Как изменить земли сельхозназначения на земли населенных пунктов

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

Как изменить земли лесного фонда на земли промышленности

Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В статье 11 Закона дается исчерпывающий перечень оснований изменения целевого назначения земель лесного фонда, а также определяются условия, при которых эти основания могут быть реализованы.

Как изменить рекреационные земли на земли населенных пунктов

Изменение рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные особо охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.

Выводы

  1. Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
  2. Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
  3. Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
  4. После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.

Оставьте комментарий