Деревянные кружева

Все свои поделки режу из березы, так как в наших краях это наиболее доступный и подходящий для резьбы материал. На местной пилораме березу пилят редко, но заказать можно всегда, тем более, что владелец её мой хороший знакомый. А вот другие породы дерева или менее подходят для резьбы, или достать трудно, поэтому я очень удивился, когда во время последнего посещения предприятия хозяин, проводя меня по цеху и складам для выбора нужных мне пиломатериалов, показал хранящиеся у него отдельно несколько досок лиственницы. Где добыл лиственницу, он и сам уже не помнит, но хранится она уже у него давно. Доска не очень широкая, всего сантиметров около 30 в комле.
Лиственница у нас в лесах не встречается, а растет только возле домов в поселке, где её специально сажали в декоративных целях, поэтому я имел очень смутные представления, что это за древесина, и как с ней работать, но для пробы взял одну шестиметровую доску-пятидесятку. Доску мне тут же, как и другой весь материал, пропустили через фуганок, так что самому уже и строгать не придется.
Захотелось сразу же попробовать поработать с резцом, тем более, что доска уже хорошо просушена.
Сначала рассмотрел хорошенько доску и только потом распилил её на три неравные части. Неравные потому, что резы сделал по сучкам, которых, как оказалось у лиственницы бесчисленное множество.
Выбрать участок без без сучков для какой-то более-менее крупной поделки проблематично (см. верхний снимок). В некоторых местах сучки вообще расположены один возле другого. Именно поэтому я решил попробовать для начала сделать какие-то резные поделки маленькими по размеру. Кроме того, в древесине много скрытых микротрещин, которые могут быть скрыты на поверхности доски или с торца заготовки и вдруг совершенно неожиданно открываются внутри. Впрочем, и сучки тоже могут быть не видны снаружи, но потом обнаруживаются, когда уже начинаешь углубляться в заготовку резцом. Так меня получилось, к примеру, когда захотел сделать большую деревянную ложку: ровная, красивая по структуре заготовка оказалась с «браком» — сучок проявился тогда, когда я уже углубился на три сантиметра вглубь. Тонкий, черный, как ржавый гвоздь. И заканчивался он в 3 мм от нижней стороны доски, поэтому пришлось отказаться от изготовления ложки и заготовку использовать для чего-то другого. (Хочу сделать из неё рамку для зеркальца с рукояткой, тем более, что форма уже почти готова. Если «дойдут руки» и сделаю, то потом покажу, что получилось).
А пока что сделал ложку размером с обычную, но мне показалось, что для такого рисунка подойдет «тяжелая» форма с толстой рукояткой.
Рисунок древесины у лиственницы очень красивый благодаря резкому отличию цветов годичных слоев. Их красновато-бурые и коричневатые более узкие полоски чередуются с различными по ширине светлыми или даже слегка желтоватыми более широкими полосами. Такой причудливой по форме рисунок бывает и у сосны, но там переходы не столь резкие. Ложку ничем не покрывал, только отшлифовал мелкой наждачкой. Читал, что древесина у лиственницы очень стойкая к воде (сваи даже из неё делают), поэтому нет необходимости в каком-либо защитном покрытии. Впрочем, это моя первая пробная работа с лиственницей.
Это лопатка для посуды с антипригарным покрытием. Думаю, что она тоже должна послужить подольше, чем из березы.
Древесина у лиственницы очень твердая. Я даже затупил сразу один из своих резцов-косяков, металл которого не был рассчитан на работу с таким твердым деревом. Его лезвие просто замялось, как будто я пытался резать сталь. Пришлось воспользоваться своим самодельным резцом, сделанным из ножа от электрического деревообрабатывающего станка. Он не затупился сразу, металл резал древесину, но тоже с трудом. Причем, светлые участки древесину оказались более мягкими, а темные полосы намного тверже, поэтому при резьбе лезвие продвигается вперед рывками, а не плавно. Резец тоже приходится править гораздо чаще, чем при работе с березой.
Другая моя резная поделка из лиственницы — брелок для ключей в виде рыбки. Я таких «рыбных» брелочков уже понаделал целую кучу из березы, а теперь вот решил опробовать и лиственницу. В отличие от березы тонких деталей резцом здесь не сделать, так как древесина начинает крошиться по слоям, поэтому эта «рыбка» только слегка напоминает своих живых прообразов по форме. Фото неплохо передает оттенки древесины — от светлого до розоватого в светлых полосках и от желтого до коричневатого — в темных. Брелок отшлифован и покрыт воском. Получился очень гладким, приятным на ощупь.
Простенькие брелочки для ключей тоже из лиственницы получаются очень даже красивыми благодаря такому богатому узору годичных колец древесины. Тут нет необходимости что-то вырезать или выжигать; сама текстура дерева радует глаз. Причем, брелочки такие из лиственницы гораздо прочнее получаются, чем из березы и, уж тем более, из ольхи. Я пробовал делать подобные из этих видов древесины, так на ольхе даже от ногтя руки, если нажать на брелок посильнее, остается вмятина. Здесь же никаких царапин не остается. Все брелочки покрыты тонким слоем воска, который втирается в древесину кусочком войлока.
Маленькая круглая шкатулочка под украшения из лиственницы.
Размер — 5 см в диаметре, высота 4,5 см. Здесь отлично видны те самые чередующиеся полоски годичных слоев.
Вырезал её вручную, без токарного станка, только углубление выбрал с помощью сверла Форстнера. Сверло на малых оборотах берет древесину лиственницы хорошо, но «вязнет» немного, когда забивается стружкой, которая выходит очень неравномерно. На больших оборотах сверлильного станка древесина начинает сразу подгорать.
Цвет шкатулки оставил натуральным, только сделал вощение после шлифовки. При этом местами древесина в светлых местах принимает слегка зеленоватый оттенок.
Ну, и пока что последняя моя поделка из лиственницы — это рамочка под фотографию. Очень красивы разводы текстуры древесины. Думаю, что в качестве фотографии сюда хорошо подойдет какой-нибудь морской или речной пейзаж.
Рамочка маленькая, так как более длинные рейки без единого сучка выкроить трудно; пришлось бы много материала пускать на отходы.
Здесь я решил попробовать слегка затонировать материал морилкой (цвет «Клён»), чтобы посмотреть что из этого получится. Лиственница прекрасно шлифуется, становится после обработки мелкой наждачкой очень гладкой, как отполированной. Сделал ещё вощение и рамочка заблестела.
Делаю для себя вывод: с лиственницей работать интересно, но какой-то резной узор вырезать на ней сложно, поэтому пока буду продолжать мастерить из неё какие-то мелкие поделки, которые будут радовать глаз своим интересным рисунком самой древесины, а не резьбой на ней.
В первоочередных планах сделать овальную шкатулочку наподобие тех, что делал из березы, но только без геометрической резьбы, а гладкую.
Разделаюсь с накопившимися заказами и тогда попробую ещё поработать с лиственницей на своем токарном станке. Мне интересно, как она при этом будет обрабатываться.
А хозяина пилорамы хочу на всякий случай попросить оставить для меня ещё одну досочку из лиственницы, так как работать с нею мне понравилось, хотя это и гораздо труднее, чем с березой.

ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕНЗЫ

«Остановись на бегу и посмотри, как распускается ветка вишни».

Конфуций.

«Прошлое – это локомотив, который тянет за собой будущее…

Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло»

Виктор Пелевин. «Желтая стрела».

Гладкова, 24

Мы бежим по жизни, думая, как бы успеть на работу, выполнить ее, успеть забежать вечером в магазин и что-то приготовить. И вот мы ложимся спать, а завтра нас ждет такой же день. Так пролетают дни. Однако же, как говорит Пауло Коэльо в своей книге «Алхимик» — секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке.
Кому-то эта тема может показаться неинтересной. Недаром в Сети к фотографиям деревянного кружева Пензы имеются такие заглавия как «развалины». Тех же, кто неравнодушен к наследию (историческому, архитектурному, культурному), я приглашаю на прогулку.
На первых трех фотографиях — один из лучших образцов богатого деревянного декора г. Пензы — Дом № 24 по Гладкова.
Согласно Своду памятников истории и культуры Пензенской области дом описывается так: «Деревянный, одноэтажный дом-шестистенок с двускатной крышей. Выходит на красную линию улицы трехоконным торцом, который завершен треугольным фронтоном с широкой резной доской и подзорами. Резное убранство отличается выразительным композиционным строен и сложностью рисунка. Центральное окно представляет собой своеобразный портал, завершающийся щипцовым фронтончиком. В боковых оконных проемах круглые полуфронтончики поддерживают резные пилястры.В верхней и нижней частях окно украшено прямоугольными филенками, заполненными сложным растительным орнаментом».
У дома № 24 по улице Гладкова был близнец, располагавшийся на улице Малая Кочетовка (ныне — в районе пересечение Плеханова и Пушкина).
Городская усадьба конца XIX начала XX века (Куйбышева,24).
Она включала в себя главный дом, стоящий торцов в ряду застройки улицы и дворовые флигели. Главный дом деревянный, рубленный в обло, двухэтажный на каменном полуподвале. Образованный двускатной кровлей высокий щипец с резными подзорами, полотенцем и крестовиной – зашит досками с резьбой. Окна второго этажа с прорезью очелий и точеными стойками выделяют эту часть здания. Планировка, пропорции здания, расположение формы резьбы свидетельствуют об использовании проекта из Атласа, изданного в 1851 году Главный управление путей сообщения и публичных заведений.
Куйбышева, 24б.
Флигель начала XIX века одноэтажный, деревянный, рубленный в обло, обшит тесом под вальмовой крышей. Главный фасадом выходит во двор. Вход выделен четырехгранным шатром со слуховым окном. С южной стороны самая большая комната, выделена на фасаде строенным окном, под фронтоном с двойной крестовиной. Является примером архитектуры модерна.
Чкалова,17
Специалисты-исследователи неоднократно отмечали наличие в Пензе собственной, своеобразной школы деревянного зодчества. По их мнению, лучшие пензенские образцы не уступают, а иногда и превосходят многие деревянные постройки в городах Среднего Поволжья.
Чкалова, 13а
Чкалова,13а
Сейчас мы усердно готовимся к юбилею — 350-летию Пензы, а в это время подлинные свидетельства жизни города один за другим гибнут под вычурными новостройками.
Чкалова, 5
Чкалова, 84
Куйбышева
Лермонтова, 20
Лермонтова, 13
Набережная реки Мойки, 26
Улица Водопьянова.
Уже около 30 лет архитектор Сергей Еремеев изучает, фотографирует, обмеряет лучшие образцы деревянного зодчества, примеры деревянной резьбы, по которым складывается общая картина: «В конце XIX в. – начале XX в. в Пензе появились целые кварталы деревянных особняков в центральной части и в окрестностях города. Строились они, как правило, в два и даже три этажа с причудливыми башенками, пристройками, открытыми террасами, лестницами…
Гоголя, 33
Куйбышева, 7б (напротив Введенской церкви)
…На архитектурно-декоративное оформление этих домов большое влияние оказал господствующий в этот период стиль модерн, в котором были выполнены строгие фасады, лишенные декоративного оформления домовой резьбы. Таков, например, фасад на ул. Володарского, 9…
Старое здание по ул. Володарского, 9 (ныне отреставрировано).
…Несмотря на влияние каменной классической архитектуры, народные мастера создавали на фасадах домов удивительные своеобразные декоративные композиции, которые не поддаются никаким стилевым направлениям и характеристикам: дверь дома на ул. Чкалова, 14, оконные наличники на ул. Луначарского, 21 и ул. Пушкина, 23…
Чкалова, 14
…В самостоятельную группу можно отнести деревянные дома с крышами-надстройками: парапетами, башенками, теремками. Архитектурные композиции этих домов восходят к традиции оформления древнерусских хоромов…
Ключевского, 3 (сгорел в 1980-х гг.). Фото А.И. Дворжанского.
…Большое распространение в городе получили дома с мезонинами, как, например, на ул. М. Горького, 12″.
М. Горького, 12

Деревянная Пенза. Часть первая.
Деревянная Пенза. Часть вторая.
Все это лишь единичные примеры, которых с каждым годом становится все меньше. Уже не вернуть многие красивейшие дома на ул. Куйбышева, Замойского, Ключевского, Боевой горе, в Гоголевском переулке, разрушенные просто от бездумного отношения к собственному наследию.
Богданова, 26
Куйбышева площадь.
Гоголя, 36
Гоголя, 37
К началу XX века застройка улицы представляла собой множество крепких деревянных частных домов, многие из которых отличались искусными резными украшениями фасада. Учитывая этот факт, а также изолированность территории вокруг церкви, окруженной с двух сторон крутым склоном, от остальной части города, в 1970-х годах пензенский архитектор Сергей Николаевич Еремеев предложил организовать здесь архитектурно-этнографический музей под открытым небом, посвященный деревянной архитектуре Пензы. А.Е. Щербаков, бывший тогда председателем горисполкома, идею одобрил, и был даже разработан проект музея-заповедника.
Ключевского, 8
В 1979 г. было принято решение Пензенского облисполкома о сохранении и использовании лучших образцов деревянного зодчества в Пензе и области. Тогда планировали организовать музей народной архитектуры, этнографии и прикладного искусства в районе ул. Салтыкова-Щедрина, Земского и Гоголевского переулка. Композиционным центром музея стала бы Спасо-Преображенская церковь.
Рядом со Спасо-Преображенской церковью.
Последующим решением горисполкома утвердили перечень деревянных домов, подлежащих полному переносу в район проектируемого музея, а также домов, которые должны быть сохранены на своих местах и органично включены в современную застройку. Речь шла о тех постройках, которые могли попасть под бульдозер в связи с начавшейся реконструкцией центральной части города.
Плюсы такого музея под открытым небом, по мнению Сергея Еремеева, очевидны: «Памятник, переведенный в музей, оказывается в обстановке, гарантирующей ему полную неприкосновенность и дальнейшее существование.
Перевозка памятника в музей и связанная с ней полная его разборка создает очень благоприятные предпосылки для наиболее совершенной и полноценной реставрации. Кроме того, такие дома находятся в орбите постоянного технического надзора и пожарной охраны.
Подобные комплексы уже созданы и действуют в некоторых городах страны и за рубежом: в Нижнем Новгороде, Костроме, Кижах, Таллинне, Риге, Стокгольме, Копенгагене, Хельсинки».
Ключевского, 5
Ключевского, 14
Ключевского, 11
В 1980-е годы создать музей не получилось: не хватило времени и средств. Но благодаря решениям властей сохранились некоторые образцы деревянного зодчества. Сейчас купившим эти дома вменяют охранную грамоту с последующей реконструкцией и сохранением исторического облика и декоративного убранства.
Ключевского, 17
Таким образом, в каком — то смысле у нас имеется музей под открытым небом, только судьба его висит на волоске.
Ключевского, 19
Конечно, многие дома являются, согласноПеречню, памятниками архитектуры.
Ключевского, 33
Ключевского, 25
Однако являются они таковыми, к сожалению, только на бумаге. У наших властей, видимо, свое видение реставрации памятников архитектуры. Взять хотя бы жилой дом № 11 по ул. Володарского. Это был небольшой деревянный дом с собственной индивидуальностью, присущей каждому другому деревянному дому.

Согласно Своду памятников истории и культуры Пензенской области — это «двухэтажное, деревянное, рубленное в обло, обшитое досками здание с кирпичным полуподвалом. Образовано двумя примыкающими объемами, по типу избы-пятистенки. Изолированные части дома имеют отдельные входы, но объединены резным декоративным убранством. Западная половина дома выступает четырехоконным ризалитом с фронтоном. Восточная в три окна — асимметрична. Вход в дом расположен в пристроенных с севера сенях. Резьба тимпана фронтона, который заполнен арочками, стилизованными павлинами и растительными побегами, соединяет элементы классицистические с излюбленными народными мотивами».
И вдруг на его месте началось возведение этого абсурдного строения (в рамках «реставрации»). Уже даже существуют предложения по сдаче его в аренду, как уже, естественно, нежилого.
Несколько иначе обстоит дело с домом № 9 по ул. Володарского, о котором говорилось раньше.
Володаского, 9
Этот некогда жилой дом (вторая половина XIX века) имел каменный цокольный этаж, и второй — деревянный. Над дворовым крылом дома срублен восьмерик — бельведер под низким шатром. Архаическая структура плана, на основе связей помещений через сени, коридоры и анфилады сочетается с классицистической композицией фасадов…Центральная част главного фасада выделена ризалитом , расчлененным пилястрами, и увенчанным треугольным фронтоном. Смещенной к северной части главного фасада вход отмечен крыльцом с чугунным навесом и двумя опорами. Верхний этаж занимали парадные комнаты, с большим залом, расположенным вдоль главного фасада. Сохранились лепные украшения потолков (сейчас утрачено), которые характеризуют местные интерпретации архитектурной стилистики второй половины XIX века (Свод памятников истории и культуры Пензенской области).
После революции в этом доме располагался Первый городской Родильный Дом им. Крупской.
Этот дом с несомненно богатым, красивым декором, повторяющим прежний облик строения, воспринимается все же как новодел.
Сохранился до наших дней и дом № 3, который мы можем разглядеть на этой фотографии.
Володарского, 3
Согласно Своду памятников истории и культуры Пензенской области дом №3 является памятником истории и архитектуры конца XIX начала XX века . Это жилой двухэтажный, деревянный дом, обшит тесом с каменным цокольным этажом. Окна с трапециевидным перемычками обрамлены накладными наличниками с шипцовым верхом, фронтон декорирован деревянной резьбой. Планировка и интерьеры не сохранились. В доме располагались: комитет партийной организации зарубежных интернационалистов — Международная группа РКП/б/ (1918-1921), Германский революционный и Австро-венгерский Советы солдатских и народных депутатов (1919), а также клуб им. К. Либхкнета, библиотека и общежитие интернационалистов (1920-1921).
Дом № 65 по улице Красной также подвергся реставрации. Реставрация этого дома, как и дома по ул. Володарского не может не радовать, но это единичный случай по сравнению со всем массивом деревянной архитектуры города.
Продолжим прогулку.

Музей Мейерхольда. Володарского, 69
Карла Маркса, 7
Красная, 79
Красная, 77
Калинина, 16
Широкое использование в декоре деревянной резьбы началось с 70-х гг. 19 в. В Пензенской области преимущественное распространение получила пропильная резьба геометрического и растительного характера. Своеобразие облику каждого дома придают наличники окон*.
Ключевского, 29
Ключевского, 33
Ключевского, 38
Ключевского, 40
Ключевского, 37
Пензенским мотивом можно считать наличник с накладной конструкцией в навершии, напоминающей скворечник, внутри которой помещается порой изображение птицы*.
Ключевского, 39
Другой важной деталью фасада является фронтон, который обрамляется снизу подзором (украшение в архитектуре — декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли. Отделяет сруб от чердака в древнерусской избе).
Ключевского, 43
Ключевского, 48
Ключевского, 50. Городская усадьба, расположенная на низкой стороне улицы. «С середины XIX века принадлежала врачу. Имела канализацию, отводившуюся к ручью Кашаевке. На участке расположены дом и каретный сарай. За ними находился сад и огород. Жилой дом торцом с тремя окнами стоит по линии застройки улицы. Одноэажный, деревянный, рубленный в обло, обшитый тесом, он перекрыт полувальмовой крышей. Карниз украшен сквозным подзором. Наличники окон с прямыми колонками. На крыше — тумбы, соединенные решеткой. Здание отличает сдержанность архитектурных форм. В доме передняя часть выделена под кабинет хозяина с комнатой ожидания. Задняя часть, обращенная во двор, была жилой…С запада к дому примыкали ворота. Каретный сарай расположен параллельно дому, деревянный, рубленный в обло, состоящий из четырех клетей».
Ключевского, 49
Ключевского, 57
Ключевского, 32
Улица Кураева (бывшая Нагорная).
Ключевского, 58
Ключевского, 59
Ключевского, 62. Дом, в котором жил в 1919-1920 гг. чехословацкий интернационалист С.А. Частек (1894-1920 гг). Здесь он заблел сыпным тифом и умер. Дом одноэтажный, деревянный, рубленный обло.Филенчатые угловые пилястры, карнизы и подзоры, тимпан фронтона, наличники окон, подоконные полотенца — все эти детали покрыты накладной и сквозной резьбой с элементами растительного и геометрического характера
Ключевского, 64
Ключевского, 66, 68 (Музей им. Ключевского).
Ключевского, 72
Ключевского, 76
В населенных пунктах Пензенской области декоративная резьба имеет свои отличительные особенности.
Так, в Бессоновке, например, особое внимание уделяется фронтону, отсутствие подзора (ажурные доски, окаймляющие свесы кровли) у которого компенсируется богатым фризом и заполнением всего тимпана (внутреннее треугольное поле фронтона) накладным кружевом растительного характера.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
Бессоновка.
А это пример деревянного зодчестве в селе Русский Камешкир (фото пользователя Obscured)
Однако вернемся в Пензу.
Суворова, 57
Суворова, 50а
Чехова, 13
Замойского, 3
Если еще улицу Ключевского можно назвать музеем-под-открытым-небом, то улица Урицкого, та, котору мы знали, исчезает со скоростью света. Все фотографии 2012 года. Посмотрите на эти дома, очень скоро мы их не увидим…

Урицкого, 49
Урицкого, 50
Урицкого, 41
Урицкого, 15
Улица Либерсона.
Либерсона, 10.
Либерсона, 8
Куйбышева, 15
Красная, 52
Говоря о деревянном кружеве Пензы, нельзя не упомянуть у Пензенском Музее народного творчества.
Куйбышева, 45а
Эта усадьба занимает пространство между улицами Верхняя Пешая и Дворянская (ныне — Куйбышева и Красная).
Она представляет собой владение надворной советницы Варвары Никаноровны Загоскиной — двоюродной тетки известного русского писателя Михаила Николаевича Загоскина . Правда, свое пышное декоративное убранство он получил значительно позже, где-то в конце XIX века, когда усадьбой владел купец Отто Карлович фон Эйнем, либо же при другом владельце — лесопромышленнике Степане Лаврентьевиче Тюрине .
А еще ранее усадьба входила в состав летней резиденции пензенский архиереев. В «Трудах Пензенской ученой архивной комиссии» (Кн. 2, 1904) об архиерейском саде написано следующее: «К архиерейскому дому при епископе Афанасии была куплена за городом усадьба покойного доктора Петерсона в Верхней Пешей ул. в 1797 г. отданная ему в вечное владение и 31 октября 1812 г. проданная детьми Петерсона Александром и Николаем преосвященному Афанасию, епископу Пензенскому и Саратовскому за 4 тыс. руб.»
Александринский детский приют располагался на ул. Дворянская, д.66.
Старый деревянный корпус санатория им. Володарского в Ахунах.
См. продолжение этой темы в «Деревянное кружево Пензы. Часть 2»
Если Вам не наскучило это путешествие, либо Вы заходите его продолжить, предлагаю Вашему вниманию, пожалуй, лучшую коллекцию «Деревянной Пензы» Павла Шарыкова.
Выражаю огромную благодарность:
1. Александру Игоревичу Дворжанскому за предоставляемые материалы, фотографии, консультации, разъяснения.
2. Пензенскому таксисту Андрею за предоставленную возможность подробного знакомства с архитектурой Бессоновки и ценные советы.

Оставьте комментарий