Гараж вплотную к забору

Собственный загородный участок — место, которое вы можете обустроить по своему вкусу. Между тем располагать постройки на участке как угодно нельзя. Их размещение регламентируется СНиПами и другими нормативами. Где можно построить на участке гараж и какие существуют нормы строительства гаража от забора и других зданий?

Нужно ли разрешение на строительство

Для постройки гаража на участке индивидуального жилищного строительства разрешение не нужно. Об этом говорится в градостроительном кодексе, где указано, что разрешение не требуется в следующих случаях:

  • для постройки гаража на земле, предоставленной физическому лицу не с целью ведения коммерческой деятельности или на участке, предназначенном для садоводческой деятельности (например, земля в собственности дачного кооператива);
  • строительства на участке вспомогательных сооружений.

Другое дело, что построенный на участке ИЖС или ЛПХ капитальный гараж надо зарегистрировать, так как такая постройка тоже облагается налогом, как и дом. Сначала получают свидетельство о праве собственности на землю, на которой находится постройка, а затем узаконивают сам гараж. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в Росреестр.

Если у вас на участке есть незарегистрированное здание, могут возникнуть проблемы при продаже участка. Гараж, построенный с нарушением норм, о которых будет говориться далее, может быть признан самовольной постройкой, и по решению суда может быть снесен.

Также разрешение не нужно для возведения любого некапитального (временного) строения, то есть здания без фундамента. Такое здание не относится к недвижимости, так как может быть перемещено в любое время.

Как можно разместить гараж на участке ИЖС

На практике во многих случаях на строительные нормы и правила закрывают глаза. Однако размещение гаража с их нарушением может привести к недовольству соседей и судебному разбирательству. Если вы в результате окажетесь неправы, то возведенную вашим трудом постройку придется снести. Чтобы не тратить зря время, силы и деньги, перед постройкой гаража и любого другого строения на участке ИЖС нужно ознакомиться со СНиПами.

Имеет значение то, на каком расстояние гаража находится от других объектов. Оно зависит в том числе и от того, из каких материалов сделаны постройки.

Все измерения ведутся от выступающего цоколя здания, а если его нет, то от стены. Если крыша выступает более чем на 50 см, то измеряют расстояние от ее проекции на землю.

Следующие нормы размещения прописаны в СНиП 2.07.01-89. Согласно нормам ИЖС, гараж относится к хозяйственным постройкам, поэтому на него распространяются связанные с ними ограничения.

  • Расстояние до построек на соседнем участке не может быть менее 6 м. Сократить его можно по письменно зафиксированной договоренности с соседями.
  • Между железобетонными строениями должно быть 10 м.
  • Между бетонными — 8 м.
  • Если в доме или гараже перекрытия деревянные, то расстояние необходимо увеличить на 2 м.
  • Если одна постройка деревянная или из других горючих материалов, то расстояние между ними должно быть не меньше 10 м.
  • Если обе постройки из горючих материалов, расстояние между ними должно быть не меньше 15 м.
  • Расстояние до забора, отделяющего ваш участок от соседского, должно быть не менее 1 м. Этот промежуток нужен для свободного прохода вокруг здания с целью его ремонта, а также для того, чтобы вода с крыши не стекала на участок соседей. При этом расстояние до построек на соседнем участке также не должно быть меньше 6 м. Если постройки расположены ближе, то считать надо от них.
  • Если участок выходит на боковой проезд, то от края проезжей части нужно отступить 3 метра. Обойти это правило можно, если забор сдвинуть в глубину участка, а не располагать его на границе. Тогда ситуация допускает двоякое толкование, с точки зрения закона.
  • Если рядом с участком проходит центральная дорога, то от ее края отступают 5 м.
  • По нормам противопожарной безопасности отдельно стоящий капитальный гараж должен находиться от жилого дома на расстоянии не меньше 3 м.
  • Гараж желательно сдвинуть в глубину участка хотя бы на метр. Ворота, открываясь, не должны загораживать проезжую часть, мешать проходу и проезду по улице, также поставленная под навесом машина не должна мешать проезду по дороге.

Чтобы перестраховаться, добавьте к этим расстояниям еще полметра.

Если на соседнем участке ничего не построено, вам повезло, и вы можете вести строительство в любом месте с соблюдением других норм (расстояние от забора, от построек на вашем участке, от красных линий). Строительство на соседнем участке, если оно начнется позже, будет вестись с учетом ваших построек.

Важно! Именно расстояние до строений на соседском участке может стать причиной конфликта и судебного разбирательства. Даже один угол, находящийся ближе, чем положено, имеет значение. Правила по расположению строений друг относительно друга на вашем участке носят рекомендательный характер.

Красные линии и размещение относительно них

Красные линии обозначают существующие или планируемые границы участков общего пользования и отделяют государственную территорию от частной. К красным линиям относятся границы территорий, на которых проложены различные коммуникации (электричество, водопровод, канализация), границы участков, на которых проходят автодороги и железные дороги.

Красные линии отражены в генеральном плане поселения, проекте застройки территории. Нормы расположения объектов относительно красных линий установлены, чтобы коммуникациям, дорогам и так далее всегда был свободный доступ.

Любое частное строение на вашем участке должно находиться минимум в 5 м от красной линии. Она может проходить как по границе участка, так и быть на некотором расстоянии от нее. Если расстояние до красной линии меньше положенного, постройку могут снести по решению суда. Расположить гараж по- другому, например, так, чтобы он сам или навес примыкал к забору со стороны проезжей части, можно, согласовав этот вопрос с правлением.

Пожарная безопасность

Кроме норм по размещению относительно других объектов, необходимо выполнять и требования пожарной безопасности. Если соблюсти все нормы пожарной безопасности, можно сократить расстояние до соседних деревянных строений. Это следующие нормы.

  • Возле гаража должен быть пожарный щит и огнетушитель.
  • В него не проведено никакое отопление.
  • Электропроводка сделана в соответствии с ПТЭЭП (Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей).
  • Электропроводка проложена в металлическом рукаве.
  • Электропроводка идет через счетчик, установленный в доме.
  • Лампочки имеют заводские плафоны.
  • Имеются автоматические предохранители.

Таким образом, если ваш гараж отапливаемый, то построить его ближе, чем указано в нормах, не получится. Однако есть другие возможности обойти СНиП без риска. Для этого нужно договориться с соседями.

Можно ли обойти СНиП

При определенных условиях можно построить гараж и в нарушение этих норм. Для этого необходима письменная договоренность с соседями, которую следует нотариально заверить. Такой документ действует три года, после этого срока его нужно продлевать. Гараж при этом должен быть построен с соблюдением всех норм пожарной безопасности, о которых говорилось выше.

Также можно построить гараж вплотную к соседскому. Можно поставить гараж и таким образом, чтобы одна его стена заменяла собой часть забора. В последнем случае конфликт с соседями может возникнуть, если ваша постройка затеняет их посадки. Поэтому, прежде чем начинать строительство таким образом, необходимо договориться с соседями и заключить письменный договор.

Важно! Письменный договор заключается с конкретными людьми. Если соседи продадут участок, с новыми хозяевами может возникнуть конфликт.

При этом срок давности искового заявления составляет 3 года, и если проблем за это время не возникло, то постройку можно считать законной.

Размещение в цокольном этаже

Гараж можно построить не только как отдельно стоящее здание или пристройку к дому, но и в цокольном этаже самого дома. Согласно СНиПам, цокольный этаж заглублен в землю не более чем на половину проектной высоты помещения, а верхняя часть этажа располагается наж поверхностью земли не больше чем на 2 м.

Что касается устройства в цокольном этаже гаража, СНиПы рекомендуют герметизировать его перекрытия и стены, чтобы выхлопные газы и запахи не проникали в жилые помещения. Для этого используют различные изолирующие составы. Также необходимо сделать отдельную канальную вентиляцию. В цокольном этаже необходимо особое внимание уделить гидроизоляции. Стены и перекрытия должны быть из негорючих материалов.

Размещение в жилом доме

Если гараж располагается в самом доме на первом этаже, правила здесь такие же, как при устройстве его в цоколе: канальная вентиляция и устройство стен и перекрытий из пожаростойких материалов. Если окна других помещений находятся над въездом в гараж, над ним нужно предусмотреть козырек шириной от 0,6 м.

Размещение вплотную к дому

Если гараж примыкает к жилому дому, то расстояние от гаража и от дома до границы участка измеряется отдельно. При этом от дома до границы участка должно быть не менее 3 м, а от гаража — не менее 1 м. Также гараж может быть пристроен к хозяйственной постройке.

Что касается парковки для машины на участке или рядом с ним, никаких норм для ее размещения не предусмотрено. Важно, чтобы стоящий автомобиль не затруднял проезд по улице и не перекрывал въезды и выезды соседних участков.

Нормы СНиП носят характер рекомендаций, но специалисты советуют придерживаться их строго. Если ваш гараж будет построен с нарушением нормативов, а соседи смогут доказать, что это каким-то образом ущемляет их права, создает угрозу жизни и здоровью (например, нарушает нормы пожарной безопасности, загораживает проезд, который может понадобиться для пожарной машины или скорой помощи), то по решению суда постройку придется перенести на другое место, а в случае капитального строения это не так просто сделать.

Таким образом, место, на котором можно на участке построить гараж, достаточно четко регламентируется нормами. Вы можете расположить его и с нарушением СНиПов, но только при условии, что соседи никаких претензий к вам иметь не будут. Эту договоренность необходимо письменно зафиксировать.

  • Смотровая яма своими руками
  • Варианты и примеры перепланировки однокомнатной квартиры
  • Перепланировка двухкомнатной хрущевки
  • Проекты бани с террасой и домов

Хорошо, когда участок большой и удобный. Пересмотреть проекты, выбрать нужный и размещать постройки, сад, двор по вкусу. Маленький и не очень удобный участок обустраивать труднее. Не имеет значения, будет ли строиться дача или дом для постоянного проживания, такие постройки как сарай, гараж, летняя кухня, беседка всегда желательны и необходимы на частных владениях.

Кирпичный монолитный забор совмещенный с гаражом

Рациональный подход к планированию участка позволяет сэкономить пространство, и значительно сократить расходы на обустройство территории. Одним из вариантов такой экономии пространства являются проекты заборов, совмещенных с гаражом.
Этот метод размещения постройки имеет свои преимущества и недостатки, своих поклонников и оппонентов.

Совместный гараж и забор — плюсы

К плюсам совместной постройки относятся:

  1. Экономия материалов для постройки забора, поскольку одна стена будет одновременно и частью ограды, значительно экономятся материалы на заливку фундамента. Проекты забора и гаража сводятся в один.

    Проект гаража и забора из кирпича

  2. На небольшом участке замена гаражом части забора позволяет значительно сэкономить полезную территорию. Особенно актуально такое размещение для небольших угловых участков. Тогда с забором совмещаются две стены гаража.
  3. Проекты совместного построения предусматривают создание единого целостного фундамента, расчет весовых нагрузок.

Для создания единого дворового стиля, гараж и забор с общими границами, должны выполняться из одного материала, в общем стиле.

Проекты совместного построения забора и гаража имеют такой вариант, когда общей становится стена с воротами, выходящими прямо на улицу. В таком случае ворота гаража и калитку выполняют из одинаковых материалов, единого цвета и дизайна.

Второй вариант – общая боковая стена, а ворота гаража расположены от заборных ворот на некотором расстоянии. В этом случае добавляются расходы на построение двух ворот, но имеется возможность поставить автомобиль во дворе без гаража.

Наилучшим образом вписывается гараж в забор из кирпича или камня, они в этом случае создают единую картину. Отделка, как общей стены, так и остальных проводится одинаковыми материалами. Богатый вид создают ворота с элементами ковки.

Другой отличный материал для такого варианта размещения построек – профнастил. Ограды из него уже прочно вошли в обиход, а проекты гаражей из профнастила – новшество, но быстро принятое в обиход автолюбителями.

Это самый простой материал для постройки, как гаража, так и ограждения, своими силами, к тому же доступен по цене.

Вместо гаража – навес к забору

Общая стена дает возможность не сооружать капитальное строение, а приделать к высокому забору крытый навес. Построение навеса целесообразно при наличии нескольких автомобилей, и отсутствии возможности возвести большой гараж.

Вариант навеса к забору вместо гаража

Крытая стоянка для автомобилей внутри двора может быть пристроена к ограде при ее монтаже, а может быть добавлена позже. Такой навес может размещаться как сразу же после ворот, так и на любом удобном расстоянии. Чтобы предотвратить попадание воды и веток деревьев на автомобиль при сильных осадках или ветре, стоянку лучше спланировать со стороны, наиболее защищенной от ветра.

В качестве материала, для крытых автомобильных навесов, выбирать стоит тот, который соответствует финансовым возможностям, оформлению двора, не создает трудностей при установке.

  • Тент – самый простой вариант. Такой тент для навеса можно купить любого размера, а можно изготовить самостоятельно. Создать навес из тента и прикрепить его к забору — дело простое, но подходит он лучше всего для дачных вариантов или временных стоянок;
  • К высокой деревянной ограде отлично крепится навес из дерева. Материал традиционный и недорогой. Для надежности стоит обработать антисептиками и антипиритами;
  • Профнастил, в качестве навеса, смотрится продолжением ограды из того же материала, легко строится, и долговечен в эксплуатации;
  • Поликарбонат. Навес из этого современного материла, который одной стеной будет иметь ограду из металла, сварной сетки, полимеров создаст во дворе уютную атмосферу, и, вместе с тем, выполнит свою защитную функцию;
  • В современном стиле двора и ограды, эффектно смотрятся навесы из сборных металлических конструкций. Они легко крепятся к любому забору, и также легко демонтируются за ненадобностью;
  • При сооружении забора из кирпича, имеется возможность соорудить и такой же навес. Он будет выглядеть как продолжение ограды, но его строительство затратное и по времени и по материалам (лучше уж целый гараж!).

Минусы и проблемы при совместном обустройстве гаража и забора

Прежде чем утвердить для себя решение, где же все-таки построить гараж на своем участке, тщательно нужно рассмотреть предлагаемые проекты, взвесить все плюсы и минусы такого расположения, предусмотреть возможные проблемы. Да, гаражные ворота в заборе – это отлично: открыл, заехал и уже дома, но вместе с тем:

  1. Проблемы с соседями. Если строение имеет стену общую с забором, разделяющим соседские участки, могут быть претензии по поводу дополнительной тени, стекающей с крыши воды и т. д. Как вариант, можно по-человечески договориться с соседями, и соорудить два гаража с общей стеной.
  2. Меньше проблем для соседей создает навес, прикрепленный к совместному забору, но, соседи – это люди. А люди бывают разные. В этом вопросы лучше соблюдать все градостроительные нормы, а словесные договоренности скреплять письменными договорами, согласованными с адвокатами.

    Проект гаража из газобетона и забора из профнастила

  3. Въездные ворота прямо с улицы, выход во двор из гаража через дверь, становятся проблемой, когда нужно внести с улицы крупногабаритные грузы, или когда нужно заехать на территорию двора спецтехнике: экскаватору, трактору для вспашки. Выход – постройка дополнительных ворот и площадки для автомобиля, но теряется экономия средств.
  4. Если гараж с одними воротами и на один автомобиль, транспорт гостя или гостей остается на улице.
  5. Такие процедуры, как мытье и полировка машины приходится выполнять на виду у прохожих на тротуаре или проезжей части. Не совсем удобно, правда.

    Вариант кирпичного забора совмещенного с подземным гаражом

  6. Да и просто мелкие манипуляции с автомобилем при открытых воротах, становятся достоянием проходящей публики.

Все эти минусы, конечно, строго индивидуальны. На густонаселенной улице, с постоянным потоком прохожих, это будет неудобством, а если глухой переулок в сельской местности, то вовсе и нет. Каждый решает для себя, что важнее: экономия территории, возможность соорудить стоянку для авто вместе с оградой, или все же оставить свободный въезд во двор.


И, коротко, итоги, о совместной ограде:

  1. Совместная стена гаража или навеса – это вариант экономии пространства и рационального использования территории.
  2. Выполнение строительных нормативов, согласование с соседями, при наличии общих границ, или с муниципальными органами обязательно, дабы избежать ненужных проблем.
  3. Перед принятием решения о совместном строительстве забора и гаража, нужно взвесить преобладание плюсов и минусов, чтобы экономия не обернулась лишними затратами.

    Проект забора и гаража из декоративного кирпича

  4. Самым основательным и видным получается совмещение кирпичных элементов, но при этом такая постройка и самая дорогая.
  5. Легким и альтернативным вариантом на маленькой территории является сооружение навеса, пристроенного к ограде.
  6. Самый легкий вариант, в этом случае, использование в качестве материала, профнастила.

Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения», зарегистрированные Росстандартом в качестве СП 53.13330.2010, регламентируют расстояние при строительстве гаража от забора, сбоку и впереди, а также от ближайшего соседского строения и красной линии. В этом случае имеет значение право первого застройщика.

В п. 6.9 СНиП 30-02-97 предусмотрено, что расстояние до границы с соседним участком от гаража должно быть не менее 1 м.

Также вышеуказанным СНиП 30-02-97 предусмотрено, что дистанция до жилого дома на соседнем участке от возводимого гаража должна составлять не менее 6 м; расстояние от возводимого гаража до высокорослых деревьев, если они присутствуют на участке соседа или собственном, – не менее 4 м; расстояние от возводимого гаража до кустарника — не менее 1 м.

Оставьте комментарий