Как сварить арматуру?

Планируя возведение жилого дома, каждый застройщик мечтает, чтобы он был устойчивым и надежно защищал от невзгод. Для этого следует серьезно подойти к достижению поставленной цели, прилагать усилия, решать множество задач. Иногда возникает вопрос, допускается ли арматуру для фундамента варить. Среди строителей и частных застройщиков идет дискуссия. Одни уверенно утверждают, что лучше сваривать элементы каркаса, а не вязать. Другие сомневаются, можно ли сваривать арматуру для фундамента. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Содержание

Для чего предназначена арматура в фундаменте

Профессиональный подход к сооружению фундамента гарантирует длительный срок эксплуатации здания. Прочная основа сохраняет целостность, так как устойчива к появлению трещин в результате усадки грунта. Обеспечение прочности фундамента с помощью пространственной рамы – серьезная задача. Важно тщательно продумать конструктивные особенности армированной конструкции, для изготовления которой могут использоваться стальные стержни или металлическая сетка.

Для небольших зданий в качестве фундамента часто используют основание ленточного типа. При условии правильного изготовления оно обеспечивает устойчивость строений на протяжении длительного времени. Нельзя сформировать надежную основу, заливая фундамент бетонной смесью без дополнительного армирования. В этом случае в результате деформации через некоторый промежуток времени он растрескается.

При закладке основания соединение арматуры может производиться двумя основными способами: сваркой или связкой

Правильно выполненное армирование позволяет предотвратить преждевременное нарушение целостности основы. Сортамент арматуры при этом определяется расчетным путем.

Применение стальных стержней позволяет:

  • значительно повысить прочность фундамента;
  • обеспечить равномерное распределение действующих усилий;
  • демпфировать реакцию почвы в результате морозного пучения;
  • обеспечить длительный срок эксплуатации строения.

Укрепление основания защищает его от появления трещин, вызванных деформацией.

Вязать или варить – применяемые методы соединения прутков

Для повышения прочности оснований зданий применяются различные приемы. При возведении бытовых построек, дачных строений и легких зданий частные застройщики добавляют в бетонный раствор куски металла, обломки стекла и различные строительные отходы. Для легких подсобных строений это допустимо. Однако прочный жилой дом требует надежного усиления фундамента с помощью арматурных прутков или стальной сетки. Они разрезаются на заготовки требуемого размера и помещаются в траншеи.

Единого мнения относительно того, можно ли сваривать арматурные прутья фундамента между собой, нет

Для обеспечения повышенной прочности основы прутки объединяются в силовой контур различными методами:

  • путем связывания арматурных стержней или фрагментов решетки с помощью вязальной проволоки. Для повышения податливости она обжигается и позволяет быстро зафиксировать элементы рамы с помощью вязального крючка;
  • с помощью электросварки. При изготовлении каркасов на промышленных предприятиях может использоваться контактная точечная сварка. В бытовых условиях арматурные прутки сваривают обычным методом.

Каждый из способов фиксации стержней обладает определенными достоинствами и имеет слабые места. Детально проанализируем каждый вариант крепления.

Как вяжут арматурный каркас – способы фиксации прутков

Связывание стальных прутков в металлическую раму осуществляют различными методами. Имеется возможность заказать готовый каркас, собранный с помощью вязальной проволоки на специализированном предприятии. Однако при этом возникают дополнительные расходы, связанные с его доставкой на объект. При небольших объемах строительства это достаточно дорого и нецелесообразно. Несложно самостоятельно изучить методику вязки и своими силами выполнить все работы.

Вязка арматуры для фундамента используется несколько чаще, чем сварной метод

Соблюдайте следующую последовательность операций:

  1. Разработайте чертеж или эскиз будущей арматурной решетки.
  2. Рассчитайте суммарное количество участков, подлежащих фиксации.
  3. Нарежьте отрезки проволоки диаметром 1,2 мм по 30 см каждый.
  4. Согните кусок проволоки пополам в виде петли и подведите его к стыку прутков.
  5. Захватите вязальным крючком концы проволоки и протяните сквозь петлю.
  6. Проверьте плотность охватывания проволокой зоны соединения.
  7. Прокрутите рабочее приспособление, обеспечив плотную затяжку деталей.

Применение вязального крючка для фиксации деталей – недорогой способ крепления элементов. Он не предусматривает применение специального инструмента и позволяет выполнить работы с помощью подсобных рабочих.

Для сокращения продолжительности работ и облегчения вязки можно использовать:

  • специальный пистолет, который в автоматическом режиме подает проволоку. Работа с ним требует определенной квалификации;
  • бытовой электрический инструмент с вращающимся патроном. Вполне подойдет электрическая дрель или шуруповерт, оборудованный насадкой.

Вязка каркаса по своей сути является наиболее простым способом соединения

Главные достоинства автоматизированных устройств:

  • значительное увеличение производительности;
  • облегчение фиксации в труднодоступных участках;
  • существенное снижение трудоемкости.

Освоив технологию ручной вязки, можно своими силами выполнить работы по фиксации элементов арматурного каркаса.

Как связать каркас для размещения в фундаменте

Планируя изготовление арматурной решетки способом связывания, своевременно приобретите требуемые материалы и подготовьте инструменты.

Технологию вязки несложно освоить самостоятельно, соблюдая приведенные рекомендации:

  • Разместите горизонтально расположенные элементы нижнего яруса на фиксированном расстоянии от уровня почвы. Обеспечить необходимый зазор 40–60 мм можно с помощью пластиковых опор, деревянных подкладок или отходов кирпича. Прутки каркаса не должны касаться грунта.
  • Обеспечьте установку вертикальных стержней с равным интервалом между ними. Соблюдение постоянного шага позволит равномерно распределить нагрузки. Элементы важно оградить от контактирования с почвой при помощи специальных подставок из неметаллического материала.
  • Производите фиксирование арматуры пространственного каркаса вязальной проволокой. При выполнении работ контролируйте надежность крепления в участках соединения. Элементы не должны смещаться при заливке в опалубку бетонного раствора.

Если вы имеете хотя бы небольшой опыт в сфере строительства, вязать арматуру достаточно просто

  • Соблюдайте равный интервал между арматурой, расположенной в горизонтальном ярусе, а также между вертикальными элементами. Важно дополнительно закрепить угловую арматуру, которая склонна к смещению в процессе заливки бетона. За контур основания угловые части не должны выступать.
  • Проверьте прочность собранного каркаса под нагрузкой. Установите на верхний пояс металлоконструкции деревянную доску и встаньте на нее. При перемещении по доске элементы каркаса должны сохранять неподвижность.

Дополнительная фиксация размещенного в опалубке каркаса с помощью деревянных брусков обеспечит его неподвижность при заполнении опалубки бетонным раствором. Приобретая материалы для изготовления силовой решетки, соблюдайте требования документации по использованию арматуры необходимых марок и сортамента.

Сварка арматуры для фундамента – технология работ

В настоящее время, наряду с вязкой, также применяется сварка арматуры для фундамента. Этот метод соединения элементов каркаса используется при строительстве многоэтажных зданий, основания которых воспринимают значительные усилия. Этим обусловлена необходимость обеспечения повышенной прочности соединений. Сварная арматура, изготовленная из рифленой проволоки А400С, хорошо варится, так же, как и пруток А500С. Точечная сварка арматуры обеспечивает надежность фиксации стержней диаметром до 25 мм.

Сварка арматуры позволяет существенно упростить процесс закладки фундамента в целом

Перегрев стержней при выполнении сварочных работ может вызвать следующие негативные явления:

  • изменение структуры металла;
  • снижение прочностных свойств.

При выполнении работ опытными сварщиками и осуществлении сборки под лабораторным контролем на промышленных предприятиях можно избежать указанных факторов.

Алгоритм изготовления арматурных решеток методом сварки в условиях промышленных предприятий осуществляется следующим образом:

  1. Выполняется входной контроль качества приобретенных материалов, которые будут применяться для сборки каркаса.
  2. Производится отбраковка прутков, характеристики которые не соответствуют требованиям нормативной документации.
  3. Арматурные стержни очищаются от ржавчины, рихтуются, обрабатываются абразивом и разрезаются на заготовки необходимых размеров.
  4. Элементы будущей рамы соединяются в одной плоскости, путем легкой прихватки сваркой до окончательной фиксации.
  5. Заготовки каркаса фиксируются сварочными кондукторами на расстоянии, соответствующем требованиям чертежа.
  6. Конструкция прихватывается сваркой и проверяется соответствие размеров пространственной рамы требованиям документации.

Не менее важно правильно подобрать величину тока, с которой будете варить каркас

Конструктивные особенности сварочных кондукторов позволяют выполнить сборку прутков с допуском, не превышающим 3 мм. Последовательность операций по изготовлению каркаса методом сварки в условиях стройплощадки аналогична. Точечная сварка арматуры позволяет фиксировать стальные стержни пространственной конструкции, расположенные под различным углом, а также в подвешенном состоянии. Установка оборудуется токопроводящими клещами, расширяющими ее возможности.

Варить или вязать: какому методу отдать предпочтение

До принятия окончательного решения об использовании вязки для крепления стальных прутков или крепления с помощью сварки, необходимо тщательно все взвесить. Почему арматуру одни строители сваривают, а другие вяжут? У каждого способа есть свои достоинства и слабые места.

Чтобы не ошибиться, следует прислушаться к советам профессионалов:

  • для массивных многоэтажных строений, оказывающих значительную нагрузку на основу, целесообразно использовать сварку. При этом важно не пережечь арматуру, чтобы не ослабить прочность соединения;
  • для небольших жилых зданий и дачных построек, можно использовать соединение частей арматурной решетки с помощью вязальной проволоки. Этот метод фиксации обеспечивает прочность таких построек.

При использовании сварки важно исключить вероятность пережога, ослабляющего прочность стыков. Метод соединения сваркой нежелательно применять в сейсмически активных зонах, а также на проблемных почвах, где в результате смещения грунта может нарушиться целостность фундамента.

Вместе с тем сварка обладает рядом преимуществ:

  • позволяет выполнять работы ускоренными темпами;
  • обеспечивает повышенную жесткость пространственной рамы;
  • повышает нагрузочную способность основания.

При строительстве частных зданий лучше использовать метод вязки. Достоинства этого способа:

  • простота реализации и отсутствие необходимости в специальном оборудовании;
  • возможность выполнения работ без привлечения квалифицированных специалистов;
  • отсутствие в участках стыковки повышенных напряжений.

Минусом метода вязки является недостаточная жесткость арматурной решетки. Однако при возведении легких построек этот недостаток не имеет существенного значения.

Принятие правильного решения – серьезная задача. Проблема выбора остается. Вязка – простой метод, не требующий значительных затрат. А сварка хоть и дороже, но обеспечивает повышенную прочность. Следует тщательно все обдумать, при необходимости проконсультироваться с профессионалами. Важно обеспечить прочность фундамента, определяющего долговечность здания.

Арматура, как стройматериал, в основном используется в различных строительных конструкциях, которым необходимо придать определенную прочность и возможность сопротивляться внешним факторам и нагрузкам. Для этого создаются специальные объемные конструкции, которые устанавливаются в формы и заливаются бетонным раствором. Чтобы создать объемность, необходимо арматурные стержни каким-то образом закрепить. Существует два вида скрепления: связка и сварка. Что касается последнего, то можно отметить электросварку плавящимися электродами и такой необычный процесс, как контактная сварка арматуры.

Но чтобы понять, как сваривать арматуру, необходимо в первую очередь понять, что собой представляет этот металлический материал. По сути, это прутки разного диаметра, изготовленные из стали, которые имеют гладкий или ребристый профиль. Арматура обязательно закаливается, что придает ей необходимую прочность и жесткость. Необходимо отметить, что на рынке с недавних пор стали появляться арматурные стержни, изготовленные из стеклопластика. Основное их достоинство – это то, что такая арматура не ржавеет, отсюда и бесконечный срок ее эксплуатации.

Диаметр стальной арматуры варьируется в пределах 5-80 мм, и ее выбор зависит от нагрузок, которым подвергается бетонный блок, узел или деталь. При этом ребристые прутки используются в качестве основного элемента армирующей конструкции, а гладкие для скрепления между собой ребристых стержней и их ориентации внутри армирующего каркаса. Но в любом случае сам каркас без сварки арматуры собран быть не может.

Правда, необходимо отметить, что сварка негативно влияет на структуру материала. Высокие температуры сварочного процесса изменяют структуру арматуры, и не в лучшую сторону. Закаленный металл подвергается воздействию тепла, при котором происходит его отпуск. То есть, снижение прочности. Наверное, каждый мог провести эксперимент, ударив молотком по месту соединения арматуры сваркой. От сильного удара появлялись трещины, а некоторые стыки просто лопались.

Виды сварки арматурных прутков

Сварка арматурных стержней может производиться тремя способами:

  • Сварка плавящимся электродом внахлест двух прутков.
  • Встык.
  • Контактная сварка.

Необходимо отметить, что данная технология обычно используется только в тех случаях, когда собирается арматурная конструкция, которая не будет подвергаться большим нагрузкам. Особенно это касается нагрузок на изгиб. Такое соединение не является прочным и надежным.

По сути, сварка внахлест – это стыковка стержней в продольной плоскости со смещением относительно их концов на расстояние 15-30 см. И чем больше нахлест, тем прочнее свариваемая конструкция. При этом необходимо учитывать, что сварка должна производится с двух противоположных сторон соединения. Это иногда создает неудобства проведения самого процесса, к примеру, один сварочный шов располагается сверху двух соединяемых прутков, второй снизу. Так вот до нижнего нередко добраться просто нет возможности, поэтому такой стык получается уж очень ненадежным.

Перед тем как варить арматуру внахлест, нужно подготовить стержни. А именно, зачистить стыкуемые концы железной щеткой. Некоторые сварщики, чтобы создать плотный прижим двух арматурных стержней, обрабатывают стыкуемые стороны абразивным инструментом, делая их плоскими.

Что касается режима сварки каркасов из арматуры, то многое будет зависеть от диаметра самих свариваемых арматурных прутков. К примеру, стержни диаметром 5-8 мм варятся электродом диаметром 3 мм, для 8-10 мм используется расходник 4-х миллиметровый, и выше 10 мм применяются электроды диаметром 5 мм.

А вот со значениями силы тока надо быть аккуратным, это более точная величина. В таблице указано соотношение толщины арматуры и тока, используемого для ее сварки.

Диаметр, мм Ток, А
5 200
6 250
8 300
10 350
20 450

Кстати, для сварки внахлест можно использовать расходники марки АНО или МР. Хотя здесь строгих ограничений нет.

Можно сваривать арматуру встык, просто обварив два конца, соединенных прямыми торцами? Можно, но это соединение не отвечает необходимым требованиям по прочности и надежности сваренных каркасов. Поэтому для сварки арматурных элементов встык используется ванная технология.

Суть ее заключается в том, что соединяемые концы арматуры погружаются в металлическую форму, которая сильно напоминает обычную ванну. После чего саму арматуру, а точнее ее соединяемые концы, плавят электродом при сильной величине тока (450-550 ампер). Расплавленный металл заполняет ванночку, тем самым скрепляя два прутка арматуры единым монолитным стержнем, толщина которого определяется размерами ванночки. Кстати, расстояние от стержней до стенок ванны – 1,5-2,0 см.

Такое соединение называется неразъемным, потому что сама металлическая форма становится единым целым со сваренными арматурными прутками. И это соединение впоследствии заливается бетонным раствором. Есть разъемные формы, которые изготавливаются из меди или графита. После заполнения ванны расплавленным металлом, и после его полного остывания, такие формочки просто снимаются. И их можно использовать еще несколько раз.

Существует определенная техника сварки каркасов ванным способом.

  • Производится розжиг дуги об один из концов соединяемой арматуры.
  • Этот конец плавится до тех пор, пока на дне ванночки не образуется небольшое количество расплавленного металла.
  • Затем электрод перемещается на соседний конец, который точно также плавится.
  • Попеременно расплавляя арматуру, заполняется ванночка.
  • Как только арматурные прутки покроются расплавленным металлом, можно заканчивать сварку. Но перед этим расходником необходимо сделать несколько круговых движений между концами прутков. Таким образом, создается единый температурный режим металла внутри формы. То есть, сталь будет равномерно остывать, что не создаст в остывшем сварном шве трещин, пор и других дефектов.

Варить арматуру для фундамента или любого другого несущего строительного элемента можно одним электродом, несколькими. Можно использовать инверторы (220 вольт), трансформаторы (380 вольт), полуавтоматы и автоматы.

Есть еще один вариант, как правильно варить арматуру встык. Это, по сути, ванный способ, только вместо объемных форм используются стержни арматуры, которые подрезаются на определенную длину. Из них создается ванночка, то есть, прутки привариваются к основным соединяемым стержням полукругом. После чего сам процесс сварки проводится по точно такой же технологии, что и при использовании готовой объемной формы.

Сварка точеная контактная

Преимущество этого вида сварки арматуры – это отсутствие плавящихся электродов, возможность полностью автоматизировать и механизировать сам процесс, плюс высокая производительность проводимых работ. И два недостатка – проводить сварку можно лишь в цеховых условиях (не на объекте) из-за большой массы сварочного оборудования, и сами сварочные аппараты потребляют достаточно большой объем электроэнергии.

Процесс контактной сварки достаточно прост. В основе ее лежит способность электрического тока проходить через металлы, а в местах с большим сопротивлением выделять значительную тепловую энергию. Так вот такое место в соединение двух стержней арматуры и есть сам стык. Именно здесь и выделяется огромное количество тепла, которая доводит стержни до пластического состояния и частично до жидкого. Так и происходит сварка.

Сегодня используются два типа контактной сварки:

  • С непрерывным оплавлением.
  • С прерывистым с предварительным нагревом стержней.

Обычно первый способ используется для сварки арматуры первого класса (А-1), вторую для других классов. Перед сваркой каркасов из арматуры точеным соединением сами прутки обрабатываются железной щеткой. Если срез был сделан автогеном, то рекомендуется наплывы металла убрать зубилом.

Основные параметры каркасной сварки – это сила свариваемого тока, его плотность на зажимах, длительность процесса, давление зажимов и длина выступающих из зажимов электродов. К примеру, если арматура сваривается непрерывным способом оплавления, то плотность тока должна быть в пределах 10-50 А/мм², длительность сварки 1-20 секунд (все зависит от диаметра свариваемых стержней). Что касается удельного давления зажимов, то опять-таки используется зависимость от сечения прутков и марки стали, из которой арматура была сделана. К примеру:

  • Арматура марки А-1 – давление 30-50 МПа.
  • А-2(3) – 60-80 МПа.

Опытные сварщики знают, что чистота губок зажимов играет не последнюю роль в качестве проведенной контактной сварки. Поэтому их периодически зачищают или меняют на новые. А значит, определенный комплект губок – это необходимое условие качественного проведения сварочного процесса.

Сварочный шов контактным точечным соединением обязательно проверяется в лаборатории. Но можно провести и чисто визуальный контроль. Если стык после окончания работы похож на приплюснутую конструкцию с бортиками между сваренными концами арматуры, то это высокое качество. Если стык имеет бочкообразную форму, то неправильно был выбран один из параметров сварочного процесса. Такое соединение не является хорошим.

Несколько разновидностей сварки арматурных прутков дает возможность использовать одну из них, как эталон качества соединения. Каждая технология применима в определенных условиях для определенных строительных конструкций. Поэтому перед началом сварочных работ необходимо определиться с выбором.

Поделись с друзьями 0 0 0 0

Арматура представляет собой прутки разного диаметра, имеющие ровную и ребристую поверхность. Арматура – востребованный конструкционный элемент, применяющийся во многих сферах.

Данный строительный материал используется в следующих отраслях:

  • изготовление железобетонных конструкций бытового и промышленного профиля: фундаменты, несущие стены, перекрытия и колонны;
  • устройство специальных гидротехнических сооружений;
  • возведение каркасов;
  • производство металлических сеток различного назначения;
  • обустройство пешеходных зон, дорожных покрытий.
  • создание других важных изделий.

Следует выделить основные преимущества арматуры:

  • простота и легкость использования;
  • высокая прочность;
  • большой коэффициент теплопроводимости;
  • обширный выбор прутков в зависимости от диаметра, профиля сечения, принципа применения, назначения, способа производства и т.д.;
  • долговечность арматурных конструкций.

ВНИМАНИЕ! Сразу предупреждаем, что если сказанное в данной статье противоречит сказанному в полученном вами техническом задании по сварке ответственной конструкции, делайте как указано в проекте. Эта страница содержит информацию, применимую к малоэтажному строительству и использованию арматуры в декоративных изделиях.

Особенности сваривания

Процесс сваривания арматуры обладает особенностями: сварочный шов при перекрестном сваривании имеет небольшую длину из-за маленькой площади соприкосновения, в результате сварки данного материала возникает перпендикулярное соединение. Это соединение может образовать некий рычаг, основная нагрузка которого ложится на место сварного шва.

Данные специфические характеристики требуют специального подхода. Для этого существует несколько способов сварки арматуры. Правильный выбор необходимой технологии сможет обеспечить сокращение издержек и гарантирует качественный результат.

Способы

Существует несколько методов сварки арматуры. Каждый способ применяется в зависимости от конкретной ситуации и для решения определенных задач.

Электродуговая сварка

Электродуговая сварка используется специалистами в следующих ситуациях:

  • работа с арматурой большого диаметра;
  • скрепление арматуры из сталей разных марок.

Сварщику следует применять электроды, состав которых схож с составом свариваемых изделий, а также сварочный трансформатор, инвертор или иной источник сварочного тока.

Главным преимуществом является возможность использования обычного сварочного оснащения. Основной недостаток – соединения, созданные этим методом, не способны выдерживать повышенные нагрузки. Используется технология сварки арматуры ручной дуговой сваркой при монтаже каркасов, металлических конструкций и сеток.

Следующий метод – сварка внахлест, которая производится при помощи одного иди двух фланговых швов. По сути, данный способ можно охарактеризовать как стыковка арматуры сваркой, проводящаяся в продольной плоскости.

Следует указать, что чем больше нахлест арматуры при сварке, тем большей прочностью отличается конструкция. При этом необходимо учитывать, что сваривание проводится с двух противоположных сторон соединения.

Иногда это создает неудобства при выполнении процедуры. Например, один сварной шов расположен с верхней стороны двух рабочих прутков, а другой – снизу. Таким образом, до второго соединения сложно или невозможно добраться и шов получается ненадежным. Поэтому данный метод можно использовать только в тех случаях, когда готовое изделие не будет подвергаться значительным нагрузкам.

Нужно правильно подобрать диаметр электродов. Арматура диаметром 5-8 мм. варится стержнем диаметром 3 мм. Для 8-10 мм. понадобится 4-хмиллиметровый расходник. Прутки диаметром более 10 мм. – электроды диаметром 5 мм.

Важно! Данная технология не применяется для сваривания стали, диаметр которой превышает 20 мм.

Встык ванным способом

Для сваривания арматуры встык применяется ванный способ. Для этого метода исполнителю понадобится специальное приспособление. Ванночка (скоба-накладка для сварки арматуры) служит барьером для стекания расплавленного металла. Суть процесса состоит в том, что свариваемые концы стержней арматуры располагаются внутри ванночки. Затем их поочередно плавят электродами. Электрод должен слегка касаться стержня, так как сварка проводится при больших величинах тока.

Для материалов диаметром 5-6 мм. применяется ток в 400-450 А. Низкие температуры способствуют увеличению тока ещё на 10-15 %. Наплавленный металл заполняет ванночку и происходит скрепление двух стержней в одно монолитное соединение.

Следует отметить, что данный метод является наиболее предпочтительным из-за минимальных затрат сварочных материалов и металла, а также благодаря получению прочных и надежных конструкций. Ещё одно достоинство ванного способа – возможность работы с арматурой большого диаметра – 20-100 мм.

Скобы бывают трех видов, разделение осуществляется в зависимости от сырьевого материала. Стальные формы являются неразъемными, т.е. ванночка становится частью сварной конструкции. Медные и графитовые накладки снимаются с места соединения после выполнения работ. Позже их можно будет применять повторно. Графитовые формы перед применением необходимо прокаливать, так как они легко впитывают в себя влагу.

Какие марки электродов применяются для работы с различными видами арматуры будет указано далее.

Соединение для фундамента

Как уже было сказано ранее, наиболее активно арматура применяется в строительной сфере, в частности при капитальном строительстве. Поэтому сварка арматуры для фундамента является популярным и востребованным процессом. Фундаменты несут значительные нагрузки, поэтому их прочность должна быть на высоком уровне. Перегрев металла приводит к изменению структуры и ослаблению прочностных характеристик. Следовательно, сварка должна проводится на специализированных предприятиях либо на строительных площадках высококвалифицированными исполнителями.

Таким образом, сварка арматуры для фундамента включает несколько этапов:

  • ОТК проводит проверку качества материалов, некачественная арматура отбраковывается;
  • стержни зачищаются от ржавчины и других загрязнений, подвергаются разметке и резке;
  • заготовки соединяются в плоскую конструкцию путем прихватывания элементов;
  • проверяется соответствие конструкции техническому плану;
  • в случае несоответствия производится корректировка, в остальных случаях – определяется длина сварных швов и последовательность сваривания;
  • окончательное соединение всей конструкции осуществляется также поэтапно: после сварки очередного шва следует дать ему остыть, проверить металл на наличие микротрещин.

Кроме этого, сварные арматурные конструкции применяются в малоэтажном строительстве. Следовательно, сварка арматуры для фундамента может проводится и в домашних условиях. В подобных случаях исполнителю понадобится простые сварочные устройства ручного или автоматического режима (например, инвертор).

Электроды

Для сварки арматурных стержней применяются электроды типов Э42, Э42А, Э46, Э46А, Э50А, Э55, Э60.

Наиболее востребованными и ходовыми марками являются:

  • Электроды с основным покрытием УОНИ-13/45 применяются для сварки конструкций ответственного назначения из углеродистых и низколегированных сталей. Достоинства: шов обладает стойкостью к образованию трещин и высокими качественными характеристиками.
  • ТМУ-21У используются для ручной дуговой сварки ответственных конструкций. Преимущества: состав обмазки электродов гарантирует хорошее качество сварки исоединения; небольшой уровень разбрызгивания; стабильность дуги; легкая отделимость шлака.
  • УОНИ-13/55У предназначены для сварки арматуры ванным способом. Данная марка незаменима для обеспечения качественной сварки.
  • Если исполнитель располагает сварочным аппаратом инверторного типа, то для сварки арматуры понадобится электроды марок АНО-21 и МР. Основные достоинства: доступность данных сварочных материалов, возможность осуществления сваривания по ржавчине, сварка может выполняться во всех пространственных положениях (кроме МР-3).
  • Практика показывает, что электроды ОЗС-12 являются одним из лучших вариантов для работы с арматурой. Плюсы: возможна сварка изделий с небольшим количеством ржавчины; рутиловая обмазка предотвращает образование пор и предохраняет шов от попадания шлаков и окислений; высокая прочность соединений.

Технология стыковки и соединения ручной дуговой сваркой

При выполнении сварки арматурных стержней важно правильно выбирать оборудование и расходные материалы, тщательно проверять и контролировать их качество.

Следует учитывать особенности проведения работ, перечисленные ранее. При предъявлении повышенных требований к готовому изделию, нужно качественно выполнять каждое сварное соединение. Потому как даже один ненадежный шов может привести к неравномерному распределению нагрузки и повреждению всей металлической конструкции.

В отдельных случаях для повышения жесткости конструкции необходимо приваривать дополнительные ребра. Они повлияют на прочность в лучшую сторону.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть ролик, но обязательно просим учесть сказанное выше про сварку ответственных конструкций и проектную документацию.

Проверка качества готовой конструкции

Из-за повышенных требований, предъявляемых к сварному соединению арматурных стержней, после окончания работ следует провести проверку качества шва. Для этого необходимо сверить полученные размеры конструкции с документацией или чертежом. Можно использовать рулетку, линейку, штангенциркуль, шаблон сварщика.

Меры безопасности

Сварка арматуры, как и других изделий и конструкций, требует соблюдения правил безопасности. Это является гарантией качественного осуществления работ и обеспечивает необходимый результат. Этап подготовки включает подгонку, зачистку и обточку торцов металлических изделий.

Исполнитель в обязательном порядке должен использовать средства защиты: маска, спецодежда и краги.

Оборудование должно быть исправным и иметь заземление. Недопустимо проводить сваривание в условиях высокой относительной влажности.

Особого упоминания требуют меры безопасности при проведении сварочных работ на высоте.

Как следует осуществлять на высоте

Сварочные работы на высоте следует выполнять в соответствии с правилами техники безопасности. Следует особо подчеркнуть несколько важных моментов:

  • сваривание арматуры на высоте необходимо осуществлять с лесов, подмостей, навесных люлек или приставных лестниц, имеющих площадки с ограждениями и настил из несгораемых материалов;
  • при невозможности установки вышеперечисленных средств, работы можно вести с ранее смонтированных конструкций с ограждениями, к которым можно прикрепить предохранительные пояса (они применяются при работах на высоте свыше 1,5 метров);
  • при выполнении работ в несколько ярусов, необходимо присутствие ограждающих устройств. Щиты и настилы предотвращают попадания брызг металла и искр на работающих на нижних уровнях;
  • сварщик должен использовать специальные приспособления для переноски инструментов и электродов, а также для сбора огарков;
  • сварочное оснащение должно иметь защитное от брызг, пыли и осадков исполнение;
    • если его нет – следует соорудить навес из несгораемых материалов;
    • если никакой защиты нет, то сварочные работы во время дождя и снега не ведутся;
  • также работы прекращаются при гололедице и при ветре более 6 баллов;
  • кроме этого, существует порог по температуре, мороз ниже -30 градусов, работы проводить нельзя;
  • доступ к оборудованию должен быть безопасным и свободным;
  • если при работах используется несколько источников питания, то их следует располагать не ближе о,35 м. друг к другу;
  • сварочный трансформатор и ацетиленовый генератор должны находится на расстоянии 3 м. друг от друга;
  • сварочные провода следует располагать на расстоянии не менее 1 м. от трубопроводов с горючими газами;
  • транспортировка газовых баллонов осуществляется на специальных тележках или носилках, а подъем их на высоту нужно выполнять с помощью грузоподъемных механизмов в специальных крытых контейнерах;
  • баллоны при эксплуатации их на высоте должны находиться в специальных контейнерах, которые обеспечивают надежное крепление, исключают возможность падения баллонов с высоты, а также попадания на них брызг металла;
  • кислородные баллоны, редукторы и рукава при хранении и эксплуатации не должны соприкасаться со смазочными материалами, жирами и промасленной одеждой;
  • не допускается совместная транспортировка кислородных баллонов и баллонов с горючими газами;
  • длина рукавов не должна быть больше 30 м.;
  • исполнители должны иметь сертификацию на проведение соответствующих работ.

Классы арматуры и электроды

Существует большое разнообразие классов арматурных стержней. Наиболее распространенным типом является А500С. Буква «А” в обозначении подразумевает, что это горячекатаная сталь, число 500 указывает на предел текучести, «С” – арматура свариваемая. Преимущества данного типа арматуры:

  • сварка арматуры А500С может осуществляется электродуговым способом;
  • улучшенная прочность и пластичность;
  • отсутствие хрупких мест;
  • достаточно низкая себестоимость.

Электроды для сварки арматуры А500С должны быть предназначены для работы с низкоуглеродистыми сталями. Кроме этого, для данного материала следует применять сварочные материалы следующих типов: Э42А, Э46А, Э50А, Э55. Выбор электрода зависит от того, какой метод сварки исполнитель будет применять.

Ещё один востребованный класс – А400. Данный вид металлопроката также является горячекатаным, предел текучести составляет 400 МПа.

Следует отметить, что сварка арматуры А400 не производится.

Если существует необходимость в осуществлении сварных соединений, то следует использовать А400С – одну из разновидностей А400. Арматура А400С была создана с целью удешевления производства, а также для уменьшения количества отходов. Применяется, в основном, в малоэтажном строительстве, при обустройстве дорожного полотна и при изготовлении железобетонных конструкций.

Что лучше: вязка или сварка

Существует несколько способов соединения арматуры, которые различаются по различным параметрам: себестоимость, сложность создания, надежность и другие. Несмотря на данное многообразие чаще всего вопрос стоит следующим образом: сварка или вязка? Каждый из этих типов соединений обладает собственными преимуществами и недостатками.

Достоинства сварки арматуры:

  • создание крепкого неразъемного соединения;
  • конструкция имеет повышенную ударную прочность;
  • детали, скрепленные методом сваривания, в меньшей мере поддаются деформации и другим дефектам;
  • изделие хорошо сохраняет форму даже несмотря на внешнее воздействие;
  • высокая температурная стойкость сварного шва;

Недостатки:

  • достаточно дорогостоящий способ, требует от исполнителя наличия опыта и знаний;
  • для выполнения большинства процедур необходимо специальное стационарное оборудование;
  • обработка упрочненных металлов требует высоких энергозатрат;
  • в случае возникновения необходимости корректировки соединения, сварной шов очень сложно разъединить;
  • нужно произвести тщательную подготовку рабочей поверхности.

Преимущества вязки арматуры:

  • простой и дешевый способ соединения;
  • исполнитель может не обладать особыми умениями и навыками;
  • вязка более безопасный метод, чем сварка;
  • конструкция приобретает небольшое количество дополнительной массы;
  • нет необходимости в очистке поверхности;
  • отсутствие энергозатрат;
  • процедура может проводиться в местах без источника питания.

Недостатки:

  • качество соединения вязки ниже, чем сварного шва;
  • отсутствует жесткость скрепления, поэтому некоторые элементы могут оставаться подвижными;
  • материал для вязки, в большинстве случаев, не обладает высокой температурной стойкостью.

Ознакомившись со всем перечнем плюсов и минусов каждого соединения, исполнитель сможет решить – какой способ соединения лучше применить на практике: сварка или вязка.

Соединение арматурного каркаса фундамента

Строительство жилого дома начинается с создания крепкого и надежного несущего основания. Часто застройщики индивидуального жилья выбирают для своих строений монолитный ленточный или плитный вид конструкции фундаментов. Как известно, монолитный фундамент представляет собой бетонный массив с арматурным каркасом, поэтому при производстве арматурных работ застройщиков интересует, а можно ли сваривать арматуру для каркаса. На этот счет нет однозначного решения, и чтобы разобраться, что же дальше делать – варить или вязать арматуру, рекомендуется ознакомиться с видами создания соединения отдельных арматурных стержней в единый пространственный каркас.

Армирование монолитного фундамента здания

Необходимость армирования несущего основания

Гарантией долговечности жилого дома или другого строения служит фундамент, построенный по всем техническим требованиям по правильной технологии производства работ.

И если при возведении такого важного и главного конструктива здания, как несущий фундамент, были допущены грубые технологические и технические ошибки, могут появиться усадочные деформации и трещины на несущих конструкциях. Повысить прочность несущего основания можно армированием металлическим пространственным каркасом или арматурной сеткой.

Арматурные изделия в массиве бетона надежно предохранит монолитный фундамент от появления трещин и надежно защитит от возможного разрушения.

Арматурные соединения

Вязка пространственного арматурного каркаса фундамента

Основной задачей при создании единого арматурного каркаса является соединение отдельных металлических прутков в единую конструкцию. Чтобы выполнить такую задачу, в строительстве применяют два способа соединения:

  • Вязка арматуры с помощью гибкой вязальной проволоки.
  • Сварка отдельных стержней.

У каждого способа есть свои сильные и слабые аспекты. Для лучшего понимания нюансов армирования желательно провести сравнительный анализ способ соединения.

Ознакомиться с видеопримером сварки:

Влияющие факторы

Можно сформировать список влияющих условий на выбор типа соединения металлических стержней для фундаментов:

  • Природные. Согласно существующим строительным правилам СНиП 52-01-2003 нельзя применять сварные соединения на подвижных грунтах.
  • Техническая характеристика здания. Высотные многоэтажные здания требуют скоростных темпов строительства, и для их возведения рекомендуется применять сварные соединения арматурных сеток и каркасов фундаментных конструкций. Мелкозаглубленные фундаменты частных домов и небольших сооружений лучше строить на фундаментах с использованием связанных металлических изделий.
  • Материалы для соединения. Не каждый вид арматурных стержней можно сваривать электродуговой сваркой, которая разрушает целостность прутков и снижает их прочность.
  • Специальное оборудование. Сварочные аппараты обязательно должны быть оснащены регулятором плавной корректировки силы тока.
  • Исполнитель соответствующей квалификации. Качественную сварку может выполнить только опытный специалист – сварщик. Переделать плохо выполненную работу невозможно.

Последовательность вязки арматуры

Связывание арматурного каркаса

Чтобы заполнить тело монолитного бетона арматурным каркасом достаточно связать отдельные металлические прутья в единую конструкцию с помощью гибкой вязальной металлической проволоки.

Технология проведения работ по вязке металлических стрежней несложная и ее посильно освоить любому домашнему мастеру – строителю.

Вязку арматуру лучше всего проводить в следующей последовательности:

  1. Для соединения отдельных стрежней необходимо приготовить несколько кусков длиною по 200 мм стальной или оцинкованной вязальной проволоки диаметром от 1,2 до 1,4 мм.
  2. Заготовку из вязальной проволоки необходимо сложить пополам до образования петли, которую необходимо подвести к соединительному узлу арматурного изделия.
  3. Специальным вязальным крючком нужно захватить свободные концы и протянуть через петлю. Место пересечения арматурных прутьев должно надежно охватываться вязальной проволокой.
  4. Полученную скрутку необходимо как следует затянуть до плотного узлового соединения арматурных элементов.

Связывание металлических прутков вязальным крючком относится к трудоемким ручным процессам, но вместе с тем такой способ с экономической точки считается самым дешевым. Затраты состоят из покупки вязальной проволоки.

Чтобы немного облегчить ручной труд дополнительно применяют механизмы, повышающие производительность и снижающие физические затраты. К ним относятся:

  • Специальный автомат-пистолет для вязки. Производительность труда с его применением значительно возрастает, однако обращаться с ним может только специалист.
  • Дрели и шуруповерты, оборудованные специальными насадками (битами),которые можно найти в любом строительном магазине.

С помощью таких механизмов вяжут арматуру в труднодоступных узлах каркаса фундамента.

Видеопример вязки арматуры шуруповертом:

Положительные стороны арматурной вязки

При индивидуальном строительстве наиболее целесообразно применять соединение арматуры методом вязки, который имеет ряд преимуществ:

  • Простота выполнения и доступность работ любому желающему.
  • При вязке стрежней отсутствуют дополнительные напряжения в местах узловых соединений.
  • Возможность использования арматуры меньшего сечения, что приводит к удешевлению стоимости арматурных работ.

Техника создания металлического каркаса связыванием

Перед началом работ по связыванию металлического армированного элемента фундамента необходимо подготовить арматурные стержни по размеру и диаметру в соответствии с рабочей исполнительной схемой каркаса или сетки. После этого рекомендуется выполнить следующие технические операции:

  1. Нижний горизонтальный ряд арматурного изделия располагают на расстоянии в 4 – 6 см от земли. Необходимый защитный зазор между бетоном и каркаса создают металлические или пластиковые подкладывающие элементы – подкладки.
  2. Вертикальные стержни располагаются сверху с определенным шагом и фиксируют в неподвижном состоянии вязальной проволокой.
  3. При связывании арматуры следует помнить о надежности соединения. Главное, чтобы в процессе заливки бетонной смесью не произошло смещение отдельных арматурных стержней.
  4. При выполнении арматурных работ следует уделить особое внимание угловым соединениям. Для этого производят дополнительное их крепление несколькими витками вязальной проволоки. Угловые арматурные концы надо загнуть внутрь и не допускать их выступа за рамки фундамента.
  5. После сборки можно провести простое испытание прочности арматурной конструкции. Для этого можно положить на верхнюю часть связанного пространственной конструкции доску и пройтись по ней. Правильно собранный каркаса не должен изгибаться от веса человека.

Перед заполнением фундаментной конструкции бетонной смесью необходимо провести дополнительное укрепление арматуры для надежной ее фиксации в массиве бетона.

Сварочное соединение арматуры

Сварка сеток и каркасов

Сварка арматуры для фундамента считается более трудоемкой технологической операцией, чем связывание отдельных стрежней. Такой способ создания арматурных единых конструкций будет оправдано, если варить арматуру для конструкции фундамента в заводских условиях. Если к несущему основанию здания при увеличенных нагрузках предъявляются повышенные требования прочности, специалисты советуют применять сварные металлические сетки и каркасы. Свариваемые стержни соединяются методом контактной сварки на специальном оборудовании – монтажных сварочных столиках квалифицированными сварщиками с опытом работы.

Сварочный станок для контактной сварки

Этапы сварки арматуры

Процесс создания арматурных сеток и каркасов производится в специальных цехах поэтапно:

  • Вначале производится заготовка материалов и проверка их качества.
  • Стальные заготовки арматуры очищаются от коррозии, грязи и после этого размечаются и нарезаются по рабочим схемам и чертежам.
  • Из отдельных стержней собирается плоская арматурная конструкция и слегка прихватывается сваркой.
  • Плоские арматурные элементы с помощью специальных устройств – кондукторов устанавливаются друг над другом на расчетном расстоянии строго вертикальном положении.
  • На следующем этапе соединяемые элементы предварительно связываются.
  • Еще раз происходит сверка положения арматурных стержней по рабочим схемам.

Завершающим этапом будет окончательная контактная сварка изделий.

При выполнении технологической цепочки по сварке арматуры фундамента непосредственно на стройплощадке следует помнить, что потребуется специальное оборудование для электродуговой инверторной сварки.

Контактная точечная сварка может соединять арматурные заготовки диаметром до 25 мм. Если сваривать металлические стрежни увеличенного диаметра, возможно деформирование изделий из-за сильного нагрева.

Положительные и отрицательные стороны сварки

Сваренные в заводских условиях фундаментные конструкции из арматуры значительно сокращают сроки строительства и позволяют быстро проводить монтажные работы по установке каркасов и сеток в тело фундамента. К положительным характеристикам сварных изделий можно отнести:

  • Увеличение жесткости готовых пространственных модулей.
  • Создание прочного и надежного основания, способного воспринимать значительные увеличенные нагрузки.

Сварные арматурные элементы нельзя применять в районах повышенной сейсмичности, а также на сложных грунтовых основаниях с длительными процессами усадки. Именно эта отрицательная сторона сварных соединений значительно ограничивает область их применения.

Подведение итогов

Однозначного мнения по вопросу сварки арматуры для фундамента нет. Одни специалисты не советуют применять такой способ соединения, а другие профессионалы имеют другое мнение. Окончательный ответ в пользу того или иного способа соединения арматуры и почему именно этот выбор будет правильным, можно дать с учетом всех характеристик возводимого здания и факторов воздействия нагрузок на фундамент.

Для индивидуального малоэтажного строительства способ вязки каркасов будет вполне оптимальным решением, а при возведении более массивных и тяжеловесных зданий при армировании фундаментов лучше применять сварные арматурные изделия.

Очень многие элементы строений требуют внутреннего усиления конструкции. Арматурные пояса устанавливают внутрь ленточных фундаментов, прочность черновых стяжек усиливают сеткой из стальных прутьев, лестничные марши и площадки фиксируют металлической конструкцией, завязанной с усилением несущих стен.

Прутья армирования можно фиксировать в местах пересечения 3 способами:

  • Сварка;
  • Связка проволокой;
  • Связка пластиковыми хомутами.

Зафиксировать сцепление при помощи связывания можно при использовании абсолютно любого вида армирования, не зависимо от вида материала. А вот сваривать можно лишь металлические прутки определенной марки.

Что нужно знать при покупке

Если вы планируете закладку монолитного фундамента или вывод несущих стен, то скорее всего армирующий пояс понадобиться сваривать. При покупке прутков арматуры следует уточнить у продавца не только диаметр и длину прутка, но и марку. Обычно базы по продаже черного металлопроката предлагают 2 вида:

  1. Стальную арматуру А400 (так же справедлива маркировка её АIII). Не сваривается, только вяжется.
  2. Прутки периодического профиля марки А 500С.Подходит как для связывания, так и для сварки.

Итак, для соединения с использованием сварки подходит только арматура с литерой «С» в маркировке.

Недостатки сваривания

Несмотря на то, что фиксирование пересечения сваркой довольно прочный тип соединения, такой метод не всегда оправдан. Собственно, стабильность и влечет за собой некоторые нюансы, которые не всегда желательны.

Получая высокую прочность, конструкция теряет подвижность на изгиб. А, как нам известно, такие свойства как изгиб и сжатие очень важны во внутренних монолитных конструкциях, таких как лестницы или перекрытия. Если эти элементы здания не будут слегка «подвижны» в эксплуатации, это приведет скорее к деформации, чем к стабильному состоянию.

Кроме того, работа по сварке металла является профессиональным навыком и выполнить её могут далеко не все строители.

Некоторые виды грунта так же предполагают некоторую подвижность, поэтому устраивая на них фундаменты типа монолитной плиты, прутья так же рекомендуют связывать, сохраняя внутри конструкции небольшую эластичность.

Оставьте комментарий