Каменное строительство


Восточные славяне предпочитали строить свои дома и сооружения из дерева из-за обилия лесных угодий в местах своего проживания, камень не считался удобным строительным материалом. Дерево является очень лёгким в обработке, имеет относительно небольшой вес, хороший теплоизолятор, но по причине своей горючести, лёгкой повреждаемости грибами и насекомыми, невысокой прочности, наши предки начали использовать камень в качестве защитных построек. Первое применение камня для строительства в древней Руси на основании археологических раскопок относится к VIII веку, а первые сообщения из летописей дают нам сведения о крепостных стенах только с XI века, ими были обнесены города Тарту (1030), Киев (1037) и Новгород (1044). Каменные ограждения строили из кирпича и камня, толщина стен достигала 6 м, высота – 10,7 м. Высота назначалась в соответствии с важностью населённого пункта, а толщина должна была соответствовать мощи стенобитных машин. Наряду со стенами в ограждении ставились башни, имевшие форму четырёхугольную или круглую. Диаметр круглых составлял 21,3-36,2 м (от 10 до 17 саженей), высота до 32 м (15 саженей), верх башен был всегда открытым, поэтому крыши, которые мы видим на современных башнях кремлей, появились позже. Ворота делались размером от 2 на 2 до 2 на 3 сажени, то есть шириной 4,26 м и высотой 4,26-6,39 м.
Для скрепления каменных башен и стен применялся известковый раствор, который пришёл к нам из Византии, а саму кладку вели с деревянных лесов. Первый «СНиП» на строительные работы был издан в XI веке и назывался «Строительный устав», к этому времени существовали отдельные мастеровитые люди, которые занимались сооружением городских стен – городники, мостов и переправ – мостники. Мосты поначалу делали тоже из дерева, каменные сооружались возле кремлей.
Первые церкви построенные на Руси были сооружены византийскими строителями, которые отличались от современных гастарбайтеров наличием навыков и обучали в процессе работ русских строителей. По этой причине кладка X и XI веков идёт по византийскому образцу, в которой ряды бутового камня чередовались с плоским квадратным кирпичом-плинфой, швы делались толщиной в кирпич, в известковый раствор примешивали цемянку (толчёный кирпич). Одним из примеров такой кладки выступает Софийский собор в Киеве. Здание стоит на ленточном бутовом фундаменте неглубокого заложения (70 сантиметров), кладка чередующаяся, 4-5 рядов плинфы размером 365х312х45 мм и один ряд камня на известково-песчаном растворе с цемянкой, кирпич через один ряд углублялся в стену, поэтому швы кажутся втрое толще рядов. Арки, своды и купола выполнены из кирпича на известковом растворе, покрытие кровли выполнялось из свинцовых листов. Для облегчения кладки и акустических целей в стенах заложены глиняные горшки-голосники.
С X по XII века стены большинства зданий выполнялись в своего рода опалубке, с двух сторон укладывался камень чередующийся плинфой, а внутрь засыпался битый кирпич и рваный камень, который заливался известковым раствором, такая кладка обрела название бутовой. Здесь прослеживается желание сэкономить на дефицитных материалах и облегчить тяжёлую и кропотливую работу, подтверждением этому служит дальнейшее упрощение и уход от византийских приёмов строительства. Тёсаный камень и кирпич были новыми и редкими материалами, для их производства требовалось время и месторождения, а кладка больших стен требовала огромных затрат труда из-за веса камней и необходимости соблюдать порядовку.

Фото 2. Дмитриевский собор во Владимире. Год постройки 1191.

В XIII веке в Киевском, Полоцком и Черниговском княжествах каменные конструкции из-за недостатка природного камня заменяют на кирпичные, что способствует появлению новых архитектурных элементов кладки. Сам кирпич из квадратного меняют на более удобный прямоугольный, начинается производство фигурного кирпича для фасадов. В Новгороде и Пскове кирпич не получает распространения, всё строительство ведётся из камня. В Ростово-Суздальском княжестве поначалу сохраняется техника времён Киевской Руси, но самые выдающиеся памятники белокаменного строительства это Владимиро-Суздальские церкви и соборы XII века, которые входят в число памятников Золотого кольца России. Так Успенский собор, изображённый в заголовке статьи, построенный во Владимире в 1158-1160 годах, выполнен полубутовой кладкой, наружные стенки сделаны из тщательно отёсаного местного известняка со швами в 2-3 мм, внутреннее пространство заполнено рваным камнем и залито известковым раствором, стены украшены резными орнаментами.
Фото 3. Белокаменная резьба Дмитриевского собора. Видны швы между отдельными камнями наружной кладки.

В то же самое время кроме кирпичной и бутовой кладки появляется кладка «в коробку», когда в ограждённое бревенчатой опалубкой место заливали раствор, это стало прообразом бутобетонных конструкций. В XIII и XIV веках в результате монгольского нашествия, каменное строительство не прекращается только в Новгороде и Пскове, в остальных русских землях имеется промежуток приостановления строительства, а возобновление сопровождается заимствованием лучших образцов Владимиро-Суздальского княжества.
Продолжение истории конструкций здесь: Каменное строительство в России. Часть 1.

Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке

Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».

Затем Он сказал следующую притчу:

«Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое».

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком. В жизни человеку приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если он утвердит свою жизнь на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и исполнение Его заповедей.

Человек, истинно верующий, сохраняет всегда в памяти заповеди Господни: это помогает ему твердо стоять на пути истины. Он во всех своих делах соображается с ними и покоряет им свою собственную волю. Если он богат, то, любя ближнего, как повелел Господь, употребляет свое богатство на добрые и полезные дела, а не живет только в угождение себе. Если же он беден, то старается честным трудом содержать себя и свое семейство, и охотнее станет терпеть недостаток, чем согласится поступить бесчестно, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. Его не легко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. Постигнут ли его несчастья или страдания, он не впадает в уныние и не ропщет, но с бодростью духа старается преодолеть бедствия или с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдания и горести для душевной пользы. В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. Наконец, в самый час смерти вера укрепляет его, указывая ему на будущую жизнь. Он знает, что Бог не оставит Своей милостью тех, кто на земле старался творить Его волю.

Но не таков человек, который не соображает своей жизни с заповедями Божиими, а привык следовать своей собственной воле. Он не умеет устоять против искушений. Дурной совет и дурной пример часто совращают его с доброго пути. Если такой человек богат, он живет больше для себя, проводит время в праздности и суетных удовольствиях, не думая о своих обязанностях. Если он впал в бедность, то по непривычке к труду часто решается на бесчестные поступки, чтобы добыть денег, а добыв их, тратит на пустяки и в свое удовольствие вместо того, чтобы помочь ими своему семейству. В бедствии он унывает и недалек от полного отчаяния. Жалок такой человек. Знакомые и товарищи презирают его за легкомыслие, потому что он, как говорится, идет, куда ветер подует, слову его нельзя верить, на обещание его нельзя полагаться. Своему семейству он не приносит пользы, напротив, и сам себе иногда бывает в тягость. Он в сердце чувствует, что не так живет, как следует, но не имеет довольно силы и бодрости духа, чтобы раскаяться от полноты сердца и начать новую жизнь. Счастлив он, если встретится с ним благочестивый человек, который ободрит его добрым словом и советом и уверит его, что Господь помогает всякому искренне кающемуся грешнику при его обращении на путь добродетели.

Всем нам, конечно, хотелось бы сделаться людьми честными, прямыми и твердо верующими. Для этого надо с малых лет приобрести привычку во всем соображаться с заповедями Господними, перед каждым делом спрашивать себя, хорошо ли оно и угодно ли Богу, и вообще поступать не так, как самому хочется, но так, как должно. Надо стараться иметь твердую власть над собственной волей, чтобы управлять ею. Если же она управляет человеком, то иногда увлекает его, куда не должно.

Станем же просить у Бога силы и крепости, повторяя песнь, которая поется в Церкви на первой неделе Великого поста:

На недвижимом, Христе, камени заповедей

Твоих утверди мое помышление!

Утверди, Господи, на камени заповедей

Твоих подвигшееся сердце мое, яко един свят еси

Господь!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

О строящих дом на камне или на песке

О строящих дом на камне или на песке Выслушайте и запомните очень важные слова Господа нашего Иисуса Христа о домостроительстве всей жизни нашей. О них буду говорить Вам: «…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил

И. Суббота в доме

И. Суббота в доме Говоря о праздновании субботы в семье, Елена Уайт прежде всего наставляет: «До захода солнца пусть члены семьи соберутся вместе, чтобы читать Слово Божье, петь и молиться» (там же). Затем она заявляет следующее о самой субботе:

Опять в доме

Опять в доме В дом я все-таки вошел. И жизнерадостно сказал этим программистам:— Волоките ваши свершения, начну проверять.— Так сразу? — испуганно закричали они.Из кухни возникла румяная кудрявая Юля, сказала, что, как ни сопротивлялась, эти сожрали весь борщ и теперь их,

ГЛАВА 26. Иисус в доме Марфы. Возвращение семидесяти учеников. Притча о ближнем. Учение о неотступности в молитве

ГЛАВА 26. Иисус в доме Марфы. Возвращение семидесяти учеников. Притча о ближнем. Учение о неотступности в молитве Объявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Иисус окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Руководители эти не

ГЛАВА 34. Просьба Саломии и сыновей ее, Иакова и Иоанна. Наставление о смирении. Иисус в доме Закхея-мытаря. Притча о минах. Исцеление слепого Вартимея

ГЛАВА 34. Просьба Саломии и сыновей ее, Иакова и Иоанна. Наставление о смирении. Иисус в доме Закхея-мытаря. Притча о минах. Исцеление слепого Вартимея Неизвестно, сколько времени оставался Иисус в пустыне; но с приближением праздника пасхи Он признал необходимым оставить

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

О СТРОЯЩИХ ДОМ НА КАМНЕ ИЛИ НА ПЕСКЕ

О СТРОЯЩИХ ДОМ НА КАМНЕ ИЛИ НА ПЕСКЕ Выслушайте и запомните очень важные слова Господа нашего Иисуса Христа о домостроительстве всей жизни нашей. О них буду говорить Вам: «…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил

Разбойник в доме

Разбойник в доме Пересмотрите все мое добро, Скажите – или я ослепла? Где золото мое? Где серебро? В моей руке – лишь горстка пепла! Марина Цветаева. На заре перестройки в популярном толстом журнале напечатали повесть из церковной жизни: весьма развитая героиня постарше

В доме горшечника

В доме горшечника 1 Вот слово, которое было к Иеремии от Господа:2 — Пойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе Мои слова.3 Я пошел в мастерскую горшечника и увидел там, как он работает за гончарным кругом. 4 Сосуд, который он делал из глины, развалился у него в руках, и

Притча Иисуса о доме на песке и на камне

Притча Иисуса о доме на песке и на камне (Мат. 7:24–27)46 Что вы зовете Меня: «Господь, Господь», а не делаете того, что Я говорю? 47 Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их. 48 Он похож на строителя дома, который выкопал глубоко и

2. В доме Господнем

2. В доме Господнем Этьен и Сильвия, супружеская пара без детей, врачи, пришли повидаться со мной перед отъездом в далекие джунгли, где собираются вместе с двумя миссионерами посвятить себя новорожденной христианской общине. Они знают, что им придется нелегко, и чтобы

И сказал Иуда Фамари, невестке своей (по смерти двух сыновей своих): живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал (в уме своем): не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего

11. И сказал Иуда Фамари, невестке своей (по смерти двух сыновей своих): живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал (в уме своем): не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего Хотя возможно, что Шела

8. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; 9. нет больше меня в доме сем, — и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред

На благополучие в доме

На благополучие в доме Если у вас не все ладно в доме, например деньги перестали водиться или какие другие неприятности одолели, поступите так: в новолуние заведите опару и замесите тесто. Как только тесто подойдет, поставьте его в печь. Встаньте к печи задом в одной юбке

А в доме Сауловом…

А в доме Сауловом… Интересные дела происходили в доме Сауловом. Однажды Авенир переспал с бывшей наложницей Саула, звали которую Рицпа. Понравилось ему это мероприятие и зачастил он со своими визитами к Рицпе. Узнав о том вознегодовал Иевосфей и прочел нотацию

О доме, построенном на песке

О доме, построенном на песке Когда снова собрался вокруг Иисуса народ, так Он учил их: Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своем

Оставьте комментарий