Карниз на фронтоне

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Карниз кровли

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Виды свесов

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Кобылки

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Оптимальный размер свесаВыбор ширины свеса

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:

  1. Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили. Подшивка досками
  2. Сайдинг. Подшивка свесов сайдингом считается практичным решением, так как этот материал легко монтировать. Кроме того, сайдинг, сделанный из металла или пластика с полимерной защитой, отлично переносит неблагоприятные погодные условия, долго сохраняя свой внешний вид. Недостаток этого решения в том, что оно затрудняет вентиляцию крыши, перекрывая воздух, из-за чего деревянный каркас конструкции может гнить. Подшивка сайдингом
  3. Софиты. Софитами называют специальные панели для подшивка карнизного и фронтонного свеса, отличием которых является наличие перфорации, поэтому через них легко проникает воздух, но не может пройти вода. Они шире, чем сайдинг, поэтому подшивать свес ими быстрее. Подшивка софитами

Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Методы подшивки Функции карнизов

Торцевая, или фронтонная планка для металлочерепицы крепится к ветровой доске и служит для защиты фронтонного свеса скатной кровли от дождя, ветра и снега. Кроме того, она имеет и эстетическую функцию, прикрывая от взгляда край кровельных листов, обрешетку и стропила.

Правильное крепление торцевой планки металлочерепицы позволит существенно продлить срок службы крыши и повысить ее герметичность.

Конструкция и назначение

Торцевая планка для металлочерепицы производится из того же материала, что и основной кровельный лист. Это оцинкованный тонколистовой прокат, покрытый грунтом, краской и защитным полимерным слоем. Она подбирается под цвет металлочерепицы, поэтому лучше покупать кровельный лист и доборные элементы от одного производителя.

Планка представляет собой продолговатый лист металла, согнутый вдоль длинной стороны. Края его отбортованы, на верхней и нижней кромке отогнуты небольшие юбки, отводящие воду от стены.

Основная функция фронтонной планки – закрыть подкровельное пространство с торца ската от воздействия атмосферных явлений. Ветер, задувая под профиль, создает подъемную силу и постепенно расшатывает крепление листов. Свободная циркуляция воздуха также повышает уровень тепловых потерь. Дождь и снег, попадающий под листы при сильном боковом ветре, повышает влажность и создает условия для гниения и возникновения плесени.

Кроме защитной, торцевая планка для металлочерепицы несет и эстетическую функцию. Она закрывает от взгляда неприглядные внутренности фронтона: изнанку листов, доски обрешетки и мембраны гидроизоляции. Торцу кровли придается завершенность и четкие линии.

Установка торцевой планки на металлочерепицу необходима в любом климате. Без нее сокращается срок службы кровли, в линия торца выглядит неаккуратной.

Размеры торцевой планки

Большинство производителей выпускают элементы стандартных размеров:

При желании можно заказать у производителя планку торцевую и по индивидуальным размерам.

Монтаж торцевой планки на металлочерепицу

Как установить торцевую планку?

Установка начинается на этапе проектирования. Нужно предусмотреть короб подшивки свеса и фронтонную доску, к которой и будет крепиться элемент. Торцы досок обрешетки должны быть выровнены, и к ним закреплена фронтонная доска. Как правильно подойти к процессу? Действовать нужно в такой последовательности:

  • монтаж торцевой доски металлочерепицы и подшивка свеса;
  • установка металлочерепицы (кроме конька);
  • монтаж торцевой планки металлочерепицы.

Начинают его с нижнего среза ската. Первый элемент тщательно выравнивают относительно кромки фронтона. Как крепить деталь? На одну сторону планки достаточно 4-5 кровельных саморезов. Они завинчиваются в волну металлочерепицы, а боковая поверхность крепится к фронтонной доске.

Важно! Следует использовать шуруповерт с регулируемым крутящим моментом. Перетянутые саморезы будут деформировать лист, а недотянутые позволят ему хлопать на ветру. Это может привести к отрыву детали и ее падению.

Далее вдоль кромки изделия натягивают разметочный шнур до конька крыши. Ориентируясь на него, крепится следующий элемент с нахлестом в 10-15 см, в зависимости от угла уклона ската. Последняя деталь обрезается по размеру так, чтобы сформировать коньковый узел. В случае прямого конька боковая часть планки будет играть роль торцевой заглушки. Для полукруглого или фигурного конька применяется специальная заглушка.

Установка торцевой планки на металлочерепицу – относительно несложная работа. Она вполне по плечу домашнему мастеру, владеющему общестроительными навыками. В ее ходе важно соблюдать аккуратность, ставить элементы, ориентируясь по разметочному шнуру и не допускать перекоса деталей. Тогда кровля из металлочерепицы будет служить долго и надежно.

При работе на кровле необходимо соблюдать правила техники безопасности, использовать исправные лестницы, страховочный пояс, каску и нескользящую обувь.

Приветствую вас, мои Читатели и Зрители строительного Блога «Путь домой”. Сегодня будем говорить про утепление фронтона, а точнее узел примыкания фронтона дома и кровли. Действительно, многие, начиная строительство дома, не задумываются над этим узлом и потом сталкиваются с проблемами.

Эта проблема актуальна для тех, кто делает мансардный этаж. Те, у кого чердак холодный сталкиваются немного с другими моментами, об этом мы тоже поговорим.

Полный вопрос: Maklay/ Как правильно делается узел утепления кровли над фронтонами (между стропилами) и фасадом? Какую высоту фронтонов необходимо делать, до низа стропил или выше? Как изолировать утеплитель от контакта с фронтоном?

Если «разрезать” фронтон поперек, мы увидим обрез стены, конёк и нависающую часть всего «пирожка” крыши. Неважно какая крыша: будь то черепица, металлочерепица, битумка, — не принципиально. Суть заключается в том, что «пирожок» (финишное покрытие, обрешетка, вентзазор) проходит над обрезом фронтона. Вся стропильная система находится ниже.

1:14 Что такое фронтон?
2:32 На что обратить внимание?
4:00 Что делать с промерзанием узла?
7:40 Вентилируемый чердак
9:50 Теплотехнический расчет

Вопросы пользователей

14:27 Вы когда говорили, что у бабушки не доложили 20 см стены фронтона, а потом утепляли угол по-моему минераловатой (чтобы уйти от промерзания), то как там с конструкциями по жестокости, долговечности и надежности?

С Уважением, Александр Терехов

Фронтонный свес — деталь двускатной или более сложной мягкой кровли строения, имеющего торцевой фронтон. Величина свеса не нормируется. В основном подчиняется от архитектуры строения. Глубина свеса бывает разнообразной: от ноля до самой большой величины, ограниченной только конструктивно. С точки зрения защиты фасада от воздействий атмосферы, чем больше свесы кровли, тем лучше.

Видео-инструкция по установке софитов

Хорошее решение: важные схемы

Фронтонный свес кровли может быть решён по разным конструктивным схемам:

  • Фронтон размещается выше крыши. Традиционное решение в архитектурном стиле, при каком фронтон подымается над уровнем кровли. Данный прием дает возможность создать впечатление парадности и большей массивности большого фронтона. Стена фронтона изолируется сверху покрытием для крыши, зачастую это металл листовой, объединяемый внахлест или при помощи фальца. Стык отвесной плоскости внутренней стороны фронтонной стены и покрытия для кровли аккуратно гидроизолируют.

    В данной развитой двухскатной кровле три фронтона и три свеса естественно

  • Фронтон устраивается наравне с кровлей, свес отсутствует. Это решение более свойственно для архитектуры в актуальном минималистическом стиле.

    Отсутствует не только фронтонный, но и карнизный свес. При подобном решении большое внимание следует выделить конструкции водоотвода с кровли

  • Свес сформировывается обрешеткой кровли. Очень простое и недорогое решение. Система стропил не выводится за пределы фронтонных стен, выпускается только каркасная рама. Это решение более подойдет для лёгких материалов для кровли: асбестоцементных листов, еврошифера, металлической черепицы, гибкой черепицы
    из окисленного битума. Каркас из рамы (брусок или дощечку) вешают снизу, а торец кровли закрывают профилем из металла или комплектным кровельным щипцом. Консольный свес не выполняют очень уж большим чтобы не было прогиба. В основном, его глубина не будет больше полуметра.

    Шале в альпийском стиле имеют по традиции большие свесы, помогающие обезопасить стены из дерева от влияния непогоды

    Если кровля оснащается ливнестоком, часть находящаяся внизу свеса ближе к карнизу имеет добавочный каркас для крепежа крюков желоба.

    Подобным образом можно подшить часть находящейся снизу свеса, чтоб прикрепить ливнесток и обеспечить переход на горизонтальную зашивку свеса карниза.

  • Свес создается вместе со стропильной системой. Стропильный брусок ставится не только в пределах стен дома, но и выходит за пределы фронтона. Крайняя стропильная нога является опорой для основания крыши (обрешетки или сплошного настила), ее вынесение опредиляет глубину свеса. Чтобы опереть внешние стропилины, за пределы стен выносят несущие детали кровли: сильный мауэрлат, опорный коньковый и переходные брусы. Конструкция такого рода очень надежна и дает возможность организовывать существенный вынесение свеса даже на кровлях с тяжёлым покрытием для крыши (керамическая и бетонная черепица, настоящий шифер).

    Две пары размещенных вне границ стен стропильных ног опираются на выдвинутые вперед коньковый опорный брусок и верхний венец деревянного дома из бруса. Вылет кровли примерно метра, крыша тяжёлая — бетонная черепица

Для лёгких видов крыши и сравнительно маленьких свесов порой применяют другую систему. Взамен стропильной ноги ставят карнизную дощечку, имеющую высоту стропильного бруска, но более тоненькую и лёгкую. Объединяют ее перекладинами с крайней стропильной ногой и делают фиксацию дощечкой нижнего, свеса карниза. Решение меньше надежное и совсем не более экономичное по расходу древесины и трудозатратам.

Вариации свеса, при каких карнизная дощечка закрепляется перекладинами

Подшивка: подбираем материалы

Чем и как подшить фронтонный свес опредиляет общий архитектурный строения и его кровли, задействованный бюджет стройки и кровельный материал (битумная черепица и др.). Способов очень много. Обшивание скрепляют к каркасу, стропильному бруску или направляющим:

  • Подшивка деревом — неувядающая классика, очень удобный в работе материал. Применяют облицовочную доску со шпунтом с добавочным пазом (вагонку) или обыкновенную доску обрезную. Потому что древесина предрасположена сезонным деформированиям (расширению-сужению) в зависимости от влажности и температуры воздуха, детали древесной подшивки нельзя размещать близко. Нужно предусматривать зазор в 4-6 мм между дощечками. Если есть наличие шпунта шип не до конца задвигают в паз. Древесину лучше всего пропитать составом для защиты до монтажа, притом с двух сторон.

    Древесная подшивка — прекрасный вариант для сруба

  • Пластиковые пустотелые Панели ПВХ для отделки внутри. Самый недорогой на сегодня способ. Панели имеют тонкие стены и очень легко повреждаются. Доминирующий цвет белый. Не лучший, зато весьма доступный способ.

    Свес кровли и фронтон обшиты пустотелой вагонкой ПВХ. Южный фронтон так декорировать не стоит, при нагреве панели может покоробить

  • ПВХ сайдинг для подшивки кровли (софиты). Долговечный и прочный и материал, не опасается мороза и излучения ультрафиолета. Выпускается в очень разных цветовых вариациях, не выцветает на солнечных лучах. Для проветривания пространства под кровлей применяют специализированные с отверстиями панели.

    В этом случае свес сделан без вынесения стропилин, только благодаря продолговатой обрешетки. Снизу прибита пара направляющих дощечек, служащих опорой для сайдинга. Торец кровли закрыт карнизной дощечкой и железным Г-образным профилем сверху

  • Сайдинг для стен. Свесы кровли обшитого при помощи сайдинга каркасного дом разумно тем же при помощи сайдинга и обшить. К большому сожалению, сайдинг для стен с отверстеями не выпускается. Если необходимо вентиляции в панели нужно будет вставить вентрешетки.

    Свес недорогого дома обшит стеновым при помощи сайдинга. внутренний стык окантован классическим ПВХ угловым профилем

  • Профилированный железный листочек также послужит обшивкой свеса карниза. Прочный, долговечный. Из плохих качеств — потребность обдумывать вентиляцию и высокое конденсатообразование металла. Закрепляется обычными дюбелями с прокладками на основе резины.
  • Плоский металлический листочек для зашивки используют редко. Смотрится он бережно, но просит прекрасной подготовки каркаса, ведь на плоском листе даже прогибы и небольшие неровности весьма видны. Также, нужна не маленькая точность при замере, раскрое и сгибании деталей подшивки.

    Обшивка плоским металлом выглядит очень эффективно, но просит очень высокой внимательности при производстве и монтаже. На фотографии видна врезанная в металл вентиляционная решётка

  • Свес можно совсем не подшивать, если каркасная рама имеет прекрасный вид. Или подшить снизу каркас из рамы, сохранив открытой систему стропил. Для варианта свеса, сделанного вынесением несущих балок и стропильного бруска — весьма броское решение. Просит тщательности при подгонке компонентов.

Открытая (неподшитая) система стропил смотрится превосходно

Вариации оформления фронтонов

Помимо обычных треугольных фронтонов двускатных кровель можно повстречать много других систем: полувальмы обыкновенные и двойные, голландские кровли и их производные.

Правое крыло строения имеет обыкновенный фронтон двускатной кровли. Левое — полувальмовый

Все комбинированные кровли имеют фронтонные свесы.

Фронтон древнего дома в Эрфурте (в самом центре) поднят над уровнем крыши. Здание кажется довольно высоким, чем есть в действительности

Подшивка фронтонных свесов — дело в общем простое, но требующее конкретных аккуратности и плотницких навыков. При устройстве подшивки нужно предусматривать вентиляцию пространства под кровлей.

Оставьте комментарий