Казачий курень

Во Владимирской области в городе Петушки появился настоящий казачий курень с настоящими казаками. Вряд ли они смогли бы стать героями Венедикта Ерофеева – автора известной поэмы в прозе Москва-Петушки. Они тоже приехали из Москвы, но, в отличие от книжных героев, не пьют, не курят и занимаются спортом.

Потомственный казак Илья Охотников всю жизнь мечтал основать собственный казачий курень. Мечту осуществил только на пенсии.Продал свою московскую квартиру и отвез жену и троих детей в чистое поле под Владимиром. Денег от продажи квартиры хватило на покупку нескольких гектаров земли. Все остальное строили своими руками.

Для жены Ольги жизнь в деревне Желудьево сначала стала шоком. «Тяжело, наверное, было с печкой обходиться: печку не топишь – холодно. Перепады температур. Топишь – жарко, не топишь – холодно», – отмечает она.

Но выпускница иняза, знающая два иностранных языка, все-таки находит плюсы в сельской жизни. «Приятно осознавать, что мы полностью независимы. Что бы ни случилось, мы здесь выживем. Если не будет света, если не будет еды, у нас есть свое хозяйство – прокормимся», –считает Ольга Охотникова.

Илья Охотников планирует создать так называемый казачий разъезд. В нем должно быть 15 казаков или, как говорят сами казаки, 15 сабель. И столько же коней. Известно, что казак без лошади – как без крыльев птица. «Мы готовы сегодня нести государственную службу, верхом, на лошадях, в патрулях, участвовать в поисково -спасательных операциях, но, к сожалению, у нас своих лошадей – три головы. Дефицит на сегодняшний день на нашем хуторе – порядка 10-12 голов», – объясняет Охотников.

Пока собственная конюшня в 15 собственных лошадей – мечта. А вот казачий курень – уже реальность. Здесь постоянно живут две семьи. Еще пять человек почти каждый день приезжают на тренировки. «Потомственные казаки все в моей семье были. Отслужил в армии. Решил как бы сразу пойти в казачество – это мое: дед служил, в роду казаки», – рассказывает казак Владимир Стасенко.

Но в казаки в Желудьево принимают не всех. Для этого нужно признавать казачий устав и пройти испытательный срок. После него – присяга или верстка в церкви. Во время верстки атаман символически крестит казака шашкой, благословляя его на службу. Раньше еще нагайкой били, чтоб казак помнил: нужно почитать старших и не нарушать казачье слово.

Исторически сложилось так, что курень – это одновременно и место обитания, и оборонное сооружение. В классическом виде курень – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта. Такие до сих пор встречаются в Якутии. Современный же казачий курень бывает двух видов: типа украинской хаты, который распространен более на Кубани, и двухэтажного типа, который был распространен у донских казаков и на Кавказе.

Донское казачество

«Мой дом – моя крепость» – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. Казачий курень – еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России.

Казачий курень

Попытаемся рассмотреть альтернативную ей версию при помощи описания жилища казаков.

На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в «кибитках» (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.

Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. «Чиганаки» – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени «чигов». Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят «чигой востропузой».

Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовья рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был непреступен.

Современный казачий курень

Современный курень – двухэтажный, «полукаменный», то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».

Но уже в начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием донских казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.

Название «курень» – монгольское. Слово «куриться», то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово «курень» означает «круглый», еще шире – «гармоничный», если попробовать «расчленить» это слово и перевести, то вот, что получится: «куря» – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.

Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев.

Часто можно услышать высказывания знаменитостей о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков – курени.

Вот, например, что сказал Ф.Крюков о Старочеркасске: «Поблизости к собору он напоминает до некоторой степени город: дома каменные, двухэтажные, довольно красивые. …Но чем дальше я уходил от собора, тем более Старочеркасск превращался в самую обыкновенную низовую станицу: выкрашенные в желтую краску домики на высоких деревянных фундаментах, или с «низами», т.е. с нижним полуэтажом, с деревянными галерейками («балясами») кругом, тесно лепились друг к другу, густая зелень маленьких садиков выглядывала на улицу через живописные развалины плетней…»

Путешествуя по Дону, Ф.Крюков не оставил без внимания и другие станицы. «…Мы подъезжали к станице Раздорской. Вид – необычный, небольшие домики, крытые тесом, железом, камышом, неправильно разбросанные по гористому берегу, желтые с белыми ставнями и белые с желтыми…»

А вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: «…В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях…»

Курень — совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жены, женатые сыновья и дочери, их невестки и зятья (примаки), взрослые и малолетние сыновья и дочери. «Мой дом – моя крепость» – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. Казачий курень – еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в «кибитках» (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах.

Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

На устройство обычного казачьего жилища, называемого куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Предкавказья, схожими приёмами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.

Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях), жилища имели турлучные стены (т.е. плетёные из двух рядов прутьев или камыша и заполненным землёй для тепла и прочности пространством между ними), камышовую крышу, с отверстием для выхода дыма. Однако широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек — свайных, что и повлияло на дальнейшее развитие устройства строений.

Черты свайной постройки легко предполагаются в современном казачьем жилище. Казачий курень двухэтажный по устройству. И, скорее всего, его второй ярус это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища.

Казачий курень бывает, как правило, двух видов: типа украинской хаты (распространён более на Кубани) и двухэтажного типа (бывает у верхнедонских казаков, на Кавказе). Последний тип назывался также «полукаменным», то есть первый этаж — кирпичный (прежде — саманный, из кирпича-сырца), второй — деревянный.

Характерно, что чем северней поселения, тем первый этаж ниже. На Северском Донце же он больше похож на подвал, хотя характерные черты общей казачьей постройки видны и здесь.

Первый этаж, как правило, не жилой, хозяйственный (считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне») — называется «низы». Центром низов является, так называемая, «холодная» комната: без окон, но с небольшими отверстиями в стене, устроенные особым образом, позволяющие так ходить воздуху, что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. Каморы, окаймляют «холодную» узким коридором. Входом служит узкая и низкая дверь, которая обычно открывается во внутрь (чтобы легко можно было её подпереть), позволяющая войти только по одному, согнувшись под низкой притолокой (в прошлом за дверью могла быть устроена и яма для незваных гостей).

Главный вход в курень по крыльцу («порожкам») устроен на второй этаж, окружённый особой террасой («балясами»). Главная комната («зало»), отгорожена от входной двери сенями. В красном углу залы (левом напротив входа) божница, под нею — стол (всегда накрытый чистой скатертью). Вдоль стен располагались лавки. Здесь же была печь, стоял «постав» (шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами). В центре залы всегда стоял обеденный стол. Убранство дополняли зеркало, сундук-скрытня, кровать (стоявшая в углу, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом).

Из залы дверь вела в спальню — на женскую половину, где стояла большая кровать, висела люлька для младенца, размещался сундук с вещами, прялка и др. Также из залы выходила дверь на мужскую половину, то есть комнату («гридница», «кунацкая», «молодецкая») предназначенную для подростков, холостых казаков.

При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, («стряпная», «стряпка»), где готовили и ели пищу. В кухню выходила одной стороной и печь, размещённая в залу. Здесь она имела и чугунную плиту. Также на кухне располагались шкафы с посудой и припасами.

По книге Валерия Никитина «Традиции казачества»

На фото: Казачья семья у куреня 1875.

Оставьте комментарий