Культурно историческая экспертиза

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведению
государственной историко-культурной экспертизы.

список экспертов

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
  6. Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

  7. документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  8. документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
  • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).

Проведенные экспертизы

По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу

Цель историко — культурных изысканий:

Основной целью историко — культурных изысканий является обоснование строительства объектов в исторических центрах российских городов и местах, имеющих сооружения, охраняемые государством как культурно-историческое наследие.

Что требуется для проведения историко — культурных изысканий:

  • Техническое задание;
  • Технические характеристики проектируемого объекта;
  • Ситуационный план.

Перечень работ:

  • Описание объектов и их границ;
  • Изучение архивов, библиографии;
  • Натурные обследования;
  • Составление исторической справки;
  • Получение выписок из кадастра, службы государственной регистрации, картографии;
  • Информацию об охранном обязательстве, паспорте объекта, его нахождении в охранной зоне.

Результаты работ:

Итогом проведения государственной историко — культурной экспертизы объектов культурного наследия является заключение аттестованных государственных экспертов, которое оформляется в виде Акта историко — культурной экспертизы

Следует отметить, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия. Для организации и проведения экспертизы, в соответствии с требованиями действующего законодательства, нашей компанией привлекаются аттестованные государственные эксперты и высококвалифицированные специалисты.

Оформляется в виде акта, в котором указываются: а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы; б) место проведения экспертизы; в) заказчик экспертизы; г) сведения об эксперте (экспертах) д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении; е) цели и объекты экспертизы; ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются); и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов; к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); м) обоснования вывода экспертизы; н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения; о) перечень приложений к заключению экспертизы; п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии. В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы: а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение): включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; исключения объекта культурного наследия из реестра; изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия; уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) датах связанных с ним исторических событий); б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ; в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ; г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия: требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия; требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; установления защитной зоны объекта культурного наследия.

Государственная историко-культурная экспертиза — это совокупность таких работ, как натурные обследования, архивные, библиографические исследования, написание исторической справки, описание предметов охраны, фотофиксации, геодезических работ, описание границ объекта, его территории, получения выписок Росреестра Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, получения сведений о нахождении в той или иной охранной зоне, о наличии охранного обязательства, паспорта объекта, техническое обследование и т.д.

Историко-культурную экспертизу проводят независимые аттестованные эксперты, используя в том числе следующие исходные данные:

  • историко-культурные исследования
  • предметы охраны объектов культурного наследия
  • паспорт объекта культурного наследия

По результатам экспертизы составляется Акт, который согласовывается гос.органом, ответственным за охрану объектов культурного наследия (в Санкт-Петербурге – КГИОП).

В каком случае обязательно нужно проводить историко-культурную экспертизу?

В случае, если соблюдается оба условия:

1) необходимо проводить работы, которые могут оказать на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия или объект, обладающий признаками объекта культурного наследия прямое или косвенное воздействие. К таким работам относятся:

  • землеустроительные работы
  • земляные работы
  • строительные работы
  • мелиоративные работы
  • хозяйственные работы

2) отсутствуют утвержденные градостроительные регламенты.

Помимо этого, историко-культурную экспертизу проводят в случае, если перед заказчиком стоит одна из следующих целей:

  • Выявить объект культурного наследия и включить его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр)
  • Исключить объект культурного наследия из реестра
  • Изменить категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия
  • Утвердить границы зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон

Признаки объектов культурного наследия

В соответствии с Федеральным загоном №73-ФЗ существуют следующие признаки объекта культурного наследия:

1. Объект недвижимого имущества и связанные с ним произведения скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники, другие предметы материальной культуры, который:

1.1. возник в результате исторических событий;

1.2. создан больше 40 лет назад;

1.3. представляет ценность с точки зрения:

  • Истории
  • Археологии
  • Архитектуры
  • Градостроительства
  • Искусства
  • Науки и техники
  • Эстетики
  • Этнологии
  • Антропологии
  • Социальной культуры

2. Объект является источником информации о развитии культуры.

3. Мемориальная квартира или дом, который связан с деятельностью или жизнью выдающихся людей, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией.

Ответственность владельца, арендатора и пользователя объекта культурного наследия

Ответственность за не соблюдение законодательства об охране объектов культурного значения, почти одинакова, как для владельца, так и для арендатора или пользователя объекта культурного наследия.

Разница в том, что т.к. арендаторы или лица, получившие объект культурного наследия в безвозмездное пользование, не являются собственниками объекта, у них объект по решению суда нельзя конфисковать или выкупить в соответствии с порядком, утвержденными законодательством.

В соответствии со ст.7.13 КоАП РФ может быть наложен штраф до 50 000 руб. (в соответствии с УК РФ, ст.243 – до 500 000 руб.)

Помимо этого, может быть применена мера наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет (УК РФ, статья 243)

Каковы будут санкции за нарушения законодательства – зависит от нанесенного ущерба и категории объекта.

Конфисковать участок, на котором находился объект культурного наследия у собственника могут в случае, если объект культурного наследия уничтожен по вине собственника или пользователя объекта культурного наследия.

В случае, если объект своевременно не реставрируется и его состоянию угрожает опасность – по решению суда объект культурного наследия может быть изъят (Федеральный закон №73-ФЗ, статья 54).

Виды и категории объектов культурного значения:

объекты культурного наследия, в том числе объекты археологического наследия, делятся на различные виды, в зависимости от того – является ли объект культурного наследия отдельно стоящим объектом, группой объектов или вовсе территорией:

  • Памятники
  • Ансамбли
  • Достопримечательные места

Помимо этого, объекта культурного наследия делятся на категории в зависимости от значимости:

  • объекты культурного наследия федерального значения
  • объекты культурного наследия регионального значения
  • объекты культурного наследия местного значения

Ответственность экспертов

Государственную историко-культурную экспертизу объекта культурного наследия имеет право проводить юр. лицо, имеющее в штате 3 и более аттестованных экспертов, которые образуют экспертную комиссию.

Эксперты должны быть аттестованы в Министерстве культуры (РФ в Москве) и включены в перечень аттестованных экспертов, имеющих право проводить государственную историко-культурную экспертизу. К аттестации допускаются только специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальности; опыт работы по объектам культурного наследия должен составлять минимум 10 лет.

ГК «Строй-Эксперт» имеет в своем составе необходимое количество экспертов, способных выполнить историко-культурную экспертизу объектов культурного наследия любой сложности, экспертизу уникальных исторических объектов и памятников архитектуры. Наши эксперты не только дорожат своей репутацией, но и несут персональную ответственность за качество экспертизы в соответствии с законодательством РФ.

Группа компаний «Строй-Эксперт» осуществила историко-культурную экспертизу и паспортизацию свыше 60 объектов культурного наследия, в том числе таких объектов, как конторский корпус Николаевского вокзала, Дом Я.В. Ротькова-Рожнова, Здание гимназии им. Наследника цесаревича Алексея Николаевича, Ансамбль Николаевской академии, Фонарные столбы с решеткой у Петропавловской крепости.

Оставьте комментарий