Морально устаревший

Морально устаревшая продукция (оборудование) — продукция, товары, оборудование, которые устарели и не соответствуют современным требованиям.

Термин «морально устаревший» применяется в законодательстве, но не определен.

Под «морально устаревший» понимают продукцию, товары, оборудование, которые не соответствуют современным требованиям и из-за этого не пригодны к использованию (для продукции, товаров), либо требуют замены, обновления (для оборудования).

Термин «морально устаревший» применяется в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), а также в Трудовом кодексе России. Значения этому термину нигде не определено. Почему устаревшую продукцию или оборудование связывают с моралью, непонятно, но у нас много таких, трудно объяснимых терминов (например, Ввод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов)).

По налогу на прибыль пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ устанавливает норматив на списание морально устаревшей продукции издательствами. Указывается, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

«потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:

— для периодических печатных изданий — в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;

— для книг и иных непериодических печатных изданий — в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;

— для календарей (независимо от их вида) — до 1 апреля года, к которому они относятся».

Термин применяется в определении Техническое перевооружение (п. 2 ст. 257 НК РФ):

«К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным».

Термин «морально устаревший» применяется и в Трудовом кодексе России (ст. 160 «Нормы труда»):

«Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования».

Списание морально устаревших материально-производственных запасов

Морально устаревшие МПЗ списываются в бухгалтерском учете в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (пп. «а», «б» п. 124 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации») на основании оформленных организацией первичных учетных документов (акт о списании материалов, акт о списании товаров и т.п.). Так, списание морально устаревших МПЗ отражается в учете проводкой:

Д 91 — К 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» (на сумму себестоимости МПЗ)

Вопрос о признании стоимости расходов на списание МПЗ в налоговом учете (для налога на прибыль) является спорным. Минфин России в ряде разъяснений указывает на недопустимость признания таких расходов (кроме затрат издательств, для которых такое списание предусмотрено пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такая позиция выражена, к примеру, в Письме Минфина РФ от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, Письме Минфина РФ от 07.05.2010 N 03-03-06/1/315.

Рубрики:

Налог на прибыль организаций

Советуем прочитать

Ввод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов)

Техническое перевооружение

Москва, 4 февраля 2019, 15:02 — REGNUM Выпуск легковых «Запорожцев» — бюджетных ЗАЗ Chance (он же устаревший Chevrolet Lanos), прекратили уже давно. Сборку Lanos остановили еще в 2017 году, завод полностью переориентирован на выпуск автобусов. В 2018 году на заводе в тестовом режиме был собран единственный ZAZ Lanos для проверки технического состояния оборудования. Весь 2018 год автодилеры распродавали остатки со складов, и январь стал первым месяцем, когда не было проведено ни одной первичной покупки легкового автомобиля сборки ЗАЗ на украинском авторынке, заявил корреспонденту ИА REGNUMэксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

По его мнению, автомобильное производство вообще низкорентабельно. Даже крупные автозаводы не каждый год заканчивают с прибылью. К тому же, рынок высококонкурентный. Чтобы удержаться на волне спроса концерны постоянно вкладываются в модернизацию производства, обновление модельного ряда, выпуск и продвижение новых модификаций популярных моделей. В таких условиях сборка морально устаревших моделей вряд ли могла продержаться долго, даже если ее дотировать.

«В условиях затянувшегося экономического кризиса рассчитывать на инвестиции в модернизацию производства не приходится. Да и сам спрос на легковые автомобили сжимается и частично уходит на рынок подержанных машин. Даже относительно спокойный 2018 год, который российский авторынок отметил ростом на 12,8%, украинский завершил снижением на 2,3%. А в январе 2019 года продажи упали на 20% по сравнению с январем 2018 года», — привёл цифры эксперт.

Дешевый импорт подержанных машин теснит дорогие новые иномарки низкой ценой, а устаревшие модели местной сборки — качеством. Вслед за изменением спроса сокращается автопроизводство. В 2018 году выпуск легковых автомобилей предприятиями Украины вновь снизился, на этот раз на 22%. Всего было выпущено 5660 машин: кроме единственного ZAZ Lanos остальные 5659 машины — это автомобили Skoda, собранные на заводе «Еврокар».

«В принципе, не в каждой стране есть собственное автомобильное производство. Даже промышленная сборка иномарок есть не у всех. А до нормализации ситуации в стране, выхода Украины из экономического и политического кризиса любые разговоры о возобновлении собственного конкурентоспособного автопрома выглядят преждевременными», — высказал свое мнение Калачев.

Как сообщало ИА REGNUM, сегодня СМИ писали, что в январе 2019 года на Украине не было продано ни одного нового автомобиля ЗАЗ. «Запорожцы» уходят в историю.

Читайте также: На Украине прекратили продавать «Запорожцы»

Оставьте комментарий