Реле тэна стиральной машины

Замена тэна в стиральной машине

Для того чтобы выяснить почему стиральная машинка и греет воду и стоит ли менять тэн, надо проверить всю цепочку которая идет от модуля управления до нагревательного элемента. Все элементы, в этой цепи, неразрывно связаны между собой и если одна из этих деталей ломается, то остальные перестают функционировать. Сейчас, пожалуй, каждый школьник знает, что нагрев воды в стиральной машине выполняет — термоэлектрический нагреватель (Тэн). Тэн преобразует электрическую энергию в тепловую, при этом температура регулируется датчиком. Датчики бывают разных типов, электронные и механические. Электронный датчик, обычно стоит на современных стиралках. Механические, то есть термостаты, стоят на стиральных машинах старшего поколения и в принципе они выполняли роль блока управления, то есть по достижению заданной температуры, происходило отключение нагревательного элемента. Многие тэны имеют посадочное место для датчика, а иногда датчик температуры воды установлен независимо в баке. Я не случайно начал эту статью с датчиков температуры, несмотря на то, что из строя они выходят очень редко, эта деталь является одним из самых главных элементов в стиральной машине. Вот теперь давайте посмотрим на типы и свойства датчика температуры воды в стиральной машине

  1. Биметаллический термостат — по виду напоминает таблетку, 2-3 см в диаметре, сделан из металла или пластика, обычно его прикрепляют к низу задней части корпуса бака. Как правило, ими оснащены очень старые модели. Чтобы проверить его работоспособность, надо отсоединить его от проводов, достать термостат из бака стиральной машины, замерить с помощью тестера сопротивление: сначала при комнатной температуре, а потом после нагревания. Нагрев можно сделать зажигалкой, но лучше присоединить к горячей воде или просто батарее. В случае если показатели измерения противоположны – термостат исправлен. Температура воды должна быть близка к кипятку. Датчики такого типа выходят из строя, не так часто но всё же бывает, хотя я уже не помню когда в последний раз встречал их в стиральных машинках, но всё же решил о нём немножко рассказать
  2. Газонаполненный термостат — это вставленная в корпус бака таблетка или трубка, к которой припаяна гибкая трубка наполненная фреоном, а второй конец этой трубки присоединяется к находящемуся на панели управления регулятору температуры. Принцип действия, этого термостата, такой же как у холодильника. Чтобы проверить его на работоспособность, надо отсоединить его от проводов, достать термостат из бака стиральной машины, замерить с помощью тестера сопротивление: сначала при комнатной температуре, а потом после нагревания. Нагревание можно сделать зажигалкой, но лучше опустить в горячую воду. В случае если показатели измерения противоположны – термостат исправлен. Температура воды должна быть близка к кипятку. Эти датчики температуры, устанавливались не так давно, но на данный момент их уже не ставят, а применяют более современные терморизисторы. Газонаполненный термостат, из строя выходит чаще других, например по сравнению с термистором. В общем если у вас на машинке стоит такой термостат, желательно его проверять в первую очередь
  3. Термистор — это полупроводниковый резистор, электрическое сопротивление которого значительно уменьшается или увеличивается с повышением или понижением температуры. Практически во всех новых моделях стиральных машин, производители применяют именно этот вид контроля, за температурой воды. Из строя выходит крайне редко. Чтобы проверить его работоспособность, надо отсоединить его от проводов, достать из бака стиральной машины, замерить с помощью мультиметра сопротивление: сначала при комнатной температуре, а потом опустить в горячую воду. Если сопротивление изменилось – датчик годен. За всю свою практику, датчик такого типа, я менял всего несколько раз. Отсюда делаю вывод, что в подавляющем большинстве случаев, эта деталь исправна. Дальше поговорим о сопротивление термистора, думаю многим начинающим мастерам, это пригодится

Какое сопротивление имеет датчик температуры стиральной машины

  • Сопротивление термистора для стиральной машины Zanussi (Занусси), AEG (АЕГ), Electrolux (Электролюкс) — серия EWM 2000, EWM 1000 PLUS — сопротивление датчика температуры, при комнатной температуре будет около 6,0 кОм, если нагреть воду до 80 градусов будет около 0,5 — 0,7 кОм
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Electrolux (Электролюкс) серия EWM 1000 — при температуре 30 градусов будет около 17 — 17.5 кОм , если нагреть воду до 85 градусов будет около 2,1 кОм — 2.5 кОм
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Candy (Канди) — сопротивление датчика температуры, при комнатной температуре будет около 27,0 кОм
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Ardo (Ардо) — сопротивление датчика температуры, при комнатной температуре будет около 5,8 кОм
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Ardo S1000X, A6000X, SE1000X, AED6500X, WDE1207X — сопротивление датчика нагрева (терморезистор) 21,5 Ом при комнатной температуре
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Аристон (Аристон), Индезит (Индезит), HOTPOINT/ARISTON (Хотпоинт — Аристон) — при комнатной температуре сопротивление датчика температуры (терморезистор) будет около 20 кОм
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Samsung (Самсунг) — при комнатной температуре будет около 12 кОм
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Thomson (Томсон) и Brandt (Бранд) — сопротивление датчика температуры будет около 50,0 кОм при 20 °С
  • Сопротивление термистора для стиральной машины Whirpool (Вирпулл) — сопротивление датчика температуры — терморезистора будет около 35,9 кОм при 22 °С

Как проверить тэн стиральной машины

Ну и наконец добрались до тэна. Сразу возникает вопрос с чего начать и вообще, где этот тэн находится? Теперь давайте рассмотрим всё по порядку. Нагревательный элемент воды, то есть тэн, всегда расположен в самой нижней части бака стиральной машины, там же находится датчик температуры (термостат или термистор). В стиралках, у которых с задней части есть люк, нагревательный элемент обычно стоит сзади и в таком случае добраться до него не составит труда, а вот если тэн стоит спереди, вот тут придётся повыделываться. Ниже я разместил видео на котором очень подробно показал и главное рассказал, как проверить и заменить тэн на стиральной машине своими руками

Смотреть видео как проверить и снять тэн со стиральной машины

По поводу видео не надо задавать лишних вопросов, просто делайте, как там показано. Поверьте если на вашей стиральной машине, стоит электронный модуль управления и на тэне есть утечка на корпус, то она стирать, как положено не будет. Обязательно тэн, надо проверять мегомметром, причём шкала должна быть до 20 мОм. Сопротивление тэна, обычно около 20-40 Ом

Наконец настал черёд модуля управления. Выше я уже упоминал об этой детали, я специально её оставил напоследок. Дело в том что покуда вы не поверите периферию, лезть в блок управления, я не советую, так как эта запчасть очень сложная, и сделать её ремонт может только квалифицированный мастер. Если вы решились на ремонт своими руками, то в первую очередь надо проверить реле тэна. Бывает такое, что перегорают дорожки, поэтому желательно прозвонить всю цепь, от которой зависит работа этой рэлюшке. На моём канале, я всегда повторяю, что если вы плохо соображаете в электронике, то ремонт мозгов лучше доверить специалисту. На этом пожалуй всё — Удачного ремонта

23 ноября 2005 г.
http://www.elremont.ru

Для лучшего качества стирки белья, в стиральных машинах применяют реверсируемое вращение активатора (диска с выступающими ребрами) в баке с моющим раствором. Если стиральная машина не обладает такой технологией стирки, то ее можно дооснастить простым устройством автореверса двигателя, которое позволит осуществить подобный процесс. Устройство под силу изготовить умельцу мало-мальски знакомому с монтажом компонентов радиоэлектронной аппаратуры. В отличие от промышленных, данное устройство значительно проще и не содержит дефицитных деталей.

Схема устройства состоит из несимметричного мультивибратора, собранного на интегральном таймере DA1 КР1006ВИ, времязадающих цепей на резисторах R1, R2, конденсаторах С1, С2 и электромагнитном реле К1 (рис. 1).

Мультивибратор управляет работой триггера, выполненного на электромагнитном реле К2, конденсаторе С4, резисторах R4…R6. Питается устройство от сети переменного тока через встроенный бок питания, состоящий из понижающего трансформатора Т1, мостового выпрямителя на диодах VD2…VD5, сглаживающего конденсатора С5 и параметрического стабилизатора напряжения, собранного на стабилитроне VD1, резисторе R3 и конденсаторе С4.

Работает устройство следующим образом.

Мультивибратор вырабатывает короткие импульсы, период следования которых зависит от сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора С1. Импульсы вызывают срабатывание реле К1, которое своими нормально разомкнутыми контактами К1.1 управляет работой релейного триггера на реле К2, а нормально замкнутые контакты К1.2 отключают питание электродвигателя стиральной машины во время смены направления вращения. Релейный триггер с приходом каждого короткого импульса контактами К2.2 и К2.3 переключает цепь питания фазосдвигающей обмотки электродвигателя, тем самым меняя направление вращения ротора обесточенного двигателя. После окончания короткого импульса цикл работы устройства повторяется. Время работы электродвигателя в каждом цикле можно регулировать потенциометром R1 и при указанных на схеме значениях R1 и С1 составляет 20…30 с. Длительность короткого импульса зависит от значений R2, С1 и в данном случае составляет примерно 6-7 секунд, что вполне достаточно для полной остановки электродвигателя.

В устройстве могут быть использованы такие детали: резисторы типа МЛТ или ВС мощностью 0,125 или 0,25 Вт, конденсаторы С1, С3, С4, С5 — типа К50-6 или любые другие типы имеющихся электролитических конденсаторов, реле К1 — типа РЭН-34 с двумя переключающими контактами, а реле К2 типа ТКЕ53ПДТ с тремя переключающими контактами, можно взять и другие типы реле, но они должны быть рассчитаны на напряжение срабатывания 24…27 В, а их контакты должны позволять переключение напряжения 220 В при токе 1…2 А. Трансформатор Т1 имеет мощность 10…15 Вт, а его вторичная обмотка должна давать 20…22 В. В качестве сетевого трансформатора подойдет, например, унифицированный трансформатор ТН1-220-50. Диоды VD2…VD5 могут быть типа Д7 или Д226, можно использовать и диодную сборку типа КЦ405 с любым буквенным индексом.

Детали устройства смонтированы на печатной плате, вырезанной из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Плату вместе с деталями следует поместить в пластмассовый герметичный корпус.
В налаживании устройство не нуждается и при исправных деталях начинает работать при подключении его к сети 220 В.

Если стиральная машина не греет воду, то часто хозяева не сразу замечают эту неисправность, ведь цикл стирки может не прерываться.

Проявления:

  • после стирки бельё имеет затхлый запах;
  • если коснуться рукой стекла люка во время стирки, то оно будет холодным;
  • машинка не нагревает – бельё плохо отстирывается.

Попробуем понять причины, отчего вода не нагревается.

Причины:

  1. Обрыв в самом ТЭНе.
  2. Обрыв в цепи ТЭНа.
  3. Неисправность датчика уровня набора воды (прессостата).

Ремонт:

Отключить от электричества. Отсоединить стиральную машину от электросети.

Обеспечить доступ к ТЭНу. Проверить исправность ТЭНа и электродвигателя. Для этого необходимо отсоединить от корпуса машинки одну из стенок. Обычно, на фронтальных моделях это задняя стенка, реже передняя.

Для отсоединения задней стенки необходимо открутить несколько винтов. Чтобы снять переднюю стенку, обычно нужно отсоединить находящуюся над ней панель управления, что позволит получить доступ ко всем крепёжным винтам самой стенки.

Проверка ТЭНа. Получив доступ к ТЭНу, отсоединяем от него два электропровода, выставляем тестер на 200 Ом и замеряем сопротивление между фазой и нулём (обычно оно составляет от 24 до 50 Ом). Если сопротивления нет (показания на тестере – 1), это означает разрыв в цепи и ТЭН нужно заменить. Если сопротивление в норме (показания на тестере обычно – от 24 до 50), то проверяем ТЭН на корпус. Выставляем тестер на 200 МОм и замеряем сопротивление между фазой и землёй.

В случае если сопротивление есть (тестер что-либо показывает), то значит, существует утечка на корпус, такой ТЭН нужно заменить. Если утечки на корпус нет (показания на тестере – 1), то ТЭН исправен, и нужно перейти к проверке двигателя.

Замена ТЭНа. Несколько слов о замене ТЭНа. Предварительно отсоединяем от него все провода, откручиваем гайку на стягивающем болте, но не до конца. Надавливаем на болт, утапливая его внутрь. Осторожно поддеваем по периметру, плоской отверткой, металлическую внешнюю часть ТЭНа и, соблюдая осторожность, извлекаем его из бака. Точно так же, в обратном порядке, вставляем новый. При установке нужно учитывать, что в баке находится металлический крепёж, в который надо вставить ТЭН, это дополнительно его стабилизирует.

Обрыв проводов. Проверить электросхему ТЭНа. Бывает, что в процессе эксплуатации провода трутся о стенки корпуса и постепенно происходит обрыв. Двигаться нужно по каждому из двух проводов (фаза и ноль) от ТЭНа. При выявлении обрыва в цепи, спаять провода и заизолировать их.

Прессостат (реле уровня). Ещё одна причина — реле уровня. Чтобы лучше её понять, рассмотрим схему подачи электрического тока на ТЭН. После нажатия пусковой кнопки, впускной клапан открывается и начинается набор воды, после достижения определённого программой уровня, с датчика уровня воды поступает сигнал на электронный модуль о том, что уровень достигнут, и нужно отключать впускной клапан и включать нагрев.

В случае, если трубка прессостата забита ворсом или шерстью животных, которая может оседать в ней после каждой очередной стирки, связь прессостата с модулем нарушается. Набор воды может остановиться, а нагрева может не быть. Так происходит не во всех стиральных машинах. Но если вышеприведённые причины не подтвердились, то стоит отсоединить трубку от прессостата и продуть её.

Проверка ремонта. По завершении ремонта, проверить ТЭН на герметичность и нагрев воды. Если неисправность устранена, то собрать стиральную машину, подвинуть на своё место и не забыть про сливной шланг, который должен быть поднят над уровнем пола не менее чем на 60 см.

Оставьте комментарий