Светильник для мастерской

Освещение ‒ это неотъемлемый процесс жизнедеятельности человека, позволяющий различать предметы, их объем, глубину, контуры и текстуру. В зависимости от вида деятельности или отдыха к освещенности предъявляются различные требования. Рациональное освещение должно соответствовать комфортным, безопасным условиям труда и создавать оптимальные условия для зрительного восприятия. Чтобы определить какое освещение допускается в слесарных мастерских, необходимо учитывать вид и точность производимой работы, а также размер обрабатываемых деталей. Только в Едином тарифно-квалификационном справочнике России описано более 70 профессий слесарей. Поэтому исходя из нормативов, приведенных в ГОСТ Р 55710-2013, можно выделить 14 видов слесарных мастерских, требования к освещению которых различаются.

Содержание

Виды освещений

Освещение делится на естественное, искусственное и совмещенное (естественное и искусственное одновременно). Естественное осуществляется солнечным светом через предусмотренные светопрозрачные конструкции. Искусственное выполняется осветительными установками, работающими от переменного тока.

Естественное

Освещение светом, проникающим с улицы, зависит от многих факторов: погоды, региона, времени суток, площади и расположения окон, загрязнения стекол. Так как источник естественного света носит непостоянный характер, нормировать его в интенсивности невозможно, поэтому для определения принят коэффициент (КЕО). Значение коэффициента определяется отношением естественной освещенности внутри помещений (Eвн) к одновременной наружной под открытым небом (Eнар). КЕО вычисляется по формуле: Eвн/Eнар х 100%. Замеры внутри помещения производятся в зависимости от расположения окон. При боковых окнах замер производят на расстоянии 1 м от противоположной стены. При двухсторонних окнах, а также при светопрозрачных конструкциях на кровле (фонарях), замер производят по центру помещения. Наружные замеры делают единовременно под открытым небосводом при отсутствии теней от зданий, сооружений, растительности и людей (на крыше или возвышении).

Приведенным выше ГОСТом естественное освещение для производственных помещений не учитывается. При этом коэффициент КЕО нормируется СанПиН 2.2.½.1.1, но только для жилых и общественных зданий. В этот перечень попадают учебные слесарные мастерские школ и профтехучилищ, для которых предусматривается совмещенное освещение с КЕО равным 3% для верхнего и 1,2% ‒ для бокового.

Искусственное

Искусственное освещение делится на общее, локализованное и комбинированное. При общем – светильники располагаются под потолком по одной или нескольким линиям с условием равномерного рассеивания света.

Локализованное предусматривает смещение потолочных ламп к зоне производства работ или применение настенных/подвесных на рейках светильников. Комбинированное, помимо основного, включает местное – настольные лампы с регулировкой направления света. Применять местное освещение допускается только совместно с общим, чтобы исключить зоны контраста и постоянную адаптацию органов зрения.

В случаях применения комбинированного вида для слесарных мастерских в зоне зрительной работы показатель освещенности установлен 1000 лк, а в зоне периферии ‒ 200 лк.

Зоны

Вся площадь мастерской, кроме отгороженных мест под складирование, является рабочей поверхностью, для которой нормируют освещенность. При этом освещённость должна различаться на всех участках. Максимальная интенсивность света принимается в зоне зрительной работы – части поверхности, на которой выполняют работу. Вокруг зоны зрительной работы на расстоянии 0,5 м находится зона непосредственного окружения, в которой осуществляется освещение рабочего места слесаря. Зона за ее пределами называется периферия.

Значение освещенности в зоне периферии должно быть не более 1/3 зоны непосредственного окружения. Значения освещенностей в зоне непосредственного окружения и в зоне зрительной работы приведены в таблице.

Зоны зрительной работы Eср (лк) Зоны непосредственного окружения Eср (лк)
750 и более 500
500 300
300 200
200 150
150 150
100 100
До 50 До 50

Требования

Самым главным и основным параметром стала освещенность, которая по Международной системе единиц измеряется в люксах (лк). Если выразить в световом потоке, который измеряется в люменах (лм), то 1 лк =1 лм/м².

В ясный день на рассвете, когда солнечный диск нижним контуром касается горизонта, освещенность составляет 400 лк, а в полдень в зависимости удаления от экватора под прямым солнцем ‒ 32-130 тыс. лк.

К освещению рабочих помещений предъявляются и другие требования, 5 из которых являются основными при нормировании производственных помещений.

Эксплуатационное освещение

Это минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности, обозначается «Eэкс» и измеряется в люменах. Оно должно быть обеспечено на протяжении всего времени эксплуатации осветительного оборудования.

Равномерность

Это отношение значения минимальной освещенности к значению средней на заданной поверхности. Обозначается «Uo», то есть Eср/Eпериферии.

Дискомфортная блескость

Явление, вызванное ослеплением светом, которое может происходить из-за расположения источников света в поле зрения при нормальной работе, а также отражений окружающих поверхностей. Для исключения или снижения дискомфортной блескости учитывают расположение светильников, применение защитных углов отражателей и экранирующих решеток, осветительных приборов.

Для источников света яркостью 20-50 ккд/м² защитный угол принимается не более 15°, при яркости 50-500 ккд/м² ‒ не более 20°, выше 500 ккд/м² ‒ до 30°.

Нормируется также коэффициент отражения окружающих поверхностей:

  • потолок – 0,7-0,9;
  • стены – 0,5-0,8;
  • пол – 0,2-0,4;
  • рабочие поверхности – 0,2-0,7.

Объединенный показатель дискомфорта обозначается «UGR» и выражается числовым значением. Рассчитывается блескость с учетом яркости фона, отраженной освещенности на уровне глаз наблюдателя, габаритной яркостью и телесным углом светящих частей светильника, а также индекса позиции каждого осветительного прибора по ГОСТ Р 54943-2012.

Индекс цветопередачи

Показатель характеризует уровень соответствия естественного цвета тела видимому цвету этого же тела при освещении его источником света. Коэффициент или индекс цветопередачи обозначается «Rа» и определяется сдвигом цвета с помощью 8-и эталонных цветов, указанных в DIN 6169. Характеристика не всегда указывается в сопроводительной документации светильника/лампы, поэтому уточняется у производителя. Максимальный Rа равен 100 и характерен для солнечного света. Максимальный индекс для ламп со степенью цветопередачи 1А достигает показателя 90, а минимальный со степенью 4 может быть ниже 39.

Коэффициент пульсации

Вследствие питания ламп переменным током может возникать стробоскопический эффект – мерцание. Коэффициент обозначается «Kп» и выражается в процентах, то есть на сколько % снижается яркость во время импульса мерцания.

Нормы

В таблице указаны нормы освещения в слесарных мастерских различных промышленных отраслей с учетов вида и точности работ.

Слесарные мастерские Eэкс (лк) Uo не менее UGR не более Rа не менее Kп (%) не более
Электрослесарная по перемотке катушек трансформаторов и статоров электродвигателей:

· большие

· средние

· малые

750

0,6

0,6

0,7

19 80 10
По грубой и средней обработке металлов с размерами объекта различения от 0,1 мм включительно 300 0,6 22 80 20
По точной обработке металлов с различением объектов до 0,1 мм 500 0,7 19 80 10
Сборочная мастерская металлообрабатывающего производства:

· по грубой сборке

· по средней сборке

· по точной сборке

· по высокоточной сборке

750

0,6

0,6

0,6

0,7

19 80 10
Автослесарные:

· сборочные

· сервисные

300

0,6

0,6

22 80 20
Металлургического производства с продолжительными ручными операциями 200 0,6 25 80 20
Кабинеты труда 500 0,6 19 80 10
Учебные профтехучилища* 500 0,6 19 80 15

*Для слесарных мастерских учебных заведений допускаемые нормы освещения регламентируются также СанПиН.

При искусственном показатель Eэкс отличается и установлен на уровне 300 лк, в то время как ГОСТом этот показатель определен 500 лк. Исходя из того, что ГОСТ был утвержден в 2013 г., а СанПиН в 2009 г., ориентироваться нужно на ГОСТ. К тому же нормативы российского госстандарта совпадают с европейскими нормами, регламентированными ЕН 12464-1:2002, часть 1 – «Освещение рабочих мест внутри зданий».

От освещенности зависит производительность и безопасность труда, комфорт и здоровье сотрудников. Однако, организация правильного освещения зачастую является непростой задачей.

Особенно сложно приходится в больших по площади производственных помещениях с высокими потолками. Создать в таких условиях общее освещение, при котором каждая рабочая поверхность была бы обеспечена достаточным количеством света — настоящая проблема. Рассчитывать на естественное освещение здесь нельзя, поскольку оно непостоянно и его нельзя контролировать.
Решение задачи освещения рабочего места
Проблема недостаточного освещения на производстве может быть решена установкой локальных источников света непосредственно над рабочим местом. Для этого, например, конструкция слесарных верстаков «ДиКом» и «Практик» предусматривает возможность установки специального экрана со светодиодным светильником над столешницей.

4 довода в пользу использования LED
Светодиодные светильники лучше других подходят для производственной среды по следующим причинам:
1 — Естественные. По своей цветопередаче светодиодное освещение больше других похоже на дневное. Мягкий и ровный свет без мерцания меньше утомляет глаза.
2 — Безопасные. Отсутствие мерцания исключает возникновение стробоскопического эффекта, который может быть опасен при работе, требующей предельного внимания. Например, с движущимися деталями.
3 — Удобные. LED-лампы включаются моментально, и фактически сразу выдают номинальную мощность светового потока. Угол наклона светильников регулируется, что позволяет дополнительно корректировать направленность освещения.
4 — Экологичные. Не являются источником ультрафиолетового излучения, не содержат вредных веществ и не требуют специальной утилизации.
Светодиодные светильники создают правильный свет, снижая тем самым вероятность травм и повышая производительность труда.

Неоспоримая речь, что надобно деньги беречь
Известно, что светодиодные лампы стоят ощутимо дороже других источников освещения. Однако, первоначальные затраты через некоторое время окупаются с лихвой за счет низкого энергопотребления и продолжительного срока службы. Экономия здесь как прямая — за счет электричества, так и опосредованная — сокращение затрат на замену и утилизацию ламп.
Работнику — работа, хозяину — забота
Чтобы помочь нашим клиентам в деле организации эффективного и безопасного производства, мы предлагаем широкий ассортимент металлических верстаков со светодиодным освещением.

верстаки ДиКом верстаки Практик

Шумилов И.Н.

Давно собирался написать в теме, но руки не доходили, ибо тема сложная, неоднозначная, и писать придется много. Знающие форумчане, скорее всего, закидают меня тапками, но все-же…
Попробуем прикинуть «на коленке» расчет рабочего общего освещения для мастерской размерами 5м*6м с высотой потолков 3м.
Основным способом расчета освещения является расчет освещения по методу коэффициента использования светового потока. Метод не лишен некоторых погрешностей, но, все же, рабочий.
Прежде всего определимся с понятиями. Освещенность измеряют в Люксах(лк). 1лк –освещённость поверхности площадью 1 кв.м. при падающем на неё световом потоке в 1 Люмен(лм). Что такое Люмен нам, в данном случае, не интересно. Для нас важно, что на упаковке лампочки написано, например, «500лм». Это самая важная для нас характеристика.
Так же немаловажный параметр для освещения мастерской — это коррелированная цветовая температура источника света(КТЦ). Измеряется в единицах(градусах) Кельвина(К). Напрямую влияет на восприятие цвета объектов. Думаю, все мы сталкивались с тем, что внутри помещения, при освещении лампами накаливания, тот или иной предмет имеет один оттенок, а солнечным днем на улице – другой. Эта разница возникает оттого, что два источника света имеют разную КТЦ. Для обычной лампы накаливания этот показатель находится в районе 2200-2800К, в то время как солнечный свет днем 5000-7500К. Для ответственных работ в столярке(финишная отделка, подбор шпона по цвету и т.д.) КТЦ источника света должна быть в пределах 4000-6500К.
Далее, исходя из экономических соображений, выбираем тип ламп.
В основном для освещения производственных помещений используются 4 типа ламп:
1)лампы накаливания. Дешевые и доступные. Но не долговечные, не дают объективного восприятия оттенков, и обладают самой низкой световой отдачей ок. 15 лм/Вт.;
2) Металлогалогенные лампы чуть дороже, служат не дольше ламп накаливания, но обладают большей КТЦ и лучшей световой отдачей ок. 20лм/Вт.
3) Люминисцентные лампы значительно дороже, не экологичны, зато имеют значительно больший срок службы, хорошую КТЦ и высокую светоотдачу. В среднем ок. 65 лм/Вт, и до 85лм/Вт у качественных и дорогих ламп.
4) Светодиодные лампы относительно дорогие, при этом имеют подходящую КТЦ, очень большой срок службы и самую высокую световую отдачу ок. 90лм/Вт.
Исходя из этих показателей, выбираем для себя светодиодные лампы. Идем в ногу со временем!
Определим количество, высоту и способ размещения ламп
Лампы будем располагать рядами симметрично. Т.е. расстояние от одного светильника до другого будет одинаковым. Это наиболее удачный вариант расположения, дающий максимально равномерное освещение по всей площади. Светильники принято располагать на уровне не менее 2,4 м от пола. Это нужно для снижения ослепляющего воздействия. Для наших условий возьмем 2,5 м от уровня пола. В основном, все рабочие поверхности в мастерской располагаются на высоте 0.7-0.8м от уровня пола(в среднем 0.75м.). Исходя из этого вычисляем расчетную высоту(h)(высоту светильника над рабочей поверхностью) по формуле
h=Н-hсв-hр
где h- расчетная высота,
H – высота помещения,
hсв – свес светильника,
hр – высота рабочей поверхности.
Получаем:
h= 3-0.5-0.75=1.75м.
Теперь нужно определить оптимальное расстояние между светильниками(L). Это произведение расчетной высоты(h) и относительного оптимального расстояния между светильниками ( λ ). Эта величина так же табличная и зависит от типа лампы, ее кривой силы света и др. Примем для нашего случая λ = 1.5. Тогда :
L=h* λ=1.75*1.5=2.6
Определим количество рядов светильников. Для этого ширину помещения разделим на вычисленную только что величину L.
5:2.6=1.9=2
Округляем всегда в большую сторону до целого. Два ряда светильников.
Таким же образом определяем кол-во светильников в ряду, только теперь используем длину помещения в роли делимого.
6:2.6=2.3=3.
Округляем всегда в большую сторону до целого. Три светильника в ряду.
Итого 6 светильников. Остается расположить их равномерно в два ряда по потолку, соблюдая одинаковый отступ от стен до рядов по ширине, и от крайних светильников в ряду до стен по длине помещения.
Следующее, что нам нужно — вычислить индекс помещения(I). Он учитывает геометрические особенности помещения. Формула такова:
I=(A*B)/(h*(A+B) )
Где А и В – длина и ширина помещения.
h — расчетная высота, которую мы узнали ранее.
Считаем :
I=(A*B)/(h*(A+B) )=(6*5)/(1.75*(6+5) ) = 1.6
Опять же округлил в большую сторону.
Теперь, зная индекс помещения, и пользуясь справочной таблицей, находим коэффициент использования светового потока(ŋ), с учетом предполагаемых коэффициентов отражения. Для производственных низкопыльных помещений принимают коэффициенты отражения для потолка, стен и пола 50%, 30% и 10% соответственно. В нашем случае коэффициент использования светового потока равен 0.46% (рассчитано путем линейной интерполяции т.к. в таблице ближайшие к полученному значения индекса помещения это I=1, I=3 и ŋ=40, ŋ=61 соответственно, а у нас получилось I= 1.6. f(X) = f(X1)+( f(X2) — f(X1) )*(X — X1)/(X2 — X1) = 40 + (61 — 40)*(1.6 — 1)/(3 — 1) = 46.3000. Табличные данные в процентах, поэтому полученный результат делим на 100).
Теперь рассчитаем необходимый световой поток 1 лампы по формуле :
Φл=Εmin*k*S*Z /(N*n*ŋ)
Где
Εmin – минимальная освещенность по ГОСТ,
k – коэффициент запаса,
S – общая площадь помещения
Z – коэффициент неравномерности освещения.
N – количество светильников
n – количество ламп в светильнике
ŋ — коэффициент использования светового потока
Для проведения расчета необходимо определить наименьшую освещенность рабочей поверхности, в зависимости от типа помещения и вида выполняемых работ (Εmin). Мы выбираем для себя, как было сказано ранее, общее рабочее освещение для деревообрабатывающего производства.
Наименьшая освещенность рабочей поверхности – это табличное значение в соответствии с ГОСТ.
Следует отметить, что согласно ГОСТ наименьшая освещенность рабочих поверхностей для деревообрабатывающего производства имеет довольно большой разброс, в зависимости от вида выполняемых работ. От 50лк для автоматических сушилок и прессов до 1000лк для ОТК. В нашем случае мы работаем в небольшой мастерской, и все процессы происходят в пределах одного помещения, поэтому принимаем значение наименьшей освещенности рабочих поверхностей 500лк.
Коэффициент запаса – поправка на потерю светового потока в связи с запыленностью ламп и их «старением»(снижением светового потока со временем). Мы в мастерской работаем с применением пылеудаления, и светодиодные лампы со временем не «стареют». Поэтому принимаем значение k = 1.3.
Общая площадь помещения. Тут все понятно. Как мы обозначили ранее, у нас мастерская 5м*6м. Итого – 30кв.м.
Коэффициент неравномерности освещения – весьма сложная функция. Верное ее вычисление не представляется для нас возможным ввиду множества переменных… Для качественных ламп, при симметричном их размещении, принято принимать Z=1.1.
Коэффициент использования светового потока вычислили ранее.
Количество светильников, так-же, определили.
Количество ламп в светильнике примем за 1.
Итак – считаем

Как правильно организовать освещение в студии художника? Как осветить рабочее место для занятий живописью и рисунком в комнате?

Правильно организованное освещение рабочего места важно не только для профессионального художника, но и для начинающих учиться искусству живописи и рисунка.

Естественное освещение является лучшим для работы. Но в то же время, прямой солнечный свет мешает работе живописца. Лучше всего, когда окна выходят на север. Поэтому при выборе помещения для мастерской следует отдать предпочтение тому, в котором окна выходят на север. Для того, чтобы закрыть прямые лучи солнца, подойдут жалюзи белого, серого или чёрного цвета. Цветные жалюзи внесут свой собственный цвет в поток света от окна и приведут к искажению цвета.

Зачастую помещения, используемые в качестве студии художника, имеют маленькие окна или не имеют окон вовсе. В таких помещениях, а также в тёмное время суток и в пасмурные дни для обеспечения возможности полноценной работы необходимо устроить хорошее искусственное освещение.

Искусственное освещение

Требования к искусственному освещению:

Для занятия рисунком, когда цвет не имеет значения, освещение может быть любым, важно только, чтобы оно было достаточным. Иногда при работе с натуры практикуется излишне яркое освещение натюрморта или модели, с которой рисуют, при этом общая освещённость недостаточна. Такое освещение очень вредно для зрения. Необходимо дополнительно осветить рабочее место рисующего.

Я считаю, что светильники лучше размещать на стене комнаты сбоку от окна или над ним, получается свет, более приближённый к естественному. Освещение при этом менее равномерно и для хорошего освещения всего помещения потребуется несколько большая мощность. Зато дополнительное освещение, например, натюрморта, может не потребоваться. Освещение под потолком в центре помещения тоже возможно, но тогда для направленного освещения того же натюрморта обязательно потребуется подсветка. Если нужно создать контрастное направленное освещение, то очень хороши лампы с зеркальным отражателем. Например, лампа галогенная Osram Halopar с углом освещения 30°.

Для занятий живописью требования к источнику освещения значительно выше, так как важен цвет освещения.

Лучшим для живописи является естественный свет от окна. Но когда его нет, не хватает или нет вовсе, то используется искусственное освещение. На практике во многих студиях и мастерских искусственное освещение организовано неправильно, что приводит к неудобству работы. Как результат, часто ученики пишут работы, с преобладающими фиолетовыми, малиновыми или лимонными цветами. Сочетания цветов оказываются негармоничными. Одной из причин такого явления мне видится и неправильное освещение, не позволяющее точно видеть и контролировать цвета.

Перед тем, как приступить к обзору ламп, отмечу основные характеристики, важные при организации освещения.

1. Световая отдача источника света — отношение излучаемого источником светового потока к потребляемой им мощности. Измеряется в люменах на ватт (лм/вт). Служит характеристикой источников света как таковых и их экономичности, показывая, какое количество затраченной энергии переходит в тепло или какие-либо другие виды энергии кроме электромагнитной.

Световая отдача лампы накаливания мощностью 60 Вт. составляет около 14 Лм/Вт.

Вместо лампы накаливания лучше использовать галогенную лампу. Её эффективность на 15-25% выше при сохранении полного спектра излучения. Срок службы галогенных ламп больше, чем у ламп накаливания, от 2000 ч. до 4000 у ламп напряжением 12 Вольт.

Световая отдача лучших люминисцентных ламп достигает 80 Лм/Вт.

В недобросовестной рекламе указывают, что 1 энергосберегающая лампа может заменить собой 6 (а то и 7!), ламп накаливания. На самом деле это не совсем верно. Например, световой поток лампы накаливания мощностью 100 Вт. с прозрачной колбой равен 1360 Лм. Лампа Philips TORNADO ESaver T3 20W WW E27 (одна из лучших энергосберегающих ламп) имеет световой поток, равный 1350 Лм. Но энергосберегающая лампа даёт рассеянный свет, имеющий меньшую контрастность, который глаз человека воспринимает как менее яркий. Таким образом, при одинаковом световом потоке, для создания аналогичных условий освещения, требуется бóльшая мощность! Поэтому получается, что для создания аналогичной освещенности, для замены одной лампы накаливания мощностью 100 Вт., потребуется высококачественная энергосберегающая лампа мощностью 23-25 Вт. Лампы мощностью 20 Вт. некоторых китайских фирм имеют ещё меньшую эффективность, около 900-1000 Лм. Нередко и эта цифра завышена и не соответствует действительности. Эффективность лампы зависит от качества используемых материалов, в первую очередь, люминофора. Из-за такой низкой эффективности дешёвая энергосберегающая лампа 20 Вт. способна заменить лишь лампу накаливания 60 ватт. Помимо этого, холодный свет воспринимается глазом как менее контрастный. Для создания комфортного освещения при использовании ламп с цветовой температурой 5500-6500 К. создаваемая освещенность должна быть ещё выше. При замене ламп накаливания на люминисцентные лампы 2700-3000 К. мощность энергосберегающих ламп можно уменьшить в 4 раза, если лампы накаливания заменяются на лампы 5500-6500 К, то я рекомендую соотношение 1:3,5.

Как для ламп накаливания, так и для энергосберегающих, эффективность выше при более высокой мощности. Люминисцентные лампы-трубки дают несколько больший световой поток. Например, светоотдача лампы SYLVANIA T8 LuxLine Plus De Luxe F18W/827 мощностью 18 Вт. равна 1350 Лм. (как у лампы «Филипс» 20 Вт.), а светоотдача лампы SYLVANIA T8 LuxLine Plus De Luxe F36W/827 составляет 3350 Лм., при потребляемой мощности в 2 раза больше (36 Вт.), освещённость выше почти в 2,5 раза!

Нормы освещения рабочего места художника.

Согласно нормам, изложенным в Своде правил СП 52.13330.2011, освещение при зрительной работе высокой точности должно быть значительно выше, чем обычное освещение в квартире. Для помещения площадью 20 м² нужно освещение люминисцентными лампами мощностью около 120-150 Вт, или лампами накаливания 350-400 вт. Если стены тёмные, то мощность ламп для освещения должна быть ещё больше.

2. Цветовая температура источника света

Для работы в помещении красками наилучшей является цветовая температура источника освещения 5500 К. Так как глаз адаптируется к цвету освещения, возможна работа с источниками света от 4200 до 6500 К.

Цветовая температура ламп накаливания меньше 3000К, галогенных ламп около 3000К.

Цветовая температура люминисцентных ламп холодного (дневного) света 6500 К.

3. Индекс цветопередачи (коэффициент цветопередачи, CRI) — параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому (кажущемуся) цвету этого тела при освещении его данным источником света. Индекс цветопередачи, равный 100%, имеет естественный свет, а также свет ламп накаливания и галогенных ламп. Свет люминисцентных и светодиодных ламп имеет пики и провалы в разных участках.

Свет ламп накаливания.

Имеет полный спектр, но низкая цветовая температура препятствует нормальной работе живописью. Для создания комфортных условий работы возможны следующие варианты:

1. Использовать лампы накаливания типа Daylight A60 (аналоги General Electric A60 DayLight 60W и дргие). Также можно использовать галогенные лампы накаливания, которые эффективнее стандартных ламп, совместно с синими светофильтрами. Недостатком ламп накаливания является высокое потребление электроэнергии и небольшой срок службы. Сильный тепловой эффект ламп накаливания приводит к жаре и духоте.

2. В качестве компромиссного варианта для освещения помещения для работы можно использовать совместно лампы накаливания (лучше галогенные) и энергосберегающие лампы с цветовой температурой 6500 К или лампы-трубки с цветовой температурой 8000 К. Недостатком такого освещения является неравномерность цвета освещения в разных участках помещения и цветная кайма вокруг теней. Этот недостаток можно сгладить использованием светорассеивающего экрана или стекла. При совместном использовании галогенных ламп и люминисцентных ламп с цветовой температурой 6500К, соотношение мощности такое: на 1 Вт. мощности люминисцентной лампы должно быть 3-4 Вт. галогенной лампы.

Свет люминисцентных ламп.

Характеристики люминисцентных ламп. Эффективность. Индекс цветопередачи. Маркировка люминисцентных ламп. Компактные лампы и трубки. Электронный балласт. Расположение ламп.

Для освещения мастерской художника следует использовать профессиональные лампы, предназначенные для студий и музеев и других целей, где важен точный контроль цвета. Эти лампы производятся в виде стеклянных трубок с цоколем T5 и T8. Для работы ламп необходимы дроссели. Лучше всего использовать электронные, они не дают вредного для зрения мерцания и дольше служат. Трубчатые лампы имеют больший срок службы и лучшую эффективность, чем компактные лампы с резьбовым патроном. Наиболее эффективны лампы мощностью 36 и 58 вт.

Вот лампы, цветопередача которых максимально приближена к дневному свету и составляет 98% спектра:

1. Лампа Philips Master TL-D 90 Graphica (индекс 950).

2. Лампа OSRAM color proof T8 (индекс 950).

3. Лампа T8 Narva LT 958 Bio Vital — интерсна тем, что воспроизводит полный спектр солнечного света, включая УФ. Способствует повышению работоспособности.

4. Лампа T8 Narva LT 950 Daylight

Существуют лампы улучшенной цветопередачи с цоколем T5, но выбор их меньше, зато дизайн самих светильников лучше, особенно для установки в квартире.

В первую очередь, это лампы Philips MASTER TL5 HO 90 De Luxe 950 мощностью 24, 49 или 54 Вт.

Также подходят лампы LT-T5 NARVA BIO vital мощностью от 14 до 80 Вт.

Менее дорогой и более доступной альтернативой являются лампы с индексом 954. Свет их ярче, но цветопередача менее точная. Индекс цветопередачи более 90% спектра.

Например, лампы Osram Lumilux de luxe T8.

Обычные энергосберегающие лампы имеют индекс цветопередачи «8». Спектр освещения у них уступает вышеперечисленным. Особенно сильно искажаются оттенки зеленого цвета, цвет лица человека имеет сероватый оттенок. Единственная серия ламп улучшенной цветопередачи в настоящее время есть у фирмы Narva. Эти лампы, из серии Narva Bio Vital, с резьбовым патроном E27 мощностью от 11 до 23 W, цветовая температура 5800 К., что соответствует естественному свету.

Свет светодиодных ламп.

Самым современным типом ламп являются светодиодные лампы. К их преимуществам можно отнести высокую эффективность и долговечность. Для использовании в мастерской художника следует подбирать лампы, имеющие высокие значения цветопередачи, с минимальным уровнем мерцания. По цветопередаче одни из лучших ламп производит фирма Ikea. Как и в случае с люминисцентными, хорошие характеристики имеют светодиодные лампы фирм Philips, Osram. Хорошие характеристики имеют некоторые лампы фирмы Navigator.

Существует 3 основных группы светодиодных ламп по цветовой температуре. Это лампы тёплого света, заменяющие лампы накаливания, с цветовой температурой около 3000K. Лампы белого света имеют цветовую температуру от 4000 до 5000K. Такие лампы хорошо подходят для общего освещения мастерской. Лампы холодного света имеют цветовую температуру около 6500K. Отмечу, что легче найти лампы с хорошей цветопередачей тёплого света. Лампы холодного света с хорошей цветопередачей встречаются реже. Для работы художника желателен индекс CRI не менее 90, приемлемым можно считать индекс цветопередачи 85.

При использовании светодиодных ламп следует учитывать, что они очень плохо переносят перегрев. Поэтому их лучше ввинчивать в открытые светильники, для лучшего охлаждения воздухом.

При выборе лампы я рекомендую ознакомится с информацией на сайте тестирования светодиодных ламп lamptest.ru.

Лампы для освещения постановок.

Лампу с индексом 865 предпочтительнее использовать в качестве «холодного» источника света для освещения натуры при работе красками, когда нужно создать аналог естественного дневного света. Оптимальная мощность компактной люминисцентной лампы для подсветки — 20 W. Для освещения «тёплым» светом (аналогичному прямому солнечному свету) используются лампы накаливания или галогенные лампы. Зеркальные лампы дают направленный свет, он ярче, чем у обычных ламп.

Предпочтительно покупать фирменные лампы, холодного света (важно: индекс цветопередачи должен быть 865!). Такие лампы производят давно существующие и хорошо зарекомендовавшие себя фирмы Philips (модель Tornado ESaver CDL 865), Narva, Osram, General Electric, Sylvania. Независимо от того, где произведены эти лампы, В Германии, России или в Китае, качество их на высоком уровне. Лампы некоторых китайских фирм и особенно китайского производства с русским названием (вроде лампочка «от Лукича») производства КНР, зачастую, не соответствуют заявленным характеристикам, имеют меньший срок службы, менее эффективны и спектр освещения у них уступает спектру ламп фирм «Нарва», «Сильвания», «Филипс», «Осрам», «Дженерал Электрик», даже если лампы этих фирм произведены в Китае.

С приобретением высококачественных ламп улучшенной цветопередачи существуют трудности, связанные с тем, что их сложнее найти в продаже.

Я приобрёл нужные мне для работы и дома лампы в фирмах Раско-Энерго и shop220.ru.

Каталоги с описанием характеристик ламп можно посмотреть.

Опыт «сотрудничества» с фирмой «Центр Светотехники» для меня оказался неудачным и закончился хамским письмом, присланным мне по электронной почте с подписью генерального директора Коньковой Н. А. Начиналось оно словами «Перебьёшься…», а причина отказа продать лампы была в том, что сотрудникам этой фирмы «лень считать НДС…».

Оставьте комментарий