Жизнь в Кронштадте отзывы

Общие сведения и история района

Колпинский район – одна из административно-территориальных единиц Санкт-Петербурга. Располагается на юго-востоке города, на берегу Ижоры. В состав района входят 6 муниципальных образований, из которых самый крупный – город Колпино, собственно давший району название. Помимо него, в состав района входят поселки Петро-Славянка, Металлострой, Усть-Ижора, Понтонный и Саперный. Общая площадь – 105 кв. км. (4 место по величине в Санкт-Петербурге), тянется с северо-запада на юго-восток почти на 20 км, а с запада на восток – 8, проживает на его территории около 180 тысяч жителей. Граничит с Фрунзенским, Невским и Пушкинским районами СПб, а также с Всеволожским, Кировским и Тосненским районами ЛО.

Колпино возникло в 1722 году, как рабочий поселок при государственных Ижорских Адмиралтейских заводах. Крестьяне, прикомандированные к предприятию, выбрали своим будущим домом правый берег реки Ижоры. В 1912 году Колпино присваивается звание «город». За 21 год до этого посаду были дарованы собственный Герб и право самоуправления.

В том же году (1881) была избрана первая Колпинская Дума. Статус городского района Колпино получило только в 1954 году. Во время Великой Отечественной войны колпинцы, несмотря на блокаду и голод, продолжали поставлять на вооружение армии танки и боеприпасы. Работала даже блокадная школа. Объединенными силами армии, колпинцев и ижорцев, фашисты были остановлены за 4 км. до города и за 30 км. до Ленинграда.

Колпинский район находится довольно далеко от центра города (25 км.) и может считаться скорее пригородом. Территория района занята преимущественно промышленно-складскими комплексами и грузовыми терминалами. Чему немало способствуют проходящая по территории трасса федерального значения Е-105 (Москва-Санкт-Петербург), считающаяся главной транспортной артерией страны и ветка Октябрьской железной дороги. Неподалеку расположена сеть пассажирских и грузовых терминалов аэропорта Пулково. Одним словом, транспортное и географическое положение района на редкость благоприятно; подчас его называют воротами Питера в «большую Россию» — центральные и восточные регионы, а так же Северные районы страны (Мурманск, Вологда и другие).

Район довольно уникален – изначально создававшийся как индустриально-промышленный центр, он и сейчас придерживается этого вектора развития. Это дает возможность администрации гарантировать жителям большое количество рабочих мест плюс хорошие перспективы развития и финансирования. На территории зарегистрировано более 3500 различных предприятий, из них 17 крупнейших по городу. На сегодняшний день эти предприятия дают около 70 % промышленных продуктов и способны обеспечить работой больше половины трудоспособного населения района.

Отлично развито транспортное сообщение, как внутри района, так и вне его – если повезет, до центра можно добраться за каких-то полчаса – 40 минут. Ложку дегтя добавляют постоянные пробки на Московском шоссе (обычно в районе Шушар), в которых можно потерять от 20 минут до нескольких часов. Плюс к этому электрички, являющиеся естественной альтернативой автобусам и маршруткам подчас заполнены так, что люди едут чуть ли не на крышах. К тому же из-за введения высокоскоростных поездов «Сапсан» расписание электричек было изменено, часть их и вовсе отменена.

В тесноте, зато без пробок.

Несмотря на большую концентрацию промышленных объектов, воздух в жилых районах чист и вкусен. В основном это происходит благодаря большой озелененности, лесным массивам и удачно дующим юго-восточным ветрам, относящим смог и выхлопы промышленности подальше.

Экология района

Несмотря на огромное количество промышленных объектов, негативно влияющих на экологию района, Колпино считается одним из самых чистых и красивых районов города. Связано это с тем, что проблемам охраны окружающей среды здесь уделяется огромное внимание. Ситуацию исправляет благоприятная роза ветров, большое количество лесных массивов вокруг города и хорошая озелененность района в целом (общая площадь парков и садов – почти 200 га.).

Загрязнение почвы тоже не критичны – всего 12 % территории проходит под индексом «опасно», все остальное – зоны «умеренно-опасного» и «допустимого» уровня загрязнений. Критично загрязнена вода в некоторых реках – например в Ижорке и Славянке уже много лет купаться запрещено, да и в остальных водоемах района плавать рискованно. Тем не менее, в жаркие летние деньки запрет постоянно нарушается и сотни жителей лезут в грязные воды в поисках желанной прохлады, забывая о собственном здоровье. Но ситуация понемногу исправляется – ежегодно на очистку вод выделяются приличные деньги, так что есть надежда на лучшее.

Парк в Колпино

Воздух в жилых районах порой чище, чем в городе. Все благодаря юго-восточному направлению ветров, уносящих «грязные» воздушные массы подальше и взамен, приносящий чистый и свежий воздух со стороны лесных массивов.

Помимо промышленности, негативное (хотя и значительно меньшее, чем предприятия) влияние на экологию оказывает автотранспорт. На территории района проходит крупнейшая трасса России, по которой непрекращающимся ни днем, ни ночью потоком идут большегрузные и легковые автомобили. Также лепту в экологическое загрязнение вносит находящийся в 5 км. на юго-восток полигон для утилизации токсичных отходов Красный Бор. Несмотря на поэтичное название, красивым это место не назовешь – более того, полигон уже перерос границы определенной ему территории и в скором времени может стать существенной экологической угрозой городу и району.

Население района

Население района составляет около 180 тысяч человек, из которых 80 % проживает в городе Колпино. На данный момент смертность превышает рождаемость, несмотря на постоянный рост последней. Рекордом рождаемости стал июль 2012 – за 1 месяц родилось аж 254 малыша (111 девочек и 143 мальчика). Это превысило обычный показатель рождаемости почти в 2 раза. Если все пойдет в том же духе, у Колпино появляется реальный шанс вылезти из «минусового прироста».

Наиболее остро стоит проблема продолжительности жизни и высоким уровнем смертности граждан трудоспособного возраста (в основном мужчин). Больше всего людей погибает от болезней органов кровообращения (около 60 %), второе место с большим отрывом занимают новообразования – 17 % (опухоли и т.д.). Третью строчку печального списка занимают несчастные случаи, травмы и отравления.

Социальный состав Колпино и поселков отличается разношерстностью. Основу, безусловно, составляют рабочие и инженеры заводов, управленцы всех мастей и сотрудники логистических служб. Преобладают люди славянской внешности. Но в последние годы отмечается вес возрастающая тенденция по привлечению к низкооплачиваемым работам на заводах мигрантов из южных регионов. Именно за счет механического притока обеспечивается до двух третей прироста численности населения (при этом рождаемость в районе стабильно держится на уровне одного из самых высоких показателей в городе).

Трудоспособного населения в районе около 55 %, при этом за последние годы резко повысилось количество пенсионеров. Это связано с переселением пенсионеров-льготников из старых коммуналок в центре Петербурга в новостройки Колпинского района.

Разделение района

Карта Колпинского района

Колпинский район – относительно молодой по меркам города. В его составе 6 муниципальных округов: Колпино, Усть-Ижора, Петро-Славянка, Металлострой, Понтонный и Саперный. Центром района считается город Колпино. Общая площадь – 105 кв. км., что составляет меньше 7 % от общей площади Санкт-Петербурга. Расстояние до центра Питера – 25 км. Имеет общие границы с Пушкинским районом (на западе), Фрунзенским и Невским (на севере) районами Санкт-Петербурга. На юге граничит с Кировским и Тосненским районами ЛО. Северо-восточная граница района тянется вдоль реки Невы примерно на протяжении 20 км. На территории района много водоемов: реки Ижора, Кузьминка, Большая и Малая Ижорка, Славянка, Нева, ручьи (Большой и Малый Ижорцы, Могильный ручей, Попов ручей) и каналы (Советсткий и Комсомольский). Основные магистрали: Петрозаводское шоссе и Московское шоссе.

Колпино

Самый большой населенный пункт в районе, как, впрочем, и во всей Ленинградской области. Также один из самых крупных промышленных центров Санкт-Петербурга. Большое количество торгово-развлекательных центров, ряд сетевых магазинов «Пятерочка», «Магнит» и другие. Прекрасно развитая инфраструктура и транспортное сообщение. Правда, бесконечные пробки на Московском шоссе и переполненные электрички несколько портят картину.

Въезд в Колпино

Город вольготно раскинулся на обоих берегах реки Ижоры. Центр Колпино – плотина на реке (бульвар Свободы). Другая транспортная артерия города – проспект Ленина, фактически ставший осью, соединяющей город и Ижорский завод. В городе множество детских садов, школ и других заведений для детей и подростков. К сожалению, в их числе и Колпинская воспитательная колония, в которой на сегодняшний день содержится около 50 несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того Колпино насыщенно различными памятниками культуры и искусства и заведениями, где можно интересно отдохнуть.

Рынок жилья в Колпино отличается разнообразием – от малоэтажных домов старого фонда до немногочисленных современных элитных новостроек. Есть также панельные дома и «сталинки» — в общем, на любой вкус и кошелек. Однокомнатные квартиры в Колпино – один из самых дешевых и востребованных вариантов для покупки или аренды жилья. Самой большой популярностью пользуются дома сталинской застройки вдоль проспекта Ленина и «район Простоквашино» — несколько кварталов застройки 80-90 годов (в основном современные панельные дома 606 и 137-й серий). Самые дешевые квартиры в «кировках» — ветхих малоэтажных домиках 30-х годов.

В непосредственной близости от Колпино возводится поселок Новая Ижора (одно- и двухэтажные коттеджи немецкой постройки). Уже возведено более 300 домов с прилагающимися к каждому участками в 3-4 сотки. Планируется возведение еще 400 домов и обеспечение поселка полностью развитой инфраструктурой.

Металлострой

Расположен в 20 км. от Санкт-Петербурга. Транспортное сообщение представлено железнодорожной станцией Металлострой и остановочным пунктом общественного транспорта «19 километр». Инфраструктура поселка неплохо развита, здесь есть школы, магазины, библиотеки, автошкола, два стадиона и даже бассейн.

Сейчас Металлострой переживает фактически «второе рождение» — некогда небольшой поселок, где обитали строители завода, стремительно превращается в квартал с новостройками и прекрасно развитой инфраструктурой, квартиры в котором будут по карману далеко не каждому. К примеру, сейчас активно ведется строительство жилого комплекса «Ижора-Парк» с квартирами стоимостью от 2.5 млн. рублей.

Арендовать жилье в Металлострое выгодно – арендные ставки здесь самые низкие по городу, при этом вы живете в черте города, наслаждаясь всеми плюсами загородной жизни. На работу и учебу можно быстро доехать на машине или общественным транспортом. Здесь богатый выбор квартир – от эконом-класса до элитных апартаментов в новопостроенных жилых комплексах. При этом, именно здесь располагается одна из основных площадок массовой жилой застройки Колпинского района.

Петро-Славянка

Самый обычный небольшой поселок городского типа. Преобладают пятиэтажные дома, развит частный сектор (дома и коттеджи). Жилищное строительство почти не ведется, инвесторы предпочитают строить складские и логистические площадки. Стоимость аренды и покупки квартир примерно аналогична средней цене по району.

Улица в Петро-Славянке

Поселок Понтонный

Небольшой поселок с населением менее 10.000 человек. Есть 4 детских сада, 2 школы, поликлиника и Дворец Культуры. Промышленность представлена Средненевским судостроительным заводом ВМФ и Усть-Ижорским Фанерным комбинатом.

Поселок Саперный

Поселок состоит всего из 9 малоэтажных домов (3-5 этажей) и насчитывает меньше 1500 жителей. В поселке располагается мебельный комбинат.

Усть-Ижора

Располагается на месте впадения реки Ижоры в Неву. Население поселка составляет более 20.000 человек. Неподалеку возводится коттеджный поселок «Новая Ижора».

Легендарное место, овеянное воинской славой и доблестью. Именно здесь, в 1240 году князь Александр одержал блестящую победу над шведскими войсками, за что и был прозван Невским.

Здесь располагается историко-мемориальная зона, к которой относится целая плеяда памятников: музей-диорама «Невская битва 1240 года», церковь Св. Благоверного Князя Александра Невского, памятник-часовня на месте Невской битвы, памятники Александру Невскому и Петру Великому и так далее.

Памятник Александру Невскому.

Арендовать комнату в Колпинском районе стоит от 6 до 10 т.р, 1 комнатная квартира обойдется от 12 до 16 т.р. За двухкомнатную придется выложить уже от 16 до 20 тысяч. Цены на жилье сильно зависят от того, в какой части района и в каком доме Вы хотите арендовать жилье. Конечно же, квартира в старой «хрущевке» с текущей крышей, обойдется дешевле, чем нормальное жилье в панельном или кирпичном доме рядом с основными транспортными артериями.

Цены на покупку жилья разнятся еще сильнее. Самое дешевое жилье – 30-40 годов постройки, но его осталось совсем немного. В среднем, однокомнатную квартиру можно купить за 2-3 миллиона рублей, в 2.5-4 миллиона уложится приобретение двухкомнатной. Трехкомнатные квартиры стоят от 6-7 млн. рублей.

Инфраструктура района

Колпинский район отличается великолепно развитой инфраструктурой. Это практически полностью независимое от «большого города» место – некоторые жители могут прожить здесь всю жизнь, ни разу не выезжая за пределы Колпино. Здесь не особых проблем с трудоустройством – одни только промышленные предприятия района способны обеспечить работой более 60 % трудоспособного населения. Строятся и открываются новые заводы, склады и логистические центры.

Индустриальный парк «Колпино»

Легко также получить среднее и средне-специальное образование по месту жительства – 30 школ и 15 ПТУ и колледжей открывают двери для учеников и студентов. А для самых маленьких жителей района открыто 52 детских сада. Но за высшим образованием придется все-таки ехать в Петербург, благо это достаточно недалеко – всего 15-25 минут (если повезет) на маршрутке или автобусе – и ты уже в метро.

Транспортное сообщение Колпинского района более чем насыщенное. К услугам граждан более 30 социальных маршрутов автобусов и 20 коммерческих. Кроме того, на территории района расположен ряд железнодорожных станций: Колпино, Ижорский завод, Металлострой, Славянка Московского направления и станции Саперная 29-км, Понтонная, Ижоры железнодорожного направления на Волховстрой. Казалось бы, ездить в город легко и приятно. Но не тут-то было. Сильно портят ситуацию бесконечные пробки на Московском шоссе. Самое популярное место – поселок Шушары, где периодически появляются те, кто не смог поделить дорогу. Аварии и перегруженность Московского шоссе – вот основная причина пробок. В итоге, помимо времени, потерянного на саму дорогу, подчас автобусы и маршрутки, увязшие в транспортном потоке, приходится ждать по полчаса и больше. Не слишком спасают и электрички – ради комфорта пассажиров «Сапсанов» отменили часть электричек и теперь оставшиеся еле-еле справляются с возросшей нагрузкой, а пассажиры едут в битком набитых вагонах, мысленно желая того же руководству РЖД.

На страже здоровья граждан 35 лечебных заведений разного профиля, в том числе и относящиеся к частным заведениям. Есть станция неотложной помощи, противотуберкулезный, наркологический, кожно-венерологический и психоневрологический диспансеры, стоматологическая поликлиника № 18.

Помимо промышленного, развивается и торгово-развлекательный сектор, причем Колпино – едва ли не единственный город-спутник Санкт-Петербурга на территории которого нашли приют магазины известных сетей «Окей», «Пятерочка», «Магнит», «Компьютерный мир»и прочие. Недавно построен ТРК «Меркурий» площадью более 12 кв. м.

ТРК «Меркурий»

Большое внимание уделяется спорту. Главный спортивный объект города – спорткомплекс «Ижорец» (ранее принадлежал Ижорскому заводу). На территории «Ижорца» имеется картинг и бассейн с двумя вышками и трамплином для прыжков в воду.

Бассейн в «Ижорце»

Здесь можно выбрать по душе любой из 16 возможных видов спорта, работают различные секции для детей и взрослых. Кроме того для детей открыто два СДЮШОР (гребля и конькобежный спорт).

Предприятия и работа в районе

Колпинский район изначально создавался как индустриальный центр. По большому счету и в наши дни ничего не изменилось – акцент развития района сделан на появление новых и реконструкцию старых производственных комплексов, все так же работает огромное количество предприятий, разве что к ним добавились складские комплексы и грузовые терминалы. Основу производства составляют метало- и деревообрабатывающие комбинаты, объекты машиностроительного комплекса и строительной индустрии. Развивается электрическая, легкая и пищевая промышленность. Вовсю работают УИФК, «Северсталь», «Ижорские заводы», «ПКФ «Санкт-Петербургская металлургическая компания», «Орма», ПО «Ижора Сталь Инвест», «Колпин-Водоканал-Строй» и другие гиганты промышленности. Всего предприятий в Колпино более 3,5 тысяч, из них более 2000 относятся к малому бизнесу. Большое внимание уделяется развитию крупного складского и логистического бизнеса, которое, к сожалению, тормозится низкой транспортной доступностью района. Впрочем, с введением в эксплуатацию КАД ситуация понемногу начинает выправляться.

Ижорский завод

Недавно открылся ТРК «Меркурий», где можно купить множество самых разных товаров в ассортименте; по городу работает множество магазинов шаговой доступности. Администрация города охотно идет на сотрудничество с крупными сетями магазинов – «Пятерочка», «Окей Эксперсс», «Патэрсон» и другие не первый год вносят свою долю в налоговые отчисления района.

Зарплаты в районе разнятся – рабочие на комбинатах получают от 13 до 20 тысяч рублей, зарплата логистов и других работников складского комплекса начинается от 18.000 и может доходить до 70-80 т.р. в зависимости от квалификации и обязанностей. Уровень зарплаты инженеров и технологов заводов в среднем 30-50 тысяч, но для специалиста экстра-класса не пожалеют и 80-100 + возможно выделение служебного жилья.

Объемы жилищного строительства в Колпино значительно уступают объемам строек промышленных объектов. Основные перспективы развития связан с реиновацией ветхих «кировок» и «хрущевок». На освободившихся территориях возведут жилые комплексы, состоящие из малоэтажных домов эконом-класса. Пример такого поселка – Новая Ижора, где уже, по заверениям риэлторов, планируется построить около 5000 таких домиков в 1-2 этажа. Также проводится строительство многоэтажного жилого комплекса в Металлострое.

Дома в поселке «Новая Ижора»

Криминал

Криминальная обстановка в районе довольно спокойная. Среди преступлений преобладают грабежи и разбои. Отмечается некая динамика изменения социального состава преступников – если раньше большинство преступлений в районе совершались колпинцами, то теперь баланс смещается в сторону приезжих. Преимущественно это относится к угону автотранспорта и квартирным кражам.

С сентября 2010 года в районе проводится проект «Колпино – территория без наркотиков». В нем задействованы сотрудники полиции, ряд общественных организаций и администрация района. Большое внимание уделяется пропаганде свободы от наркотиков среди несовершеннолетних, ведь доля лиц до 18 среди задержанных наркоманов и наркоторговцев составляет более 50 %. По отчетам правоохранительных органов — количество наркоманов неуклонно уменьшается; на взгляд же простых жителей города – ситуация скорее противоположная, а беседы и увещевания уже давно не вызывают у молодого поколения ничего, кроме презрительной усмешки.

Также ведется активная борьба с незаконным игорным бизнесом. Только в 2011 году было проведено около 30 проверок, по результатам которых изъято около 460 единиц оборудования игорных залов.

В 2007 году в Колпинском районе орудовал маньяк, нападавший на женщин. В сентябре он был задержан правоохранительными органами по обвинению в убийстве 4 жительниц района. За последние годы подобных случаев не наблюдалось.

Шепотки вызывает и реформирование находящейся здесь колонии для несовершеннолетних преступников в реабилитационный центр. Уже сейчас лица, отбывающие наказание здесь вывозятся на экскурсии, педагоги и психологи пытаются сделать их проживание более комфортным и вернуть «на путь истинный». Мало кто из жителей в восторге от такого соседства, но эксцессов пока не наблюдалось.

Достопримечательности района

Город Колпино буквально наводнен памятниками – даже то, с чего некогда все началось – завод, а точнее Ижорские заводы признаны памятником промышленной архитектуры федерального значения и охраняются государством.

К известным местам относится ансамбль привокзальной площади, который у многих стал основным образом Колпино. Особое внимание привлекает дом с башней, расположенный на берегу Комсомольского канала. Стены украшены барельефами, рассказывающими о военных и трудовых подвигах жителей города. Ранее на балюстраде были установлены скульптуры Родины-Матери и рабочего, ныне они утеряны.

«Дом с башней»

В день Защитников Отечества и дни воинской славы венки возлагаются к монументу воинам Ижорского батальона, Мемориалу на братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне и мемориалу с Вечным огнем на Балканском воинском кладбище. К памятником Великой Отечественной войны относится Ижорский таран, обозначающий рубеж, на котором вместе с армией дралось против фашистов ополчение Ижорского завода.

Ижорский таран

Привлекает взгляд и памятник «отцу» Колпино – Александру Даниловичу Меншикову, герцогу Ижорскому. Его взор устремлен вверх по реке на призраки стоявших там некогда его пильных мельниц.

В Усть-Ижоре находится музей-диорама «Невская битва», а так же часовня в честь воинов, павших в битве со шведами 12 июля 1240 года, Церковь Св. Благоверного Князя Александра Невского – памятники давно минувшей великой битвы, за которую князь Александр и получил прозвище «Невский». До сих пор этот музей пользуется популярностью – здесь проводятся школьные экскурсии, сюда приезжают иностранные и русские туристы. Многие верующие приходят в церковь, чтобы поклонится защитнику Земли Русской.

Диорама «Невская битва»

В Колпинском районе несколько удивительно красивых церквей и часовен. Среди них деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца на Колпинском новом кладбище, баптистская церковь, Собор Пресвятой Троицы и другие.

Церковь Святителя Николая Чудотворца

На особом месте среди священных мест Церковь Святого Александра Невского в Усть-Ижоре, возведенная в честь победы над шведами в 1240 году.

Церковь князя Александра Невского.

Всей семьей можно отдохнуть в Колпинском парке культуры и отдыха. Аттракционы, тир, лодочная станция и детская железная дорога не оставят равнодушными посетителей всех возрастов. Прекрасное место для выходного с родными и любимыми.

Колпинский парк – любимое место отдых горожан.

К услугам тех, кому не спится ночь несколько ночных клубов и баров. В их числе «Звезда», «Ижора», «Черная луна». На улице Культуры круглосуточно открыты двери развлекательного комплекса «День и ночь» — бильярд, дискотеки , бар и прочее – все, что нужно любителям «красиво жить» и отрываться на полную катушку. Днем открыты также спортбар и боулинг-клуб Фортуна. Неплохой бильярдный клуб «Пирамида» расположен неподалеку от вокзала, на Октябрьской улице. Главное – не увлекаться высокоградусными коктейлями из бара (очень популярны, к примеру, горящие коктейли с абсентом) – иначе можно и по шару не попасть.

Город Кронштадт на острове Котлин — самый малочисленный район в составе Санкт-Петербурга. Это истинно морские ворота Северной столицы, Всемирное наследие ЮНЕСКО, город-крепость боевой и воинской славы, всегда бывший на передовой в морских сражениях, в которых принимал участие его старший брат Петербург. Мимо Кронштадта не прошло ни одно вражеское судно.

Здесь чисто и ветрено, здесь была построена первая в мире подводная лодка и еще одна новинка судостроения — первый в мире ледокол. Отсюда стартовали более 40 кругосветных экспедиций, здесь в разное время жили великие российские мореплаватели , ученые и деятели культуры: адмирал Фаддей Беллинсгаузен, адмирал Степан Макаров, адмирал Федор Литке, изобретатель радио Александр Попов, поэт Николай Гумилев и многие другие. В Кронштадте буквально каждый метр земли может поведать многое о противоречивой истории нашей страны. Мы попробуем рассказать вам подробнее об этом маленьком, но со всех сторон замечательном острове.

Образовавшийся в результате отступления последнего ледника, остров Котлин долгое время (почти 4 столетия) являлся своеобразной границей между Россией и Швецией. Был период, когда остров, на котором впоследствии расположилась русская крепость, и вовсе принадлежал шведам, однако в 1703-м году, когда царь Петр I решил строить Санкт-Петербург, первым делом он построил на юридически шведском острове Котлин свой первый укрепленный форт.

Форты Кронштадта

Шведы по весне 1704-го года были очень удивлены, обнаружив, что у них не только отняли их остров, но и что на месте безлюдного клочка земли образовалась достаточно сильная крепость, закрывшая проход для шведских кораблей в Невскую Губу. Российская империя в то время быстрыми темпами набирала силу, и европейские соседи на этот раз смолчали. Первая крепость называлась Кроншлот, и именно ее возведение в 1704-м году считается началом жизни острова Кронштадт в его новом обличии: морского стража Северной столицы. Почти 20 лет спустя царем было инициировано строительство крупной крепости Кронштадт, которая и дала новое название всему острову.

Постепенно строились новые форты, укреплялись берега острова. Петр в принудительном порядке переселял сюда дворянские и купеческие семьи. Появилась в Кронштадте и резиденция самого императора (полностью уничтоженная пожаром в конце 18-го столетия), и изящный Итальянский дворец надменного фаворита Александра Меншикова. Здесь появилось адмиралтейство: город официально стал базой российского Балтийского флота.

Итальянский дворец

Помимо упомянутого выше пожара, город-крепость не раз «пытались» уничтожить частые для низменной петербургской местности наводнения: одно из самых крупных случилось в 1824-м году — практически все строения, форты, крепости и жилые дома были уничтожены. Однако Кронштадт восстановили.

Из громких исторических событий прошлых лет, произошедших на острове, можно вспомнить также кровопролитное восстание 1905-го года. Моряки, в царской России всегда близкие к власти и одновременно оппозиционно настроенные, живо откликались на все происходившие в стране перемены. Маленькая, но очень жестокая и совсем не «победоносная» война в Японии, антимонархические настроения и еще ряд политических событий спровоцировали волнения среди офицерского и солдатского состава. Некоторое время остров был полностью в руках бунтовщиков, однако прибывшие с «большой земли» царские войска подавили восстание.

В советское время Кронштадт продолжал быть тем, для чего он был создан и чем продолжает быть и по сегодняшний день: добросовестным стражем морской границы Ленинграда. Остров всегда был несколько независимым от мнения властей: например, в 1921-м году, сразу после окончания Гражданской войны и установления советской власти, вдруг обнаружилось, что моряки Кронштадта не то, что не единогласно поддерживают новое правительство, но и вовсе выступают против и требуют свобод и демократии. Конечно, подобная инициатива, как и восстание в 1905-м году, была задавлена на корню, но, тем не менее, это очень говорящий факт.

В Великую Отечественную войну Кронштадт оборонял водные границы, подвергался бомбежкам фашистской авиации. В послевоенный период здесь заново организовали военно-промышленное и судостроительное производства производство, остров был закрытым стратегическим объектов, куда пускали не всех желающих и не по любым пропускам. Только в 1996-м году в Кронштадт стало возможным попасть обычным гражданам и туристам.

Петровский док

Морской завод

На сегодня это один из самых своеобразных районов Санкт-Петербурга. На небольшой площади — всего 19 с небольшим квадратных километров — расположены исторические достопримечательности, судостроительные заводы, военные части морского флота России. До начала 80-х годов на остров можно было попасть лишь по воде. Постепенно в Кронштадт стали пускать паромы, затем сюда добирались по дамбе (Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений), а на сегодня остров с остальным городом и его окрестностями соединяют современные магистрали Кольцевой автодороги. Есть также и подземный тоннель, построенный в 2011-м году и также являющийся частью транспортных коммуникаций, соединяющих остров с городом.

Метро, конечно же, здесь нет, и в ближайшие десятилетия вряд ли будет, однако строится Западный скоростной диаметр, дороги в Кронштадт ведут хорошие и добраться сюда не в час пик можно довольно быстро. Однако все же, с точки зрения обычных жителей острова, это неудобно: транспортное сообщение перегружено — далеко не у всех есть свои машины, а количество единиц общественного транспорта ограничено. Кронштадцы тратят много времени на то, чтобы добраться до Санкт-Петербурга и обратно, а ведь люди работают и учатся, то есть ездить нужно если не ежедневно, то регулярно.

КАД в Кронштадт

Кронштадт. Дамба

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутными такси. С точки зрения транспортной доступности в настоящее время, Кронштадтский район выглядит даже благополучнее многих других областей Санкт-Петербурга, однако почему-то среди жителей Северной столицы бытует мнение, что Кронштадт — это как-то очень далеко и неудобно. Хотя всего-то 48 километров от Питера. Переселяться сюда не спешат: на острове живут только те, кто здесь родились, или люди, приглашенные на работу в Кронштадт и здесь обосновавшиеся. Как уже было упомянуто, на острове множество военных частей и промышленных объектов, «коренных» жителей не так много.

Пейзаж острова

В связи с этим строительная индустрия в Кронштадте не процветает. Вторичное жилье представлено немногочисленным уцелевшим после всех исторических ураганов, которые проносились над островом, старым дореволюционным фондом, есть немного сталинских и кирпичных послевоенных построек, конечно же, есть «хрущевки» и 137-я серия «кораблей». Новых строительных проектов мало: как известно, спрос рождает предложение, а так как желающих переехать в Кронштадт мало, то и жилья строят мало.

Старый жилфонд в Кронштадте

Сталинки в Кронштадте

Несколько раз в администрации Санкт-Петербурга звучали предложения о том, чтобы реконструировать жилую зону острова: отправить на снос или капитальный ремонт ветхие здания старых построек, а на их месте возвести жилые комплексы различной статусности, которые удовлетворили бы потребности в жилплощади самих кронштадтцев, а также, возможно, привлекли бы новых покупателей недвижимости. Однако на сегодня это все пока лишь идеи.

Остров все также живет за счет объектов, работающих на оборонный комплекс и\или занимающихся постройкой и ремонтом судов. Инфраструктура не совсем развита, представлено только самое необходимое, недвижимость недорогая (можно найти предложения и за 1200 долларов квадратные метр), коммунальные услуги тоже, по сравнению с другими районами (средний счет 1300-1700 рублей ежемесячно). Кронштадт представляет собой олицетворение скромной, в чем-то даже суровой островной жизни, которая нравится людям с определенным складом характера.

Экология в Кронштадте нехорошая. Сказывается тот факт, что, во-первых, на острове расположено множество промышленных и военных предприятий с вредным производством и\или сбросом отходов, а, во-вторых, эти самые отходы годами складируются на острове Котлин и никуда не вывозятся. Относительно чистый в Кронштадте воздух. Ветра и удаленность от загазованного Санкт-Петербурга делают воздух на острове чистым и свежим, хотя и довольно холодным даже в летнее время года.

На небольшой территории острова расположены 3 парка: Петровский парк, Летний и Госпитальный сады, а также большой Екатерининский сквер. Помимо этого, остров сам по себе не слишком застроен, есть множество «диких» мест для прогулок, с зеленой травой и тенистыми рощами. Многие петербуржцы ездят на Кронштадтский пляж — он намного чище всех остальных в черте города, излюбленным местом для прогулок и выходных пикников.

Летний сад

Петровский парк

А вот радиационный фон оставляет желать лучшего: в Кронштадте более 35 участков, где он «зашкаливает» за норму. Кто, как и где допускает утечку радиации достоверно выяснить не представляется возможным, так как военные объекты (наиболее вероятные виновники этого загрязнения) держат информацию в секрете и провести объективный мониторинг практически невозможно.

С водой тоже проблемы. В летнее время года и при спокойном море показатели вполне удовлетворительные, однако стоит начать таять после зимы прибрежному льду или же когда на Балтике разыгрывается шторм, вода в Кронштадте сразу становится грязной. Причин этому несколько: во-первых, случается, что канализационные и прочие отходы предприятия острова сбрасывают прямо в «открытое море» — то есть в Финский залив, во-вторых, благодаря промышленной деятельности и серьезному загрязнению почв, с грунтовыми водами элементы тяжелых металлов, нефти, ртути и других вредных веществ также попадают в залив, где оседают в донных отложениях.

Дополнительным источником загрязнения являются, конечно же, корабли — действующие и списанные, дрейфующие у кронштадтских берегов. А ведь экологическую опасность представляют не только сами суда, но и размещенные на них боеприпасы.

Как ни грустно, но все это, а также довольно однообразная островная жизнь, отражается на здоровье кронштадцев. Здесь стабильно фиксируются высокие показатели по заболеванию туберкулезом, по онкологическим заболеваниям, страдают органы зрения, нервная система, кожа. Здесь, несмотря на обособленность района от большого города и, казалось бы, его пороков и соблазнов, регистрируется на 2% больше случаев систематического употребления людьми алкоголя и наркотиков, нежели в среднем по Санкт-Петербургу.

По данным переписи населения города Санкт-Петербурга за 2010-й год, в Кронштадтском районе проживает около 43 тысяч человек. Большая часть работоспособного населения (примерно 26 тысяч человек) занята на предприятиях острова. В основном, это семьи военных и моряков, которые служат в Кронштадте — целые династии, поколения которых воевали и работали на благо оборонного комплекса и военно-морского флота.

Достаточное количество пенсионеров и совсем нет притока «свежей крови»: молодежь старается уехать с острова в город, где гораздо больше возможностей. Население острова стремительно уменьшается. По уровню образования — это люди с техническими или военными специальностями, есть также много тех, кто заканчивал средние специальные учебные заведения.

Муниципальное разделение

Карта Кронштадта

В Кронштадском районе есть только одно муниципальное образование — собственно сам остров Кронштадт. Долгое время исторически сложилось так, что островом управлял адмирал. В советский период здесь был комендант, и такое полувоенное и военное прошлое района наложило на него неизгладимый отпечаток.

В настоящее время остров — это обычный муниципальный округ, со своей выборной администрацией, гербом, флагом и насущными проблемами.

Инфраструктура

Так как долгое время Кронштадт был режимным военным объектом, еще во времена Советского Союза здесь была создана вполне приличная инфраструктура, позволяющая жителям пусть в ограниченном диапазоне, однако иметь постоянные образовательные и медицинские услуги.

На сегодня на острове есть шесть средних общеобразовательных школ, 15 учреждения детского дошкольного и дополнительного образования. Открыты музыкальная и художественная школа, школы для детей с альтернативным развитием, несколько клубов для подростков, Дворец культуры, а также школа-интернат санаторного типа.

Продолжают функционировать различные спортивно-оздоровительные комплексы и школы: на территории острова есть свой стадион, бассейн, несколько тренажерных залов, ледовый каток (в зимнее время года). Есть Матросский клуб и Дом офицеров. Существуют и клубы по интересам, объединяющие людей по виду увлечений и хобби.

Морской кадетский корпус

Дворец культуры им Мартынова

Среди высших учебных заведений можно назвать Морской кадетский корпус, а также несколько филиалов вузов Санкт-Петербурга: Академии сервиса и экономики, Университета коммуникаций и Северо-Западного поликлинического университета. В Кроштадском районе расположено и несколько общественных научных центров, самым современным из которых является объединенная библиотечная система, с помощью которой пользование различными библиотеками на острове может быть централизованным.

Из медицинских заведений здесь есть несколько частных клиник, в основном, представляющих собой кабинеты семейных или детских врачей, также есть санаторий для детей «Аврора» и семь государственных лечебных учреждений, как стационарных, так и амбулаторных.

Что касается торговых точек: конечно, в Кроштадте есть, где купить все необходимое, однако разнообразием предложения не отличаются. На острове нет ни гипермаркетов, ни больших торговых центров. Продукты и одежду жители предпочитают ездить покупать на «большую землю», здесь же можно приобрести только самое необходимое. Конечно, нельзя это посчитать за доказанную закономерность, однако многие жители Кронштадта жалуются на дороговизну и «не первую» свежесть продаваемых в местных магазинах продуктов.

Что касается транспортных коммуникаций и обустройства самого города, то с недавних пор был облагорожен туристический центр Кронштадта. Тротуары и дорожки возле Морского собора, Дерева желаний, Водонапорной башни и других достопримечательностей были приведены в порядок, обустроена садово-парковая зона, установлены скамейки и места для отдыха жителей и гостей Кронштадта. Остров пользуется спросом среди иностранных и российских туристов, к тому же, недавнее открытие пассажирского порта на Васильевском острове способствует посещению и Кронштадта — круизные лайнеры стали заворачивать сюда все чаще.

Морской собор

Дерево желаний

Предприятия и работа

Подавляющая часть гражданского населения Кронштадта, которая не работает в Санкт-Петербурге, занята в контейнерном порту «Моби Дик».

Контейнерный порт

Питер, вообще, портовый город во всех смыслах этого слова, и контейнерный порт Кроштадта имеет очень важное экономическое и коммерческое значения. Также функционирует огромный Морской завод, занимающийся изготовлением и ремонтом кораблей. Есть на острове и совсем «мирные» предприятия, такие, как швейная фабрика, мебельная фабрика, хлебозавод и завод по переработке мяса.

Морской завод

Малый и микро-бизнес — это, в большей части, либо продуктовая торговля, либо стандартные услуги по ремонту автомобилей, техники, обуви и одежды. Этот бизнес в Кронштадтском районе развивается слабо: большая часть инициативных людей предпочитает «раскручивать» свое дело в Санкт-Петербурге. В общем и целом, район достаточно бедный, живущий за счет городского и федерального бюджета.

Из-за обособленности Кронштадского района в нем несколько специфичный криминальный фон. Серьезные преступления экономического характера происходят, в основном, на территории контейнерного порта. Есть и случаи правонарушений на военных объектах, однако им занимается и военное же делопроизводство.

Среди бытовых преступлений можно выделить уличную преступность, автомобильные и квартирные кражи, причиной которых является, в основном, употребление наркотиков и, соответственно, то, что наркозависимые нуждаются в постоянном добывании денег на «зелье». По наркомании район очень неблагоприятный: небольшое количествоо полицейских и удаление района от города способствует деятельности наркоторговцев и траффикантов. Практически каждый месяц в районе фиксируется несколько правонарушений подобного рода.

Достопримечательности и развлечения

Развлечься в районе практически негде. Естественно, здесь есть некоторое количество увеселительных заведений, кафе и ресторанов, в летнее время можно заказать прогулку на катере по воде, однако по сравнению с остальным Санкт-Петербургом всего этого очень мало, и жители предпочитают ехать веселиться на «большую землю».

А вот достопримечательностей на острове много.

Среди самых известных и красивых из них можно назвать, конечно же, Морской Никольский собор на Якорной площади. Это великолепное здание было построено в 1913 году и пережило много исторических событий. На сегодня собор является своеобразной туристической меккой — редкие туристы, прибывающие в Кронштадт, обходят вниманием этот памятник архитектуры.

Морской собор

Собор освящал известный питерский святой, протоиерей Иоанн Кронштадтский. Церковь выполнена в пышном византийском стиле и долгое время была закрыта, здесь был кинотеатр, клуб, музей, многие из икон и мемориальных мраморных досок, посвященных погибшим морякам были уничтожены и утеряны. Реставрирован, восстановлен и передан церкви собор был только в начале этого столетия. В настоящее время Морской Никольский собор является действующим храмом и исторической туристической достопримечательностью одновременно.

Также можно посетить часовню при Андреевском соборе (сам собор был разрушен, однако скромная часовня являет собой великолепный образец того, как уважают местные моряки свои традиции и святыни). Красивые церкви в Кронштадте не редкость, здесь есть также и собор Владимирской иконы Божьей Матери, Воздвиженская церковь и часовня Богоявления «Спас-На-Водах». Как можно заметить, все эти святыни так или иначе посвящены морскому делу и посвятившим себя флоту знаменитым уроженцам Кронштадта.

Андреевская часовня

Спас-На-Водах

Для верующих и просто интересующихся православием людей будет интересно побывать в квартире-музее Иоанна Кронштадтского, посмотреть, как жил святой отец, что ему было интересно, и каким образом был организован быт известного протоиерея. Здесь же можно помолиться и отслужить небольшой молебен.

Квартира Иоанна Кронштадтского

Как уже было упомянуто выше, в Кронштадте жил и работал изобретатель радио Александр Попов. Здесь до сих пор находится и поддерживается в первозданном состоянии его квартира. Сюда тоже можно заглянуть «в гости» к великому ученому и узнать, каким образом ему далось его изобретение.

В Кронштадте, вообще, много музеев. Большинство из них посвящено морской славе и истории острова. Это и Музей истории Кронштадта, и Морской музей, и Музей истории Кронштадтской крепости. Даже Кронштадтский морской завод имеет свою, достаточно интересную экспозицию. В принципе, по Кроштадту просто приятно гулять, особенно летом, и любоваться окружающими пейзажами.

Обводный канал г. Кронштадта

Своеобразными достопримечательностями района являются и многочисленные форты Кронштадта. Интересно будет побывать на Водонапорной башне острова, крепостной стене, увидеть один из памятников великому царю Петру I, пройтись по чуть качающимся подвесным пеньковым мостам.

Водонапорная башня

Петр

Пеньковый подвесной мост

Из современных туристических мест можно выделить знаменитое Дерево желаний, расположенное на одной из кронштадтских аллей. Если вы напишите свое желание на бумажке, встанете спиной к дереву и попытаетесь закинуть на него бумажку, то ее невозвращение — то есть, если Дерево «примет» ваше «письмо», говорят, желание гарантированно сбудется. Есть и другая версия, более материалистичная — точно таким же образом, как и бумажку с желанием, на Дерево нужно закинуть денежку. Если примет подношение, и денежка не упадет и не вернется — Дерево исполнит мечту.

Дерево желаний

Оставьте комментарий