Знаменитые ремесленники

Народные промыслы и ремёсла издавна занимали важное место в хозяйстве России и являлись неотъемлемой частью отечественной культуры. Долгие гонения на частную собственность и мастеров-одиночек, начавшиеся после октябрьского переворота, и продолжающееся до сих пор, нанесли урон не только заводам и фабрикам, но и мелким предприятиям, на которых мастера-умельцы всей семьёй с немногочисленными подмастерьями производили штучный товар. Пресловутая «коллективизация», о которой известно по деяниям большевиков в сельском хозяйстве, нанесла удар и по кустарному производству. Недолгий период так называемой Новой Экономической Политики не в счёт – кустари были согнаны в артели, которые работали по планам «сверху». Планировались не только объём продукции, но и ассортимент. И всё – в строгом соответствии с «идеологическими установками». Для индивидуального творчества места не оставалось. Постепенно это привело к деградации многих народных промыслов. Шедевры создавались лишь для зарубежных выставок и (или) по специальным заказам. Это создавало видимость заботы государства о народном творчестве. А ведь именно в годы советской власти исчезли или оказались на грани исчезновения такие народные промыслы, как петровская глиняная игрушка (Костромская обл.), глиняная игрушка Кубани (Краснодарский край), «кайтагская» вышивка (Дагестан) и некоторые другие.

Несмотря на все зигзаги истории и пренебрежительное отношение к ручному труду, Россия – одна из немногих стран мира, всё же сумевшая сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития ряда народных промыслов. В настоящее время интерес к народному творчеству и мастерам русской школы усиливается во многих странах мира, и Россия не исключение. На основе старинных традиций и технологий народного искусства во многих городах и сёлах возрождаются народные промыслы, основываясь на мастерах русской школы ваяния и зодчества. В нашей стране возрождение народных промыслов связано не только с растущей популярностью народного творчества, но и с необходимостью его углубленного изучения и желанием сохранить для будущих поколений творения народных мастеров русской школы. Современные народные промыслы, в отличие от народного искусства прошлого, это художественные производства. Уже само их название, заменившее применявшееся ранее – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. В то же время, народные промыслы русской школы являются не просто одним из компонентов профессионального искусства, а специализированной частью декоративно прикладного искусства.

Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам. В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции. Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.

Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.

Формирование мастера, его учеба происходили по традиционной для народных ремесел последовательности: ученик – подмастерье – мастеровой – мастер первой руки – Мастер – Творец. Начиная помогать деду, отцу или близким родственникам, мальчик приобретал навыки и получал советы старших. Как правило, полученные опыт и навыки, не подвергались критике. Авторитет учителей был велик, полученные знания закреплялись в дельнейшей практике и использовались всю жизнь. Мастеровой средней руки до глубокой старости работал «как знает», «как старики говорили (делали)». Полученные от старших навыки закреплялись работой в артели, где учил и воспитывал коллектив. Через несколько лет наступало время, когда способности и характер личности превращали подмастерье в самостоятельно работающего ремесленника, который или оставался исполнителем, или становился мастером первой руки – организатором строительства известных типов построек: как домов, так и судов.

Из мастеров первой руки в артели всегда выделялся голова – «артель без вожака, что топор без держака» – а среди вожаков-профессионалов появлялись мастера-творцы, наделенные талантом развивать полученный опыт и создавать то, чего до него не было.

Из народных легенд видно, что работа мастера – это показатель верхнего предела в ремесле, которое уже переходит в творчество. Это подразумевает большую духовную составляющую труда. Легенда о строении Преображенской церкви на острове Кижи приписывает авторство Нестору, который построил храм и выбросил свой топор в воды Онежского озера со словами: «Нет, не было и не будет такой церкви». В этой фразе заключается самоотдача мастера – он вложил в строительство все свои силы, весь ум и всю душу. Подобная легенда записана в середине XIX века С. Максимовым в селе Кола. Безымянный мастер, известный строительством многих церквей по Поморью, после постройки восемнадцатиглавой церкви выбросил свой топор в реку Тулому, сказав собравшемуся народу: «Не было на свете такого мастера и не будет», после чего он уже «не брал топора в руки». Интересно, что в этой легенде сохранились слова мастера: «Я-де Богу работаю, мзды большой приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание народа «Божья мол над тобой милость святая. Все как быть надо», в благодарность «в шапку покидали денег много».

Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов. Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.

Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву. Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея. Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания. Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.
С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов. Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.

Мастера — плотники и реставраторы не только создавали среду обитания и средства передвижения, но и накапливали и сохраняли самые высокие традиции народного знания и умения, передавали свой опыт следующим поколениям. Все мастера вкладывали свою лепту в развитие ремесел, а мастера-творцы на основе знаний и природного чутья — создавали новые традиции. Работа мастеров является эталоном для остальной массы ремесленников. Они являлись носителями высокой культуры и морали, их дела оставались в памяти людей. С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа, теряются старые знания, навыки и технологические приемы.

В современный период без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров традиционные ремесла не сохранить. А если нет традиций — нет и мастеров, и как следствие мы становимся беднее, и материально и духовно, «и рвется нить времен».

Ремесло, умение делать руками или головой что-то такое, что не умеют другие. Лучше всего заниматься выяснением своих творческих или иных способностей в момент стабильности, т. е. пока есть работа и есть свободное время. Но если вы так и не использовали этой возможности до того, как вас сократили, не остается ничего другого, как заняться профориентацией, будучи уже безработным. Потому что очень кушать хочется. А продукты покупаются за деньги.

Итак, давайте сядем и вспомним, к чему такому необычному лежала у нас душа в детстве? На барабане не играли? А то можно было бы подрабатывать в каком-нибудь похоронном или свадебном оркестрике. Нет? А в изокружок не ходили? Способностей в области живописи за собой не замечали? К примеру, писать летом портреты прохожих очень неплохой заработок. Такой неплохой, что до будущего летнего сезона можно ни о чем не беспокоиться и проживать нажитые деньги. Тоже нет?

А резать по дереву? Строгать, пилить? Чтобы изготовлять уникальные по своей форме наличники на садовые домики или внутреннее оформление бань? Опять мимо? Хорошо, судомодельный или авиационный кружок в детстве не посещали? Модели судов в бутылках или самолетики, подвешенные под потолком в квартире, наверняка найдут спрос. А компьютеры? Программы для желающих учитывать свои доходы и расходы, которые уже не поддаются подсчету на калькуляторе. Даже с арифметикой напряженка?

Электроника? Знаю человека, который, совершенно не рекламируя свой товар, завален заказами на год вперед. Потому что изобрел жучки. Да не колорадские, а подслушивающие. Ничуть не хуже западных аналогов, но на порядок дешевле. Отбоя нет от ревнивых мужей и сомневающихся в своей незаменимости жен. Кстати, и просто жуки тоже приработок и ремесло. Если ценные. Или их ювелирные копии. Опять нет? Так, может, вы рыбак? И умеете изготовлять особой формы и качества уловистые крючки, блесны и мормышки? Или шить сбрую для лошадей. Этим сейчас никто не занимается, хотя лошади у населения, в том числе у очень зажиточного, имеются.

Плести корзины и мебель из лозы? Материал дармовой, цена выйдет небольшая, вид мебели экзотичный, и, значит, покупатель отыщется. А может, вы умеете определять на слух неисправность мотора автомобиля? Очень выгодное ремесло. Ничего такого не умеете? Ну кур-то разводить можете? Там никаких особых способностей лично от вас не требуется. Там все петух делает. Надо только найти каких-нибудь необычно породистых и красивых несушек. Скептически ухмыляетесь? А я знаю одну женщину, которая на таких курочках заработала дом, квартиру и машину. Потому что никто, кроме нее, в том городе таких кур предложить не мог. И она не стеснялась в цене.

А особо свирепые породы собак? Которых даже хозяева боятся. Их разведение и дрессура. Конечно, это не ремесло «собакам хвосты крутить», но люди интересуются. И значит, на этом можно зарабатывать. Что еще? Особо хитрые, сделанные в единственном числе замки. Которые не чета импортному ширпотребу. Сомневаетесь? Думаете, что куда там простому работяге до настоящей фирмы? Зря сомневаетесь. У нас умельцы находятся, которые дома, с помощью одних только молотка и напильника изготовляют действующие копии противотанковых базук. Я уж не говорю о примитивном, как швейная машинка, автомате Калашникова. А тут всего-то замок.

Разведение кактусов и аквариумных рыбок. Никому не нужны? Позвольте не согласиться. Сейчас великое множество офисов, которые мечтают чем-то отличаться от соседей. Например, золотыми рыбками. Или сверхколючим кактусом. На рыб аллергия, кактусы колются? А природные дары? Лекарственные растения? К примеру, один мой знакомый процветает, сдавая в аптеки особо редкое сырье. Я даже не о женьшене говорю. О березовом грибе чага, который от множества болезней. А просто грибы? Если сушеные. Особенно опята, которые можно в урожайные годы косой косить. И таких людей я знаю. Которые в сезон, уходя далеко в лес, собирают и сушат несколько сотен килограммов грибов. Продают их модным ресторанам и кафе и до следующего урожая горя не знают.

Пошив домашних тапочек тоже ремесло. Которые шьются поточным методом из подручных (например, из старого линолеума) материалов. И сбываются через знакомых, потому что втрое дешевле магазинных. Или приготовление пищи. Что вы говорите? Что это не более чем семейная обязанность? А я считаю, что неплохой способ зарабатывать деньги. Если, к примеру, в вашем доме снимает помещение какая-нибудь фирма. А вы в судках приносите им хорошо приготовленное первое, второе, третье и десерт. Ну кто способен отказаться от добротной, доставляемой прямо на стол пищи? Которая к тому же дешевле, чем в расположенных поблизости кафе. Способны? Отказали?

Тогда идите на рынок иди в другое не менее населенное потенциальными покупателями место. С пирожками идите. С похлебкой. Или рассолом с соленым огурцом. Если вчера был праздник. Все ходят с пирожками и похлебкой? А вы тогда с самодельными пирожными. Я сам покупал такие пирожные. И покупая, прикидывал, сколько зарабатывает эта бедная женщина за день. Если при мне за десять минут у нее ушло десять изделий. Ничего себе. А я думал, она от безысходности взялась свои кулинарные творения по базарам разносить. Ну что, продолжать перечисление? Но тогда места на все остальное не останется. Потому что список ремесел неисчерпаем.

И чтобы не отыскать в нем свою нишу, надо быть слепоглухонемым, безного-безруким инвалидом. Или очень ленивым и инертным человеком. А если не ленивым и не инертным и если думать, то можно зарабатывать даже с помощью обыкновенной табуретки. На которой предлагать посидеть уставшим от долгого хождения прохожим. Усмехаетесь? А между прочим, зря усмехаетесь. Это не издевка, а факт, приведенный в газете «Труд». Именно так прирабатывал на челябинских рынках один пенсионер. Он приносил табурет и навешивал на нее табличку — «Посидеть одну минуту — 10 копеек». И желающие находились. И садились. И платили согласно таксе. Потому что недорого, а ноги не чужие. Таким образом пенсионер имел неплохой приварок к пенсии.

Так что думайте и ищите возможность зарабатывать деньги, предлагая тот товар, ремесло и те услуги, до которых другие не додумались. Как найти сбыт своей продукции или услуг? Проще простого. Давайте систематическую информацию в газетах бесплатных объявлений. Или покажите товар лицом. Например, украсьте свой садовый домик теми наличниками, которые предлагаете населению. Или прогуляйтесь с той собакой. Покупатель сам подойдет к вам. Привлеките к рекламе всех своих родственников и друзей. Вам достаточно «зацепить» лишь несколько покупателей, чтобы информация пошла дальше. От уха к уху. Если, конечно, ваш товар интересен. Более действенной, чем сплетня, рекламы не бывает. Даже если ее прокручивать по Центральному телевидению.

В общем, все не так безнадежно, как кажется. Если есть руки и голова, жить можно. Даже в гораздо более тяжелое время. Даже во время войны и повального голода.Так жили умельцы, изготовлявшие зажигалки и прочий необходимый ширпотреб в гражданскую. Так жили слесари, клепавшие печки-буржуйки в умирающем от голода блокадном Ленинграде. Так выживали в лагерях умельцы-зэки, вытачивающие из случайного куска железа ножи.

Ищите то ремесло, что вы умеете делать сами. И тогда вы, возможно, до конца жизни будете обеспечены работой и избавлены от наемного труда. И вас никто не сможет сократить. Потому что вы сами над собой будете главным начальником. Ну а если и такой вариант решения финансовых проблем не проходит, остается искать работу, меняя географию. Крайняя возможность. Потому что покидать дом и семью очень не хочется. Но когда другого выхода нет.

По материалам книги «Школа выживания в условиях экономического кризиса».
Андрей Ильичев.

– Ваша мастерская специализируется на изготовлении всевозможных эксклюзивных предметов и на сегодняшний день на этом рынке является, наверное, самым крупным в России объединением уникальных специалистов различного профиля. А с чего мастерская начиналась, и как вообще появилась идея её создания?

Сергей (С): Мысли организовать собственный бизнес появились на последнем курсе института (мехмат МГУ), хотя до их воплощения дело тогда так и не дошло. После окончания вуза я устроился в крупную компанию, где была перспектива сделать неплохую карьеру. Правда, не прошло и трёх недель, как я уволился: волчьи отношения в коллективе и полное отсутствие уважения между сотрудниками меня не устраивали.

С другой стороны, мне всегда нравилось работать руками, и я серьёзно увлекался историей. Как-то я даже купил лист стали и сделал из него шлем. А потом ещё два – друзьям, участвовавшим в ролевых играх. В результате после ухода из компании я подбил своего друга Петра профессионально заняться изготовлением стальных шлемов. Мы сняли гараж, набрали по знакомым заказов, и дело завертелось. Примерно шесть лет мы занимались исключительно доспехами. Росли сами как мастера и работали с учениками. Кто-то из них потом уходил, кто-то оставался. Сама мастерская тоже развивалась и расширялась. К первому гаражу добавился второй, потом третий, а затем мы перебрались на большие площади в бывший корпус авиационного завода подшипников. С развитием мастерской и расширением состава мастеров расширялся и ассортимент продукции, которую мы могли изготавливать.

В какой-то момент мы заинтересовались технологией вакуумной штамповки пластика и примерно в то же время познакомились с Дмитрием. Вскоре он присоединился к нашей команде и привнёс много свежих идей.

Дмитрий (Д): В те дни я был руководителем крупной компании, занимавшейся производством компьютерных игр, но со временем планировал организовать собственный бизнес, вкладывался в различные стартапы. Несколько лет вынашивал планы заняться изготовлением сложных пластиковых костюмов по мотивам компьютерных игр. Была идея сдавать их в аренду на различные мероприятия. Швейных мастерских в городе было много, а вот подобные костюмы практически никто не делал. В результате я познакомился с ребятами, у которых была кузница по изготовлению исторических доспехов, и на её базе мы организовали линию вакуумной штамповки. Какое-то время кузница была для меня своеобразным хобби, в которое я инвестировал какую-то часть из зарабатываемых мною денег. Но несколько лет назад я уволился из всех мест, где работал, и целиком сосредоточился на мастерской.

C: Сегодня мы работаем с очень широким спектром материалов: металлами, пластиком, деревом, кожей, различными композитами и электроникой. Правда, сам я сейчас занимаюсь по большей части административными вопросами, а Пётр сосредоточился исключительно на латах. Он, без сомнения, входит в число десяти лучших мастеров мира. К сожалению, а, может быть, и к счастью, он в основном работает на европейских, американских и канадских заказчиков. После падения курса рубля примерно 80% заказов на доспехи идёт из-за рубежа, хотя раньше своих изделий за границу мы не продавали. Для иностранного потребителя они были слишком дороги, а продавать им что-то по ценам ниже, чем в России, было невыгодно нам.

Пётр Поляк – сооснователь мастерской «Кречет», один из лучших мастеров мира по изготовлению исторических доспехов.

– Как вы всему этому научились? Ведь раньше кузнецами становились, пройдя долгий путь подмастерья. Теперь же все традиции оказались утрачены.

С: Когда мы только начали заниматься доспехами, уровень выполнения работ был, естественно, невысок, причём не только у нас. Мы выяснили, что практически вся продукция, которую представляют аналогичные мастерские на рынках России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Литвы, не соответствует никаким стандартам: латы даже не были похожи на те, что стоят в наших музеях. На постсоветском пространстве мы не нашли ни одного мастера высокого уровня. Если таковые и были, то общественность о них не знала.

Тогда мы стали изучать музейные фотографии и представленные в Эрмитаже и Оружейной Палате образцы доспехов. Пробовали делать их самостоятельно, но всё равно каждый раз получалось что-то не то. Прорыв случился, когда на YouTube мы натолкнулись на серию видеостатей Эрика Дюбе, одного из величайших европейских мастеров современности по изготовлению доспехов. Изучив их, мы стали стремиться делать что-то похожее, начали отрабатывать технологии.

Сейчас наше производство доспехов технологически почти идентично тому, которое существовало в средние века, за исключением разве что процедуры нагрева. Её мы осуществляем с помощью газовых горелок, а не в горне – просто потому, что так получается в три-четыре раза дешевле. А в остальном – всё то же самое: похожие молотки, похожие наковальни, похожий прикладной инструмент – как на старинных гравюрах и фотографиях разбора старых кузниц. Отмечу также, что уже к середине XV века произошло разделение труда: изготовление сырья из крицы (крица – это кусок железа, полученный при обработке руды или чугуна) производилось в отдельных мастерских на водяных приводах. Так что кузнецы, которые специализировались на изготовлении доспехов, уже не занимались производством сырья, а тоже, как и мы, работали с покупным листовым прокатом. Прокат современный, естественно, намного лучше, прежде всего из-за однородности качества по всему листу.

Одна из работ Петра Поляка

Д: Ещё один серьёзный прорыв произошёл тогда, когда наши костюмы попали на вывески мероприятий «ИгроМир». Заказы, связанные с изготовлением костюмов для различных игровых вселенных, потекли рекой. Вслед за ними потянулись квесты – те самые «комнаты», из которых, ориентируясь на подсказки, игроки пытаются выбраться на свободу. Их запрос был вполне понятен: собрать средневековый замок из мебели от Ikea невозможно, как невозможно сделать стимпанк из бумаги и картона. Другими словами, речь шла о сложных дизайнерских направлениях, по которым в принципе не существовало готовых изделий. Мебельщики говорили, что это не их профиль и предлагали ориентироваться на свои каталоги. Сварщики же утверждали, что могут сделать только что-нибудь квадратное, ну или, в лучшем случае, круглое. Короче, получилось так, что у нас на тот момент была самая высокая квалификация, необходимая для изготовления тех вещей, которые требовались заказчикам. Под каждый проект из компании подбирались нужные люди, разрабатывался дизайн, придумывалась всевозможная инженерия. Мы «штамповали» эти комнаты одну за другой, но каждая из них являлась совершенно уникальным произведением. Так мы стали палочкой-выручалочкой для целого ряда конкурирующих компаний. Квесты – разные, владельцы – разные, франшизы – разные, а производитель комнат у всех один и тот же. Подобная нагрузка дала нам возможность очень сильно продвинуться и в инженерии, и в разработке, и, конечно, непосредственно в изготовлении.

Сейчас к нам приходят уже совершенно разные заказчики, вплоть до крупных автоконцернов. Совсем недавно для одного из них мы делали огромные выставочные конструкции сложной формы. Опять же, существует множество компаний, которые занимаются подобными вещами, но все они предлагают собирать готовые формы из имеющихся модулей. Говорят: «Мы уже 10 лет на рынке ивента, поэтому рекомендуем вам использовать такое-то решение – в прошлом году оно отлично сработало у вашего конкурента; берите его в аренду – так дешевле». Но ведь заказчик хочет выделиться, быть ярче. Да, это дороже, но зачастую только это и срабатывает.

Костюм спейсмарина для вселенной Вархаммер, изготовленный в мастерской «Кречет».

– Учитывая специфику вашей мастерской, вы, наверное, не можете просто разместить вакансию и ждать, когда к вам в дверь постучится новый Левша. Как вы ищете сотрудников? Или каждого приходится обучать с нуля?

С: Бо́льшая половина из тех, кто к нам приходил, не имела особой квалификации. Но если у кого-то и был опыт работы в кузнице, его тоже нужно было переучивать – готовых специалистов по нашему профилю не было.

С течением времени наш подход к обучению изменился. Первое время мы пытались учить делать какое-то изделие целиком, от начала и до конца. Но получалось плохо, в том числе и потому, что мы сами ещё толком ничего не умели. Тогда мы перешли к другой системе: когда появлялся новый ученик, мы сажали его на подсобные работы, например, на шлифовку, слесарную обработку, вытачивание деталей напильником, сборку некоторых вещей. В процессе этой работы мы давали ему и какие-то дополнительные задания, например, сделать элементы доспеха из обычной мягкой стали.

Года через три мы совместили оба подхода: одних стали брать на подсобные работы, других – сразу обучали изготовлению элементов доспеха, вначале не очень сложных и тоже из мягкой стали: защита руки, колено или какая-то часть шлема. Если всё получалось, ученику давался реальный заказ, который он делал уже из углеродистой стали. Поначалу всё это происходит очень медленно. При обучении человек в любом случае совершает множество ошибок. Даже если что-то можно легко объяснить, ему всё равно нужно выработать моторику движений (банально – удары молотком), пропустить через себя технологии, сделать своими руками не один десяток образцов.

Мы с Петром неоднократно анализировали эту тему и пришли к выводу, что наш период обучения, а мы самоучки, составил около пяти-шести лет. Но поясню ещё один момент. В латном гарнитуре есть четыре основных типа вещей: защита кисти, защита головы, защита корпуса и защита конечностей. У каждого из этих типов есть свои нюансы. И если мы сами за шесть лет научились делать абсолютно всё, то других мы учим чему-то конкретному: одного – делать перчатки, другого – латные руки и ноги, третьего – шлемы, ну а четвёртый делает только корпус. Обучить человека работать с одним типом значительно проще и быстрее. Когда ученику надоедает делать одно и то же, мы, конечно, даём возможность пробовать что-то другое. У него в любом случае к тому времени основной опыт в руках уже накапливается, он понимает, как и где металл себя ведёт, какие молотки использовать и как ими правильно бить.

– Работа в офисе, в том числе из-за неприемлемых для вас отношений между сотрудниками, оказалась вам не по душе. А как сейчас складываются отношения в вашем коллективе?

Д: Важно, что сформировалась мастерская на желании получать удовольствие от работы: от людей, с которыми ты сотрудничаешь, от проектов, которые ведёшь, и от клиентов, с которыми взаимодействуешь. Комфортно должно быть каждому, каждый должен быть на своём месте, работать в своём графике, заниматься тем материалом, который ему нравится. Нам важно заработать не количество нулей, а важна сама история получения этих денег: понимание того, что каждый рубль получен честно, интересно и весело. В том числе и благодаря этому за последний год, несмотря на кризис, мы увеличили и площади мастерской, и обороты, и количество сотрудников – почти в два раза. При этом совершенно неважно, чем мы заняты – главное, что мы заняты этим единым коллективом. Мы можем переползать с рынка на рынок, но непременно всей командой. В отличие от бизнеса, который работает с линейкой продукции, мы в первую очередь работаем с нашими клиентами и нашими людьми.

С: А отношения в коллективе у нас действительно достаточно неформальные. У нас нет такой оппозиции как «я начальник – ты дурак», которую можно встретить во многих других компаниях. Мы лояльны к коллективу, а коллектив лоялен к фирме.

При этом все сотрудники «Кречета» имеют одно принципиальное отличие от среднестатистического офисного работника – они напрямую связаны с результатом своего труда. Пот, тяжёлая работа, пыль – это трудно, но зато ты видишь конкретный материальный результат своей работы и чувствуешь эмоциональное удовлетворение, когда сдаёшь работу заказчику. Многие из тех, кто пришёл к нам работать, говорят именно об этом – о своём понимании того, что они делают, и о возможности привнести в этот мир что-то хорошее.

Под каждый новый проект наша команда пересобирается заново. Кто-то лучше работает с металлом, кто-то – с деревом, кто-то – с кожей. Задачи возникают тоже разные. Как следствие – разная загрузка. Однако мастера, которые специализируются на изготовлении доспехов, заняты постоянно – заказы у них расписаны на полгода-год вперёд.

Д: Иногда мы привлекаем внешних специалистов из других фирм. Речь идёт о мастерах очень узкой специализации. Это могут быть, например, ювелиры или сварщики высокой квалификации.

– Какие люди обращаются к вам с заказами? Что и для чего они заказывают?

С: Первыми нашими заказчиками были в основном реконструкторы – люди, которые занимаются историческим фехтованием. И мы до сих пор периодически выполняем заказы такого плана, в том числе большое количество работ отправляется зарубежным клиентам. Реконструктор – это конечный потребитель, который заказывает изделие для себя. Кто-то имеет представление о том, какие конкретно латы он хочет, а кто-то говорит так: «Мне по мотивам конца XIV века нужны ноги, руки, бригантина и шлем, в общем, чтобы я мог драться и меня не убили». Очень близкий типаж – это косплееры и ролевики. Главные требования у них очень схожи: им нужен определённый внешний вид изделия. Чаще всего что-то из компьютерной игры, атрибут какого-нибудь киноперсонажа либо какая-то дизайнерская разработка определённого образа, например, что-то по мотивам произведений Толкиена или герой из вселенной Вархаммер. Человек приобретает такое изделие для себя, является его конечным потребителем и деньги на нём зарабатывать не планирует. Клиенты данного типа обычно готовы потратить столько, сколько могут на это выделить. Человек может зарабатывать относительно небольшую сумму, но при этом заказать очень дорогое изделие просто потому, что он его хочет. Чаще всего у таких заказов достаточно большие сроки изготовления, спешки здесь не бывает.

Второй тип клиентов – это заказчики реквизита для театра, кино и шоу-программ. Они заказывают различные изделия для своей профессиональной деятельности и планируют на этом зарабатывать деньги. У них, как правило, существуют ограничения по бюджету, так как проект должен не только окупиться, но и принести прибыль. В случае с театрами и кино мы в основном работаем с художниками по костюмам или с художниками по реквизиту. Иногда они предоставляют эскизы, но бывает, мы и сами работаем как художники или дизайнеры. Пару раз мы сталкивались с настолько неопытными съёмочными группами, что о мире кино они знали даже меньше, чем мы. В таких случаях мы можем даже что-то подсказать, направить.

Мастера из «Кречета» способны удовлетворить запросы любого профессионального художника по костюмам. Человек-танк для игры World Of Tanks и Погонщик рабов для сериала «Тайный Город».

Третий тип – это заказчики оборудования для квестов. Они чаще всего очень стеснены в средствах. При этом уровень квестов в Москве сейчас очень высокий, а значит, продукция должна быть соответствующего качества. Зачастую техзадания у такого клиента нет, как нет и инженерной составляющей. Бывает, нет и готового помещения, куда будут встраиваться заказываемые устройства. По опыту скажу, что реализация таких проектов очень часто растягивается на достаточно длительный срок.

Четвёртый тип заказчика – это рекламщики. Они заказывают у нас различные металлоконструкции: выставочные входные группы, различные экспонаты и устройства для их подвешивания и установки. С подобными заказами и работать достаточно интересно, и деньги платят неплохие. Но сроки обычно очень сжатые. Это нивелируется тем, что есть чёткое представление о проекте, о его назначении, материалах, требованиях. То есть имеется вся необходимая входящая информация.

Д: Большинство наших заказчиков – это люди, которые хотят создавать что-то новое, уникальное. Им неинтересно брать что-то уже готовое, сделанное в Китае или даже в Италии. У них есть своя идея, которую они хотят воплотить в жизнь.

Часто к нам в «Кречет» приходят те, кому уже дали отказ во многих других мастерских из-за чрезмерной оригинальности их заказа. Приведу пример. Звонит клиент: «Знаете, мне очень сложно сформулировать свой запрос, но мне рекомендовали обратиться к вам. Мне нужно сделать ядерный чемоданчик с тикающими часами для проведения мероприятия». Отвечаю: «Да, конечно, это типовой заказ». Он говорит: «Что, правда? Вы не смеётесь?» Я говорю: «Нет. Я полностью понимаю, что и как сделать. Приезжайте, обсудим дизайн и сделаем в течение пары-тройки недель». Человек практически в шоке: «Мне все говорят, что это невозможно, и никто не хочет этим заниматься. А тут за 30 секунд телефонного разговора вы говорите, что можете это сделать. Я не понимаю, кто вы и какая у вас специализация».

С: Аналогичная история. Звонит дама и спрашивает: «А вы можете сделать перкуссионную установку из кастрюль?» Мы: «Конечно, можем, только нужно определиться с подбором нот. В нашем коллективе есть музыкант, который может с этим помочь». Она недоумевает: «Что, правда, сделаете?».

Клиенты с нестандартными заказами практически никогда не способны предоставить даже простую конструкторскую документацию, не говоря уже о полноценном техзадании или проекте. Мы к этому уже давно привыкли – можем сами разработать всю техническую часть и решить проблемы клиента.

Д: От заказчика нам достаточно получить текстовое описание того, что должно делать изделие, как оно должно работать, как выглядеть, какие габаритные размеры иметь. Иногда нам предоставляют эскизы. Мы, как конструкторы, превращаем эскизы в чертежи, описываем, как и из каких материалов будем делать заказ. Кроме того, необходимо определить, как решается задача изделия. Например, может потребоваться, чтобы люди прыгали по нему в течение месяца, и оно не сломалось. Так возникает проект, который передаётся технологу. В процесс работы технолога конструктор уже не вмешивается. В какой очерёдности делаются шаблоны и происходит сборка сварных соединений – технолог определяет сам. Некоторая свобода творчества должна быть на каждом этапе и у каждого сотрудника. Если мастеру чётко сказать, что делать и как делать, то он превращается в робота-исполнителя. Над ним зависает дамоклов меч неудовлетворённости: «Я не принимаю решений, я не несу ответственности». Для завода и бизнеса это типичная история. Но в условиях, когда нужно формировать команду, которая постоянно решает новые креативные задачи, постоянно готова к развитию, надо оставлять большое место для творчества на каждом этапе создания изделия. Например, человек, который должен отрезать 20 тысяч одинаковых заготовок, придумывает, как оптимизировать снятие фасок, чтобы за день сделать гораздо больше. Если у него при этом ещё и сдельная оплата труда, то есть он получает деньги только за результат, то у него возникает внутренняя стимуляция, чтобы в единицу времени заработать больше.

– Рассказывая о производстве доспехов, вы упомянули, что в отличие от старых мастеров вместо горна применяете горелки. А какие-то другие современные технологии в кузне XXI века используются?

С: При необходимости мы используем и лазерную резку, и гидроабразив, и трёхкоординатный фрезер, и 3D-принтеры. Здесь мы исходим чисто из экономической целесообразности. Многие вещи вручную делать дешевле, но если что-то выгоднее вырезать на гидроабразиве, то мы режем на гидроабразиве. Естественно, полноценный станочный парк такого плана ставить себе мы никогда не будем – это дорого. Поэтому такие работы нам проще отдать на аутсорсинг.

Например, сделать мастер-форму под штамповку можно разными способами: напечатать на 3D-принтере или отфрезеровать на пятикоординатном фрезере из алюминия, как это делается для промышленных экструдеров. Если необходимо внести корректировки, то мастер-форму приходится делать заново. И стоит всё это, конечно, огромных денег. Напомню, что в основном мы имеем дело с малосерийными или даже единичными изделиями, в процессе изготовления которых заказчики очень часто просят внести определённые изменения. Костюм – это анатомия и эргономика, поэтому работать с металлом здесь проще вручную: где-то отрезать болгаркой, где-то подварить, где-то ударить молотком. Железку можно приложить прямо к человеку и прикинуть, как она будет на нём сидеть. Не нужно даже проводить пробных штамповок. При создании костюмов именно по стальной форме видны все нюансы. И всё можно понять, оценить и очень оперативно внести коррективы – быстро и максимально дёшево. Поэтому доля ручного труда у нас была и всегда будет высокой, причём отнюдь не только при изготовлении доспехов.

– Каким вы видите будущее мастерской «Кречет»? Чем ещё хотелось бы заняться и есть ли перспективы для развития?

С: Чем бы мы ещё хотели заняться, но до чего пока не доходят руки, так это интерьеры: мебель, освещение, различные аксессуары. Есть интересные идеи относительно изделий в стиле 20-х, 30-х, 40-х годов XX века. На самом деле всё это связано с именем Николы Теслы. Однажды для квеста «Тайна Теслы» мы сделали устройство под названием «Машина времени». Грубо говоря, это был шкаф футуристического вида в стиле ретро-футуризма. Кроме того, мы изготовили механизм под названием «Лестница Иакова»: два медных электрода, расходящиеся по кривой. В самом низу, там, где они крепились к источникам тока, зазор между ними был минимальным и составлял порядка двух-трёх сантиметров, а выше он увеличивался. Электроника, разработанная инженером, давала очень интересный эффект. Представьте: проскакивает разряд, проходит снизу доверху, с небольшим треском лопается и опять уходит вниз. Такого же плана устройство можно сделать в виде вращающегося круга из медной проволоки или медного прута, у которого по бокам с трёх или с четырёх сторон есть электроды, которые приближаются, отдаляются, и тоже дают разряд. В таком стиле можно сделать, например, часы. Интересные эффекты дают световые колбы, наполненные разными инертными газами, а посередине имеющие катушку с электродом. Если поднести катушку под напряжение, то от этого электрода в колбе возникают очень красивые разряды, цвет которых может быть самым разнообразным, в зависимости от наполнения. Это устройство также было сделано для квеста «Тайна Теслы».

Все эти штуки можно делать и для использования в домашнем интерьере. Исходя из нашего опыта, можно с уверенностью сказать, что спрос на них будет очень высоким.

А ещё у нас есть один мастер, который уже около 20 лет работает в достаточно уникальной технике – он умеет варить и наплавлять цветные металлы: медь, латунь. Занимается он освещением – изготовлением бра и люстр.

На этом поприще мы пока ещё не сильно известны, да и не очень активно им занимались. Но это то, что нам действительно интересно: работа с освещением, с мебелью, интерьерами. Делать хай-тек в чистом виде мы не хотим, но вот что-то типа винтажа, элементов классики, модерна – всё это нам подвластно.

Подпишитесь на eRazvitie.org в Фейсбуке и ВКонтакте, чтобы не пропустить новые материалы.

18 октября 2010 г. 13:32

Постановление подписал Губернатор края Александр Карлин.

В соответствии с законом края и на основании решения комиссии почетное звание «Народный мастер Алтайского края» присвоено гончару Виталию Гычеву, резчику по дереву Сергею Колесникову, резчику по кости Александру Мартынову, резчику по дереву Сергею Мозговому и резчику по бересте Виктору Романову.

Напомним, всего на присвоение почетного звания претендовало 14 человек. «Мы ожидали, что в первый год проведения конкурса заявится большое количество известных и профессиональных мастеров. — отметил начальник краевого управления по культуре и архивному делу Анатолий Ломакин. — И конечно, многие из них достойны носить это почетное звание. Но законом предусмотрено, что ежегодно звание может присваиваться не более 5 кандидатам. Поэтому, другие известные в крае мастера, смогут вновь поучаствовать в конкурсе в следующем году».

Торжественное награждение победителей запланировано на ноябрь. Каждый мастер получит диплом, удостоверение о присвоении почетного звания, а также денежную премию в размере 50 тысяч рублей.

Стоит отметить, что имена победителей в крае известны достаточно широко. Так, Виталий Гычев занимается гончарным искусством более 15 лет. Он — постоянный участник всероссийских, региональных, краевых и городских выставок. Его работы находятся в фондах Алтайского краеведческого музея и Государственного художественного музея Алтайского края. В мае 2010 года Виталий Гычев вместе с другими мастерами демонстрировал свое искусство во Франции.

Виктор Романов – член Союза художников России, единственный в крае носит звание народный мастер России. С 2000 года, переехав на Алтай, Виктор Романов занимается возрождением искусства обработки бересты. По его инициативе при центре детского творчества Барнаула создано объединение «Береста Алтая», где он передает свой уникальный опыт молодежи.

Работы мастера хранятся в музеях Алтайского края, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Кемерово, Улан-Удэ, Читы, и частных коллекциях России, США, Германии, Египта, Монголии и других стран.

Работы Сергея Мозгового украшают не только коллекции музеев, но и улицы городов и сел Алтайского края. Бывший хирург-травматолог уже более 20 лет занимается скульптурой. Сергей Мозговой использует в своем творчестве самые различные материалы: кость, глину, бетон, искусственный камень. Но основным материалом для художника является дерево. Улицы городов и сел украшают более 100 парковых скульптур мастера, выполненных из дерева и бетона.

Мастер Александр Мартынов с 1997 года живет и работает в Бийске. Он занимается художественной резьбой по бивню мамонта около 20 лет.

Работы мастера известны во многих странах мира и хранятся во многих художественных коллекциях России, Кореи, США, Израиля, Германии, Польши. Александр Мартынов является руководителем Бийского Союза ремесленников.

Резчик по дереву Сергей Колесников работает в профессиональном училище №16 г. Барнаула. Он осуществляет квалифицированную подготовку рабочих по профессиям «Резчик по дереву» и «Мастер столярного и мебельного производства».

Среди последних проектов Сергея Колесникова – восстановление церкви великомученицы Екатерины в с. Сростки. Под его руководством учащиеся изготовили иконостас, престол, жертвенник, царские врата, северные и южные врата.

Cправка: Закон о присвоении почетного звания «Народный мастер Алтайского края» принят в 2009 году. Он направлен на оказание поддержки мастерам народных художественных промыслов и ремесел. Общественное признание и престижное звание сопровождает и материальное вознаграждение: мастерам вручат премию в размере 50 тысяч рублей. Претендовать на звание могут мастера-ремесленники, которые не менее 5 лет работают в этой области на территории Алтайского края. Их произведения должны отличаться высоким художественным уровнем. Кроме того, претенденты на звание должны вести активную деятельность по пропаганде народной культуры и искусства Алтайского края, подготовке и воспитанию учеников, а также участвовать в различных конкурсах, выставках и ярмарках.

Оставьте комментарий